Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения
Восприятие – это психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предмета или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы).
В восприятии отражаются предметность, целостность, структурность, осмысленность предмета и др. Восприятие дошкольника и школьника, зрячего и незрячего – это новая ступень сенсорного познания. Это сложный процесс предметного усвоения действующего на ребенка окружающего мира.
Таким образом, зрительное восприятие – сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию.
С помощью глаз человек воспринимает освещенность (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве.
При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия у слабовидящих и частичновидящих или полное прекращение восприятия у лиц с полной потерей зрительных ощущений.
У слабовидящих детей наблюдаются трудности при опознавании рисунков и предметов. Выявлены следующие нарушения восприятия рисунков: замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения. Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке. Рассматривание слабовидящими рисунка по частям приводит к затруднениям в осмысливании его содержания. Имеет место нарушение восприятия пространственных ощущений между изображенными на нем предметами. Грубое снижение скорости зрительно восприятия геометрических фигур, цифр, буквосочетаний установлено при частичной атрофии зрительных нервов, дегенерации желтого пятна, афакии, вторичной катаракте, глаукоме. Замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажение восприятия отмечаются у слабовидящих при чтении и письме.
При чтении возникают оптико-гностические нарушения, основными причинами которых являются нерасчлененность зрительного восприятия, смешение сходных форм, несформированность пространственных представлений. Выявлено отрицательное влияние снижения зрения на формирование графических навыков письма. Дети часто не различают линии в тетрадях и поэтому пишут косо. Наблюдаются искажения элементов букв, их не правильное расположение относительно друг друга в словах, строках, замены букв, пропуски изобразительных элементов.
Наиболее значительное нарушение зрительного восприятия наблюдается при остроте зрения 0,2 и ниже. Однако участие остаточного зрения в формировании зрительного образа продолжает оставаться ведущим в некоторых видах деятельности и в ориентировке в пространстве.
Личностное развитие детей инвалидов по зрению
... нарушениях зрения. Объект исследования - группа детей подросткового возраста с нарушениями зрения; предмет изучения ... коррекции зрительного дефекта. Разработанные системы коррекции и компенсации зрительного дефекта ... зрению служат одни критерии, для определения возможностей образования, обучения, профессиональной подготовки - другие. Исследования особенностей психического развития слепых и слабовидящих ...
Восприятие форм предметов. Основным признаком предмета, его сенсорным содержанием является форма. Многочисленные исследования отечественных ученых по вопросам восприятия позволяют сделать заключение, что большинство из них выделяют форму предмета как наиболее информативный признак.
Физиологические исследования по восприятию предметов детьми свидетельствуют, что воспринимаемый предмет состоит из признаков неодинаковой физиологической силы. Секрет физиологического механизма восприятия состоит в индукционном торможении слабого компонента со стороны сильного. Форма относится к числу физиологически сильных компонентов предметного раздражителя, она тесно связана с содержанием. В форме дети ищут качества, свойства, характеризующие предмет. Форма предмета расчленяется на геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и др. Геометрическими параметрами являются: размеры, углы между линейными и плоскостными элементами, прямолинейность и кривизна границ формы. Все это характеризует динамичность, статичность и мерность формы.
Трудности визуального восприятия детьми элементов и геометрических параметров формы осложняют понимание средств наглядности, формирование соответствующего образа о предметах. По своему содержанию изучение формы предметов связано с ориентировочными, поисковыми, перцептивно — опознавательными и логическими операциями различного характера. Возможности обнаружения элементов формы зависят от чувствительности, разрешающе способности, цветовосприятия, стереоскопической пластичности и других свойств зрительного анализатора у слабовидящих. Зрительная система должна быть способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и научиться следовать по ней. Это осуществляется посредством движений глаза, которые как бы вторично выделяют контур и являются необходимым условием создания образа формы предмета.
На зрительное восприятие формы предмета влияют величина предмета, расстояние до глаз, освещенность, контраст между яркостью объекта и фона и т.п.
Познание формы предполагает активизацию смыслового восприятия, формирование и развитие мышления.
Восприятие величины предметов. Важным условием для восприятия величины предметов является возможность одновременного обозрения их. Способность охватить взором предмет зависит от зрения ребенка, размера предмета и расстояния, с которого он рассматривается.
Среди слабовидящих имеются лица с суженным полем зрения, что осложняет им одномоментное обозрение средств наглядности (макетов, приборов, рисунков).
