ОТВЕТЫ.
Тема: Введение в социальную психологию.
1).
Место социальной психологии в системе научного знания. Социальная психология как наука, круг ее проблем.
2).
Особенности методов социально-психологического исследования.
Социометрический метод исследования групп
Можно быть хорошим учеником и не пользоваться симпатией товарищей, можно быть среди самых недисциплинированных в классе и оказаться для многих желанным товарищем. Симпатия, эмоциональные предпочтения — фактор существенно важный для понимания скрытой картины групповой дифференциации.
Американским психологом Дж. Моренó был предложен способ выявления межличностных предпочтений в группах и техника фиксирования эмоциональных предпочтений, которая была им названа социометрией. С помощью социометрии можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрия широко используется для выявления симпатий или антипатий между членами группы, которые сами могут не осознавать этих отношений и не отдавать себе отчета в их наличии или отсутствии. Социометрический метод весьма оперативен, его результаты могут быть математически обработаны и графически выражены (социометрическую карту групповой дифференциации см. на рис.).
В основу социометрического приема положен «лобовой» вопрос: «С кем бы ты хотел?..» Он может быть отнесен к любой сфере человеческих взаимоотношений: с кем бы ты хотел сидеть за одной партой, отдыхать, развлекаться, работать и т.п. Как правило, предлагаются два направления выбора — в области совместного труда и в области развлечений. Дальнейший анализ выборов при занесении их на матрицу выбора показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие социометрических «звезд» (которых выбирает большинство), «изолированных» (от которых все отказываются) и всю иерархию промежуточных звеньев между этими полосами.
Рис.
Карта групповой дифференциации школьного класса (по Я.Л. Коломинскому).
Девочки обозначены кружками, мальчики — треугольниками
Любую группу можно интерпретировать как коммуникативную сеть, возникающую в процессе взаимодействия ее членов. Однако социометрический анализ может дать лишь самое общее описание этой сети коммуникаций. Он никак не продвигает к пониманию того, почему в одних общностях индивид оказывается противопоставленным группе, а в других этих разрывов в коммуникативной сети не обнаруживается.
Степени исправления осужденных, отбывающих наказание, и их влияние ...
... что попытки исследовать на монографическом уровне сущность данной проблемы, основывая организацию исправительного процесса на типологии осужденных, до сих пор в Республике Беларусь не предпринимались. Практика ...
Тема: Социально-психологическая характеристика группы.
1).
Понятие о группе. Социально-психологическая характеристика группы.
2).
Социально-психологическая характеристика индивида в группе.
3).Виды групп: классификации групп по Г.М. Андреевой, по А.В. Петровскому. Классификация групп
Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы — обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения.
Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же — организованные, длительно существующие группы, — подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа.
Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся.
Наиболее распространенными являются следующие классификации. Каждая из этих классификаций задает некоторую дихотомию.
По количеству членов — 2) большие и малые
По происхождению – 1) лабораторные и естественные
По наличию юридической фиксации отношений — 3) «формальные» и «неформальные»
По значимости для человека — 4) «группы членства» и «референтные группы»
1) Малая группа— это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Количественные признаки малой группы — ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиямии целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое. Большие группы – группы, в которых члены группы не имеют возможности непосредственного контакта, т. к. количество её членов достаточно велико (партии, социальные классы, коллективы больших предприятий).
Группы социального риска в современном российском обществе
... зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей "группы риска". В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает ... общности людей, как элементы общества, составляют в целом - социальную группу риска, т.е. группу, находящуюся под непосредственным воздействием совокупности рискогенных неблагоприятных факторов. В ...
2) Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственныеили лабораторные, специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя, складывающиеся в процессе жизни.
3) Формальная группа – группа, в которой отношения зафиксированы в документах, юридически. В ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами; в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Отношения внутри неё юридически не фиксированы. Неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп.
