Проективные методы изучения переживаний

Раздел 2. Переживания личности как предмет практической работы психолога

Тема 4. Методы и методики изучения переживаний.

Проективные методы изучения переживаний.

Интервью и его возможности в изучении переживаний.

Проективные методы изучения переживаний.

Одна из великих загадок, занимающая человечество уже несколько столетий — улыбка Моны Лизы Леонардо да Винчи. Кто-то видит в ней саму нежность и доброту, другим она кажется ироничной усмешкой, а третьим — хитрой ухмылкой. Каждый находит в улыбке Джоконды что-то свое.

А Вы? Какие у Вас возникают ощущения, мысли, когда Вы смотрите на картину мастера? Как Вы думаете, что скрывает героиня портрета за своей загадочной улыбкой? Смех, нежность, любовь, иронию, спокойствие, скорбь, скуку? Что-то еще?

Будет ли когда-либо найден ответ на вопрос: какая эмоция на самом деле прячется за улыбкой Моны Лизы? Да и так ли это важно? Наверное, нет, поскольку произведение Леонардо потому и живет так долго, занимая умы миллионов людей, что позволяет огромное множество интерпретаций.

Вот вам и пример спонтанной — назовем это так — проективной методики. Как известно, что бы человек ни говорил, он говорит о себе. Данный психологический феномен, говоря упрощенно, взят за основу метода проекции.

Проективные техники относятся к малоформализованным методам: проективные техники, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание. Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности. Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов.

3 стр., 1027 слов

Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, консультантов ппс ппп методы и приемы изучения профессиональных намерений старше

... для школьных психологов, классных руководителей, консультантов ППС ППП МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ г.о. Новокуйбышевск 2009 Печатается по ... письменные – анкетирование, устные – беседа); 4) обобщение результатов работы (деятельности), тестирование (проективное – объективное, субъективное и коррекционное, развивающее). Эксперимент в отличие от наблюдения ...

Положительными сторонами данных методов выступают:
 — гибкость и вариативность психодиагностической процедуры;
 — возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию;
 — высокая эффективность при изучении изменчивых явлений;
 — стремление к всестороннему описанию личности.
В качестве недостатков необходимо отметить следующее:
 — субъективизм диагностических суждений;
 — сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога;
 — значительные временные затраты на их проведение;
 — непригодность для проведения групповой диагностики (кроме наблюдения).

Проективный метод является промежуточным по своему статусу между психологическим измерением (тестирование) и анализом продуктов деятельности. Процедура применения любой проективной методики такая же, как и любого другого психологического теста. Испытуемому дается инструкция выполнить определенное задание: нарисовать картину, составить рассказ по рисунку, дополнить предложение. Экспериментатор управляет его действиями (ведет беседу, предъявляет задания).

Однако, в отличие от традиционного тестирования, акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации продуктов деятельности испытуемых.

Все проективные тесты сближает ряд признаков:
 — неопределенность материала или инструкции к заданию;
 — «открытость» множества потенциальных ответов — принимаются все реакции испытуемого;
 — атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;
 — измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

... , физическом и нервном истощении. 3. Переживание профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом ... профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную ... - обучением. Научение в широком смысле (в таком смысле термин чаще используется зарубежными авторами) ...

Человеку сложно точно выразить словами то, что он чувствует. Понять собственные переживания мешает внутренний контроль, предубеждения, социальные установки, защитные механизмы. Именно в тех ситуациях, когда мы имеем дело со сложностями выражения переживания, проективные методы приносят огромную пользу.

Обращение к проективным методам обеспечивает достоверный диагностический смысл. Они показывают психологу не только проблемы человека, но их «субъективную историю». Но не менее значим и терапевтический смысл. Во-первых, во время работы с методиками, человек во многом освобождает свое внутреннее пространство, и эти переживания становятся предметом внешнего пространства, которое связывает его и психолога.

