Что такое психодрама, как ее еще называют — психодрама Морено (по имени создателя)?
У каждого человека существует внутренний мир, в котором постоянно происходят какие-то воображаемые события. Мы вспоминаем прошлое и представляем будущее, ведем мысленно диалоги (со значимыми для нас людьми и сами с собой).
Иногда мы даже конфликтуем сами с собой. Другими словами, в нас происходит внутренняя драма. Если вывести эту драму наружу и сыграть в ролях с помощью группы людей, то и получится психодрама (психодрама Морено).
Она имеет много общего с театральной постановкой, но есть и существенные отличия. Одно из главных — это импровизация. В психодраме (психодраме Морено)сюжет, сценарий действия рождается в момент самого действия. Еще одно отличие в том, что в психодраме разыгрывается реальный личный опыт человека, и он сам выступает главным действующим лицом в этом спектакле. В этом смысле психодрама реальнее, чем любая придуманная пьеса. Но сила психодрамы Морено в том, что есть возможность отойти от этой реальности и использовать фантастическую сверхреальность, где вещи и животные могут говорить, где чувства воплощаются в персонажей, где части личности действуют как самостоятельные герои, где мертвые оживают и где возможны волшебства и чудеса. Еще одной замечательной возможностью психодрамы является техники, которых нет в театральной практике (обмен ролями, дублирование, зеркало и многие другие), позволяющие постичь состояние другого человека и взглянуть на себя его глазами, помогающие исследовать многие скрытые уголки собственного Я.
В психодраматической игре можно испытать радость полета птицы, или пережить трогательность романтического свидания. Средства психодрамы (психодрамы Морено) позволяют перевоплотиться в идеального героя, или на время побывать, скажем, в роли Мэрилин Монро. Затем, используя опыт, приобретенный в этом состоянии (часто это уже существующий опыт, только спрятанный за комплексами и психологическими защитами), перенести его на реальные жизненные ситуации, в которых раньше испытывались затруднения.
Для кого это нужно?
Легче сказать, для кого она не подходит. Практически все, что есть во внутреннем мире человека, может быть разыграно на психодраматической сцене. Иногда говорят: «Мне психодрама Морено не подходит, я не имею актерских данных». Но для психодрамы не нужны никакие актерские способности, ибо в ней ценится не способность притворяться, а искренность переживаний и некоторое количество спонтанности. А если ее не хватает, то психодрама Морено поможет ее повысить — в этом как раз ее основная цель. Психодрама не противопоказана даже людям с психотическими нарушениями (например, шизофреникам).
Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики
... разумных существ, исходя из опыта, а опыт не допускает такого сравнения. Следовательно, для того чтобы указать человеку его класс в ... и в этом смысле человек по своим врожденным задаткам (от природы) добр; но так как и опыт показывает [нам], ... По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к животному миру. Жизнь животных определяется инстинктами, некоторыми ...
Кто-то сказал: «Психодрама показана любому человеку, у которого есть или были родители». Этим высказыванием подчеркивается тот факт, что этот метод подходит практически всем, ведь родители есть или были у каждого. Даже у детдомовского воспитанника, который своих родителей не знает, такими «Родителями» были воспитатели, коллектив, с которыми связаны не только достижения, но и проблемы (как и с реальными родителями).
Где применяется психодрама Морено
Психодрама — это, прежде всего, вид психотерапии. Он имеет две составляющие: клиническую (как лечение) и неклиническую (как самопознание и личностный рост).
Они часто сопутствуют и дополняют друг друга. Во всяком случае, психодрама-терапия, как метод ориентированный не на симптомы, а на личность, невозможна без глубокого проникновения в личностную проблематику.
Слово «психодрама» очень часто воспринимается слишком буквально, как что-то, относящееся только к драме. Порой приходится слышать от клиентов, которым предлагается групповая психодраматическая работа: «Психодрама? Ну, что вы! Мне и в жизни хватает драмы». На самом деле психодрама, или психодрама Морено, по имени создателя — это отнюдь не только драма, ну и, конечно же, не только трагедия. Как драматургия объединяет множество жанров и видов, так и психодрама, заимствуя терминологию, включает с себя элементы и комедии, и лирической поэмы, и эпической драмы, и театра абсурда. Психодрама может стремиться к максимальному реализму в поиске истинности чувств, отношений и даже деталей обстановки, а может демонстрировать образцы сюрреализма и символизма.
