изучение теоретических основ коллективного творческого воспитания, как общественно-педагогического явления

ВВЕДЕНИЕ

Главной задачей в деятельности педагогов-организаторов остается поиск новых форм воспитательной работы, но этот поиск зачастую сводится к использованию в своей практике готовых сценарных разработок. В то же время мы убедились, что использование готового сценария в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. В этой ситуации педагог (организатор) навязывает участникам работы кем-то придуманное, на кого-то ориентированное мероприятие. При этом он сам становится объектом замысла других людей и в такую же позицию ставит участников проводимой работы, что тормозит проявление и развитие творческих способностей, самостоятельности, лишает их возможности проявить и удовлетворить свои потребности. Словно порой педагоги в гонке за качеством забывают, что форма воспитательной работы может быть коллективной и творческой, созданной в процессе совместного поиска, при этом в ней могут учитываться интересы и потребности каждого; индивидуально, а общие цели могут не противоречить целям каждого воспитанника. Одной из форм, которая отвечает нашим педагогическим требованиям, является методика коллективного творческого воспитания, которая включает в себя: методику коллективного творческого дела (КТД) и методику педагогического руководства ею.

КТД — это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива. [11]

Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в середине 60х годов. Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем И.П. Иванов. Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества» .

Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

11 стр., 5198 слов

Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения ...

... учащихся способам познания представляет собой одно из направлений гуманизации школы. При этом творческий процесс будет наиболее эффективным в том случае, если учащиеся сотрудничают друг с другом ... совпадая по времени с началом подросткового периода, кроме того, во многих научных работах (И.П. Волков, Н.С. Лейтес, Ю.П. Саламатов и другие) отмечается, что от старшеклассников ...

В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П. Иванова. «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги с увлечением «играют» в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

По мнению Т.А. Стефановской обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Поэтому я считаю данную тему актуальной. Необходимо серьезное внимание педагога к ребенку, создание условий для проявления им собственной активности во взаимодействии с другими сверстниками и взрослыми. Приступая к работе, я определила её параметры:

Объект- воспитательный процесс.

Предмет- коллективная творческая деятельность.

Цель — изучение теоретических основ коллективного творческого воспитания, как общественно-педагогического явления

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью её теоретического обоснования.

2. Описать опыт работы педагогов по формированию взаимодействия детей младшего школьного возраста в ходе подготовки и проведения коллективных творческих дел.

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации коллективного творческого воспитания

1.1. Возникновение и развитие коллективного творческого воспитания

Одним из инструментов коллективного воспитания является методика коллективной творческой деятельности (КТД) или коммунарская методика, где коллектив — это инструмент формирования личности.

Педагоги выделяют пять периодов становления методики коллективного творческого воспитания (КТВ).

Первый период -1956-1959гг.- проектный период рождение идей на базе нескольких школ и пионерских дружин г. Ленинграда. Начинает свою деятельность коммуна юных фрунзенцев под руководством Л.Г. Борисовой. Проходит первый выездной сбор 120 коммунаров в поселок Вырица Гатчинского района Ленинградской области (Ф.Я. Шапира).

Второй период -1959-1962 гг. — строительный период, создание и апробация коммунарской методики — рождение клуба юных коммунарцев при газете «Комсомольская правда», в самой газете появляется рубрика «Алый парус». В этот же период начинает свою деятельность В.А. Караковский в Москве и пионерский лагерь «Орлёнок».

Третий период — 1962-1966 гг.- распространение методики коллективной творческой деятельности или «методики Игоря Петровича Иванова», который в 1963 г. организовал коммуну им. А.С. Макаренко (КИМ).

5 стр., 2463 слов

Педагогическая концепция целостного развития и воспитания дошкольника, ...

... ряде исследований эта концепция была раскрыта через идеи целостного развития и воспитания ребенка как субъекта деятельности, познания и общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. При этом ... Противоречивость, выражающаяся в том, что во внутреннем мире личности неизбежны столкновения, конфликты, периоды спада и усиления развития (А. И. Кочетов). Кроме того, каждая личность имеет ...

Это было общественно-педагогическое добровольное творческое объединение студентов, преподавателей, педагогов-практиков, созданное в Ленинградском государственном педагогическом институте имени А.И.Герцена для совместного освоения, разработки и распространения методики коллективной творческой деятельности. Коммуна существовала, действовала и развивалась как студенческий педагогический отряд, студенческое научное общество, творческий коллектив единомышленников. Практическую педагогическую деятельность Коммуна осуществляла в разнообразных «зонах заботы»: в школах, детских садах, в подростковых клубах, на игровых площадках, в загородных лагерях и т.п. Именно на этом этапе методика КТД или коммунарская методика получила поддержку в министерстве народного образования, и как новый дух и как методика пошла по стране.

Справка. День рождения КиМ — 3 ноября 1963 г. В этот день студенты-кимовцы пришли на Пискаревское кладбище на торжественную клятву перед священной памятью ленинградцев, павших в годы блокады. С этого дня каждое новое поколение коммунаров давало здесь клятву верности делу воспитания в течение 28 лет.За время существования Коммуны в ее жизнедеятельности было несколько этапов, имевших главное дело. Первый этап длился 5 лет, в течение которых разрабатывались и применялись на практике новые формы и виды коллективных творческих дел. Завершился этот этап в 1969 году подготовкой к изданию книги «Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко». Второй этап (до 1981 года) был связан с разработкой нескольких КЭММов (Кимовской Энциклопедии Макаренковской методики).

