Рекомендации по выполнению контрольных работ

Т.В. Шубницына

Тематика контрольных работ

по дисциплине «Психология»

Киров, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Рекомендации по выполнению контрольных работ… 3

Учебная и учебно-методическая литература… …5

Тематика контрольных работ… … 6

Вопросы к зачету… 20

Вопросы к экзамену…21

Приложение …22

Рекомендации по выполнению контрольных работ

Дисциплина «Психология» в соответствии с Государственным образовательным стандартом Российской Федерации является составной частью системы подготовки специалистов в высшем учебном заведении.

Цель дисциплины «Психология»: формирование психологической культуры у будущих специалистов, выработка умений и навыков в анализе психологических явлений в деловых и межличностных отношениях.

Основные задачи психологии — это развитие интереса к психологическому самосознанию и самосовершенствованию, практическое овладение методами психодиагностики психических процессов, способностей, темперамента, характера, реализация знаний по психологии в межличностных отношениях, в системе управления и производства.

Для изучения дисциплины «Психология» в соответствии с учебными планами различных специальностей выделено 72 часа учебного времени, в том числе, 6−8 часов предназначено для чтения лекций и 4−6 часов для проведения практических занятий в период экзаменационных сессий. Оставшиеся часы используются для самостоятельной работы студентов.

Составной частью самостоятельной работы студентов является выполнение контрольной работы. Контрольная работа —письменная работа студента, предназначенная для проверки знаний студентов по отдельным вопросам учебной программы: краткое систематизированное изложение содержания вопроса, определённого заданием. Каждый студент-заочник должен учитывать, что контрольная работа — это его своеобразный отчёт о самостоятельной работе и учёбе. Она является мерилом его знаний, общей культуры, начитанности

Целью выполнения контрольной работы является развитие и проявление студентом:

— способности к аналитическому, самостоятельному и творческому мышлению;

2 стр., 934 слов

предмет и задачи психологии, роль знаний по психологии в деятельности сотрудника ОВД, сущность понятия психических состояний

... . Это определило цель настоящего исследования – изучить предмет и задачи психологии, роль знаний по психологии в деятельности сотрудника ОВД, раскрыть сущность понятия психических состояний ... -педагогическую литературу по про-блеме предмета и задач психологии, а также роли знаний по психологии в деятельности сотрудника ОВД. 2. Проанализировать психолого-педагогическую ...

— умения найти необходимый научный материал, работать с литературой, делать обобщения и критические выводы;

— умения самостоятельно раскрыть содержание темы, верно и грамотно излагать изученное, связывать теоретические проблемы с вопросами практики;

— получение навыков оформления рукописных работ.

При написании работы рекомендуется придерживаться следующих правил:

— не нужно писать все, что можно сказать о проблеме, нужно писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику;

— писать строго последовательно, логично, доказательно, используя схему: тезис — обоснование — вывод;

— писать осмысленно, соблюдая правила грамматики, отражая свою позицию, анализируя полученные результаты.

1. Тема контрольной работы согласуется с преподавателем.

2. Контрольная работа предполагает письменный ответ на два вопроса. По первому вопросу студент должен раскрыть теоретические вопросы выбранной темы, внимательно изучив психологическую литературу. Второй вопрос — практическое задание по этой же теме, которое предполагает решение психологических задач, заполнение таблицы, установление соответствие между ситуацией и психологическим понятием и т. п. Это позволит увидеть умение студента применять теоретические знания на практике, будет способствовать повышению психолого-педагогической культуры будущего специалиста. В заключении студент должен подвести итоги работы и сделать свои собственные выводы из проделанной работы. В список литературы включаются только те источники, на которые имеются ссылки и сноски в тексте контрольной работы.

3. Объём контрольной работы определяется применительно к компьютерному варианту. Контрольная работа должна быть объемом не менее 10 и не более 15 страниц, включая титульный лист, страницу с планом работы, список литературы: формат А-4, шрифт 14, интервал 1,5, поля: вверху и внизу — 2 см; справа — 1,5 см; слева — 3 см.

6 стр., 2610 слов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Контрольная работа — одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности

... и обобщением, проявляя собственное отношение к проблеме. В конце контрольной работы укажите используемую литературу. Приводимые в тексте цитаты и выписки обязательно документируйте со ... этапом подготовки данной контрольной работы является выбор темы, составление плана и изучение подобранной литературы, других источников. В процессе изучения литературы делаются краткие записи наиболее ...

