24 Социально-педагогическая деятельность с семьёй

Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.  Деятельность социального педагога по работе с семьей.

Деятельность с\п по работе с семьей включает три основных составляющих с\п помощи: образовательную, психологическую и посредническую. Образовательная включает в себя 2 направления: помощь в облучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по кругу вопросов. Помощь в воспитании проводится с\п путем консультирования родителей, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций. Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать применяемые в семье методы воспитания. Методы семейного воспитания можно разделить на 2 группы: методы повседневного общения, доверительного взаимодействия и методы педагогического и психологического воздействия на ребенка в целях коррекции его сознания и поведения.

Психологическая составляющая с\п помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния ( запугивание, оскорбление, унижение).

Посреднический компонент с\п помощи включает 3 составляющих: помощь в организации, координации и информирование.

Формы с\п помощи семье: кризисинтервентная и проблемно – ориентированная.

25. Социально – педагогическая деятельность с одаренными детьми.

Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человека более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

10 стр., 4785 слов

1. Формы и методы лоббистской деятельности

Содержание Введение Значимость лоббизма на политической сцене современности не только не ослабевает, но с каждым годом возрастает. Лоббизм стал приобретать массовый характер, формируется щедро финансируемая индустрия лоббизма, отдельные лоббистские кампании приобретают статус социальных движений. Сегодня с точностью никто не может утверждать, существуют ли такие решения, которые принимались бы ...

Одаренный ребенок – ребенок, который выделяется яркими очевидными выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений.

Одаренный ребенок = ребенок с признаками одаренности.

Талантливый ребенок – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.

Виды одаренности (специальные):

  • Интеллектуальная (повышенная любознательность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, острота аналитического ума, стабильная способность ставить и решать задачи);
  • Академическая (ярко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного овладения понятиями, способность систематизировать материал по предмету);
  • Творческая (изобретательность, устранение стереотипов, гибкость и вариативность мышления, способность создавать неординарные идеи);
  • Лидерская (склонность к руководству и организации деятельности других, инициативность, повышенная ответственность);
  • Художественная (увлеченность различными видами искусства, настойчивость в достижении мастерства, импровизация);
  • Психомоторная (повышенная активность в движении; пластичность, спортивность, соревновательность);

По критерию сформированности одаренности выделяют актуальную и потенциальную одаренность.

По форме проявления различают явную и скрытую одаренность.

По широте проявлений в различных видах деятельности различают общую и специальную одаренность.

По особенностям возрастного развития выделяют раннюю и позднюю одаренность.

Принципы выявления одаренных детей:

  • Комплексный характер оценивания поведения и деятельности ребенка;
  • Длительность идентификации;
  • Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в полной мере соответствуют его склонностям;
  • Использование тренинговых методов для снятия типичных для данного ребенка психологических преград;
  • Подключение к оценке одаренного ребенка экспертов;
  • Оценка признаков одаренности ребенка с учетом ЗБР;

Основные проблемы одаренных детей:

8 стр., 3917 слов

Основные виды деятельности и их развитие у человека

Тема 2. Деятельность, труд, профессия, специальность 1. Понятия и свойства деятельности1 Категория «деятельность» наряду с другими понятиями, такими, как «сознание», «личность», «общение», является не только психологической, а имеет статус общенаучного понятия и даже междисциплинарного. Деятельность — предмет изучения многих наук: философии, социологии, физиологии, инженерных дисциплин, ...

Перфекционизм;

  • Самооценка (противоречива, нестабильна);
  • Внутренний локус контроля (ответственность за результаты своей деятельности);
  • Эмоциональная нестабильность;
  • Коммуникативные трудности;

Основные направления работы СПД с одаренными детьми:

  • Выявление и учет детей с признаками одаренности;
  • Установление контакта с семьей такого ребенка;
  • Определение возможности обучение ребенка в специализированном учреждении;
  • Проведение комплексных исследований личностных особенностей ребенка;
  • Создание на базе образовательных учреждений творческих групп;

27. Социально-педагогическая деятельность в школе-интернате

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа подразделяется на следующие виды:

Социально-педагогическая диагностика и консультирование.

Цель – отслеживание динамики социогенеза личности, определение причин его нарушений. Содержание деятельности:

— изучение особенностей социальной адаптации воспитанников;

— выявление воспитанников социальной группы риска;

— изучение интересов, способностей и склонностей детей;

— составление индивидуальных карт развития;

-диагностика индивидуальной социальной ситуации развития детей;

-диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками;

— диагностика отклонений в социальном поведении и их причин;

-диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми навыками.

Социально-профилактическая работа.

Цель – предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития. Содержание деятельности:

— разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и нервных срывов у детей;

— создание благоприятного психологического микроклимата;

— оптимизация общения воспитанников с членами своей семьи, педагогами, сверстниками;

— работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению;

11 стр., 5157 слов

Практика формирования актерского мастерства у исполнителей социально-культурной программы на примере работы в театральной студии с детьми 9–11 классов

... педагогические методы воздействия на воспитанников старшей группы театральной студии при создании социально - культурной программы, а так же ... людей. В игре происходит освоение новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает ... в данных условиях. Участвуя в подобных тренингах дети забывают о конфликтах, привычных взаимоотношениях, симпатиях или ...