При восприятии и опознании предметов слабовидящими с узким полем зрения глаза совершают последовательный обвод вдоль контура. Лица с узким полем зрения обводят фигуру взглядом несколько раз, у них возникают соскальзывания с контура, частые изменения направления движения, возвраты, увеличивается длительность фиксации.
Особенности развития зрительных форм восприятия у дошкольников ...
... развития зрительных форм восприятия у детей дошкольного возраста. Объектом исследования являлось: развитие зрительных форм восприятия у детей дошкольного возраста. Предметом: особенности развития зрительных форм восприятия у детей ... Усвоение эталонов формы предполагает умение узнавать соответствующую форму, называть её, действовать с нею, а не производить её анализ с точки зрения количества и ...
У слабовидящих детей наблюдаются выраженные нарушения глазодвигательных функций. У значительного числа этих детей отмечаются (в той или иной степени) следующие нарушения двигательных функций глаза: неустойчивость фиксации взора и неравномерность движения глаз, нистагмоидные движения (дрожание глаз), нарушение прослеживающих функций, изменение амплитуды движений глазных яблок, некоторые ограничения в повороте глаз и др.
Уровень недоразвития двигательных функций у слабовидящих детей зависит от характера заболевания, состояния остроты центрального зрения. Недоразвитие или нарушение функций двигательного аппарата глаза при неполноценном зрении затрудняет восприятие предметов и изображений, глазомерную оценку пропорций, протяженности, расстояний.
Глазодвигательные функции в процессе обучения могут развиваться за счет образования более сложных системных связей между оптическими и двигательными компонентами глаза. Для этого необходимо создавать условия, которые бы позволяли детям целенаправленно наблюдать предметы, процессы и явления окружающей действительности. Важную роль играет применение специальных упражнений, направленных на развитие восприятия размеров, величинных отношений, оценки расстояний, направлений и др.
Восприятие цвета и контраста. Важными информативными признаками в предметах и изображениях являются цвет и контрастность. Цвет фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим внимание ребенка. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. На последующих этапах восприятия цвет служит средством выделения цветности и объемности предмета, связи с окружающим миром.
Цвет как объективное свойство формы обладает большой эмоциональной выразительностью. Прежде всего все оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным восприятием температуры тел. Так, красные, оранжевые, желтые цвета ассоциируются с теплом; зеленые, голубые, синие, фиолетовые – с холодом. Кроме передачи ощущения тепла и холода, цвет активно влияет на настроение ребенка. Например, красный цвет возбуждает и мобилизует, а зеленый и голубой – успокаивают.
Наличие цветового зрения играет большую роль в опознании предметов и изображений, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информативных признаков.
Известно, что у значительного числа слабовидящих детей нарушено восприятие цвета. Формы и степени расстройства цветоразличения зависят от клинических форм нарушения зрения, их происхождения, локализации и течения. У детей наблюдается ослабление восприятия красного, зеленого и синего цветов.
Разнообразие заболеваний и различные проявления в нарушении цветового зрения предполагают учет индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создание условий, компенсирующих недостатки цветовосприятия. Они могут быть в значительной мере компенсированы путем усиления насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях, применения специальных средств рисования и черчения (фломастеров, подсветов, свето – и цветорегулоируемых осветителей и др.).
Социология как наука. Предмет и функции социологии
... и характеристикой этих методов, а также функций социологии в обществе. 1. Предмет и объект социологии. 2. Место ... важно понять критерии ее выделения: 1) с точки зрения соотношения знания и средств его получения вычленяют теоретическую ... объектов – анализируют макро- и микросоциологию; 4) с точки зрения сравнения глобальности и форм исследования социальной реальности применяют деление ...
Обычно говорят о цветовом и светотеневом контрасте как средстве моделирования объемной формы или пространственных отношений. От умелого применения контрастности зависит воздействующая сила многих композиционных средств и приемов.
В ряде исследований отмечаются нарушения дифференциальной чувствительности контрастности у слабовидящих школьников – выделение объектов из фона, различие перепадов яркости.