Первую страницу (титульный лист контрольной работы) необходимо оформить с указанием фамилии студента, его шифра, наименования темы и фамилии преподавателя, проверяющего работу (см. Приложение 1).

Список литературы выполняется на отдельном листе.

Контрольная работа должна быть выполнена аккуратно, грамотно, разборчиво. Сокращение слов, кроме общепринятых, не допускается. После окончания, работу необходимо проверить и исправить возможные допущенные ошибки. Каждая часть работы должна открываться ее заголовком, соответствующим плану. При цитировании, приведении фактов, статистических данных и т. п. употребляются ссылки или сноски. Все ссылки на источники оформляются: в квадратных скобках номер цитируемой работы из списка литературы в конце текста, запятая, страница (С.), с которой взято высказывание. В конце работы списком по алфавиту приводится использованная литература. Пример оформления библиографической записи можно посмотреть в списке литературы, предложенной к тематике работ. Список литературы включает библиографические данные об использованных при выполнении контрольной работы источниках.

4. Контрольная работа сдается студентом не позднее, чем за две недели до начала сессии в деканат вечерне-заочного факультета с обязательной регистрацией поступления. Зарегистрированная работа передается преподавателю для проверки.

Итогом проверки может быть одно из решений преподавателя: «зачтена контрольная работа»; «к собеседованию по контрольной работе»; «к доработке», «не зачтена контрольная работа». Если работа не зачтена, то в рецензии указываются причины, по которым контрольная работа не зачитывается.

Такими причинами могут быть нарушения основных требований, предъявляемых к контрольной работе данным пособием: работа выполнена не в полном объеме либо неразборчивым почерком; в работе отсутствует конструктивный элемент (титульный лист, список литературы и т. д.); содержание работы не соответствует теме или не раскрывает плана; работа выполнена несамостоятельно (механически переписана с первоисточника, отксерокопирована, получена по каналам Internet и т. п.).

Студент должен быть готов к беседе по содержанию выполненной работы.

Учебная литература (основная)

1. Основы психологии [Текст]: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. — М.: Проспект, 2009.

2. Психология [Текст]: учебник / под peд. Б. А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2009.

3. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека [Текст]: учебник / А. Г. Асмолов. — М.: Академия: Смысл, 2007.

4. Психология личности [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / П. С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ, 2009.

5. Психология [Текст]: учебник / Р. С. Немов. — М.: Юрайт, 2010.

6. Психология [Текст]: учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — 5-е изд., стер. — М. Академия, 2006.

Учебная литература (для углубленного изучения)

1. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст]. — М.: Эксмо, 2006.

2. История психологии [Текст]: [учеб. пособие] / А.В. Морозов. — М.: Академический проект, 2007.

3. Мотивация [Текст] / С. А. Шапиро. — М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.

4. Новейший психологический словарь [Текст]. — 2-е изд. — Ростов н/Д, 2006.

Психологические механизмы волевой регуляции [Текст]: учеб. пособие / В. А. Иванников; МГУ. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006

6. Психология воли [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009.

7. Психология личности [Текст]: учеб. пособие. — Самара, 2008. В 2-х томах.

8. Психология личности в трудах отечественных психологов[Текст] / Л. В. Куликов. — СПб.: Питер, 2009.

9. Психология мышления[Текст]: учеб. пособие / О. К. Тихомиров. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007.

10. Психология памяти [Текст]: учеб. пособие / Л. В. Черемошкина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.

11. Психология эмоций [Текст] / Кэррол Э. Изард; [пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева]. — СПб.: Питер, 2009.

12. Теории личности. Основные положения, исследования и применение[Текст]: [Учеб. пособие] / Л. Хьелл, Д. Дж. Зиглер. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2006.

Язык эмоций. Как научиться контролировать себя и других[Текст] / С. О. Ермакова. — М.: Центрполиграф, 2006. — 191 с.

Учебно-методические издания

1. Психология личности: психологический практикум [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Шубницына; ВятГУ. — Киров: [б. и.], 2009. — 106 с. — Библиогр.: с. 106

2. Сахаров В.А. Общая педагогика: учебник [текст] /В.А. Сахаров. — Киров, 2006.

