1. Материализм и идеализм (общая характеристика) 3

Содержание 2

1. Материализм и идеализм (общая характеристика) 3

2. Характерные черты и направления философии Нового времени 4

3. Философия и наука 5

4. Роль личности в общественном развитии 7

5. Феномен человека 8

6. Сущность правового сознания 9

Список использованной литературы 12

1. Материализм и идеализм (общая характеристика)

Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны. 1. Что первично, сознание или материя? 2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм.

Материализм — философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм — философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)

Вариации Материализма и Идеализма (Формы материализма и идеализма) 1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. ( Гераклит — огонь, Фалес — вода, Анаксимен — воздух, Демокрит — атомы и пустота.) 2. Метафизический — материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма — вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века — Дидро, Ламетри, Гельвецкий. 3. Диалектический материализм ( Маркс и Энгельс) Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

14 стр., 6936 слов

Др.греч.фил,античный материализм

... субъект идеалисты). Сознание выражает лишь состояние «Я». Материализм счит, что материя первична, бесконечна, вечна, сознание – продукт материи. Идеализм-идеальн.начало-первонач.первично, вечно, мирзависим от него. Идеализм: объективный ... через чувственные ощущения; •вне сознания отдельного чел ни материи, ни духа (идей) не сущ-т. Слабая черта идеализма-отсутствие достоверного (логич) объяснения ...

Разновидности Идеализма: 1. Объективный – провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель) 2. Субъективный идеализм ( Беркли).

Суть: утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. (Дж.Беркли).

крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений.

В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим, в частности, рационализм и иррационализм. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум.

Одним из важнейших его направлений является панлогизм, по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель).

Точка зрения иррационализма состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания признается инстинкт, вера, откровение и тд, а само бытие рассматривается как иррациональное.

2. Характерные черты и направления философии Нового времени

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века.

Ключевые фигуры в философии разума, эпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы. Рационалисты, главным образом во Франции и Германии, предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме. Главными представителями этого направления были Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш. Эмпиристы, напротив, считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта. Ключевые фигуры этого направления — Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. (Сами понятия рационализма и эмпиризма возникли позже, в основном благодаря Канту, но они достаточно точны.) Этика и политическая философия обычно не рассматриваются через эти понятия, хотя все эти философы решали этические вопросы в свойственных им стилях. Среди других важных фигур в политической философии были Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо.

В конце восемнадцатого столетия Иммануил Кант создал принципиально новую философскую систему, претендовавшую на то, что она объединила рационализм и эмпиризм. Кант стимулировал бурное развитие философской мысли в Германии в начале девятнадцатого века, начиная с немецкого идеализма. Характерной чертой идеализма была мысль о том, что мир и разум должны быть поняты, исходя из одних и тех же категорий; эта идея достигла кульминации в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, который среди прочего сказал, что действительное разумно, разумное действительно.

8 стр., 3734 слов

Лекция — 22 — Философия человека. Ч

... устои его бытия – вера, надежда, любовь, совесть. Человек, теряющий такие устои, лишается всего, ради чего стоит жить. Философия ценностей. Важнейшими элементами внутренней структуры личности являются е ... - одна из самых сложных «вечных» проблем философии, у которой до сих пор нет окончательного решения. Словом «Я» каждый человек называет только себя, назвать этим словом другого ...

В 17 веке широкое распространение получило «юридическое» мировоззрение. В его рамках развивалась теория «общественного договора» (Гоббс, Локк).

Она объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Это мировоззрения исповедовало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Юридическое мировоззрение выражало настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время.

В развитие социальных учений Нового времени в 18 веке особый вклад внесло французское Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо), которые идейно подготовили французскую революцию 1789 — 1794 гг. Они воспринимали церковь, как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества, поэтому девиз Вольтера: «Раздавите гадину!», стал лозунгом эпохи, предопределив требования отделения церкви от государства.

По убеждению Просветителей общественный прогресс возможен только при помощи разума, права, науки и образования. Человек — природно-социальное существо и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Но частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика, как форма народовластия.

Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, путях его воспитания, внесли французские Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек — продукт окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо изменить обстоятельства их жизни. Эта идея Просветителей явилась источником возникновения марксистской философии.

3. Философия и наука

Взаимоотношения философии и науки являются острой проблемой для современных философов. Философия и наука — две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. Философия стремится познать все: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное, для философии нет границ — она стремится понять все, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Наука — сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.

Взаимоотношение философии и науки имеют длительную историю. В античности и средневековье их почти не различали. Наука была развита по сравнению с теперешним ее состоянием весьма слабо. В Новое время, благодаря работам Декарта и Гегеля, было введено представление об универсальной науке, каковой и считали философию; остальные науки выступали как часть философии. Это спокойное согласие философии и науки продолжалось недолго. С одной стороны, в самой философской среде возникло движение против признания философии наукой, поскольку, как считали некоторые (Шопенгауэр, Ницше), она жизненней всякой науки, она есть искусство. С другой стороны, чувствовалось давление наук на философию. В рамках неопозитивизма (ХХ в.) философия уже не считалась наукой, ибо у нее нет самостоятельной экспериментальной базы и она не занимается истиной. В наши дни каждое из двух утверждений — философия- наука, философия не наукой — имеет сторонников.

11 стр., 5211 слов

Реферат по философии на тему «Постпозитивистская философия науки» Оглавление

... этих концепций претендуют на тотальное преодоление позитивистской традиции мышления в философии науки, в то время как представители других направлений постпозитивизма ограничиваются ... методологический динамизм Лакатоса и его последователей. Рассмотрим основные направления постпозитивистской философии науки, в мыслях их представителей. К. Поппер родоначальник постпозитивизма Родоначальником ...

Концепции соотношения науки и философии:

– метафизическая – подчинение науки философии (натурфилософия, трансцендетализм);

– позитивистская – приоритет науки над философией (30е годы 19в. Конт, Милль) «наука – сама себе философия», попытки пересмотра философии по канонам конкретно научного знания;

– антиинтеракционситская – абсолютное равноправие науки и философии, самодостаточность каждой из них, а так же отсутствие взаимосвязей между ними.

– диалектическая – необходимая и глубокая взаимосвязь науки и философии – диалектичяеское единство противоречий.

Итак, наука и философия — не одно и тоже, хотя у них и немало общего.

Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений.

Разное — в том что:

1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте — плод коллективного труда;

2. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно ученому.

Философия, — для одного она познается сквозь призму научного учения и является наукой, для другого философия нечто глобальное, для третьего — то, на чем основывается его жизнь и таким образом философия для него это его мироощущение, мировосприятия, но никак не наука, для четвертого философия это лишь набор букв или слово, которое он где-то слышал.

4. Роль личности в общественном развитии

Личность является не только следствием, но и причиной социально этических действий, совершаемых в данной социальной среде. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, содержание и характер его практической деятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой — вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру.

К элементам, составляющим социальные качества человека, относятся социально определенная цель его деятельности; занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли; ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценности (т. е. культура), которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности; активность и степень самостоятельности в принятии решений. Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность, фиксируется в понятии «социальный тип личности».

10 стр., 4775 слов

Контрольная работа по дисциплине «Философия». Тема: «Возникновение ...

... С этими дисциплинами, кстати, тесно связаны все проблемы социальной философии, например, проблема сознания, проблема человека ит.п. Таким образом, социальная философия — это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях ...

Путь от анализа общественной формации к анализу личности, сведение индивидуального к социальному позволяют раскрыть в личности существенное, типическое, закономерно формулирующееся в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы, социального института и социальной организации, к которым принадлежит личность. Когда речь идет о личностях как членах социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Каждый человек имеет собственные идеи и цели, помыслы и чувства. Это индивидуальные качества, определяющие содержание и характер его поведения.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот — вынужденное и формальное) ее исполнение.

Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами, прежде всего в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность — это инициатор последовательного ряда жизненных событий.

Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Существует только один род общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности, такие, как «не лги», «не воруй», «не чини насилия». Их-то человек и должен, прежде всего, возвести в свой собственный безусловный императив поведения. Лишь на этом нравственном базисе может утвердиться личностная независимость индивида, развиться его умение «властвовать собой», строить свою жизнь как осмысленное, преемственно-последовательное «поступание».

5. Феномен человека

Феномен человека — это несомненная загадка природы . Потому что человек в этом материальном мире — гость почти чужой великий незнакомец и неизвестный Ибо человек, как биологическое существо, как член огромного тела Природы , огромного древа Природы, является чем-то для нас совершенно понятным и знакомым, не более удивительным, чем любое высокоразвитое млекопитающее существо. Однажды Гильберт Честертон сказал: что было бы, если бы ласточки, вместо того чтобы строить себе гнёзда и таскать мух для птенцов, стали бы создавать философские системы и размышлять над смыслом жизни? Разумеется, нам показалось бы это чудом.

14 стр., 6877 слов

Личность руководителя как саморазвивающаяся система

... теоретические подходы к изучению личности руководителя как саморазвивающейся системы. Нами будут рассмотрены личностно ... личностных и соиально-демографических характеристик людей, занимающих руководящие должности, с целью ... правами и обязанностями, а также представляет свой коллектив в других организациях. Это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых ...

Так вот, подобным же чудом является и человек, потому что в природе, в нашем биологическом, в психофизическом нашем существе всё целесообразно. Все процессы в нашем организме являются отражением обще-биологических, или физических или химических или просто мировых процессов. И всё имеет совершенно определённые, конкретные цели: адаптация к окружающей среде, размножение, дыхание, питание и так далее. Но какой цели для нашего биологического вида служит бескорыстная жажда познания такого познания, которое вовсе не даёт конкретных практических осязаемых результатов? Откуда возникает в человеке благоговение перед Высшим стремление постичь последнюю тайну мира? Откуда в нём то что мы называем духовностью? Сейчас этим словом достаточно злоупотребляют, но, я должен сразу вам сказать, что духовность, в принципе, — это главное свойство человека, которое отличает его от всех живых существ

Если мы отлично знаем, каким образом из природы мы получили всё то, что мы называем своим организмом,.. ибо в нас живут и животные, и растения, и минералы — все вместе, — но обшарьте всю известную нам Вселенную (материальную) — и мы нигде не найдём такой тайны, такого феномена, как сознание, как самосознание, как личность, как этические основы. В этом отношении человек как бы врывается в мир, для него иноприродный.

Знаем, что такое экологическая среда; мы знаем, что малейшее нарушение вот этой системы, очень сложно связанной в своих элементах, — нарушение ведёт к болезням и гибели всего биоценоза в целом. И наше тело является исключительно сложной, но частью этого единого мирового целого — биологического и физического. Более того, если мы оторвём наше существо хотя бы на мгновение от этого целого, которому мы принадлежим, — мы гибнем в ту же долю секунды: так тесно так прочно мы вписаны в видимую природу; мы не только происходим от неё телесно, но мы являемся неотделимой её частью.

Но при этом наша специфика человеческая, наша духовность — она является частью совсем не этой материальной, видимой системы. Потому что все видимые системы могут быть взвешены, измерены, увидены, осязаемы. И только то, что в нас невидимо, неосязаемо, не имеет ни формы, ни цвета, — только то и делает человека мыслящим существом. Существом, которое, по слову Вернадского, способно преобразовывать мир. Существом, которое, как мы знаем сейчас, может и портить мир, и вести его к гибели. Поэтому существом ответственным, единственным из всех живых существ; это мы, мы несём ответственность за свои поступки. Потому что мы единственные, кто может выбирать. Ни слон, ни осьминог, ни удав, ни любое другое существо, в сущности, не выбирает. Оно запрограммировано жёстко. В конце концов, почти всё его поведение является едва ли не точным отражением … всех тех процессов, которые происходят у него в организме. Но посмотрите на человеческую жизнь подлинно человеческую.

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

... литературы и искусства; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Гражданская дееспособность Чтобы быть полноправным участником гражданско-правовых отношений, гражданин должен обладать и дееспособностью. Дееспособность — это ...

