Сообщение по дисциплине:

Санкт-Петербургский Государственный Университет Сервиса и Экономики

Психология

на тему:

Лидерство и руководство в малых группах. Теории лидерства. Стили лидерства.

Выполнила: студентка ИСиУСП

1 курс группа 3504.1 д/о

Зиновьева Екатерина

Санкт – Петербург

2008

1. Лидерство и руководство в малых группах

Успех деятельности любой организации напрямую связан с характером руководства, отношениями, которые складываются между руководителями и подчиненными. По мнению западных менеджеров насколько невозможно нормально управлять производством без знания экономики и права, настолько невозможно руководить людьми без знания социальной психологии и психологии управления.

Одной из ключевых проблем в психологии управления является проблема лидерства и руководства. Понятия «лидер» и ‘руководитель» имеют в содержании много общего. Тот и другой организуют, побуждают группу на решение стоящих перед нею задач, определяют выбор способов и средств их решения. Вместе с тем, эти понятия далеко не тождественны. Отсутствие знаний, в чем состоит различие между лидерством и руководством мешает руководителю на практике правильно построить свое управленческое поведение.

В общих чертах лидерство отражает отношения доминирования и подчинения, складывающиеся в группе в процессе межличностных контактов, тогда как руководство относится к организации всей деятельности группы в целом. При подробном сравнительном анализе обнаруживаются следующие различия:

23 стр., 11500 слов

Вопрос 1. Понятие лидер в различных науках. Соотношение понятий ...

... деятельности совместной и регулировании взаимоотношений в группе. Соотношение понятий «лидерство», «руководство», «управление». ЛИДЕРСТВО - обозначение осуществления полномочий власти и влияния внутри социальной группы; ... гг до настоящего времени относится к современным отечественным исследованиям лидерства. 3. История зарубежной психологии лидерства. Т. В. Бендас, периодизация: 1 период – до начала ...

— лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель — официальных отношений группы, как организации;

— лидерство возникает в условиях микросреды, т.е. небольшой контактной группы, руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

— лидерство возникает стихийно, а руководитель либо назначается, либо избирается, но в любом случае этот процесс находится под контролем организации, как социальной структуры;

лидерство отличается от руководства меньшей стабильностью, т.к. зависит от настроения группы, характера ситуации и не подкреплено в отличие от руководства системой правовых санкций;

— процесс решения руководителя определяется не только внутригрупповыми, но и внешними обстоятельствами (например, связями с другими организациями и т.д.), тогда как лидер решает только проблемы, возникающие в группе;

— лидер действует внутри группы, а руководитель связывает группу с другими социальными системами.

Процесс руководства состоит из совокупности взаимодействий руководителя с подчиненными, где руководитель осуществляет постановку целей, контроль и корректировку деятельности по ее достижению, а подчиненные обеспечивают исполнение самой деятельности.

Основную содержательную сторону руководства можно представить через совокупность функций руководителя.

За многолетний период исследований, как в теоретическом, так и прикладном аспектах, было предложено множество различных классификаций этих функций. Дифференцирование их имеет условный характер, т.к. на практике все функции неразрывно связаны друг с другом.

Термин группа употребляется в данном случае как сокращение от термина «малая группа». Под малой группой понимается совокупность людей, которые обязательно контактируют, взаимодействуют между собой и оказывают друг на друга при этом определенное влияние (а не просто вместе соприсутствуют).

Примером малых групп могут служить первичные производственные коллективы, управленческие команды и т.д.

Основным компонентом деятельности руководителя является подготовка и принятие управленческих решений. От степени обоснованности этих решений зависит успех деятельности всей группы в целом.