С этого этапа приоритетное значение приобрела исследовательская работа. Коммуна стала секцией СНО (студенческого научного общества).

Под руководством И. П. Иванова было проведено несколько комплексных исследований, перешедших затем в дипломные и кандидатские. Значимыми публикациями этого периода стали серия брошюр, книг и журнал «Затейник» (изд-ва «Молодая гвардия»), посвященные школьным праздникам как центральным событиям жизни школы.В ходе этого этапа с 1975 г. КиМ становится коллективным членом Педагогического общества и создает в нем макаренковскую секцию, которую возглавил тогда большой друг Коммуны, ленинградский макаренковед Натан Александрович Лялин. Макаренковские идеи в педагогике всегда являлись фундаментом всех исследований и разработок и поэтому инициатива объединения коммунарских коллективов страны в Коммунарское макаренковское содружество (КМС) была чрезвычайно плодотворной. Дважды в г……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Газман О.С. Коммунарская методика / Советская педагогика. — 1988. — № 5.

2. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990.

3. Берко, Д. В. Концепция самоактуализации А Г Маслоу Культурологические аспекты [Текст] // Человек в контексте культуры Сборник научных статей Выпуск 3 /Под ред. проф. В А Колотаева — Ставрополь СГУ, 2000 -188 с, С 176-179

4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание [Текст] // Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю.И. -М., 1997, С.176-232.

10 стр., 4720 слов

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВЫГОТСКОГО

... свой эвристический потенциал.   КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВЫГОТСКОГО Ни для кого не новость, что исследовательские методы, методики, научные споры имеют свои исторические истоки и ... 1923 г.". В гомельский период Выготскому представлялось, что будущее психологии - в приложении к причинному объяснению явлений сознания рефлексологических методик, достоинство которых в их объективности ...

5. Бодалев, А.А. Психология общения: избранные психологические труды [Текст] / А. А. Бодалев; ред. Д. И. Фельдштейн. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. — 256 с.

6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. — СПб.; М.; Харьков: Питер, 2008. — 400 с.

7. Божович,Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Л. И. Божович ; ред., авт. вступ. ст. Д. И. Фельдштейн. — 3-е изд. — М. : Московский психолого-социальный институт, 2001. — 352 с.

8. Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст]: А.Валлон. — СПб.: Питер, 2001. — 208 с. — ISBN 5-318-00141-6

9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.

10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2004. — 224 с — ISBN 5-87852-043-5

11. Выготский, Л.С. Психология искусства: анализ эстетической реакции [Текст] / Л. С. Выготский . — 5-е издание, исправленное и дополненное — М.: Лабиринт, 1998. — 416 с.

12 Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО, 2003. — 1136 с.: ил. — ISBN 5-699-02553-7

13. Герберт, О.И. Формирование положительной самооценки подростков «группы риска»: методические рекомендации [Текст] / О. И. Герберт. — Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. — 36 с.

14. Гульянова, Н.А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха [Текст] // Вестник Московского университетата. Серия 14. Психология. № 3, 2001, с. 68-75.

15. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник для студентов педагогических институтов/ В. В. Давыдов, Т. В Драгунова, Л. Б. Ительсон, А. В. Петровский — М.: Просвещение, 1979. — 288с.

16. Детская практическая психология [Текст]: учебник для вузов / ред. Т. Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2001. — 255 с. — ISBN 5-7193-0080-5

17. Донцов, А.И. Психология коллектива. [Текст] — М.: Издательство Московского Университета, 1984. — 174с.

18. Драгунова, Т.В., Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. [Текст] / Драгунова, Т.В., Эльконин Д.Б. — М.: Просвещение, 1967. — 156с.

19. Зимбардо, Ф. Застенчивый ребенок: как преодолеть детскую застенчивость и предупредить ее развитие [Текст] / Ф. Зимбардо, Ш. Рэдл ; пер. с англ. Е. Долинская. — М.: АСТ: Астрель, 2005. — 295 с. — ISBN 5-17-029531-6

20. Изюрова, О. С. Коллективное творческое дело как форма развития толерантности подростков в детском доме [Текст] / О. С. Изюрова // Образование и наука. — 2008. — N 7. — С. 78-86.

21. Ильенков, Э.В.: Личность и творчество [Текст]/ ред., сост. И. П. Фарман. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 272 с.: ил.

22. Истратова, О. Н.. Большая книга подросткового психолога [Текст]/ О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. — Ростов н/д : Феникс, 2008. — 636 с. : ил. — (Психологический практикум).

— 2000 экз. — ISBN 978-5-222-13093-3

6 стр., 2858 слов

Рекламный текст и психология речевого воздействия

... граждан образованных давать - целью одной ограничиваться не может воспитание.1 Темой «Рекламный текст и психология речевого воздействия» следует называть лишь ту, которая содержит нечто новое, все прочие ... формулируется, но и формируется. Речь неотделима от мысли. По словам Л. С. Выготского, «речь есть процесс превращения мысли в слово, материализации мысли». Курсовая работа состоит: ...

23. Карпенко, Л.А., Краткий психологический словарь [Текст]/ Петровский А. В., Карпенко Л.А. — М.: Просвещение, 1981. — 195с.