Стили лидерства и руководства

Вожатому во взаимодействии с подопечными часто приходится быть и руководителем и лидером. Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Руководитель — это человек, который направляет деятельность других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший вожатый вносит порядок и последовательность в выполняемую деятельность. Свое взаимодействие с подопечными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет детей и вселяет энтузиазм в них, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подопечным.

Выделим три ставших классическими стиля управления:

— авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);

— демократический (или коллегиальный);

— попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный).

Авторитарный стиль управления. Для него характерны жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к ребенку как к личности. Дети должны исполнять лишь то, что им приказано. При этом они получают минимум информации. Интересы детей при этом во внимание не принимаются.

6 стр., 2632 слов

РУКОВОДСТВО, ЛИДЕРСТВО, ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

... вариант встречается в реальной жизни реже. 1.2. Стили руководства и лидерства Основу для классификации стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При ... Менеджмента и Бизнеса Факультет Менеджмента и Бизнеса Кафедра менеджмента РУКОВОДСТВО, ЛИДЕРСТВО, ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА Студента группы 1 __________________ (подпись) Руководитель ...

За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты деятельности по непсихологическим критериям. Однако недостатков больше, чем достоинств:

— высокая вероятность ошибочных решений;

— подавление инициативы, творчества подопечных, замедление нововведений, застой, пассивность детей;

— неудовлетворенность детей своей деятельностью;

— неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях.

Демократический стиль управления. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив подопечных («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими детьми («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности подопечных, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие результаты деятельности, инициативу, активность детей, удовлетворенность детей своей деятельностью и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый ребенок может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подопечных, в коллективе создается благоприятный психологический климат.

17 стр., 8303 слов

Индивидуальный стиль деятельности педагога

... время как типологический стиль деятельности - это типичный для группы лиц с одинаковыми типологическими особенностями стиль деятельности. Успешные индивидуальные приемы ... уверенность. Стиль педагогической деятельности - это интегративная характеристика деятельности, отражающая стиль управления, стиль общения, стиль поведения и когнитивный стиль педагога. Стиль педагогической деятельности возникает ...

Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психологически-коммуникативных способностях руководителя.

Попустительский стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).

Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс той или иной деятельности. Вследствие чего:

результаты деятельности обычно низкие;

— дети не удовлетворены своей деятельностью, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный;

— нет никакого сотрудничества;

— разделы деятельности складываются из отдельных интересов лидеров;

подгруппы; возможны скрытые и явные конфликты;

— идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подопечным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично (маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).

Как организовать самоуправление в отряде?

Одно из обязательных дел в отряде — организация органов самоуправления. Это дает возможность вожатому не отвлекаться на работу, которую могут выполнить дети и заняться другими проблемами формирования детского коллектива, а детям предоставляется самостоятельность в деятельности. Основа самоуправления в отряде — ЧТП — чередование творческих поручений. Собирайте весь отряд. Говорите ребятам, что для интересной жизни в отряде вы предлагаете им разбиться на группы, которые будут помогать в отрядной работе. Говорите, что группы будут сменные, т. е. каждый ребенок побывает во всех группах. Смену групп удобней всего проводить раз в три дня.

2 стр., 887 слов

Влияние познавательной деятельность человека на эффективность решения учебно-профессиональных задач.

... (Д.Б. Богоявленская). Влияние познавательной деятельность человека на эффективность решения учебно-профессиональных задач. Тема 3. « ... . Общение – подготовленность к совместной деятельности. 2.2. Консолидация – направленность на решение задачи. 2.3. Лидерство – ... теории темперамента. 3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 4. Формирование характера, характерообразующие отношения. 5. ...

Перечисляете ребятам группы и их функции. Пускаете листочки по количеству групп с названием группы и числом человек, которые могут туда записаться. Чтобы ЧТП работало, поместите списки ЧТП в отрядный уголок. И первые 5−6 дней строго следите за выполнением функций, анализируйте их деятельность на анализе дня.

Как определить лидеров?

Лидер — это положительно-активная личность, к мнению которой прислушиваются. Лидер способен вести за собой. На первых днях смены важным является определение лидеров и «ориентировка» отряда на этих людей для того, чтобы успешно организовать самоуправление в отряде.

Лидеров можно определять разными способами. Один из них — это социометрия. Но в первые дни смены на ее проведение и обработку нет времени и групповая динамика очень велика, результаты всегда будут запоздалыми. Поэтому вожатый чаще всего использует свою интуицию и наблюдение.

