Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних в Центре.
Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними ведется после помещения ребенка в реабилитационное учреждение. Организация реабилитационного процесса осуществляется комплексно.
Комплексный подход реабилитации основывается на ряде принципов:
— выявление и экспертная оценка реабилитационного потенциала каждого ребенка;
— выделение приоритетного направления реабилитации;
— дифференцированный подход к организации и реализации реабилитационных мероприятий;
— последовательность реабилитационного воздействия; преемственность методов реабилитации при комплексном воздействии.
При поступлении несовершеннолетнего в Центр специалистами проводится его комплексное психолого-медико-педагогическое обследование и разработка индивидуальной программы его социальной реабилитации.
Работа дневного отделения строится на основе индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних, куда входят индивидуальные педагогические карты по работе с детьми, карты индивидуальной диагностики, карты воспитанников с психологической программой реабилитации.
Программы включают в себя мероприятия по защите прав несовершеннолетних, их возвращении в семью или дальнейшему жизнеустройству, психолого-педагогическую коррекцию, медико-социальную реабилитацию.
Важнейшим направлением деятельности является организация эффективного сопровождения развития ребенка:
— работа с микросредой, в которой постоянно проживает ребенок,
— оказание помощи в интеллектуальном и личностном развитии,
— снятие психологических барьеров, страхов и т.д.
Основные направления в работе специалистов:
Изучение социально-психологических ценностей личности воспитанников, социально-психологических влияний микросреды, индивидуальных способностей воспитанников
|
Организация воспитательно-развивающих взаимодействий с воспитанниками
|
Социально-психологическая и педагогическая помощь и поддержка личности, помощь несовершеннолетним в ликвидации трудной жизненной ситуации. |
Коррекция отношений, способов социального действия, посредничество в творческом развитии личности и группы, организация мониторинга. |
В своей работе педагоги отделения используют следующие методы:
Наблюдение, беседы, опрос экспертов, интервьюирование, анкетирование, тестирование, невербальный анализ, изучение документов, разработка и реализация ИПСПРН |
Отношения участия, поддержка детей из семей риска, содействие в решении проблем, сотрудничество с семьей, школой, учебными заведениями, посредничество в личной самореализации, побуждение личности к самореализации самостоятельности
|
Прояснение проблемы, решение проблемы, выбор программы и плана действия ,обсуждение путей решения проблемы, помощь в организации выхода из проблемы, координация условий ближайшего окружения личности, создание группы поддержки.
|
Моделирование ситуаций для нового опыта, моделирование сфер успешной деятельности, организация диалога сотрудничества, организация микросреды с измененными отношениями, помощь в разблокировке позитивных эмоций, создание и оценка ситуаций успеха, изменение представлений личностного о своем «Я», поддержка инициатив, создание условий для творчества.
|
Реабилитационная работа с ребенком в учреждении строится по следующим основным этапам:
— подготовительный — это сбор информации: знакомство с ребенком, с семьей, социальным окружением и условиями среды, обследование и социальная диагностика физического и психического состояния; (по программе «Адаптация»
— организационный — анализ информации, выявление возможностей, дифференциация проблем и нужд, разработка программы индивидуальной работы ;
— практический — реализация индивидуальной программы, непосредственно реабилитационная деятельность.
В отделении разработан План реализации социально-педагогической реабилитации воспитанников, приоритетными направлениями которого является:
Гражданско-патриотическое;
Спортивно-оздоровительное;
Духовно-нравственное;
Экологическое;
Изучение личности;
Индивидуальная работа с детьми «группа риска»;
Серьезное внимание в реабилитации несовершеннолетних уделяется развитию навыков культуры поведения. Специалисты стационарного отделения корректируют взаимодействие детей в совместной деятельности, прививают им навыки культуры принятия пищи, приучают к выполнению правил поведения в общественных местах.
Одним из приоритетных направлений является педагогическая реабилитация, включающая в себя формирование положительной мотивации и активизации познавательной деятельности.
Как правило, у большей части несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, утрачены связи со школой, имеются большие пробелы в знаниях. Поэтому восстановление статуса ученика осуществляется при прямом участии специалистов СРЦН. Специалистами отделения (психологом, социальным педагогом, воспитателем) проводится диагностика педагогической запущенности ребенка, в программу социальной реабилитации включаются мероприятия по ее устранению. Проводятся занятия по развитию памяти, мышления, внимания. Формы занятий различные: игры, тренинги, беседы. Цель таких занятий — содействие психическому и интеллектуальному развитию детей, формирование положительной мотивации к учебной деятельности.
Домашние задания дети выполняют под контролем социального педагога, который не только оказывает помощь, объясняя непонятный материал, но и постепенно приучает ребенка к самостоятельности, активности. Все это создает оптимальные условия и способствует возвращению каждого ребенка в школу, восстановлению статуса ученика.
Большая работа проводится специалистами социально-реабилитационного центра и социальным педагогом отделения по воссозданию социального статуса ребенка и его семьи: оказывается помощь в оформлении документов, получении пособий, установлении личности воспитанника, поиску его родственников. Все документы подшиваются социальным педагогом в личном деле несовершеннолетних.
Особое место в успешной социализации безнадзорного ребенка отводится сохранению родственных отношений с семьей. С этой целью специалисты отделения работают по трем основным направлениям:
— возвращение подростка в родную семью,
-поиск для него попечительской семьи,
— создание атмосферы в самом учреждении.
С родителями воспитанников проводится еженедельная профилактическая работа, которая способствует возвращению детей в родную семью.