Подбор иллюстраций с помощью тонально – контрастных шкал, правильное использование в изображениях красного, желтого, зеленого и синего цветов, применение многокрасочных средств наглядности способствуют более правильному опознанию изобразительных элементов, выделению в них информативных признаков, присущих предметам и явлениям окружающей действительности. В изображениях с высокой тональной контрастностью (90 – 95 %) унитарных и сложных цветов большинство детей довольно точно опознают форму, фактуру, объемность предметов. Следует отметить, что более полно они характеризуют многоцветные изображения. Это связано с тем, что нарушение цветовосприятия конкретных унитарных цветов компенсируется сохранностью других цветоразличительных функций, наличием визуального опыта в соотнесении изображений с реальным цветом предметов и явлениями окружающей действительности. Это свидетельствует о необходимости применения красочных иллюстративно-графических средств наглядности, умения подбирать их для слабовидящих детей и развивать у них процессы соотнесения, выделения, дифференцирования опознавательных признаков в изображениях и соответствующих им предметах и явлениях. В связи с этим разработаны специальные тест — фигуры, позволяющие определять возможности восприятия детьми черно – белых и цветных изображений разной контрастности, а также методика подбора иллюстративной наглядности.
Восприятие движения. Восприятие движения – это отражение изменения положения, которые объекты занимают в пространстве. При обнаружении объекта на периферии поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поле зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление. Ребенок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: 1) непосредственно воспринимая акт перемещения; 2) на основе умозаключения о движении объекта.
С помощью зрения информация о движении объектов получается двумя способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. Недоразвитие и нарушение зрения затрудняют восприятие движения. Это обусловлено нарушением остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций зрительной системы. В этой связи возникает необходимость формирования у слабовидящих приемов и способов восприятия движений. Формирование приемов и способов восприятия движений осуществляется при опоре на зрительные, слуховые, тактильные и другие сенсорные функции.
особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего ...
... звукопроизносительной стороны речи в онтогенезе. Предмет исследования – особенности звукопроизносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Задачи исследования: 1. ... исправлению звукопроизношения. Соответствующие зоны коры головного мозга контролируют четкое восприятие и дифференциацию звуков по акустическим признакам, т.е. обеспечивают фонематические ...
Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным
Развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения является развитие способов зрительного восприятия. Зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций. Для развития зрительного восприятия, активизации зрительных функций необходимо использовать все иды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением для удовлетворения различных жизненно важных потребностей. Проведение же специальных игр и упражнений для развития зрения и зрительного восприятия вне определенной деятельности нецелесообразно, так как ведет не только к дополнительной нагрузке на детей и их утомлению, но и не дает им конкретных навыков и умений использования зрительной информации.
Развитие представлений о форме и величине предметов у детей с нарушениями зрения обусловлено состоянием зрения. Проведенное изучение особенностей развития представлений о форме и величине предметов у детей с косоглазием и амблиопией показало, что даже на пятом году жизни у них не сформированы действия дифференциации, идентификации и соотнесения формы сенсорных эталонов (геометрических фигур) с формой реальных предметов и изображений.
Замечено, что тактильно-зрительный способ выделения и анализа формы в сравнении со зрительным дает возможность детям с нарушениями зрения более успешно анализировать форму и величину предметов. Это указывает на необходимость активного включения в процесс зрительного восприятия других видов восприятий: тактильно-двигательных, зрительно-двигательных и т.д. При этом надо учить детей способам обследования, сличения, анализа, соотнесения и классификации формы и величины предметов как их основных признаков. Снижение уровня перцептивных действий при зрительном дефекте сказывается на овладении детьми программным материалом по развитию представлений у детей о форме и величине предметов. В связи с этим необходимо проводить специальную коррекционную работу на занятиях и в повседневной жизни. Упражнения направлены на формирование у детей умение выделять, дифференцировать группы предметов по их основным признакам: форме и величине. Многие из предлагаемых заданий тесно связаны с лечебно-восстановительной работой по исправлению косоглазия и амблиопии, так как детям предлагается упражняться в обводке по контуру, трафарету, через кальку предметных изображений и геометрических фигур. В процессе выполнения таких заданий упражняются различные зрительные функции: центральное зрение, прослеживание, локализация, фиксация и т.д. Но это не является главной целью задания, так как в основном решается задача развития зрительного восприятия и формирования элементарных математических представлений.
Графический диктант как средство развития мелкой моторики детей ...
... детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Нами были определены: Объект исследования - состояние мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Предмет ... детей. В процессе рисования совершенствуются все психические процессы и функции: зрительное восприятие, представление, ... зрительно-восстановительные упражнения, графические диктанты. Они полезны всем детям, ...
