Семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой. Деятельность социального педагога по работе с семьей.
Деятельность с\п по работе с семьей включает три основных составляющих с\п помощи: образовательную, психологическую и посредническую. Образовательная включает в себя 2 направления: помощь в облучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по кругу вопросов. Помощь в воспитании проводится с\п путем консультирования родителей, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций. Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать применяемые в семье методы воспитания. Методы семейного воспитания можно разделить на 2 группы: методы повседневного общения, доверительного взаимодействия и методы педагогического и психологического воздействия на ребенка в целях коррекции его сознания и поведения.
Психологическая составляющая с\п помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния ( запугивание, оскорбление, унижение).
Посреднический компонент с\п помощи включает 3 составляющих: помощь в организации, координации и информирование.
Формы с\п помощи семье: кризисинтервентная и проблемно – ориентированная.
25. Социально – педагогическая деятельность с одаренными детьми.
Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человека более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
1. Формы и методы лоббистской деятельности
... средства массовой информации. 2. Давление, как форма лоббистской деятельности, осуществляется следующими методами: гражданская активность, когда общественные организации, группы граждан, физические ... также следующие формы осуществления лоббистской деятельности: 1. Информационные контакты, как форма лоббистской деятельности, осуществляются следующими методами: устных, письменных, электронных и прочих ...
Одаренный ребенок – ребенок, который выделяется яркими очевидными выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений.
Одаренный ребенок = ребенок с признаками одаренности.
Талантливый ребенок – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.
Виды одаренности (специальные):
- Интеллектуальная (повышенная любознательность, динамичность и оперативность мыслительных процессов, острота аналитического ума, стабильная способность ставить и решать задачи);
- Академическая (ярко выраженный интерес к предмету, способность конструктивного овладения понятиями, способность систематизировать материал по предмету);
- Творческая (изобретательность, устранение стереотипов, гибкость и вариативность мышления, способность создавать неординарные идеи);
- Лидерская (склонность к руководству и организации деятельности других, инициативность, повышенная ответственность);
- Художественная (увлеченность различными видами искусства, настойчивость в достижении мастерства, импровизация);
- Психомоторная (повышенная активность в движении; пластичность, спортивность, соревновательность);
По критерию сформированности одаренности выделяют актуальную и потенциальную одаренность.
По форме проявления различают явную и скрытую одаренность.
По широте проявлений в различных видах деятельности различают общую и специальную одаренность.
По особенностям возрастного развития выделяют раннюю и позднюю одаренность.
Принципы выявления одаренных детей:
- Комплексный характер оценивания поведения и деятельности ребенка;
- Длительность идентификации;
- Анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в полной мере соответствуют его склонностям;
- Использование тренинговых методов для снятия типичных для данного ребенка психологических преград;
- Подключение к оценке одаренного ребенка экспертов;
- Оценка признаков одаренности ребенка с учетом ЗБР;
Основные проблемы одаренных детей:
Перфекционизм;
- Самооценка (противоречива, нестабильна);
- Внутренний локус контроля (ответственность за результаты своей деятельности);
- Эмоциональная нестабильность;
- Коммуникативные трудности;
Основные направления работы СПД с одаренными детьми:
- Выявление и учет детей с признаками одаренности;
- Установление контакта с семьей такого ребенка;
- Определение возможности обучение ребенка в специализированном учреждении;
- Проведение комплексных исследований личностных особенностей ребенка;
- Создание на базе образовательных учреждений творческих групп;
27. Социально-педагогическая деятельность в школе-интернате
Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа подразделяется на следующие виды:
Социально-педагогическая диагностика и консультирование.
Цель – отслеживание динамики социогенеза личности, определение причин его нарушений. Содержание деятельности:
— изучение особенностей социальной адаптации воспитанников;
Современные программы развития речи
... то же время помогает теории проверить правильность сделанных выводов. История развития современных программ речевой ребенок творческий способность Проблема взаимосвязи речи и мышления всегда находилась в ... сознания и самосознания. Единство интеллектуальной деятельности (мышления) и речи подчеркивалось в работах и других психологов и лингвистов. Взаимосвязь процессов развития речи и мышления – ...
— выявление воспитанников социальной группы риска;
— изучение интересов, способностей и склонностей детей;
— составление индивидуальных карт развития;
-диагностика индивидуальной социальной ситуации развития детей;
-диагностика общения детей со взрослыми и сверстниками;
— диагностика отклонений в социальном поведении и их причин;
-диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми навыками.
Социально-профилактическая работа.
Цель – предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития. Содержание деятельности:
— разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и нервных срывов у детей;
— создание благоприятного психологического микроклимата;
— оптимизация общения воспитанников с членами своей семьи, педагогами, сверстниками;
— работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению;
— психолого-педагогические консилиумы по выработке мер комплексной помощи детям;
— программа профилактики социальных вредностей (алкоголизм, наркомания и т.д.);
— программа профилактики межличностных конфликтов.
