Содержание понятия “игра”. Исследователи в области педагогики и психологии детской игры. Происхождение детской игры

 

Игра – сложный социокультурный феномен, неотъемлемая жизнь человека, сопровождающая его от рождения до последних дней, отмечают многие исследователи в области разных наук о человеке (Н.П. Аникеева, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.).

Что такое игра? Определений содержания понятия “игра”, “игровая деятельность” очень много.

Словарь русского языка слово игра определяет как “деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения”.

Что такое “игра” с психолого-педагогической точки зрения? Откроем Российскую педагогическую энциклопедию: “Игра – это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними… одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания”.

Игра рассматривается как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

С давних пор игра является важнейшей частью жизни человека. Вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных.

Зигмунд Фрейд в своей психоаналитической теории сформулировал взгляды на игру как на деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения), а следовательно, имеющую постоянный, вне исторический характер. В той или иной степени его теория оказала влияние на многих психологов (Коффка К., Левин К., Пиаже Ж. и др.).

Она и в настоящее время достаточно широко распространена. По мнению Т.А. Куликовой, несостоятельность таких взглядов подтверждают детские игры, которые различаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у живущих в одно время, но в разных культурных, экономических, географических условиях.

В начале XX века у исследователей не было единодушия в решении вопроса о том, что является первичным в истории человечества – труд или игра. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным утверждением, что “игра – это дитя труда”, выступил немецкий психолог и философ В. Вундт, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г.В. Плеханов в работе “Письма без адреса”. Он обратился к детским играм, рассматривая происхождение искусства. Анализ содержания игр детей разных народов (в основном первобытных) дал ему возможность утверждать, что в истории человечества игра, как и искусство, возникла после труда и на его основе. В игре находит свое отражение трудовая деятельность людей. Желание вновь пережить чувства, испытанные в той или иной деятельности от проявленной в труде ловкости, смекалки, силы, побуждали первобытного человека к обрядовым играм, танцам, песням. Таким образом, Г.В. Плеханов пришел к выводу, что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе на основе труда.

20 стр., 9664 слов

Игра как средство эмоционального развития детей с отклонениями в развитии

... что игровая деятельность детей возникла в ходе культурно-исторического развития общества, что содержание и способы осуществления игры социальны по своей природе . «Игра человеческого ребенка социальна по ... .) заключается в следующем: игра - деятельность самостоятельная, обучать игре не надо, вмешательство педагога в детскую игру неуместно, важно дать ребенку из разных источников знания об окружающей ...

В жизни отдельного человека игра, по мнению Г.В. Плеханова, предшествовала труду. В этом заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи “культурных приобретений из рода в род”, готовит детей к труду.

Мысли Г.В. Плеханова получили развитие в трудах новых поколений ученых, которых волновал вопрос: всегда ли существовала игровая деятельность, предваряя в жизни ребенка последующую трудовую деятельность?

Д.Б. Эльконин выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человечества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и т.д.).

Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе: он уже не мог принимать непосредственного участия в работе взрослых, поскольку она требовала знаний, умений, сноровки и т.д. Взрослые стали изготавливать игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан и т.д.).

Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками в использовании орудий труда, так как игрушки были их моделями.

Затем, как отмечает Д.Б. Эльконин, с возникновением различных ремесел, развитием техники и сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, а не функциями. Другими словами, игрушки стали образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях было нельзя, но можно было их изображать. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение, свойственное маленькому ребенку, стремление к активному участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, ребенок в воображаемой ситуации воспроизводит действия, поведение, взаимоотношения взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые в свою очередь способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровых техник, которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества.

7 стр., 3236 слов

ИГРА КАК СРЕДСТВО ЗНАКОМСТВА С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ.

... главную предпосылку к общественно полезному труду - определенное положительное отношение к трудовой деятельности людей. В игре ребенок отражает трудовую жизнь взрослых, учится строить взаимоотношения, осваивает некоторые ...

Таким образом, современные отечественные психолого-педагогические научные представления об игре базируются на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Исследования психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.); педагогов (М.Я. Басова, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского и др.), показали, что игра социальна по своим мотивам, происхождению, содержанию, структуре, функциям.

К.Д. Ушинский в своей работе “Человек как предмет воспитания” определил игру как “посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира”. Детские игры, по его мнению, отражают окружающую социальную среду.

Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. Таким образом, игра становится средством выделения и моделирования, воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми, следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.

Содержанием возникающих у ребенка игр, по мнению авторов, является отражение окружающей его действительности – профессиональная деятельность взрослых, их взаимоотношения, отношение к детям и т.д. Д.Б. Эльконин писал, что в игре “воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности”.

Игра, как отмечают исследователи, социальна также и по средствам отображения окружающей действительности, и по способам осуществления. Игровая деятельность, как показано В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджерицкой, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Так, игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

5 стр., 2240 слов

Методика № 1 «Изучение формы общения ребенка со взрослым» (м.И. Лисина, X. Шерьязданова)

... вопрос, выиграл он или проиграл игру. Если ребенок понимает, что он проиграл, то он понимает, почему взрослый предлагает сыграть еще раз: чтобы ... экспертная группа контрольная группа экспертная группа контрольная группа Форма общения ребенка со взрослым (методика № 1) В-11% C-41% Н-48% ... Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987. – 80 с. – (Новое в жизни науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; № 5.

Таким образом, игра как ведущая деятельность дошкольника имеет чрезвычайно большое значение в психическом развитии ребенка. Игра всегда выступала предметом пристального внимания педагогов и психологов. Ведущими психологами, теоретиками в области детской игры являются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. В педагогике теория игры активно рассматривалась К.Д. Ушинским, Р.И. Жуковской, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджерицкой, Т.А. Марковой, Н. Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, С.А. Шмакова и др. Значение и пути развития разных видов игр рассматривались В.Н. Аванесовой, Н. В. Артемовой, З.М.Богуславской, Н.Я. Михайленко, Е.Н. Радиной, И.Сорокиной и др. Значение игры в художественном воспитании описаны Н. А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной и др. В зарубежной психологии и педагогике особенности игры раскрывали Э. Берн, Д. Дьюи, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Фромм, И. Хейнзорге. В их трудах обоснованы различные концепции понимания сущности игры как деятельности, ее роль в онтогенезе личности, в процессах социализации – усвоении и использовании человеком общественного опыта.

Происхождение и сущность игры

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов. Как и когда появилась игра как особый вид человеческой деятельности? Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана и с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магическое действие. В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания.

10 стр., 4819 слов

Роль подвижных игр в жизни школьника младшего возраста

... не только физического, но и нравственного воспитания. В процессе игры дети приучаются соблюдать правила, быстро мыслить, проявлять волю и выдержку, ... которые сближают ее с трудом, ведь в игре, как и в труде, имеется цель, которую желательно достигнуть. Игра, как и работа, ... них от пола. 5. Заключение Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и ...

Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра — образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда и готовит молодое поколение к труду. В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К. Д. Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкою». К. Д. Ушинский интересно описывает игры своего времени, причем показывает, что у детей разных социальных групп были разные игры. «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой — величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей — бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки» . К. Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека».

Эта мысль К. Д. Ушинского подтверждается данными физиологии и психологии. В создании советской теории игры особенно велика роль Н. К. Крупской. С марксистских позиций она дала новое решение таким основным вопросам, как причины потребности ребенка в игре, ее сущность, связь игры с трудом, значение игры для всестороннего развития детей, их коммунистического воспитания. Н. К. Крупская считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для дошкольников — способ познания окружающего». Ту же мысль высказывает А. М. Горький: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Эти высказывания подтверждаются данными физиологии. И. М. Сеченов говорит о прирожденном свойстве нервно-психической организации человека — безотчетном стремлении понимать окружающее. У ребенка это выражается в вопросах, с которыми он обычно обращается к взрослым, а также в играх. К игре ребенка побуждает и склонность к подражанию. Дошкольный возраст — первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира.

9 стр., 4241 слов

Роль фантазии в игре детей

... и самого мышления. Одним словом, игры детей выполняют подготовительную функцию, они предшествуют выполнению серьезных жизненно важных ролей в жизни. Д.Б. Эльконин обращает ... внимание на социальное содержание этой подготовки, подробно анализируя ролевую игру, как основу всех игр ребенка. Оба они ...

У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра — наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни. Таким образом, к игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. Н. К. Крупская выдвинула принципиально новое положение о детской игре как деятельности целенаправленной, сознательной, творческой: «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели: построить дом, поехать в Москву, состряпать обед и т. п. Процесс игры заключается в осуществлении поставленной цели; ребята вырабатывают план, выбирают средства осуществления его… По мере развития ребят, роста их сознательности сложнее становятся цели, четче планирование, мало-помалу игра переходит в общественную работу» (1).

Н. К. Крупская рассматривала игру как средство всестороннего развития ребенка: игра — способ познания окружающего и в то же время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив. Во многих статьях Н. К. Крупской указывается на органическую связь игры с трудом. По ее мнению, у детей нет такой грани между игрой и трудом, как у взрослых; работа их часто носит игровой характер, но постепенно игра подводит детей к труду. Вопрос о связи игры с трудом раскрывается и в статьях А. С. Макаренко, Он доказывает, что в хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности. Это роднит игру с трудом и делает ее средством подготовки к труду. ————————————————- 1. Крупская Н. К. Роль игры в детском саду. Пед. соч. М., 1959, т. 6, с. 345. ————————————————— А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра — осмысленная деятельность, а радость игры — «радость творческая», «радость победы». Сходство игры с трудом выражается и в том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив. А. С. Макаренко указывает также и на основное отличие игры от работы. Труд создает материальные и культурные ценности. Игра таких ценностей не создает. Однако игра имеет важное воспитательное значение: она приучает детей к тем физическим и психическим усилиям, которые нужны для работы. Следует так руководить игрой, чтобы в ходе ее формировались качества будущего работника и гражданина (1).

17 стр., 8207 слов

Особенности режиссерских игр детей дошкольного возраста

... и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой» Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит от их впечатлений, складывающейся системы ценностей. К.Д ... потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым ...

Понимание игры как деятельности, определяемой социальными условиями, лежит и в основе многих исследований современных прогрессивных зарубежных ученых: И. Лаунер, Р. Пфютце, Н. Христензен (ГДР), Е. Петровой (Болгария), А. Валлона (Франция) и др. Идеалистические теории, созданные в разное время и разными авторами, роднит понимание игры как деятельности, не зависимой от социальных условий. К числу таких теорий относятся биологизаторская теория немецкого психолога К. Грооса и его последователя В. Штерна, теория австрийского психолога 3. Фрейда, близкая ей теория компенсации А. Адлера и др. Все эти теории приводят к выводу, что выбор объекта подражания в игре объясняется прежде всего силой пробуждающегося инстинкта, подсознательных влечений. В свете этих теорий ребенок оказывается неполноценным существом, болезненно переживающим этот недостаток. Поскольку выбор игры зависит от бессознательных импульсов, следует лишь создавать ребенку условия для свободного выражения своего внутреннего «я», дать выход влечениям и чувствам, в том числе дурным, жестоким. Месть окружающим в игре служит для ребенка средством компенсации своих недостатков. Подобная трактовка природы игры послужила причиной появления и развития теории «свободного» воспитания, одним из главных принципов которой является невмешательство в детскую деятельность. Советская же педагогика считает, что особенности ребенка закономерны на каждом этапе его развития и не служат признаком неполноценности. Ребенок отражает в игре то, что его интересует, волнует, радует. Он реализует свои мечты в игре. Советская педагогика решает вопрос о происхождении и сущности игры с иных позиций: игра — социальная деятельность, возникшая в ходе исторического развития из трудовых процессов; игра всегда отражает действительную жизнь, поэтому ее содержание меняется с изменением общественных условий; игра — сознательная, целенаправленная деятельность, которая имеет много общего с трудом и служит подготовкой к труду. 