— психолого-педагогические консилиумы по выработке мер комплексной помощи детям;

— программа профилактики социальных вредностей (алкоголизм, наркомания и т.д.);

— программа профилактики межличностных конфликтов.

Социальное воспитание. Коррекционно-развивающая работа.

Цель – активное воздействие на процесс социализации личности. Содержание деятельности:

программа развития житейских умений и навыков;

— программа профессиональной ориентации;

-программа сексуального воспитания и подготовки к семейной жизни;

-программа развития коммуникативных навыков и культуры общения;

— программа коррекции различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия, аутизм и т.д.);

— программы психотерапии (психологическая гимнастика, коррекция образа «Я», программы кризисной интервенции в критических ситуациях).Определение социального статуса ребенка проводится путем изучения документов, беседы, тестирования.

В связи с этим, деятельность социального педагога в детском доме включает следующие аспекты:

Социальный педагог выделяет проблемы, которые предстоит ему решить: собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребенка; наблюдает за его успеваемостью; оказывает помощь в обучении воспитанника и т.д.

Деятельность социального педагога в детском доме.

Цель социально-педагогической деятельности в детском доме — социализация воспитанников детского дома.

Основные направления работы социального педагога в детском доме:

  • сбор документов для личного дела воспитанника: сведения о ро­дителях, братьях, сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, цен­ных бумаг, открытие счетов в Сбербанке;
  • взаимодействие с судом, загсом, нотариатом, комитетом социаль­ной защиты населения, органами управления образования и здравоохранения по вопросам назначения и удержания алиментов с родителей при лишении их родительских прав, перечисления пенсий по утрате родителей, сохранности имущества, закрепления права на ранее занимаемую площадь;
  • обеспечение защиты личных прав воспитанников — получение об­щего среднего образования, организация свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта и прописки;
  • создание условий — совместно с психологами, воспитателями — для адаптации ребенка к режиму детского дома, развитие навыков самообслу­живания, социальной адаптации, профессионального самоопределения вос­питанников;
  • обеспечение льгот, предусмотренных законодательством РФ, в пе­риод обучения детей, при их выпуске, поступлении на учебу или работу; ока­зание помощи выпускникам в поступлении на учебу, работу, получении жи­лья, комнаты в общежитии; ведение карточки учета на выпускников.

ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996) регулирует деятельность специалистов и определяет права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

1 этап середина IX века – 1908 год: определяется предмет изучения и основные проблемы (сотрудничество психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов – большинство работ по социальной психологии было издано в этот период.) 2 этап до середины 40х годов XX века – появление научных социально-психологических школ ориентированных на связь теории с практикой. 3 этап с середины 40х годов ...

Права и обязанности воспитанников детского дома, шко­лы-интерната определяются уставом учреждения. Воспитанники учреждения имеют право на:

  • бесплатное содержание и получение общего образова­ния (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • защиту своих прав и интересов;
  • уважение человеческого достоинства, свободу совести;
  • удовлетворение потребности в эмоционально-личност­ном общении;
  • защиту от всех форм физического и психического наси­лия, оскорбления личности;
  • развитие своих творческих способностей и интересов;
  • получение квалифицированной помощи в обучении и кор­рекцию имеющихся проблем в развитии;
  • отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

26 Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании

«Наркомания» — это форма девиантного (точнее аддиктивного) поведения, которая выражается в физической и психической зависимости от наркотических веществ, постепенно приводящее детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.

13 стр., 6016 слов

Общие закономерности развития познавательных процессов в детском возрасте

Кагарлицкая Г.С. ЧТО ЗА ЧЕМ И ПОЧЕМУ?     Комплект коррекционно-развивающего материала для работы с детьми   Художник Ирина Максимова Кагарлицкая Г.С. Что за чем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет. — М.: Генезис, 2011. — 32 с. + (34 л.) ISBN 978-5-98563-236-1   Комплект предназначен для развития и коррекции познавательных ...

Факторы риска, определяющие наркотизацию:

  • Индивидуальные факторы (низкая самооценка, недостаточный самоконтроль, тревожность, агрессия);
  • Семейный фактор (отсутствие контроля со стороны взрослых, асоциальное поведение родителей, конфликтная ситуация в семье);
  • Микросоциальные факторы (связаны с затруднениями в адаптации в школе, группе сверстников и так далее);

Социально – педагогическая профилактика наркомании:

  • Предупреждение приобщения детей к наркотикам (первичная профилактика);
  • Предотвращает развитие наркотической зависимости у детей, имеющих опыт употребления наркотиков (вторичная профилактика);
  • Педагогическая реабилитация детей с уже сформированной зависимостью (третичная профилактика);

Задачи профилактики:

  • Развитие у детей социальной и личной компетенции (обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, выработка адекватной самооценки);
  • Становление навыков самозащиты (устойчивость к негативному воздействию социальной среды и к наркогенному давлению);
  • Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;
  • Основные компоненты профилактической работы:
  • Специальное обучение и воспитание детей и подростков;
  • Взаимодействие с правоохранительными органами (участковыми, инспектора по делам несовершеннолетних);

Создание положительных ж