Психодраматический метод плодотворно используется и в областях, совершенно далеких от сферы решения личностных проблем. Речь идет о психологических тренингах самого различного спектра: бизнес, политика, образование, профессиональная подготовка, организационное развитие и многое другое. Психодрама, как метод действия, имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими видами подготовки. Во-первых, она работает с реальными ситуациями из жизни и деятельности участников, а это значит, что она максимально приближена к действительности. Во-вторых, психодраматический процесс протекает не в рассуждении, а в действии, что позволяет активно задействовать не только интеллект, восприятие и память, но и эмоционально-чувственные и телесно-двигательные составляющие поведения человека. Это способствует большей эффективности практических решений и прочности освоения опыта. В-третьих, в отличие от обычного тренинга навыков, такой способ работы позволяет затрагивать более глубокие личностные пласты. А это означает, что появляется возможность, с одной стороны, искать и прорабатывать внутриличностные препятствия эффективной деятельности (барьеры, стереотипы, страхи и т. п.).
Презентация на тему: Методы
... на тему: Социально-психологические и воспитательные методы Социально-психологическиеи воспитательные методы Социально-психологическиеметоды– это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) ... и психологически выгодные II. Административные методы или организационно- распорядительные методы – регламентирование; нормирование; это методыинструктирование;на основе силы и ...
С другой стороны, такая работа помогает раскрытию внутриличностных ресурсов, повышению спонтанности и творческого потенциала человека.
Основные жанры и направления психодрамы:
Монодрама — использование психодрамы в индивидуальном консультировании и психотерапии. Вместо других людей, которые должны играть вспомогательные Я, в монодраме используются пустые стулья или символические предметы (например, игрушки).
Социодрама и социометрия — работа с темами, общими для группы. Социодрама иногда считается самостоятельным видом практики, а иногда видом психодрамы. Социодрама очень удобна для помощи в урегулирования конфликтных отношений (например, межэтнических или религиозных).
Социометрия — это эффективный метод исследования социальных групп: их структуры, динамики.
Аксиодрама — вид социодрамы, основанной на работе с личностными ценностями.
Драматерапия — использование литературных сюжетов, которые разыгрываются на сцене с психотерапевтической целью.
Библиодрама — жанр психодрамы, в основе которого лежит психодраматическое разыгрывание библейских сюжетов, в которых заложены основные архетипические конфликты человека.
Play-back-театр и другие виды театральной психодрамы — синтез театра и психодрамы. Одним из видов такого синтеза можно считать театр импровизации. Play-back — это разыгрывание группой актеров с психодраматической подготовкой различных сцен из жизни какого-нибудь участника из зрительного зала, как форма самопознания и психотерапевтической помощи.
Психодрама в образовании — синтез психодрамы и педагогики, использование импровизационных ролевых игр в учебном процессе. Оно подходит для всех возрастных групп, начиная с детского сада и кончая послевузовским образованием
Психодрама Морено. О методе
Психодрама — наиболее показательный вид практического применения групповой психотерапии. Автор психодрамы — Якоб Морено — человек, с чьим именем принято связывать развитие групповой терапии как отдельного психотерапевтического направления. Психодрама применяется вот уже несколько десятилетий практически во всех развитых странах Европы и Америки.
К понятиям психодрамы относятся:
- роли и ролевые игры
- спонтанность
- теле
- катарсис и инсайт.
Роли и ролевые игры
Очень важно сразу понять принципиальное отличие психодрамы как терапевтического метода от театрального типа разыгрывания ролей. В театре все роли расписаны автором, и актерам остается лишь незначительная возможность, то в психодраме (и в этом ее принципиальное отличие и лечебное воздействие) нет никакого заданного сценария: участники группы сами создают его по ходу развития сюжета и не знают заранее, к чему это все приведет. Здесь психодрама напоминает саму жизнь.
Роли участники тоже выбирают и распределяют сами. Психотерапевт лишь объясняет основные правила психодрамы, а в пределах их поощряет всяческую импровизацию и спонтанность.
Факторы, влияющие на процесс и результат психодрамы
... психодраматической терапевтической работы. Двумя другими «китами» являются теория спонтанности и теория ролей. Морено применял социометрию и для очень больших групп, например, когда нужно было ... позже издаваемый в США) посвященном неклиническим аспектам психоанализа, психодраме, социометрии и групповой психотерапии, наравне с Морено публиковались такие известные психотерапевты как Ф.Перлз, Э.Берн, и ...