Теоретические истоки проективных методик находятся, прежде всего, в ассоциативной психологии и психоанализе. Согласно ассоциативной психологии ведущим принципом организации сознания является ассоциация. Данное положение послужило основой возникновения специальной методики — теста свободных словесных ассоциаций, систематизированного Френсисом Гальтоном (1822−1911).

Применяя эту методику, экспериментатор по очереди открывал испытуемому список из 75 слов, предлагая ему отвечать на слово-раздражитель первой пришедшей в голову ассоциацией. Время ответа фиксировалось с помощью секундомера. Авторы при создании теста преследовали двоякую цель: получить средство для выявления нарушений в мыслительных процессах и рассмотреть области значимых внутренних конфликтов.

В психоанализе основным понятием выступает «бессознательное». Бессознательное — сфера коллективной или индивидуальной психики, характеризующаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие этой действительности и отношение к ней субъекта в данный момент в сознании не актуализируются.
Содержащиеся в бессознательном глубинные тенденции личности в эксперименте могут проявиться, если сознание испытуемого направить на решение особых заданий, характер стимульного материала которых снижает (или нейтрализует) тенденцию критического оценивания своих действий с точки зрения социальной желательности. В этой связи методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, двусмысленный незавершенный текст, неоднозначную ситуацию, проективную роль и т. п.).
Таким образом, специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление, прежде всего, субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых переживаний».

10 стр., 4900 слов

Техники и методики фокус групп

... , им нравится выполнять задания по проективным методикам. Т. Гринбаум выделяет шесть видов проективных методик, которые используются при модерировании фокус-групп [10]: – личностные ассоциации (personality ... модератор планирует четко структурированную схему, то, возможно, следует провести индивидуальное интервью. Если планируется неструк­турированная схема, тогда следует задать себе вопрос ...

Применение проективных методик требуют высокой профессиональной подготовки и развитой интуиции психолога, проводящего обследование.

Различают следующие группы проективных методик:
 — конститутивные проективные методики — группа методик, предполагающих структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции);
 — конструктивные проективные методики — методики, предполагающие создание из оформленных деталей осмысленного целого (МАР, тест мира и его разнообразные модификации);
 — интерпретативные проективные методики — группа методик, предполагающих истолкование испытуемыми какого-либо события, события (ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди);
 — аддитивные проективные методики (или методики дополнения) — группа методик, предполагающих завершение предложения, рассказа, истории (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга);
 — экспрессивные проективные методики — группа методик, предполагающих изучение экспрессивных проявлений активности человека. Объединяют методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения и др., а также методики изучения продуктов творчества: рисование на свободную или заданную тему (тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К. Коха, тест рисования дома и т. д);
 — катартические проективные методики — группа методик, предполагающие осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама, проективная игра);
 — импрессивные проективные методики — группа методик, предполагающих предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

2 стр., 678 слов

Тесты, анкета, интервью

... Какие у вас планы на будущее? Я провела интервью у своей группы и выяснила, что большинство очень хорошо относятся к ... нашей группе общительны и у них ... Ксении, студентки 1 курса, 7 группы, специальности социальная педагогика Результаты теста Проведя тест у своей группы, я выяснила, что большинство в ...

Сегодня возрастает интерес к созданию картины «личности как целого». Ясно, что проективные методики не стремятся к завершенной формулировке личности в целом, поскольку это на самом деле представляет невыполнимую задачу, а скорее стремятся дать ряд значимых описательных утверждений о личности, которые могут оказаться полезными для специфических и часто довольно узких намерений.

Проблема формализации переживаний. Объяснение через редукцию. Понимание и объяснение. Объекты проективности переживаний и различные формы жизнедеятельности. Виды проективных методов и возможности каждого из них в изучении переживаний. Обобщение результатов и интерпретация данных. Научная и психотерапевтическая ценность интерпретации.

4.2 Интервью и его возможности в изучении переживаний.

Общая характеристика интервью. Этапы, особенности проведения интервью, способы обработки записей интервью и интерпретация результатов. Классификация интервью, возможности и ограничения различных видов интервью. Нарративное интервью. Монологическое интервью.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос