Реферат
Социальная мобильность
Для начала необходимо рассмотреть одно из ключевых понятий выбранной темы — социальную мобильность. С одной стороны, социальная мобильность, как явление, известна давно и довольно-таки подробно изучена множеством ученых. С другой стороны, это понятие является весьма многогранным и включает в себя такие смежные описательные и аналитические концепты, как: социальное пространство, социальная структура, социальные сита и лифты, социальное неравенство, стратификационные модели (системы), социальный статус, а также множество других.
Огромный вклад в определение и развитие концепции социальной мобильности внёс Питирим Сорокин. Описывая социальную мобильность, он начинает с рассуждений о таком явлении, как социальное пространство. Под этим термином подразумевается «… некая вселенная, состоящая из народонаселения земли». При этом человек может находиться рядом с другим индивидом в физическом пространстве (П. Сорокин называет его геометрическим), но в социальном пространстве между ними может быть гигантская пропасть (например, между начальником и подчиненным).
Данный атрибут работает и в обратном направлении: люди могут быть за сотни километров друг от друга, однако находиться рядом в социальном пространстве. По аналогии с физическим пространством, социальное положение индивида может быть определено благодаря выбранным точкам отсчета. П. Сорокин полагал, что положение человека или какого-то социального феномена в социальном пространстве есть определение его отношения к другим людям и другим социальным феноменам. При этом каждый определяет эти «точки отсчета» самостоятельно — это могут быть как отдельно взятые люди, так и различные совокупности индивидов. Однако для точного определения «социального местоположения» необходимо знать множество параметров, таких как: место работы человека, его семейное положение, политические пристрастия, материальный статус, из какой семьи он произошел, его национальность, а также многое другое. Также стоит отметить, что данное пространство является многомерным, ведь мы можем сгруппировать индивидов по множеству социальных признаков. Однако по словам П. Сорокина, можно упростить систему группировки благодаря выделению двух основных классов: «эти два основных класса можно определить как вертикальный и горизонтальный параметр социальной вселенной». Говоря о горизонтальном классе, можно утверждать, что это является неким перемещением индивида в социальной структуре без изменения социального статуса как такового. Если говорить иначе, то горизонтальное движение подразумевает под собой переход индивида из одной социальной группы в другую, однако эти группы должны находиться на одинаковом уровне. Стоит отметить, что данное движение происходит практически без изменения социального положения по вертикальной оси (оно может быть едва заметно).
Социальное пространство воспитательного процесса
... жизнедеятельности играет новую для себя социальную роль. Сравним характеристики социального пространстве семьи и социального пространства школы на простом эпизоде жизни ребенка, по-разному завершающемся ... взрослых и детей. Последние становятся равными участниками жизни, и разграничение социального пространства взрослых и социального пространства детей уходит в прошлое, неся с собой как ...
То есть человек меняет один статус на другой, который является примерно эквивалентным.
Также стоит сказать пару слов о таком феномене, как социальное положение — данный термин означает некую совокупность всех связей индивида с самыми различными группами населения, а если быть точнее, то с их непосредственными представителями. Именно благодаря данной совокупности связей нам представляется возможным определить местоположение индивида в социальном пространстве.
Перейдем к анализу определений социальной мобильности. Существует множество трактовок данного понятия. Так, политологический словарь определяет социальную мобильность таким образом: «изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность)». Большой толковый социологический словарь даёт схожее определение: «перемещение индивидов (иногда групп) в обществе между различными позициями в иерархии (-ях) социальной стратификации». Классовое положение в рамках структуры занятости в современных обществах обычно пользуется первостепенным вниманием в исследованиях социальной мобильности. Важным считается также и происхождение данного понятия, что заставляет нас вновь обратить внимание на труды П. Сорокина как первопроходца в данной области. Согласно его позиции, социальной мобильностью мы можем считать «любой переход индивида или социального объекта, то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую». Он также выделяет два крайних типа обществ, которые диаметрально противоположны друг другу в одном принципиальном моменте — степень закрытости стратификационной системы, что приводит к увеличению или уменьшению возможностей для перемещений между стратами, т.е. к спуску или подъему по социальной лестнице. Так или иначе, любое стратифицированное, организованное общество, подразумевает под собой наличие слоев с некоторыми барьерами для разделения между собой.
Представления П. Сорокина о социальной структуре в дальнейшем развил Т. Парсонс. Согласно его теории структурного функционализма, в системе общества существуют социальные институты, задача которых — выполнение определенного спектра функций и транслирование их в общество в целом. С занимаемой в социальном институте позицией индивида связана его статусно-ролевая система, которая определяет его поведение в повседневной жизни, и когда у одного человека имеются несколько ролей, которые противоречат друг другу, наступает ролевой кризис. Ввиду данной проблемы, индивиду приходится отказываться от одной из ролей либо жить в ситуации ролевого конфликта.
Социальная психология 18
... Бруни) характерен процесс к процессуальным процессам -айофская(Партлэн) характере Личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Гумманистическая психология (Олпорт, Маслоу, ... явления - феномены представляющие собой результат взаимодействия людей, как представителей различных социальных общностей ( их общественные отношения) Все виды общест. отношений построенны на ...
В противовес идеям Т. Парсонса, Роберт Мертон выдвинул свою концепцию функционального анализа. По его мнению, «точно так же, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, так и одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями». Из данного утверждения следует то, что существует ряд социальных структур, которые способны выполнять одни и те же функции, но разным образом. Также стоит отметить такое понятие, как «социологическая амбивалентность». Под данным явлением Мертон понимает то, что некий институт, способный выполнять позитивные функции, может также играть и дисфункциональную роль в том же обществе. Он утверждал, что данное явление может происходить во время каких-либо социальных кризисов, в то время как общество находится в состоянии аномии. Также автор говорит о другом виде социализации: когда индивид не способен интегрироваться в общепринятые социальные институты, он начинает интегрироваться в девиантные сообщества. Все эти представления особенно важны для понимания сущности социальной мобильности, причем как в объективном представлении, так и в субъективном (например, сам индивид может оценивать часть своей жизненной траектории как «дисфункциональную»).
Развитие идеи социальной стратификации было продолжено и в более поздних трудах социологов-функционалистов. В данном контексте особенно важным представляется рассмотрение работы К. Дэвиса и У. Мура, которые понимали под стратификацией неравномерное деление в обществе различных материальных ресурсов и общественного престижа, ввиду различной функциональной значимости позиций, занимаемых индивидами. По их мнению, распределение индивидов по разным слоям внутри общества — жизненно необходимое явление. Оно является необходимым по той причине, что общество является неким организмом. Внутри данного организма должны быть заняты все социальные позиции и выполняться все обязанности, предписанные данными позициями. Неравный доступ к ресурсам ведет к тому, что различные общественные страты пользуются неравноценным уважением, а именно престиж и уважение, вкупе с различными преимуществами, порождают некое институционализированное, закрепленное неравенство.
Интересно, что идея о распределении ресурсов развивалась и в более поздних теоретических работах, посвященных анализу социальной мобильности. В последние 20 лет этот анализ стал переплетаться с концепцией социального капитала, с «ресурсными» представлениями о тех или иных жизненных возможностях. Так, Энтони Гидденс говорит о том, что социальная мобильность означает перемещение людей или групп по определенным социально-экономическим позициям, при этом индивиды, увеличивающие любой из видов своего капитала, получают социальное продвижение, а те же, чье положение изменяется в противоположную сторону — социальный регресс. Гидденс также отмечает тот факт, что степень вертикальной мобильности общества является самым важным индикатором его открытости, отражающим, насколько высоки возможности индивидов подняться вверх по социальной иерархии.
Человек, индивид, личность, индивидуальность
... принципиально правильной предпосылки об изменении социальной среды как результате деятельности человека, Фейербах не мог согласиться с локковским образом пассивного индивидаСначала, решил Фейербах, можно ... может быть определена как совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других. Иногда индивидуальность однозначно связывают с многогранностью способностей, дарований ...
В контексте данной работы стоит упомянуть и работу В. Кауфманна. По мнению В. Кауфманна, мобильность является видом наблюдаемого движения и включает в себя различные формы данного перемещения. К таковым формам мы можем отнести миграцию, территориальную мобильность (жилищную мобильность), путешествия, а также будничную мобильность. Также, по его утверждению, в современном мире существует гораздо больше возможностей и вариантов для проявления территориальной мобильности — индивиды способны передвигаться гораздо быстрее и на значительно большие расстояния, чем раньше. Однако несмотря на данный факт, данные исследования, приведенные в его работе, показывают, что индивиды не стали значительно мобильнее. Это обуславливается определенными причинами — личными мотивами индивидов, различными внешними обстоятельствами и прочими аспектами. Все эти факторы ограничивают перемещение людей.
Также стоит отметить концепцию, которую выдвинул Д. Берто. По его мнению, социальная мобильность не имеет возможности отразить полной картины жизни индивидов в обществе, в связи с чем в его концепции изучаются социальные траектории индивидов. К тому же, в отличие от многих других ученых, при определении социального положения Берто уделяет внимание не только деятельности и капиталам индивида, но и различным личностным характеристикам индивида.
