25. Социальное пространство воспитательного процесса. Семья в социальном пространстве

1.Воспитательный процесс конструируется, разворачивается или реализуется в социуме. Социальное пространство – совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием в образе слов, действий, поступков, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля. Разнообразие социальных отношений содержит в себе исторический опыт, зафиксированный в традициях, материальных ценностях, включая достижения общечеловеческих ценностей. Это все создает социальную ситуацию развития человека. Для каждого человеческого социума ситуация имеет свой индивидуальный вариант. В социуме, предназначенном для жизненного пространства, человек утверждает свое «Я». Функционируя как социальное существо и в этом обретая свою социальную сущность. Социум оказывает формирование и развивает влияние на человека, через слагаемые социального пространства. Слагаемыми социального пространства можно назвать семью, детский суд, школу и т.д. Малыш – семейное пространство Дошкольник – детский сад Школьник – школа, секции Ранняя юность – жизненная позиция, человек видит себя, выявляет свои положительные и отрицательные качества, либидо. Социальное пространство разворачивает широкий спектр социальных отношений через присутствие ребенка в различных социальных группах (улица, транспорт, образовательные учреждения, радио, телевидение, кино, книги).

Социальное пространство ребенка расширяется за счет путешествий. 2.Коллектив (н.20 в. Толстой) – круг школ. Коллектив – группа людей, имеющая общие общественные и личностные цели, их совместная деятельность организуется для их достижения. Объединяя единство цели и деятельности члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов коллектива и одиночной ответственности перед ним. Каждый коллектив имеет свои органы управления, исходя из этого вытекают признаки коллектива:   1) наличие общественно-личностных значимых целей 2) включение членов коллектива в разнообразные социальные деятельности 3) организация совместной деятельности 4) система, практическая связь коллектива с обществом 5) наличие традиций и перспектив 6) атмосфера взаимопонимания, доверия и требовательности 7) развитие критики и самокритики 8) сознательная дисциплина  

Функции коллектива: 1) организационная – коллектив – субъект управления своей общественно-полезной деятельности 2) воспитательная – коллектив – носитель и пропагандист определенного убеждения 3) стимулирующая – коллектив способствует формированию нравственно-ценностных символов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов на взаимоотношениях в коллективе Последнее 10-летие коллектив – группа людей высокого уровня развития отличающаяся строгостью, интеграцией деятельности, коллективной направленностью.

13 стр., 6440 слов

Деятельность социального педагога в ДОУ

... поведение и деятельность детей и взрослых, содействует интеграции педагогических потенциалов всех социальных институтов микрорайона -- семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой ... Среды социального развития ребенка путем: * повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития; * вовлечения в образовательное пространство ...

Особый вклад в разработку понятия коллектива внес А.С. Макаренко: коллектив – живой социальный коллектив, в котором развитое движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти. Коллектив по отношению к каждому его члену – инструмент прикосновения к личности. Отношения между личностью и коллективом: 1) конформизм – добровольное подчинение нормам, правилам, принятым в этом коллективе 2) гармония – ценности каждого типа коллектива совпадают с ценностями, принятыми у всех членов этого коллектива 3) конформализм – редко встречаемая модель отношений, в которой 1 личность пытается подчинить себе всех членов коллектива

Процесс развития личности и коллектива тесно связаны. Развитие личности зависит от развития коллектива, с другой стороны активность воспитанников, уровень физического и умственного развития, их возможности, способности обусловлены воспитанием в силу и воздействия коллектива. В конечном итоге коллективные отношения выражаются тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они испытывают свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. 3.Главный институт воспитания – семья. В современной педагогической литературе семья – социальный воспитательный коллектив, т.к. все изменения, которые происходят в обществе, обязательно находят свое отражение в семье. Жизнь семьи характеризуется личной стороной отношений и каждый этап в ее развитии связан с выполнением определенных функций: 1) хозяйственно-экономическая – ведение хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых услуг, забота о нетрудоспособных ее членах 2) репродуктивная – рождение и воспитание, подготовка их к жизни в обществе. Эта функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода 3) воспитательная – создание условий для личностного роста, формирования и развития детей, передача им социального и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей, создание здорового нравственно-психологического климата и стиля благоприятных семейных взаимоотношений, оказание психологической поддержки каждому члену семьи 4) коммуникативная – организация внутреннего общения, взаимосвязь семьи с другими людьми, другими семьями и социальными группами 5) рекреативная – организация досуга, развлечение детей, создание условий для занятия физкультурой и спортом, сохранение и укрепление здоровья каждого члена семьи 6) организация первичной социализации – обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культура страны, обучение нравственным нормам, традициям народа.

