развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме развития внимания у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр 6

1.1 Внимание как научная проблема 6

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста 13

1.3 Особенности внимания у детей младшего дошкольного возраста 17

1.4 Дидактическая игра как средство развития внимания дошкольников 21

Вывод по главе 1 28

Глава 2. эмпирическое исследование развития внимания у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр 29

2.1 Организация исследования 29

2.2 Дидактические игры по развитию внимания у детей младшего дошкольного возраста 35

2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 39

Вывод по главе 2 43

Заключение 44

Список литературы 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 50

Введение

В настоящее время, большое внимание психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

Период детства выделяется в психологии как особый возрастной этап, специфические особенности которого определяются его ведущей деятельностью – игрой.

Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. В различных педагогических системах игре придавалась разная роль, но нет ни одной системы, в которой в той или иной мере не отводилось бы место игре. Такое особое положение игры в различных системах воспитания, определяется тем, что игра в чем-то созвучна социальной природе ребенка, чрезвычайно рано возникающей у него потребности в общении со взрослыми, превращающейся в тенденцию жить общей жизнью со взрослыми.

Игра – это одна из первых проблем дошкольной педагогики и возрастной психологии, потому что от того, как педагоги и психологи овладеют игрой и научатся ею руководить в воспитательных целях, в большей степени будет зависеть успех воспитательной работы.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце до­школьного детства наметилось осознание ребенком своих переживаний. Сейчас ... своя особая мотивационная система. К концу младшего школьного возраста у части детей отношение к учению изменяется, отрицательное отношение ... играет, и играть еще будет долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Перестройка ...

Рассматривая значение игры для психического развития ребенка, игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как управляя содержанием игры, включая в сюжет игры определенные роли, мы можем тем самым развивать, программировать определенные положительные качества, чувства играющих детей.

Одним из видов игр дошкольников является дидактическая игра.

Правильно организованные дидактические игры развивают у детей внимание, память, мышление, воображение, произвольность ребенка, то есть качества, которые необходимы ему для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения и навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

Среди всех психических процессов внимание занимает особое место, поскольку оно включено во все остальные психологические процессы и выступает как их необходимый момент. Именно внимание обеспечивает ясность и отчетливость отражения действительности, что является одним из необходимых условий успешности любой деятельности. Период дошкольного детства является этапом, на котором идет активное развитие внимания. Хорошо развитые свойства внимания, его организованность и произвольность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. В младший дошкольный возраст закладываются основы развития произвольного внимания.

Таким образом, проблема развития внимания у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр является актуальной.

Цель исследования: изучить развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

Гипотеза исследования: внимание у детей младшего дошкольного возраста развивается с помощью дидактических игр.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический обзор литературы по проблеме исследования.

28 стр., 13556 слов

Изучение эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

... данной работе мы будем рассматривать также исследования эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст является этапом развития ребенка, следующим за дошкольным возрастом, поэтому логично будет предположить, что те ...

2. Определить диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень развития внимания у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

3. Провести эмпирическое исследование проблемы развития внимания у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

4. Обобщить и проанализировать результаты исследования.

Объект исследования: развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

База исследования: МДОУ № 77 города Челябинска.

Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме развития внимания у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр

1.1 Внимание как научная проблема

Явления внимания отличаются от большинства других психических феноменов рядом особенностей. Как пишут Дормашев Ю. Б. и Романов В. Я., одной из существенных особенностей феноменологии внимания являются «пестрота и разнообразие входящих в него явлений» [19, с. 17]. Как пишут далее эти же авторы: «Говорят о состояниях настороженности, ожидания, бдительности, концентрации и погруженности, с одной стороны, и о разных формах рассеянности с другой. Внимание может быть чувственным и интеллектуальным, активным и пассивным, непроизвольным, произвольным и послепроизвольным, оно может направляться и переключаться, удерживаться и отвлекаться, сосредотачиваться и распределяться. Его описывают как узкое и широкое, интенсивное и ослабленное, инертное и подвижное, устойчивое и колеблющееся. Считают, что внимание может выполнять целый ряд функций: различения, селекции, интеграции, контроля, настройки и сенсибилизации органов чувств, моторной мобилизации и др.».

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания.

Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний, по Н. Н. Ланге, равны обычно двум-трем секундам, доходя максимум до 12 секунд [11].

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ... психологии ... детей четко артикулировать согласные и ясно произносить гласные звуки. - Научить читать стихи, тексты ...

