Лидерство в неформальных группах молодежи 2

Министерство образования и науки РФ

Елецкий Государственный Университет им. И.А.Бунина

Курсовая работа: «Молодежный лидер: социально-политический портрет»

Выполнил:

студент группы О-41

Инютин Д.Ю.

Руководитель:

Скиперских А. В

Елец 2011

План курсовой работы:

Введение

1. Лидерство в молодежной среде: теоретический аспект.

1.1 Лидерство: понятия и функции.

1.2 Виды лидерства в молодежной среде

2 Лидерство молодежной неформальной группе

2.1. Психологическая характеристика неформальных лидеров в молодежной среде

2.2. Причины выдвижения лидера и источники его власти

2.3. Функции лидера молодежной неформальной группы

2.4. Взаимоотношение лидера с другими членами молодежной неформальной группы

2.5. Социометрическое исследование относительно неформального лидерства в коллективе (на примере группы О-51 факультета ПиМНО ЕГУ им. И.А.Бунина)

3. Технологии формирования лидерских качеств в молодежной среде

Заключение

Список литературы

Введение.

Определяющий принцип лидерства — это признание за человеком способностей понимать интересы других людей и управлять ими в соответствии с этими интересами. Чтобы изучить феномен лидерства в неформальной молодежной среде, необходимо рассмотреть эту среду как малую группу.

Формальная структура коллектива определяется должностным статусом членов группы; неформальная — складывается на основе отношений, обусловленных личными качествами всех, входящих в нее. При сложившемся коллективе неформальная структура характеризуется наличием общей цели (которая не всегда осознается членами группы и не всегда связана с решением производственных задач).

24 стр., 11558 слов

Теории лидерства. Роль лидера в управлении организацией

... Неформальный лидер может создать и управлять неформальной группой. И только формальный лидер, владеющий искусством эффективного лидерства, может оптимально управлять как формальными, так и неформальными группами. В каждой группе ... своей организации во внешней среде представляет, в основном, формальный лидер. Взаимодействие управленческого лидера с руководителями и лидерами других организаций, каждый ...

В свою очередь, это вызывает потребность в чётком определении задач и поиске путей их решения. Необходимость формулировки цели и ее достижения приводит к появлению лидера, в задачу которого и входят все эти процедуры, а также и управление людьми. В зависимости от его влияния на команду можно выделить позитивных и негативных (конструктивных и деструктивных) лидеров.

Основная цель данной курсовой работы заключается в исследовании такого явления как лидерство в неформальных молодежных группах. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:

  • изучить сущность понятия «лидер» и рассмотреть теории лидерства;
  • раскрыть источники власти лидера в неформальных молодежных группах;
  • исследовать функции лидера в молодежной неформальной среде;
  • выявить различные аспекты взаимоотношений лидера и других членов молодежной неформальной группы.

Предметом курсовой работы являются отношения, которые возникают между лидером и членами неформальной молодежной группы.

Объектом курсовой работы является непосредственно лидер молодежной неформальной группы.

Курсовая работа состоит из трех разделов, в которых последовательно анализируется поставленная проблема.

1. Лидерство: понятия и теории

Еще в глубокой древности возник интерес к лидерству. На протяжении веков сознание многих исследователей волновал феномен лидерства. В средневековой Европе влияние лидера основывалось не столько на личных достоинствах, сколько на способности к руководству конкретной общностью. От лидера требовалось в основном умение сплотить группу для достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес.

В современном обществе лидерство (в особенности политическое) представляет собой способ построения власти, основанный на интеграции различных социальных слоев (групп) посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы решения различных проблем и задач общественного развития.

10 стр., 4982 слов

Руководство и лидерство 2

... , уверенность в завтрашнем дне). Поддержание лидерства 2.1. Лидер находится в положении «хозяина». В психологическом взаимодействии людей можно выделить два состояния личности — «хозяин ... . Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше ...

Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров.

Лидерство по своей природе способно сплотить людей в совместных усилиях, причем осуществлять эту задачу в течение длительного времени, постепенно решая задачи, подчиненные общей цели, которая связывается с решением мировоззренческих вопросов, общественной жизни.

Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.

Слово лидер происходит от английского lead (вести).