Семья – это малая группа общества, члены которого связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, моральной ответственностью. Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная задача семейного воспитания – подготовка детей к жизни, усвоение детьми знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования «Я» в условиях семьи. Цели, средства семейного воспитания обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития. Семейное воспитание обычно строится на основании идеологии, морали, системы взаимоотношений того социального строя, к которому относится семья. Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей. Слагаемыми культуры родителей являются конкретные знания по педагогике, психологии, медицине, физиологии, этике, праву.  

21 стр., 10141 слов

Восприятие семьи и семейных отношений детьми дошкольного возраста

... благополучия и воспитания личности старшего дошкольника взаимосвязаны с типами семейных взаимоотношений и его восприятием семьи. Методический инструментарий: 1. Методика «PARI» предназначена для изучения типов отношения родителей к ребенку. (Е.С. ...

Методы семейного воспитания: 1) показание образца 2) создание положительного отношения к форме поведения, которой следует добиваться 3) демонстрация преимуществ данной формы поведения 4) предупреждение нарушения поведения ребенком  5) контроль за действиями 6) стимулирование самоконтроля 7) организация практической деятельности 8) убеждение и разъяснение нравственности, правовых норм и категорий (анализ конкретной жизненной ситуации, обсуждение вместе с ребенком конкретного поступка, личный пример родителей, праведный гнев как средство убеждения).

9) Поощрение как способ стимулирования желаемого поведения ребенка  10) Наказание 4.Признаки: 1) по количеству детей: • Бездетные • Однодетные • Малодетные • Многодетные 2) по числу поколений • Однопоколенные • Двухпоколенные • Межпоколенные 3) по признакам полноты • Полные • Неполные • Внебрачные 4) по характеру взаимоотношений • идеальные • средние • негативные 5) по устойчивости семейных отношений • гармоничные • распадающиеся • распавшиеся • неполные 6) по уровню благополучия • благополучные • неблагополучные 7) по типу отношений в семье между взрослыми и детьми, а такде по степени их напряженности и последствию влияния на детей: • семьи, уважающие детей – отношения между родителями и детьми характеризуется порядочностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях • отзывчивые – отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует дистанция. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители решают что нужно детям • материально ориентированные – главное внимание на материальное благополучие. Дети приучены смотреть на жизнь прагматично, стараются видеть выгоду для себя. Детей заставляют хорошо учиться, но только для поступления в ВУЗ. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано взрослеют, но отношения с родителями лишаются духовной основы, могут развиваться непредсказуемо  • враждебные семьи – детям плохо, присутствует неуважение, недоверие, слежка, телесные наказания, дети растут скрытыми, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят со сверстниками, могут уходить из семьи • антисоциальные семьи – временное пристанище для детей. Родители ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожаю друг другу, пьянствуют, воруют, дерутся.

