Культурологическая теория Освальда Шпенглера

Проблемы формирования теории культуры

Воззрения И.Г.Гердера, Н.Я.Данилевского. Немецкий мыслитель Гердер жил 1744-1803гг. Он заложил основы европейской теории культуры. Прежде всего, он разработал основы этнокультурологии, то есть теории, исследующей культуру разных народов. Основное сочинение идеи к философии, истории человечества. Книга вышла в 2-х частях 1784-1791г. В работах Гердера культура выглядит надстройкой над природой и природным бытием человека. Культура является результатом и причиной исторического развития общества. Важнейшими элементами культуры выступают с точки зрения Гербера язык, наука, ремесло, искусство, семейные отношения, религия и государство. Культура, выступая объединяющим началом, формирует посредством передачи навыков и форм жизни человека, который ее создает и преобразует. Традиция как бы захватывает и формирует сознание и тело человека. В работах Гердера история культуры выглядит историей различных не сводимых друг другу уникальных явлений и самоценных образований, существующих в мировом сообществе. Смысл развития культуры определяется внутренним импульсом реализацией возможностей ее конкретного исторического бытия. Целью существования каждой культуры и каждого человека считается полнота интенсивность переживаний, счастья и человечности в той степени и формах которые возможны в данном историческом времени и пространстве.

Различия между просвещенными и непросвещенными народами не качественное, а только количественное. Человек воспитывается посредством подражания и упражнений. В отличие от философов просветителей Гердер считал, что общая цель эволюции состоит не в усовершенствовании разума и наилучшем устройстве общественных институтов, а в распространении гуманности, которая в разные эпохи существовала у всех народах. Культура движется вперед, но не становится от этого более совершенной. На новом месте развиваются новые способности. Прежние способности, развившиеся в старых условиях, безвозвратно уходят. История культуры непрямолинейна. Она предполагает множество неожиданных поворотов, обрывов, регрессий и включает в себя человеческие заблуждения. Ни в одной культуре, ни наблюдается равномерного поступательного прогрессивного развития. Общество может достигнуть совершенства в отдельных областях науки и искусства. Но люди в данном обществе останутся безнравственными. Преимущества в одной сфере деятельности могут совмещаться с отсталостью в другой. За взлетом культуры неизбежно следует спад. Культура и человек историчны, изменяясь во времени, они не остаются неизменными. Не существует с точки зрения Гердера культуры вообще и человека вообще. В истории существуют только конкретные индивиды. Гердер отрицает, что существует цепь взаимосвязей между всеми людьми и между людьми и целым. Все человеческое в человеке со всеми обстоятельствами его жизни. Человек не делается человеком сам по себе, собственными усилиями, а воспитание основывается на традиции и органических силах, ибо человек должен быть способен к восприятию. Именно этот процесс созидания человека и можно назвать культурой или просвещением.

3 стр., 1412 слов

влияние групп потребностей на поведение человека.Теории классификаций ...

... е. осуществлять производственную деятельность. 1 Теории классификаций человеческих потребностей В современной теории менеджмента существует несколько классификаций потребностей человека, которые направлены на решение ... общение являются функциями трудовой деятельности. Все вышеперечисленные теории едины в том, что первично движет человеком потребность физиологической удовлетворенности, но при этом ...

Воззрение Н.Я.Данилевского.

Жил в 1822-1885гг. Он примыкал к позднему славянофильству. Основное произведение «Россия и Европа». Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому. Первая книга была издана в 1869. Ее назвали «Библия славянофильства». Данилевский разработал оригинальную в ту эпоху концепцию культурно-исторической типологии в основу которой был положен принцип многообразия ,локальных цивилизаций, циклического развития культуры. Данилевский первым обосновал этот подход к истории мировой культуры. Он отрицал необходимость единого прогрессивного движения человечества в истории. В развитии народов не существует однопорядковых совпадающих фаз. Поэтому деление истории на древнюю, среднюю и новую является с его точки зрения ошибочным. Существует не человечество как целостное явление, но культурно-исторические типы как отдельные формы самодостаточные и самобытные этнокультурные сегменты. Данилевский исходит из так называемого морфологического принципа понимания истории. Прогресс состоит не в том, чтобы по его выражению идти всем в одном направлении, а в то чтобы исходить все поле составляющее поприще исторической деятельности человечества во всех направлениях.

Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться тем, что она представляет высшую точку развития в сравнении с ее предшественниками и современниками во всех сторонах развития. Культура в интерпретации Данилевского выступает специфическим организмом, принадлежащим отчасти к природному отчасти к духовному миру. Рождение культуры следует понимать как выделение из истории ее духовного начала. Зрелая культура подчиняет себе биологическую жизнь этноса, поскольку предопределяющим для общества является не столько приспособление к окружающей среде обитания, сколько актуализацией потенций жизненного содержания бытия. Существует множество этнических общностей отличающихся друг от друга жизненной силой, то есть обладающих различными потенциями. Условно они объединяются в три группы. Одни народы, возникая, не успевали оформиться в отдельный культурно-исторический тип и служили материалом для прогресса других сообществ. Другие, например гунны, турки, монголы оцениваются как бичи божьи. Смысл их существования и развития находится в том, чтобы разрушать отжившие или разложившиеся цивилизации, а затем возвращаться в прежнее состояние по существу ничтожное. Третьи образуют самостоятельный культурно-исторический тип, обладающий всеми универсальными характеристиками. Каждый культурно-исторический типа рождается, достигает расцвета, а затем умирает или естественной смертью или под натиском более сильных и молодых сообществ. Жизненный цикл составляет около полутора тысячелетий. В истории человечества выработалось десять самостоятельных культурно-исторических типов: египетский, китайский, халдейский или древнесемитический, новосемитический или аравийский, германо-романский или европейский, выделяются американский и перуанский культурно-исторические типы, но их существование проблематично.

11 стр., 5053 слов

Культурно-исторические образы в поэзии О. Мандельштама

... развитие культуры. 1. Культурно – исторические образы в поэзии Мандельштама (сборник «Камень») 1.1 Акмеизм и Мандельштам В ... исследование С.М.Марголиной «Мировоззрение Осипа Мандельштама» (отмечают определенную субъективность работы), труд И.Гурвича «Мандельштам. Проблема чтения и понимания», ... элементы истории и теории литературы, литературной критики и высокой публицистики. Если бы Мандельштам ...

Освальд Шпенглер немецкий мыслитель один из основоположников культурологии как науки жил с 1880 по 1936 год. Основная работа Освальда Шпенглера называется «Закат Европы». Книга вышла в 2-х томах в 1918 и 1922 году. Идеи Шпенглера обычно относят к теории культурно-исторических типов основоположником, которой был Данилевский. С точки зрения Шпенглера культура представляет собой живой организм как бы историческую личность со всем комплексом присущих каждой индивидуальности неповторимых черт так называемых физиогномических характеристик. Культура выступает историческим явлением которое невозможно научно определить. Она считается судьбой народа или по крайней мере определяется ей. Культура возникает из стремления актуализироваться из «такта» и «ритма» как высшая форма жизни исторический сверхорганизм. Это спонтанный то есть самопроизвольный жизненный порыв лишенный конкретной цели культуры как живые существа высшего ранга растут с возвышенной бесцельностью и изолированы от других суперорганизмов. Общечеловеческой культуры по Шпенглеру не существует. Культура рассматривается как сложившейся в веках исторический индивидуум. Целостность сущность которой образует религия.

Цивилизация представляет собой последнюю неизбежную стадию развития культуры. Цивилизация характеризуемая одинаковыми признаками во всех культурах является выражением отмирания целостного организма это затухание его души возврат в небытие культуры. Шпенглер критикует традиционную схему выступающую основой европоцентризма. В соответствии с которой всемирная цивилизация подразделяется на временные периоды. То есть древний мир, средние века, новое время. Вместо картины линеарной всемирной истории Шпенглер описывает спектакль «множества мощных культур». С первозданной силой расцветающих из материнского ландшафта к которому каждая из них привязана всем ходом своего существования как бы чеканящих каждая на своем материале человечестве собственную форму имеющих каждое собственную идею, собственные чувства, собственную жизнь и собственную смерть. У каждой культуры свои новые возможности выражения которые появляются созревают увядают и никогда не повторяются. Культур каждая из которых имеет свою физиогномику, насчитывается восемь: египетская, индийская, вавилонская, китайская, аполлоновская, магическая, фаустовская и культура майя. Формируется но еще не рождена русско-сибирская культура как все живые организмы культуры рождаются достигают зрелости стареют и умирают.

