Стереотипы мышления и методы избавления от них

Московский государственный университет культуры и искусств

факультет социально-культурной деятельности

кафедра педагогики и психологии

Отчет по психолого-педагогической практике

Студентки 3 курса

Группа 03323

Слободчук К. С.

Проверила: Бултова Н. Д.

Москва 2012

Введение

База практики – Средняя общеобразовательная школа №683

Руководитель базы практики – Кошелева Татьяна Викторовна.

Классный руководитель – Бурдужа Надежда Владимировна.

Дата прохождения практики: 10.03.2012-29.03.2012

9 «Б» класс считается сложным классом. Многие ребята стояли на учете в милиции.

Общая характеристика класса:

Список класса:

  1. Акимова Наталья
  2. Белов Александр
  3. Варкасов Залим
  4. Глазков Андрей
  5. Гусева Христина
  6. Дедюшкина Юлия
  7. Еврецких Сергей
  8. Егельская Вероника
  9. Касилов Дмитрий
  10. Кузнецов Роман
  11. Марфин Николай
  12. Морозов Степан
  13. Накоскин Андрей
  14. Петров Александр
  15. Потапов Алексей
  16. Семыкин Олег
  17. Тюрин Артем
  18. Шемякина Анастасия
  19. Шлыкова Дарья
  20. Шувалов Илья

В классе 20 человек: 6 девочек, 14 мальчиков.

Состав класса практически не менялся на протяжении всего обучения.

В лидерах класса группа из 3 мальчиков. Класс не формально разделен на не большие группы, особых конфликтов между этими группами нет. Все ребята общаются между собой, некоторые из них общаются друг с другом вне школы.

У большинства ребят к учебе отношение негативное, но так же в классе есть сильные ребята, которые в дальнейшем собираются идти в 10 класс.

Классный руководителей общается с ними достаточно демократично, защищает их на всех собраниях и пед. советах. Надежда Владимировна ведет ребят с 5 класса.

Уровень воспитанности коллектива

Характеристика дисциплины на уроке – средняя; если ребята заинтересованы предметом и материалом, то на уроках идеальная тишина. К концу урока начинаются тихие перегаворы.

7 стр., 3025 слов

Методы и практика подбора руководителей.

... своей работе, в качестве объекта исследования я рассматриваю методы и практику подбора руководителей предприятия по мясопереработке и изготовлению пельменей ООО «ПК Сибирь». 1. Требования к ... добивающийся более высоких результатов в работе со своими подчиненными, чем многие другие. Руководитель высокого класса – это специалист, достигающий новых результатов со своим коллективом. Управление - это ...

Характеристика дисциплины вне урока – взрослое поведение, нецензурная лексика в разговорах, вместе с этим порой детское поведение;

Самые дисциплинированные учащиеся – Шувалов Илья, Шлыкова Дарья ,Акимова Наталья, Еврецких Сергей.

Недисциплинированные учащиеся – Накоскин Андрей, Марфин Николай, Кузнецов Роман, Потапов Алексей, Морозов Степан.

Какими качествами воспитанности владеют учащиеся класса (чуткость, вежливость, чувство ответственности, долга и т.д.) – все ребята в классе очень дружелюбные, отзывчивые, ответственные.

Выводы о классе

Класс очень активный, но не все ребята заинтересованы в учебе. Многие приходят в школу просто пообщаться. Не у всех ребят получается самореализоваться , именно поэтому они пытаются выразить себя через девиантное поведение.

Для своих занятий я выбрала тему «Стереотипы и гендерные стереотипы.»

План-конспект 1ого урока:

Цель урока: Знакомство с классом

Задачи :

— Установить контакт с классом.

— Выстроить доверительные отношения.

Содержание занятия:

  1. Орг. момент
  2. Знакомство с классом.
  3. Игра- тренинг : «Краткая биография». Каждый участник группы ( в том числе и педагог) кратко рассказывает о себе, своих интересах. Данное упражнение направлено, на знакомство педагога с группой и участников группы друг с другом.
  4. Упражнение на релаксацию.

Участники группы сидя в кругу, держат друг друга за руки. Включается спокойная музыка, все закрывают глаза. Педагог (тренер) настраивает группу на расслабление слова: « Сядьте поудобнее, представьте , что вы на берегу моря. Рядом с вами плещется вода, вы слышите звук накатывающейся волны, чувствуете соленый запах моря. Пригревает солнце.»

Группе дается 3-4 минуты на расслабление, после чего им дается задание описать те образы которые возникали у них в воображении относительно правой и левой руки и складываются ли эти образы с людьми, которых они держали за руки.

План –конспект 2ого урока :

Тема урока: «Что такое стереотип?»

Цель урока: Объяснить ученикам понятие «стереотип»

Задачи:

— Дать детям понимание о стереотипах.

— Выяснить виды стереотипов.

— Установить причины их появления.

— Выяснить какие стереотипы есть у учеников.

Содержание занятия:

1. Орг. момент

2.Опрос как дети понимают, что такое стереотипы, какие стереотипы бывают.