В настоящее время доказано, что наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Когд…….

Список литературы

1. Анищенко О.А. Развиваем в игре: Пособие для педагогов и практич. Психологов дошк. учреждений [Текст]/ О.А. Анищенко — Минск: «Асар», 2009. — 112 с.

2. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития [Текст]/ И.Л. Баскакова – Воронеж: НПО МОДЭК, 2005 – 64с.

3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст]/ З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова — М.: Феникс, 2007. – 122 с.

4. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте [Текст]/ Л. Венгер, В. Мухина // Дошкольное воспитание. – 2001. — №12. — С.24-30

5. Возрастная и педагогическая психология [Текст]/ под ред.А.В.Петровского. – М.: Владос, 2003. – 290с.

6. Возрастная и педагогическая психология: Тексты [Текст]/ Сост. Шуаре Марта О. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 2007. – 272с.

7. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания [Текст]/ П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая — М.: Наука, 2009. — 257 с.

8. Гоноблин Ф.А. Внимание и его воспитание [Текст]/ Ф.А. Гоноблин — М.: Прогресс, 2008. – 160с.

9. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.О. Краткий психологический словарь: личность, образование, самообразование, профессия [Текст]/ М.И. Дьяченко, Л.О. Кандыбович — Мн., 2008. – 386с.

10. Кравцова Е.Е. Игра в дошкольном возрасте [Текст]/ Е.Е. Кравцова // Новые исследования в психологии. — 2004. — № 2 (6).

17 стр., 8102 слов

«Возрастная и педагогическая психология»

... выполнению контрольных работ по курсу "Возрастная и педагогическая психология" Курс "Возрастная и педагогическая психология" входит в базовый курс ... секций и кружков, просмотр телепередач, игры на компьютере, игры с друзьями). Схема беседы с учащимися ... продуктивности ассоциаций и процессов понимания. Оборудование: текст с пропусками слов. Текст Над городом низко повисли снеговые ................ . ...

– С.32- 40

11. Ланге Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания [Текст]/ Н.Н. Ланге – СПб.: Питер, 2005.- 203 с.

12. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте [Текст]/ А.Н. Леонтьев // Возрастная и педагогическая психология: Тексты/ Сост. Шуаре Марта О. – М.: изд-во Моск. Ун-та, 2009. – 272с.

13. Миллер С. Психология игры [Текст]/ С. Миллер — СПб.: Университет. кн, 2008. – 317с.

14. Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии [Текст]/ Пер. с англ, под общ. ред. Б. М. Величковского. — М.: Прогресс, 2008. — 300 с.

15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Текст]/ Л.Ф. Обухова – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 448с.

16. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект [Текст]/ Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. — М.: Смысл, 2007. – 190с.

17. Психология внимания [Текст]/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. СПб: Питер, 2001. — 460 с.

18. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений [Текст]/ И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.

19. Романов В. Я., Дормашев Ю. Б. Постановка и разработка проблемы внимания с позиции теории деятельности [Текст]/ В. Я. Романов, Ю. Б. Дормашев // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2003. № 2.- С.14 – 41.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн — СПб.: Питер, 2010. – 705с.

21. Сапогова Е.Е. Психология развития человека [Текст]/ Е.Е. Сапогова — М.: Приор-М, 2010. – 115 с.

22. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст]/ Е.В.Сидоренко – СПб.: ООО «Речь», 2008. – 250 с.

23. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез [Текст]/ Е.Л. Солдатова, Г.Н. Лаврова – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 384с.

24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. [Текст]/ Г.А. Урунтаева — М: Издательский центр Академия, 2007. — 336 с.

8 стр., 3671 слов

Игры и упражнения на развитие памяти

Игры и упражнения на развитие памяти Как развить память у ребенка Отличным упражнением на развитие слуховой памяти ребенка является игра спарами слов. Упражнение можно выполнять, начиная с дошкольного возраста.Итак, запишите себе на лист 10 пар слов, связанных ...

25. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст]/ А.П. Усова — М.: Прогресс, 2008. – 96с.

26. Хомская Е. Д. Нейрофизиологические механизмы внимания [Текст]/ Е. Д. Хомская — М.: Наука, 2009. — 254 с.

27. Хрестоматия по вниманию [Текст]/ Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 550 с.

28. Эльконин Д. Психология игры [Текст]/ Д. Эльконин – М.: Владос, 2007. — 360 с.