Значит, лидер- это ведущий, идущий впереди. Лидер- член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство- это искусство влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных целей. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности.

Личностные качества настоящего лидера: доброта, открытость, решительность и ответственность, умение слушать и слышать других, внимательное отношение к людям, уверенность и спокойствие, гибкость и чувствительность, эмпатичность, целеустремленность, коммуникативность, толерантность, умение увлечь и повести за собой, дальновидность, организаторские способности.

Перечисленные качества свидетельствуют о том, что лидерами не рождаются, а становятся. Лидерское поведение должно воспитываться, потому что оно может быть как конструктивным, так и деструктивным (хулиганствующие подростки тоже имеют своих лидеров).

Вот почему велика роль педагогов — воспитателей всех уровней в формировании гражданского самосознания личности и их собственного примера. Сфера духовной жизни не может терпеть жажды, и если ей не дается подпитка, то человек сам ищет, чем заполнить ее. И если не найдется рядом чистого источника, то человек будет питаться суррогатом. Вот где раскрывается значение деятельности семьи и школы. «Сердца не занятые нами немедленно займет наш враг», — писал А. Межиров. Лидерское поведение может быть развито и улучшено посредством обучения и специальной подготовки.

2 стр., 714 слов

Социокультурные и психологические аспекты становления и деятельности молодежных неформальных объединений.

... с. Вариант 3 Социокультурные и психологические аспекты становления и деятельности молодежных неформальных объединений. Задание 1. Дайте письменные ответы на вопросы: 1. ... атрибуты молодежной субкультуры различных неформальных объединениях. 3. Какие функции выполняет символика в молодежных субкультурах? Задание 2. Практическое задание: Проведите анализ символики неформальных объединений (молодежных ...

Виды

Молодежь — это люди, которые пребывают на стадии становления собственной индивидуальности, поэтому для них принципиально важно иметь возможность общаться с такими же как они. Посредством этого они могут определить черты, которые выделяют конкретного человека из толпы, а значит, формируют в себе личность, которая выгодно отличается от остальных. Доступность информации и возможность сравнения этому всячески способствует. Абсурдность и несхожесть со всеми остальными в молодежном обществе только приветствуется, а поэтому не редко в роли лидера могут выступать неординарные личности, которые уже заработали авторитет у большинства людей и могут отстоять свою точку зрения. Это похоже на машины — все из них имеют шины, но не все ездят быстро и безшумно. Человек, который умеет добиваться признания у других, может направить действия людей в определенном направлении, что в последствии может привести к ожидаемому результату. Такой человек обладает хорошими интуитивными способностями и может сплотить коллектив ради единой цели. А целью в большинстве случаев выступает возможность общаться с такими же молодыми людьми в неформальной обстановке. Именно большинство молодежных организаций отстаивают свое право организовывать разного рода мероприятия.

В любом молодежном коллективе существует два лидера — формальный и неформальный. Причем роль каждого выполняют разные люди, и сочетание формального и неформального лидера в одном человеке — явление крайне редкое, практически невозможное. Итак, кто же такие формальные и неформальные лидеры? В чем их сходства и различия? Попробуем разобраться в этом вопросе более подробно.

19 стр., 9183 слов

Специфика личностной самореализации студентов в неформальных организациях

... , скины - очень агрессивны (лидеры - в основном из старшего поколения); в) эколого-этические группы («зеленые»); г) группы образа жизни (собственно неформально-молодежные объединения - панки, хиппи и ...

Формальным лидером зачастую выступает руководитель или начальник, то есть лицо, занимающее главную роль в компании, обществе или в формальной молодежной организации. Одной из функций формального лидера является управление рабочим процессом, контроль над остальными людьми (сотрудниками, подчиненными).

Неформальный лидер — человек, не имеющий официальных полномочий и должности руководителя, но по причине стечения нескольких факторов (личные качества, модель поведения, опыт и др.) занимает в коллективе положение негласного лидера, «серого кардинала».

Появление неформального лидера может происходить по разным причинам. Например, если в компании в лице формального лидера выступает человек нервозный и психически неустойчивый, не способный руководить людьми вне конфликтной среды, то ему на помощь спешит лидер неформальный: его задача — успокоить коллектив, снять атмосферу напряженности и нервозности, устранить конфликты и наладить отношения между сотрудниками. Получая от коллектива признание и уважение, неформальный лидер берет на себя властные полномочия, выражающиеся в принятии важных решений и распоряжении коллективными ресурсами.