4) Третья классификация разводит так называемые группы членства и референтные группы. Группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, назвали референтными группами. Референтная группа нужна индивиду или как эталон для сравнения своего поведения с ней, или для нормативной оценки его. Т.е. референтная группа – это значимая для человека группа. Группа членства – это группа, членом которой является индивид. Группа членства может не являться для индивида референтной, а может одновременно и быть ею.
В настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина «референтная группа»: иногда как группа, противостоящая группе членства, иногда как группа, возникающая внутри группы членства. В этом втором случае референтная группа определяется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из состава реальной группы как особо значимых для индивида.
Проблематика референтных групп ждет еще своего дальнейшем развития, т.к. пока всё остается на уровне констатации того, какая группа является для индивида референтной, но нет объяснения, почему именно — она.
Типология групп по А.В. Петровскому
Типология групп в зависимости от соотношения социальной направленности (просоциальной «+» или асоциальной «-») и степени опосредствованности межличностных отношений совместной деятельностью.
1 – коллектив
2 – просоциальная ассоциация
3 – корпорация
4 – асоциальная ассоциация
5 – диффузная группа
(+)
А
Фигура 2 Фигура 1
Фигура 5
С
Фигура 4 Фигура 3
В (-)
Фигура, обозначенная 1, несет на себе необходимые признаки коллектива,отвечающие требованиям общественного прогресса. Высокая социальная значимость факторов в максимальной степени определяет и опосредствует межличностные отношения, делает коллектив высокосплоченным.
Фигура 2представляет общность, где высокий уровень развития социальных ценностей лишь в очень слабой мере опосредствует групповые процессы. Возможно, это только что созданная группа с далеко еще не сложившейся совместной деятельностью. Здесь успех одного человека не определяет успешности деятельности других, и неудача одного не влияет на результаты другого. Нравственные ценности в такой группе функционируют, но они не отработаны в процессе общения и совместного труда, а привнесены из широкой социальной среды. Их дальнейшая судьба зависит от того, будет ли налажена коллективная деятельность, которая их повседневно созидает и укрепляет. Это просоциальная ассоциация.
Фигура 3представляет группу, где налицо высокий уровень опосредствования взаимоотношений индивидов, но факторы, которые их опосредствуют, являются глубоко реакционными, враждебными социальному прогрессу. Позицию рассматриваемой фигуры может занять любая антиобщественная корпорация.
Фигура 4показывает общность, где взаимоотношения людей фактически не опосредствуются общими факторами совместной деятельности, а обнаруживают зависимость от асоциальных взглядов и представлений. Это асоциальная ассоциация.
Наконец, фигура 5 представляет типичную диффузную группу, где на нулевой отметке оказываются и социальная ценность опосредствующих факторов, и степень их выраженности в системе межличностного взаимодействия. Такова, например, собранная из случайных людей экспериментальная группа, которой предлагают незначимые в социальном отношении задания.
Итак, выделяется пять крайних позиций (при бесконечном числе промежуточных положений, в которых может находиться каждая конкретная группа), характеризующих соответственно наиболее выраженные уровни группового развития:
1. Максимальная степень опосредствованности и максимальная социальная ценность факторов деятельности, опосредствующих межличностные отношения. Это — коллектив (к примеру, коллектив сотрудников университета).
2. Минимальная степень опосредствования при максимально просоциальных факторах, которые могли бы опосредствовать межличностные отношения, если бы в группе была соответствующая совместная деятельность. Это — просоциальная ассоциация (к примеру, компания студентов 1 курса).
3. Отсутствие опосредствования, обусловленное отсутствием совместной деятельности. Это — диффузная группа (к примеру, пассажиры автобуса или больные в общей палате).
4. Минимальная степень опосредствования межличностных отношений какой-либо совместной деятельностью при максимально асоциальных опосредствующих факторах (к примеру, группа хулиганствующих подростков).
Это — асоциальная ассоциация.
5. Максимальная степень опосредствования деятельностью и максимальный антиобщественный, реакционный характер опосредствующих факторов. Это — корпорация (к примеру, мафия, террористическая организация, секта).