Спонтанность
Спонтанность подразумевает естественность (неумышленность) восприятия и реагирования. Большинство клиентов слишком зажаты психологическими защитными механизмами и шаблонами поведения: они потеряли детскую спонтанность — естественность проявления чувств и мыслей. Именно обретение такой спонтанности позволит им лучше всего избавиться от своих комплексов и неврозов.
Психотерапевт должен, не навязывая своего сценария ролевой игры, лишь призывать (подталкивать) участников не отрываться от данного момента и действовать «здесь и теперь».
Катарсис
Как известно, это слово в античной греческой трагедии обозначало очищение, просветление через страдание. В практику психоанализа катарсис был введен Фрейдом в смысле вскрытия через интенсивные эмоциональные переживания причин неврозов и следующего за этим облегчения-исцеления.
В психодраме катарсис должны испытать не только клиент и даже не только все участники конкретного психодраматического этюда, но и все остальные участники, являющиеся, по замыслу Морено, активно сопереживающими зрителями.
Однако, если в греческой трагедии катарсис — явление вторичное по отношению к сюжету, у Фрейда — одно из средств психоанализа, то у Морено сам процесс катарсиса становится главной задачей участников психодрамы (первичный эффект) и активных зрителей (вторичный эффект), оказывая на них психотерапевтическое воздействие.
Инсайт
Это слово (insight) переводится с английского как «неожиданное озарение». Этот термин обозначает неожиданное понимание клиентом своей проблемы или изменение взгляда на себя, расширяющее возможности решения проблемы.
Обычно (особенно в психоаналитических направлениях) инсайт происходит в результате катарсиса. В этом же смысле он понимается и в психодраме, атмосфера и динамика которой и должны привести участников (или хотя бы отдельных из них) к катарсису, а через него к инсайту.
В начале занятия психотерапевт объясняет группе смысл и задачи психодрамы и описывает этапы ее практической реализации. Практика психодрамы включает несколько этапов. Сюда входят этап распределения ролей и три стадии развития самой психодрамы.
Распределение ролей
В настоящее время многие руководители групп вносят свои новшества в типы ролей психодрамы, однако в основном типажи, введенные Я. Морено, сохраняются. К ним относятся роли: режиссера, протагониста (главного героя) и вспомогательных Я.
Режиссером обычно выступает сам психотерапевт или руководитель группы. Его главные задачи — сформировать оптимальную для предстоящей работы творческую групповую атмосферу, распределить остальные роли, начать сценическое действие в желательном направлении, а далее — поддерживать настроение участников к проявлению их творческой инициативы и импровизации.
В зависимости от того, проводится ли психодрама в первую очередь для терапевтического воздействия на участников или для психоанализа их самих, причин их неврозов, роль режиссера несколько меняется. В первом случае он главным образом поддерживает терапевтическую творческую атмосферу, практически не отвлекая внимание группы на аналитические разборы. Во втором случае анализу слов, действий и скрытых за ними причин уделяется специальное время.
Психодрама (Я.Л.Морено)
... психотерапии. Метод психодрамы и лежащая в ее основе психодраматическая теория личности получили дальнейшее развитие в работах Зерки Морено, Г. ... Лейтц, Д. Киллера и др. Список литературы П.П. Горностай. Психодрама (Я.Л.Морено) ... и две стадии преобладания однополых выборов. Огромное значение Морено придавал ролевому развитию. Он писал, что появление роли ...
Протагонистом (в соответствии с терминологией античного театра) Морено называет исполнителя главной роли — основного Я. Все остальные участники играют роли вспомогательных Я.
Основные стадии (фазы) развития психодрамы
Первая стадия
Здесь основная нагрузка выпадает на режиссера. В его задачи входит:
-добиться физического раскрепощения всех участников психодрамы, преодоления (типичной для начинающих актеров) двигательной зажатости;
— постоянное поощрение, стимулирование проявления спонтанности невербального (двигательного, мимического) и вербального (словесного) проявления эмоций;
— целенаправленная концентрация внимания участников группы на решении общей задачи с соблюдением принципа «здесь и теперь». Для раскрепощения «актеров», «режиссеры» психодрамы часто используют различные разминочные упражнения (самые разные движения типа подвижных игр или элементов групповой гимнастики, аэробики, которые с сопровождаются созданием и усилением атмосферы игры, творческой свободы, шуток).
Затем могут быть сыграны элементы пантомимы в парах, в тройках и т.п., попытки передать мысли мимикой и жестами и разгадать их.
Вообще, как и во все видах неавторитарной групповой терапии, режиссер психодрамы должен вмешиваться только в случае явной необходимости и по возможности незаметно, не поучая, а вдохновляя.