Отличия формального и неформального лидера состоят в том, что:

формальный лидер обладает более высокой должностью и потому, имеет больше властных полномочий, чем неформальный лидер;

неформальный лидер в своей деятельности делает ставку на людей и отношения между ними: в трудную минуту он способен разрядить обстановку, создать в коллективе позитивную атмосферу. В то время как формальный лидер заботиться лишь о выполнении обязательного объема работы точно в срок;

формальный лидер в своей деятельности руководствуется нормативными документами (положениями, инструкциями, правилами и т. д.), а неформальный лидер опирается лишь на свой авторитет и отношения с другими людьми.

Как бы хорошо не складывались отношения и работа коллектива при наличии двух лидеров, рано или поздно между ними возникнут противоречия. Борьба формального и неформального лидера может перерасти либо в открытый конфликт, итогом которого, возможно, станет смещение с должности неформального лидера. В этом случае, работа коллектива резко ухудшится. Второй вариант — это выдвижение твердого и решительного неформального лидера, который сможет одержать победу в столкновении с лидером формальным и занять его место.

29 стр., 14442 слов

Социально-психологические особенности криминогенных групп подростков

... Однако следует отметить, что групповая изолированность, корпоративность, замкнутость молодежных неформальных групп" не включенных в систему более широких общественных отношений, создает ... мотивацию, разрушить антиобщественные установки. Установление постоянных контактов с лидерами неформальных молодежных групп отрицательной направленности позволит проводить активную предупредительную работу по ...

2. Лидерство в молодежной неформальной группе

2.1. Психологическая характеристика неформальных лидеров в молодежной среде

Лидер в группе — это ее член, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию коллективной деятельности для достижения общей цели.

Представителям высших и отчасти средних звеньев молодежной организации обычно присуща высшая преступная авторитетность, основанная на личном опыте, материальных средствах и личных качествах. К числу основных качеств, присущих современному лидеру молодежной неформальной группы, по мнению некоторых авторов, относятся: волевые качества, которые помогают проявлять настойчивость в достижении цели, подавлять волю других, подчинять их своему влиянию; преобладающие, по сравнению с другими участниками молодежной группы, умственные способности; физическая сила; умение держать слово; предприимчивость, которая помогает сходиться с людьми, легко контактировать с ними, завоевывать доверие, видеть их недостатки и достоинства, и использовать их в своих целях; коммуникабельность; решительность в действиях и целеустремленность; знание внешних и внутренних условий функционирования молодежной среды; быстрота ориентирования и принятия решений в сложных ситуациях.

Лидер неформальной молодежной группы — умен, обладает организаторскими способностями и психологической властью над подчиненными. Таким образом, можно сделать вывод, что современные лидеры в молодежной среде обладают всеми необходимыми личностными качествами, которые они используют при осуществлении своих функций. Обладание такими индивидуально качественными характеристиками обусловливает их выдвижение в лидеры.

14 стр., 6811 слов

Неформальные молодежные объединения в Российской Федерации

... психологических исследований, которые позволяют провести глубокий теоретический анализ причин возникновения неформальных молодежных групп в развитом демократическом обществе, а также экстраполировать его выводы на ... возраста являлись своего рода маршалами, они наделяли командирскими полномочиями негласных лидеров из группировок младших ребят. Таким образом, под влиянием «стариков» могло ...

2.2. Причины выдвижения лидера и источники его власти

Выдвижение лидера в молодежной группе происходит стихийно, по мере ее развития и функционирования. При этом действуют два фактора — объективный и субъективный.

Объективный фактор — в лидеры молодежной группы выдвигается тот ее член, который наиболее «полезен» ее деятельности, наилучшим образом

проявляет себя в повседневной жизни неформального коллектива.

Субъективный фактор — лицо, выдвигаемое в лидеры, обладает такими личностными качествами, которые необходимы для осуществления функций лидера в группе. Это обычно люди наиболее активные, энергичные, волевые, решительные, обладающие неплохим интеллектом, умеющие подчинить себе других.