Значение игры в формировании личности ребенка

                                                          «У ребенка есть страсть к игре

                                                              и надо ее удовлетворять. Надо

                                                              не только дать ему время

                                                              поиграть, но надо пропитать

                                                              этой игрой всю его жизнь.

                                                              Вся его жизнь это игра».

                                                                             А. С. Макаренко

 

Игра — основная деятельность детей. Силой воображения, игровых дей­ствий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх  нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. В каждую эпо­ху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок— «новичок», все для него полно новизны, значения и в игре  он делает «открытия» того, что давно известно взрослому.

Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель — играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей

Игра — средство первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления.  Она активно влияет на формирование личности дошкольника, его морально — волевые качеств. Известный в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: » Игра имеет важное значение  в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре… «

Данная темаактуальна и значима в наши дни, потому что  именно игра — каждодневное действие  детей, а ее организация, грамотное управление и руководство требует от педагогов инициативы, мастерства, творчества, чтобы она способствовала всестороннему развитию детей, становлению личности.

В связи с этим я поставила целью моей деятельности: развитие личности ребенка  дошкольного  возраста через игру.

 Исходя из цели, поставила задачи

— создание предметно-развивающей среды в группе, для развития игровой 

   деятельности детей;         

— воспитание детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей,

   способствующих формированию положительных чувств и побуждений;

            — развитие речи детей через игру.

    Особое значение придаю построению развивающего пространства для содействия развитию детской игры. Непременными компонентами этого пространства являются кабинеты. Организую непересекающиеся сферы самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: творческие или сюжетно-ролевые, театрально-игровые, строительно-конструктивные, интеллектуальные игры и игры, предусматривающие двигательную активность. Это позволяет всем детям одновременно организовать разные игры в соответствии с детскими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

         Создаю условия для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр, с тем, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния. Обеспечиваю условную изолированность («вижу, но не мешаю») между элементами игровой зоны с одновременным учетом того, что среда, окружающая ребенка в группе, должна быть безопасной для его жизни и здоровья.

     Своевременно меняю предметно-игровую среду – вношу атрибуты, игры, игрушки, игровое оборудование в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей.

     Предоставляю детям возможность самостоятельно менять игровую среду, в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами посредством легко трансформируемых элементов (поролоновые модули, пространственные конструкторы, ширмы).

Я организую игру с  учетом  возрастных и индивидуальных особенностей детей, пользуюсь методическим руководством для четкой организации и проведения всевозможных игр. Правильная организация детской игры является сложной и ответственной задачей дошкольной  и детской педагогики. От наставника, воспитателя, любого взрослого, взявшегося за  ответственную миссию формирования и развития ребенка, зависит, каким вырастет  Человек. Я стараюсь всегда быть рядом с ребенком в игре,  руководить ею,  чтобы он видел во мне друга, партнера, а не диктатора или «надзирателя».

     Используя разнообразные формы игр: сюжетно-ролевые или творческие, игры с правилами, дидактические и др. стараюсь, чтобы  ребенок приобретал первоначальные знания об окружающей жизни, у него формировалось определенное отношение к людям, к труду, вырабатывались навыки и привычки правильного поведения, складывался характер, усваивался общественный опыт. В игре формирую все стороны личности ребенка, через игру происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Всякая игра, это, прежде всего свободная, вольная деятельность. Особое место в моей педагогической деятельности занимают игры, которые создаются самими детьми — их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

     Так как творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре, то одно из условий успешного руководства играми – стараюсь завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Этого достигаю тем, что я отношусь к игре серьезно, с искренним интересом, понимаю замыслы детей, их переживания. Мне ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются ко мне за советом и помощью. Мое вмешательство в игре успешно, так как пользуюсь у детей достаточным уважением и доверием, умею, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываю особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают мне богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре — влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Тема игры — это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии.

Таким образом, по одной теме мы создаем различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка).

Иногда разыгрываем роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны.

     Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры я спрашиваю: «Во что будете играть? Что построите? Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детей задумываться и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться. Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка — один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением, выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан — это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства — осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы.

В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Моя задача — развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию через использование разнообразных игр.