Осуществление совместной социальной ценной и личностно значимой деятельности обеспечивает становление коллективистских взаимоотношений, снятие противоречий между индивидуальным и коллективным. В процессе такой деятельности возникают особые феномены межличностных отношений, которые не могут быть зафиксированы в других условиях, появляется коллективность как особое качество развития группы. Именно коллектив воплощает ту зависимость личности от общества, при которой она становится свободной.
Тема: Социально-психологическая характеристика группы.
Возникновение и развитие малой группы
Причины возникновения малой формальной группы лежат вне ее, в более широкой социальной системе, и носят преимущественно социально-психологический характер, но наполнение малой формальной группы конкретными людьми зависит от их личных предпочтений, основывающихся на социальных и психологических факторах, в частности, на стремлении людей к удовлетворению потребностей, которые не могут быть удовлетворены в одиночку. Помимо частных потребностей, присущих данной ситуации, они удовлетворяют общие потребности, такие, как потребность во власти, принадлежности к обществу, в признании и уважении, самореализации, безопасности.
Неформальные малые группы возникают стихийно, и причины их возникновения преимущественно психологического характера: стремление индивидов к удовлетворению потребностей, связанных со сферой человеческого общения.
Одна из моделей группообразования содержится в параметрической концепции коллектива, предложенной Л.И. Уманским. В ее основе — ряд параметров, важных с точки зрения автора для достижения группой высшей ступени развития (ценностная направленность группы, организационное и социально-психологическое единство группы, компетентность ее членов в достижении групповых целей).
Этапы характеризуют уровень развития группы с точки зрения данных параметров
Асоциальная направленность Просоциальная направленность
Антиколлектив Конгломерат Номинальная Группа- Группа- Группа- Коллектив
группа ассо- коопе- автономи-
циация рация зация
Точка, с которой начинается групповое развитие, находится в середине 2 отрезка и называется «конгломерат». Под этим термином понимается совокупность незнакомых друг с другом людей. Далее развитие группы может происходить в обоих направлениях. Направление задает общая ценностная направленность группы. В случае просоциальной ориентации группа начинает развиваться вверх: через ряд стадий к высшей точке, коллективу: в случае асоциальной направленности — к антиколлективу. Общая характеристика каждой стадии такова.
Номинальная группа: формальная группа, имеющая название, внешне заданные цель и структуру. Пока только это и объединяет членов группы.
Группа-ассоциация: заданные извне цели, способы и виды деятельности приняты членами группы. Возникает первичная межличностная интеграция.
Группа-кооперация: стадия, на которой группа функционирует, в основном, в «инструментальной плоскости». Хорошо развита структура деловых отношений; члены группы ориентированы на сотрудничество в решении целевых вопросов.
Группа-автономия: группа ориентирована на экспрессивную сферу. Формируется чувство «Мы», групповые эталоны и нормы. Группа ориентирована на себя, свои внутренние отношения. Возможно гипертрофированное развитие черт автономии, что приводит к своеобразному «закукливанию» группы, ее переориентации с общественно значимых целей на собственно групповые. Это препятствует ее дальнейшему развитию.
Группа-коллектив: высшая стадия развития группы. Широкая кооперация с другими социальными группами; внутренняя сплоченность, кооперативность в инструментальной сфере.
Ещё одна модель группового развития – в другой отечественной концепции развития группы — стратометрической теории коллектива А. В. Петровского. (См. классификацию групп по А.В. Петровскому)
В западной социальной психологии широко распространены двухмерные модели развития группы. В этих моделях выделяются две основные сферы жизнедеятельности группы: сфера деловой активности и сфера эмоциональной активности.
