Тема 1. Методологические основания и основные понятия кризисной психологии

Тема 1. Методологические основания и основные понятия кризисной психологии

История становления кризисной психологии. Предмет кризисной психологии. Причины выделения кризисной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки. Методологические основания кризисной психологии.

Понятия кризисной психологии. Жизненный путь личности. Кризис. Классификация кризисов. Кризисная ситуация. Со-бытие как совместное бытие. Психическая травма.

Тема 2. Теории Стресса

Адаптационный синдром Г. Селье. Стадии развития стресса. Два ответа на стресс: синтоксический и катаксический. Оптимальный уровень стресса.

Транзактная теория стресса и копинга Р. Лазаруса. Психологические компоненты стресса. Диагностика стресса и копинга.

Ресурсная теория стресса С.Хобфолла. Внутренние и внешние ресурсы. Принцип консервации ресурсов.

Посттравматический стресс. Определение понятия. История становления теории. Симптоматика, диагностика, эпидемиология.

Базовые убеждения (иллюзии) и психическая травма. Крушение и восстановление базисных убеждений (С. Эпштейн, Р. Янофф-Бульман).

Диагностика базисных убеждений.

Тема 3. Экзистенциальные тревоги

Типы экзистенциальных тревог. Систематика базисных тревог: тревога смерти и судьбы, вины и осуждения, пустоты и отсутствия смысла. Онтологическая основа страха и тревоги, их сходство и различие. Природа патологической тревоги. Диагностика тревоги смерти.

Тема 4. Психология переживания

Концепции переживания. Переживание как внутренняя работа (Ф. Василюк).

Переживание как отражение открытого диалога с ситуацией (А. Ленгле).

Психология горя. Основные подходы к переживанию потери. Возрастные особенности переживания горя. Психология плача. Последствия потери.

Тема 5. Стратегия, принципы и методы психологической помощи в кризисных ситуациях

Превентивный (стратегический) подход к оказанию психологической помощи в кризисных ситуациях. Принципы превентивного подхода.

Психологический дебрифинг как форма кризисной интервенции. Правила проведения и задачи дебрифинга на всех фазах его проведения. Структура психологического дебрифинга. Ограничения в проведении. Требования к ведущему.

12 стр., 5527 слов

Понятие стресса, признаки, причины. Диагностика и предупреждение ...

... человека. Тема настоящей контрольной работы - понятие стресса признаки причины диагностика и предупреждение стрессового состояния. В ходе ... аналогия интересна тем что понятие стресс в современной физиологии психологии медицине базирующейся на клинических исследованиях ... влияние и на возникновение стресса в зрелом возрасте порождая отсутствие чувства базисной безопасности что расширяет круг ...

Группа поддержки взрослым и детям в горе. Цель и задачи проведения группы поддержки: Форма, тип группы поддержки.

Переосмысление как эффективный способ преодоления кризисного события. Учение о смысле В.Франкла. Система ценностей осмысленной жизни. Методы логотерапии.

Психологическое просвещение как опосредованная форма психологической помощи.

Тема 6. Психологический «код выживания»

Психология в поисках «кода выживания». В. Франкл «выживание через веру в себя». П. Тиллих «мужество быть». Мужество как самоутверждение вопреки. Салютогенетическая парадигма А. Антоновского. Чувство связанности как показатель психологического здоровья, как фактор стрессоустойчивости. Жизнестойкость (харди-показатель) С. Мадди.

Многомерная модель самовосстанавливаемости BASIC Ph М. Лаада. Психологическая жизнеспособность и внутренняя устойчивость. Код человеческого выживания. Шесть фундаментальных попыток. Метод измерения личного кода самовосстанавливаемости. Сочинение рассказов в шести частях (6 PSM).

Метафорические ассоциативные карты «соре» в работе с травмой и поиске ресурсов.

Концепция непрерывности. Виды непрерывностей: когнитивная, социальная, эмоциональная, функциональная, ценностная, физиологическая, мечтаний. Типы непрерывностей: функционирующие, поврежденные, разорванные. Восстановление непрерывности.

