Проективные методы изучения переживаний

Раздел 2. Переживания личности как предмет практической работы психолога

Тема 4. Методы и методики изучения переживаний.

Проективные методы изучения переживаний.

Интервью и его возможности в изучении переживаний.

Проективные методы изучения переживаний.

Одна из великих загадок, занимающая человечество уже несколько столетий – улыбка Моны Лизы Леонардо да Винчи. Кто-то видит в ней саму нежность и доброту, другим она кажется ироничной усмешкой, а третьим – хитрой ухмылкой. Каждый находит в улыбке Джоконды что-то свое.

А Вы? Какие у Вас возникают ощущения, мысли, когда Вы смотрите на картину мастера? Как Вы думаете, что скрывает героиня портрета за своей загадочной улыбкой? Смех, нежность, любовь, иронию, спокойствие, скорбь, скуку? Что-то еще?

Будет ли когда-либо найден ответ на вопрос: какая эмоция на самом деле прячется за улыбкой Моны Лизы? Да и так ли это важно? Наверное, нет, поскольку произведение Леонардо потому и живет так долго, занимая умы миллионов людей, что позволяет огромное множество интерпретаций.

Вот вам и пример спонтанной – назовем это так – проективной методики. Как известно, что бы человек ни говорил, он говорит о себе. Данный психологический феномен, говоря упрощенно, взят за основу метода проекции.

 

Проективные техники относятся к малоформализованным методам: проективные техники, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание. Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности. Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов.

Положительными сторонами данных методов выступают:
— гибкость и вариативность психодиагностической процедуры;
— возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию;
— высокая эффективность при изучении изменчивых явлений;
— стремление к всестороннему описанию личности.
В качестве недостатков необходимо отметить следующее:
— субъективизм диагностических суждений;
— сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога;
— значительные временные затраты на их проведение;
— непригодность для проведения групповой диагностики (кроме наблюдения).

3 стр., 1092 слов

13.Проективный метод и проективные методики в психодиагностики

13. Проективный метод и проективные методики в психодиагностики. Истоки: Гальтон: ассоциации свободными не являются, они определяются опытом. Юнг: тест, позволяющий выявить скрытые переживания – комплексы неполноценности личности. Он считал, что все галлюцинации вызваны активностью комплекса, чья сила идёт от эмоций человека. Они влияют на способность человека формировать идею. Он разработал тест, ...

Проективный метод является промежуточным по своему статусу между психологическим измерением (тестирование) и анализом продуктов деятельности. Процедура применения любой проективной методики такая же, как и любого другого психологического теста. Испытуемому дается инструкция выполнить определенное задание: нарисовать картину, составить рассказ по рисунку, дополнить предложение. Экспериментатор управляет его действиями (ведет беседу, предъявляет задания).

Однако, в отличие от традиционного тестирования, акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации продуктов деятельности испытуемых.

Все проективные тесты сближает ряд признаков:
— неопределенность материала или инструкции к заданию;
— «открытость» множества потенциальных ответов – принимаются все реакции испытуемого;
— атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;
— измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.

Человеку сложно точно выразить словами то, что он чувствует. Понять собственные переживания мешает внутренний контроль, предубеждения, социальные установки, защитные механизмы. Именно в тех ситуациях, когда мы имеем дело со сложностями выражения переживания, проективные методы приносят огромную пользу.

Обращение к проективным методам обеспечивает достоверный диагностический смысл. Они показывают психологу не только проблемы человека, но их «субъективную историю». Но не менее значим и терапевтический смысл. Во-первых, во время работы с методиками, человек во многом освобождает свое внутреннее пространство, и эти переживания становятся предметом внешнего пространства, которое связывает его и психолога.

Теоретические истоки проективных методик находятся, прежде всего, в ассоциативной психологии и психоанализе. Согласно ассоциативной психологии ведущим принципом организации сознания является ассоциация. Данное положение послужило основой возникновения специальной методики — теста свободных словесных ассоциаций, систематизированного Френсисом Гальтоном (1822-1911).