Цикл охватывает около тысячи лет культуры не проницаемые друг для друга продуктивного взаимодействия культур в истории не существует. Остатки старой культуры более молодая подчиняет собственному ритму, такту и вкусу, трансформирует в структуре собственных жестов и повадок. Любая культура определяется гештальтом то есть первоэлементом или душой выступающей средоточием индивидуальности. Бесконечно репродуцируясь в каждом акте и в каждой позе просвечиваясь в любой форме душа гештальт дает основания идентифицировать тот или иной факт с точки зрения его культурной принадлежности. Гештальт определяет и преимущественный социально-политический интерес народа приоритетность культивации тех или иных видов и жанров искусства. Умирая народ уносит за собой и свою коллективную душу. Каждая из культур уникальна и неповторима и представитель иного культурного гештальта не в состоянии в полной мере проникнуть и почувствовать дух другой культуры. Тем не менее можно обозначить родство конкретных периодов и времен увидеть параллели почувствовать центральные символические образы благодаря которым произошло становление коллективной души. Первосимволом для апполовской культуры было прекрасное тело, то есть пластичность, телесность, осязательность. Для магической(византийско-арабской) культуры пещера или арка.

8 стр., 3904 слов

Проблема культуры в психологии

... что "все типы вербального мышления поддаются объяснению через культуру историю". Также он доказывает, что "мышление в традиционных культурах в некоторых своих аспектах существенно, иногда качественно, отличается ... Эльконина: "Лев Семенович Выготский является основоположником неклассической психологии - психологии, которая представляет собой науку о том, как из объективного мира искусства, из мира ...

Культурологические воззрения Питерима Сорокина

Русско-американский мыслитель.1889-1986гг. К основным работам отражающим проблемы культурологи относятся социальная и культурная динамика. Исследование смены основных систем искусства знаний этики права и социальных отношений в четырех томах.1930-1937. Общество, культура, личность.(1947) До выезда из России в 1922 году Сорокин примыкал к эсерам. Исследуя культуру с древнейших времен Сорокин применяет метод системного или сквозного тематического изложения. Он пытается преодолеть описательность. Любое общество согласно Сорокину представляет собой социокультурную систему которая выступает единством включающим 3 аспекта: меры вещей или конкретных предметов, субъективный мир или мир человека, транссубъективный мир включающий идеи мысли трансцендентный. Общество можно понять из-за присутствия в нем символического или сверхорганического компонента то есть системы значений норм и ценностей который одновременно является культурным качеством. Культура представляет собой совокупность значений ценностей и норм которыми владеют взаимодействующие лица и совокупность носителей которые объективируют социализируют и раскрывают эти значения.

Общество как сложная система взаимодействующих элементов интегрируется благодаря системе ценностей то есть культуре это система ценностей или структура оценочных процедур предает единство человеческого общества. Ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. Значение ценность и норма определяют место любого явления в обществе. Культура представляет собой систему систем или суперсистем это суперсистема включает в себя такие системы как язык наука философия религия искусство мораль право прикладную технологию экономику политику. Существует множество систем социокультурных феноменов различных уровней все культурные суперсистемы обладают ментальностью системы истиной и знания философией и мировоззрения религией и образцом святости представлениями должного и не должного формой изящной словесности и искусства нравами законами кодексом поведения доминирующими формами социальных отношений экономической и политической организацией собственным типом личности. Культура как конкретная суперсистема значений значений ценностей и норм предопределяющая весь спектр человеческой активности и проявляющийся во всех его достижениях сохраняется на протяжении длительного периода истории в течение которого можно вычленить феномены мыслей факты творчества верования.

13 стр., 6008 слов

Философия 98

... жизнедеятельности. Аксиология – учение о ценности, их формировании и структуре. Социальная философия – учение об обществе, общих ... духовного(идеальное бытие) Бытие объективированного духа (духовная культура общества) Духовный мир человека Бытие социальное Бытие ... предполагающее наличие одной субстанции. Идеализм – направление в философии, считающее идею, сознание, дух – первичными, а природу, бытие и ...