Среди российских исследователей социальной мобильности следует отметить О.И. Шкаратана, М.Ф. Черныша, З.Т. Голенкову. О.И. Шкаратан определил социальную мобильность следующим образом: это «…процесс воспроизводства социальных отношений и индивидов». По его мнению, воспроизводство социальных отношений отражает в себе действие общих законов развития общества, при этом сохраняя определенные черты развития, присущие исключительно данному региону.
В наши же дни особенно актуальным является подход к рассмотрению социальной мобильности, который был разработан Дж. Урри. По словам автора, мобильность является ключевым концептом всей социологии, тем, что действительно необходимо изучать. По его мнению, вся социальная жизнь людей состоит из различных видов мобильностей и абсолютно любые социальные взаимодействия должны иметь некие пространственные очертания. Исходя из этого, социальная мобильность по Дж. Урри представляет собой «реальные и потенциальные перемещения в их связи с социальными отношениями в пространстве и времени».
С точки зрения Г. А. Монусовой, социальную мобильность можно проследить на основании того, как меняется социальное положение индивида в обществе. Это изменение может быть произведено по совершенно разным осям, например: в профессиональной сфере деятельности, в образовательной, в уровне власти или же материального достатка. Изменения по вышеупомянутым осям могут быть выявлены благодаря неким объективным индикаторам, которые никак не зависят от самовосприятия индивида, однако данные изменения могут интерпретироваться индивидами совершенно разным образом. В последнем случае, социальная мобильность становится субъективной, то есть с точки зрения оценки своих перемещений по различным осям самим индивидом. К тому же, как утверждает сам автор, данное сравнение социального положения может быть произведено как внутри определенной совокупности людей (например, внутри одной семьи), так и с самим собой в различных предыдущих жизненных этапах. В первом случае, это будет межпоколенная мобильность, а во втором — внутрипоколенная. Также в данной статье утверждается, что субъективная оценка социальной мобильности зависит от личных достижений индивида.
Проблема социализации индивида в современном обществе
... зеркала, но и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее влияние. Человек всегда оказывает больше ... созданию образа социального Я на основании оценок компетентных специалистов [5, с. 75]. Развиваясь, личность становится не только более строгой при выборе группы индивидов, выполняющих роль социального ...
Опираясь на анализ литературы, можно сделать вывод, что социальную мобильность (в ее вертикальном проявлении) можно подразделить по сферам жизни: экономическую мобильность, профессиональную мобильность, политическую мобильность, и др. В свою очередь, одной из малоизученных разновидностей горизонтальной мобильности является географическая мобильность. Данное явление можно определить как передвижение из одного места в другое (либо при сохранении прежнего статуса, либо вместе с его изменением).
Отметим, что различные авторы в настоящее время дискутируют о различиях между традиционными представлениями о миграции и о географической мобильности, которая превращается в социальную. Так или иначе, жилье индивида являет собой неотъемлемую часть структуры любого общества. Также можно сказать, что жильцы дома придают ему некий специфический смысл, иными словами — дом является социальным маркером, отражающимся в различных социальных отношениях между людьми. В современном обществе, по словам Герасимовой, жилище индивида, а также территориальное местонахождение данного жилья (по принципу престижности района) является маркером социального статуса, а, следовательно, — маркером положения в социальной иерархии. Таким образом, теорию социальной стратификации можно явным образом проследить и в сфере жилья. Некоторые авторы также вводят термин «жилищная мобильность». Она, по словам О.Э. Бессоновой, может быть определена как смена одного вида жилья на другой вид жилья, и при этом процессе может меняться жилищный статус индивида, выражающий местоположение домохозяйства в жилищной системе общества. В статье А.В. Стрельниковой также рассматривается феномен географической мобильности, но с несколько иной точки зрения.
По словам автора, на протяжении жизни люди выстраивают отношения с различными местами своего проживания, и именно восприятие данных мест проживания подразумевает под собой оценку перемещений индивида. Также автор утверждает, что географическая мобильность может изменять свою форму, превращаясь при этом в социальную мобильность. Это явление происходит при накоплении индивидом определенного опыта перемещений. При этом «опыт накладывается на личные и семейные биографические сюжеты и меняет их». Автор рассуждает о том, что, в конечном счете, место жительства индивида «накладывается» на события из биографии, то есть субъективное восприятие своего жилищного пространства может сказаться на всей дальнейшей жизненной траектории. В свою очередь, перемены места жительства ведут к важным изменениям в жизни, и, благодаря биографическим повествованиям, можно выявить мнение самого информанта о его положении в социальной иерархии до переезда и, соответственно, после него. Благодаря этому, можно проследить результаты социальной мобильности.