Тематика контрольных работ

Тема 1. Сознательное и бессознательное

В психике человека

1.Психика человека характеризуется разными уровнями — сознательным отражением действительности и бессознательным отражением действительности. Как эти понятия определяются в психологии, и какую роль они играют в поведении человека?

2. Приведены примеры действий, которые выполняются на разном уровне осознания. Укажите, на каком уровне (сознательном или бессознательном) выполнено каждое действие. Обоснуйте свой ответ.

А.Во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено «умыться, взять книгу, попрыгать на одной ноге и т. п. Все задания испытуемый успешно выполнял.

 Б. По словам немецкого химика Ф.А.Кекуле, решение о структурной формуле бензола пришло ему во сне.

В. Юмористическое стихотворение, сочиненное студентом и переданное в редакцию факультетской газеты.

Г. Студент быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения.

Д.В жизни каждого человека бывают случаи, когда он забывает совершить действия, обещанные кому-нибудь другому в его интересах.

Библиография

· Общая психология: учебник в 7 томах. Т. 1. Введение в психологию / под ред. Б.С. Братусь [текст] / В.С. Братусь. — М., 2007.

· Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: учеб. пособие [текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 2008.

· Психология [Текст]: учебник / под peд. Б. А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2009.

· Юнг, К. Психология бессознательного [текст] / К. Юнг. — М., 1998.

Тема 2. Ощущение

1.Понятие об ощущении. Виды ощущений: их характеристика. Роль ощущений в вашей профессиональной деятельности.

2. Заполните таблицу. Приведены названия закономерностей ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия, чувствительность, контрастность. Дайте определения этих понятий и приведите 5−6 примеров из жизни человека, в которых проявляются эти закономерности.

Закономерности ощущений Определение Пример
Адаптация
Синестезия
Сенсибилизация
Чувствительность
Контрастность
Последовательный образ

Библиография

· Грановская, Р.М. Элементы практической психологии: учебник [текст] / Р.М.Грановская. — СПб., 2003.

· Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник [текст] / П.С. Гуревич. — М., 2005.

· Общая психология: учебник в 7 томах. Т. 2. Ощущение и восприятие / под ред. Б.С. Братусь [текст] / В.С. Братусь. — М., 2007.

· Петровский, А.В. Психология: учебник [текст] / А.В. Петровский,

· М.Г. Ярошевский. — М., 2006.

Тема 3. Восприятие

1. Понятие о восприятии. Свойства восприятия: их характеристика. Особенности восприятие формы, времени, движения.

2. Установите соответствие между примером и свойством восприятия:

Пример Соответствие Свойство восприятия
1. 1 — А. Осмысленность
2. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно воспринимается как конкретный предмет, и человек пытается дать ему какое-то название: бабочка, птица, животное, чашка. 2 — Б. Константность
3. При зрительном восприятии человека на расстоянии 5 м и 15 м его видимая величина почти не изменяется. 3 — В. Апперцепция
4. 4 — Г. Целостность
5. Вечер. Муж с женой ужинают. Стук в деверь: «Вам дрова нужны?» Супруги отвечают: «Нет» Утром проснулись, а дров нет. 5 — Д. Предметность

Библиография

· Грановская, Р.М. Элементы практической психологии: учебник [текст] / Р.М.Грановская. — СПб., 2003.

· Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник [текст] / П. С. Гуревич. — М., 2005.

· Общая психология: учебник в 7 томах. Т. 2. Ощущение и восприятие / под ред. Б.С. Братусь [текст] / В.С. Братусь. — М., 2007.

· Петровский, А.В. Психология: учебник [текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М., 2006.

Тема 4. Внимание

1. Понятие о внимании. Виды, свойства внимания: их характеристика. Управление вниманием в Вашей профессиональной деятельности.

