ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК ¹ 5 (91) 2010
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
130
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ÓÄÊ 159.923 |
В. Е. КУПЧЕНКО |
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
СОВЛАДАНИЕ С ТРУДНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ СИТУАЦИЯМИ ЛИЧНОСТЯМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ СТРАТЕГИЯМИ
Статья посвящена изучению трудностей, возникающих на жизненном пути. Данная работа представляет собой систематизацию зарубежных и отечественных психологи- ческих знаний относительно жизненного пути человека, типологии стратегий жизни и преодоления трудных жизненных ситуаций. Эмпирически построена типология жизненных стратегий и изучены способы совладания личностей с трудными жизненными ситуациями.
Ключевые слова: типы жизненной стратегии, копинг, жизненные ситуации.
В отечественной психологии изучение проблемы |
с присущими субъекту способами поведения и де |
взаимодействия человека и ситуации активно разви |
ятельности отражает специфику жизненного пути |
вается в рамках событийно биографического под |
личности и индивидуального стиля жизни. В насто |
хода с 70 х гг. XX в. Теоретико методологическая база |
ящее время жизненный путь человека часто оказыва |
данной концепции была заложена С. Л. Рубинштей |
ется в фокусе внимания психологических исследова |
ном, подчеркивающим «необходимость изучения |
ний, в связи с чем существуют различные ракурсы |
конкретной личности в конкретной ситуации, осо |
его рассмотрения. Так, Е. Ю. Коржова отмечает, что, |
бенно при изучении высших, наиболее сложных ее |
несмотря на отсутствие четких определений и единой |
проявлений» [1, с. 47]. Непрерывная цепь ситуаций |
теории, обращение к проблеме жизненного пути пред |
различной степени значимости, эмоциональной |
полагает анализ социальных аспектов человеческого |
окрашенности, временно пространственной оформ |
бытия, сосредоточение на ценностных, нравствен |
ленности характеризует жизнь человека процессу |
ных, смысложизненных проблемах [2]. С. Л. Рубин |
ально. Событийное содержание ситуаций в единстве |
штейн в 1936 г. ввел определение «события жизнен |
ного пути» как поворотного этапа, на котором прини |
и отражает систему наиболее значимых для субъекта |
маются важные решения на длительное время [1]. По |
ценностей. Таким образом, стратегии взаимодействия |
следователи С. Л. Рубинштейна анализировали орга |
с ситуациями являются не просто механизмами, обес |
низацию событийной структуры жизненного пути, |
печивающими адекватность поведения и характери |
зависящую от уровня развития личности. В резуль |
зующими адаптивные возможности индивида, но вы |
тате данных исследований К. С. Абульханова Слав |
ступают в качестве своеобразного «индикатора» его |
ская сформулировала вывод, что существуют индиви |
ценностных и смысложизненных ориентации. |
дуально типологические способы организации жиз |
В связи с тем что ситуация является своего рода |
ни личности, присущие ей как субъекту [3]. Однако |
«экраном», на котором проявляются скрытые от |
субъект не существует без объекта, на который он |
внешнего наблюдения черты личности, склонности, |
направляет свою активность. По отношению к жизне |
мотивы, ценности и система смыслов, исследование |
деятельности в качестве объекта выступают трудные |
способов взаимодействия человека с различными |
жизненные ситуации, которые человек преодолевает |
ситуациями открывает широкие диагностические и |
в процессе жизни. Процесс жизнедеятельности, таким |
психотерапевтические возможности. Так, биогра |
образом, представляется как цепочка взаимодейст |
фический метод, разработанный на основе идей |
вий человека с жизненными ситуациями. А. Н. Леон |
Б. Г. Ананьева о жизненных событиях внешнего и |
тьев подчеркивал, что личность нельзя рассматривать |
внутреннего мира как единицах жизненного пути, |
как продукт прошлого опыта, так как опыт стано |
дает уникальную возможность изучить стабильность |
вится предметом отношений и меняет свой вклад в |
и изменчивость поведения личности сквозь призму |
личность: «одно в этом прошлом умирает, лишается |
времени и в зависимости от ситуации; позволяет |
своего смысла…, другое открывается ему совсем в |
исследовать вариант выбора или избегания личностью |
ином смысле и приобретает прежде не увиденное им |
тех или иных социальных ситуаций, а также сами |
значение» [4, с. 75]. В контексте подхода А. Н. Леон |
ситуации, с которыми сталкивается личность на сво |
тьева становится актуальным исследование психоло |
