Статус в социальной психологии

ПОНЯТИЕ СТАТУСА ВСОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.ВВЕДЕНИЕ.Личностьизучается комплексом наук. Социология — одна изрешающих определяющих в этом комплексе, но она все-таки не способна заменить все остальные философию, этику, психологию, социальную психологию, педагогику и т.д. Вовлекаяв круг своих размышлений данные самыхразличных наук, социология, между тем, преимущественно концентрируется на одномракурсе изучения личности — личность как источник социальной жизни, как ее единственный реальный носитель идеятель, как далее неразделимый элементсоциальной жизни, социальныхвзаимодействий, институтов и т.д.Длявыполнения конкретных функций в ходе социального взаимодействия на человека накладываются определенные функциональные обязанности.

Ивместе с тем он наделяется определенными правами, что является своеобразной формой фиксации принципа платы и вознаграждения , лежащего в основе социальныхсвязей наиболее значимые обязанности иправа возникают, естественно в рамках социальных институтов.В этом случаеобязательства и права достаточно четко регламентированы, выполнение человекомего обязанностей контролируется.В данном реферате основной целью являетсясравнение понятия статуса которое мы можем встретить как в социологии так ив социальной психологии.Используя за основу курс лекций по социологии и Социальную психологию Дэвида Майерса попробуем сравнить что данноеопределение значит в вышеперечисленных науках.Функциииндивида и вытекающие из них обязательства и права по отношению к другимучастникам социального взаимодействия определяет социальный статус человека.Иначе говоря,в статусе фиксируется тот набор конкретныхдействий,которые должны быть ему предоставлены для осуществления своей деятельности.Зная социальный статус конкретного человека,его социальныефункции,мы ожидаем от него,что он будетосуществлять исключительно типичный набор действий,обладать тем типичнымнабором качеств и особенностей,которые как нам представляется,необходимы дляисполнения этих функций.

Каждый человеквключен не в одну социальную связь, социальный институт, а являетсясвоеобразным пересечением великого множества связей, взоимодействует с другими людьми и выполняет различные функции.Особую роль играют генеральныестатусы.Первый — статус человека, его права и обязанности другой генеральныйстатус — статус члена данного общества, государства гражданина .Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности.

5 стр., 2497 слов

Конституционно-правовой статус человека и гражданина

... ­тивам. Конституционный принцип равноправия граждан В большей части конституционные права и свободы граждан подразделяются на 4 группы, к которым относят: права и свободы, обусловленные равноправием граждан (например, перед законом); социально-экономические и культурные права (право на ...

Статус можно обрести от рождения.Это -национальность русский, башкир и т.д место рождения москвич, минчанин,одессит .Подобные статусы называются предписанными.Другие статусы мыпреобретаем достигаем, т.е. это статусы приобретенные, достигнутые.Это статусучителя или футболиста, пианиста или жены.Статусымогут быть формализованными или неформализованными, чтозависит от того, в рамкахформализованных или неформализованных социальных институтов, и более широко -социальных взаимодействий — выполняется та или иная функция.Множественностьстатусов не означает их равнозначности.Они находятся в определенной иерархии по степениважности социального института, в рамках которого сформирован этотстатус.Безусловно, что во всех случаяхособое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией.

Хотя следует отметить, чтоиерархия статусов может меняться. Видимо следует различать основную, общуюиерархию статусов личности, которая срабатывает в большинстве случаев, и специфическую, проявляющуюся в особыхусловиях.Выделениеглавного статуса хотя и сложно, но важно так как именно он определяет и, чтоне менее важно самоопределяет человека социально.

Причем не всегда тот статус,который в качестве главного выделяет общество в данном человеке, совпадает стем статусом, какой выделяет в себе как главный сама личность.

На этой почвевозникает немало драматических противоречий внутреннего мира личности, неадекватно представляющей свое место в обществе, в общественном мнении.Так предпринимательможет надеяться, что главное в егосоциальной характеристике — материальное положение.Но в общественном мнении,среди значимых для него родственников, друзей и приятелей решающее значение может приобрести уровень егообразования и культуры.Принятая иерархия статусов представляет собой основусоциальной стратификации данного общества.

Когда мы говорим о ранжированиистатусов, мы имеем в виду социальный престиж функций, закрепленных заданным статусом.Престиж по сути представляет собой иерархию статусов,разделяемую обществом и закрепленную в общественном мнении.Сама иерархия, и соответственно, престиж статусов формируетсяпод влиянием двух факторов 1. Реальной значимости тех или иных функций для развитияобщества, воспроизводства его основных структур 2. Системы ценностей,шкалы предпочтений учитываемые в данной культуре при взвешивании социальных функций. Эти двафактора тесно взаимодействуя, в то жевремя обладают ощутимой независимостью.

Социальный престиж статуса играетогромную роль в распределении социальных желаний, планов, энергии вособенности, молодежи.Самовосприятие есть своеобразное зеркало восприятия другим своего статуса.И последнеене менее, если не более значимо.