Однако не только особые личные качества лица обуславливают его выдвижение в лидеры, так как они имеют значение постольку, поскольку необходимы для решения общих, стоящих перед группой задач и целей.

Выдвижение лидера постепенно по мере развития и функционирования

молодежной неформальной группы. В молодежных группах низкого психологического развития (случайных и компаниях) — процесс выдвижения лидера только начинается и не успевает завершиться. Лидер может появиться только в определенных ситуациях, но на этом этапе члены группы еще не осознают его как лидера, да и в иных ситуациях его функции может выполнить и еще кто-либо, а не будущий лидер.

В молодежных группах высокого психологического развития феномен лидерства представлен в его классическом виде. В этих группах лидер проходит путь от лица, обладающего склонностью к лидерству и проявляющего эти склонности от случая к случаю, к подлинному руководителю, организатору молодежной группы, без участия которого не решается ни один важный вопрос.

Лидер в группе выполняет важные социально-психологические функции, без которых невозможно нормальное функционирование группы. Именно во многом благодаря ему, группа становится сплоченной, ее состав стабилизируется, отношения формализуются. В итоге создается сообщество высокого психологического развития — неформальная молодежная группа.

Лидеры молодежных групп обладают психологической властью над

подчиненными, однако, необходимо отметить, что настоящий лидер не стремится к подчинению себе других, ему подчиняются с удовольствием. Само возникновение и существование неформальной молодежной группы базируется на власти лидера. В психологии есть такое определение понятия «власть»: это каждый эффект, который производит индивид, воздействуя на окружающий его мир, определяется его властью, понимаемой как: способность, сила, компетентность. Источники власти лидера — средства, с помощью которых применяющий власть субъект сможет обеспечить удовлетворение соответствующих мотивов другого, задержать это удовлетворение или предотвратить его.

Лидеры молодежных неформальных групп для сохранения лидерства используют следующие возможные источники власти:

1. Власть эталона. Основана на идентификации члена группы с лидером и желании для члена группы быть похожим на лидера.

2. Власть принуждения или наказания. Ее сила зависит от:

а) репертуара возможных наказаний и санкций. Например, следующие санкции: моральные (обсуждение, замечание о неправильности поведения, пощечина и т. д.); материальные («штраф», «пеня» в течение определенного срока и т. д.); физические (избиение).

б) от угрозы наказания минус вероятность избегнуть наказания благодаря

послушанию.

Жесткая дисциплина, устанавливаемая и поддерживаемая лидером говорит о силе данного источника власти.

3. Власть знатока. Вся сила зависит от величины приписываемых лидеру со стороны членов группы особых знаний, интуиции или навыков, относящихся к сфере функционирования. Поэтому, как показывают исследования для лидеров неформальных молодежных групп характерно то, что их интеллектуальный уровень довольно высок — они являются мозговым центром молодежной группы. Стремление лидеров к привлечению специалистов из различных областей также объясняется существованием такого источника власти.

4. Информационная власть. Она возникает в тех условиях, когда лидер

имеет доступ к информации, неизвестной членам группы, причем такой, которая является значимой для оценки ситуации и коррекции поведения. В организованных молодежных группах этот вид власти выражается в дозированном распределении информации между членами группы, в то время как полной информацией обладает только сам лидер.

6. Нормативная власть. Речь идет о нормах, согласно которым лидер имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и, в случае необходимости настаивать на них. К одному из основных признаков неформальной организации относится наличие устава в виде неформальных норм поведения, традиций, законов, санкций за их нарушение.

Подводя итоги, можно сделать краткий вывод по данному подразделу: власть лидера в неформальной молодежной группе — явление многоаспектное и

в зависимости от структуры группы, уровня ее развития, сложившихся межличностных отношений, источники власти могут варьироваться и смешиваться постольку, поскольку это необходимо для осуществления целей и задач группы, но зачастую, в молодежных неформальных группах высшего уровня лидером используются все источники в их совокупности, для осуществления всеобъемлющего и эффективного руководства. Говоря о руководстве, необходимо отметить, что нормальное функционирование молодежной неформальной группы обусловлено выполнением лидером ряда социально-психологических функций.

2.3 Функции лидера молодежной неформальной группы

Нормальное функционирование молодежной неформальной группы обусловлено выполнением лидером ряда важных, необходимых группе социально-психологических функций.

