- Социальная ситуация развития. Роль референтной группы в процессе социализации на различных онтогенетических этапах становления личности.
Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития (см. Развитие психики) ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно, к новой Социальной ситуацией развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.
ССР — такая система отношений, посредством которой ребенок вступает в общество: как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит. ССР — это система отношений между взрослым и ребенком, характерная для данного возраста.
РГ — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как эталоном и на нормы, мнения, ценности, оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Референтная группа выполняет 2 функции: нормативную (проявляется в мотивационных процессах, где группа выступает в качестве источника норм поведения и ценностных ориентаций), сравнительную, проявляющуюся в перцептивных процессах (группа выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя и других).
1 Основные этапы развития социальной психологии как науки
... Вполне вероятно, что в одной и той же ситуации экспектаций по отношению к ребенку будут отличаться от экспектаций по отношению к взрослому человеку. Многие требования ожидания окружающих ... ценностных ориентации. 21 Группы и их классификаций. Формирование и развитие личности отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложноорганизованное общество, в котором ...
Соц-я ситуация развития — сущностная хар-ка возрастного периода развития, введенная Л.С. Выготским. Сс р. — это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой. Сср. определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания. Сср, как отношение между развивающимся субъектом и средой, определяет:
1) объективное место ребенка в системе соц-х отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А.Н. Леонтьев);
2) особенности понимания ребенком занимаемой им соц-й позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношение ребенка к своей позиции в терминах принятия-непринятия.
Сср ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи развития, разрешение кот и составляет содержание психического развития в данном возрасте.
Сср.: — ближайшие;— далекие.
Референтные группы — это социальные единицы, на которые мы ориентируемся при оценке и формировании наших взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и при осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами людей, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания. Такие группы называются референтными группами. Понятие было введено Г.Хайманом. Рефрентная группа явл соц.-психо-м мех-ом С. В процессе С референтная гру-а выполняет как бы фун-и перцептивного фильтра, отбирающего из соц-х норм и ценностей наиболее значимые для индивида» кот. он готов разделить и кот, в конечном счете» превращаются в его собственные. Для периодизации соц-го развития личности нужны несколько иные критерии. А. В. Петровский предполагает, что в аспекте формирования личности для каждого возрастного периода ведущим явл не монополия конкретной ведущей дея-ти, а деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, кот складываются у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой (или лицом).
Вдошкольном возрасте (стадия ранней С) все исследователи указывают на ведущую роль семьи. В период учебы число институтов С значительно расширяется, и семья по степени своего влияния начинает уступать место шк, классному кол-ву, неформальным группам сверстников. В период трудовой стадии по степени влияния на первое место выходит трудовой кол-в. В послетрудовой период снова возрастает роль семьи как института С . Напр, в раннем детстве преобладают неосознаваемые способы воздействия окружения на индивида — внушение, подражание, идентификация. По мере роста и развития сознания, самосознания, повышения избирательного, активного начала по отношению к окружению начинают преобладать др мех-мы С — реф гр, престиж, авторитет, соц-е экспектации. И неосознаваемые мех-мы, кот в значительно меньшей мере, но продолжают оказывать свое влияние, приобретают со временем иное качество, поскольку повышается степень осознанности тех соц-х ценностей, кот усваиваются индивидом. Референтная группа сверстников, ориентация на ее нормы и ценности играют решающую роль в С подростка, в усвоении им определенного социального опыта и формировании внут-х поведенческих регуляторов, внутр-го плана сознания. Подростку необходима такая группа. Если одна группа (напр, проосоциальной направленности) теряет свою референтность, ее место занимает другая (может быть, антисоциальной направленности).
Развитие личности донаучн. период
... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентировался на биологию. Вся жизнь, по ... возрастной периодизации развития. Он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет каждый: 1) детство (от рождения до 6 лет включительно); ...