2. Установите соответствие между ситуацией и свойством внимания:

Ситуация Соответствие Свойство внимания
1. Известно, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь несвязанных друг с другом документов 1 — А. Мнимая рассеянность
2. Телефон трещал понапрасну, шаги в коридоре приближались и удалялись, стук в дверь раздавался и требовательным напором, и вкрадчивым поскребыванием. Васильев не отвечал, он не слышал всего, занятый любимым, главным делом своей жизни…" 2 —  Б. Распределение
3. Максим шел в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и сразу погас свет от электрического фонарика. Максим за этот короткий миг увидел мужчину и смог разглядеть все детали его одежды. 3 — В. Концентрация
4. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» описал состояние Пьера Безухова, попавшего на поле боя: «Он не слышал звуков пуль, визжавших со всех сторон, снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго нее видел убитых и раненых, хотя многие и падали недалеко от него. Он следовал за генералом, напряженно размышляя о чем-то». 4 — Г. Объем внимания

Библиография

· Грановская, Р.М. Элементы практической психологии: учебник [текст] / Р.М.Грановская. — СПб., 2003.

· Общая психология: учебник в 7 томах. Т. 4. Внимание / под ред. Б.С. Братусь [текст] / В.С. Братусь. — М., 2007.

· Петровский, А.В. Психология: учебник [текст] / А.В. Петровский, М.Г.Ярошевский. — М., 2006.

· Радугин, А. А. Психология: учеб. пособие [текст] / А.А.Радугин. — М., 2008.

Тема 5. Память

1. Память. Виды памяти. Роль памяти в Вашей профессиональной деятельности.

2. Дайте определение понятию «мнемотехнические приемы». Опишите не менее пяти мнемотехнических приемов. Как эти приемы можно использовать в вашей профессиональной деятельности?

Библиография

· Лорейн, Г. Суперпамять: эффективные методики улучшения памяти: полное руководство [текст] / Г. Лорейн. — М., 2007.

· Общая психология: учебник в 7 томах. Т. 3. Память / под ред. Б.С. Братусь [текст] / В.С. Братусь. — М., 2007.

· Психология памяти: учеб.пособ. / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова [текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М., 2005.

· Херманн, Д. Язык памяти: Эффективные приемы развития памяти [текст] / Д. Херманн, М. Грюнберг. — М., 2002.

Тема 6. Мышление

1.Понятие о мышлении. Виды мышления. Какой вид мышления преобладает в вашей профессиональной деятельности.

2.Установите соответствие между логической операцией и приведенным примером.

Пример Соответствие Логические операции
1. Оле предлагают задачу: «У Кости было три конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Не обращая внимания на вопрос, Оля говорит: «Нужно искать ее и найти». 1 — А. Анализ
2. Света легко усваивает ряд слов: рубашка, шапка, пальто, шуба — и может легко его продолжить, но не может усвоить слово «одежда». 2 — Б.Конкретизирование
3. Ивану предложили объяснить, чем похожи и чем отличаются друг от друга книжный шкаф и шкаф для одежды 3 — В. Синтез
4. Студент, пытаясь понять способ действия машины или механизма, выделяет различные детали, элементы этого механизма и разбирает его на отдельные части. 4 — Г. Сравнение
5. Петр, рассматривая корень, стебель, листья, цветок, и соединяя все это вместе, пытается представить, что это за растение 5 — Д. Обобщение
6. Студент, говоря о примерах героизма, указал только на случаи гибели воинов за Родину. 6 — Е. Абстрагирование

Библиография

· Грановская, Р.М. Элементы практической психологии: учебник [текст] / Р.М.Грановская. — СПб., 2003.

· Немов, Р.С. Психология. В трех томах. Т.1. Общая психология: учебник [текст] / Р.С. Немов. — М., 2010.

· Тихомиров, О. К. Психология мышления: учеб. [текст] / О.К.Тихомиров. — М., 2007.

Тема 7. Воображение

1.Понятие о воображении. Виды воображения. Функции воображения. Роль воображения в Вашей профессиональной деятельности.

2.Установите соответствие между образом и приемом воображения, с помощью которого он был создан:

Образы воображения Соответствие Прием воображения
1. Избушка на курьих ножках, русалка 1 — А. Акцентирование
2. Карикатурист изображает очень болтливого человека с длинным языком 2 — Б. Гиперболизация
3. Поглядел богатырь в руку правую, Увидел тут Илью Муромца, Он берет Илью за желтые кудри, Положил Илью да он к себе в карман, Илью с лошадью да богатырскоей… («Илья Муромец и Святогор») 3 — В. Типизация
4. Образ Наташи Ростовой 4 — Г. Агглютинация

Библиография

· Грановская, Р.М. Элементы практической психологии: учебник [текст] / Р.М.Грановская. — СПб., 2003.