Культура есть единство или индивидуальность все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну и главную ценность относительно близкие друг к другу. Это позволяет утверждать существование социокультурных типов или стилей. В истории выделяются три типа или стиля взаимно сменяющиеся в разные эпохи. Нет периода когда тот или иной стиль утверждается полностью абсолютно без исключений. Все стили присутствуют в культурных процессах одновременно. Однако один стиль выступает доминирующим ведущим. Вероятно не существовало в истории абсолютно интегральной культуры. Термин доминантная форма интеграции не означает абсолютно монопольного преобладания ведущего к полному исключению других норм культуры. Унифицированная система культуры основанная на принципе сверхчувственности Бога как единственной реальности и ценности называется идеациональной примером такой культуры служит европейское средневековье 9-11 веков. Социальные институты получали санкцию из трансцендентный сферы. Примером другого типа служит современная форма культуры как культуры сенсорной эмпирической соответствующий наличному миру. Эта культура может быть названа чувственной. Эта культура основывается и объединяется вокруг принципа объективная действительность и ее смысл сенсорный.

Поэтому в духовной жизни общества господствуют образы и категории разума естественного права общественного договора. Художественная сфера неподвластна контролю церкви и стремится удовлетворить чувственные потребности человека. Искусство ориентируется на реалистические образцы в которых можно распознать формы известные из эмпирического опыта. Культура 13-14 веков в Европе и греческая культура 4-5 веков до н.э. были преимущественно идеалистическими. Идеалистический стиль может интерпретироватся как переходный между двумя предыдущими. Последней истиной и последней реальностью считается многообразие фрагментов объединяющих чувственное так и сверхчувственное начало. Человек не устремлен полностью трансцендентность но и не сосредоточен на актуальном бытии. Мораль утверждает долг человека перед обществом то есть преобладает этика долга.

Психоаналитические концепции культуры

В рамках традиционного психоанализа разработанного преимущественно Фрейдом стали формироваться критические тенденции. Прежде всего по отношению к фрейдовскому биологизму сексуальному детерминизму инстинктивизму. Некоторые авторы пишущие о проблемах психоанализа придавали меньшее значение бессознательному. Среди последователей Фрейда особое место занимает Карл Густов Юнг. Юнг жил с 1875 по 1961 год. Основные культурологические идеи Юнга содержатся в работах архетип и символ психологические типы, феномен духа в искусстве и науке, о психологии восточных религий и философии. Современные исследователи отмечают, что Юнг смотрел на психологию как на средство сближающее науку и религию это открывает путь познанию смысла жизни и культуры. Душевное здоровье личности и ее болезни имеют корни в социокультурных процессах. Центральной категорией юнгеанства является коллективное бессознательное. Оно идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого индивида. Будучи по природе сверхличным. Коллективное бессознательное передается по наследству и является основой на которой вырастает психика человека.

11 стр., 5027 слов

Человек и свобода в философии Н.А. Бердяева

... других великих деятеля русской культуры - И. С. Тургенев и П. И. Чайковский). Мировоззрение Бердяева представляет собой персоналистическую ... разновидности коллективизма, выработанной, по его мнению, русской народной жизнью и философской мыслью, начиная со славянофилов. «Коммюнотарность» противопоставляется ... «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937); «Русская идея» (1946) и др. В 1947 г. ему было ...

Под воздействием врожденных программ универсальных образцов поведения находятся не только элементарные поведенческие реакции но и восприятие мышление воображение. Содержание коллективного бессознательного являются общечеловеческие первообразы то есть архетипы. Архетипы выражаются в мифах сказках магии. Архетипические образы исторически сопровождают человека выступая источником мифологии религии искусства. В этих культурных образованиях обрабатывались образы бессознательного изначальным способом обработки и систематизации архетипических образов была мифология. Первобытный человек только начинает отрывать себя от матери природы. Но он переживает этот разрыв осмысливаемый на языке религии как грехопадение сопротивляясь отдалению от природы человек прибегает к магии чтобы восстановить утраченную связь с миром. С развитием сознания пропасть между человеком и природой углубляется. Перед человеком возникает проблема приспособления к собственному внутреннему миру гармонизации сознательного и бессознательного в своей психике. Обособление сознания ведет к утрате психического равновесия. Бессознательное пытается компенсировать односторонность и безрассудство сознания. Если сознание не принимает опыт архетипов и символическая передача этого опыта становится невозможной то архетипы могут вторгаться в культуру в самых примитивных и жестоких формах.

