1. Общее понятие об измерениях в психологии2. Методологические подходы к измерениям в психологии. Сложности измерений в психологии3. Валидность измерений и пути её обеспеченияЛитература
1. Общее понятие об измерениях в психологии
В психологии под измерением понимают выявление количественных характеристик изучаемых психических явлений. Измерение в психологии вводится на рубеже ХIХ-ХХ вв. как следствие общего для всех экспериментальных наук стремления к использованию математических методов. В широком смысле измерение – это особая процедура, посредством которой числа (или по крайней мере порядковые величины) приписываются вещам по определённым правилам. Сами правила состоят в установлении соответствия между некоторыми свойствами чисел и некоторыми свойствами вещей. Возможностью данного соответствия и обосновывается возможность измерения в психологии. Измерение исходит из предположения, что всё, что существует, каким-либо образом проявляется или на что-нибудь действует. Многообразие психических явлений и факторов развития в психологии принято называть переменными, поскольку они отличаются различными величинами у отдельных индивидов или в разное время. Общая задача измерений состоит в том, чтобы определить так называемую мощность одного показателя по сравнению с другим, измеряя его «вес». С точки зрения измерений следует различать три его аспекта:
а) количество или диапазон переменной (число правильных ответов, диапазон интересов и др.);
б) частота некоторого проявления – соответственно, чем оно чаще выявляется, тем выше значение свойства;
в) интенсивность, величина или сила проявления.
В психологии существует два основных направления измерений – психофизическое и психометрическое.
Психофизическое направление – это одно из направлений общей психологии, создание которого связано с именем Г.Т, Фехнера. Специфика психофизики состоит в том, что многообразие наблюдаемых форм поведения и психических состояний объясняется здесь прежде всего различиями вызывающих их физических ситуаций. Наиболее развиты психофизические исследования сенсорных процессов. При этом выделяются два круга проблем: измерение порога ощущений и построение психофизических шкал. Применение современных средств описания работы испытуемого позволяет учитывать наряду с величиной чувствительности сенсорной системы также и особенности внутренней активности, в частности избираемые критерии принятия решения.
Тестовые задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине ...
... +трансактный анализ -гуманистическое направление ? Укажите ту форму проявления психики, которая выступает основой всей психической деятельности человека: -воля -ощущение +память -способности -темперамент ... закон Спенса - закон оптимума расхождения Ханта - закон генерализации эмоций ? Направленность психической деятельности обеспечивается: - ощущением + вниманием - мышлением - восприятием - памятью ? ...
Психометрическое направление связано, в основном, с разработкой и использованием различного рода тестов. Тесты применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Существуют три основные сферы тестирования:
а) образование – в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ;
б) профессиональная подготовка и отбор – в связи с увеличением темпа роста и усложнение производства;
в) психологическое консультирование – в связи с ускорением социодинамических процессов.
Тестирование позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.д. Процесс тестирования может быть разделён на три этапа:
1) выбор теста (определяется целью тестирования и степенью достоверности и надёжности теста);
2) его проведение (определяется инструкцией к тесту);
3) интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования).
На всех трёх этапах тестирования необходимо участие квалифицированного психолога.
Большинство социальных и психологических объектов не могут быть строго фиксированы относительно места и времени своего существования и поэтому не поддаются прямому измерению. Поэтому возникает вопрос о специфике числовой системы, которая могла бы соотноситься с эмпирическими данным такого рода. В психологии используется метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем, который получил название шкалирования (от англ. scaling – определение масштаба, единицы измерения).
В психологии шкалирование является одним из основных методов математического анализа изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, получаемых с помощью наблюдения, изучения документов, анкетного опроса, экспериментов, тестирования. Различные методы шкалирования представляют собой особые приёмы трансформации качественных характеристик в некоторую количественную переменную.
В психологии различные шкалы используются для изучения различных характеристик социально-психологических явлений. Первоначально были выделены четыре типа числовых систем, которые определяют соответственно четыре уровня (или шкалы) измерения: шкала наименований (номинальная), порядка (ординальная), интервалов (интервальная), отношений (пропорциональная).
Их разделение осуществимо на основе тех математических преобразований, которые допускаются каждой шкалой.
Различные уровни измерения какого-либо качества можно проиллюстрировать простым примером. Если подразделить людей только на удовлетворённых и неудовлетворённых своей работой, то тем самым получают номинальную шкалу удовлетворённости работой. Если можно установить также степень удовлетворённости, то строится ординальная шкала. Если фиксируется, насколько и во сколько раз удовлетворённость одних больше удовлетворённости других, то можно получить интервальную и пропорциональную шкалы удовлетворённости работой. Шкалы различаются не только своими математическими свойствами, но разными способами сбора информации. В каждой шкале применяют строго определённые методы анализа данных. В зависимости от типа задач, решаемых с помощью шкалирования, строят либо шкалы оценок, либо шкалы для измерения социальных установок.
Психология 35
... _1_). 1.38. Что соответствует методам 1) естественно-научной психологии и 2) гуманитарной психологии: анкетирование _1_; тестирование _1_; понимание _2_; наблюдение _1_; эмпатическое слушание _2_; ... прагматизм. 1.28. Зависимость психики от генотипа исследует … А – когнитивная психология; Б – социальная психология; В – генетическая психология; Г – этиология. 1.29. З. Фрейд разработал метод … А – ...
Шкала оценок представляет собой методический приём, позволяющий распределить совокупность изучаемых объектов по степени выраженности общего для них свойства. Такое распределение основывается на субъективных оценках данного свойства, усреднённых по группе экспертов. В психологии шкалы оценок стали применяться одними из первых. Простейшим примером такой шкалы является обычная школьная система баллов. Шкала оценок имеет от пяти до одиннадцати интервалов, которые могут быть обозначены числами либо сформулированы вербально (словесно).
Считается, что психологические возможности человека не позволяют ему производить классификацию объектов более чем по 11-13 позициям. Возможность построения шкалы оценок базируется на предположении, что каждый эксперт способен непосредственно давать количественные оценки изучаемым объектам. К основным процедурам шкалирования с помощью шкалы оценок относится парное сравнение объектов, отнесение их к категориям и др.
Шкала установок представляет приём, позволяющий сравнивать индивидов по величине, интенсивности и устойчивости их отношения к изучаемому явлению. В психологии шкала установок применяется в качестве одного из главных средств анализа, так как объектом измерения являются здесь прежде всего личные качества людей. Построение шкалы установок связано с подбором таких суждений, которые выражают весь спектр возможных отношений субъекта к определённому социально-психологическому явлению. По шкале оценок каждое суждение оценивается группой экспертов и получает усреднённый балл. В шкалу установок входят те суждения, которые имеют наиболее высокую оценку; обычно из 300 суждений в готовую шкалу установок входят не более 25. С этими суждениями знакомят лиц, чьи установки предполагается изучить; соответственно по тому, какие суждения выбирает индивид, ему присваивается суммарный балл, который и является его баллом по данной установке.
2. Методологические подходы к измерениям в психологии. Сложности измерений в психологии
Систематизация психологических знаний о личности может быть условно разделена на две исторические фазы: клинико-психологическую и экспериментальную.
Клинико-психологическая фаза является фазой организованных наблюдений и вербальных теорий. Она возникла как стремление лечить и корригировать отклоняющиеся формы поведения. Эта фаза оставила в наследство много известных имён (таких как Адлер, Бехтерев, Блейхер, Жанэ, Корсаков, Крепелин, Кречмер, Лазурский, Фрейд, Юнг и др.) и множество самобытных теорий. Будучи научными по своим целям, эти теории достигли популярности, не имея обоснованности. В них отсутствует экспериментальная основа, имеющаяся в других науках. Эксперимент используется в клиническо-психологической фазе исследования лишь незначительно. Измерение здесь заменено наблюдением, сбор данных – отбором показательных случаев, статистическая обработка – содержательной интерпретацией.
Психофизические исследования Методы измерения абсолютного порога ...
... Эксперимент как более поздний способ организации исследования. «Наблюдаемость» фиксируемых переменных, как при непосредственном отчете наблюдателя, ... ощущения, была различной от измерения к измерению. То есть каждое измерение включало в себя вмешатель- ... и группой людей (или внешнее наблюдение). Критерии оценки результатов – надежность, валидность, воспроизводимость. Понимание (эмпатия) – ...
Однако такая бедность экспериментальной процедуры позволяет манипулировать большим числом объясняющих переменных. Важно, что сторонники клинического метода стараются свести в единую систему все переменные, необходимые для формирования понятий о личности, без которых невозможно прийти к установлению реальных закономерностей.
Экспериментальная фаза возникла как реакция на вербальный характер клинико-психологического метода исследования. Эта фаза количественного и экспериментального исследования личности с самого начала чётко разделилась на два течения: двумерное и многомерное. Оба подхода позволяют изучать взаимосвязи между переменными, но разными способами.
Двумерный эксперимент является по существу слепым перенесением в психологию метода исследования, принятого в физических науках. Он предполагает выделение зависимой и независимой переменных с помощью экспериментального контроля либо с помощью иных процедур.
В многомерном же эксперименте одновременно статистически учитываются все измеряемые факторы, взятые во всей их жизненной полноте.
Сторонники двумерного экспериментального метода считают, что выделение двух переменных необходимо для изучения психического феномена в чистом виде. По их мнению, при таком подходе устраняются искажающие влияния одновременно происходящих процессов, однако упускается из виду тот факт, что изучаемый психический процесс никогда не протекает изолированно. Поведение сложно и определяется множеством внутренних и внешних факторов. По этой причине пытаться сформировать две группы лиц, идентичных во всех отношениях, кроме одного, и поставить их в одинаковые условия невозможно даже в лабораторных условиях. Поэтом вместо устранения искажающих эффектов разумнее изучить их самих. Этот принцип и положен в основу многомерных методов исследования. Многомерный эксперимент требует измерения множества сопутствующих признаков, независимость которых заранее не известна. Анализ связей между изучаемыми признаками позволяет выявить небольшое число скрытых структурных факторов, от которых зависят наблюдаемые вариации измеряемых переменных. Такой подход базируется на априорных соображениях, что исходные признаки – это только поверхностные индикаторы, косвенно отражающие скрытые от прямого наблюдения черты личности, знание которых позволит просто и понятно описать индивидуальное поведение. Поскольку скрытых черт значительно меньше, чем поверхностных, то даже полное описание личности остаётся экономным и удобным для практического использования.
Таким образом, многомерный подход к исследованию личности может рассматриваться как синтез двух фаз развития личностных исследований. Он позволяет объединить достоинства целостного подхода, свойственного клиническому методу с достоинствами метрического подхода, присущего двумерному эксперименту. В силу этих особенностей многомерный подход успешно применяется в тех областях, где человеческое поведение рассматривается в естественных условиях. Того, чего невозможно достичь прямой манипуляцией зависимых и независимых переменных, можно добиться с помощью более сложного статистического анализа всего множества существующих переменных. Главным достоинством многомерного подхода является его эффективность в исследовании реальных ситуаций без риска их искажений или загрязнений побочными влияниями, возникающими при создании искусственных экспериментальных условий.
«Исследование типологических свойств личности с помощью теста айзенка»
... от среднего с соответствующей выраженностью личностных свойств. Связь аналитического описания личности с 4 классическими типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) отражается ... характерные генетически определенные особенности поведения. Индивидуальность каждого человека определяет тип личности, который является результатом взаимодействия в ходе онтогенеза генотипа и внешней ...
К сожалению, несмотря на очевидные преимущества многомерного эксперимента, психологи ещё недостаточно осознают его потенциальные возможности. Это происходит по двум причинам: во-первых, из-за неспособности вырваться из привычных стереотипов о правилах проведения исследования, во-вторых из-за отсутствия серьёзных публикаций по теории многомерных исследований.
Измерения самого по себе недостаточно. Необходимо не только измерять какие-либо яркие проявления личности, а осуществлять такие измерения, которые позволяют вскрыть важные функциональные и структурные компоненты личности. Очевидно, для этого необходимо, чтобы психологи объединили свои усилия, разрабатывая некоторые основные концепции. Только повторяемость результатов у разных исследователей и в различных лабораториях позволит отсеять «шелуху от зёрен».
Однако с началом измерения в психологии возникла бурная и беспорядочная активность. Вероятно, в ряде случаев она была связана со стремлением некоторых психологов к оригинальности, к измерению чего-либо такого, что не измерял никто. Однако, большая часть этой хаотической активности объясняется отсутствием обобщённых личностных переменных. Это приводило к тому, что многие исследования оказывались до такой степени новыми, что не имели никакой связи с предыдущем развитием психологической науки.
3. Валидность измерений и пути её обеспечения
Главная проблема теории психологических исследований заключается в том, как по измеренным результатам определить истинные результаты. Существуют два основных определения истинных результатов тестирования, которые имеют значение для психометрии: специфические и обобщённые (генерализированные).
Под специфическим истинным результатом измерения понимается точный результат, полученный с помощью конкретного теста. Это понятие близко к понятиям действительно точных (или «выровненных») оценок, используемых при измерении физических величин. Здесь истинность результатов понимается с точки зрения точности метода измерения. Для характеристики специфической истинности результатов тестирования разработано понятие надёжности. Оно характеризует соотношение наблюдаемого результата и его действительной величины.
Генерализованный (обобщённый) истинный результат – это термин, используемый для характеристики действительного уровня скрытых, ненаблюдаемых качеств или свойств. Скрытое от внешнего наблюдения свойство не может быть измерено только с помощью одного какого-либо исследования. В практики для этой цели используется батарея с конечным числом разных тестов, направленных на измерение одного скрытого свойства, уровень которого требуется определить. Каждый из испытуемых тестов лишь частично покрывает исследуемое свойство.
А) конструктная валидность теста
... соответствия области измеряемых психических явлений, представляет валидность теста: В) по содержанию 8. Критерий качества теста, используемый при измерении какого-либо сложного психического феномена, имеющего ... что организация психодиагностической работы должна иметь целью создание в результате исследований у испытуемого благоприятного впечатления о психологической диагностике? Б) принцип ...
Для характеристики способности исследования измерять действительный уровень психического свойства или качества используется понятие валидности.
Валидность (от англ. valid – пригодный) психологического исследования показывает, в какой мере оно измеряет те качества (свойства, характеристики, способности и т.п.) для оценки которых оно изначально было предназначено. Инвалидные, т.е. не обладающие валидностью тесты не пригодны для практического использования.
Валидность и надёжность – связанные понятия. Их соотношение может быть проиллюстрировано следующим примером. Допустим, имеются два стрелка А и В. Стрелок А выбивает 90 очков из 100, а стрелок В – только 70. Соответственно, надёжность стрелка А равна 0,90, а стрелка В – 0,70. Однако стрелок А всегда стреляет по чужим мишеням, поэтому на соревнованиях его результаты не засчитываются. Второй стрелок всегда правильно выбирает мишени. Поэтому валидность стрелка А нулевая, а стрелка В – 0,70, то есть численно равна надёжности. Если стрелок А станет правильно выбирать мишени, то его валидность тоже будет равна его надёжности. Если же он будет продолжать иногда путать мишени, то часть результатов не будет зачтена и валидность стрелка А будет ниже надёжности. В настоящем примере аналогом надёжности является точность, меткость стрелка, а аналогом валидности – тоже точность стрельбы, но не по любой, а по строго определённой «своей» мишени. Поэтому надёжный стрелок может стать валидным, не только сменив мишень, но и сменив команду. В истории известны случаи, когда тесты, признанные инвалидными для измерения одних свойств, оказались валидными для других. Значит, надёжность является необходимым условием валидности. Ненадёжное психологическое исследование не может быть валидным, и, наоборот, валидное исследование всегда надёжно. Надёжность исследования не может быть меньше его валидности; в свою очередь валидность не может превышать надёжности.
В современной психометрии выделяют три основные вида валидности: 1) содержательная (логическая); 2) эмпирическая; 3) концептуальная.
Содержательная валидность (content validation).
Её часто называют «логической валидностью» или «валидностью по определению». Содержательная валидность означает, что исследование является валидным по мнению специалистов.
Содержательную валидность следует отличать от очевидной, лицевой, внешней валидности (face validity).
Очевидная валидность – это валидность с точки зрения испытуемого. Она означает то впечатление о предмете измерения, которое формируется у испытуемого при знакомстве с инструкцией и материалом теста. Очевидная валидность играет важную роль в процессе тестирования, поскольку именно она в первую очередь определяет отношение испытуемых к обследованию. В.А. Аванесов приводит пример отказа от выполнения теста испытуемыми из-за отсутствия у теста очевидной валидности. Во время одного социологического опроса моряков рыболовного флота он столкнулся с случаем отказа заполнять анкету под предлогом того, что анкета составлена «не для моряков», в ней нет вопросов, относящихся к морякам, «на морские темы». Если бы опросник содержал «морские термины», то он казался бы «своим» и вызывал бы больше доверия у испытуемых. Именно в силу этого обстоятельства очевидную валидность иногда называют также доверительной валидностью.
К вопросу о валидности теста Люшера
... задач патопсихолога остается дифференциальная диагностика, а в этом смысле тест Люшера собственной валидностью, по-видимому, не обладает и может рассматриваться только как ... необходимость верификации диагностического и математического инструментария, возникшая в ходе проводимого нами исследования психосемантических процессов при шизофрении. Несколько слов относительно первой причины. В начале ...
Очевидная внешняя валидность может находиться в разных отношениях с содержательной валидностью. В одних случаях содержательная и внешняя валидность совпадают, в других внешняя валидность используется для маскировки содержательной валидности. С этой целью содержанию заданий и инструкции придаётся специальная форма, маскирующая истинную цель исследования. Тем самым предупреждается возникновение установочного поведения при тестировании. Это один из основных тактических приёмов, используемых при создании объективных тестов.
В отличие от очевидной валидности содержательная валидность всегда связана с оценкой отношения содержания тестового материала к истинной, а не мнимой цели измерения. Для определения содержательной валидности используются экспертные методы. Как и во всякой экспертизе, необходимо решить следующие вопросы: отобрать компетентных экспертов, сформировать экспертную группу, организовать процедуру экспертизы и т.п. Специфичным является объект экспертизы – содержание психологического исследования. Эксперты должны оценить содержание заданий теста по их соответствию психическому свойству, объявляемому в качестве содержания валидизируемого теста. С этой целью экспертам предъявляются спецификации к тесту и список заданий. Если конкретное задание полностью соответствует спецификации, то эксперт обозначает его как соответствующее содержанию теста. В противном случае он бракует задание и письменно обосновывает свою оценку. Если несколько экспертов бракуют одни и те же задания, они признаются несоответствующими спецификации теста. Если между экспертами существует расхождение в оценке заданий, их анонимно знакомят с письменными объяснениями экспертов, забраковавших задания, после этого экспертиза повторяется.
Эмпирическая валидность (empirical validity).Идея эмпирической валидности заключается в определении способности психологического исследования служить индикатором или предсказателем строго определённой психической особенности или формы поведения человека. Для измерения этого свойства исследования вычисляется коэффициент корреляции тестового результата с внешним критерием. В качестве критерия может выступать любой показатель , независимо и бесспорно измеряющий ту же психологическую характеристику, что и валидизируемый тест. Вопрос о выборе критерия является в этом виде валидности основным. От выбора критерия зависят качественная и количественная оценки валидности. Условно можно выделить три группы критериев: экспертные, экспериментальные и «жизненные».
Экспертный критерий предполагает использование экспертных оценок для независимого измерения свойств личности. Хотя экспертному методу измерения особенностей личности в последнее время уделяется значительное внимание, тем не менее применение экспертных оценок для валидизации тестов не имеет достаточно разработанных унифицированных процедур, позволяющих получить достоверную и устойчивую информацию.
В связи с низкой надёжностью и трудностями организации экспертиз экспертные критерии валидности используются редко, преимущественно в случаях, когда невозможно или чрезвычайно затруднительно использовать в качестве внешнего критерия валидности обычные количественные методы измерения. На практике значительно больше распространены экспериментальные критерии. В этих случаях в качестве критерия валидности используются результаты одновременного и независимого тестирования испытуемых другим тестом, предположительно измеряющим то же свойство личности, что и валидизируемый тест. Коэффициент корреляции между результатами двух измерений называется эмпирической взаимной валидностью. Его величина зависит как от степени совпадения содержания измерения, так и от надёжности тестов. Поэтому максимальные коэффициенты эмпирической взаимной валидности имеют параллельные тесты.
Критерии валидности, применяемые к качественным исследованиям.
... критерий, лежащий вне методики, гораздо труднее. Поэтому на ранних стадиях развития тестологии, когда концепция валидности только складывалась, бытовало интуитивное представление о том, что тест ... что проводится собственно психологическая валидизация; - при прагматической валидизации суть предмета измерения (психологического свойства) оказывается вне поля зрения. Главный акцент сделан на то, ...
Эмпирическая валидность теста – это всегда валидность по отношению к конкретному критерию. Поэтому процесс конструирования теста часто сопровождается поиском подходящего критерия. Если к моменту проверки валидности такого экспериментального критерия не оказывается, в качестве него используются характеристики реального поведения, которые на основе существующих психологических теорий предполагаются связанными с измеряемым свойством. Например, в качестве жизненных критериев для тестов интеллекта используют показатели успешности обучения, экстравертированности – успешность административной деятельности, тревожности – частота заболеваний неврозом и т.п. Однако успешность обучения, поведения и деятельности редко зависит только от одного-единственного свойства психики. Реальное поведение человека множественно детерминированно, то есть зависит не от одного, а от целого комплекса психических свойств. Поэтому использование жизненных критериев для валидизации тестов имеет смысл только в отношении многомерных тестов.
Концептуальная валидность (construct validity).
Она устанавливается путём доказательства правильности теоретических концепций, положенных в основу теста. Обращение к концептуальной валидности необходимо в тех случаях, когда результаты тестовых измерений используются не просто для предсказания поведения, а как основа выводов о том, в какой степени испытуемые обладают некоторой определённой психологической характеристикой. Причём измеряемая психологическая характеристика не может быть отождествлена с какой-либо наблюдаемой особенностью поведения, а представляет собой теоретическую концепцию. Примерами таких концепций являются интеллект, черты личности, мотивы, установки и т.д. Концептуальная валидность имеет значение также при разработке принципиально новых тестов, для которых не определены внешние критерии валидности.
По существу проверка концептуальной валидности теста проходит через три основных этапа:
1. Определяется некоторая теоретическая концепция, которая предположительно объясняет выполнение валидизируемого теста.
2. Из теоретической концепции выводятся одна или несколько гипотез, связанных с валидизируемым тестом.
3. Выдвинутые гипотезы подвергаются эмпирической проверке.
Если эмпирические данные подтверждают гипотезу, то тем самым подтверждается психологическая концепция, положенная в основу теста, и способность теста служить инструментом измерения этой концепции. Чем убедительнее эмпирическое подтверждение, тем определённее можно говорить о валидности теста по отношению к психологической концепции, положенной в его основу.
Литература
1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. – М., 1982. 2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968. 3. Ковалёв А.Г. Психология личности. – М., 1965. 4. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию. – М., 1985. 5. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
12.Понятие валидности, надежности, достоверности в психодиагностике
... поведения или особенность очень сложна, то содержательная В. требует представления в заданиях теста всех важнейших составных элементов исследуемого явления. Дифференциальная В. — валидность, ... полезность. Измерения, которые мы делаем не очевдны, они требуют теоретической основы. Теоретико=эмпирическая валидность. Развитие статистической науки – корреляции и факторного анализа. Пять источников ...