Общую схему этого процесса можно очертить следующим образом. Началом служит обнаружение, выявление, осознание самой проблемы. Этот процесс сопровождается сбором необходимой информации, ее соответствующей подготовкой и анализом. Результатом является четкое формулирование возникшей задачи. Как правило, существует не единственная возможность решения этой задачи. Поэтому необходим анализ условий, вариантов, соотнесение их с критериями эффективности решения. Завершается этот процесс окончательным выбором такого варианта, который наиболее соответствует решению проблемы в ракурсе общих целей организации.

17 стр., 8073 слов

Взаимосвязь стилей руководства и представления руководителя о конфликте

... от всей групповой деятельности». [31] Предмет исследования:Взаимосвязь стиля руководства и представления руководителя о конфликтах. Методы и методики: Шкалы характеристик наименее предпочитаемого ... конфликтах. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что между стилем руководства и представлением руководителя о конфликте существует статистически значимая взаимосвязь. Её сущность заключается ...

Инструментом осуществления процесса руководства является власть, как формальная, которой руководитель наделен изначально, так и неформальная, которую он завоевывает сам, за счет своих личных качеств, знаний, умений, навыков.

Власть выражается в возможности одного человека (или многих) влиять на поведение другого человека (или многих людей).

На основании способов воздействия влияние на подчиненных принято выделять методы руководства — административные, экономические и социально-психологические.

Административные методы заключаются в использовании руководителем для воздействия на подчиненных (т.е. осуществления власти) своих правовых полномочий. Способ воздействия — правовые санкции.

Экономические методы — это фактически вариации материального стимулирования подчиненных. Способ воздействия — денежное или эквивалентное ему вознаграждение.

Социально-психологические методы включают в себя приемы воздействия на личность с помощью групповых норм, ценностных ориентации, личного авторитета и т.д. Способы воздействия — убеждения.

Лидер для «завоевания власти» в группе использует такие же формы влияния (кроме правовых полномочий) как и руководитель:

— власть, основанная на принуждении (это страх ведомого перед любыми лишениями, неприятностями, которые может доставить лидер в случае неподчинения. Например, бойкот, унижение и т.д.);

— власть основанная на вознаграждении (это положительное подкрепление необходимого поведения ведомого лидером, например, похвала);

— власть основанная на традиции (это использование привычки людей подчиняться социальным нормам поведения вообще и в данной группе; такое подчинение дает чувство защищенности, принадлежности к группе);

— власть примера (это привлекательность, сила личных качеств, способностей лидера, которые создают у ведомого желание быть похожим на него, через подчинение лидеру добиться благосклонности, уважения);

— власть эксперта (это вера в ценность знаний лидера, его компетенцию);

— власть убеждения (это эффективная передача своей точки зрения лидера ведомому);

— власть через участие (это привлечение ведомых к участию в управлении, т.е. формирование целей и задач деятельности, которую они потом будут выполнять).

2. Теории лидерства

Теории лидерства. Обзор основных концепций.

1. Теории великого человека. Лидер — мужчина с врожденными характеристиками героя, которые позволяют ему иметь власть и влиять на людей.

2. Теории личностных качеств. С 20-х годов прошлого века пытались выделить особые качества лидера. Хотя до сих пор не найден однозначный пакет лидерских качеств, интерес к этим исследованиям сохраняется.

3. Поведенческие теории. В 50-е годы прошлого века выявляются поведенческие отличия эффективных / неэффективных руководителей: стиль руководства (автократичный или демократичный), роли, функции менеджмента. Спор о том, какой стиль лучше; позже стали говорить о ситуационности использования стилей.

4. Вероятностные (ситуационные) теории. Лидеры могут адекватно оценивать ситуацию и адаптировать свое поведение.

8 стр., 3855 слов

Понятие лидер и лидерство. Его виды и функции

... рассматривать как самодостаточную высшую ценность, что позволило глубже понять мотивацию лидера. Власть при этом подходе ьыспупает не столько как феномен компенсации, сколько ... Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»). 2. Психологические потребности и мотивы лидерства Поведение любого лидера практически всегда ...