1 Основные этапы развития социальной психологии как науки
... качеств личности, которым конкретный человек отличается от других людей. Социальное положение – место индивида в определенной конкретной ситуации. Социальная роль – нормативно одобренный образ поведения, выработанный в данном обществе ...
Говоря о том, каким образом можно выстроить типы жилищ в виде некой «жилищной лестницы», стоит обратиться к работе Е.С. Шоминой, которая выделила восемь основных ступеней, образованных по принципу взаимоотношений прав собственника и пользователя жилья (владелец многоквартирного дома, собственник частного дома, собственник квартиры в многоквартирном доме, член жилищного кооператива, квартиросъемщик, житель общежития, захватчик пустующего жилья, бездомный) . Е.Шомина также говорит о том, что позиция индивида на жилищной лестнице взаимосвязана с позицией индивида на социальной лестнице, хотя и из этого правила имеется множество исключений.
Как было рассмотрено выше, социальная мобильность по своей природе подразумевает перемещения между различными социальными позициями. При этом ряд факторов может ускорить или замедлить эти перемещения. Например, в обществе могут существовать социальные лифты факторы, влияющие на скорость вертикальной социальной мобильности. По словам П. Сорокина, социальные лифты позволяют индивидам двигаться как вниз, так и вверх между социальными слоями, однако я хотел бы поподробнее рассмотреть именно их функцию при восходящем движении. Можно утверждать, что этот механизм поощряет конкуренцию между индивидами, а также позволяет отбирать и продвигать всё выше по иерархической цепочке наиболее компетентных индивидов. В статье И.В. Шпекторенко данное явление также рассматривается как некая защита социума от непрофессионализма. Таким образом, мы также можем утверждать, что многие социальные институты могут быть частью этого «механизма» социального лифта. Как один из самых ярких примеров данного явления можно рассмотреть образование индивида. По словам И.В. Шпекторенко: «…социальные лифты соединяют «точки роста» индивида в тех или иных сферах его активности, в тех или иных социальных институтах и социальных общностях, группах в единый механизм с основной задачей: «наверх» социальной иерархии должны попадать только лучшие».
Также исходя из изложенного в статье, основными принципами работы социального лифта являются направленность на развитие общества, мотивация индивидов, оценивание их работы. Данные функции необходимы для создания и дальнейшего поддержания социальной активности в обществе. Однако вернемся к трактовке каналов вертикальной мобильности П. Сорокина. В своей работе он выделил шесть наиболее важных каналов, которые индивид может использовать для быстрого вертикального движения. Важнейшими социальными институтами он считал армию, школу, церковь, а также профессиональные, экономические и политические институты. Рассмотрим их более подробно.
Армия является важным институтом как в мирное, так и в военное время. Однако при наступлении военного положения, данный канал циркуляции играет исключительно важную роль. Благодаря таланту, личностным качествам, а также значительным потерям в командном составе, даже простой военнослужащий может довольно-таки быстро достичь высоких званий, а, следовательно — получить власть и стать важным человеком в социуме.
Далее я хотел бы рассмотреть институт, который присутствует в жизни большинства людей — образование. Институты образования на протяжении всей истории человечества являлись средством вертикальной циркуляции индивидов. По словам Сорокина, в обществах, где институты образования доступны всему населению, образовательная система предстает в виде некоего «…социального лифта, движущегося с самого низа общества до самых верхов». В современном обществе именно образование является одним из самых важных каналов вертикальной мобильности — без него практически невозможно достичь высоких рангов в социальной иерархии. В некоторых странах имеются юридически обоснованные запреты на занятие руководящих должностей без высшего образования. В то же время индивид, который его имеет, скорее всего будет легко двигаться вверх по карьерной лестнице, вне зависимости от его происхождения. Ведущая роль образования признается практически всеми, ведь на данный момент этот институт взял на себя функции, ранее выполняемые церковью, семьей и некоторыми другими институтами.
Социальная и биологическая основы материнства
... них творческого начала. Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, ...
Следующим каналом являются политические организации — данный вид включает множество отдельно взятых институтов, начиная с политических партий, как местных, так и общегосударственных, вплоть до правительства. П.А. Сорокин приводит пример чиновника низшего ранга, или же секретаря у какого-либо влиятельного политика, говоря о том, что рано или поздно (в зависимости от личностных качеств индивида), человек займет высокую должность. Также он отмечает интересный факт — если родители сумели достичь высоких общественных позиций, то их дети, которые родились уже в более высокой социальной страте, чаще всего продолжали это движение вверх и добивались ещё большего: «в результате через два-три поколения все семейство заметно продвигалось по иерархической социальной лестнице». В странах, где установлен демократический строй, данный канал также выполняет свою функцию, однако, в немного видоизмененном варианте — индивид должен каким-либо образом проявить себя, чтобы его заметили. Без участия в политической партии это представляется крайне затруднительным — избиратели гораздо охотнее обратят внимание и выберут представителя партии, нежели самовыдвиженца.
Средства массовой информации также могут способствовать быстрому продвижению вниз по социальной лестнице. Можно сказать, что это — отдельный канал вертикальной циркуляции, поскольку сейчас они играют практически ключевую роль в жизни общества. В настоящее время роль прессы в этом отношении значительно увеличилась ввиду появления интернета, а также развития сферы мобильных технологий.
В контексте данной работы стоит также рассмотреть социальный лифт в виде семьи и брака. В современном мире, данное явление предстает особенно актуальным. Раньше брак между представителями разных социальных статусов приводил либо к социальному продвижению, либо же к упадку одного из партнеров. В наши дни случаи социальной деградации ввиду неравнозначности социального положения довольно-таки редки, зачастую же брак с партнером, статус которого выше, приводит к качественному улучшению статуса (статус мужа и жены уравнивается).
Таким образом, брак является действенным социальным лифтом.
Успех как социальный феномен
... Данная ситуация во многом обусловлена тем фактом, что сами понятия «успех», «социальный успех», «жизненный успех» недостаточно четко определены и разработаны в социальных науках. 1.3 Концепции социального успеха В качестве основы концепции социального успеха ... представлениями об успехе и их практической реализацией. В данном исследовании освещается вопрос успеха как социального феномена, каким ...
В целом, на протяжении всей истории, в любом стратифицированном обществе, существовали и будут существовать каналы вертикальной циркуляции. Их форма меняется, какие-то из них становятся важнее, какие-то наоборот — отходят на второй план, однако, они необходимы обществу.
Как можно заметить, концепция социальной мобильности идёт рука об руку с концепцией социальной стратификации. Это может быть объяснено тем фактом, что именно социальная мобильность выступает в роли механизма социального неравенства.
Итак, благодаря проделанному анализу теоретической литературы, удалось установить различные виды социальной мобильности, а также направления её движения и каналы, которые могут содействовать наиболее быстрому достижению статусных позиций в обществе. Таким образом, к наиболее распространенным в современном обществе социальным лифтам мы можем отнести армию, образование, профессиональные, экономические и политические институты. Также был рассмотрен такой важный концепт, как жилищная мобильность, определяемый как смена одного места жительства на другой, при которой может происходить изменение социального статуса индивида. Важной характеристикой социальной мобильности также является субъективная социальная мобильность, то есть оценка индивидом собственных достижений в таких сферах, как: образование, профессиональная сфера деятельности, престиж и материальный достаток.
Говоря о мобильности с точки зрения социального неравенства, можно представить вертикальную «ось» в виде некой иерархической лестницы, по которой индивид может как спускаться, так и подниматься. Важно, что между восхождением и нисхождением существует определенная асимметрия: практически все люди хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Из этого следует, во-первых, тот факт, что подъем вверх по социальной лестнице — явление добровольное, а спуск — скорее всего вынужденное, и, во-вторых, как свои, так и чужие перемещения по этой лестнице могут оцениваться в терминах «успешности» и «неуспешности». Поэтому я перехожу к анализу категории успеха как атрибута социального неравенства.
Изучением понятия успех занимаются представители многих различных наук, например: социологии, политологии, экономики, социальной психологии, и других. Предстает очевидным тот факт, что восприятие и интерпретация социального успеха бывает совершенно разной среди представителей разных поколений, социальных групп, сфер деятельности. Попробуем выделить общие подходы к трактовке данного явления.
Начать я бы хотел с рассмотрения работ классиков, в которых и появились первые предпосылки рассмотрения данного феномена. В первую очередь, стоит рассмотреть работу Веблена, а именно выдвинутую им теорию праздного класса. Автор рассматривает феномен успеха как некий акт демонстративного потребления. Иными словами, успех основывается на материальных благах. Феномен демонстративного потребления раскрывается с точки зрения социального класса, для которого любая трудовая активность является недопустимой. Этот класс определяет свои нормы, заключающиеся в социальных установках на различного вида материальные блага, будь то: мода, вкус, уровень жизни — в общем и целом, это представляет собой демонстративное потребление.