14 стр., 6653 слов

ТЕСТ _ПСИХОДИАГНОСТИКА

... конститутивным проективным методикам * экспрессивным проективным методикам аддитивным проективным методикам Тест Сонди относится к * импрессивным проективным методикам аддитивным проективным методикам экспрессивным проективным методикам Импрессивные проективные методики – это методики, предполагающие структурирование, оформление стимулов, придание им смысла * методики, предполагающие предпочтение ...

Применяя эту методику, экспериментатор по очереди открывал испытуемому список из 75 слов, предлагая ему отвечать на слово-раздражитель первой пришедшей в голову ассоциацией. Время ответа фиксировалось с помощью секундомера. Авторы при создании теста преследовали двоякую цель: получить средство для выявления нарушений в мыслительных процессах и рассмотреть области значимых внутренних конфликтов.

В психоанализе основным понятием выступает «бессознательное». Бессознательное — сфера коллективной или индивидуальной психики, характеризующаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие этой действительности и отношение к ней субъекта в данный момент в сознании не актуализируются.
Содержащиеся в бессознательном глубинные тенденции личности в эксперименте могут проявиться, если сознание испытуемого направить на решение особых заданий, характер стимульного материала которых снижает (или нейтрализует) тенденцию критического оценивания своих действий с точки зрения социальной желательности. В этой связи методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, двусмысленный незавершенный текст, неоднозначную ситуацию, проективную роль и т.п.).
Таким образом, специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление, прежде всего, субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых переживаний».

2 стр., 704 слов

Методики, используемые на группе.

Групповая психотерапия – что это? Собственно психотерапия – это методика немедикаментозного воздействия (словом, поступками, обстановкой) с целью лечения или коррекции его поведения. Впервые такой термин ввел английский врач Д.Х. Тьюк в книге «Иллюстрация влияния разума на тело», одна из глав которой называлась «Психотерапия». Свое распространение метод психотерапии получил в конце 19-го века в ...

Применение проективных методик требуют высокой профессиональной подготовки и развитой интуиции психолога, проводящего обследование.

Различают следующие группы проективных методик:
— конститутивные проективные методики – группа методик, предполагающих структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции);
— конструктивные проективные методики – методики, предполагающие создание из оформленных деталей осмысленного целого (МАР, тест мира и его разнообразные модификации);
— интерпретативные проективные методики – группа методик, предполагающих истолкование испытуемыми какого-либо события, события (ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди);
— аддитивные проективные методики (или методики дополнения) – группа методик, предполагающих завершение предложения, рассказа, истории (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга);
— экспрессивные проективные методики – группа методик, предполагающих изучение экспрессивных проявлений активности человека. Объединяют методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения и др., а также методики изучения продуктов творчества: рисование на свободную или заданную тему (тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К.Коха, тест рисования дома и т.д);
— катартические проективные методики – группа методик, предполагающие осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама, проективная игра);
— импрессивные проективные методики – группа методик, предполагающих предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Сегодня возрастает интерес к созданию картины «личности как целого». Ясно, что проективные методики не стремятся к завершенной формулировке личности в целом, поскольку это на самом деле представляет невыполнимую задачу, а скорее стремятся дать ряд значимых описательных утверждений о личности, которые могут оказаться полезными для специфических и часто довольно узких намерений.

 

2 стр., 678 слов

Тесты, анкета, интервью

курса, 7 группы, специальности социальная педагогика Дорогой друг! Прошу вас выполнить тест приведенный ниже. Вам необходимо выбрать один вариант ответа: а); б) или в). После подсчета результатов, я узнаю общительный ли ты человек.Тест: «Общительный ли ты человек?» 1. Представь: ты новичок в группе, садишься за стол и слышишь: «Эй, здесь вообще-то сижу я». Твоя реакция? а) Возьму сумку и уйду за ...

 

Проблема формализации переживаний. Объяснение через редукцию. Понимание и объяснение. Объекты проективности переживаний и различные формы жизнедеятельности. Виды проективных методов и возможности каждого из них в изучении переживаний. Обобщение результатов и интерпретация данных. Научная и психотерапевтическая ценность интерпретации.

4.2 Интервью и его возможности в изучении переживаний.

 

 

Общая характеристика интервью. Этапы, особенности проведения интервью, способы обработки записей интервью и интерпретация результатов. Классификация интервью, возможности и ограничения различных видов интервью. Нарративное интервью. Монологическое интервью.