Особенности, характеризующие современную семью: 1) расслоение общества на богатых и бедных влияет на семенное воспитание 2) сокращение рождаемости ведет к уменьшению численности семьи 3) рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивает количество неполноценных семей 4) низкий материальный достаток семьи, неблагополучие семейных отношений, алкоголизм и наркомания родителей порождают социальных сирот 5.Негативные модели взаимоотношений: 1) безнадзорность – родители излишне заняты, не уделяют внимания своим детям, родители любят своих детей, но у них не хватает времени, чтобы ее проявить. В итоге дети предоставлены сами себе. Они самостоятельно проводят время в поиске развлечений, попадают под уличное влияние 2) гиперопека – жизнь ребенка под бдительным, неустанным надзором, запретом, предупреждением, указом. Он становиться нерешительным, безинициативным, боязливым, неуверенным в свои силах 3) «по типу золушки» — обстановка эмоционального отвержения ребенка, безразличие, халатное отношение к нему. Ребенок чувствует, что родители его не любят. Ребенок особенно сильно переживает тот факт, что кого-то любят больше 4) жесткое воспитание – за провинность сурово наказывают, ребенок живет в страхе. Страх порождает жестокость 5) воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – ребенок растет в страхе и тревоге.

4 стр., 1960 слов

Ребования к результатам освоения дисциплины. Б.3.ДВ2. Коммуникативная ...

... ООП ВПО Дисциплина Коммуникативная деятельность заикающихся детей» включена в профессиональный цикл дисциплин. Коммуникативная деятельность заикающихся детей» опирается на содержание таких ... ель и задачи дисциплины Целью освоения дисциплины «Коммуникативная деятельность заикающихся детей» является формирование у студентов профессиональных компетенций в сфере осуществленияпрофессиональнойкоррекционно ...

Кроме негативных моделей поведения можно назвать позитивные: 1) знания в области психологии, педагогики, физиологии 2) знание о целях, способах и средствах педагогической деятельности 3) навыки и умения достижения воспитанником целей 4) любовь к детям

Позитивные моменты: 1) взаимоотношения между супругами 2) контакт глаз 3) физический контакт 4) дисциплина 5) пристальное воспитание

26. Понятие социального пространства. Группа в социальном пространстве

            Воспитательный процесс разворачивается в социуме, имеющем свои пространственные рамки.

Социальное пространство – это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определённом образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и пр. Т.о., социальное пространство – это совокупность социальных отношений ежедневно разворачивающихся перед человеком с его участием.

Слагаемые социального пространства:

—   семья

—   детский сад.

—   двор

—   школа

—   спортивная секция

—   клуб

—   студия

—   студенческая или производственная группа

—   т.д.

Также слагаемые социального пространства можно разделить на: социальные группы и социальные институты (соответственно: микросреду и макросреду).

При этом следует учитывать, что современная культура, благодаря научно-техническим достижениям, значительно и стремительно расширяет социальное пространство человека.

Разнообразие микрогрупп вписано в общий контекст социальных отношений. Современная культура, благодаря научно-техническим достижениям, стремительно расширяет социальное пространство человека. Стираются границы между миром взрослых и детей: дети становятся полноценными участниками жизненных процессов.

Разнообразие социальных отношений содержит в себе:

— исторический опыт (традиции, материальные ценности, искусство, мораль, наука);

— достижения общечеловеческой культуры;

4 стр., 1797 слов

Изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека

... посвященных детской игре, теоретических и философских аспектом игровой деятельности взрослых, эмпирических исследований, посвященных игре взрослого человека, а также связи взрослой игровой деятельности с ... вносят существенные коррективы в игровую сферу деятельности. Призванная быть наиболее светлой, эмоциональной частью бытия человека, игра зачастую становится средством наживы, обогащения, ...

— прогноз новых отношений.

Всё это – социальная ситуация развития человека (в индивидуальном варианте).

В социальном пространстве человек

—   проявляет и утверждает своё «Я».

—   обретает свою социальную сущность.

Социальные институты осуществляют следующие функции: 1) организационная; 2) воспитывающая; 3) профессиональная; 5) стимулирующая. Реализация названных функций даёт возможность коллективу оказывать воспитательное влияние на человека. На основе совместной деятельности и общения складываются деловые отношения, на основе личных симпатий и привязанности – личные.

Что значит осуществлять воспитание в социальном пространстве?

         1. Признать все сферы жизни ребёнка. Разновариантные системы социальных отношений должны быть  объединены единой воспитательной идеей.

          2. Признать все группы в социальном пространстве ребёнка.