Социальная работа как профессиональная деятельность 2
... человека как биосоциального существа; внимание на процесс взаимодействия индивида с обществом)(Л. В. Топчий, И. С. Романычев) Социальные службы: типы, структура, особенности функционирования Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, ...
Следующая концепция — теория рационального выбора, предложенная Фридманом и Хетчером. Основной идеей данной теории является то, что концепция успеха может быть рассмотрена как альтернативный выбор, обусловленный лишь личными предпочтениями индивида, которые ограничиваются рамками социальных институтов.
Рассматривая теорию обмена, представленную Джорджем Хомансом, можно выделить несколько этапов на пути к успеху. Первым этапом является само действие, вторым — некая награда за итоги данного действия, третьим же является либо повторение изначального действия, либо действия, приближенного к нему.
С точки зрения такого видного американского психолога, как А. Маслоу, цель обычного, среднестатистического человека — это удовлетворение своих первичных потребностей (имеются в виду такие потребности, как: физиологические, социальные, потребности, связанные с безопасностью).
Индивид, которого мы можем определить, как успешный, имеет ценностную ориентацию на удовлетворение потребностей более высокого типа, таких как: общественное признание и уважение, самоактуализация в обществе и самоуважение.
Б. Дубин в своей работе охарактеризовал феномен успеха как: перевод индивидуального действия в общественное признание (социальный факт) и далее в воспроизводимый структурный элемент общества и механизм его развития. Рассматривая такую формулировку, можно утверждать, что успех — это не случайное стечение каких-либо обстоятельств, а способность индивида грамотно распоряжаться имеющимися у него ресурсами, будь то талант, или что-то иное.
Н.В. Нестерова утверждает, что успех представляет собой «результат целенаправленной деятельности человека по достижению некой цели, значимой для него и являющейся частью осуществления жизненного проекта в соответствии с позитивными ожиданиями».
Существует точка зрения, выдвинутая А.В. Либиным, согласно которой успех представляет иерархическую структуру с разделением по факторам. Личностный успех может выражаться в ощущении семейных, а также субъективных достижений. Успех в профессиональной сфере выражается в уровне признания общественностью итогового результата деятельности индивида. Жизненный же успех может выражаться как благодаря одному из двух вышеперечисленных видов, так и за счет объединения этих аспектов.
Также существует множество различных формулировок данного феномена, однако, в большинстве из них, возможно проследить некое деление данного явления на успех «внешний» и «внутренний». Внутренний успех можно определить следующим образом: «достижение значимой цели с учетом преодоления препятствий на ее пути», или же «характеристика переживания индивидом результата собственных действий».
Говоря о внешнем успехе, можно сказать, что он представляет собой некое социальное признание собственных достижений, а также популярность, с точки зрения оценивания важными для индивида людьми. Также внешний успех может быть определен, как: субъективная оценка результатов собственных усилий. Более того, существуют трактовки данного явления, которые объединяют в себе атрибуты как внешнего, так и внутреннего успеха. Так, например, Е. М. Корж утверждает, что успех может быть определен как: достижение поставленных целей в жизни, имеющих значение для общества и группы, которые обеспечивают определенный уровень положения, положительного отношения со стороны окружающих и личное удовлетворение. Объединения в трактовке феномена успех придерживаются и такие авторы, как О. Ефремова и В. Лабунская. По их мнению, успех — это положительный результат деятельности субъекта по достижению значимых для него целей, отражающих социальные ориентиры общества.
Однако феномен успеха представляется довольно-таки многогранным, так что описать его всего лишь с помощью внешних и внутренних аспектов представляется недостаточным. Именно поэтому я считаю важным упомянуть такую сторону данного явления, как аксиологический успех. Данный аспект наиболее широко раскрывается в работе Т. Ю. Тодышевой. По мнению автора, у большинства индивидов существует некое подсознательное стремление именно к данному виду успеха, который подразумевает под собой сопоставление внешних, материальных результатов собственной деятельности и переживание чувства внутреннего удовлетворения с общественными нормами.