Вопросы

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

ТЕМА 1. Методологические основания и основные понятия кризисной психологии – 2 часа

  1. Изучение событийной сферы человека [1, 2]

ТЕМА 2. Теории стресса – 4 часа

  1. Диагностика стресса [1, 7]
  2. Диагностика копинга стресса [1, 2, 7]

ТЕМА 3. Экзистенциальные тревоги – 4 часа

3.1. Диагностика отношения к смерти [5]

3.2. Диагностика базисных убеждений [5]

ТЕМА 5. Стратегия, принципы и методы психологической помощи в кризисных ситуациях – 4 часа

5.1. Психологическое просвещение как опосредованная форма психологической помощи [3].

5.2. Методы логотерапии [5, 12].

ТЕМА 6. Психологический «код выживания» − 2 часа

8 стр., 3618 слов

Конспект №10 «Педагогическая помощь и психологическая коррекция ...

... ходит по раскаленным углям босой, речь идет о взаимодействии психологических и физиологических факторов, сходных с истерией. Ни угли, ни ... другими и в большинстве своем всегда готовы прийти на помощь. Но через некоторое время, ближе познакомившись со своим ... себе окружающих людей, когда ему удастся преодолеть себя с помощью нового окружения. Напротив, сверхчувствительный ребенок будет считать, что ему ...

6.1. Восстановление непрерывности [5].

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

ПО дисциплине «КРИЗИСНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

  1. История становления и развития кризисной психологии
  2. Онтогенез и/или жизненный путь – два методологических подхода анализа личностного развития
  3. Изучение событийной сферы человека
  4. Понятие «кризис». Классификация кризисов
  5. Кризисная ситуация и кризисное событие
  6. Понятие о психической травме
  7. Адаптационный синдром Г. Селье
  8. Стадии развития стресса. Два ответа на стресс: синтоксический и катаксический
  9. Транзактная теория стресса и копинга Р. Лазаруса
  10. Стресс, копинг, социальная сеть поддержки
  11. Ресурсная теория стресса С. Хобфолла
  12. Диагностика стресса
  13. Диагностика копинга стресса
  14. История становления теории ПТСР
  15. Симптоматика и эпидемиология ПТСР
  16. Диагностика ПТСР
  17. Треугольник травмированной личности. Крушение базовых иллюзий
  18. Различие понятий «страх» и «тревога»
  19. Типы экзистенциальных тревог и психическое здоровье
  20. Базисные тревоги: тревога смерти и судьбы, вины и осуждения, пустоты и отсутствия смысла
  21. Онтологическая основа страха и тревоги, их сходство и различие
  22. Невротическая и здоровая личность. Природа патологической тревоги
  23. Диагностика базисных убеждений
  24. Концепция переживания Ф.Василюка
  25. Переживание как отражение открытого диалога с ситуацией А. Ленгле
  26. Основные подходы в отечественной и зарубежной психологии к переживанию потери
  27. Симптоматический подход к переживанию утраты
  28. Подход к переживанию утраты с точки зрения решения задач
  29. Возрастные особенности переживания горя
  30. Виды непрерывностей: когнитивная, социальная, эмоциональная, функциональная, ценностная, физиологическая, мечтаний
  31. Типы непрерывностей. Восстановление непрерывности
  32. Стремление к смыслу и учение о смысле В. Франкла
  33. Экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз
  34. Система ценностей осмысленной жизни: творчество, переживание, отношение к своей судьбе
  35. Методы логотерапии: вовлеченность, дерефлексия, парадоксальная интенция, переосмысление
  36. Подходы к коррекции травматического стресса
  37. Превентивный подход к оказанию психологической помощи в кризисных ситациях
  38. Психологическое просвещение как опосредованная форма психологической помощи
  39. Требования к ведущему психологического дебрифинга
  40. Правила проведения дебрифинга: пространство, время и место
  41. Структура психологического дебрифинга. Задачи дебрифинга на всех фазах его проведения
  42. Цель и задачи группы поддержки
  43. Специфика взрослой и детской групп поддержки
  44. Процедура и этапы групп поддержки взрослой и детской
  45. Модель самовосстанавливаемости В. Франкла «выживание через веру в себя»
  46. Концепция П. Тиллиха «мужество быть»
  47. Салютогенетическая парадигма А. Антоновского
  48. Жизнестойкость (харди-показатель) С. Мадди
  49. Многомерная модель самовосстанавливаемости BASICPh
  50. Метафорические ассоциативные карты «соре» в работе с травмой и поиске ресурсов