Самое существенное качество группы – уровень её социально-психологической зрелости.

1. Группа-конгломерат (люди ранее не были знакомы, они оказались (были собраны) на одном пространстве и в одно время. Здесь взаимодействия и взаимоотношения поверхностны и ситуативны.)

2. Номинальная группа ( ей приписываются определённые извне цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими и т.д.)

3. Группа- ассоциация (начало единой жизнедеятельности группы, первые ростки коллективообразовния).

4. Группа-кооперация (реальная и успешно действующая организационная структура, высокий уровень групповой подготовленности и сотрудничества. Общение и отношения носят деловой характер. Направленность и психологическая совместимость – вторичны и зависят от единства целей и взаимодействия).

5. Группа-автономия (отличает высокое внутреннее единство, идентификация себя с группой («моя группа»), процессы обособления, эталонизация, внутренняя слитность).

Данная группа может перейти в «групповой эгоизм», характеризующийся корпоративной направленностью, закрытостью группы от других. Это т. наз. Группа-корпорация, или «лжеколлектив».

6. Группа-коллектив (отличает высокий уровень развития, сплоченность, интегративная деятельность, коллективистская направленность).

Данная группа – органичная часть более широкой общности.

Круг общения современного европейца – это примерно 150 человек, лишь 5 из которых – хорошие друзья. Интернет-сайты, форумы, чаты создают ощущение невероятно широкого круга контактов и большой легкости общения. Однако число близких друзей в виртуальном мире такое же – в среднем не превышает пяти. Ученые связывают этот факт с логикой эволюционного развития: заводить друзей – затратное предприятие, в которое нужно вкладывать много энергии. Которая и без того нужна нам, чтобы выжить.

 

27. Основные сферы жизнедеятельности личности

1.Жизнедеятельность– все многообразие занятий человека.Деятельность– это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое вещество выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности. У современного человека множество различных видов деятельности. Их число примерно соответствует количеству потребностей. Существует 3 параметра, в соответствии с которыми можно описать систему человеческих потребностей, и пользуясь ими давать характеристики видов деятельности, присущих конкретному человеку: 1) сила 2) количество 3) своеобразие (качество)

10 стр., 4686 слов

Взаимосвязь мышления и речи в познательной деятельности человека

... понятия речи и мышления, 3. Описать механизмы речемыслительной деятельности. 4. Описать различные точки зрения на проблему взаимосвязи ... нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление как особый психический процесс имеет ряд ... Проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым ...

Под силойпотребности имеется ввиду значение соответствующих потребностей для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал.Количество– это число разнообразных потребностей (съезжу на курорт, куплю машину и т.д.), имеющихся у человека, и время от времени становящиеся для него актуальными. Подсвоеобразиемимеются в виду предмету и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой или другой потребности.

В соответствии с описываемыми параметрами характеристики системы человеческих потребностей, можно индивидуально предоставить и описать совокупность деятельностей, характерных для отдельно взятого человека. В этом случае по каждому из названий параметра и по разнообразию их сочетаний можно составить и предложить классификацию видов человеческой деятельности. Но есть и другой путь.  Потребности можно обнаружить практически у всех без исключения и они соответствуют общим потребностям, а точнее видам социальной человеческой активности, в которую неизбежно включен каждый человек в процессе своего индивидуального развития – общение, игра, учение и труд. Их и рассматривают в качестве основных видов деятельности людей.

Общение – возникает в процессе индивидуального развития человека, за ним следует игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие. Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых, личностных и деловых отношений, оказание взаимопомощи и учебно-воспитательное влияние людей друг на друга.

Игра– такой вид деятельности, результаты которого не становятся произведением какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуя цель получение отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки. Учение выступает как вид деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть и неорганизованное и происходить попутно в других видах деятельности, как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Учебная деятельность прямо служит средством психического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни, таким образом человек открыл для себя перспективы дальнейшего практические неограниченного развития. С трудом связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки и т.п. 2.Игра – это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра является выражением определенных отношений личности к окружающей действительности. Сущность игры заключается в том, что она не обычная реальная жизнь, а условность, специфический вывод входящая в реальную жизнь. Специфика ее в том, что игра — это свободное проявление человеческой деятельности. Игра не может быть навязана физически и морально. Цели, которые преследует игра, лежат вне непосредственных материальных интересов.  