Также существует концепция, выдвинутая А. М. Рикель, согласно которой объединение внешнего и внутреннего аспекта успеха является неправильным, ввиду того, что данные стороны одного феномена имеют совершенно разный генезис. Таким образом, рассмотрение данных аспектов в единой рамке представляется искусственным и не всегда соответствует действительному положению вещей. Иными словами, внутренний успех не во всех случаях соответствует общепринятым критериям внешнего успеха. Данное утверждение также является тождественным и в обратном направлении — индивид может достигнуть внешнего успеха, однако, это не будет соответствовать его субъективным представлениям внутреннего успеха. Таким образом, можно утверждать, что аксиологический успех, как форма объединения внешних и внутренних аспектов одного феномена, является чем-то идеализированным, то есть не всегда применимым и универсальным на практике. Всё зависит от субъективных, индивидуальных условий оценки собственной успешности. При различном восприятии человеком данных критериев, рассматриваемые выше аспекты феномена успех будут совершенно различными, и объединение их в рамках одной концепции станет бессмысленным.
Особенно важным в рамках данной работы я считаю рассмотрение концепта успех как некоего динамичного явления. Иными словами, успех — это не что-то постоянное, константное, субъективный аспект восприятия данного явления может изменяться в течение всей жизни индивида, в зависимости от того, в какой ситуации находится сам индивид. Как пример данного утверждения, можно привести исследование Э. И. Бегловой, данные которого показывают нам, что успех действительно является динамично меняющимся феноменом и зависит от уровня адаптированности конкретной личности под сложившиеся в жизни обстоятельства. Так, например, у женщин с различным уровнем социальной адаптированности, портрет успешного человека изменялся, исходя из сложившихся жизненных обстоятельств, таких как: трудоустройство, материальные блага, семейный статус и так далее.
Далее, рассмотрим некоторые теории успеха, существующие в современной научной литературе. Биологически-направленные теории успеха видят основу данного явления в генетических факторах, изначально заложенных в индивиде. К таковым мы можем отнести интеллект, врожденные способности к чему-либо, внешние данные и так далее. Так, например, Р. Стернбергвыдвинул трехкомпонентную теорию интеллекта, в которой он утверждал, что жизненный успех напрямую связан со способностями индивида к достижению уровня заданных самим собой стандартов в условиях определенного социального контекста. В то же самое время, А.И. Савенков говорит о том, что уровень интеллектуального развития, скорее всего, играет решающую роль исключительно в успехе, связанном с учебной деятельностью, но никак не в общем жизненном успехе. Напротив, Савенков утверждает, что определяющее значение в достижении жизненного успеха принадлежит таким факторам, как эмоциональный и социальный интеллект, который показывает способности индивида при межличностном взаимодействии.
Личностные теории успеха подразумевают под собой некие мотивы, которые индивид преследует на протяжении своей жизни, то есть успех в данной теории выражается через такие индикаторы, как наличие четкого жизненного плана, высокий уровень мотивированности и т.д.
Существуют различные классификации видов успеха. Так, О. И. Ефремова и В. А. Лабунская в своей работе рассматривают такие виды успеха, как:
) успех-популярность — данный вид успеха подразумевает под собой признание обществом особых талантов и незаурядных способностей индивида
) успех как признание авторитетными значимыми другими — приблизительно такой же вид признания достижений индивида, как и в первом случае. Однако подразумевает не какое-то всеобъемлющее, абсолютное признание обществом, а признание заслуг экспертами в важных для индивида сферах
) успех как преодоление и самоопределение — одна из форм, основной идеей которой является преодоление препятствий на пути к реализации себя в обществе
) успех-призвание — в данном конкретном случае, значимым является не сама цель, а путь, который индивид проделал на пути к её достижению
Также мы можем выделить классификацию успеха, представленную в работе С.А. Пакулиной. Она утверждает, что существует две группы мотивов, которые ведут к достижению успеха индивида, а именно внешняя мотивация, и внутренняя мотивация. К внешнему аспекту можно отнести следующие виды успеха:
)успех — удача
)успех — материальные блага
)успех — признание обществом
)успех — власть.
К внутреннему же аспекту относятся такие виды, как:
)успех, как результат деятельности индивидов
)личный успех
)успех — психическое состояние
)успех — преодоление трудностей
)успех — призвание
Как можно заметить, концепция успеха тесно переплетается с социальной стратификацией и вопросом социального неравенства. Н.В. Вяткина в своей работе утверждает, что вокруг концепции социального успеха выстраивается как социальная, так и профессиональная сфера деятельности индивида. Из этого вытекает тот факт, что индивиды, которые обладают разными установками относительно социального успеха, в то же время обладают и совершенно различными социально-статусными характеристиками. Различные представления об успехе задают определенный вектор действий индивида, благодаря которым, по его мнению, может быть достигнут тот самый идеальный образ успеха, жизненный ориентир. Все эти предпринятые индивидом действия ведут к появлению у него определенных социально-статусных атрибутов, которые и составляют картину принадлежности к конкретной социальной группе. Говоря иначе, именно различные представления относительно данного явления выступают как стратифицирующий фактор.