Социальное воспитание. Коррекционно-развивающая работа.
Цель – активное воздействие на процесс социализации личности. Содержание деятельности:
— программа развития житейских умений и навыков;
— программа профессиональной ориентации;
-программа сексуального воспитания и подготовки к семейной жизни;
-программа развития коммуникативных навыков и культуры общения;
— программа коррекции различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия, аутизм и т.д.);
— программы психотерапии (психологическая гимнастика, коррекция образа «Я», программы кризисной интервенции в критических ситуациях).Определение социального статуса ребенка проводится путем изучения документов, беседы, тестирования.
В связи с этим, деятельность социального педагога в детском доме включает следующие аспекты:
Социальный педагог выделяет проблемы, которые предстоит ему решить: собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребенка; наблюдает за его успеваемостью; оказывает помощь в обучении воспитанника и т.д.
Деятельность социального педагога в детском доме.
Цель социально-педагогической деятельности в детском доме — социализация воспитанников детского дома.
Основные направления работы социального педагога в детском доме:
- сбор документов для личного дела воспитанника: сведения о родителях, братьях, сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в Сбербанке;
- взаимодействие с судом, загсом, нотариатом, комитетом социальной защиты населения, органами управления образования и здравоохранения по вопросам назначения и удержания алиментов с родителей при лишении их родительских прав, перечисления пенсий по утрате родителей, сохранности имущества, закрепления права на ранее занимаемую площадь;
- обеспечение защиты личных прав воспитанников — получение общего среднего образования, организация свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта и прописки;
- создание условий — совместно с психологами, воспитателями — для адаптации ребенка к режиму детского дома, развитие навыков самообслуживания, социальной адаптации, профессионального самоопределения воспитанников;
- обеспечение льгот, предусмотренных законодательством РФ, в период обучения детей, при их выпуске, поступлении на учебу или работу; оказание помощи выпускникам в поступлении на учебу, работу, получении жилья, комнаты в общежитии; ведение карточки учета на выпускников.
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996) регулирует деятельность специалистов и определяет права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Тема 5. Институциональные формы устройства детей-сирот и детей, ...
... склонность к делинквентному поведению свойственна для детей, которые уже имели семейный опыт проживания с родителями. Исследуя причины социальной дезадаптации, американский психолог А. Айхорн установил ... самоидентичности, складывается устойчивая заниженная самооценка, отсутствует чувство уверенности в себе, воспитанники в большинстве своем имеют негативную «Я-концепцию». Так, английский психолог ...
Права и обязанности воспитанников детского дома, школы-интерната определяются уставом учреждения. Воспитанники учреждения имеют право на:
- бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- защиту своих прав и интересов;
- уважение человеческого достоинства, свободу совести;
- удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
- защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
- развитие своих творческих способностей и интересов;
- получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;
- отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.
26 Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании
«Наркомания» — это форма девиантного (точнее аддиктивного) поведения, которая выражается в физической и психической зависимости от наркотических веществ, постепенно приводящее детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.
Факторы риска, определяющие наркотизацию:
- Индивидуальные факторы (низкая самооценка, недостаточный самоконтроль, тревожность, агрессия);
- Семейный фактор (отсутствие контроля со стороны взрослых, асоциальное поведение родителей, конфликтная ситуация в семье);
- Микросоциальные факторы (связаны с затруднениями в адаптации в школе, группе сверстников и так далее);
Социально – педагогическая профилактика наркомании:
Общие закономерности развития познавательных процессов в детском возрасте
... для индивидуальных занятий, так и для работы в мини-группах (2—4 ребенка). Общие закономерности развития познавательных процессов в детском возрасте К 4—5 годам все ... коррекции этих процессов у детей того же и более старшего возраста, имеющих такие нарушения в развитии, как синдром дефицита внимания и гиперактивности, общее недоразвитие речи, расстройства аутистического ...
- Предупреждение приобщения детей к наркотикам (первичная профилактика);
- Предотвращает развитие наркотической зависимости у детей, имеющих опыт употребления наркотиков (вторичная профилактика);
- Педагогическая реабилитация детей с уже сформированной зависимостью (третичная профилактика);
Задачи профилактики:
- Развитие у детей социальной и личной компетенции (обучение навыкам эффективного общения, критического мышления, выработка адекватной самооценки);
- Становление навыков самозащиты (устойчивость к негативному воздействию социальной среды и к наркогенному давлению);
- Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;
- Основные компоненты профилактической работы:
- Специальное обучение и воспитание детей и подростков;
- Взаимодействие с правоохранительными органами (участковыми, инспектора по делам несовершеннолетних);
Создание положительных ж