10 стр., 4975 слов

Организация различных видов деятельности и общения дошкольников

... зоны для игровой деятельности: 1. Уголок сюжетно - ролевых игр содержит в себе игры, соответствующие возрасту детей: ... преодолевать небольшие трудности. продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий. побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать ... с практикумом МДК.02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста Цели практики: соединение ...

Сущность игры определяют несколько положений: 1) мотивы игры заключаются в многообразии переживаемых сторон действительности, которые являются значимыми для играющего 2) в игре разрешаются противоречия между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка и ограничение его оперативной возможности.

Теории игры: 1) К. Гросс – сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности. В игре ребенок упражняется, совершенствует свои способности 2) Спенсер – усмотрел источники игры в избытке сил 3) Бюллер – сформулировал теорию функционального удовлетворения 4) Фрейдистские теории: игра – это реализация вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни

Виды игры: 1) игра-развлечение 2) упражнение 3) сюжетная 4) процессуально-подражающая 5) традиционная 6) По месту проведения: игры в зале, игры на открытом воздухе и др. 7) По характеру активности: спортивные, подвижные и др. 8) По влиянию на участников: позитивные, негативные.

Компоненты игры: • Исполнение роли взрослого • Проигрывается мнимая ситуация • Происходит замещение предмета • Совершаются игровые действия

Функции игры: 1) игра моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности 2) создание условий для взаимодействия и взаимопонимания 3) сплачивание ее участников, создается общность, которая тяготеет к сохранению даже после окончания игры 4) выявляются личностные качества играющего человека 5) игра создает простор для фантазии, импровизации 6) удовлетворение потребностей человека в наслаждении, удовольствии, приносимыми самостоятельной игрой 7) в игре лицо может проявить те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения

Требования к игре: 1) должна охватывать всех 2) должна быть интересной для всех 3) доступное требование для всех 4) должна закончиться, не успев надоесть

Значение игры: 1) развивает символическое мышление 2) значение состоит в том, что в подчинении правилам лежит суть к произведенному поведению 3) способствует становлению логического мышления 4) развивается воображение, дает толчок к творчеству 5) выявляются личностные свойства участников 3.3 основные типа общения: 1) материально- практическое – субъекты общения наделены общей целью совместной деятельности. Смыслообразующим компонентом данного вида общения является готовность каждого из участников к согласованным действиям 2) духовно-информационное – удовлетворение потребности личности в такой духовной общности, осязание результата является возрастание информации и других процессах взаимодействия. Духовно-информационный уровень может пронизывать содержание материально-практического общения 3) духовно-практическое – удовлетворение потребности человека в поведении, выводящим его из состояния обыденности

5 стр., 2086 слов

Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем"

... в каждой команде было по 5 – 7 участников; ведущий; помощник ведущего (желательно). ХОД ИГРЫ Настроить участников на игру, используя упражнение “Здравствуйте!” Необходимо поздороваться друг ... детского коллектива через игровое взаимодействие. Задачи игры: развивать внутригрупповые отношения; развивать навыки коллективного взаимодействия, общения; учить принимать ответственность за свое решение ...

Виды общения: 1) опосредованное (чрез посредника) 2) непосредственное (контактное)

Общение: 1) деловое – связанное с трудовой деятельностью 2) информационное (неофициальное)

Культура делового общения предполагает: 1) высокий уровень коммуникативности 2) умение слушать и говорить 3) умение объективно воспринимать и проверять понимание партнера 4) способность аргументировать свои высказывания, предложения 5) умение строить взаимоприемлемые, комфортные отношения

Приемы повышения культуры общения: 1) прием «имя собеседника» — произнести вслух имя собеседника 2) зеркало отношений