3. Краткая лекция о стереотипах.

Стереотипы — это упорядоченные, схематичные, детерминированные культурой «картинки» мира «в голове» человека, которые экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. Впервые слово «стереотип» встречается при описании секретов типографского дела и обозначает металлическую пластинку, использующуюся в печатном деле как материал для последующих копий. Понятие «стереотип» впервые введено в оборот известным американским журналистом Уолтером Липпманом в 1922 г. в книге «Общественное мнение», где он определяет стереотип как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека. В последнее время понятие «стереотип» все чаще употребляется для характеристики процессов, происходящих в рамках той или иной культуры, идеологии, государственной политики и т.п., которые обусловливают трансформацию основополагающих социокультурных ценностей народа, нации, государства и сопровождаются бесконтрольным тиражированием этих ценностей (чаще имеющих негативное, нежели позитивное значение для восприятия их другими).

10 стр., 4601 слов

Стереотипы и эффекты межгруппового восприятия и поведения

... группы обладает носитель, тем проще сформированные стереотипы. -подобие между стереотипизированной группой и группой носителя стереотипа (для гетеростереотипов). Чем меньше похожи члены этих групп, тем более просты сформированные стереотипы. 3.Валентность стереотипов. ... щума. Его действия подтверждали ожидания первого, который таким образом убеждался в правильности своих предположений и вновь повышал ...

Известна роль стереотипов в организации тех или иных форм общественного сознания — религиозной, философской, научной, эстетической и т.п. При этом стереотипы нередко отождествляют с народными традициями, мифами, ритуалами, также несомненно присутствующими в каждой из перечисленных форм сознания. Однако следует отметить, что стереотипы, имея безусловное сходство с традициями, мифами, ритуальной символикой, укорененными общественным сознанием обычаями и нравами, все же в значительной степени отличаются от них по своей психологической основе. . Он возникает на основе опосредованного восприятия объекта: «Нам говорят о мире до того, как познаем его на опыте». Стереотипы, по утверждению У. Липпмана, первоначально возникают спонтанно, в силу «неизбежной потребности в экономии внимания». Они способствуют формированию традиций и привычек. «Они — крепость, стоящая на страже наших собственных традиций, и под ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно в том положении, которое мы занимаем». Стереотипы оказывают воздействие на формирование нового эмпирического опыта: «Они наполняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воспринимаем в своей памяти». Хотя степень их адекватности чрезвычайно лабильна, стереотипы — преимущественно неадекватные образы объективной реальности, основанные на «ошибке человека, по привычке принимающего предвзятое за видение». «Стереотип однозначен; он делит мир на две категории — на «знакомое» и «незнакомое». Знакомое становится синонимом «хорошо», а незнакомое — синонимом «плохо»».

Стереотип содержит в себе оценочный элемент. Липпман считал, что стереотип нейтрален. Оценочный элемент выступает в виде установки, эмоционального общения. Стереотип — не просто упрощение. Он «в высшей степени заряжен чувствами». Оценочный элемент стереотипа (установка) всегда сознательно детерминирован, поскольку стереотип, выражая чувства личности, ее систему ценностей, всегда соотнесен с групповыми чувствами и групповыми действиями. Отсюда следовал вывод о возможном единстве стереотипов у тех или иных социальных институтов и социальных систем. Стереотип, размышлял далее У. Липпман, неадекватен. Стереотипы («предрассудки») эффективно управляют всем процессом восприятия, являясь эталоном оценки и соответственно защиты личности, входящей в данную группу. В конечном счете стереотипы способствуют процессу толкования социально-политического единства группы.

Под социальным стереотипом обычно понимают упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. Нередко при определении социального стереотипа подчеркивают его целостность, ярко выраженную оценочную и ценностную окраску, нагруженность его так называемым ошибочным компонентом и т.п. В других случаях акцентируются его динамические характеристики — устойчивость, ригидность, консерватизм,— свидетельствующие о способности успешно сопротивляться любой информации, направленной на его изменение. Впервые термин «социальный стереотип» ввел в употребление У. Липпман.

7 стр., 3378 слов

ОСНОВЫ ЭРГОНОМИКИ И ЭРГОТЕРАПИИ

... и личной профилактики, а также психогигиена, разрабатывающая научные основы профилактики нарушений психического здоровья человека в СЧТС. Функциональная анатомия человека, исследующая структурные особенности органов и систем организма в ...

Наиболее распространенными стереотипами мышления являются:

  1. полярное мышление;
  2. чрезмерное обобщение;
  3. избирательное восприятие;
  4. безосновательные выводы;
  5. категоризация;
  6. необоснованные ожидания.

1. При полярном мышлении люди склонны к преувеличению или преуменьшению значения происходящих событий на свою жизнь. Они видят весь мир в белых или черных тонах. Ни то ни другое в жизни не имеет места. Как говорил шекспировский Гамлет, «нет ничего ни хорошего, ни плохого: это размышление делает все таковым». Видеть все в черных тонах — удел пессимиста, в радужных — оптимиста. Пессимист во всем усматривает опасность и всегда ожидает худшего, рисуя картину возможного события в черных тонах, преувеличивая возможность негативных последствий. Мысли пессимиста переносятся на его чувства. Можно сказать, что пессимист — это человек, который чувствует себя плохо, когда дела идут хорошо, из страха, что они пойдут хуже. И все становится таковым настолько, насколько это кажется таковым.

Пессимисты не воспринимают никаких рациональных доводов по поводу своих ошибочных оценок, а принимают только такие, которые подтверждают их выводы о прошлом или прогнозы на будущее без какого-либо анализа. Одна фраза, выражающая сомнение и начинающаяся «да, но…», может поставить крест на всех рассуждениях и заставляет пессимиста видеть весь мир во всей глубине его безнадежности.

Уменьшить степень пессимистической оценки событий поможет метод сравнения. Этот метод, осуществляемый как неосознанно, так и с участием сознания, заключается в сравнении неблагоприятной ситуации, в которой оказалась личность, с другой, более неблагоприятной, в которой могла бы она оказаться. «Могло быть хуже», — говорят в таких случаях. И сознание подбрасывает ситуацию, которая могла бы травмировать сильнее, чем существующая. Хотя проблема и не снимается, но ее оценка на фоне подобных сравнений становится менее острой. Выражение «все познается в сравнении» наполнено большим житейским смыслом.

Полярное мышление очень вредно. Ведь крайности — это необъективность, которая приводит к ошибочным решениям, неадекватности в поведении и отрицательным эмоциям. Полярное мышление может проявляться также в оценках своих возможностей. Максималист предъявляет к себе чрезмерно высокие требования и сурово критикует себя же в случае их неудовлетворения. Данные требования могут образоваться как на основе стандартов и идеалов общества, так и на оценках или требованиях лиц, чьим именем дорожит максималист. Неосуществление планов, основанных на таких завышенных требованиях, приводит к разочарованию и депрессии. Оценка своих возможностей должна быть адекватной реальным возможностям личности. Если она выше — это приведет к излишней самоуверенности, если ниже — к неуверенности в своих силах и сомнениям. Самый реальный и оптимальный способ проверить свои возможности — попытаться осуществить задуманное: не попробуешь — не узнаешь, на что способен.

2. Чрезмерное обобщение проявляется также в выводах на основании единичного факта, которое распространяется в дальнейшем на все похожие ситуации без разбора. Не сдал экзамен в институт или не справился с работой — «я неудачник». Такая установка искажает действительность и парализует активность.

Одной из форм чрезмерного обобщения является навешивание ярлыков. Оно выражается в создании неизменяемого представления о себе или других, что с неизбежностью ведет к ошибкам. Реальный человек не застывшая догма, а постоянно изменяющийся объект, и не учитывать это — значит отрицать закон жизни. Если человек навесил на себя ярлык неудачника на основании одного, а может быть и нескольких неудавшихся сделок, то это ведет к убеждению, что и все дальнейшие попытки в этой сфере будут такими же.

10 стр., 4595 слов

Влияние самооценки и уровня притязаний на судьбу человека и его деловые качества

... неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя ... в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных результатов. Свою жизнь можно усовершенствовать только ... смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я- ...

3. Избирательное (однобокое) восприятие выражается в концентрации внимания на определенных аспектах ситуации, факта, которые кажутся существенными, и пренебрежением других, кажущихся неважными. Объясняется это склонностью человека отвергать любые утверждения, которые противоречат его убеждениям. «Неправ тот, кто имеет другое мнение», — думают в таких случаях.

Результатом такого стиля мышления является догматизм, выражающийся у человека в необычайном упорстве в своих взглядах и мнениях, возведении их в абсолют, не подлежащий сомнению. Такое мышление догматика объясняется трудностями восприятия и усвоения новой информации, оценки себя и окружающих без учета конкретных условий, в которых находится человек. Психологически догматизм покоится на слепой, некритической приверженности к однажды выработанным и усвоенным приемам и способам познания и деятельности, основанным на собственной правоте. Характерными чертами догматика являются:

  1. твердое убеждение, без его критического анализа, в правильности только своих взглядов и убеждений, их постоянство и неизменность;
  2. отсутствие интереса к тому, что не соответствует его взглядам, убеждениям и мнениям;
  3. оценка информации не по ее объективности, достоверности и логичности, а по авторитету источника;
  4. проявление упрямства в отстаивании своих взглядов и стремлений.

Особенно догматизм мышления проявляется в фанатизме, в непоколебимой, отвергающей всякую критику и компромиссы преданности определенной идее или деятельности, вплоть до жертв ради них. Эта абсолютная концентрация человека на одной идее или цели делает сознание человека недоступным ни для каких-либо других целей, что, в свою очередь, снижает вероятность их достижения, да они просто и не возникают в таком состоянии сознания.

4. Безосновательные выводы строятся на основе недостаточного количества объективной информации и своих домыслов, ошибочных стереотипах мышления и установках, хотя и основанных на личном житейском опыте, но все же недостаточно реалистичных из-за его ограниченности. Недостающая информация замещается собственными домыслами и предположениями, не подтвержденными какими-либо аргументами, а выводы объясняются только тем, что «я так думаю» или «мне так кажется», и не более того. Так, мы делаем выводы о поступках других на основе собственных воззрений, предполагая, что они имеют такие же ценности, такие же убеждения, такие же взгляды на мир, такие же потребности, как и мы.

5. К самообману может привести и категоризация — отнесение познаваемого объекта к определенной социальной группе — производственной, учебной, военной, конфессиональной и т. д. без учета его индивидуальных качеств.

Причиной таких ошибок является следующее свойство мозга: при возникновении мысли о каком-либо объекте включать общие знания, имеющиеся у человека относительно той категории людей, к которой относится объект нашего внимания. Отношение единичного предмета даже к классу таких же предметов всегда индивидуально. Например, вы познакомились с депутатом Госдумы. Пользуясь выработанным понятием, что «все депутаты — нечестные люди», вы первоначально охарактеризуете своего знакомого как нечестного. Индивидуальность качеств может значительно отличаться от тех, которые входят в вашу категорию «депутат». И только дальнейшее знакомство в процессе общения позволит нам понять, насколько индивидуальные черты могут отличаться от общих, содержащихся в прототипах категории.

12 стр., 5585 слов

Рабочая группа — социально-психологическая общность людей. ...

... презентации. Неформальные группы создаются для удовлетворения социальных потребностей и общения людей, например группа сотрудников, окончивших ... ряд черт, характерных для организации разделение функций между сотрудниками, закрепленное в правилах ... группе. На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура работники обращаются в соответствии с должностями поведенческими стереотипами, ...

Еще одной причиной самообмана могут быть ожидания человека, поскольку они влияют на то, как он воспринимает действительность и как он на нее реагирует.

6. Ожидания — это не только то, что человек предполагает увидеть зрительно, но и то, что он предвкушает, ожидает, предполагает увидеть в будущем, что какой-то предполагаемый результат будет достигнут, что какое-то событие будет иметь место. Человек готов к восприятию того, что ожидает.

Ожидания приводят к двум видам эмоций:

  1. если человек ожидает событий, оцениваемых им положительно, то возникает надежда;
  2. если отрицательно, то разочарование, возмущение, безнадежность, отчаяние.

Обман ожиданием возникает при необоснованном завышении вероятности того, что конкретная личность выполнит то, чего мы от нее ждем:

  1. я ожидал(а), что мой друг навестит меня в больнице, но он не пришел;
  2. я ожидал(а), что меня пригласят на другую работу, но этого не случилось;
  3. я ожидал(а), что меня поздравят с днем рождения все мои знакомые, но этого не произошло.

Реально ли было ожидать всего этого от других? Не было ли препятствий для них осуществить мои ожидания? Знали ли они о том, чего я от них ожидаю? На реальных ли обстоятельств строились эти ожидания с моей стороны или только на желании такого отношения к себе? Если только на желаниях и эмоциях, то вполне естественно, что эти желания не осуществились. Но человек, тем не менее, разочарован, испытывает моральное негодование и возмущен тем, что ожидаемая от людей порядочность обманула его. Неосуществление ожидаемого, даже когда оно построено из песка, всегда воспринимается как обман.

Часто самообман ожиданием возникает при обещании другого выполнить для субъекта определенную работу, дать взаймы, оказать помощь и т. д. И если эти люди хотят вам помочь, хотят сделать для вас что-то хорошее, но не делают это по той простой причине, что не могут, то это не обман с их стороны, а самообман с вашей. Вам не хватило времени, желания, чтобы узнать человека, который вам обещает и который, возможно, хорошо к вам относится. У человека, может быть, слабая воля, и ему не хватает смелости отказать вам. А возможно, он хочет отделаться от вас, как от назойливого просителя.

Ожидание всегда построено на определенных знаниях. Если таких знаний нет, то говорят о беспочвенных ожиданиях. Крайними случаями таких ожиданий является надежда на «авось». «Авось» означает «возможно», «может быть», надежду на очень малый шанс, выражение, трактующее непредсказуемое будущее, в результате чего нет смысла строить какие-либо планы и их осуществлять. «Авось» требует полностью положиться не на себя, а на удачу. Для авось-человека жизнь непредсказуема и неуправляема. Если произошло что-то хорошее, благоприятное для человека, то это лишь потому, что повезло, а не благодаря собственным усилиям.

4 стр., 1992 слов

Формирование умений и навыков здорового образа жизни у школьников ...

... умений и навыков ЗОЖ у школьников 5-7 классов на уроках ОБЖ…...……………………… …………………….23-26 §2.2. Анализ программ и ... и качество жизни (социально-экономические условия), стиль жизни (стереотипы поведения), уклад жизни (порядок, ритм жизни). Среди факторов, формирующих ... формированию умений здорового образа жизни учащихся 5-7 классов при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» уделяется ...

4.Составление карты стереотипов.

Оборудование: компьютер, мел, доска.

Средства: видеоматериал о стереотипах.

План-конспект 3ог урока:

Цель урока: провести психологический анализ класса.

Задачи урока:

— Получить психологические данные класса.

Содержание занятия:

  1. Орг. момент
  2. Прохождение рисуночного теста человек под дождем.
  3. Тест- опросник Айзенка (EPI)

Оборудование: листы А4, цветные карандаши.

План-конспект 4го урока:

Тема урока «Что такое гендерный стереотип?»

Цель урока: познакомить класс с понятием гендерный стереотип

Задачи урока:

— Дать ученикам понятие гендерного стереотипа.

— Выяснить самые распространенные стереотипы.

Содержание занятия:

  1. Орг. момент
  2. Мнение класса о понятие «гендерный стереотип»
  3. Краткая лекция о гендерном стереотипе :

Гендерные стереотипы — это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о гендерной специфике социальных ролей.

Содержание гендерных стереотипов составляет несколько групп гендерно маркированных качеств.

Качества, связанные с деятельностью и активностью. Мужчинам приписывается предприимчивость, решительность, настойчивость, потребность в достижении цели, нонконформизм, жажда приключений, отвага, самоконтроль, уверенность в своих силах, стремление к оригинальности, умение делать бизнес; женщинам — пассивность, нерешительность, осторожность, забота о соблюдении норм, конформизм.

Характеристики, соотносимые с позициями власти и управления. Мужскими качествами считаются стремление к лидерству, амбициозность, властность, сила, объективность, умение принимать решения, реалистичность; женскими — покорность, беспомощность, зависимость, безответственность, слабость, вера в превосходство мужского пола, пристрастность, необъективность.

Качества, характеризующие когнитивную сферу. Логичность, рациональность, склонность к размышлению, объективность и критичность восприятия приписываются мужчинам; интуиция, иррациональность, нелогичность, некритичность восприятия и даже глупость — женщинам.

Характеристики эмоциональной сферы: «мужские» хладнокровие, сдержанность, умение отделить рациональные доводы от эмоциональных противопоставляются «женским» эмоциональности, восприимчивости, внушаемости, чувствительности, способности к состраданию.

Характеристики, связанные с процессом межличностного взаимодействия. Женскими считаются как позитивные качества (отзывчивость, жертвенность, доброта, заботливость, дружелюбие, тактичность, мягкость, нежность, любовь к детям), так и негативные (сварливость, хитрость, коварство и т. д.).

В мужском стереотипе присутствуют как прямота, так и коррелирующие с ней бестактность, резкость, как самообладание, взвешенность суждений, справедливость, так и эгоизм, бесчувственность и даже жестокость.

24 стр., 11972 слов

Гендерные различия проявления тревожности в подростковом возрасте

... общества; знаний о понятиях «гендер», «гендерные стереотипы», «гендерные роли» как социальных конструктах; понимания, принятия ... из объектов пристального внимания школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные ... женские проблемы гендерными, а половое воспитание - гендерным. Но в то же время, необходимо ответить, что такое ...

Стереотипизации подвергается круг социальных ролей мужчин и женщин. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой, с участием в жизни общества, фемининность — с приватной (семья, дом, воспитание детей, быт).

Мужчина воспринимается, в первую очередь, как работник и гражданин, а женщина — как жена и мать.

Свойства гендерных стереотипов.

Будучи видом социальных стереотипов, ГС обладают основными их свойствами.Во-первых, ГС устойчивы. Вместе с тем они эволюционируют вместе с изменением прочих социальных представлений и норм (например, ушли в прошлое представления о мужчине как единственном кормильце и защитнике семьи и о женщине как слабом и беспомощном создании, что во многом обусловлено возрастанием роли женщины в производстве общественных благ и в социальной жизни в новейшее время).

Во-вторых, ГС оценочны. Оценочными являются суждения о женской слабости или мужской отваге, женской чувствительности или мужском самообладании. При этом имеет место андроцентризм восприятия: качества, определяемые как мужские, оцениваются как более позитивные по сравнению с теми, которые определяются как женские. В то же время образ женщины амбивалентен: он содержит не только негативную, но и позитивную оценку. Так, отличия женских когнитивных способностей от мужских могут расцениваться и как недостаток (женская нелогичность), и как достоинство (женская интуиция).

В-третьих, ГС схематичны: фиксируются лишь важнейшие черты представителей группы.

В-четвертых, ГС разделяемы внутри стереотипизирующих групп. Какое-либо представление считается стереотипным тогда, когда его разделяют не менее 75 % членов группы.

В-пятых, ГС полярны, поскольку отражают взаимодействие лишь двух групп — мужчин и женщин. Бинарность кодирования мужского и женского (например, эмоциональное и рациональное, интуиция и логика, личное и политическое, мягкость и твердость) — это один из базовых принципов восприятия гендерных различий.

Функции гендерных стереотипов.

Различают психологические и социальные функции ГС.

К психологическим функциям относятся:

Когнитивная функция. ГС, как и все социальные стереотипы, экономят усилия индивида при восприятии сложных объектов, упрощая и систематизируя знания, получаемые индивидом из окружающей среды. Кроме того, ГС помогают предсказать дальнейшее поведение группы или члена этой группы («это женщина, следовательно, она будет, скорее всего, заботливой по отношению к детям»).

Ценностно-защитная функция связана с созданием и поддержанием ценностей индивида и группы. Так, стереотипные представления о мужском эгоизме и бездушности становятся фоном для того, чтобы женщины подчеркивали собственные заботливость и милосердие. На макроуровне ценностно-защитная функция стереотипов связана с оправданием и поддержанием социальной системы: ГС оправдывают дискриминацию индивида, основанную на его принадлежности к группе (или же дискриминацию целой группы).

22 стр., 10951 слов

Гендерные особенности развития детей, воспитывающихся вне семьи

... детей, воспитывающихся вне семьи. Предмет исследования: гендерные особенности развития детей, воспитывающихся вне семьи. ... это число входят интернаты для детей, родители которых временно оставляют детей в этих ... школе, куда дети из детского дома ходят учиться, одноклассники из семей выступают в их ... детдомовское (интернатское) «мы». Внутри своей группы дети, живущие в интернате, могут жестоко ...

Поддерживая идентичность и ценности, стереотипы способствуют проведению четких границ между Своими и Чужими, в результате чего ингруппы получают позитивную оценку, а аутгруппы — негативную (ингрупповой фаворитизм, по Г. Тэджфелу).

К социальным функциям, направленным на поддержание социального порядка, относятся:

Функция социального контроля. ГС не только объясняют существующие в обществе отношения гендерной иерархии, но и, неизбежно приобретая нормативность, поддерживают социально приемлемые образцы поведения. В силу особой значимости для индивида гендерной идентичности нормативность присуща гендерным стереотипам в большей степени, чем, например, этническим, возрастным, профессиональным.

ГС включаются и в санкции: как позитивные, так и негативные (например, оценки «он — настоящий мужчина», «у нее мужской характер», «она по-матерински заботлива»).

Социализационная функция, состоящая в обучении нормам взаимоотношений полов, содержащихся в накопленном обществом социальном опыте.

Интеграционная функция, заключающаяся в обеспечении интеграции социальной общности. Разделяемые представления о мужских и женских качествах способствуют созданию общего информационного пространства, позволяют почувствовать принадлежность к социуму и, следовательно, поддерживают стабильность, устойчивость социальной системы. Консенсус достигается за счет дискриминационных взглядов в отношении одной из групп — женщин. Обеспечиваемая стереотипами интеграция в одном отношении выполняет дезинтегрирующую функцию в другом: например, аутостереотипы русской женщины и русского мужчины выступают в роли эталона, заставляя оценивать, в какой степени та или иная конкретная личность соответствует этому аутостереотипу, включать или исключать из группы.

Функция установления и поддержания отношений власти и подчинения. Эффективным ресурсом власти, осуществляемой, как известно, не только через физическое насилие, но и через ценности и нормы, становятся стереотипные представления. В качестве процесса установления отношений власти и подчинения стереотипизация понимается в рамках теории дискурса. ГС включаются в дискурс в качестве общепринятого устойчивого кода, использование которого облегчает восприятие.

ГС становятся востребованными в различных сферах жизни общества — политической, экономической, социальной в силу ряда причин: пол легко идентифицируется индивидом; стереотипные представления о мужчинах и женщинах соотносятся с его или ее личным опытом; отношения полов воспринимаются как едва ли не самые очевидные, понятные, а потому легитимные. Кроме того, поскольку в качестве мужественных или женственных характеризуются не только индивиды, но и другие социальные факторы (нации, классы, социальные группы, политические партии и др.[8]), то ГС принимают участие в установлении всего спектра социальных отношений и в производстве социальных иерархий.

История изучения гендерных стереотипов

В западной социологии повышенный интерес к проблеме ГС обозначился в 1970-е годы и сохраняется до настоящего времени. Одной из первых значимых работ о природе и содержании ГС стала статья коллектива ученых во главе с И. Броверман. В ней были представлены результаты развернутого эмпирического исследования. На протяжении последующих десятилетий появились монографии (С. Бэсоу)[10] и статьи, рассматривающие различные аспекты гендерной стереотипизации (среди важнейших работ по теоретическим аспектам гендерных стереотипов статьи К. Дио и Л. Льюиса; Р. Д. Эшмора, Ф. К. дел Бока и А. Волерса . В отечественной науке первыми к теме ГС обратились психологи, использовавшиеся для их обозначения термин «полоролевые стереотипы». Уже в 1980-х появился ряд работ, посвященных проблемам стереотипных представлений о качествах мужчины и женщины (труды В. С. Агеева, Т. А. Репниной[12]), которые стимулировали дальнейшее исследование проблемы, в том числе и с помощью категориального аппарата других гуманитарных дисциплин. В социогуманитарном знании постсоветской России ГС стали предметом изучения не только психологов, но также социологов, культурологов, экономистов, этнографов, лингвистов. Среди наиболее исследуемых аспектов темы — анализ влияния использования ГС в масс-медиа и в рекламе на дискриминацию женщин, роль ГС в политической, экономической сфере, сфере социальной политики, национальная специфика гендерных представлений.