· Петровский, А.В. Психология: учебник [текст] / А.В. Петровский,

· М.Г. Ярошевский. — М., 2006.

· Психология: учебник /под ред. В.Н. Дружинина [текст] / В.Н. Дружинин — СПб, 2001.

Тема 8. ЭмоциОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ

1.Понятие о настроении. Пути, приемы, средства улучшения настроения человека. Роль настроения в профессиональной деятельности.

2. Установите соответствие между эмоциональным состоянием и ситуацией

Эмоциональное состояние Соответствие Ситуация
1. Настроение А. Иван торопился на важную встречу. Проезжавший на большой скорости автомобиль обрызгал его с ног до головы. Иван был очень возмущен и рассержен.
2. Страсть Б. Тогда на землю я упал, И в иступлении рыдал, И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горячею росой… (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»)
3. Фрустрация В. Эмоциональное самочувствие человека, окрашивающее в течение некоторого времени (иногда длительного) все его поведение, помыслы, переживани
4. Аффект Г. По поводу создания оперы «Евгений Онегин» П.И.Чайковский писал: «Я работал с неописуемым наслаждением, мало заботился о том, есть ли движение, эффекты и т. п. …»; «…Если была когда-нибудь написана музыка с увлечением, то это музыка к Онегину. Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал её».

Библиография

· Бреслав, Г. М. Психология эмоций: учеб. пособие [текст] / Г. М. Бреслав. — М., 2006.

· Ермакова, С. О. Язык эмоций. Как научиться контролировать себя и других [текст] / С. О. Ермакова. — М., 2006.

· Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [текст] / Е.П. Ильин. — СПб., 2002.

· Психология эмоций [Текст] / Кэррол Э. Изард; [пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева]. — СПб.: Питер, 2009. — 460 с.

Тема 8. Стресс

1.Понятие о стрессе. Признаки стрессового напряжения. Помощь в стрессовой ситуации.

2. Вспомните, какие 3 стадии стресса выделяет Г. Селье и определите, какие из них описаны в приведенных примерах.

А. Молодой человек узнал, что отец лишил его наследства, которое составляло 700 000 рублей, а завещал все детскому дому. Сначала он расстроился, а потом решил, что это и к лучшему — он сам заработает себе денег.

Б. Женщину, которой только что исполнилось 50 лет, сократили на работе. Она расстраивается, плачет, пишет жалобы на директора завода в различные инстанции, требуя справедливости. Однако ничего не помогает. В итоге она ложится в больницу с инфарктом.

Библиография:

· Г. Селье. Стресс без дистресса. — М.,

· Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. — М., 2001.

· Общая психология: курс лекций. Сост. Е.И.Рогов. — М., 2009.

· Психология эмоций / Сост. В. Вилюнас. — СПб., 2004.

Тема 9. Воля

1.Понятие о воли. Структура волевого действия. Пути, приемы формирования воли.

2. В приведенной ниже таблице даны определения некоторых свойств. Приведите не менее четырех примеров, в которых проявляется сила воли и другие волевые качества личности.

Определение волевого свойства Волевое свойство личности
1. Умение по собственному желанию предпринимать необходимые действия и поступки
2. Умение следовать своим убеждениям, полагаться на собственные силы, не прибегая без нужды к помощи других
3. Умение постоянно и длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями
4. Умение тормозить действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения
5. Умение планировать свои действия и руководствоваться планом при исполнении
6. Умение противостоять страху и идти на оправданный риск во имя поставленной цели

Библиография

· Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие [текст] / В.А. Иванников. — М., 2006

· Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2009.

· Петровский, А.В. Психология: учебник [текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М., 2006.

· Шадриков, В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства: учеб. пособи [текст] / В.Д. Шадриков. — М., 2002.

Тема 10. Способности

1. Понятие о способностях. Каково соотношение между способностями и задатками человека? Какие способности необходимы в вашей профессии?

2. Учитывая характерные для способностей признаки, определите, в каких случаях речь идет о способностях, а в каких о задатках? Укажите, для каких профессий особенно важны задатки?

— длинные гибкие пальцы;

— длинные стройные ноги;

— широкая эрудиция;

— музыкальный слух;

— красивая грамотная речь;

— конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора-инженера;

— феноменальная память;

— тонкость цветоразличения;

— высокий рост;

— отличное обоняние;

— хорошо развитое логическое мышление.