5. Теории влияния. В центре исследования — харизматический лидер, чья власть основана не на должности, а на личностных качествах. Попытка определить формы поведения, отличающие лидера от других, условия, способствующие становлению харизматического лидера. Считается, что лидеры инициируют изменения, вдохновляя последователей образом будущего.

6. Теории взаимоотношений. С конца 70 –х годов идеи лидерства стали связывать со взаимоотношениями лидера и его группы и их влияния друг на друга. Рассматривают не столько деятельность лидера, сколько процесс налаживания отношений. Межличностные отношения – главный фактор эффективности лидера. Здесь — Теория Трансформационного Лидерства, которое характеризуется способностью к осуществлению значительных изменений. Трансформационный лидер привносит изменения в концепцию будущего развития организации, в ее стратегию, культуру, производство и применяемых технологий. В отличие от него трансакционный лидер концентрирует внимание на текущей деятельности, традиционных функциях менеджмента. Этот лидер склонен следовать общепринятым правилам и стремится к стабильности больше, чем к изменениям. Теория лидерства как служения – лидер не столько руководит и контролирует, сколько служит другим, он ставит интересы других выше своих. Личные качества, необходимые для установления конструктивных взаимоотношений: эмоциональный интеллект, ум, честь, мораль, смелость. Лидеры налаживают отношения, мотивируя людей, передавая им властные полномочия, стимулируя работу в командах, поддерживая разнообразие.

7. Современные теории. Лидеры создают обучающиеся организации, формируют корпоративную культуру для реализации перспективных концепций. Разрушается иерархическая структура, организация превращается в сообщество людей с одинаковыми интересами и целями.

Современные лидеры направляют больше усилий на проведение изменений.

По мнению Боба Ленгела, эволюция лидерства прошла 4 этапа.

1 Этап:

Стабильная среда, при которой люди могут ожидать, что успешные в прошлом методы будут эффективны и в будущем.

Действия лидера — на макроуровне. На макроуровне рассматриваются группы людей, ряд ситуаций, организация и общество в целом, фундаментальные идеи, ценности, стратегии, общие задачи, корпративная культура и направление деятельности организации. В этом случае лидеры ориентированы не столько на правила, предписания и систему контроля, сколько на налаживание отношений с людьми.

Речь идет о добюрократической организации, когда организация маленькая. Лидер видит общую картину и координирует корпоративную деятельность. Лидер – герой, великий человек, способный решить любую проблему (теория великого человека).

2 Этап:

Стабильная среда.

Действия лидера на микроуровне связаны со специфическими ситуациями, особыми заданиями, отдельными людьми. Для достижения некоторых целей надо сконцентрировать внимание на одном человеке, одном задании, одном методе. Это объективный, логический подход к руководству.

В центре — крупные организации с их иерархией и бюрократией, где есть правила и процедуры для повышения эффективности и производительности.

Лидер определяет направление деятельности, осуществляет контроль, практикует обезличенный подход, при котором от сотрудников требуется подчинение и внимание на детали, а не на общую картину.

6 стр., 2758 слов

ЛИДЕРСТВО(1-10)

... Наличие стратегического компонента – это основная черта, которая отличает лидерство от руководства. - Компонент действия. Лидер движет организацию из точки А в точку Б. Видение, ... коммуникативной концепции рассматривают власть как результат совместного взаимодействия субъектов. В позднеклассических теориях власть рассматривается как метафизический принцип, а не как социальный феномен. Власть ...

На арене – лидер – рационоальный менеджер (поведенческие теории).

3 Этап:

Хаотичная/быстроменяющаяся среда. В условиях постоянных перемен, непредсказуемости лидеры считают, что им нужно поддерживать рискованные действия и обучение. Они создают картину будущего и стратегию, вдохновляют подчиненных и передают им властные полномочия, направляя деятельность сотрудников в единое русло.

Действия – на микроуровне.

Появляются горизонтальная организация, межфункциональные команды.