В литературе выделяется пять основных функций лидера молодежной неформальной группы:

  • Организаторская функция лидера заключается в том, что он создает, организует и руководит деятельностью всей группы.
  • Информационная функция — тесно взаимосвязана с организационной. Без информации существование неформальной группы является довольно проблематичным. Лидер организует поступление необходимой информации, анализирует ее и в нужных случаях передает ее другим членам группы. Собирая лидер получает как информацию извне, так и сведения о внутренней жизни самой группы (настроения, отношения между членами группы т.д.).

    Информационная функция всегда позволяет лидеру владеть обстановкой и контролировать действия группы.

  • Стратегическая функция — выражается в том, что группа живет идеями и мыслями лидера, осуществляет его планы. Лидер лучше других видит задачи и возможности группы, прогнозирует вероятные трудности, обладает необходимой информацией о выгодных направлениях деятельности и возможных путях провала.
  • Нормативно-ценностная функция — эта функция имеет важное значение. Лидер определяет допустимые границы и нормы поведения в неформальной группе, устанавливает запреты, за нарушение которых применяет соответствующие санкции. Личность лидера, его убеждения и поступки — пример для других членов группы, идеал, к которому многие из них стремятся. Лидер активно участвует в формировании единства взглядов и позиций у членов неформальной группы, что обеспечивает группе единство действий и поступков в ситуациях не планируемых, внезапных, связанных с риском и опасностью.
  • Дисциплинарная функция — взаимосвязана с нормативно-ценностной. Члены молодежной неформальной группы, нарушающие принятые правила поведения, подлежат суровому наказанию. Лидер сам определяет вид наказания, способ его осуществления, исполнителя. На нем также лежит обязанность разрешать различные конфликты, которые возникают внутри неформальной группы. Лидер обычно берет на себя определение «правых» и «виноватых» в конфликте и применяет к виновным соответствующие санкции.

Таким образом, современный лидер молодежной неформальной группы, по мнению многих авторов, при организации руководства деятельностью неформальной группы выполняет ряд важных, необходимых группе функций. Эти функции не могут быть рассмотрены отдельно друг от друга, они взаимообусловлены и переплетены. Выполняя эти, а также другие функции лидер группы обеспечивает дальнейшее ее развитие, а равно повышает свой авторитет в глазах других членов группы.

2.4 Взаимоотношения лидера с другими членами молодежной неформальной группы

В процессе функционирования внутри молодежной неформальной группы происходит формирование психологической и функциональной структуры. Чем выше уровень развития группы, тем более отчетливее выступает ее внутренняя психологическая структура. Закономерностью развития неформальной молодежной группы является тенденция к постепенной взаимосвязи эмоциональных отношений между участниками преступной группы с чисто деловыми, функциональными, основанными на совместной деятельности.

При психологическом анализе неформальной группы очень важно уяснить способ передачи информации между ее членами. Существуют следующие способы передачи информации:

  1. Полная структура — при таком виде коммуникативных связей каждый член группы может установить связь с каждым.
  2. Круговая структура — движение информации либо в одном, либо в двух направлениях по кругу.
  3. Комбинированная структура — для передачи информации членам группы лидер пользуется двумя или более видами связи.
  4. Сложная структура — лидер руководит двумя или более подгруппами, которые, в свою очередь, имеют коммуникативную структуру.

Лидер имеет связь только с руководителями основных направлений. Эти руководители, в свою очередь, устанавливают ту или иную коммуникативную структуру, как правило, используя посредников, которые уже имеют непосредственные связи с исполнителями.

О межличностных отношениях в неформальной группе ярче всего говорит наличие конфликтных ситуаций между ее членами. Основная причина конфликтных ситуаций, возникающих в группе — психологические мотивы.

Возникающие противоречия приводят к конфликтам в неформальной группе, когда затрагивают, прежде всего, интересы членов группы, их престиж, достоинство личности.

Конфликты можно разделить на 3 группы:

  1. внутриличностные, возникающие, когда в процессе участия в молодежной неформальной группе у человека формируются определенные нормы и ценности, в том числе принятые традиции, законы и нормы неформальной группы;
  2. межличностные, к которым приводит в основном разделение функций в группе;
  3. межгрупповые, происходящие из-за раздела территории, сфер влияния.