Вторжение так называемого коллективного бессознательного ведет не только к индивидуальным но и массовым неврозам и психозам. Лжепророчествам массовым беспорядкам войнам. Кризис западной цивилизации Юнг пытается объяснить вторжением архетипов в духовную и общественную жизнь. Следствием этого вторжения и видится фашизм и коммунизм. Массовый экстаз вождизм символика прежде всего сластика и звезда свидетельствуют о вторжении в культурную жизнь сил превосходящих человеческий разум. Альфред Адлер жил с 1870 по 1937 год. Он пытался свести формы культуры к проявлениям стремления к самоутверждению сублимация рассматривается как результат неизбежного компромисса между стихийными влечениями и требованиями социальной реальности. Проблему сублимации Адлер связывает с комплексом неполноценности которые в его концепции интерпретируются как движущий фактор культуросозидающий деятельности личности. Основные работы Адлера это Наука жизни 1929 год и смысл жизни 1933 год.

Культурологические идеи Мечникова, Соловьева, Бердяева

Во второй половине 19 века большое влияние на общественную мысль оказали идеи Мечникова. (1838-1888 гг.) Основная работа цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ. Работа вышла в 1889г. Источники человечества с точки зрения Мечникова подразделяются на три периода. 1)Речной охватывающий 4 древних цивилизации: Египет на Ниле, Месопотамия на Тигре и Евфрате, Индия на реках Инд и Ганг, Китай на Хуанхэ и Янцзы. Черты этого периода составляют рабство и деспотизм. 2)Средиземноморский эпоха с основания Карфагена до Карла Великого. Этот период характеризуется крепостничеством и олигархическими формами правления. 3) Океанический охватывает преимущественно эпоху Он начинается с открытия Америки по мнению самого Мечникова. В эту эпоху должны реализовываться ценности свободы равенства и братства. В 19в с точки зрения Мечникова усиливается тенденции кооперации народов и государств, утверждается солидарность. Эти черты и качество делают цивилизацию устойчивой и противостоящей чертам старой культуры деспотизму колониализму расизму.

5 стр., 2486 слов

Философия. Билеты (16-20)

... жизни, и Э. Гартман(Германия) с его "философией бессознательного". Иррационалистические умонастроения получают широкое распространение в связи с кризисом буржуазного общества и его культуры в конце 19-20 вв. И. ... особенно проявляется в таких течениях, как философия жизни (В. Дильтей, Германия, А. Бергсон, Франция, и ...

Гуманистические концепции культуры здесь особое значение приобретают идеи Соловьева. (1853-1900) Основные труды чтения в богочеловечестве (1877-1881гг.) История и будущность теократии (1885-1887) Россия и вселенская церковь.(1889) Преобладание добра(1897-1899).

Основной культурологической проблемой в трудах Мечникова выступает проблема направленности развития русской и мировой культуры органически связанной с проблемой духовных основ культуры. Сущность своей теории всеединства Соловьев видел в требовании полного равноправия равноценности равноправности между единым и всем целом и частями общем и единичном. Философия всеединства должна быть применима к обществу которое организовано нравственностью. В совокупности они образуют свободную теософию. Гармония и вера сглаживают противоречия между элитой и народом которые могут привести к разрушению культурных ценностей. Возможна нейтрализация культурных ценностей технократизма. Современные исследователи отмечают что идеи Соловьева способствовали представлению о возможности преобразования общества средствами культуры путем духовного

совершенствования. Человек и философия единства движится от природного к духовному идеалу то есть к Богу.

Одним из ведущих представителей русского духовного ренессанса начала 20 века был Николай Александрович Бердяев.(1874-1948) Основные сочинения: философия свободы(1911), смысл творчества(1916), судьба России(1918),новое Средневековье, философия свободного духа(1927),русская идея(1946).

Бердяев пытался осмыслить культурно-исторические и психологические особенности русского народа в мировой и европейской цивилизации в условиях обострения противоречий между обществами Бердяев предпринял попытки объективно оценить соответствие конкретных форм сознания религиозному культурному идеалу человечества. Бердяев нация и культура общечеловеческое национальное в культуре культура и цивилизация война и культура революция и культура в русском народе Бердяев усмотрел вечную мистическую реакцию против всякой культуры личного начала прав и достоинств личности против всяких ценностей. Культура аристократична может возникнуть лишь в узком избранном кругу элиты. А цивилизация демократично стремится к равенству однородности. Всякая культура даже материальная имеет духовную основу она есть продукт работы творческого духа над природными условиями.