Статус- положение субьекта в системемежличностных отношений, определяющееего права, обязанности и привилегии.В различных группах один и тот же индивид может иметьразный статус.Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитеткак своеобразная мера признанияокружающими заслуг индивида.

Статус предполагает соотнесение чтобы воспринимать себя как личность, имеющую определенный статус, необходимо чтобы какие-то люди занимали болеенизкое положение.Таким образом, однопсихологическое преимущество любой системы статусов — это ощущение превосходства.

5 стр., 2115 слов

Тема: Человек в системе социальных связей

... способностей и даже таланта. Однако следует подчеркнуть: любая природная пред­расположенность человека реализуется в социальных об­стоятельствах. Собственно человеческое бытие — это про­явление и развитие ... следовании предписаниям, воспринятым из прошлого. Обычай выступает как средст­во социализации человека, передачи социального и куль­турного опыта от поколения к поколению, выполняя функ­ции ...

Многие из нас могут припомнить, как когда-то испытывалитайное удовольствие от чьей-то неудачи — возможно, когда наказывали брата илисестру.Предрассудки часто более сильны у тех, кто занимает невысокоесоциально-экономическое положение или чье положение резко ухудшилось.Возможнолюди с более прочным статусом меньше нуждаются в ощущении собственногопревосходства.Но и другие факторы, связанные с низкимстатусом могут также быть причиной предрассудков.Может ли провал в тестированииповлиять на оценку, данную вам в школе? По сравнению с контрольнойгруппой, чьей самоценке ничегоне угрожало студенты, потерпевшие неудачу, давали более высокие оценки своей школе и более низкие -университету.По-видимому, чувствогордости за свою собственную группу и принижение их также может укреплять собственное Эго.Все это наводит на мысль о том, что мужчина, сомневающийся в собственной силеи независимости, может путем выражениясострадания слабым и зависимым женщинам повышатьзначимость своего маскулинного образа.

Когда просили мужчин — студентов Государственногоуниверситета в Вашингтоне просмотреть видеозаписи интервью с женщинами при приеме на работу, мужчины с низким уровнем самооценки испытывали неприязнь к сильным, независимымженщинам.А мужчины с высокой самооценкой отдавали предпочтение именно таким.Презрение к ним служити другой цели потребности принадлежать к своим . Школьный дух единства никогда не бывает столь сильным, как в то времякогда в игре до предела обостряетсясоперничество.Чтобы Германия сплотилась вокруг нацистов, Гитлер использовал еврейскую опасность . Презрение к чужим может сплотить группу.Люди свысоким статусом обладают наибольшим влиянием.Исследование нарушений правилуличного движения, проведенные с помощью 24 тысяч ничегоне подозревающих пешеходов, выявили что частота нарушений обычно составляющая25 , падает до 17 в присутствии законо послушных подсадных и возрастает до 44 когда подсадные начинают играть роль нарушителей.Милграм 1974 год сообщает, что в его экспериментах на подчинение люди м низким статусом намного охотнеевыполняли указание экспериментатора, чемиспытуемые с высоким статусом.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.В заключениеуместно было бы привести в пример изречение ДжеймсаБолдуина Главное достижение общества и его беда состоит в том, что оно способно убедить людей, которым предоставляет низкий статус, будто быего приговор соответствует реальному положению вещей.

Проведясравнительный анализ одного и того же определения в двухнаучных дисциплинах приходим к выводу о разном подходе в интерпритации и значении данногопонятия.Несомненно есть и сходства, заключающиесяв принадлежности этого понятия к общественному или социальномув рамках социологии и социальнойпсихологии.

Несмотря на то чтосоциологи и социальные психологи имеют дело в некоторой степени содинаковым понятийным аппаратом, иногдаиспользуют аналогичные методы исследования, социальные психологи включают всвой арсенал еще и эксперименты, в которых они манипулируют тем или инымфактором.Например, наличием или отсутствием давления со сторонысверстников, чтобы посмотреть к какомурезультату это приведет.

11 стр., 5254 слов

Социология коллектива и малых групп 2

... общественных отношений в индивидуальной жизнедеятельности человека это микромир социологии, малая группа людей и межличностные отношения между ними. Малая группа является связующим звеном между индивидом, ... провести классификацию малых групп: 1. группа закрытого пирамидального типа, которая сформирована по иерархическому принципу (чем более высок социальный статус, занимаемый человеком, тем выше ...

Факторами, которыеисследуют социологи обычно трудно или неэтично манипулировать.Следуетзаметить о внешней стороне изучения данного определения в социологии, отнюдь не подразумевающего поверхностный характер, основываясь на теориии социологических исследованиях.Характеризуяподход социальной психологии к данному определению делаем вывод о совокупности внешней и внутренней стороны , синтезе теории, практики и эмпирических исследований не уменьшая роли визучении поведенческого компонента.БИБЛИОГРАФИЯ.1. Д.Майерс Социальная психология Спб. Питер,1997.2. А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.

Психология . Словарь.

М. Политиздат,1990.3. А.Г.Эфендиев Основы социологии . Курс лекций.

М. Об-во Знание России,1994.