58. Социальные, гносеологические, психологические предпосылки возникновения религиозных представлений и учений. Теология и религиозная философия, их соотношение. Плюрализм религиозных учений, причины и истоки.
Социальные, гносеологические и психологические предпосылки возникновения религиозных представлений и учений.
Гносеология – теория познания – раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания.
Религия – специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных.
Возникновение религии в первобытном обществе связано, во-первых, с бессилием человека перед силами природы, когда человек стал осознавать наличие господствующих над ним причинно-следственных связей в природе и в общественной жизни. Будучи не в состоянии понять и правильно объяснить их действия, он стал наделять эти причинно-следственные связи сверхъестественными свойствами, чтобы хотя бы иллюзорно обрести способность повлиять в нужном ему направлении на эти стихийные общественные и природные силы (психологические и социальные причины).
Возникновение религии имеет также гносеологические корни: со временем мышление человека стало оперировать более абстрактными понятиями, типа «человек» вообще, «зверь» вообще, «добро», «зло» и т.д., что создало предпосылки формирования понятий не только о реальных предметах и свойствах, но и о предметах и свойствах нереальных, иллюзорных, вымышленных.
Кроме того, в обществе начинают появляться такие слои, группы, классы, которые оказываются просто заинтересованными в распространении влияния религии с ее культами иерархического подчинения на широкие массы людей, как духовно-психологического средства воздействия на их сознание, а через сознание и на их общественное поведение, действия (социальная причина).
Причем последняя причина сыграла в становлении и последующем распространении тех или иных религий в целом решающую роль. Тогда как первые два пункта – лишь необходимые условия и предпосылки для возникновения и их распространения (в этом ведущий ценностный аспект религии: она стала необходимой для кого-то и для чего-то).
Сектантство как социальная проблема. Организация социальной помощи ...
... нормам сложившихся социальных структур, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность). Религиозная организация - это люди, собравшиеся вместе, чтобы исповедовать свою религию, и ... по реабилитации людей, страдающих наркотической зависимостью. Наркотическая зависимость там подменяется психологической зависимостью от организации, а пациенты в этих «реабилитационных центрах» становятся ...
Теология и религиозная философия, их соотношение.
Теология – систематизация вероучения христианской религии. Теологии присущи крайний догматизм, авторитарность и схоластичность (схоластика – средневековая «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение).
Теология – богословие, учение о Боге. В отличие от религиозной философии, это система догм христианского вероучения. Высказывается о сущности мира и человека.
Религиозная философия – более общее понятие, нежели теология, теория познания, логика религии, философия религии. Рассматривает вопросы о сущности и значимости религии. Истоки религиозной философии восходят к 17-ому веку. В 17-18 веках звучала в унисон с теологией. С 19-ого века (во времена Шопенгауэра, Фейербаха) – резкая критика христианства (например, Ницше).
С 20-ого века религиозная философия все чаще обращается от вопроса о значимости религии к ее сущности.
Плюрализм религиозных учений, причины и истоки.
Плюрализм (лат. множественный) – концепция, противоположная монизму, по которой все существующее состоит из множества равнозначных, изолированных сущностей, не сводимых к единому.
1. Одной из главных особенностей религии, как формы общественного сознания является стремление к догматизму. Откуда вытекает частое взаимоотрицание друг друга множества различных религий.
2. Во многом религия-отражение моральных норм, образа жизни, традиций и взаимоотношений между людьми. Что также является одной из причин плюрализма религиозных учений (например, разное отношение к женщине в христианстве и исламе, отношение к старшим и т.д.).
3. Еще одна из причин, что религия – путь к контролю над общественным сознанием, что обуславливает стремление разных слоев, групп людей к власти через установление господства выгодной для них религии.