Создание предметно-развивающей среды кабинета учителя-дефектолога

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
СРЕДЫ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ
В РАЗВИТИИ.

г.Зеленогорск 2011г.

 Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10 «Теремок»

Учитель-дефектолог

  Юркова О.В.

Предметно-развивающая среда детей с особенностями в развитии.

Нашу группу посещают дети с задержкой психического развития. Дети с задержкой психического развития не являются умственно отсталыми, но в то же время стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики- незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. Основой этих симптомов, как показывают  исследования отечественных ученых, клиницистов и психологов, является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы.

 Неблагоприятные условия жизни и воспитания нарушают их сенсорное развитие, общение с окружающими, а на этой основе задерживается умственное развитие, ущербно формируется личность.

Лейтмотивом выводов отечественных дефектологов является положение:  задержка психического развития детей во всех формах может поддаваться педагогической коррекции в таких педагогических условиях, которые соответствуют состоянию ребенка.

В нашей группе 11 детей. По биологическому возрасту пятеро детей 5-6лет, четверо детей 6-7лет, и двое детей 7-8лет. Опыт работы с детьми нашей группы показал, что особенности психического развития не позволяют им полноценно овладеть программой массового детского сада. Поэтому в работе мы используем программу « Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред.Шевченко С.Г.

7 стр., 3094 слов

2.Проблема возрастной периодизации психического развития в трудах ...

... психического развития ребенка Холл опирался на биогенетический закон, на основе которого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения в индивидуальном развитии основных этапов развития ... создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. При этом действительные факты, которые наблюдались у детей определенного ...

У всех детей нашей группы наблюдается слабость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. Отмечаются периодические колебания внимания, его неустойчивость, недостаточная концентрация на объекте. Диагностика процессов памяти показала недостаточную продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения. Так же при обследовании в начале учебного года отмечался  низкий уровень развития восприятия, что проявлялось в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире, в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, контурных и схематических изображений, особенно если они перечеркнуты, или накладываются друг на друга. Наблюдается несформированность основных мыслительных операций — анализ, синтез, сравнение, обобщение. У троих детей отмечается задержка речевого развития, восемь детей имеют IIIуровень ОНР, и диагноз стертая форма  дизартрии, один ребенок имеет диагноз моторная алалия. Вследствие чего у всех детей отмечаются грубые нарушения всех категорий речи. Это проявляется в отставании формирования фонетико-фонематического, лексико- грамматического строя речи, связной речи.                                  

Учитывая интеллектуальные способности и возможности наших детей, для каждого ребенка определили индивидуальную программу педагогического сопровождения:

по программе «2-3года»занимается один ребенок;

по программе «5-6лет»занимаются четыре человека;

по программе «6-7лет»занимаются шесть человек.

И для того чтобы дети развивались в полном объеме, необходимо создать определенные условия для коррекции отклонений в развитии.

Основные требования к предметно-развивающей среде- это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.

При создании развивающего пространства в своем кабинете, я учитывала все принципы построения предметно-развивающей среды, а так же и то, что ведущий вид деятельности- игровой, поэтому все зоны и пособия оформлены ярко, красочно, доступны для детей. И в соответствии с назначением они создают разный эмоциональный настрой: таинственный, сказочный, загадочный, удивительный, фантастический, что способствует повышению мотивации детей.

В своем кабинете я создала определенные зоны(центры) и придумала необычные названия им.

Центр сенсо-моторного развития.

«В гостях у ежика»

2 стр., 702 слов

Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями ...

... проявляется даже там где дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка. Снижается количество получаемой ребенком информации и изменяется ее качество. 1.Причины нарушения зрения. ... длительное; произвольное, непроизвольное; логическое (осмысленное), механическое; сплошное, выборочное. Следующий процесс памяти - сохранение. С.Л. Рубинштейн рассматривает его как сложный динамический процесс, который ...

Цели:

продолжать учить детей анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее практического решения;

закрепить умение пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач;

развитие целостного восприятия;

развитие объема, концентрации, переключения внимания;

развитие зрительно-тактильных анализаторов;

развитие тонкой моторики пальцев рук;

закрепление знаний о цвете и форме предметов.