Вторая стадия
После обретения участниками определенной раскованности и создания активной творческой атмосферы в результате правильно проведенной разминки начинается основная часть психодрамы.
Сначала режиссер определяет, кто из участников будет играть роль протагониста. Он может сделать этот выбор самостоятельно или умышленно вовлекая в обсуждение кандидатуры группу и тем самым поддерживая творческую активность всех участников.
Режиссер просит протагониста выбрать достаточно важную для него тему, рассказать всем общую идею того спектакля, который он хотел бы разыграть. Он напоминает, что протагонист излагает лишь общее направление, а развитие действия в психодраме должно быть спонтанным.
Затем выбранный главный герой — протагонист подбирает себе одного или нескольких (в зависимости от замысла режиссера) партнеров, которые будут его вспомогательными Я. Объяснив вспомогательным Я их задачи, протагонист начинает разыгрывать намеченное действие, стараясь как можно более естественно, спонтанно выражать свои мысли и чувства.
Режиссер, как уже говорилось, вмешивается лишь в случае необходимости, подправляя процесс в нужном направлении к катарсису и инсайту.
Сам Якоб Морено характеризовал задачи режиссера психодрамы следующим образом: «Мы не должны разрушать стены, мы просто должны трогать ручки множества дверей для того, чтобы понять, какая из них открыта». Под разрушением стен Морено имеет в виду излишне активное вмешательство режиссера в процесс психодрамы, когда участники заходят в тупик и не знают, как развивать действие дальше.
Третья стадия
Это завершающая стадия психодрамы, которая заключается в совместном обсуждении и анализе поведения всех участников. В это обсуждение следует вовлекать (ненасильственно) всех участников, так как такие обсуждения помогают не только улучшить работу, лучше узнать себя и других, но и стимулируют активность группового взаимодействия и эмпатийного взаимопонимания
Мышление как процесс решения задач
... выполнения той или иной практической деятельности или быть специально созданными (учебные задачи или игровые задачи). Задача выступает как объект мышления. Субъект мышления — тот, кто решает ... реальные отношения между познавательной мотивацией и успешностью или неуспешностыо решения мыслительной задачи. На этапе возникновения проблемы, когда обнаруживается что-то новое, необъяснимое прежними ...
Методики психодрамы
Несмотря на многочисленные вариации, основными практическими методиками психодрамы считаются: монолог, метод двойника, обмен ролями, отображение.
Монолог
Это высказывание протагониста или его вспомогательного Я. Высказывая в монологе выбранную (важную для него тему), он не только старается ее как можно точнее довести до слушателей, но и по ходу, еще раз осмысливая ее и видя реакции аудитории, начинает лучше разбираться в ней сам.
Двойник
Эта методика заключается в том, что один из выбранных протагонистом, терапевтом или группой участник становится дублером протагониста. Он внимательно следит за монологом протагониста и готовится продолжить за него поиск решения проблемы, как только тот начнет застревать в ней. В некоторых вариантах этого метода двойник старается понять и высказать за протагониста то, что тем недосказано.
Следует помнить что двойник всегда выступает не от своего лица, а только за протагониста, как его внутренний голос, одна из субличностей и т.п. Желательно поощрять различные типы двойников: серьезные, ироничные, бесцветные (то есть полностью подражающие протагонисту), страстные (усиливающие чувства протагониста), скептики и т.п. Это позволяет как протагонисту, так и самому двойнику и всем участникам с различных сторон увидеть не только протагониста, но и свои собственные мысли и чувства.
Обмен ролями
Периодически в психодраме желательно проводить обмен ролями. Протагонист становится двойником или одним из вспомогательных Я и наоборот. Это позволяет научиться лучше понимать других, а через это (по механизму обратной связи) и самого себя.
Отображение
Здесь также используется механизм обратной связи. Протагонисту предлагают понаблюдать за тем, как его изображают двойник и другие участники. Это помогает увидеть себя глазами других и уточнить мнение о себе и, возможно, внести коррекцию в свое поведение.
Элементы психодрамы так или иначе применяются во всех видах групповой психотерапии. Это группы встреч, группы тренинга умений, гештальттерапии, трансакционного анализа и т.п., даже некоторые варианты психоанализа.
Психодрама применяется при лечении алкоголизма, наркомании, при коррекции различных видов девиантного (отклоняющегося) поведения, пограничных нервно-психических расстройствах (неврозах, психопатиях).