При овладении представлениями о форме геометрических фигур даны задания на формирование навыков зрительного анализа и умений видоизменять, создавать, преобразовывать геометрические фигуры, составлять из нескольких фигур другие разной величины. Дети учатся соотносить форму геометрических фигур с реальными предметами в окружающей обстановке, что способствует обогащению их зрительно-сенсорного опыта. Например, в задании на формирование понятий широкое — узкое, длинное – короткое можно предложить детям в зависимости от величины объекта (машина, велосипед, мотоцикл) нарисовать дорожки соответствующей ширины, и в зависимости от того, на какой из этих машин можно уехать дальше и быстрее, нарисовать дорожки разной длины.
Формирование представлений о величине предметов, умение измерять их длину, ширину, высоту, толщину и др. являются стороной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе по математике. Дети должны научиться понимать взаимосвязь между целым предметом и его частью, соотносить полученные при делении части целого предмета и отношения величины между половиной и четвертью предмета. Дети учатся пользоваться при этом навыками и умениями измерять предметы и их части с помощью условной мерки путем наложения, приложения и глаз. Определение на глаз длины или толщины, высоты или ширины предметов окружающего мира учит оценивать воспринимаемые предметы и объекты путем сопоставления известных ребенку действий и брать за условную мерку веревочку, ленту, рост взрослого человека, длину своего шага или шага воспитателя. В процессе формирования измерительных навыков важное место занимает развитие глазомерных возможностей ребенка. Проведенные за детьми с нарушениями зрения наблюдения показывают, что навыки и умения измерять предметы формируются у них значительно сложнее из – за трудностей зрительно-пространственной ориентировки. Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, отсутствие стереоскопического видения осложняют ориентировку при выполнении практических действий. Все эти особенности заставляют искать условия, улучшающие формирование навыков, основывающихся на глазомерных действиях у детей с нарушением зрения. Прежде чем упражнять детей с нарушениями зрения в ориентировке на зрение при измерении предметов, следует научить их приемам измерения путем наложения, приложения одного предмета к другому. После этого детей надо учить измерять предметы с помощью условных мерок: бумаги, ленточки, палочки, шагов и т.д. Процесс измерения и деления предмета на части следует организовывать с практического действия самого ребенка, когда он самостоятельно, под руководством или совместно с педагогом делит предмет на части, устанавливает величину объекта, сравнивает величины двух предметов между собой. Только на основе собственного практического действия ребенок с нарушенным зрением может научиться делать словесный вывод о величинах отношениях между предметами. Не всегда целесообразно на занятиях с детьми с нарушенным зрением применять сравнения предметов по их величине на глаз, так как им трудно выделить существующую разницу, особенно если она зрительно мало различима. Таким детям легче сличать предметы с помощью измерительных практических действий. Упражнения на выкладывание ряда предметов по убывающей величине, соотнесение предметов одного вида с другими предметами соответствующей величины (рыбки и аквариумы, зверюшки и домики, мячи и корзинки и др.) способствуют накоплению чувственных образов предметов и их величины. Важным аспектом в работе с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе является знакомство с тетрадью в клетку. Это особенно актуально в работе с детьми со зрительными нарушениями, так как часто из-за снижения остроты зрения они плохо различают клетки в тетради. На начальном этапе детям предлагается сделать из цветных квадратиков коврик, затем обвести по контуру каждый квадрат. Так они усвоят, как получается клетка в тетради и что все клетки в тетради – это квадратики. Рисование по клеткам, вписывание в клетки геометрических фигур, использование клетки как условной мерки для изображения предмета существующей величины – все эти упражнения способствуют развитию зрительного опыта детей с нарушениями зрения. А предлагаемые занятия комплексно решают общеобразовательные и коррекционно–компенсаторные задачи в процессе обучения детей с нарушением зрения по математике в детском саду в пропедевтический период подготовки к обучению в школе.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... Особое внимание при этом следует определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других ... эмоциям. 2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно ...