Центр занимательной математики

«Считалочка»

Цели:

продолжать развивать познавательные способности детей: умение анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности, связи и отношения, планировать предстоящие действия

расширять и углублять математические представления детей;

закрепление умения пользоваться условными символами (цифрами);

закрепление количественного, порядкового и обратного счета;

решение задач на наглядном материале;

формирование понятий смежные числа;

решение заданий сериационного ряда;

закрепление знаний о геометрических фигурах.

Центр развития речи и обучения грамоте

«Граммотейка»

Цели:

формировать у детей интерес к процессу обучения грамоте;

расширять словарный запас детей;

развитие фонематического слуха;

формирование звукового анализа и синтеза слова;

учить соотносить звук со зрительным образом буквы;

формирование лексико-грмматического строя речи;

развитие связной речи.

«Коврограф»

закрепление образа предмета и буквы;

развитие тонкой моторики;

развитие наглядно-образного мышления.

На занятии по об.грамоте мы выкладываем из ниток изучаемую букву. На занятии по развитию речи работая над лексической темой недели ребенок выкладывает из разных по фактуре и цвету ниток образ предмета.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... Решение данной проблемы обусловило постановку цели данной работы. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявить педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе ... интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них ...

Тактильное панно

«Поляна в лесу»

Цели:

учить производить сравнение предметов по форме и величине, проверяя правильность выбора практическим примериванием;

учить вычленять цвет (форму, величину) как признак, отвлекаясь от назначения предмета и других признаков;

учить соотносить плоскостную и объёмную формы: выбирать объёмные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу;

развитие тактильной чувствительности;

развитие координации руки и глаза;

развитие объема, концентрации, переключения внимания;

формирование операций анализа и синтеза, сравнения;

закрепление знаний о геометрических фигурах.

Подготовкой руки к письму мы занимаемся в

«Школе карандаша»

Работа в этом направлении ведется поэтапно.

Проводим линии.

В начале освоения графических навыков ребенок учится проводить прямые линии разной длины и в разных направлениях: вертикальные, горизонтальные, наклонные. После этого можно потренироваться в проведении изогнутых, волнистых линий. Проводить линии нужно одним движением, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

Более сложное задание – обведение рисунков по контуру. Оно требует от ребенка внимательности и аккуратности. Линии должны проходить точно по контуру, не прерываясь.

Одно из значимых упражнений – раскрашивание картинок. При этом важно не выходить за контуры рисунков.

Выполняем штриховку.

Штриховка- это проведение параллельных линий, не выходящих за контур фигур. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми, ломаными линиями и т.д. Важно следить за тем чтобы штриховые линии были параллельны и не выходили за контур рисунка.

Копируем рисунки.

Копирование рисунков развивает у ребенка полезные графические навыки, произвольное внимание и зрительное восприятие. Начинать копирование нужно с простых фигур и рисунков, а затем переходить к более сложным.

14 стр., 6687 слов

Определении уровня развития наглядных форм мышления у детей 6-7 ...

... процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Формы мышления человека постоянно исторически изменялись .С развитием общества мышление эволюционирует и все более переходит к ... в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок учится вместе ...

Рисуем и пишем по клеточкам.

Перед поступлением в школу ребенок должен уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку. В этом ему помогут упражнения на рисование узоров и срисовывание фигурок по клеточкам, графические диктанты.

Литературный центр

«В гостях у сказки».

Цели:

Создание условий для побуждения речевой активности;

Развивать коммуникативную функцию речи;

Развивать речь;

Формировать умение с помощью взрослого составлять простейший рассказ с использованием образов;

Знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, разыгрывать их по ролям.

Каждый мой день работы с детьми – это поиск. Поиск оригинальных, нестандартных идей. Поиск новых интересных людей. Поиск даёт мне возможность  самораскрытия, раскрытия талантов детей.

Подлинное самораскрытие, помноженное на удовольствие, полученное от общения с детьми, снимает любую усталость, и помогает понять, что моя профессия – это моё призвание!