Наиболее известной из подобных моделей является модель развития группы, разработанная американским психологом Б. Такменом. Согласно данной модели в каждой из указанных выше сфер группа проходит четыре сменяющих друг друга этапа. В сфере деловой активности:
1) стадия «ориентировки в задаче», поиск членами группы оптимального способа решения задачи,
2) стадия «эмоционального ответа на требования задачи». На этой стадии члены группы начинают противодействовать требованиям задачи из-за несовпадения этих требований с их личными намерениями,
3) стадия информационного обмена, позволяющего членам группы лучше понять намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации,
4) стадия «принятия решений»
В сфере эмоциональной активности Такмен выделяет:
1) стадию «проверки и зависимости», связанную с ориентировкой членов группы в характере действий друг друга и поиском взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;
2) стадию «внутреннего конфликта», характеризующуюся нарушением взаимодействия между членами группы;
3) стадию развития групповой сплоченности, на которой достигается гармонизация отношений, исчезают межличностные конфликты;
4) стадию «функционально-ролевой» соотнесенности, связанную с образованием ролевой структуры группы.
Обе сферы групповой активности связаны и взаимно влияют друг на друга.
Тема: Нормативное поведение в группе
5. Нормативное поведение. Конформное поведение. Конформность. Факторы, повышающие конформность человека.
6. Изучение влияния большинства группы на меньшинство (эксперименты С.Аша, Р. Кратфилда).
3).
Влияние меньшинства на большинство (эксперименты С. Московичи).
Сравнительная характеристика влияния меньшинства и влияния большинства.
Влияние группового меньшинства на большинство
Первое строгое эмпирическое доказательство влияния меньшинства на большинство было получено в экспериментах С. Московичи, в которых участвовали группы испытуемых из 6 человек (двух «сообщников» экспериментатора и четырех «наивных» субъектов).
Испытуемым предъявлялся тест цветового восприятия будто бы с целью установления их перцептивной компетентности. Участникам эксперимента демонстрировались слайды голубого цвета, но «сообщники» экспериментатора при каждом предъявлении упорно называли зеленый цвет. Это повлияло на мнение остальных: в экспериментальной группе около 9% выборов относилось к зеленому цвету, в контрольной группе подобных выборов практически не было.
Согласно концепции «активного меньшинства», предложенной С. Московичи, конформность может быть рассмотрена как форма переговоров между индивидом (меньшинством) и группой (большинством), включенным в конфликт по поводу определения некоторой реальности. Наряду с принятием меньшинством мнения группы возможен и другой исход данного конфликта: принятие большинством или его частью мнения меньшинства.
Однако характер влияния большинства и меньшинства различен. Большинство навязывает мнение как некоторую норму, и сдвиг индивидуальной точки зрения в сторону позиции большинства происходит на самых ранних этапах принятия решения. Меньшинство из-за малости давить нормой не может, оно приглашает каждого члена группы к поиску, как правило, это происходит в середине процесса обсуждения проблемы. В этом случае возрастает вероятность найти новые неожиданные решения, которые могут оказаться эффективнее предыдущих.
Влияние меньшинства обусловлено стилем его поведения: устойчивостью в проведении своего мнения, уверенностью в своей правоте, аргументированностью.
Меньшинство, твердо стоящее на своих позициях, более влиятельно, чем меньшинство колеблющееся. Серж Московичи и его помощники (Moscovici & others, 1969, 1985) обнаружили, что, если меньшинство постоянно называет голубые полоски зелеными, представители большинства эпизодически соглашаются сэтим. Но если меньшинство колеблется, называя «голубыми» 1/3 часть голубых полосок и 2/3 «зелеными» — остальные (практически никто из большинства) никогда не назовут их «зелеными».
Природа влияния меньшинства все еще остается предметом споров (Clark & Maass, 1990; Levine & Russo, 1987).
Московичи полагает, что следование меньшинства за большинством означает просто публичную уступку, а следование большинства за меньшинством отражает истинное одобрение — действительное восприятие голубой полоски как зеленой. Людям может просто не нравиться публично обнаруживать свою связь с отклоняющимися взглядами меньшинства (Wood & others, 1994).
Большинство, кроме того, обычно побуждает нас использовать эвристическое правило для выяснения истины («все эти умники не могут ошибаться»), в то время как меньшинство влияет на нас, заставляя более глубоко задуматься (Burnstein & Kitayama, 1989; Mackie, 1987).
Таким образом, для влияния меньшинства более вероятен аналитический прямой способ убеждения.