Список рекомендуемой литературы осноВная литература

  1. Гончарова, С.С. Совладающее поведение: теория, диагностика и результаты исследований / С.С. Гончарова, В.И. Слепкова. – Мн.: БГПУ, 2010. – 200 с.
  2. Гончарова, С.С. Стратегии психологического преодоления кризисных событий жизненного пути: учеб.-метод.пособие /С.С. Гончарова, Л.А. Пергаменщик. − Минск: БГПУ, 2007. – 90 с.
  3. Пергаменщик, Л.А. Кризисная психология. Учебное пособие / Л.А. Пергаменщик. – Мн.: Выш. Шк., 2004. – 239 с.
  4. Пергаменщик, Л.А. Посттравматический стресс: понять и преодолеть / Л.А. Пергаменщик. – Минск: БГПУ, 2008. – 139 с.
  5. Пергаменщик, Л.А. Кризисное вмешательство // Л.А. Пергаменщик, Н.Л. Пузыревич. Мн.: БГПУ, 2011.100 с.
  6. Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина. – СПб: Питер, 2001. – 272 с.

Дополнительная литература

  1. Абабков В.П., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПБ.: Речь, 2004.
  2. Анцыферова, Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и “техника ее бытия” // Психол. журнал. −Т.14. −№ 2.− М., 1993. −С. 3–16.
  3. Бермант-Полякова, О.В. Посттравма: диагностика и терапия / О.В. Бермант-Полякова. − Спб: Речь, 2006. – 248 с.
  4. Бинсвангер, Л. Бытие-в-мире / Л. Бинсвангер. −М.,1999.
  5. Гончарова, С.С. Переживание утраты близкого человека как психологическая проблема // Весцi БДПУ, 2010. – № 2− С.17-21.
  6. Гончарова, С.С. Преодоление психологических травм // С.С. Гончарова, Л.А. Пергаменщик Л.А., М.И. Яковчук. − Мн: НИО, 1999. −55 с.
  7. Исаев, Д.Н. Отношение детей разного возраста к смерти родителя // Обозрение психиатрии и медицинской психологии института имени Бехтерева В.М. − № 2, 1993. −С. 22–33.
  1. Исаев, Д.Н. Формирования понятия смерти в детском возрасте и реакция детей на процесс умирания // Обозрение психиатрии и медицинской психологии института имени Бехтерева В.М.. − № 2.− 1992. − С. 17 – 28.
  2. Квинтин, Л. Состояние после психотравмы: терапия или превентивный подход // Кризисные события и психологические проблемы человека / Под ред. Л.А. Пергаменщика. −Мн., 1997. − С. 183  188.
  3. Колодзин, Б. Как жить после психической травмы / Б. Колодзин. −М., 1992.
  4. Кризисная психология. Справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьев. − М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. – 286 с.
  5. Ленгле, А. Эмоции и экзистенция / пер. с нем. – Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2007. – 332 с.
  6. Леонтьев, Д.А. Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться // Московский психотерапевтический журнал, 2003, № 2.− С.23-31.
  7. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2006. – 63 с.
  8. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20–30.
  9. Осин, Е.Н. Чувство связанности как показатель психологического здоровья и его диагностика / Е.Н. Осин. − М.: Психологическая диагностика, 2007.− № 3. – С. 22–40.
  10. Ромек, В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Кантрорович, Е.И. Крукович. – Спб: Речь, 2004. – 256 с.
  11. Тиллих, П. Избранное: Tеология культуры. – М.: Юрист,1995.– 479 с.
  12. Франкл, В. Человек в поисках смысла: Сборник / В. Франкл. − М.: Прогресс,1990. – 368 с.
  13. Черепанова, Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях / Е.М. Черепанова. – Москва, 1995. – 28 с.
  14. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / Пер с англ. Т.С. Драбкиной. − М., 1999.− 426 с.