ем жизненном пути [8]. |
гической составляющей событий, являющихся значи |
Итак, для того, чтобы понять специфику поведе |
мыми в структуре жизненного пути. А. А. Кроник |
ния человека, необходимо выяснить содержание |
отмечает, что у развитой индивидуальности жизнен |
и структуру ситуаций, которые составляют жизнь |
ный путь часто понимается как практические поиски |
и деятельность человека, опосредуют процессы его |
ответа на смысложизненные вопросы, а ее индивиду |
социализации, становления личности, формирования |
альный стиль жизни — как конкретный ответ на эти |
образа «Я» и прочее. Ситуация может быть опреде |
вопросы [5]. Мы можем добавить, что жизнь чело |
лена с позиции двух подходов: первый подход заклю |
века, реализуясь в конкретных ситуациях, требует |
чается в понимании ситуации как внешних условий |
такого ответа, который выражается в конкретных |
протекания жизнедеятельности человека; второй |
поступках человека, в совершаемом им выборе стра |
подход рассматривает ситуацию как результат актив |
тегий поведения. Е. Ю. Коржова считает, что выбира |
ного взаимодействия личности и среды. Ситуация, как |
емые субъектом способы взаимодействия с жизнен |
объективная совокупность элементов среды, ока |
ными ситуациями в итоге определяют его судьбу [2]. |
зывает обуславливающее, стимулирующее и коррек |
Обоснование данная точка зрения находит в работах |
тирующее воздействие на субъект, в свою очередь, |
многих отечественных и зарубежных психологов. |
подвергаясь активному воздействию субъекта. |
Так, Н. В. Гришина полагает, что в целом проблема |
Р. Лазарус считает, что трудная ситуация всегда |
ситуации — это фундаментальная методологическая |
характеризуется несоответствием между тем, что |
проблема соотношения субъективного и объектив |
человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он |
ного, внешнего и внутреннего мира человека на про |
может, оказавшись в данных обстоятельствах и распо |
тяжении его жизни. Именно ситуация внутренне де |
лагая имеющимися у него собственными возможнос |
терминирует человеческое поведение [6]. |
тями. Такое рассогласование препятствует достиже |
Разрабатываемая в русле отечественной психоло |
нию первоначально поставленной цели, что влечет |
гии современная теория ситуации позволяет реализо |
за собой возникновение отрицательных эмоций, ко |
вать целостный подход к изучению жизни человека |
торые служат важным индикатором трудности той |
в бесконечном разнообразии ее проявлений. Отно |
или иной ситуации для человека [9, с. 186]. |
шение человека к ситуации, характер взаимодействия |
Трудные жизненные ситуации, под влиянием кото |
с ней и деятельности в ней рассматриваются здесь не |
рых складываются способы поведения и формиру |
как локальный поведенческий акт, проявление вре |
ется отношение к затруднениям, имеют различный |
менных («ситуативных») характеристик, но как отра |
характер. Существует несколько классификаций |
жение устойчивых субъективных предпочтений, |
«трудных жизненных ситуаций». Г. С. Никифоров |
ценностей, относительно стабильных личностных |
предлагает классифицировать их по степени участия |
качеств, частных вариантов типичных для индиви |
человека [10]. А. А. Бодалев вводит так называемые |
дуальности способов «бытия в мире». Наличие такой |
«ситуации стресса обыденной жизни» — повседнев |
взаимосвязи подтверждено множеством эмпиричес |
ные, зачастую и повторяющиеся события, способные |
ких исследований. Так, А. В. Махнач в контексте ис |
вызвать затруднения и отрицательные переживания |
следования проблемы соотнесения динамических |
(например, посещение зубного врача, ссора с товари |
состояний и стабильных черт личности показал, что |
щем, ответ на экзамене, увольнение и др.) [11]. Они |
интегральные диспозиционные стратегии поведения |
оказывают влияние на развитие личности. Данный |
фиксируются в чертах личности [7]. Иными словами, |
факт можно объяснить тем, что все подобные ситу |
наиболее часто употребляемые субъектом способы |
ации необходимо преодолевать, каждый раз находя |
взаимодействия с жизненными ситуациями и сопря |
то или иное решение. Именно в таких обыденных си |
женные с ними психические состояния являются |
туациях человек приобретает удачный или неудач |
потенциальными стержневыми характеристиками |
ный опыт преодоления препятствий, определяет соб |
личности. Прослеживается и обратная связь: специ |
ственное отношение к трудностям, пробует, «приме |
фика используемых стратегий поведения, в свою |
ряет» разные способы действия, вырабатывает наи |
очередь, обусловливается личностными качествами |
более приемлемую для себя тактику поведения. Таким |
2010 (91) 5 ¹ ВЕСТНИК НАУЧНЫЙ ОМСКИЙ
НАУКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
131
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК ¹ 5 (91) 2010
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
132
образом, трудные жизненные ситуации возникают |
Итак, на первом этапе нашего исследования на |
или в случае неуравновешенности в системе отно |
основе изучения смысложизненных и ценностных |
шений личности и ее окружения; или несоответствия |
ориентаций, а также применения процедуры кластер |
между целями, стремлениями и возможностями их |
ного анализа определены типы жизненных стратегий |
реализации и качествами личности. Подобные ситу |
у лиц ранней взрослости. Опишем выявленные типы |
ации предъявляют повышенные требования к способ |
жизненных стратегий. |
ностям и возможностям человека, к его личностному |
I тип жизненной стратегии был назван «независи |
потенциалу и стимулируют его активность. А также |
мым» (43 % испытуемых) |
вызывают необходимость преодоления. |
У представителей данного типа присутствуют вы |
Следует отметить, что любая форма преодолеваю |
сокие показатели по следующим смысложизненным |
щего поведения имеет свое содержание. Личность, |
ориентациям: процесс и Локус контроля — Я. По цен |
в процессе переживания трудной ситуации, придает |
ностным ориентациям выявлена направленность на |
ей особый смысл. Основной причиной многообразия |
объект, на сохранение отношений к себе и другим; |
тактик и стратегий совладающего поведения являются |
направленность на обособление (на сохранение сво |
индивидуальные особенности человека. На наш взгляд, |
его «Я»). Присутствуют низкие показатели по шкале |
для поиска ответа на вопрос о причинах выбора той |
«направленность на группу». Полученные данные от |
или иной стратегии совладающего поведения необ |
ражают, что личность «независимого» типа жизнен |
ходимо использование понятия «жизненная страте |
ной стратегии воспринимает процесс своей жизни |
гия», т.к. одна из сущностей стратегии жизни — реше |
как интересный, эмоционально насыщенный и напол |
ние жизненных проблем в соответствии со своими |
ненный смыслом, проявляют уверенность в своих |
ценностными и смысложизненными ориентациями. |
силах контролировать события собственной жизни. |
Таким образом, актуальность нашего исследования |
Данная личность стремится поддерживать отношения |
обусловлена недостаточной изученностью парамет |
с людьми, ориентирована на совместную деятель |
ров построения типологии жизненной стратегии и |
ность, но часто в ущерб выполнению конкретных |
практической значимостью преодоления трудных |
заданий, проявляя ярко выраженную потребность в |
жизненных ситуаций как значимых событий в струк |
привязанности и эмоциональных отношениях с людь |
туре жизненного пути личности. Цель исследования, |
ми. Низкие показатели по шкале «направленность на |
проведенного под нашим руководством студенткой |
группу» свидетельствуют о независимости личности |
факультета психологии Г. Ляховой, — изучение пре |
от мнения группы. Для такого человека важно мнение |
одоления трудных жизненных ситуаций лиц с различ |
близких и значимых для него людей, но он в то же |
ным типом жизненной стратегии в период ранней |
время не является конформистом. Прислушиваясь к |
взрослости. Для достижения исследовательской цели |
чужому мнению, он в первую очередь задумывается |
нами выдвигаются следующие задачи: |
о своем благополучии и поддержании внутренней |
— изучить смысложизненные и ценностные ори |
гармонии. |
ентации как основания построения типологии жиз |
II тип жизненной стратегии «самореализующий |
ненной стратегии; |
ся» (41 % испытуемых) |
— построить типологию жизненной стратегии |
Представитель данного типа жизненной стратегии |
в период ранней взрослости; |
имеет высокие показатели по шкалам «цели», «про |
— провести сравнительный анализ преодоления |
цесс», «результат», «Локус контроля — Я». По цен |
трудных жизненных ситуаций лиц с различным типом |
ностным ориентациям проявляет направленность на |
жизненной стратегии в период ранней взрослости. |
дело и на самореализацию. Высокие показатели по |
В качестве теоретической гипотезы нами выдви |
субшкалам «цели», «процесс», «результат», «Локус |
нуто предположение о том, что лицам с различным |
контроля — Я» свидетельствует о том, что для таких |
типом жизненной стратегии свойственны различные |
людей присущ высокий уровень целеполагания, выра |
трудные жизненные ситуации и способы их преодо |
жающийся в четкости ориентиров в будущем, поста |
ления. Изучение смысложизненных и ценностных |
новке конкретных целей, имеющих опору в реальной |
ориентаций, преодоление трудных жизненных ситу |
жизни, чувство хозяина собственной жизни. Жизнь |
аций осуществлялось применительно к представи |
им кажется волнующей и захватывающей, проявля |
телям ранней взрослости. Согласно периодизации |
ется успешность осуществления самого себя в жизни |
Э. Эриксона, данный возрастной период ограничи |
и повседневной деятельности. Высокие показатели |
вается |
по ценностным ориентациям «направленность на дело» |
риод |
и «направленность на самореализацию» отражают |
значительного прогресса в общественной, производ |
заинтересованность в решении деловых проблем, вы |
ственной и личной сферах» [12, с. 437]. Всего в иссле |
полнении работы как можно лучше, ориентации на |
довании приняли участие 98 человек, из них 64 жен |
деловое сотрудничество, способности отстаивать в ин |
щины и 34 мужчины (жители г. Омска). |
тересах дела собственное мнение, которое полезно |
С целью выявления параметров жизненной страте |
для достижения цели. Выражено стремление к само |
гии применена методика «Ценностные ориентации |
развитию, желание реализации человеком своих воз |
и направленность личности» Л. Н. Силантьева и тест |
можностей. |
смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Для |
III тип жизненной стратегии «нерешительный» |
определения трудных жизненных ситуаций создана |
(16 % испытуемых) |
авторская мини анкета. Изучение стратегий совлада |
Лица, относящиеся к этому типу, отличаются вы |
ния с трудными жизненными ситуациями производи |
соким показателем направленности на группу, имеют |
лось с помощью опросника Ч. Карвера в адаптации |
низкие значения по шкалам СЖО: цели, Локус конт |
Л. И. Дементий. Обработка результатов эмпирических |
роля — Я и Локус контроля — Жизнь. Низкие значе |
данных осуществлялась с помощью качественного кон |
ния по шкалам ценностных ориентаций: направлен |
тент анализа, частотного анализа, сравнительного ана |
ность на позицию/статус в группах, направленность |
лиза, U критерия Манна Уитни, вычисления величины |
на обособление (на сохранение своего «Я»), на само |
средних значений и стандартного отклонения, про |
утверждение, направленность на дело и на самореали |
цедуры кластерного анализа (метод К Мер). |
зацию. Высокие показатели по шкале «направлен |
ность на группу» свидетельствуют о стремлении чело века при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентации на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентации на социальное одобрение, зависимости от группы, потребности в привязанности и эмоциональных от ношениях с людьми. Низкие значения по шкалам «цели», Локус контроля — Я и Локус контроля — Жизнь отражают отсутствие жизненных целей, на мерений в жизни, неверие личности в свои силы контролировать события собственной жизни и неуве ренность в принципиальной возможности самосто ятельного осуществления жизненного выбора. Низ кие значения по шкалам ценностных ориентаций: направленность на позицию/статус в группах, на правленность на обособление (на сохранение своего «Я»), на самоутверждение, направленность на дело и на самореализацию характеризуют человека, относя щегося к данному типу, как неуверенного в себе и своих силах. Боязнь в высказывании своего мнения, нежелание отстаивать свои позиции и противостоять более сильным конкурентам, незаинтересованность в выполнении работы, безразличие к решению дело вых проблем.
На втором этапе нашего исследования выявлены типы трудных жизненных ситуаций, характерные для лиц с различным типом жизненной стратегии. Лич ность независимого типа жизненной стратегии пре обладающей трудной жизненной ситуации называет события семейной сфере (43 %), например, ситуация развода, ссоры родителей, супругов, воспитание де тей. На втором месте по степени встречаемости были названы события межличностного общения: преда тельство любимого человека, ссора с другом (подру гой), отсутствие взаимопонимания, расставание с лю бимым.
Личность самореализующегося типа жизненной стратегии в качестве трудных называет события про фессиональной сферы (40 %) (например, «нестабиль ная ситуация на работе», «неясность перспектив», «конфликт с коллегами», «конфликт с начальством»), а также события семейной и межличностной сфер (20 %).
Стрессогенными ситуациями для личности не решительного типа жизненной стратегии явились такие события семейной сферы, как ситуация раз вода, ссоры родителей, супругов, воспитание детей (50 %).
Учитывая значимость различий средних по U критерию Манна Уитни, можно сделать вывод о том, для личности независимого и нерешительного типа жизненной стратегии трудными являются ситу ации семейной жизни, а для личности самореализу ющегося типа жизненной стратегии — ситуации про фессиональной деятельности. Отсутствие значимых различий трудных жизненных ситуаций у лиц с до статочно различающимися жизненными стратегиями (независимым и нерешительным типами) указывает на то, что человек определенного возрастного пери ода, как правило, сталкивается с одинаковыми видами трудных жизненных ситуаций. Вероятно, различия будут присутствовать в способах их преодоления. Изучение стратегий преодоления трудных жизнен ных ситуаций семейной сферы показало, что для лич ности независимого типа жизненной стратегии наи более предпочитаемыми стратегиями являются: активный копинг (80,6 %), планирование (72,5 %), поло жительное истолкование и рост (70 %), поиск актив ной поддержки (63,7 %).
Наименее выраженными является использование алкоголя и наркотиков (30,6 %).
Наиболее стрессогенными ситуациями для лиц, отно
сящихся к самореализующемуся типу жизненной стратегии, являются трудные жизненные ситуации, произошедшие в профессиональной сфере. Наиболее предпочитаемыми стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций для личности самореализующе гося типа жизненной стратегии являются: активный копинг (83,7 %), положительное истолкование и рост (78,7 %), планирование (73,7 %), поиск активной и эмо циональной поддержки (66,2 %).
Наименее выражено использование алкоголя и наркотиков(30,6 %), отри цание (36,2 %), поведенческое отстранение (37,5 %).
В результате обработки данных было определено, что наиболее трудными ситуациями для лиц, относя щихся к нерешительному типу жизненной стратегии, являются трудные жизненные ситуации, произошед шие в семейной сфере. В таких ситуациях личность не решительного типа жизненной стратегии часто осуще ствляет поиск эмоциональной поддержки (76,2 %), рассматривает ситуацию в качестве повода для роста (73,7 %), обращается к религии (71,8 %).
Анализ трудных жизненных ситуаций показал, что для личности независимого и нерешительного типа жизненной стратегии такими ситуациями явля ются события семейной жизни. Личность независи мого типа жизненной стратегии при возникновении семейных трудностей чаще предпринимает действия, направленные на преодоления источника стресса, размышляя о том, как можно нейтрализовать источ ник стресса. Личность с нерешительным типом жиз ненной стратегии наиболее часто ищет сочувствия и понимания. Активный копинг является специфи ческой копинг стратегией для личностей с незави симым и самореализующимся типом жизненной стра тегии по сравнению с личностью нерешительного типа жизненной стратегии. Сходство копинг страте гий у лиц, относящихся к независимому и самореали зующемуся типам жизненной стратегии можно объ яснить яркой выраженностью ощущения собствен ной способности влиять на ход своей жизни. Такие личности считают себя «хозяевами жизни», ставят перед собой четкие цели, они способны преодолевать препятствия и принимать на себя ответственность за свое поведение. Они активны и решительны в своих действиях, поэтому и используют активные копинг стратегии. Лица, относящиеся к «нерешительному» типу жизненной стратегии, часто используют обра щение к религии как способ совладания с трудными жизненными ситуациями, что является отражением экстернальной жизненной позиции. Личности ран ней взрослости с различными типами жизненной стратегии расценивают трудные жизненные ситу ации рассмотрение как возможность личностного роста и активно ищут ее благоприятные стороны.
Полученные данные позволяют сформулировать предположение для дальнейших исследований: спо собы совладания с трудными жизненными ситуаци ями взаимосвязаны с особенностями жизненной стратегии личности.
Библиографический список
1.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] /
С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2004. – 490 с.
2.Коржова, Е. Ю. Психологическое познание судьбы чело
века [Текст] / Е. Ю. Коржова.
3.Абульханова Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] /
К.А. Абульханова Славская. – М. : Мысль, 1991. – 319 с.
4.Леонтьев,Д.А.Психологиясмысла[Текст]/Д.А.Леонтьев.– М. : Смысл, 1999. – 360 с.