Остановимся подробнее на межличностных конфликтах. Как только лидер становится менее полезен для группы, неизбежна его смена. Это лежит в основе конфликтов между организатором и членами молодежной неформальной группы. Конфликты такого рода могут возникать по многим причинам: а) недостатки в организации деятельности группы, ее неэффективность. Рядовые члены могут тяготиться своей постоянной зависимостью от лидера, не считающегося с их мнением при решении важных для деятельности группы вопросов; б) недовольство рядовых членов группы лидером; в) отсутствие надлежащей дисциплины у членов неформальной группы; г) оскорбительное отношение лидера к другим членам группы. Зачастую лидер и приближенные к нему лица унижают, оскорбляют рядовых членов. Если неформальная группа потерпела какую-либо неудачу и то усиливаются тенденции к возникновению межличностных конфликтов и разъединению группы.

Также выделяются конфликты между лидером и оппозиционером, т. е. лицом из числа приближенных к лидеру, которые возникают из-за того, что оппозиционер тайно имеет намерение захватить власть. Как правило, такой конфликт протекает скрытно и очень часто приводит к расколу группы.

2.5 Социометрическое исследование относительно неформального лидерства в коллективе (на примере группы о-51 факультета ПиМно егу им. И.А.Бунина)

Проблема неформального лидерства в молодежном коллективе на сегодня является достаточно актуальной, так, весной 2011 г. в учебной группе О-41 факультета ПиМНО ЕГУ им. И.А.Бунина был проведен социометрический анализ, который ставил своей целью выявление неформальных лидеров в студенческом коллективе. Данный коллектив представляют 17 человек, каждому из которых в ходе исследования был присвоен номер от 1 до 17 для удобства обработки данных и обеспечения анонимности.

В результате оценки основных социометрических характеристик членов изучаемого коллектива (социометрического статуса, эмоциональной экспансивности, индексов объема, интенсивности и концентрации взаимодействия), а также анализа обобщенной концентрической социограммы, подчеркивающей иерархичность структуры взаимоотношений в группе, были сделаны выводы относительно неформального лидерства в коллективе. В ходе исследования выявилось, что в изучаемой группе нет лидеров, объединяющих весь коллектив или большую его часть. Исследуемая группа представлена несколькими небольшими подгруппами, в которых были выявлены 7 неформальных лидеров: №№ 5, 7, 8, 11, 13, 15 и 16.

Также стоит отметить, что неформальные лидеры оказывают неодинаковое по характеру влияние на коллектив. Так, 4 студента (№№ 7, 8, 11, 13) являются положительными лидерами и тяготеют к благоприятной ситуации в структуре группы. 3 человека (№№ 5, 15, 16) идентифицированы как отрицательные лидеры, ведущие коллектив к разобщению и установлению конфликтной ситуации.

Степень влияния как положительных, так и отрицательных лидеров также различна. Среди положительных лидеров явно выделяются №№ 7 и 8. Эти члены группы имеют близкий к максимальному объем взаимодействия (0,94), что свидетельствует о их связи практически со всеми членами группы. Они способны сосредотачивать на себе основные потоки психологической информации. При этом показатели отношения группы к лидерам как к объекту коммуникации и отношения последних к коллективу как субъекту коммуникации являются наивысшими среди членов группы. Также следует отметить, что позиция, которую группа приписывает лидерам №№ 7 и 8 равнозначна позиции, которую они желают занять (индекс социометрического статуса равен индексу эмоциональной экспансивности).

Лидеры №№ 11 и 13 оказывают меньшее влияние на группу, чем их коллеги №№ 7 и 8. При этом связь между лидером № 13 и двумя последними достаточно тесная, в отличие от лидера № 11, который связан постоянными положительными отношениями только с одним из лидеров (№ 7).

Еще один факт указывает на более высокую позицию лидера № 13 в структуре группы: его потребность в общении и взаимодействии с окружающими очень высока (индекс эмоциональной экспансивности равен 0,63), в отличие от лидера № 11, стремление к общению которого ниже, чем это оценивает группа. Также концентрация взаимодействия лидера № 13 выше, чем № 11, что указывает на более значимую позицию первого в структуре группы.