На основе пространственных представлений дошкольники учатся практически ориентироваться в пространстве, кроме того, эти представления являются фундаментом для формирования пространственного мышления и способности понимать пространственные признаки, свойства и отношения между объектами в пространстве. В дошкольном возрасте у детей должны быть сформированы представления расположении объектов и предметов в окружающем пространстве по отношению к себе и предметам. Успешность овладения пространственными представлениями во многом определяется состоянием сенсорных функций и, в первую очередь, состоянием зрения. Экспериментальное изучение особенностей развития пространственных представлений у детей с косоглазием и амблиопией показало, что у них имеются существенные сложности пространственной ориентировки. Сложности зрительно — пространственного восприятия у этих детей обусловлены нарушениями глазодвигательных функций и монокулярным характером зрения, при котором у детей отсутствует информация о глубине, расстоянии между предметами, т.е. нарушена стереоскопическая информация. В связи с этим дети с нарушениями зрения даже в старшем дошкольном возрасте не усваивают программу детского сада по разделу формирования представлений о пространстве и ориентировке в пространстве. Для успешного усвоения программного материала были разработаны серии заданий с учетом коррекции зрительно – пространственной ориентировки и обогащения зрительно – пространственных представлений в процессе систематических упражнений в выделении и понимании пространственных признаков и отношений. Большие потенциальные возможности для зрительно – пространственной ориентировки имеются в различных видах деятельности, особенно в игре. Игры типа поиска предметов в пространстве по заданной схеме способствуют пониманию и практическому воспроизведению конкретных пространственных представлений. Приведем пример такой игры. Дети получают карточки, на которых изображен путь следования для нахождения в комнате спрятанного предмета. Изучив схему, ребенку следует отыскать в макропространстве все указанные на микросхеме объекты. В начале обучения на схеме можно обозначать два-три объекта, а далее количество их можно увеличить до пяти и более. По мере того, как дети научатся читать схемы, можно предлагать им самим создавать окружающую обстановку схемы-рисунки. Детей можно учить дорисовывать предметы или срисовывать не только расположение предметов на плоскости, но и изображать свой путь следования. При этом надо сначала прочитать схему, чтобы затем обозначить пространственные признаки. В обучении на занятиях следует широко использовать устные и зрительные диктанты. Например, следует нарисовать на листке бумаги в верхнем правом углу прямоугольник и представить, что это дом, от него до середины листа провести прямую линию и нарисовать дерево. На дереве изобразить птичку. В верхнем левом углу изобразить девочку, от нее провести самую короткую дорожку к домику. Такие упражнения учат детей связывать разнообразные предметы между собой, соотносить их местоположение на плоскости, на которой они находятся, и словесно обозначать пространственные признаки и положения. Монокулярный характер зрения осложняет формирование представлений об объеме, величине, расстоянии. В процессе обучения следует обеспечить максимальные условия для активного действия детей в реальной действительности, где в процессе практического упражнения они постоянно знают пространственные признаки ориентировки на микроплоскости и в большом пространстве. Для обучения детей зрительной ориентировке в пространственном расположении объектов в зависимости от точек отсчета можно предлагать задания на осмысление этих связей и зависимостей. Например, можно зарисовать простые предметы, схемы, рисунки, отраженные в зеркале. После завершения работы дети сличают свои рисунки с реальным положением предметов, расположенных на образцах, что дает детям возможность понимать зеркальность отражения пространства. Кроме того, дети могут зарисовать один и тот же объект, предмет с разных точек, а затем обсудить результаты, находя отличительные пространственные признаки, показывающие местоположение объекта. Это обеспечивает понимание относительности пространственных признаков и свойств. В играх типа поиска, где дети соревнуются в том, кто скорее найдет предмет, зрительная ориентация становится более непроизвольной и точной, так как игровые действия стимулируют зрительно – двигательную активность детей, и у них исчезает порой существующая при зрительной патологии боязнь пространства. Бег, ходьба по нарисованным лабиринтам, выполнение различных двигательных упражнений в соотношении со зрительными сигналами: цветовыми, световыми и двигательными – способствуют активизации и успешному формированию зрительно – пространственных навыков ориентировки детей в окружающем мире.
Особенности пространственных представлений у детей старшего дошкольного ...
... пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с атипией психического развития 1.1. Понятие «пространственные представления» в психолого-педагогической литературе. Характеристика пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Пространство ... леворуких детей, такие как трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушения пространственного ...
Литература
Л. П. Григорьева, И. В. Блинникова, М. Э. Бернадская, О. Г. Солнцева. Развитие восприятия у ребенка. // Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: «Школа-Пресс», 2001.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... определения ТЕМЫ РАБОТЫ: «Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению». Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания ... детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них творческие силы, внутреннюю активность. Музыка, благодаря своим свойствам, может активно воздействовать на развитие ...
Л. И Плаксина. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М., 1985