ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ
СРЕДЫ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ
В РАЗВИТИИ.
г.Зеленогорск 2011г.
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10 «Теремок»
Учитель-дефектолог
Юркова О.В.
Предметно-развивающая среда детей с особенностями в развитии.
Нашу группу посещают дети с задержкой психического развития. Дети с задержкой психического развития не являются умственно отсталыми, но в то же время стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики- незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. Основой этих симптомов, как показывают исследования отечественных ученых, клиницистов и психологов, является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания нарушают их сенсорное развитие, общение с окружающими, а на этой основе задерживается умственное развитие, ущербно формируется личность.
Лейтмотивом выводов отечественных дефектологов является положение: задержка психического развития детей во всех формах может поддаваться педагогической коррекции в таких педагогических условиях, которые соответствуют состоянию ребенка.
В нашей группе 11 детей. По биологическому возрасту пятеро детей 5-6лет, четверо детей 6-7лет, и двое детей 7-8лет. Опыт работы с детьми нашей группы показал, что особенности психического развития не позволяют им полноценно овладеть программой массового детского сада. Поэтому в работе мы используем программу « Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под ред.Шевченко С.Г.
2.Проблема возрастной периодизации психического развития в трудах ...
... психического развития ребенка Холл опирался на биогенетический закон, на основе которого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения в индивидуальном развитии основных этапов развития ... создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. При этом действительные факты, которые наблюдались у детей определенного ...
У всех детей нашей группы наблюдается слабость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. Отмечаются периодические колебания внимания, его неустойчивость, недостаточная концентрация на объекте. Диагностика процессов памяти показала недостаточную продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения. Так же при обследовании в начале учебного года отмечался низкий уровень развития восприятия, что проявлялось в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире, в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, контурных и схематических изображений, особенно если они перечеркнуты, или накладываются друг на друга. Наблюдается несформированность основных мыслительных операций — анализ, синтез, сравнение, обобщение. У троих детей отмечается задержка речевого развития, восемь детей имеют IIIуровень ОНР, и диагноз стертая форма дизартрии, один ребенок имеет диагноз моторная алалия. Вследствие чего у всех детей отмечаются грубые нарушения всех категорий речи. Это проявляется в отставании формирования фонетико-фонематического, лексико- грамматического строя речи, связной речи.
Учитывая интеллектуальные способности и возможности наших детей, для каждого ребенка определили индивидуальную программу педагогического сопровождения:
по программе «2-3года»занимается один ребенок;
по программе «5-6лет»занимаются четыре человека;
по программе «6-7лет»занимаются шесть человек.
И для того чтобы дети развивались в полном объеме, необходимо создать определенные условия для коррекции отклонений в развитии.
Основные требования к предметно-развивающей среде- это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.
При создании развивающего пространства в своем кабинете, я учитывала все принципы построения предметно-развивающей среды, а так же и то, что ведущий вид деятельности- игровой, поэтому все зоны и пособия оформлены ярко, красочно, доступны для детей. И в соответствии с назначением они создают разный эмоциональный настрой: таинственный, сказочный, загадочный, удивительный, фантастический, что способствует повышению мотивации детей.
В своем кабинете я создала определенные зоны(центры) и придумала необычные названия им.
Центр сенсо-моторного развития.
«В гостях у ежика»
Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями ...
... проявляется даже там где дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка. Снижается количество получаемой ребенком информации и изменяется ее качество. 1.Причины нарушения зрения. ... длительное; произвольное, непроизвольное; логическое (осмысленное), механическое; сплошное, выборочное. Следующий процесс памяти - сохранение. С.Л. Рубинштейн рассматривает его как сложный динамический процесс, который ...
Цели:
продолжать учить детей анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее практического решения;
закрепить умение пользоваться методом проб как основным методом решения проблемно-практических задач;
развитие целостного восприятия;
развитие объема, концентрации, переключения внимания;
развитие зрительно-тактильных анализаторов;
развитие тонкой моторики пальцев рук;
закрепление знаний о цвете и форме предметов.