Вот основные признаки, которые отличают лидера в коллективе:

— определенный авторитет в коллективе (к мнению этого человека прислушиваются, с ним советуются);

— достаточно взрослая и взвешенная жизненная позиция;

22 стр., 10823 слов

Влияние театральной деятельности на музыкальное развитие детей

... и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).Действительно, в игре ребенок многое придумывает сам. Он придумывает ... слух, расширить кругозор.Ребята слушают классическую музыку, ставят театрализованные этюды, направленные на развитие эмоционально-образной сферы. Музыкальное развитие детей раннего возраста  ...

— мнение лидера не идет в разрез с вашими представлениями об устройстве отрядной жизни, и он не противопоставляет себя вам.

Традиционно выделят формальных и неформальных лидеров. Формальный лидер наделен официальными полномочиями (например, командир отряда).

Иногда лидер отряда может играть негативную функцию, противопоставляя себя всему отряду. В этом случае следует вывести ребенка в активную позицию или на руководящую работу в отряде.

Лидеры могут быть различными и проявляться в разных видах деятельности: в художественной, трудовой, спортивной и т. д. Ваша задача определить для себя лидеров в каждой деятельности.

Лидер отряда становится первым дежурным командиром.

Функции самоуправления детей в лагере.

Самоактивизация. Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.

Организационное саморегулирование. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.

Коллективный самоконтроль. Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого — поиск новых, более эффективных путей решения задач.

Самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения созданной проблемы. Именно принятие решения является главным фактором для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, отрядная рефлексия позволяют подвести детей к новой цели совместной деятельности, при этом на каждом из следующих этапов они становятся более самостоятельными в определении цели, реализуемой впоследствии всем коллективом.

23 стр., 11230 слов

Влияние игровой деятельности на совершенствование детей с интеллектуальными проблемами

... возможность целенаправленного влияния на формирование навыков учебной деятельности детей. Большая роль в развитии процессов памяти, мышления ... Венгер А.Л. Овладение опосредственных решением познавательных задач и развитие когнетивных способностей ребенка // Вопросы психологии 1985г. № ... Затем в течение двух месяцев еженедельно с ребятами проводились развивающие занятия (Приложение 5). После ...

Представим модель самоуправления в детском коллективе, где основа — принцип цикличности (цель — результат — анализ — цель):

Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена степень детских интересов, там самоуправление развивается быстрее.

Содержание деятельности органов самоуправления

Для создания органов самоуправления вожатому необходимо увлечь детей интересным для них делом, а затем создать орган самоуправления для его реализации.

Важное значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Для этого в отряде могут создаваться временные органы самоуправления, которые будут организаторами конкретного проекта. Эта инициативная группа ребят и выносит на обсуждение принятые идеи и проводит мозговой штурм.

Это возможно при коллективном поиске решения поставленных задач. Однако, чем больше ответственности за реализацию идеи, тем меньшую ответственность ребята чувствуют за результат собственной деятельности.

Наиболее интересно и эффективно проходят собрания — обсуждения, когда ведущий выбирается из числа членов отряда (например, дежурный командир) — таким образом, взрослый делится полномочиями с детьми.

Нецелесообразно создавать внутри отряда постоянно действующие органы самоуправления. Хорошо использовать систему чередования творческих поручений. (Идеальная модель, не всегда возможна к применению)

Временные органы самоуправления должны анализировать не только деятельность участников проведенного дела, но и собственную деятельность.

4 стр., 1938 слов

Современные технологии работы с семьей инвалида: коллективная творческая деятельность

... стремления. К формам коллективной творческой деятельности относятся коллективные творческие дела (КТД), различные формы самоуправления, сюжетно-ролевые игры, коллективное ... Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган - Совет дела, в который входят представители ... . Трудовые дела. Цель трудовых КТД - обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд - ...

Особое значение для развития самоуправления в детском лагере имеет взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления, которая может осуществляться через:

— поэтапное делегирование детям полномочий и ответственности для решения задач управления коллективом;

— взаимную ответственность вожатых перед детьми и детьми перед вожатыми за выполнение принятых коллективом решений;

— взаимную требовательность членов вожатского коллектива и детского коллектива друг к другу;

— совместную работу вожатского и детского коллективов;

— информирование ребят обо всех проблемах, возникающих в процессе подготовки и реализации проектов.

Условия, необходимые для включения ребят в деятельность по самоуправлению:

Поиск. Развитие организаторских способностей у детей, воспитание у них чувства хозяина лагеря (старт-марш, разведка, поисковый десант и др.)

Планирование коллективной деятельности. Полезно планировать разнотипные дела, используя методику коллективного творческого планирования (мозговой штурм, копилка предложений, аукцион идей и др.)

Форма организации КТД. Возможно создание банка идей, клубов по интересам, мастер-классов, творческих лабораторий, дискуссионных центров для сбора и анализа предложений ребят по организации творческих дел, проектирования участия в них каждого из ребят, определения творческих заданий.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector