Специальность: психология и педагогика

Практика — это активное, деятельное освоение и преобразование действительностей. В ходе практики студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с учениками и освоение школьной действительности: с позиций педагога. Педагогическая практика — комплексный процесс, в которой студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией. На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, дознание и результативное освоение которого возможно только на основе живых впечатлений и наблюдений. Практика — это активное, деятельное освоение и преобразование действительностей. В ходе практики студентам предоставляется возможность реального педагогического взаимодействия с учениками и освоение школьной действительности: с позиций педагога. Педагогическая практика — комплексный процесс, в которой студенты выполняют виды деятельности, определяемые их специализацией.

На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на основе содержательного фактического материала, дознание и результативное освоение которого возможно только на основе живых впечатлений и наблюдений.

Педагогическая практика выполняет ряд функций; адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую.

Адаптационная функция практики проявляется в том, что практикант привыкает и приспосабливается к содержанию и характеру педагогического труда, к его условиям и организации, к традициям и нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами.

Обучающая функция практики проявляется в процессе выработки основных педагогических умений и навыков, формирование педагогического сознания переходит в систему реальных установок и взглядов. Теоретические знания студента-практиканта позволяют решить многие проблемы, связанные с обучением, а именно: проводить в соответствие с изменяющимися целями содержания образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств.

В теснейшей взаимосвязи с предыдущими функциями находится воспитывающая и развивающая функции педагогической практики. Большое значение имеет творческая атмосфера, характер отношений, базирующийся на гуманистических началах и ценностях в образовательном учреждении. На практике студент развивает моральные, волевые, коммуникативные, деловые качества и организаторские способности, профессиональные знания. Студенты должны постоянно заниматься самовоспитанием и самообразованием, так как профессионально-значимые качества требуют постоянного развития. В ходе практики студенты осознают профессиональную пригодность.

4 стр., 1921 слов

Задания по педагогической практике для студентов III курса

... студентов по педагогической практике Цели и задачи студента на период педагогической практики. Анализ основных направлений деятельности студентов в период педагогической практики: 1. Анализ подготовительной работы студента к педагогической практике. ... Характеристика наиболее сильных сторон и ярких достижений школы. На основе анализа полученных данных обосновать возможность того или иного ...

Диагностическая функция практики является одной из важнейших, так как необходимо обеспечить личностно-ориентированную, комплексную, усложняющуюся, непрерывную и творческую подготовку каждого практиканта. Сама система взаимоотношений должна носить характер взаимодействия и сотрудничества, подразумевая определенную субъективность позиции студента.

В ходе педагогической практики у студентов вырабатываются основы

анализа и оценки собственной педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия развивается не только в работе с психолого-педагогическим дневником, но и в каждом занятии, в каждом общении.

Специальность: психология и педагогика

Специализация:

II Требования ГОС к уровню подготовки студентов по

специальности 050706 – Педагогика и психология к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе подготовки специалиста с дополнительной квалификацией «Преподаватель».

Название практик

Количество недель

Курсы

Сроки практик

1

Учебно-ознакомительная

2 недели

II курс

21.01.08-03.02.08

2

Психолого-педагогическая практика

3 недели

III курс

21.01.08-10.0208

3

Летняя практика

4 недели

IV курс

19.05.08-15.06.08

4

Практика в педагогическом училище

4 недели

IV курс

21.01.08-17.02.08

5

Преддипломная практика

6 недель

V курс

01.09.07-14.10.07

Всего часов по педагогической практике — 540 ч.

1. Учебно-ознакомительная практика— 108 ч. (2 нед.)

2. Психолого-педагогическая практика по воспитательной работе — 108ч.

(2 нед.)

3. Летняя практика – (4 нед.)

3. Преддипломная педагогическая практика — 324 ч. — (6 нед.)

Выписка из стандарта:

Требования к организации практик

Практика проводится в школах, детских садах, оздоровительно-воспитательных центрах, детских базах отдыха, учреждениях интернатного типа, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи, педагогических училищах, колледжах. Все типы практики направлены на ознакомление студентов с важнейшими видами и средствами практической, психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности с детьми, подростками и семьями. В результате прохождения практики студенты должны обладать представлениями и знаниями об основных психолого-педагогических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи: иметь важнейшие практические навыки в различных видах психолого-педагогической работы с ребенком, с подростком и семьей. Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов формирования профессиональной позиции.

ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА

Летняя практика представляет собой самостоятельную работу студентов с детьми и подростками в условиях летних каникул в различных детских объединениях (детские площадки, оздоровительные лагеря, клубы, трудовые объединения и др.).

Летняя педагогическая практика создает реальные условия для формирования профессиональных умений, навыков по организации воспитательной работы с детьми разного возраста. Данный вид практики направлен на формирование профессиональной направленности студентов педагогов психологов.

Цели и задачи летней практики:

  1. Расширение, закрепление и углубление профессионально-психологических знаний.
  2. Совершенствование профессиональных психолого-педагогических умений приобретенных в период теоретического обучения на предыдущих курсах.
  3. Овладение содержанием и различными формами и методами воспитательной работы в летний период.
  4. Развитие творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.

Организация практики

Продолжительность практики – 4 недели, 8 семестр.

Рабочий день студентов- 6 часов. Рабочий день студента определяется положением внутреннего распорядка учреждения. Практика начинается с установочной конференции, на которой разъясняется цели и задачи практики ее содержание, проводится вводный инструктаж по технике безопасности, выдается пакет заданий на практику, дневник практики, в котором написано индивидуальное задание. В процессе прохождения студенты ежедневно заполняют дневник о проделанной работе. Какие-либо изменения в индивидуальном задании допускаются только с разрешения руководителя практики.

Основные обязанности руководителей практики.

Руководитель практики от вуза обязан:

  • предусмотреть базы практики по месту проживания студентов;
  • ознакомить студентов проектом приказа по практике;
  • выдать необходимые документы;
  • обеспечить контроль своевременного начала и окончания практики;
  • оказывать помощь студентам в выполнении программы практики;
  • проверить отчет по практике и организовать его защиту;
  • организовать проведение конференции по итогам практики.

Руководитель практики от организации должен:

  • изучить программу практики и организовать ее выполнение;
  • ознакомить студентов с правилами внутреннего распорядка, порядком получения документов и материалов;
  • содействовать в получении материалов соответственно программе и индивидуальному заданию;
  • проверять и подписывать отчеты по практике. Подпись руководителя практики на отчете должна быть заверена печатью предприятия;
  • составить письменные характеристики на студентов практикантов.

Права и обязанности студентов в период практики

При прохождении практики студент имеет право:

  • получать необходимую информацию для выполнения задания на практику;
  • пользоваться библиотекой, информационными фондами и архивами образовательного учреждения;
  • получать компетентную консультацию администрации организации по вопросам, предусмотренным заданием на практику;
  • пользоваться услугами подразделений непроизводственной инфраструктуры предприятия (столовой, буфетом, спортсооружениями и т.п.);

В период практики студенты обязаны:

  • полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой и календарным планом практики;
  • осуществить сбор, систематизацию, обработку и анализ психолого-педагогической информации;
  • регулярно вести записи в дневнике практики о характере выполняемой работы и заданий и своевременно представлять его для контроля руководителям практики;
  • подчиняться действующим на образовательном учреждении правилам внутреннего трудового распорядка, строго соблюдать правила охраны труда и противопожарной безопасности;
  • представить руководителю практики отчет о выполнении всех заданий и защитить его.

Содержание практики

Летняя практика предусматривает следующие виды работ:

1. Организационная работа

Ознакомление студентов со спецификой организации, правилами внутреннего распорядка, функциональными обязанностями на период практики

  • Ознакомление с планом работы организации
  • Ознакомление с педагогическим составом учреждения
  • Составление плана работы на период прохождение

2. Воспитательная работа

  • Организация коллективно-творческой деятельности по различным направлениям воспитания
  • Проведение индивидуальной и групповой психолого-педагогической воспитательной работы с детьми и подростками
  • Организация активного отдыха детей, проведение санитарно-гигиенической работы и работы по самообслуживанию

Документы представляемые после прохождения практики.

  1. Дневник психолого-педагогических наблюдений. В дневнике отражается анализ деятельности по работе с детьми и подростками. В конце анализа дня составляется план следующего дня.

Структура дневника психолого-педагогических наблюдений

  • Название учреждения, место нахождения, сроки
  • Список педагогического коллектива учреждения
  • Список детей
  • План-сетка мероприятий
  • Ежедневная рефлексия деятельности
  • Анализ работы за период практики и предложения по совершенствованию практики

  1. Отчет-справка о результатах психологического исследования коллектива детей и подростков
  2. Сценарий зачетного воспитательного мероприятия с оценкой руководителя по практике от организации
  3. Психологическая характеристика на одного ребенка
  4. Характеристика на студента с оценкой руководителя по практике от организации

Формы и методы контроля

Контроль прохождения практики осуществляется руководителями практики от кафедры и от организации. Руководитель практики от организации контролирует её прохождение путем периодической проверки ведения дневника студентом, выполнение правил внутреннего распорядка. Дневник — рабочий документ, в котором фиксируется выполнение работы и собранный материал по программе за каждый день недели.

Итоговый контроль практики проводится путем защиты отчетов. Итоги практики подводятся при защите отчета. После защиты отчетов проводится конференция на кафедре по итогам практики согласно установленному графику.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Образец титульного листа отчета

ГОУ ВПО «Якутский государственный университет

Педагогический институт

Кафедра профессиональной педагогики, психологии

и управления образованием

ОТЧЕТ ПО ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ

в ____________________________________________

(МЕСТО ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ)

с ________________ по ________________ 20_ г.

Студента группы ____________

___________________________

Ф.И.О.

Руководитель практики от кафедры ПППиУО

___________________________

Ф.И.О. , звание

Дата защиты _______________

Оценка ___________________

Приложение 2.

Дневник

психолого- педагогических наблюдений

по практике

Студент _________________________________________________ Группа ____________

Место практики ______________________________________________________________

Срок прохождения с _____________________ по __________________________________

Даты

Описание и анализ работы

Подпись

руководителя

Приложение 3.

Типовая структура отчета по практике

Введение

1. Описание структуры организации.

  1. Направления деятельности.
  2. Место педагога — психолога в данной организации.

2. Описание деятельности педагога — психолога в организации.

2.1. Цели деятельности.

2.2. Задачи.

2.3. Используемые методы.

2.4. Процедура деятельности.

2.5. Полученные результаты, их описание и анализ.

2.6. Характеристика на ученика

2.7. Сценарий мероприятия.

2.8. Сценарий уроков с оценкой методиста.

2.9. Анализ и самоанализ проведенных уроков с оценкой методиста.

2.10. Общий отчет по практике.

2.11. Характеристика на студента с подписью методиста и заверенная печатью учреждения.

Заключение. (Предложения по улучшению практики).

Приложения. (Материалы, полученные в процессе практики).

4 Психолого-педагогическая характеристика

НА УЧЕНИКА

Общие сведения об ученике:

Фамилия, имя, отчество.

Дата рождения.

Класс, школа, город.

Сведения о семье:

Мать — Фамилия, имя, отчество. Место работы.

Отец — Фамилия, имя, отчество. Место работы.

Другие члены семьи.

Отношения в семье, обязанности в семье ученика, на которого сос­тавляется характеристика.

Свойства личности:

Особенности характера: отношение к себе, самооценка, уровень при­тязаний. Волевые черты характера: целеустремленность, выдержка, дисциплинированность, решительность, настойчивость, инициативность, са­мостоятельность.

Моральные черты: чувство долга, товарищества, честность, эгоизм и другие. Присутствует ли в характере школьника повышенное упрямство, обидчивость, агрессивность, скрытность, замкнутость и проч.

Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), его устойчивость и причины, вызывающие смену настроения.

Особенности темперамента: тип темперамента и его внешние проявления в поведении: ведет себя спокойно, ровно, сдержанно; проявляет излишнюю подвижность, горячность, вспыльчивость, нетерпеливость; теряется в новой обстановке, быстро утомляется, стремится вызвать сочувствие у окружающих; энергичный, деловитый, веселый, жизнерадостный, быстро остывает, если дело перестает его интересовать.

Способности и интересы: техника, рисование, спорт, музыка и пр. Отметить наличие интереса к школьным предметам и (или) внешкольной деятельности. Подчеркнуть не только проявление интереса, но и серьезность занятий в этой области (что и как читает, читает ли научно-популярную, художественную или преимущественно развлекательную литературу).

Особенности общения: отношение к товарищам по группе (дружеское, внимательное, равнодушное, пренебрежительное), потребность в общении, его особенности (вежлив, груб, льстив, дипломатичен, откровенен, в дружбе ищет равенства, опоры, подчинения).

Отношение к родителям.

Положение и взаимоотношения с членами группы: пользуется ли авторитетом и уважением товарищей. Дорожит ли мнением других учеников о себе. Наличие конфликтов и их причины. Статус личности в группе. Доволен ли своим положением в группе и какое место хотел бы занять.

Индивидуальные особенности психических процессов

Особенности познавательных процессов: восприятие, особенности внимания (внимателен, рассеян, с трудом удерживает внимание, испытывает ли трудности с переключением внимания с одного вида деятельности на другой, затрудняется ли с распределением внимания при выполнении разных видов деятельности), особенности запоминания, сохранения и воспроизведения материала, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), воображение, речевые особенности.

Проявление эмоций и чувств: общая эмоциональность, склонность к аффектам, стрессам, фрустрациям. Проявление моральных, интеллектуальных и эстетических чувств.

Особенности воли: отношение к препятствиям и их преодоление. Навыки и умения самоконтроля и саморегуляции.

Личность и деятельность.

Учебная деятельность: мотивы учения. Успеваемость (преобладающие оценки: учится на 4, 5, учится на 3, не успевает).

Общее умственное развитие (кругозор, начитанность), развитие речи (словарный запас, образность речи, умение выразить свою мысль), способности к учебной работе (быстро ли усваивает учебный материал, запоминает, качество овладения знаниями), старательность и организованность в учебной работе, умения учебной работы (умеет ли работать с учебником и др. литературой, как усваивает материал — механически или осмысленно, умеет ли составлять план, конспект и др.), удовлетворенность успехами учебной деятельности. Интерес к учебе: учится с интересом, без интереса, проявляет интерес к отдельным учебным предметам (указать каким), занима­ется в секциях, кружках, посещает факультативы.

Трудовая деятельность: отношение к труду, наличие трудовых умений и навыков, что привлекает в трудовой деятельности (процесс работы, изготовляемая вещь, овладение трудовыми навыками), активность участия в уборке класса, школы, прилегающей территории.

Свободное время: количество свободного времени и как оно планируется, чем заполняется, наиболее типичные занятия в свободное время (чтение литературы, прогулки, посещение театров, кино, дискотек и проч.).

Перспективы на будущее.

Чем намерен заниматься в будущем, какую избрать профессию. Соответствие способностей с избираемой деятельностью.

5 Методика определения самооценки учащегося

Инструкция: проранжировать перечисленные ниже качества личности по 20-ти бальной шкале. В первой колонке испытуемому предлагается проставить баллы в зависимости от того, как у него выражены, по его мнению, данные качества (N1).

В третьей колонке ученику предлагается проранжировать предложенные качества личности по 20-ти бальной шкале по желаемой степени их выраженности (N2).

В четвертой колонке прос­тавляется разница между баллами первой и третьей колонок (если разница подсчитана правильно, то сумма всей четвертой колонки должна равняться 0) (d).

В пятой колонке подсчитывается по каждому качеству личности квадрат полученного результата четвертой колонки. Подсчитывается сум­ма квадратов, полученных в пятой колонке (d2).

Самооценка учащегося определяется по формуле:

Р = 1 — 0,00075 х d2,

где Р — самооценка учащегося,

d2 — сумма квадратов рангов.

Результаты оцениваются следующим образом: чем ближе полученный результат к 0, тем ниже самооценка учащегося; чем ближе полученный результат к 1, тем более самооценка школьника завышена; при 0,5 самооценка личности считается нормальной и адекватной.

Таблица самооценки личности

N1

Качества личности

N2

d

N1 — N2

d2

Подсчитать сумму

1

2

3

4

5

Завистливость

Несдержанность

Легковерие

Мстительность

Презрительность

Подозрительность

Трусость

Жизнерадостность

Педантичность

Застенчивость

Замкнутость

Сострадательность

Изысканность

Нежность

Стыдливость

Энтузиазм

Заботливость

Гордость

Радушие

Принципиальность

Сумма = 0

При анализе результатов раскрыть факторы, воздействующие на формирование самооценки личности; роль самооценки в становлении личности; причины неадекватной (завышенной или заниженной) самооценки, ее последствия для развития личности ребенка.

УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Введение

Практика на 2 курсе носит ознакомительный характер и является начальной ступенью профессиональной подготовки педагогов-психологов.

Цели и задачи педагогической практики:

В процессе прохождения учебной практики в школе студент должен решить следующие задачи:

— иметь представление о структуре профессиональной деятельности педагога-психолога в школе;

— знать методы деятельности педагога – психолога.

— знать положение о психологической службе в образовании;

— знать функциональные обязанности педагога – психолога:

— ознакомиться с нормативно-правовой базой деятельности педагога- психолога.

— применять простейшие методы психолого-педагогического исследования – наблюдение, беседа, изучение документации;

— вести необходимую документацию.

Организация практики

Продолжительность практики – 2 недели, 4 семестр. Рабочий день студентов- 6 часов. Рабочий день студента определяется положением внутреннего распорядка учреждения. Практика начинается с установочной конференции, на которой разъясняется цели и задачи практики ее содержание, проводится вводный инструктаж по технике безопасности, выдается пакет заданий на практику, дневник практики, в котором написано индивидуальное задание. В процессе прохождения студенты ежедневно заполняют дневник о проделанной работе. Какие-либо изменения в индивидуальном задании допускаются только с разрешения руководителя практики.

Основные обязанности руководителей практики.

Руководитель практики от вуза обязан:

  • предусмотреть базы практики по месту проживания студентов;
  • ознакомить студентов проектом приказа по практике;
  • выдать необходимые документы;
  • обеспечить контроль своевременного начала и окончания практики;
  • оказывать помощь студентам в выполнении программы практики;
  • проверить отчет по практике и организовать его защиту;
  • организовать проведение конференции по итогам практики.

Руководитель практики от организации должен:

  • изучить программу практики и организовать ее выполнение;
  • ознакомить студентов с правилами внутреннего распорядка, порядком получения документов и материалов;
  • проводить консультации по программе практики. Подпись руководителя практики на отчете должна быть заверена печатью предприятия;
  • обеспечить координацию работы с учителями предметниками
  • составить письменные характеристики на студентов практикантов.

Права и обязанности студентов в период практики

При прохождении практики студент имеет право:

  • получать необходимую информацию для выполнения задания на практику;
  • пользоваться библиотекой, информационными фондами и архивами образовательного учреждения;
  • получать компетентную консультацию администрации организации по вопросам, предусмотренным заданием на практику;
  • пользоваться услугами подразделений непроизводственной инфраструктуры предприятия (столовой, буфетом, спортсооружениями и т.п.);

В период практики студенты обязаны:

  • полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой и календарным планом практики;
  • осуществить сбор, систематизацию, обработку и анализ психолого-педагогической информации;
  • регулярно вести записи в дневнике практики о характере выполняемой работы и заданий и своевременно представлять его для контроля руководителям практики;
  • подчиняться действующим на образовательном учреждении правилам внутреннего трудового распорядка, строго соблюдать правила охраны труда и противопожарной безопасности;
  • представить руководителю практики отчет о выполнении всех заданий и защитить его.

Содержание практики и деятельности студента:

Учебная практика в школе является первым этапом в системе профессиональной подготовки педагогов-психологов.

С начала практики студент знакомится с нормативно-правовыми документами педагога-психолога: функциональными обязанностями, положениями, направлениями деятельности, уставом школы, кодексом психолога, необходимой документацией, режимом работы.

С первого дня учебной практики студент ведет психолого-педагогический дневник, в котором фиксируется вся деятельность студента за время практики. При осуществлении всей этой работы студент имеет право на консультации психологов, учителей, группового методиста, руководителя практики.

По итогам практики студент предоставляет дневник психолого– педагогических наблюдений, отчет о практике с характеристикой и оценкой деятельности педагога-психолога школы.

  1. Для успешного прохождения учебной практики в школе студенту необходимо:
    1. Регулярно посещать место практики.
    2. Систематически фиксировать в дневник результаты своей деятельности.
    3. Активно помогать психологу школы в его деятельности.
    4. Своевременно выполнять задания методистов и психолога.
    5. Изучать нормативно-правовые документы психолога, необходимую документацию.
    6. Составить картотеку школьного психолога.
    7. Применять психолого-педагогические методы, предусмотренные программой.
    8. Формы и методы контроля

Контроль прохождения практики осуществляется руководителями практики от кафедры и от организации. Руководитель практики от организации контролирует её прохождение путем периодической проверки ведения дневника студентом, выполнения правил внутреннего распорядка. Дневник — рабочий документ, в котором фиксируется выполнение работы и собранный материал по программе за каждый день недели.

Итоговый контроль практики проводится путем защиты отчетов. Итоги практики подводятся при защите отчета. После защиты отчетов проводится конференция на кафедре по итогам практики согласно установленному графику.

    Требуемая документация

    • Дневник учебной практики в школе;
    • План на день;
    • Отчет по практике;
    • Описание процедуры проведения психологического исследования

    Рекомендуемая литература

    1. Абдуллина Р.А., Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика студентов. М., 1989.
    2. Аманбаева Л.И., Горохова Е.И., Габышева Н.Т. Педагогическая практика – путь к профессиональной и гражданской зрелости будущего учителя: методические разработки. Якутск, 2003.
    3. Весна Е.Б., Киселева О.О. Профессионально-педагогическая практика: учебно-методическое пособие. М., 1999.

    Психолого-педагогическая практика III курс

    1. Общие положения
      1. Производственную практику продолжительностью 3 недели проходят все студенты 3 курса дневного отделения после окончания шестого семестра.

    1. Цели и задачи производственной практики
      1. Обеспечить формирование базовых профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых в работе психолога:

    2.1.1. Сформировать умения в проведении психологического и организационно-психологического обследования (диагностика готовности ребенка к школе; диагностика различных сфер личности обучающихся и т.д.), профориентационная работа;

    2.1.2. Сформировать навыки проведения наблюдения, опроса, тестирования, анкетирования;

      1. Научить планировать и проводить экспериментальное исследование.
    1. Включить студентов в реальную деятельность педагога- психолога.
    2. Апробировать полученные в процессе обучения инструменты и методы работы:
    • сбор информации;
    • способы обработки данных;
    • методы анализа информации;
    • приемы проведения исследования.

    1. Содержание практики
      1. Содержание производственной практики закрепляется в индивидуальном задании на практику, разработанном руководителем, совместно со студентом. Индивидуальное задание нацелено на получение студентом знаний и представлений о деятельности педагога-психолога на конкретном рабочем месте. Образец типового индивидуального задания приведен в Приложении 4.
      2. В процессе прохождения практики студент ведет дневник практики, в котором ежедневно отмечает свою деятельность. Форма дневника приведена в Приложении 1.
      3. Проводит три пробных и один зачетный урок (занятие по психологии).

    Организация и проведение одного зачетного внеклассного мероприятия по психологии.

    Оказание помощи классному руководителю в организации и проведении классных часов, бесед и других форм работ.

    Проведение одного профориентационного мероприятия.

    Проведение диагностического исследования по плану педагога-психолога.

    Разработать и провести анкетирование по проблемам, обозначенным классным руководителем.

    Наблюдение за одним учеником, с последующим составлением психолого-педагогической характеристики.

    1. По итогам практики, основываясь на записях в дневнике и собранных материалах и информации студент готовит отчет о практике объемом 10-15 страниц машинописного текста формата А-4, в котором подробно излагает содержание работы, виды деятельности, которые освоил, выводы о практике и прикладывает в приложение собранные материалы. Типовая структура отчета приведена в Приложении 3. Образец титульного листа отчета приведен в Приложении 2.
    2. Отчет о практике, характеристика с места прохождения практики, дневник представляются руководителю практики не позднее 1 октября после окончания практики для зашиты. Результатом защиты является оценка.

    1. Организация практики
      1. Организация практики возлагается на кафедру.
      2. Места прохождения практики утверждаются приказом ректора ЯГУ на основе официальных договоров с руководителями организаций, предоставляющими базу для практики.
      3. Руководителя практики назначает зав. кафедрой.
      4. В ходе практики студент обязан соблюдать правила внутреннего распорядка, установленные в месте прохождения практики, проявлять творческую активность, ответственность, культуру поведения.
      5. На местах прохождения практики в соответствии с официальным договором назначается куратор практики от организации, задача которого состоит в консультировании и оказании практической помощи на месте практики
      6. Окончательные итоги практики студентов подводятся на заседании кафедры.

    Приказом по университету студенты направляются в учебные заведения, с которыми предварительно заключается договор о со­трудничестве на 2 года.

    Базой для прохождения практики являются общеобразовательные школы, способные обеспечить качественное прохождение практики.

    Руководители практики назначаются из числа преподавателей кафедры. По месту прохождения педагогической практики назнача­ется методист- преподаватель психологии учебного заведения.

    Содержание и объем заданий по данной практике предусмат­ривает 6 часовой рабочий день.

    Этапы организации практики:

    1. Прохождение медосмотра.

    2. Проведение инструктажа по технике безопасности в учебных за­ведениях.

    3. Проведение установочной конференции.

    4. Ознакомление с правилами и распорядком учебного заведения.

    5. Установление единого методического дня.

    6. Проведение итоговой конференции.

    Обязанности руководителя педагогической практики

    1. Обеспечение базы для прохождения педагогической прак­тики.

    2. Подготовка документации по педагогической практике (подписание договора, составление приказа по факультету, проведе-

    ‘ ние инструктажа по технике безопасности).

    3. Организация и участие в проведении установочной и итого­вой конференций. Установочная конференция проводится за 1-2 не­дели до начала практики. На установочной конференции студенты знакомятся с содержанием и сроками прохождения педагогической практики. Итоговая конференция проводится в течение 2-х недель после окончания практики. На итоговой конференции обсуждаются результаты практики, заслушиваются отчеты студентов.

    4. Оказание методической помощи студентам в подготовке и проведении занятий по психологии и внеаудиторных занятий. По­сещение, анализ и оценка занятий, проводимых студентами.

    5. Обеспечение контроля за ходом педагогической практики: распределение часов, учебных групп (классов), учет посещаемости студентов, проверка и обсуждение индивидуальных планов, ежене­дельных отчетов, дневников. Организация еженедельных рабочих конференции на местах прохождения практики.

    7. Проверка документации и письменных отчетов студентов по педагогической практике. Оценка работы студентов. Составление общего письменного отчета по итогам педагогической практики.

    Обязанности директора базового учреждения

    1. Создаёт условия для проведения практики в учебном за­ведении, определённом договором.

    2. Знакомит студентов с учебным заведением, педагогиче­ским коллективом, материально-учебной базой.

    3. Принимает участие в установочной и итоговой конфе­ренциях, проводимых в базовом учреждении.

    4. Издаёт распоряжения о закреплении студентов за мето­дистами, кураторами и студенческими группами.

    Обязанности заместителя директора базового учреждения по учебной работе

    1. Обеспечивает условия практики, определенные догово­ром.

    2. Осуществляет координационную деятельность препода­вателей предметников, кураторов, методиста-психолога и руководи­теля практики.

    3. Распределяет учебную нагрузку студентов, посещает за­нятия, внеаудиторные мероприятия практикантов.

    4. Проводит еженедельные инструктажи, консультации, знакомит студентов с планом учебно-воспитательного процесса, с графиком открытых занятий.

    5. Знакомит студентов с режимом работы, правилами по­ведения, историей, традициями и спецификой учебного заведения.

    Обязанности заместителя директора базового учреждения по воспитательной работе

    1. Знакомит студентов с системой воспитательной работы в учебном учреждении, с планом работы на период практики сту­дентов.

    2. Представляет студентов кураторам групп.

    3. Вовлекает студентов в работу с учащимися (в проведе­ние бесед, конкурсов, смотров, конференций, в работу со студента­ми, проживающими в общежитии).

    4. Присутствует и оценивает зачетное внеаудиторное ме­роприятие.

    Обязанности методиста-преподавателя психологии базового учреждения

    1. Знакомит с рабочей документацией преподавателя психо­логии в учебном заведении: рабочей программой, тематическими и поурочными планами, требованиями, предъявляемыми к заполне­нию документов (классных журналов, планов и т.п.)

    2. Распределяет учебную нагрузку студентов, координирует взаимодействие с учебной частью базового учреждения.

    3. Оказывает помощь студентам в разработке поурочных пла­нов и внеаудиторных мероприятий, утверждает их.

    4. Посещает, анализирует и оценивает занятия студентов.

    5. Привлекает студентов-практикантов к внеаудиторной дея­тельности (организации бесед, олимпиад, конкурсов, декад, вечеров и т.д.)

    6. Привлекает студентов к разработке дидактического мате­риала по психологии (тестов, контрольных вопросов, таблиц, схем и т.д.)

    7. Участвует в организации и проведении итоговой конферен­ции, выставлении отметок за все виды деятельности студентов, пре­дусмотренных планом практики.

    Содержание педагогической практики

    В ходе прохождения педагогической практики студент обязан:

    1. Соблюдать режим учебного заведения и следовать его тре­бованиям

    2. Принимать активное участие в установочных и итоговых конференциях.

    3. Ознакомиться с документацией преподавателя психологии учебного заведения (с планом работы, календарным и поурочным планами и т. п.).

    4. Знать требования, предъявляемые к заполнению документов (классных журналов, планов и т. п.)

    5. Планировать свою деятельность и отражать его в индивиду­альном плане.

    6. Наблюдать за деятельностью учителя-методиста и фиксиро­вать результаты в дневнике практики. Проводить дидактический и психологический анализ уроков. Посещать все уроки методиста-преподавателя психологии, проводимые им в течение практики.

    7. Оказывать помощь методисту-преподавателю психологии:

    — в организации работы психологического кабинета (службы);

    — в оформлении наглядных пособий, подготовке дидактическо­го материала;

    — проверке тетрадей учащихся;

    — организации внеклассной работы по психологии.

    8. За время практики студент должен провести 10 уроков (по 45 мин.) по психологии, в том числе — 2 пробных и 2 зачетных (1 традиционный, 1 нестандартный урок).

    9. Посетить уроки опытных преподавателей (6-8 уроков).

    10. Посетить зачетные уроки однокурсников (не менее 4 ч.).

    11. Провести одно мероприятие согласно плану методиста-преподавателя психологии или классного руководителя.

    Студент должен представить в установленный срок следую­щую документацию:

    — дневник по педагогической практике;

    — план индивидуальной работы (еженедельный);

    — поурочные планы с оценкой методиста-преподавателя пси­хологии;

    — план-сценарий мероприятия с оценкой;

    — развернутый план-конспект урока, заверенный учителем-методистом;

    — ведомость с характеристикой методиста- преподавателя пси­хологии;

    — общий отчет.

    Формы и методы контроля.

    По окончании практики проводится итоговое обсуждение на базовом предприятии с привлечением всех участников практики. Дается оценка деятельности практикантов заместителем директора по учебной и воспитательной работе, кураторами, преподавателем-методистом по психологии, проводится самоанализ практикантами.

    Заполняются и подписываются ведомости, подводятся итоги мероприятий.

    Студентам дается 1-2 недели на оформление и сдачу итого­вого отчета и всей документации. После проверки документации проводится итоговая конференция на отделении. Выставляются об­щие отметки по педагогической практике. На итоговой конференции принимаются решения по совершенствованию педагогической прак­тики.

    Приложение 1

    Дневник учебно-производственной практики

    Студент ___________________________________________________ Группа __________________

    Место практики ______________________________________________________________________

    Срок прохождения с ____________________ по ___________________________________________

    Даты

    Описание выполняемой работы

    Подпись руководителя

    Приложение 2

    Образец титульного листа отчета

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    ГОУ ВПО «ЯКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.К. АММОСОВА»

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    КППП и УО

    Отчет по производственной практике

    в ____________________________________________

    (МЕСТО ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ)

    с ________________ по ________________ 2007 г.

    Студента группы ____________

    ___________________________

    Ф.И.О.

    Руководитель практики от кафедры

    ___________________________

    Ф.И.О. , звание

    Дата защиты ____________

    Оценка ___________________

    Приложение 3.

    Типовая структура отчета по практике

    Введение (цели, задачи)

    1. Описание структуры организации.
    1. Направления деятельности.
    2. Место педагога -психолога в данной организации.
    1. Описание деятельности педагога — психолога в организации.
    1. Цели деятельности.
    2. Задачи.
    3. Используемые методы.
    4. Инструментарий.
    5. Процедура деятельности.
    6. Полученные результаты, их описание и анализ.
    7. Выводы.
    1. Описание того виды деятельности, в который был включен

    студент в процессе практики.

    Заключение. Выводы, предложения по улучшению практики.

    Приложение 4

    Образец типового индивидуального задания

    1. В организации:

    Выявить в организации проблематику организационно-психологических проблем; принять участие в решении каких-либо организационно-психологических проблем.

    2. В школе:

    Выявить и описать специфику деятельности педагога- психолога. Апробировать наиболее значимые для этой деятельности умения.

    Документация

    Требования к документации по педпрактике на 3 курсе. Документация сдается в 2-недельный срок после окончания практики.

    Требуемая документация:

    — дневник педагогической практики;

    — планы на неделю;

    — отчеты за неделю;

    — календарные и тематические планы;

    — зачетные занятия — тексты, планы;

    — сценарий зачетного мероприятия с оценкой классного руководителя;

    — тетрадь для методиста

    -характеристика на ученика

    Литература

    1Абдуллина Р.А., Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика сту­дентов. М., 1989.

    Аманбаева Л.И. Педагогическая практика –путь к профессиональной и гражданской зрелости будущего учителя. Я., 2003.

    2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М., 1999.

    3. Боярчук В.К. Методика преподавания психологии в вузе. Ростов-на-Дону, 1982.

    4. Весна Е.Б., Киселева О.О. Профессионально-педагогическая практика: учебно-методическое пособие. М., 1999.

    5. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. М.. 1994.

    6. Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения допол­нительной квалификации «преподаватель» (третий уровень выс­шего профессионального образования), М., 1995.

    7. Деловые игры в учебном процессе. М., 1985.

    8. Давыдова В.Я., Егорова А.И., Птицына О.Н. Педагогическая практика студентов-психологов. Я., 2001.

    9. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М., 1988.

    10. Методические указания по педагогической практике для студен­тов 2-3 курсов. Сост. А.Н. Яковлева, В.Я. Давыдова.

    11. Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. М., 1971.

    12. Потапова А.А. Студенту о педагогической практике. М., 2002

    13. Смолкин A.M. Методы активного обучения. М., 1991. 10. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1999.

    Программа практики в педагогическом училище студентов 4 курса

    Введение

    Педагогическая практика в педагогических училищах (колледжах) является составной частью образовательного процесса и обеспечивает профессиональную подготовку студента к реализации деятельности педагога-психолога в условиях среднего специального учебного заведения. Студенты включаются в образовательный процесс в качестве педагога-психолога.

    Педагогическая практика проводится согласно ГОС на 4 курсе в 7-м семестре. Общая продолжительность педагогической практики на 4 курсе — 4 недели.

    Согласно государственным требованиям к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» (третий уровень профессионального высшего образования) студент должен:

    — знать основные законодательные документы, касающиеся системы народного образования, права и обязанности субъектов учебного процесса (преподавателей, руководителей, учащихся и их родителей);

    — понимать концептуальные основы предмета, его место в общей системе знаний и ценностей и в учебном плане учебного заведения;

    — учитывать в педагогической деятельности индивидуальные различия учащихся, включая возрастные, социальные, психологические и культурные;

    — обладать знаниями (предмета), достаточными для аналитической оценки, выбора и реализации образовательной программы, соответствующей уровню подготовленности учащихся, их потребно­стям, а также — требованиям общества.

    Организация педагогической практики.

    Приказом по университету студенты направляются в учебные заведения, с которыми предварительно заключается договор о сотрудничестве на 2 года.

    Базой для прохождения практики являются средние специальные учебные заведения и общеобразовательные школы, способные обеспечить качественное прохождение практики.

    Руководители практики назначаются из числа преподавателей кафедры. По месту прохождения педагогической практики назначается методист- преподаватель психологии учебного заведения.

    Содержание и объем заданий по данной практике предусматривает 6 часовой рабочий день.

    Этапы организации практики:

    1. Прохождение медосмотра.

    2. Проведение инструктажа по технике безопасности в учебных заведениях.

    3. Проведение установочной конференции.

    4. Ознакомление с правилами и распорядком учебного заведения.

    5. Установление единого методического дня.

    6. Проведение итоговой конференции.

    1.3. Обязанности участников практики

    Обязанности руководителя педагогической практики

    1. Обеспечение базы для прохождения педагогической практики.

    2. Подготовка документации по педагогической практике (подписание договора, составление приказа по факультету, проведение инструктажа по технике безопасности).

    3. Организация и участие в проведении установочной и итоговой конференций. Установочная конференция проводится за 1-2 недели до начала практики. На установочной конференции студенты знакомятся с содержанием и сроками прохождения педагогической практики. Итоговая конференция проводится в течение 2-х недель после окончания практики. На итоговой конференции обсуждаются результаты практики, заслушиваются отчеты студентов.

    4. Оказание методической помощи студентам в подготовке и проведении занятий по психологии и внеаудиторных занятий. Посещение, анализ и оценка занятий, проводимых студентами.

    5.Обеспечение контроля за ходом педагогической практики: распределение часов, учебных групп (классов), учет посещаемости студентов, проверка и обсуждение индивидуальных планов, еженедельных отчетов, дневников. Организация еженедельных рабочих конференции на местах прохождения практики.

    7. Проверка документации и письменных отчетов студентов по педагогической практике. Оценка работы студентов. Составление общего письменного отчета по итогам педагогической практики.

    Обязанности директора базового учреждения

    1. Создаёт условия для проведения практики в учебном заведении, определённом договором.

    2. Знакомит студентов с учебным заведением, педагогическим коллективом, материально-учебной базой.

    3. Принимает участие в установочной и итоговой конфе­ренциях, проводимых в базовом учреждении.

    4. Издаёт распоряжения о закреплении студентов за методистами, кураторами и студенческими группами.

    Обязанности заместителя директора базового учреждения по учебной работе

    1. Обеспечивает условия практики, определенные договором.

    2. Осуществляет координационную деятельность преподавателей предметников, кураторов, методиста-психолога и руководителя практики.

    3. Распределяет учебную нагрузку студентов, посещает занятия, внеаудиторные мероприятия практикантов.

    4.Проводит еженедельные инструктажи, консультации, знакомит студентов с планом учебно-воспитательного процесса, с графиком открытых занятий.

    5. Знакомит студентов с режимом работы, правилами поведения, историей, традициями и спецификой учебного заведения.

    Обязанности заместителя директора базового учреждения по воспитательной работе

    1. Знакомит студентов с системой воспитательной работы в учебном учреждении, с планом работы на период практики студентов.

    2. Представляет студентов кураторам групп.

    3. Вовлекает студентов в работу с учащимися (в проведение бесед, конкурсов, смотров, конференций, в работу со студентами, проживающими в общежитии).

    4. Присутствует и оценивает зачетное внеаудиторное мероприятие.

    Обязанности методиста-преподавателя психологии базового учреждения

    1. Знакомит с рабочей документацией преподавателя психологии в учебном заведении: рабочей программой, тематическими и поурочными планами, требованиями, предъявляемыми к заполнению документов (классных журналов, планов и т.п.)

    2. Распределяет учебную нагрузку студентов, координирует взаимодействие с учебной частью базового учреждения.

    3. Оказывает помощь студентам в разработке поурочных планов и внеаудиторных мероприятий, утверждает их.

    4. Посещает, анализирует и оценивает занятия студентов.

    5. Привлекает студентов-практикантов к внеаудиторной деятельности (организации бесед, олимпиад, конкурсов, декад, вечеров и т.д.)

    6. Привлекает студентов к разработке дидактического материала по психологии (тестов, контрольных вопросов, таблиц, схем и т.д.)

    7. Участвует в организации и проведении итоговой конференции, выставлении отметок за все виды деятельности студентов, предусмотренных планом практики.

    Содержание педагогической практики

    В ходе прохождения педагогической практики студент обязан:

    1. Соблюдать режим учебного заведения и следовать его требованиям

    2. Принимать активное участие в установочных и итоговых конференциях.

    3. Ознакомиться с документацией преподавателя психологии учебного заведения (с планом работы, календарным и поурочным планами и т. п.).

    4. Знать требования, предъявляемые к заполнению документов (классных журналов, планов и т. п.)

    5. Планировать свою деятельность и отражать его в индивидуальном плане.

    6. Наблюдать за деятельностью учителя-методиста и фиксировать результаты в дневнике практики. Проводить дидактический и психологический анализ уроков. Посещать все уроки методиста-преподавателя психологии, проводимые им в течение практики.

    7. Оказывать помощь методисту-преподавателю психологии:

    — в организации работы психологического кабинета (службы);

    — в оформлении наглядных пособий, подготовке дидактического материала;

    — проверке тетрадей учащихся;

    — организации внеклассной работы по психологии.

    8. За время практики студент должен провести 10 уроков по психологии, в том числе — 2 пробных и 2 зачетных (1 традиционный, 1 нестандартный урок).

    9. Посетить уроки опытных преподавателей (6-8 уроков).

    10. Посетить зачетные уроки однокурсников (не менее 4 ч.).

    11. Провести одно мероприятие согласно плану методиста-преподавателя психологии или куратора.

    Студент должен представить в установленный срок следующую документацию:

    — дневник по педагогической практике;

    — план индивидуальной работы (еженедельный);

    — поурочные планы с оценкой методиста-преподавателя психологии;

    — план-сценарий мероприятия с оценкой;

    — развернутый план-конспект урока, заверенный учителем-методистом;

    — ведомость с характеристикой методиста- преподавателя психологии;

    — общий отчет.

    Формы и методы контроля.

    По окончании практики проводится итоговое обсуждение на базовом предприятии с привлечением всех участников практики. Дается оценка деятельности практикантов заместителем директора по учебной и воспитательной работе, кураторами, преподавателем-методистом по психологии, проводится самоанализ практикантами.

    Заполняются и подписываются ведомости, подводятся итоги мероприятий.

    Студентам дается 1-2 недели на оформление и сдачу итогового отчета и всей документации. После проверки документации проводится итоговая конференция на отделении. Выставляются общие отметки по педагогической практике. На итоговой конференции принимаются решения по совершенствованию педагогической практики.

    Программа педагогической (ассистентской) практики студентов на 5 курсе

    2.1. Цели, задачи, основные положения ассистентской практики

    Педагогическая (ассистентская) практика на 5 курсе является частью образовательного процесса и проводится с целью использо­вания теоретических знаний в практической педагогической дея­тельности, формировании необходимых умений и усвоении элемен­тов педагогического опыта.

    Основные задачи практики:

    1. Адаптирование студента к реальным условиям вуза;

    2. Формирование и совершенствование базовых профессиональ­но-педагогических навыков и умений;

    3. Развитие у студентов профессиональных первоначальных умений исследовательской деятельности.

    В соответствии с квалификационными требованиями выпускник с дополнительной классификацией «преподаватель» должен обла­дать следующими базовыми педагогическими умениями:

    — владеть системой знаний о закономерностях и принципах образо­вательного процесса и уметь использовать их в своей профессио­нальной деятельности;

    — владеть системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой, умениями педагогического общения;

    — соблюдать права и свободы учащихся;

    — уметь организовать внеаудиторную деятельность учащихся;

    — владеть приемами работы со студентами разных курсов с учетом их возрастных особенностей и профессиональной периодизацией-,

    2.2. Организация ассистентской практики

    Базами практики могут быть высшие учебные заведения, имеющие в учебных планах психологические дисциплины. Общая продолжительность практики б недель. Содержание и объем заданий рассчитан на 6 часовой рабочий день.

    Руководителями практики назначаются преподаватели кафед­ры психологии, имеющие опыт преподавания в вузе не менее 5 лет.

    За время практики студент должен:

    провести не менее 9 занятий (18 часов) по психологическим дисциплинам, из которых: 1 — учебная лекция, 1 — практическое заня­тие, 1 занятие — с использованием нестандартных, активных форм обучения;

    провести 1 внеаудиторное занятие по психологии (лекцию, бе­седы, ток-шоу, диспут, круглый стол, викторину и т.д.);

    работать в качестве помощника куратора на младших курсах;

    посетить не менее 6 занятий однокурсников с последующим анализом фиксацией в дневнике педагогических наблюдений.

    Провести научное исследование по теме дипломной работы. Обязанности руководителя (методиста) практики:

    — организация установочной и итоговой конференции;

    — организация практики на факультете;

    — проведение еженедельных консультаций студентов;

    — оказание методической помощи в планировании занятий;

    — утверждение поурочных планов;

    — анализ посещенных занятий;

    — ознакомление студентов с учебной документацией;

    — оказание помощи в планировании и проведении НИРС.

    — заполнение тетради методиста.

    Обязанности куратора:

    — организовывать практику в группе;

    — ознакомить с документацией куратора;

    — консультировать студента-практиканта по планированию, разра­ботке зачетного мероприятия;

    — утверждение сценария мероприятия;

    — посещение, анализ и оценка проведенного мероприятия.

    2.3. Обязанности ассистентов

    Студент должен:

    — соблюдать трудовую дисциплину и правила, установленные ба­зой практики;

    — являться за 20 минут до занятия;

    — участвовать в установочной и итоговой конференциях;

    — посещать все консультации, рабочие конференции;

    — посещать все открытые занятия студентов своей группы;

    — составлять планы занятий, тексты лекций;

    — работать в качестве помощника куратора;

    — подготовить и провести одно мероприятие с последующим пре­доставлением его сценария;

    — допускаться к занятию после утверждения его руководителем практики;

    — составлять календарный и тематический планы на время прохож­дения практики;

    — ознакомиться с рабочей документацией преподавателя вуза (ра­бочая программа, УМК и т. п.);

    — подготовить методический материал к проводимым занятиям (контролирующий материал, задачи, вопросы, таблицы, схемы и т.п.);

    — оказывать помощь преподавателю психологии в пополнении УМК;

    — оказывать помощь в работе психологической службы учебного заведения;

    — вести научно-исследовательскую работу в соответствии с темой курсовых и дипломных работ, выполнять исследования по заказу преподавателя, куратора, деканата.

    2.4. Содержание ассистентской практики

    При планировании педагогической практики рекомендуется следующий график деятельности практиканта.

    1 неделя:

    — знакомство с факультетом, учебной группой;

    — посещение занятий преподавателей, работающих в группе, в ко­торой студенту предстоит проходить практику;

    — знакомство с документацией;

    — планирование работы на неделю;

    — подготовка к занятиям;

    2 неделя:

    — утверждение плана текста лекций или практических занятий у руководителя практики;

    — проведение занятий;

    — посещение занятий у однокурсников с дидактическим и психоло­гическим анализом;

    — участие в еженедельной рабочей конференции;

    — работа по заданию куратора;

    — подготовка к занятиям;

    — планирование научно- исследовательской работы; 3-5 недели:

    — утверждение пиана практических занятий и текста лекций;

    — проведение открытых занятий;

    — посещение открытых занятий однокурсников;

    — проведение открытого мероприятия в группе;

    — планирование на неделю и отчет за неделю;

    — научно-исследовательская деятельность;

    — оформление документации;

    — сдача отчетов;

    — сдача дидактического материала;

    — подведение итогов практики.

    2.5. Подведение итогов практики

    Подведение итогов проводится в форме конференций на отде­лении. Студенты готовят общий индивидуальный отчет. От каждой подгруппы студентов готовится доклад о проделанной работе, дела­ется анализ прохождения практики, вносятся предложения по изме­нению и совершенствованию содержания педагогической практики.

    Оценка деятельности студентов в качестве ассистентов прово­дится на основе анализа документации, посещения занятий, наблю­дения, оценки кураторов.

    2.6. Научно-исследовательская работа студентов

    В ходе практики студенты проводят исследование по теме ди­пломной работы. С результатами исследований студенты выступают на конференции.

    2.7. Кураторская работа студентов-ассистентов

    За каждым студентом закрепляется группа студентов млад­ших курсов. Во время практики студенты работают совместно с ку­ратором по плану работы (куратора).

    Результаты работы фиксиру­ются в дневнике наблюдений.

    3. Методические рекомендации

    3.1. Документация

    Требования к документации по педпрактике на 4 и 5 курсе иден­тичны. Документация сдается в 2-недельный срок после окончания практики.

    Требуемая документация:

    — дневник педагогической практики;

    — планы на неделю;

    — отчеты за неделю; ‘

    — календарные и тематические планы;

    — зачетные занятия — тексты, планы;

    — сценарий зачетного мероприятия с оценкой куратора;

    — отчет по НИРС;

    — тетрадь для методиста

    3.2. Примерная форма дневника

    Дневник

    по педагогической практике студента 4 (5) курса отделения психологии

    (ФИО студента)

    Учебный год___________________

    Учебное заведение________________

    Класс (группа)_________________

    ФИО директора (декана) учебного заведения (факультета)

    ФИО зам. директора (зам. декана) по учебной работе

    ФИО методиста-преподавателя психологии

    Сведения о классе (группе):

    Куратор ______________________

    Расписание уроков по сменам.

    Расписание звонков.

    Список учащихся (студентов).

    Схема ведения дневника

    Дата,

    Форма организации

    Этапы

    Содержание занятия____________________________

    Примечания

    3.3. Примерная форма индивидуального плана работы студента

    Содержание работы

    Срок выполнения

    Отметки

    Примечания

    1 Организационная работа.

    1. Знакомство с работой методиста-преподавателя психологии образовательного учреждения;

    — ознакомление с оформлением, оборудованием, оснащением кабинета психологии;

    — изучение документации (журнала, поурочных и тематических планов и т.д.).___________________________________

    2 Учебная работа.

    — консультация методиста — преподавателя психологии по составлению поурочных планов;

    — подготовка к урокам и т.д._____________________________

    3 Внеаудиторная работа.

    — посещение классного (кураторского) часа;

    — проведение внеклассного мероприятия и т.д._____________________________________

    Индивидуальный план составляется на основе плана методиста-преподавателя психологии образовательного учреждения и заверяется руководителем практики из числа преподавателей кафедры.

    3.4. Схема составления календарно-тематического, поурочного планов, плана-конспекта уроков

    Схема составления календарно-тематического плана

    Тема Количество часов

    Форма

    Наглядные

    Методы

    Задания для (вопросы) занятий пособия, обучения

    СРС

    аудивизуальные ________________________средства_________________

    Схема составления поурочного плана

    Тема

    Форма занятий

    Основные вопросы

    Литература

    Задания для СРС

    Ключевые понятия_________

    Схема составления плана-конспекта урока

    1. Тема:

    2. Цели урока:

    а) образовательная

    б) развивающая

    в) воспитательная.

    3. Оборудование:

    4. План и содержание урока по этапам.

    3.5.Схема тетради для методиста

    Тема Дата Форма Этапы Цели Со- Анализ и занятия урока урока держа- замечание ____________________________________ние методиста^

    3.6. Схема анализа урока

    Вариант 1.

    Дидактический анализ урока

    Организационные компоненты:

    1) соблюдение структуры урока и регламента этапов, взаимосвязь этапов урока;

    2) соответствие урока теме, достижение целей и задач урока;

    3) соответствие урока выбранному типу урока;

    4) соблюдение принципов обучения. Конструктивные компоненты:

    5) правильное и достаточное использование разнообразных методов обу­чения;

    6) правильное и достаточное использование наглядных пособий и аудио­визуальных средств;

    7) особенности содержания урока:

    а) знание и владение учебным материалом;

    б) точность и логичность изложения учебного материала;

    в) соответствие учебного материала возрастным особенностям учащихся;

    г) особенности организации текущего контроля за усвоением знаний;

    д) использование методов активизации учащихся. Психологический анализ урока Особенности поведения учителя. Организаторские качества учителя:

    1) умение поддерживать дисциплину;

    2) умение владеть аудиторией;

    3) техника проведения занятия;

    4) личностные качества (независимость, непринужденность, раскован­ность, умение войти в роль учителя, инициативность, активность).

    Коммуникативные качества учителя:

    5) контакт с аудиторией;

    6) умение вызывать интерес учащихся;

    7) умение руководить группой;

    8) умение разрешать конфликтные ситуации;

    9) умение правильно и чутко реагировать на поведение отдельных уча­щихся;

    10) характеристика невербальных аспектов общения:

    а) мимика (бедная, богатая),

    б) жестикуляция (умеренная, неумеренная, скудная),

    в) пантомимика,

    г) реакции на поведение отдельных учащихся (мгновенная, замедленная),

    д) экстралингвистика,

    е) паралингвистика,

    ж) проксемика;

    11) характеристика вербальных особенностей;

    12) личностные качества (открытость, общительность, тактичность, доб­рожелательность) .

    Вариант 2

    Психологический анализ урока

    Анализ деятельности учителя

    Информационная функция учителя: характеристика подачи информа­ции (точность, логичность, умение выделить главное, доступность, опора на прежний опыт учащихся, связь с другими предметами, с практикой и т.д.), уме­ние прогнозировать усвоение информации школьниками.

    2. Перцептивная функция: умение воспринимать психическое состояние учащихся, за внешними фактами поведения видеть личность школьника.

    3. Коммуникативная функция: стиль общения, педагогический такт, ха­рактеристика речи, экспрессивные качества, умение устанавливать контакты с классом.

    4. Организаторская функция: организация учителем собственной дея­тельности, организация индивидуальной и коллективной познавательной дея­тельности школьников, поддержание дисциплины и порядка на уроке.

    5 Развивающая функция: работа по развитию и формированию приемов и способов умственной деятельности учащихся, работа по формированию лич­ности школьников, коллектива и коллективистических отношений.

    6. Функция контроля; способы контроля усвоения информации учащи­мися, объективность оценок, даваемых учителем, своевременность оценок, раз­нообразие форм оценок, особенности самоконтроля учителя.

    Формы и методы контроля

    В итоговом отчете отражаются следующие моменты:

    — место прохождения практики;

    — руководитель практики;

    — преподаваемый предмет;

    — количество проведённых занятий (с отметкой);

    — количество проведённых зачётных занятий, мероприятий;

    — количество посещенных занятий (однокурсников и преподавате­лей);

    — работа в помощь куратору;

    — работа в помощь психологу-методисту;

    — внеаудиторная работа со студентами;

    — разработанные наглядные пособия, тесты, контрольные задания;

    — отчеты по НИРС (5 курс);

    — отображение отчета в наглядной форме (газета, буклет, альбом).

    4. Литература

    1. Абдуллина Р.А., Загрязкина Н.Н. Педагогическая практика сту­дентов. М., 1989.

    2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М., 1999.

    3. Боярчук В.К. Методика преподавания психологии в вузе. Ростов-на-Дону, 1982.

    4. Весна Е.Б., Киселева О.О. Профессионально-педагогическая практика: учебно-методическое пособие. М., 1999.

    5. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. М.. 1994.

    6. Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения допол­нительной квалификации «преподаватель» (третий уровень выс­шего профессионального образования), М., 1995.

    7. Деловые игры в учебном процессе. М., 1985.

    8. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М., 1988.

    9. Методические указания по педагогической практике для студен­тов 2-3 курсов. Сост. А.Н. Яковлева, В.Я. Давыдова.

    10. Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. М., 1971.

    11. Смолкин A.M. Методы активного обучения. М., 1991. 10. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1999.