  1. Творческое задание : создание мужского и женского мира

Оборудование: ватман (2листа), вырезки из журналов, клей, цветные карандаши.

План-конспект 5го урока:

Заключительное занятие

Цель урока: Подвести итоги занятий.

Задачи:

— Выяснить были ли полезны занятия для ребят.

— Выслушать их мнения о проведении занятий.

Содержание занятия:

  1. Орг. момент
  2. Проведение тестирования : Какой у тебя тип семьи?

1. Представь себе такую ситуацию: ты решила заняться велосипедным спортом и для этого тебе, естественно, понадобился велосипед. Как ты будешь воздействовать на родителей, чтобы приобрести его?

А) Об этом даже заикаться не стоит: мои родители вряд ли это одобрят, так что о покупке велика смело можно забыть.

Б) Расскажу им о своем желании и попрошу и них часть денег на велосипед; остальные попытаюсь заработать сама.

  1. В) В худшем случае все будет упираться в деньги, и если нужная сумма будет, то можно считать, что дело в шляпе.

2. Сегодня ты идешь на вечеринку и вернешься довольно поздно. Как реагируют на это твои родители, когда ты ставишь их об этом в известность?

А) Скорее всего, меня не пустят или назовут время (совсем непозднее), к которому я должна буду вернуться.

Б) Отпустят, с условием, что я попрошу кого-нибудь из молодых людей проводить меня до дома.

В) У меня никогда не бывает таких проблем: во сколько вернусь, во столько и вернусь.

3. Допустим что ты провалила итоговую контрольную по алгебре. Как ты думаешь, чем это может грозить тебе со стороны родителей?

А) Меня, скорее всего, сильно накажут, будут ругать и запретят гулять до тех пор, пока я ее не исправлю.

Б) Проведут со мной беседу на предмет выяснения того, как такое могло случиться.

В) Скажут, что это плохо, и надо бы двойку эту исправить.

4. Что ты думаешь о том, как тебя воспитывают?

А) Мне кажется, что мои родители могли бы давать мне больше самостоятельности: я ведь уже не ребенок!

Б) Ничего плохого сказать не могу. Единственное только: иногда так лень делать то, что родители говорят!

В) Уверена, если бы родители чаще помогали мне с уроками, я бы училась гораздо лучше.

5. На каникулах ты хочешь отправиться с друзьями в летний лагерь, но у твоих родителей на этот счет свои планы: тебе предстоит провести лето в огороде на даче. Что предпримешь?

А) А тут и предпринимать нечего, все ясно заранее: до свидания, лагерь, здравствуй, огород!

Б) Попробую в нейтральной обстановке, например, за обедом, обсудить эту тему. Если мне удастся доказать им, что от моей поездки пользы больше, чем от копошения в огородной земле, то, может быть, меня отпустят.

В) Проблем с лагерем не будет: мне достаточно будет просто рассказать про него родителям.

психологический тест: какой у тебя семья?

6. Какими словами и выражениями в общении с тобой родители чаще всего пользуются?

А) «Если я так сказал, значит так и будет. Твои родители лучше знают, что тебе нужно»!

Б) «А как ты сама думаешь? Если хочешь, мы можем подумать об этом вместе с папой».

В) «Если тебе этого действительно хочется, то пожалуйста. Поступай, как считаешь нужным».

Подсчитаем очки. В этом психологическом тесте для подростков о типе семьи за каждый выбранный тобой пункт «Б» прибавь себе 3 балла, если ты выбрала ответ «А» — оставь сумму без изменений, а если где-то предпочла «В» — добавляй 5 баллов. Что получилось?

0-9 баллов: Скорее всего, тебя воспитывали по авторитарному типу. В твоей семье не принято открыто выражать свою соображения по какому-либо поводу, во всяком случае, до достижения тобой определенного возраста. А до того, как этот счастливый момент наступит, тебе приходится буквально во всем беспрекословно слушаться родителей…

Конечно, приятного в этом мало, но так сложилось, и ничего с этим не поделаешь. Так что попытайся принимать своих родителей такими, какие они есть, ведь несмотря на их многочисленные, на твой взгляд, недостатки, без них на этом свете не было бы и тебя. Постарайся несмотря ни на что никогда не забывать об этом.

10-20 баллов: в твоей семье особые порядки, и многие твои подруги, когда ты рассказываешь им о своих родителях, удивляются. Ведь далеко не каждый родитель способен общаться с двенадцатилетней дочерью как с равной, обсуждать с ней многие семейные вопросы и прислушиваться к ее (то есть к твоему) мнению.

Твой тип воспитания — демократический. Ты имеешь свой голос в семье, если не равный, то почти равный. И чтобы так оставалось и в дальнейшем, постарайся оправдывать оказанное тебе доверие.

21-30 баллов: родители уже давно предоставили тебе в жизни почти полную свободу действий. Здорово, когда можно вернуться домой не в 21.45, а тогда, когда захочется: ведь тебя воспитывают «либеральные» родители.

3. Мнение учеников класса о прошедших занятиях.

4. Заключительная речь.

Протрет ученицы 9 « Б» класса

  1. Акимова Наталья
  2. 15 лет
  3. Среднего роста, атлетический тип телосложения.
  4. Семья полная
  5. Учиться хорошо, с выбором профессии не определилась
  6. В классе конфликтов нет, активная, отзывчивая
  7. Учиться нравиться, вне школы занимается танцами. Проявляются лидерские качества

Протрет ученика 9 «Б» класса

  1. Илья Шувалов
  2. 15 лет
  3. Среднего роста, пикнический тип телосложения
  4. Семья полная
  5. Учиться хорошо, хочет стать историком, археологом
  6. В классе почти ни с кем не общается, замкнутый. С одноклассниками найти общий язык не может, ему проще общаться с учителями
  7. Любит учиться, увлекается историей

Протрет ученика 9 «Б» класса

  1. Еврецких Сергей
  2. 15 лет
  3. Высокий, атлетического телосложения
  4. Семья полная
  5. Учиться хорошо, занимается спортом. С профессией еще не определился
  6. В классе общается со всеми ребятами. Активный, очень ответственный
  7. Проявляет интерес к учебе

Портрет ученика 9 «Б» класса

  1. Потапов Алексей
  2. 15 лет
  3. Высокий, атлетического телосложения
  4. Семья полная, мама и отчим
  5. Учебой особо не интересуется, заинтересован больше в физической работе, нежели в умственной.
  6. В классе общается со всеми, неформальный лидер. Активный, разговорчивый, веселый.
  7. Учиться средне

Портрет ученицы 9 «Б» класса

  1. Егельская Вероника
  2. 15 лет
  3. Высокая, пикнический тип телосложения
  4. Семья не полная, многодетная, мама инвалид (глухонемая)
  5. Учиться не нравиться, но старается не отставать от учебной программы
  6. В классе общается с 2 девочками, с остальными ребятами общения избегает, плохо идет на контакт, очень замкнутая
  7. Учиться средне

Диагностический лист самоанализа

  1. Вопросы для обдумывания и оценки

  1. Я готовлюсь стать педагогом-психологом
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
  1. В своем сознании я отождествляю себя с образом …
  • Педагога-психолога
  • Психолога-консультанта
  • Затрудняюсь ответить
  • Мне понятны цели и задачи практики
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
  • Профессия педагога-психолога трудная, но мне нравится
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
  • Я владею понятийным аппаратом педагога-психолога
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
  • У меня есть достаточный педагогический опыт (укажите сколько лет, где, кем)

Работа с трудными подростками и молодежью на базе молодежного клуба «Планета Молодежи» 1 год

  1. Мне нравится работать с детьми
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
  • У меня лучше получается работа …
  • С младшими школьниками
  • Со школьниками среднего возраста
  • Со старшими школьниками
  • Я могу работать в команде
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
  • Я считаю производственную практику необходимым компонентом в профессиональной подготовке педагога-психолога
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
  1. Незаконченные предложения

  1. Во время проведения занятий с детьми, я поняла, что – действительно хочу работать со старшими школьниками и трудными подростками.
  2. Самым полезным на занятиях с детьми для меня было – опыт проведения уроков (занятий), возникновение неожиданных ситуации и решение их.
  3. Во время практики я научилась – работать с большой группой, разделять свое внимание между всеми учениками класса, контролировать себя и свои эмоции.

Вывод

Данная практика дала мне понять, как это быть учителем. Я применила свои теоретические знания на практике. Заполнила пробелы в знаниях, которые проявились за время прохождения мной практики. Нашла интересующую меня тему и разработала свою программу проведения занятий. Которая, на мой взгляд и ученикам очень понравилась.

За время практики я очень привыкла к ребятам, с которыми работала. Было приятно, что и им понравилось работать со мной.

Список литературы:

  1. Учебное пособие для студентов «Психолого-педагогическая практика» Булатова Н.Д.; Христидис Т. В.
  2. Клецина, И. С. «Самореализация личности и гендерные стереотипы»
  3. Ломова Т. Е. «Стереотипы в гендерных установках современной российской молодежи»
  4. В.С. Агеев «Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов»
  5. М. В. Оленникова «Методики изучения способностей, темперамента»
  6. И. В. Вачков Основы технологии группового тренинга
  7. Рябова, Т. Б. «Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований»
  8. Андреева Г.М. «Социальная психология»
  9. Интернет источники