Идет сокращение персонала, налаживание работы в команде, модернизация оргструктуры. Проводятся программы по повышению качества. Делегируются полномочия для повышения мотивации и лояльности.

Это — время Командного Лидера (теории взаимоотношений).

4 Этап:

Хаотичная/быстро меняющаяся среда.

Деятельность на макроуровне.

Это время обучающихся организаций, электронного бизнеса.

В обучающейся организации сотрудники имеют общую цель и свободно обмениваются информацией. Поощряется инновационность, креативность, ответственность, готовность идти на риск, извлечение выводов из неудач. В центре — не власть и контроль, а создание картины будущего, утверждение корпоративных ценностей, налаживание конструктивных отношений с подчиненными. Поощряется личностное и профразвитие лидера, который, в свою очередь, поддерживает рост и развитие подчиненных. Ценятся гибкость и адаптивность.

В центре — Обучающийся Лидер (современные теории).

Для развития темы лидера и лидерства, для расширения и углубления понимания, а также для подтверждения вышеизложенного, приведу некоторые высказывания признанных западных авторитетов в сфере лидерства.

3. Эволюция теорий лидерства

— Теория великого человека. Теория великого человека была особенно популярна в конце XIX и начале XX вв., хотя ее отголоски слышны во многих популярных теориях современности. В основе теории великого человека лежит идея, что лидер рождается с врожденными необъяснимыми, а для простых смертных и непостижимыми, навыками и умениями. В результате эти люди возвышаются до уровня героев. — Теория характерных черт. Эта теория продолжает появляться в многочисленных книгах. Основной ее постулат заключается в том, что если вы знаете, кем являются великие люди, то можете проанализировать собственную личность и поведение и развивать у себя черты, которыми обладают лидеры. Это, конечно, привлекательно, но по сути ошибочно. Более того, среди многочисленных книг, в которых делаются я пытки выделить характерные черты лидеров, нет единства. — Теория силы и влияния. Эта теория концентрирует основное внимание на сетях власти и влиянии, которые создает лидер. В основе этой теории лежит пред­положение, что все дороги ведут к лидеру, и отрицается значение последователей и силы культуры организации. — Бихевиористская теория. В какой-то степени школа бихевиористов продолжает сохранять свое влияние и сегодня. В ней подчеркивается, что действия лиде­ров важнее их характерных черт. Среди ее сторонников есть Блейк (Blake) и Моутон (Mouton) -создатели «управленческой решетки» и Ренсис Ликерт (Rensis Likert).

6 стр., 2758 слов

ЛИДЕРСТВО(1-10)

... и интуиции. Наличие стратегического компонента – это основная черта, которая отличает лидерство от руководства. - Компонент действия. Лидер движет организацию из точки А в точку Б. Видение, которое ... в данной организации. Таким образом, власть в организации с точки зрения позднеклассических теорий можно рассматривать лишь как один из элементов властных отношений, рассредоточенных во всем ...

Ситуационная теория. Ситуационная теория рассматривает лидерство как характерную черту ситуации, а не конкретного типа личности. В ее основе ле­жит привлекательная идея, что различные обстоятельства требуют различных форм лидерства. В число ее сторонников входят Кеннет Бланшард (Kenneth Blanchard} и Пол Херси (Paul Mersey), чья кни­га «Теория ситуационного лидерства» («Situational Leadership Theory») и сегодня остается манифестом ситуационалистов. — Теория случайности. Развившиеся из ситуационной теории подходы на основе случай­ности пытаются выбирать ситуационные переменные, которые наилучшим образом указывают, какие стили лидерства в большей степени подходят к тем или иным обстоятельствам. — Трансакционная теория. Все более входящая в моду трансакционная теория уделяет основное внимание отношениям между лидерами и последователями. В ней анализируется взаимная выгода от отношений на основе обмена, когда лидер предлагает определенные вещи, такие, как ресурсы или вознаграждение, в обмен на признание последователями его власти. — Теория компетенции. Этот подход поднимает значение последователей на более высокий уровень, концентрируясь на тех качествах, которые последователи приписывают конкретному лидеру. — Трансформационная теория. В то время как модели трансакционного лидерства базируются на внешних, неглубинных мотивациях при отношениях обмена, в основе трансформационного лидерства лежит внутренняя мотивация. Таким образом, здесь акцент делается не на лести и преданности последователей, а на их действительной приверженности идеям лидера. В связи с этим лидер трансформационного типа является активным и творческим человеком, умеющим думать широко и образно».