С данной точкой зрения соглашается и А. В. Либин. В своей работе он рассматривает критерии, согласно которым можно определить статусную позицию индивида в стратифицированном обществе. К таким критериям он причисляет:
)доход семьи
)качество домашнего хозяйства
)репутация района проживания
)связи с общественными клубами и организациями
)религиозное влияние
)образование мужчины
)образование женщины
Также он говорит о том, что различия в ценностной ориентации индивидов закладываются на раннем этапе развития личности. Эти различия, по его мнению, связаны с социоэкономическим статусом, который может быть определен благодаря нескольким критериям — уровню образования родителей, а также профессиональному статусу отца. По его словам, чем выше уровень социоэкономического статуса, тем большее участие принимают родители в образовательной сфере деятельности своего ребенка, а также в дальнейшем развитии профессиональной карьеры.
Таким образом, благодаря рассмотренным теоретическим подходам к феноменам успеха и неравенства, удалось выяснить то, что успех является одним из критериев неравенства. Были изучены различные теории успеха, такие как: личностные и биологические, а также классификации видов внешнего и внутреннего успеха индивида. Говоря о рассмотрении успеха и социального неравенства, в первую очередь, стоит отметить, что подъемы и спуски по социальной лестнице могут быть рассмотрены в контексте успеха и неуспеха. Также важным аспектом являются личные представления индивидов о жизненном успехе, в зависимости от которых формируется определенный вектор движения. В свою очередь, под влиянием данного вектора развития, складываются определенные социально — статусные характеристики, которые и являются фактором разделения общества.
успех личностный социальный мобильность
Литература
1.Андерхилл Д. Политика. Толковый словарь. М.: ИНФРА-М: Весь мир, 2001.
.Артамошина Ю. В. Представления об успехе и карьерные ориентации женщин, выполняющих традиционные и нетрадиционные профессиональные роли // Вестн. ТГУ (Томск).
Сер. Гуманитарные науки. Педагогика и психология. 2008. № 6 (62).
С. 295
.Беглова Э. И. Субъективный образ «успешной личности» у женщин с разной социальной и психологической адаптированностью // Вестн. ТГГПУ (Казань).
2010. № 2 (20).
С. 298-303.
.Бессонова О. Э. Жилье: рынок и раздача // Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма. 1993.
.Веблен Т. Теория праздного класса. Прогресс, 1984.
.Вяткина Н. В. Факторы успешности и идеальные типы российских менеджеров среднего звена // Власть. 2015. № 5. С. 104-108.
.Герасимова Е., Чуйкина С. Символические границы и «потребление» городского пространства (Ленинград, 1930-е годы) // Российское городское пространство: попытка осмысления / Под ред. В. Вагина. М.: МОНФ. — 2000. С. 128.
8.Гидденс Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов. М.: Эдиториал УРСС , 1999.
.Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет //М.: ЦСПиМ. 2010. Т. 592. 576 c.
.Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. — М. : Книж. дом» Университет», 2003.
.Дейк Т. А. ван, Караулов Ю. Н., Петров В. В. Язык, познание, коммуникация: сборник работ. Прогресс, 1989.
.Дембицкий С. Обоснованная теория: стратегия сбора и анализа качественных данных при теоретической валидизации // Социология: теория, методы, маркетинг. 2010. №. 2. С. 65, 69
.Джери Д., Большой толковый социологический словарь. COLLINS — OXFORD, 2001.
.Дубин Б. Успех по-русски // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2008. №. 5, С 19.
.Дэвис К., Мур У. Некоторые принципы стратификации //Социальная стратификация/Отв. ред. С. А Белановский. — 2012. — №. 1. — С. 160-177.
.Ефремова О. И., Лабунская В. А. Психология успешного поведения личности // Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Лабунской. М., 2009. С. 321-338.
.Журавлев В. Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях //Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М).
— 2014. — №. 3-4. — С. 34-43.
.Заславская Т. И. Социальный механизм трансформации российского общества //Социологический журнал. — 2015. — №. 3. — С. С. 5-21.
.Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Прикладная социология: Учебное пособие. — М.: Гардарики,2014. С. 98.
.Исупова О. Г. Конверсационный анализ: представление метода Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М).
— 2012. — №. 15. — С. 33-51.
.Корж Е.М. Некоторые критерии оценки достижения жизненного успеха Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2008. № 1. С. 32
.Майвальд К. О. Секвенциальный анализ в немецкой социологии: компетенция и практика //Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М).
— 2011. — №. 32. — С. 143-179.