Библиография

· Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [текст] /В.Н. Дружинин. — СПб, 1999.

· Психология [Текст]: учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — 5-е изд., стер. — М. Академия, 2006.

· Психология личности [Текст]: учеб. пособие. — Самара: Бахрах-М, 2008

· Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека [текст] / В.Д. Шадриков. — М., 2002.

· Эфроимсон, В.П. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности [текст] / В.П. Эфроимсон. — М., 2004.

Тема 11. Темперамент

1. Понятие о темпераменте. Роль темперамента в вашей профессиональной деятельности.

2. Определите, какие свойства темперамента проявляются в деятельности и поведении Марии? Приведите примеры из описания, подтверждающие эти свойства, заполнив приведенную ниже таблицу. К какому типу темперамента можно отнести этого студента?

Мария, ученица 9 класса, 16 лет.

Мария сидит в классе спокойно. Ее болтливая соседка во время урока разговаривает с девочкой, сидящей за передней партой, но не с Марие, так как Мария не отвечает ей. И вне урока девушка молчалива, и первая не начинает разговор. Ее трудно рассмешить, или растрогать, ил рассердить. Когда все в классе громко смеются по поводу комичной интонации голоса отвечающего, Мария лишь молча на него посмотрит. После большой неприятности — узнав, что будет оставлена на второй год, — она продолжает спокойно работать. Когда она плачет, лицо ее остается совершенно неподвижным и только по слезам можно догадаться, что девушка огорчена. Она очень нетороплива и медлительна в походке и движениях. На вопросы учителя она отвечает не сразу, и иногда учитель, не дождавшись ее ответа (хотя урок она знает), вызывает другую. С подругами сходится трудно, в то же время очень привязчива; не может забыть подруг и учительниц из прежней школы, в которой она училась раньше, и продолжает их навещать. Переход из одной школы в другую пережила очень тяжело — хотела бросить учебу.

Свойство темперамента Пример из текста, подтверждающий это свойство
Сензитивность (чувствительность)
Реактивность
Активность
Пластичность или ригидность
Темп речи
Мимика
Динамика движений, жестов
Темп психических реакций
Экстраверсия или интроверсия
Эмоциональная возбудимость

Библиография

· Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. пособие [текст] / А.Г. Маклаков. — СПб., 2004.

· Психология: учебник /под ред. В.Н. Дружинина [текст] / В.Н. Дружинин. — М., 2003.

· Радугин, А. А. Психология: учеб. пособие [текст]/ А.А.Радугин. — М., 2003.

· Рогов Е.И. Общая психология: курс лекций. — М., 2008.

Тема 12. Характер

1. Понятие о характере. Пути формирования характера человека.

Раскройте психологический смысл высказывания Аристотеля: «Хорошо рассуждать о добродетели — не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле».

2. Выделяют четыре группы черт характера. К каждой группе черт характера напишите не менее 10 качеств личности. К приведенным в правом столбике качествам добавьте свои качества.

Проанализируйте свои поступки и отношения и попробуйте определить основные черты своего характера.

Группа черт характера Примерные качества (черты характера личности)
1. Черты характера по отношению к другим людям Настойчивость, коллективизм, эгоизм, чуткость, грубость; общительность, честность, лживость, аккуратность, безответственность, небрежность; инициативность, мотовство, консерватизм; бережливость, скромность, самокритичность, гордость, зазнайство, требовательность к себе, заносчивость, чувство собственного достоинства, высокомерие, целеустремленность, лень, эгоцентризм и другие черты.
2. Черты характера по отношению к себе
3. Черты характера по отношению к труду
4. Черты характера по отношению к вещам

Библиография

· Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. пособие [текст] / А.Г. Маклаков. — СПб., 2004.

· Немов, Р.С. Психология. В трех томах. Т.1. Общая психология: учебник [текст] / Р.С. Немов. — М., 2010.

· Петровский, А.В. Психология: учебник [текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М., 2006.

· Психология [Текст]: учебник / под peд. Б. А. Сосновского. — М.: Высшее образование, 2009. — 660 с.

Тема 13. Межличностные отношения

В группах и коллективах

1.Понятие о группах и коллективах. Виды групп. Психологический климат в коллективе. Роль руководителя в создании психологического климата в коллективе.