Когда Шарлан Немет (Charlan Nemeth, 1979) подсаживала меньшинство из двух человек в имитированное жюри присяжных, и эти двое оспаривали мнение большинства, их неизменно не любили. Тем не менее, большинство признавало, что именно последовательность в возражениях этого дуэта больше, чем что бы то ни было, заставляла группу еще раз обдумать свою позицию.
Поступая подобным образом, меньшинство может стимулировать творческое мышление (Mucchi-Faina & others, 1991; Peterson & Nemeth, in press).
Столкнувшись с разногласиями внутри своей собственной группы, люди ищут дополнительную информацию, обдумывают ее с новой точки зрения и зачастую принимают более удачное решение.
Тема: Нормативное поведение в группе
4).
Проблема групповой сплочённости.
ПРОБЛЕМА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЁННОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Как ЦОЕ (ценностно-ориентационное единство)
В отечественной социальной психологии новые принципы исследования сплоченности разработаны А.В. Петровским. Сплоченность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связаны с этой деятельностью. Это отличие сплоченности от совместимости подразумевает понимание сущности сплоченности в рамках принципа деятельности.
Существенным моментом при этом выступает то обстоятельство, что развитие сплоченности осуществляется не за счет развития лишь коммуникативной практики (как, скажем, это было у Ньюкома), но на основе совместной деятельности. Кроме того, единство группы, выраженное в единстве ценностных ориентации членов группы, интерпретируется не просто как сходство этих ориентаций, но и как воплощение этого сходства в ткань практических действий членов группы. Таким образом, в практике исследования сплоченность должна быть проанализирована и как совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, и как своего рода «деятельностное воплощение» этого совпадения (ЦОЕ).
Эксперимент А.И. Донцова, проведенный в 14 московских средних школах, имел целью выявить, как в работе учителей совпадают представления о ценности деятельности с реальным воплощением их в повседневной практике преподавания и воспитания. Выявлялись два пласта сплоченности: сплоченность, демонстрируемая при оценке «эталонного» ученика, и сплоченность, демонстрируемая при оценке реальных учеников. В результате исследования был получен вывод, что общность оценок реальных учеников, данная учителями одной школы, выше, чем согласованность их представлений об эталоне ученика, т.е. сплоченность в реальной деятельности оказалась выше, чем сплоченность, регистрируемая лишь как совпадение мнений (ибо отношением к эталону может быть только мнение, но не реальная деятельность).
Вторая часть исследования дала довольно любопытный результат. Когда оцениванию подвергались не ученики, а коллеги-учителя, то единство ценностных представлений оказалось выше в том случае, когда речь шла именно об эталоне учителя, и ниже, когда давались оценки реальным коллегам. Интерпретация этого факта снова подтверждает основной принцип: конкретным предметом деятельности учителя не является другой учитель — коллега, поэтому оценивание его, а значит, и совпадение такого рода ценностей не есть параметр непосредственной конкретной деятельности данной группы. Напротив, эталонный коллега в большей степени оказался ценностью, включенной в непосредственную практику работы учителя. (Образ такого «эталонного» коллеги возникает, например, на различных методических конференциях, собраниях «предметников».) Таким образом, была подтверждена гипотеза исследования о том, что действительная интеграция группы (а, следовательно, и ее сплоченность) осуществляется прежде всего в ходе совместной деятельности (Донцов, 1979).
В ходе развития группа не просто продуцирует некоторые нормы и ценности, а члены ее не просто усваивают их. Осуществляется гораздо более глубокая интеграция группы, когда ценности о предметной деятельности группы все в большей степени разделяются отдельными индивидами, не потому, что они им больше или меньше «нравятся», а потому, что индивиды включены в саму их совместную деятельность. Деятельность же эта становится столь значимой в жизни каждого члена группы, что он принимает ее ценности не под влиянием развития коммуникаций, убеждения, но самим фактом своего все более полного и активного включения в деятельность группы. Главной детерминантой образования группы в психологическом значении этого слова выступает совместная деятельность. Она есть, таким образом, не только внешне заданное условие существования данной группы, но и внутреннее основание ее существования.