Центр занимательной математики
«Считалочка»
Цели:
продолжать развивать познавательные способности детей: умение анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности, связи и отношения, планировать предстоящие действия
расширять и углублять математические представления детей;
закрепление умения пользоваться условными символами (цифрами);
закрепление количественного, порядкового и обратного счета;
решение задач на наглядном материале;
формирование понятий смежные числа;
решение заданий сериационного ряда;
закрепление знаний о геометрических фигурах.
Центр развития речи и обучения грамоте
«Граммотейка»
Цели:
формировать у детей интерес к процессу обучения грамоте;
расширять словарный запас детей;
развитие фонематического слуха;
формирование звукового анализа и синтеза слова;
учить соотносить звук со зрительным образом буквы;
формирование лексико-грмматического строя речи;
развитие связной речи.
«Коврограф»
закрепление образа предмета и буквы;
развитие тонкой моторики;
развитие наглядно-образного мышления.
На занятии по об.грамоте мы выкладываем из ниток изучаемую букву. На занятии по развитию речи работая над лексической темой недели ребенок выкладывает из разных по фактуре и цвету ниток образ предмета.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... Решение данной проблемы обусловило постановку цели данной работы. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выявить педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе ... интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них ...
Тактильное панно
«Поляна в лесу»
Цели:
учить производить сравнение предметов по форме и величине, проверяя правильность выбора практическим примериванием;
учить вычленять цвет (форму, величину) как признак, отвлекаясь от назначения предмета и других признаков;
учить соотносить плоскостную и объёмную формы: выбирать объёмные формы по плоскостному образцу, плоскостные формы по объемному образцу;
развитие тактильной чувствительности;
развитие координации руки и глаза;
развитие объема, концентрации, переключения внимания;
формирование операций анализа и синтеза, сравнения;
закрепление знаний о геометрических фигурах.
Подготовкой руки к письму мы занимаемся в
«Школе карандаша»
Работа в этом направлении ведется поэтапно.
Проводим линии.
В начале освоения графических навыков ребенок учится проводить прямые линии разной длины и в разных направлениях: вертикальные, горизонтальные, наклонные. После этого можно потренироваться в проведении изогнутых, волнистых линий. Проводить линии нужно одним движением, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
Более сложное задание – обведение рисунков по контуру. Оно требует от ребенка внимательности и аккуратности. Линии должны проходить точно по контуру, не прерываясь.
Одно из значимых упражнений – раскрашивание картинок. При этом важно не выходить за контуры рисунков.
Выполняем штриховку.
Штриховка- это проведение параллельных линий, не выходящих за контур фигур. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми, ломаными линиями и т.д. Важно следить за тем чтобы штриховые линии были параллельны и не выходили за контур рисунка.
Копируем рисунки.
Копирование рисунков развивает у ребенка полезные графические навыки, произвольное внимание и зрительное восприятие. Начинать копирование нужно с простых фигур и рисунков, а затем переходить к более сложным.
Определении уровня развития наглядных форм мышления у детей 6-7 ...
... процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Формы мышления человека постоянно исторически изменялись .С развитием общества мышление эволюционирует и все более переходит к ... в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок учится вместе ...
Рисуем и пишем по клеточкам.
Перед поступлением в школу ребенок должен уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку. В этом ему помогут упражнения на рисование узоров и срисовывание фигурок по клеточкам, графические диктанты.
Литературный центр
«В гостях у сказки».
Цели:
Создание условий для побуждения речевой активности;
Развивать коммуникативную функцию речи;
Развивать речь;
Формировать умение с помощью взрослого составлять простейший рассказ с использованием образов;
Знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, разыгрывать их по ролям.
Каждый мой день работы с детьми – это поиск. Поиск оригинальных, нестандартных идей. Поиск новых интересных людей. Поиск даёт мне возможность самораскрытия, раскрытия талантов детей.
Подлинное самораскрытие, помноженное на удовольствие, полученное от общения с детьми, снимает любую усталость, и помогает понять, что моя профессия – это моё призвание!