2.С учетом черт, характерных для коллектива, определите, какие из указанных ниже групп людей и почему можно назвать коллективами.

А. Студенческая группа.

Б. Скопление людей на перроне вокзала.

В. Группа жителей города, которые во время субботника озеленяют улицу.

Г. Преподаватели, работающие на одной кафедре в вузе.

Д. Ректора вузов, занимающиеся в одном том же семинаре на курсах по повышению квалификации.

Библиография

· Немов Р.С. Психология [Текст]: учебник / Р. С. Немов. — М.: Юрайт, 2010.

· Петровский, А.В. Психология: учебник [текст] / А.В. Петровский, М.Г.Ярошевский. — М., 2006.

Тема 14. Деятельность

1. Деятельность. Виды деятельности. Освоение деятельности: умения, навыки и привычки.

2. Определите, в каких примерах речь идет о знаниях, умениях, привычках или навыках человека и обоснуйте свой ответ.

1. Ходьба
2. Доказательство теорем
3. Различие оттенков цвета
4. Мытье рук перед едой
5. Выразительное чтение
6. Вышивание крестиком
7. Подавать пальто девушке
8. Пользоваться дрелью
9. Собирать мебель

Библиография

· Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения: учеб. пособие [текст] / Т. О. Гордеева. — М., 2006.

· Немов Р.С. Психология [Текст]: учебник / Р. С. Немов. — М.: Юрайт, 2010.

· Петровский, А.В. Психология: учебник [текст] / А.В. Петровский,

М.Г. Ярошевский. — М., 2006.

Тема 15. ЛИЧНОСТЬ

1. Самосознание личности. Формирование Я-образа. Самооценка, уровень притязаний личности.

2. К механизмам психологической защиты относятся: проекция, рационализация, отрицание, регрессия, замещение, вытеснение и др. Заполните таблицу: дайте характеристику каждому механизму психологической защиты и приведите пример из жизни.

Механизмы психологической защиты Характеристика Пример из жизни
1. Проекция
2. Вытеснение
3. Рационализация
4. Отрицание
5. Замещение
6. Сублимация

Библиография:

· Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. — М., 2002.

· Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 2004.

· Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб., 1999.

· Немов Р.С. Психология. — М., 2010.

· Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. — М., 2002.

· Рогов Е.И. Общая психология: курс лекций. — М., 2009.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Психология»

3. Понятие о психологии. Структура современной психологической науки.

4. Методы исследования в психологии.

5. Понятие о темпераменте. Гуморальная и конституционная теории темперамента

6. Нейродинамическая теория темперамента. Свойства темперамента

7. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.

8. Характер. Акцентуация характера. Формирование характера.

9. Способности. Соотношение задатков и способностей. Классификация способностей. Талант, гениальность.

10. Чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Эмоции. Виды эмоций.

11. Стресс. Помощь в стрессовой ситуации.

12. Эмоциональные состояния: настроение, аффект, фрустрация, страсть.

13. Понятие о воле. Структура волевого действия. Формирование воли.

14. Возникновение и развитие психики. Сознание и бессознательное.

15. Строение нервной системы и функционирование головного мозга: три блока головного мозга, их функции.

16. Ощущение. Виды ощущений. Закономерности ощущений.

17. Восприятие и его отличия от ощущений. Свойства восприятия. Иллюзии восприятия.

18. Внимание. Виды внимания. Характеристика свойств внимания.

19. Память. Виды памяти. Процессы памяти. Мнемотехнические приемы.

20. Мышление. Виды мышления. Характеристика логических операций

21. Воображение: виды, функции. Приемы воображения.

22. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность.

23. Направленность личности.

24. Самосознание личности. Самооценка, уровень притязаний личности. Механизмы психологической защиты.

25. Понятие о малой группе и коллективе.

26. Деятельность. Виды деятельности. Освоение деятельности: умения, навыки и привычки.

Приложение 1. Оформление титульного листа контрольной работы

Федеральное Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ВятГУ»)

Гуманитарный факультет

Кафедра философии, социологии и психологии

Контрольная работа

по дисциплине «Психология»

Тема «_________________»

Выполнил: студент _________ ф.и.о.

шифр __________

Проверила: к.псх.н., доцент ________ Шубницына Т.В.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector