38. Ст_Развит.адекватного отнош.к жизнен.пути и времени в юнош.возрасте

Ю. С. Кузнецова

РАЗВИТИЕ АДЕКВАТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНЕННОМУ ПУТИ И ВРЕМЕНИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Работа представлена кафедрой психологии развития и акмеологии Астраханского государственного университета.

Научный руководитель кандидат психологических наук, доцент И. А. Еремицкая

В статье рассматриваются условия развития адекватного отношения к жизненному пути и времени. Автором представлены разработки, способствующие формированию такого отношения в юношеском возрасте.

Ключевые слова: жизненный путь, время жизни, юношеский возраст.

The article deals with the conditions for development of adequate attitude to a life course and time. The author presents the ideas contributing to formation of this attitude in the youthful age.

Key words: course of life, time of life, youthful age.

В настоящее время в психологической науке активно исследуются проблемы жизненного пути личности, среди которых выделяются вопросы смысла жизни, жизненных целей, ответственности за

свою жизнь и многие другие (Ш. Бюллер, А. Адлер, В. Франкл, С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская,Л. И. Анцыферова, Б. Г. Ананьев, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Т. Н. Березина, Н. А. Логи-

154

Развитиеадекватногоотношениякжизненному путиивременивюношескомвозрасте

нова, Л. А. Регуш, Г. А. Архангельский).

Отдельно нам бы хотелось остановиться на вопросе возрастных и половых особенностей отношения личности к своему жизненному пути и времени жизни. На наш взгляд, это особенно актуально применительно к юношескому возрасту, поскольку данный возраст является тем периодом, когда появляется способность строить жизненные планы, утверждается самостоятельность личности, более устойчивым становится мировоззрение и, наряду с осознанием свободы выбора жизненного пути, принимается ответственность засвоюжизнь.

Как известно, жизненный путь – индивидуальная история развития личности во времени жизни, содержащая все факты, поступки, события, изменения, происходившие с личностью, и характеризующаяся сознательным и целенаправленным формированием через формулирование и реализацию жизненных планов. Одной из важнейших характеристик жизненного пути является степень удовлетворенности жизнью, которая предполагает состояние общего психологического комфорта, социально-психологическуюадаптированность, положительное отношение к событиям собственного жизненного пути. Под адекватным отношением к жизни мы понимаем такое отношение, при котором личность в целом удовлетворена своим жизненным путем, а адекватное отношение ко времени предполагает неразрывность и преемственность для личности прошлого, настоящего и будущего.

3 стр., 1075 слов

Развитие личности в трудных жизненных ситуациях и экстремальных условиях

Развитие личности в трудных жизненных ситуациях и экстремальных условиях Склярова Т. В. Повседневная жизнь человека характеризуется таким признаком, как «порядок жизни». Порядок жизни рассматривается в психологии в связи с понятиями «адаптация», «гомеостаз», «стабильность», «относительная устойчивость». В ходе адаптации к жизни у человека складывается определенный образ мира и себя в нем. Как ...

Изучая отношение юношей и девушек ко времени и собственной жизни, мы можем понять, какие затруднения испытывает современная молодежь в организации своего жизненного пути и в оптимальном использовании такого столь ценногоресурса, каквремя.

В частности, нами было проведено эмпирическое исследование, выявившее

особенности отношения к собственному жизненному пути у юношей и девушек, обучающихсяввузе.

Результаты исследования показали, что юноши и девушки, не принимая на себя в полной мере ответственность за свою жизнь и не веря в свои силы контролировать происходящие с ними события, характеризуются средним уровнем осмысленности жизни, низкими способностями к прогнозированию, но при этом имеют довольно высокую степень соци- ально-психологическойадаптированности и общее комфортное психологическое состояние. Пройденный этап жизненного пути воспринимается юношами и девушками в целом положительно, будущее вызывает беспокойство. Ориентация студентов на настоящее и будущее свидетельствует об их адекватной временной направленности.

8 стр., 3641 слов

Влияние детских травм на поведение личности во взрослой жизни и паттерны реагирования в отношениях

Аттестационная работа Влияние детских травм на поведение личности во взрослой жизни и паттерны реагирования в отношениях Слушатель: Замазий Ольга Валентиновна Научный руководитель: доктор философии в области психологии, преподаватель психологии, системный терапевт, гештальт терапевт Иванова Маргарита Новосибирск 2013 г. Оглавление Введение . Влияние травмы детства на поведение и реакции человека ...

По результатам указанного исследования нами были выделены условия развития адекватного отношения к собственному жизненному пути и времени, а также была разработана программа занятий по развитию прогностических способностей исамоактуализациивовремени.

Эмпирическим путем нами было установлено, что отношение юношей и девушек к своему жизненному пути и времени неоднозначно. Получая долгожданную самостоятельность и огромные возможности к дальнейшему развитию, молодежь оказывается не готовой к реализации этих возможностей.

Мы считаем, что одной из важнейших задач школы и вуза должна стать помощь юношам и девушкам в развитии адекватного отношения к жизненному пути и времени. Важными для развития такого отношения являются следующие условия.

Во-первых,этоосознание себя субъектом собственной жизни. Посколь-

ку «личность как субъект жизни конституируется функциями выделения себя из

155

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

потока жизни – динамики жизненных отношений, а также функциями выделения, презентации и структурирования этих отношений с дальнейшим подчинением устойчивой структуре этих отношений своей жизнедеятельности» [4, с. 188], человек является не просто исполнителем, но создателемжизненногопути.

Во-вторых,активность. Активность личности – «способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе освоения богатств материальной и духовной культуры. Проявляется в творчестве, волевых актах и общении. Ее интегральная характеристика – активная жизненная позиция» [8, с. 219]. Активность представляется как некая способность личности реализовать свои намерения, желания через действия, поступки. Анализируя значение активности в жизни человека, К. А. АбульхановаСлавская отмечает, что именно благодаря активности личность не впадает в зависимость от социальных требований и установок, а приобретает новые способы соотнесения себя с другими людьми, утверждается в правильности своей позиции, убеждается в ее адекватности жизни

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает ... «кризисный период в развитии», «новообразование». Основные кризисы жизненного пути и их противоречия. Основные ... личности. Становление личности и самосознания в онтогенезе. Проблемы социальной психологии личности. Структура самосознания Личность - субъект социокультурной жизни ...

[1, с. 79].

Очень важно наличие смысла жиз-

ни. Д. А. Леонтьев определяет смысл жизни как «концентрированную описательную характеристику наиболее стрежневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого» [5, с. 250]. Значимость смысла жизни, его наличия и развития была озвучена в трудах многих отечественных и зарубежных психологов. Особо отметим работы Ф. Франкла, Р. Мэйя, К. Ясперса, К. Г. Юнга, Э. Фромма, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, А. А. Бодалева, В. Э. Чудновскогои др.

Принятие ответственности за свою жизнь. Обнаружив в результате нашего исследования у юношей и девушек

довольно выборочное принятие ответственности за отдельные события, мы считаем такое положение дел нежелательным. Принятие ответственности за свои поступки и способность увидеть связь происходящих событий с собственными действиями и поступками дает возможность в той или иной степени контролировать свою жизнь, прогнозировать ее и строить более реалистичные (как краткосрочные, так и долгосрочные) жизненные планы.

Наличие способности к прогнозиро-

ванию. Низкие результаты по способности к прогнозированию у студентов всех пяти курсов, полученные в ходе нашего исследования, дают нам повод предположить, что неспособность (или низкий уровень способности) предвидеть характер и особенности предстоящих событий вызывают у юношей и девушек тревогу и снижаютуровеньсубъективногоконтроля.

Самоактуализация во времени. По-

нимая самоактуализацию вслед за А. Маслоу [6], как стремление личности к развитию, к реализации своего потенциала, под самоактуализацией во времени мы подразумеваем развитие компетентности во времени, а именно: способность ориентироваться во времени жизни, выявлять те связи, которые существуют между событиями и явлениями прошлого, настоящего и будущего, способность выбирать наиболее подходящее время для реализации задуманного, воплощенияплановвжизнь.

Кроме того, мы предлагаем ряд теоретических вопросов для обсуждения со студентаминазанятиях.

Жизненный путь личности. По-

нятие о жизненном пути. Основные этапы и события жизненного пути личности. Человек как субъект жизненного пути. Смысл жизни и его значение. Активность личности, ее влияние на особенности жизненного пути. Удовлетворенность жизнью, ее составляющие, понятие об адекватном отношении к жизненному

156

Развитиеадекватногоотношениякжизненному путиивременивюношескомвозрасте

пути. Судьба. Вопросы возможности контроля жизни и т. д.

Человек и время. Жизненный путь как явление, существующее во времени. Время жизни человека. Биологический, социальный и психологический возраст личности. Временные ориентиры жизни (основные вехи и события жизненного пути).

Особенности переживания времени и т. д.

Организация времени. Восприятие времени и чувство времени. Время в кризисных ситуациях. Тайм-менеджмент как одно из перспективных направлений современной психологии. Понятие о временной компетентности. Рациональные способыорганизации времени и т. д.

Обсуждение предполагается в виде круглых столов на семинарских занятиях по таким учебным дисциплинам, как «Психология, «Психология развития и возрастная психология», «Гендерная психология», «Психология личности», «Психологическое консультирование по проблемам жизненного пути» и др. Каждый студент готовится по заданной теме, а потом все присутствующие делятся своими мнениями и найденной (подготовленной к занятию) информацией. Приветствуется использование источников художественной литературы, притч, сказок и других конкретных примеров по рассматриваемым проблемам, а также примеров (событий, ситуаций, случаев) изреальнойжизни.

Кроме того, на наш взгляд, важно обратить внимание на то, что современные юноши и девушки испытывают множество трудностей, среди которых высокая степень неопределенности жизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудности, они с тревогой смотрят в будущее и не хотят или не могут самостоятельно решить, что желают получить от жизни. Поэтому очень важной становится «задача психологической помощи в развитии способностей самому определять цели своей

жизни, в освоении практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив и т. п.»

[7, с. 387].

По мнению Л. А. Регуш, к настоящему времени накоплено достаточно много фактов, которые позволяют говорить о личностном уровне прогнозирования. «Здесь имеются в виду особенности временных аспектов самосознания: осознание своего “Я” во времени, “экстраполяция себя в будущее”, временные центрации личности, осознание своей ответственности за последствиясвоих решений и действийи др.» [7, с. 265].

Работу по самоактуализации во времени будем рассматривать в большей мере с точки зрения развития временной перспективы будущего, которая является «ментальной проекцией мотивационной сферы человека» [4, с. 388]. По мнению ученых, эта проекция представляет собой (в разной мере) осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с более или менее отдаленнымбудущим [4, с. 388].

Целью программы является формирование адекватного и позитивного отношения к своему жизненному пути и времени жизни через развитие прогностической способности и самоактуализации вовремени.

Среди задач сформулированы следующие.

1.Содействовать осознанию собственного жизненного пути и времени и расширению представленийоних.

2.Сформировать навыки прогнозирования.

3.Содействовать развитию временной перспективыбудущего.

Работа по программе осуществляется с помощью игровых методов, метода групповой дискуссии, проективных методов рисуночного и вербального типов, а также с помощью элементов психологическихтренингов.

157

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Программа состоит из 6 занятий,

для изучения временной направленности

каждое продолжительностью около 2

человека;

 

 

3 часов.

 

методика

«Шкалы

переживания

Первая встреча начинается с уп-

времени» А. А. Кроника, Е. И. Головахи

ражнений на формирование мотивации

[2; 3] − для изучения особенностей пере-

для занятий, поскольку очень важно по-

живания времени.

 

 

казать юношам и девушкам значимость

Для обработки полученных данных

определения собственных жизненных це-

использовался статистический пакет

лей, необходимость обладать теми навы-

STATISTICA 6.0, в частности, критерий

ками и «инструментами», которые позво-

Колмогорова–Смирнова,непараметриче-

лят им добиваться поставленных целей,

ские критерии (Манна–Уитни,Краскала–

достигатьжелаемогорезультата.

Уоллеса), коэффициент ранговой корре-

Далее нами предложен ряд упраж-

ляции Спирмена.

 

 

нений, способствующих

расширению

В целом были получены средние

представлений о собственном жизненном

результаты по методике «Прогностиче-

пути, осознанию себя в разные периоды

ская задача» и результаты выше среднего

жизни (занятие 1), развитию положитель-

по тесту самоактуализациивовремени.

ного самоотношения, формированию уме-

Выявлены значимые различия меж-

ния позитивно мыслить, осмыслению со-

ду результатами юношей и девушек, по-

бытий жизненного пути (занятие 2), разви-

лученными до прохождения программы

тию навыков прогнозирования (занятие 3),

(т. е. за несколько месяцев до ее прохож-

выстраиванию позитивной

перспективы

дения) и после нее. Так, наблюдается

жизни, работе со временем жизни (занятие

улучшение показателей по способности к

4), формирование положительного отно-

прогнозированию (р = 0,00521) и по само-

шения ко времени (занятие 5), работе над

актуализациивовремени(р= 0,004711).

личной стратегией (занятие 6).

Данная

Для дополнительной проверки дей-

программа была опробирована на студен-

ственности программы мы

предложили

тах Астраханского государственного уни-

студентам, не посещавшим программу,

верситета, обучающихсяпоспециальности

заполнитьаналогичныйпакетанкет. Сэтой

«Психология» (n = 32).

 

целью нами были выбраны сокурсники

За несколько месяцевдо проведения

(параллельная группа) наших испытуе-

программы испытуемым было предложе-

мых в количестве 26 человек. Между ре-

но заполнить пакет анкет. Те же методики

зультатами групп выявлены значимые

были проведены через несколько дней

различия в способности к прогнозирова-

после прохождения юношами и девуш-

нию (р = 0,023218), а также тенденция к

камизанятий программы.

 

различию по самоактуализации во време-

Для пакета были выбраны следую-

ни (р = 0,055693).

Таким образом, студен-

щиеметодики:

 

ты, прошедшие программу, показали зна-

тест самоактуализации во времени

чимо более высокие результаты по мето-

[2], направленный на изучение компе-

дикам.

 

 

тентностиво времени;

 

Значимых различий по методикам

методика «Прогностическая зада-

«Временные децентрации» и «Шкалы пе-

ча» Л. А. Регуш, Н. Л. Сомовой [7], по-

реживаниявремени» выявленонебыло.

зволяющая выявить способности к про-

Полученные

результаты дают нам

гнозированию;

 

основание утверждать, что разработанная

методика «Временные децентра-

нами программа, целью которой является

ции» А. А. Кроника, Е. И. Головахи [2; 3] −

формирование адекватного и позитивного

 

 

158

 

 

отношения к своему жизненному пути и времени жизни, вполне эффективно может быть применена для работы с юношами и девушками, в частности, программа содействует развитию способности к прогнозированию, а также самоактуализацииво времени.

Кроме того, занятия по программе вызвали живой интерес и готовность к подобной работе у юношей и девушек. Об этом свидетельствуют их записи в разработанных нами анкетах, предложенных им для оценки программы по ряду критериев. Программа получила высокие оценки и положительные отзывы от испытуемых. Так, средняя оценка, выставленная проведенным занятиям,

составила 7,5 из возможных 10 баллов. Испытуемые отметили, что многие вопросы и упражнения программы заставили их задуматься о ряде проблем собственной жизни и в какой-тостепени решить некоторые из них. Также было отмечено, что программа заинтересовала участников, им понравилась доброжелательная атмосфера проведения занятий, содержание заданий.

Показателями готовности к работе у молодых людей можно считать, на наш взгляд, их обстоятельные ответы на вопросы анкеты, среди которых встречаются прямые указания на желательность для молодежи проведения подобного рода мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абульханова-СлавскаяК. А. Стратегияжизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2.Болотова А. К. Психологияорганизации времени. М.: АспектПресс, 2006. 254 с.

3.Головаха Е. И.,Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 208 с.

4.Карпинский К. В. Психологияжизненного пути личности. Гродно: ГрГУ, 2002. 167 с.

5.Леонтьев Д. А. Психология смысла : природа, строение и динамика смысловой реаль-

ности. М.: Смысл, 1999. 487 с.

6.Маслоу А. По направлению к психологии бытия / Пер. с англ. Е. Рачковой. М.:ЭКСМО-Пресс,2002. 272 с.

7.Регуш Л. А. Психология прогнозирования : успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. 352 с.

8.Шапарь В. Б. Словарь практического психолога. М.: ООО «Изд. АСТ»; Харьков: Тор-

синг, 2004. 734 с.