4. Стили лидерства

А теперь о том, какими приемами и какими словами на языке тела лидер утверждает право на свое руководящее положение. Незадолго до начала второй мировой войны Чарли Чаплин создал кинокартину Великий диктатор. Как и во всех фильмах Чаплина в этой ленте многое строится на языке тела. Одна из наиболее удачных сцен разыгрывается в парикмахерской. По ходу фильма Гитлера, которого играет Чаплин, и Муссолини, которого играет Джэк Оуки, бреют в соседних креслах. Сцена строится на том, что каждый из персонажей стремится поставить себя в господствующее положение в отношении другого. Так как оба героя, покрытые мылом и запеленутые, оказались в креслах, то они могли выразить свое превосходство, лишь регулируя высоту своих кресел с помощью специальной ручки, до которой они могли дотянуться. Сцена строилась на попытках Гитлера и Муссолини поднять свои кресла как можно выше. Превосходство, достигаемое физически более высоким положением, известно еще животному миру. Исследования, проведенные недавно среди волков, показали, что вожак стаи утверждает свое превосходство, сбивая по очереди своих сородичей на землю и возвышаясь над ними. Подчиненный выражает свою покорность, проползая под вожаком и оставляя незащищенными горло и живот. Лидерство оказывается у того, кто возвышается над другими. То же самое происходит и среди людей. Мы знаем о традиции преклонения перед царями, идолами, алтарями. Вообще поклоны и приседания — это варианты выражения своего приниженного положения. Все эти действия показывают на языке тела: Вы выше меня, а поэтому вы господин. Один молодой человек почти двухметрового роста весьма преуспел в бизнесе благодаря своей способности ладить со своими коллегами и клиентами. Наблюдая его на работе в ходе осуществления им особенно выгодных сделок, я обратил внимание на то, что при любой возможности он старался наклониться, согнуться или сесть, чтобы его партнер занял господствующее положение и ощущал свое превосходство. Во время семейных собраний главный их член, обычно отец семейства, стремится занять центральное положение за прямоугольным или овальным столом. Выбор круглого стола для семьи может кое-что рассказать о семейных отношениях. Во время деловых или научных дискуссий за столом руководитель группы автоматически занимает главное место. О том, что форма стола предопределяет равенство или неравенство его участников, было известно, еще в те времена, когда были сложены легенды о короле Артуре и его рыцарях Круглого Стола. Стол был круглым для того, чтобы все, сидевшие за ним, чувствовали себя равными. Однако этот принцип был в значительной степени ослаблен тем, что король Артур был господствующей фигурой вне зависимости от того, где он сидел. Статус каждого рыцаря снижался по мере уменьшения расстояния между ним и королем.

11 стр., 5497 слов

Личность как субъект управления. Сущность и теории лидерства

... и основные требования к профессиональной компетенции менеджеров; рассмотреть сущность и теории лидерства. Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, результаты ... современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно. Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и ...

«Формирование лидерских качеств имеет место тогда, когда на карту поставлено что-то очень важное, когда требуется разрешить неотложную проблему. Успех – дело практики и анализа».

Список использованной литературы:

  • Ричард Дафт, «Уроки Лидерства»
  • Джим Коллинз, «От хорошего к великому»
  • Роберт Харгроув, Мишель Рено, «Ваш коуч»