Очень часто многое и важное в ней не только идёт против этого, но как бы бросает вызов потребностям организма. Человек способен отказываться от этого, подниматься над материальными потребностями. Во имя каких-то идей он способен терпеть лишения, неудобства, и иногда даже идти на крайние испытания, вплоть до смерти. Таким образом, не жизненный инстинкт, а нечто иное здесь присутствует в феномене человека.

6. Сущность правового сознания

Правовое сознание является одной из форм общественного сознания. Последнее представляет собой специфически человеческую форму идеального отражения и духовного освоения действительности. Правосознание, со своей стороны, предполагает осмысление, оценку права, законодательства, необходимость потребности в действующем праве, его изменения или отмены, понимание процесса правореализации, сравнение права с другими социальными нормами.

Особенность правового сознания заключается в том, что оно изначально воспринимает, а затем воспроизводит правовые отношения. Дает им оценку, очерчивая грани разумного и справедливого, заложенного в нормах права.

В структурном отношении правосознание состоит из двух основных компонентов:

правовая идеология — это систематизированное научное выражение взглядов (теории, концепции, доктрины, программы) о праве и его роли в регулировании общественных отношений (например, естественно-правовая, либерально-правовая идеология и др.);

правовая психология — это концентрированное выражение чувств, эмоциональных переживаний, привычек, стереотипов, ценностных отношений, возникающих в связи с оценкой и реализацией правовых норм и выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям.

В разработке первого компонента правосознания — правовой идеологии принимают участие ученые, политики, которые при создании соответствующих теорий, концепций о праве должны объективно оценивать реальность, учитывать политическую расстановку сил, уровень общественного сознания, интересы как большинства, так и меньшинства населения. С учетом этого правовая идеология может обосновать и оценить существовавшие, существующие и вновь возникающие правоотношения и другие правовые явления.

Правовая психология является непосредственным отражением культуры, обычаев, традиций наций, народностей, различных социальных слоев общества. Через правовую психологию реализуется самооценка личности, т. е умение критически оценивать свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.

В теории государства и права выделяются следующие функции правосознания:

Регулятивная функция. При определенных условиях правосознание выступает регулятором общественных отношений посредством ценностно-правовой ориентации. Результат этой регуляции может проявляться в виде правомерного или противоправного поведения;

Оценочная. Правовые нормы, другие элементы правовой системы выступают объектами оценки. Оценочная функция вызывает определенное отношение личности к разным явлениям правовой жизни. С ее помощью оценивается отношение к праву и законодательству, правоохранительным органам, правовому поведению окружающих, своему правовому поведению;

10 стр., 4571 слов

Глава 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ.

... присутствует во всех элементах механизма правового регулирования — нормах права, правоотношениях, актах реализации права. Наиболее зримую роль играет правосознание на стадии реализации права, в процессе воплощения в ... и т. д. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. Второй уровень ...

Познавательная функция (гносеологическая) — состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности;

Прогностическая функция — состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы;

Правотворческая. Правосознание опосредованно воздействует на сам процесс и результаты правотворчества, находит свое выражение в нормативных актах. В некотором смысле правосознание является даже источником права.

Однако здесь следует отметить и обратную связь. Существующее позитивное право оказывает воздействие на правосознание граждан, формирование представлений о правах, обязанностях, ответственности.

Список использованной литературы

  1. Грядовой Д.И. Основы философских знаний: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России: учеб. для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2007.
  2. Грядовой Д.И. Философия: Структурированный учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003.
  3. Золкин А.Л. Философия: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М.: ЮНИТИ, 2005.
  4. История философии: учебник для вузов / Отв. ред.: В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  5. История философии: учебно-практическое пособие / Е.С. Ганс (отв. за вып.) и др. – М.: Моск. ун-т МВД России, 2009.
  6. Краткий философский словарь / Отв. ред. А.П. Алексеев. – М.: Проспект, 2008.
  7. Прикладные аспекты философского знания: учеб. пособие / Д.И. Грядовой [и др.]. – М.: МосУ МВД России, 2009.
  8. Спиркин А.Г. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Гардарики, 2009.
  9. Философия: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2008.

12