2010 (91) 5 ¹ ВЕСТНИК НАУЧНЫЙ ОМСКИЙ
НАУКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
133
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК ¹ 5 (91) 2010
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
134
5. Кроник, А. А. Субъективная картина жизненного пути как |
11. Бодалев, А. А. Формирование личности – актуальная |
||
предмет психологического исследования [Текст] / А. А. Кроник // |
проблема комплексного психолого педагогического исследова |
||
Психология личности и образ жизни ; ред. Е. В. Шорохова. – М. : |
ния [Текст] / А. А. Бодалев // Психолого педагогические проб |
||
Мысль, 1987. – 330 с. |
лемы взаимодействия учителя и учащихся. – М. : Политиздат, |
||
6. Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст] / Н. В. Гри |
1980. – 240 с. |
||
шина. – СПб. : Питер, 2000. – 380 с. |
12. Хьелл Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – |
||
7. Махнач, А. В. К проблеме соотнесения динамических пси |
СПб. : Питер, 1997. – 608 с. |
||
хическихсостоянийистабильныхчертличности[Текст]/А.В.Мах |
|
|
|
нач // Психологический журнал. – Т. 16. – № 3. – 1995. – |
|
|
|
КУПЧЕНКО Виктория Евгеньевна, кандидат психо |
|||
С. |
|||
8. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / |
логических наук, доцент кафедры социальной пси |
||
Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2000. – 321 c. |
хологии. |
||
9. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические иссле |
Адрес для переписки: e mail: kupchenko07@mail.ru |
||
дования [Текст] / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс ; под ред. |
|
|
|
Л. Леви. – М. : Политиздат, 1970. – 450 с. |
|
|
|
10. Никифоров, Г. С. Самоконтроль человека [Текст] / Г. С. Ни |
Статья поступила в редакцию 10.02.2010 г. |
||
кифоров. – Л. : Изд во ЛГУ, 1989. – 358 с. |
© В. Е. Купченко |
||
ÓÄÊ 159.9.072.422 |
М. Ю. СЕМЕНОВ |
||
|
И. И. СЕМЕНОВА |
||
|
Омский государственный |
||
|
технический университет |
ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОЦЕНКИ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ КРЕДИТОЗАЕМЩИКА
ÂРОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
Âстатье представлена разработанная коллективом авторов уникальная система ско-
ринга для розничного кредитования. Система кредитного скоринга базируется на ассоциациях к слову «кредит». Система самонастраивается на различные социальные и национальные группы и дает высокий уровень точности при выявлении сознательно недобросовестных заемщиков кредитов в розничной торговле.
Ключевые слова: психология, отношение к деньгам, ассоциация, кредит, заемщик, добросовестный.
Введение. В докризисный период по различным |
действительности и представляющий собой интери |
оценкам каждый третий россиянин брал те или иные |
оризированный опыт обращения с деньгами и взаимо |
потребительские кредиты, к примеру, в России в |
действия с другими людьми по поводу денег в специ |
кредит было куплено до 20 % всех мобильных теле |
фической социокультурной ситуации. Монетарные |
фонов. Кредитная активность населения достаточно |
отношения личности отличаются относительной |
высока, и, приостановившись в конце 2008 — первой |
устойчивостью и обобщенностью, характеризуют |
половине 2009 года из за кризиса, она успешно воз |
жизненную позицию человека относительно денег, |
вращается на прежние позиции. Поэтому вопросы |
содержат в себе систему более частных монетарных |
оценки безопасности кредитной деятельности бан |
отношений» [1, с. 6]. Это отношение имеет ярко |
ков оказываются актуальными как для служб без |
выраженную эмоциональную составляющую. Эмо |
опасности банков, так и для ученых. В данной статье |
циональность, в свою очередь, объясняется повышен |
мы рассмотрим один из методов косвенной оценки |
ной заинтересованностью и, следовательно, суще |
кредитозаемщиков на предмет их добросовестности. |
ственной мотивационной составляющей. |
Мы использовали методы психосемантической |
В том, как люди относятся к деньгам, находят свое |
оценки отношения людей к деньгам, реализованные |
отражение и различные виды поведения, связанного |
с помощью специально разработанной математи |
с деньгами, в том числе одалживание денег. Кредито |
ческой модели. |
вание является одним из таких видов монетарного |
Отношение к деньгам и различным действиям с |
поведения. Заимствование денег в кредитных органи |
ними является существенным компонентом отноше |
зациях является распространенным способом расши |
ния к миру в целом. «Монетарные отношения — ком |
рения своих финансовых возможностей. |
понент целостной системы отношений личности, |
В кредитном скоринге по мотивам получения |
отражающий ее индивидуальный, субъективно оце |
кредитов заемщиков делят на добросовестных, кто |
ночный, избирательный подход к деньгам как объекту |
собирается возвращать кредитные средства, и недоб |