Отрицательных лидеров также можно разделить по степени влияния на коллектив. Влияние лидера № 5 не так велико, как лидеров №№ 15 и 16, которые тесно взаимодействуют между собой и представляют единую группу, что и ведет к увеличению их влияния на коллектив в целом.

Что касается связи положительных и отрицательных лидеров, то положительное взаимодействие, хоть и достаточно слабое, имеет место только между отрицательными лидерами и лидером № 8. У лидера № 11 такой связи практически нет. Лидеры №№ 7 и 13 очень слабо, но отрицательно взаимодействуют практически со всеми отрицательными лидерами.

В коллективе 4 человека имеют положительный индекс влияния на группу (№№ 4, 9, 10, 2).

При этом №№ 4, 10 являются влияющими на группу независимо от других, в отличие от №№ 2 и 9, статус которых в группе возрастает за счет тесной связи с лидерами №№ 8 и 13 соответственно.

Шесть человек в группе практически не оказывают влияния на коллектив в целом (№№ 1, 3, 6, 12, 14, 17): их связь с окружающими непостоянна и слаба. Двое из этих 6 человек — студенты, редко посещающие занятия. Возможно, этим объясняется их низкая степень влияния на коллектив. Однако о какой-либо закономерности в данном случае говорить не стоит. Наименьшее влияние на группу из всех ее членов оказывают студенты №№ 12, 17. Тем не менее, эти люди имеют хоть и очень слабую, но положительную связь с группой.

Аутсайдеры, т. е. люди, не имеющие никакой связи с другими членами коллектива, в группе в ходе исследования выявлены не были. Этот факт следует оценивать как положительный, т.к. легче переориентировать на сотрудничество отрицательные связи между людьми, нежели равнодушие со стороны какого-либо члена группы или коллектива.

Используя результаты социометрического анализа учебной группы, исследователями была предпринята попытка организовать деятельность членов изучаемого коллектива с учетом их социально-психологических особенностей и структуры неформального лидерства при разработке сценариев различных деловых игр.

Существуют основные моменты, эффективно влияющие на процесс воспитания молодёжи:

1. Лидеру необходимо сконцентрировать внимание контингента на цели. Цель является самым мощным стимулом. Необходимо увлечь ребят целью, которая будет восприниматься ими, как необходимость. Они должны понимать, достигая цели, они помогают огромному количеству людей, что очень нужны улице, району, городу, стране. Здесь важно понять, что сказанные слова должны совпадать чётко с действиями. Концентрация внимания на серьёзности слов обязательно выльется в чёткие действия. Соответственно, результат будет осязаем и даст огромную уверенность ребятам в своей силе. Важно учитывать, что каждый человек обладает творческой мыслью и способен её реализовать. Нельзя ограничивать в реализации творческой мысли. Это свобода в рамках заданной цели. И она нужна как воздух даже самому робкому и стеснительному человеку.

2. Лидер должен научиться принимать решения, не нанося вред своим соратникам.

Имея замысел и формируя тактику и стратегию действий, необходимо учитывать миропонимание людей. Одна из глубинных потребностей человека — чтобы о нём заботились и чтобы его понимали. Тесно контактируя с ребятами, лидер завоёвывает всё больше и больше уважения. Необходимо научиться внимательно слушать, сопереживать и, самое главное, говорить всегда правду. Честность — это особенный ключ к любому сердцу.

3. Благодарный лидер пользуется настоящей любовью своих подопечных. Похвала является одним из двигателей творческого процесса. Всегда надо поощрять соратника за его эффективную деятельность. Умный руководитель хорошо понимает, что когда ребята ощущают свою ценность для коллектива, они готовы работать, не считаясь со своим временем. Если лидер будет поощрять людей и постоянно отмечать их заслуги, они отдадут организации свою душу и силы. Они станут видеть себя частью большого целого, частью чего-то особенного и необычного. И вот тогда организацию невозможно будет остановить.

4. Какие бы не были перемены, лидер обязан их использовать во благо. Не стоит бояться неожиданностей, ведь они способствуют движению вперёд. Во времена перемен развивается корпоративная культура обучения. Поощряй постоянное развитие интеллектуальных способностей и у соратников. Лучшим противоядием от страха, который несут с собой перемены, является знание. В наше неспокойное время побеждает тот, кто стремится к знаниям. В переменах скрыта радость. Без перемен нет движения вперёд. Перемены обусловили развитие нашей цивилизации, они необходимы для нашего выживания. Перемены лучший союзник человечества. Лидеру необходимо поощрять в соратниках способность применять знания на практике, не давать ребятам застаиваться на чём-то одном.

Выполняя ежедневно одно и тоже, не получишь новых результатов. Чтобы изменить результаты, нужно изменить свои действия. Необходимо изменять способ лидерства при возникновении перемен.

5. Нельзя идти в несколько сторон одновременно. Необходимо сосредоточится на самом главном. Секрет целостности личности — в умении сосредоточиться на главной цели.

Для того чтобы лидер успел сделать наиболее важные дела, ему необходимо понять, чего делать не следует. Если лидер не руководит своим временем, то время руководит им. Отсюда выражение: «У меня не хватает времени». Очень важно расставлять приоритеты в своих делах. Распыляясь на мелочные и, порой, искусственно навязываемые дела со стороны, лидер способен завалить самое важное, самое нужное дело. Чтобы этого не случилось, надо распределять и планировать свои действия заранее, просчитывать эффективность.

Умение дорожить каждым днём своей жизни, приведёт к ощутимым жизненным результатам. Как человек живёт каждый день, так проживёт и всю жизнь. Нельзя тратить ни единого дня понапрасну. Прошлое уже в истории, а будущее — мечта. Поэтому необходимо жить настоящим — сегодняшним днём.

6. Лидер обязательно должен быть в отличной физической форме. В здоровом теле — здоровый дух. Не обязательно быть японцем — самураем, чтобы доводить все свои действия до совершенства. Можно быть обычным русским лидером. Нельзя давать лени усыпить свой организм. Один раз лидер позволит ей сковать тело в утренний час, тут же система даст сбой и повлечёт цепь неприятных событий.

7. Лидер должен научиться думать по-своему, в отличие от большинства. Каждый человек обладает творческими способностями. Задача истинного лидера: создать такую атмосферу, которая бы высвобождала этот дар природы. Он может сбросить шоры устаревших способов мышления, открыть новые, более совершенные пути, подвигнуть соратников идти на риск, невзирая на ошибки. Лидеру нужно поощрять и вознаграждать оригинальное мышление ребят, стимулировать творчество. В себе развивать воображение и сделать гибким свой ум. Выпустить на волю свою природную любознательность. Не бояться мечтать о высокой цели, и смело смотреть в будущее. И даже если увидит там то же, что видят все, должен стараться думать по-своему. В сердце каждого мудрого лидера жива душа ребёнка, исполненная удивления и радости…

Лидерство в молодежной среде имеет очень большое значение. Молодежная группа может иметь лидера и считаться авторитарной или не иметь и быть демократической. Идейно-политическая направленность тоже может иметь место в коллективе. Компания может быть асоциальной и стоять в стороне от политических и общественных проблем, а может ставить во главу угла какую-нибудь политическую идею (например, скинхеды).

Все молодежные группы, как правило, имеют определенную ролевую дифференциацию, которая в постоянной компании имеет стабильный характер. Однако некоторые стихийно возникшие группы отличаются высоким уровнем организованности и сплоченности. В основанных подчас на межличностных отношениях спонтанных группах постепенно выстраивается структура взаимоотношений, она ранжируется. Так, в 90-х гг. дворовые группировки возникали стихийно, но постепенно структурирование, которое происходило в такой группе, приводило к тому, что в коллективе определялся лидер, имеющий авторитет, определялись его приближенные-помощники и рядовые члены. Сплоченность и дисциплина, установленные в такой группировке, приводили к тому, что коллектив приобретал некоторый вес на улице или в районе. Именно из таких уличных групп вышли в свое время «братки», ставшие впоследствии коммерсантами и «новыми русскими».

Как правило, в официальном молодежном сообществе наравне с формальным лидером существует и неформальный. Именно он пользуется реальным влиянием и уважением. В неформальном коллективе лидером становится человек, пользующийся авторитетом у членов группы, обладающий организаторскими способностями и умеющий доказать своими поступками право на лидерство.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector