Факторы виктимизации

Структура и трудоемкость СРС

Задания базовой СРС ( в суммарном объеме 20 часов )

Тема

«Социальная виктимность в современном мире» — сочинение – рассуждение(4 часа)

 

Виктимология сегодня — это развивающееся комплексное учение о лицах, находящихся в кризисном состоянии (жертвы преступлений, стихийных бедствий, катастроф, экономического и политического отчуждения, беженцы, социальные организации и пр.), и мерах помощи таким жертвам.

Понятие социально-педагогической виктимологии было введено в связи с проблемами изучения неблагоприятных обстоятельств социализации человека. А.В. Мудрик определяет социально-педагогическую виктимологию как отрасль знания, входящую составной частью в социальную педагогику, изучающую различные категории людей — реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.

Факторы виктимизации

В современном меняющемся мире существует достаточно большое количество условий, способствующих виктимизации человека. Среди их многообразия можно выделить социальные и феноменологические условия или факторы.

Социальные факторы виктимизации связаны с внешними воздействиями, феноменологические условия — с теми внутренними изменениями в человеке, которые происходят под влиянием неблагоприятных факторов воспитания и социализации.

Сформировавшись и закрепившись, данные внутренние изменения (черты личности, характерологические особенности, привычки и т.д.) сами становятся условием развития новых виктимогенных факторов.

Феноменологические факторы виктимизации связаны обычно с формированием определенных свойств личности, которые постепенно превращают человека в жертву ситуации. Это может быть формирование каких-то черт, особенностей человека, имеющих типический характер и связанных именно со спецификой его социализации в данных социально-исторических условиях.

Важным, на наш взгляд, субъективным фактором виктимизации является развитие агрессивности в детском возрасте.

Жестокость родителей по отношению к своим детям также является существенной причиной формирования соответствующего поведения у воспитуемых.

Виктимологическая профилактика – это включенная в социальную систему предупреждения преступлений подсистема общесоциальных и специально-криминологических мер, направленных на снижение индивидуальной и массовой виктимности посредством устранения негативных виктимных предрасположений, активизации защитных возможностей потенциальных жертв преступлений и обеспечения их безопасности.

9 стр., 4117 слов

Социализация пожилых людей в современном российском обществе

... области социализации старшего поколения; • мезоуровень: факторы семейственности и социальной среды; • микроуровень: социально-индивидуальные факторы, определяющие выбор путей для дальнейшей самореализации в новых социальных условиях. Согласно Конституции РФ человек, его ...

Общепрофилактические меры

В целом разнообразные общепрофилактические меры могут быть сведены к двум основным блокам:

а) активизация защитных возможностей, обучение, воспитание – сюда относятся правовая пропаганда, профессиональное обучение лиц «опасных» профессий, обучение с целью выработки необходимой предусмотрительности, критичности, снабжение, в отдельных случаях, оружием и специальными средствами защиты и т.д.;

б) обеспечение безопасности «извне»: соответствующая организация работы патрульно-постовой службы милиции, установка охранной сигнализации в квартирах, меры по благоустройству территории.

Источники:

1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. . –– М.: Издательский центр «Академия», 2000.

2. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. М. 2005.

3. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.

Развод родителей как ТЖС для ребенка – аналитическая записка (2 часа)

Расторжение брака между родителями для всех детей является одним из самых тяжелых переживаний, т.е. является для них ТЖС. Психические реакции детей на развод чаще всего проявляются в изменении их поведения, особенно после того, как происходит фактическое расставание с одним из родителей.

У детей до 12 лет часто возникают ранее несвойственные им реакции. Страхи ребенка, внутренняя сосредоточенность на семейных проблемах могут проявляться в виде вызывающего поведения, гримасничанья на уроках, вспышек агрессивности, невнимательности, беспокойству, что отражается школьной успеваемости.

Способ реагирования на развод часто зависит от пола ребенка. Девочки больше склонны к депрессии с повышенной плаксивостью, мальчики – к депрессии с проявлениями агрессивности, грубости и враждебности.

Развод родителей может сопровождаться утратой доверия ко всему миру и изменением привычных связей и отношений. Часто это означает смену жилья, поступление в новую школу и, быть может, впервые для ребенка, необходимость довериться новым для него людям. Вследствие такого сотрясения основ существования, которое приводит к повышенной самокритичности и структурной перестройке личности, страх, депрессия и враждебность ребенка выражены тем сильнее, чем меньше он способен критически относиться к самому себе и анализировать создавшуюся ситуацию. Некоторые дети склонны отрицать происходящие события или не придавать им значения. Внешне они не выглядят особенно озабоченными и расстроенными. Хотя они не способны анализировать свои чувства и тем самым избегают психического конфликта, имеется опасность того, что в более позднем возрасте у них возникнут психические проблемы.

Источники:

  1. Т.А.Шишковец. Справочник социального педагога (5-11 классы).

    М., «ВАКО», 2007.

 

 

Защитные механизмы личности при ТЖС (вытеснение, фрустрация, проекция, идентификация ) – конспект (2 часа)

Защитные механизмы личности — это способы, которые бессознательно использует человек для избегания травмирующей информации.

Психологическая защита личности связана с тем, что в жизни часто человек не в состоянии взвесить все обстоятельства и выбрать такое поведение, которое могло бы избавить его от неприятных переживаний. Тогда и срабатывают механизмы психологической защиты.

23 стр., 11464 слов

Влияние механизмов психологической защиты на формирование синдрома ...

... эмоционального выгорания, используется термин «синдром психического выгорания». Так же это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные ... течение многих лет, а реципиентами выступают больные с тяжелой судьбой, неблагополучные дети и подростки, преступники и пострадавшие в катастрофах, рассказывающие о своем сокровенном, ...

Впервые защитные механизмы были выявлены 3. Фрейдом, а изучены и описаны его дочерью А. Фрейд.

Механизм вытеснения занимает особое место в теории психоанализа. Описываемое иногда как «мотивированное забывание», вытеснение представляет собой процесс исключения из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. Однако освобождение от тревог путем вытеснения не проходит бесследно. 3. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл «психопатологией обыденной жизни».

Проекция — человек свои качества, намерения, поступки приписывает другому человеку.

Регрессия- возвращение к прежним стадиям, фазам, возврат к предыдущему, соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления.

Невротический характер означает неспособность идентификации, распознавания внешних и (или) внутренних объектов и неспособность устанавливать позитивные отношения с другими людьми, а также достигать и поддерживать собственное внутреннее равновесие.

Психологическую защиту нельзя однозначно рассматривать как полезное или вредное психическое явление. Позволяя сохранить устойчивость личности на фоне переживаний и добиться определенной адаптации, психологическая защита в то же время лишает человека возможности активно воздействовать на ситуацию и устранить источник переживаний.

 

Источники:

 

1. Журбин В.и. Понятия психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса// Вопр. психологии. 1990, №4.

 

2. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. – М., 1996.

 

3. Таукенова Л.М. Кросс-культуральные исследования личностных и межличностных конфликтов, копинг-поведения и механизмов психологической защиты у больных неврозами// Авторев.диссерт. на соиск.уч.степени к.м.н. – СПб., 1995.

4. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М., 1993.

 

Опишите приемы устранения кратковременного стресса – конспект (2 часа)

Упражнение 5. Снятие напряжения в двенадцати точках

Приводит к снятию напряжения во всех основных точках тела. Этим упражнением рекомендуется заниматься несколько раз в день.

Начните с плавного вращения глазами – дважды в одном направлении, а затем дважды в другом. Зафиксируйте свое внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный поблизости. Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь.

После этого займитесь мышцами лица и шеи. Широко зевните несколько раз. Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем, покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи и медленно опустите их. Расслабьте запястья и поводите ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте три глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону. Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите три раза.

23 стр., 11250 слов

Тема 2. Психическая структура личности и практика

... 2. Психическая структура личности и практика Делового общения (2 часа) Вопросы 1. Структура психики по З.Фрейду. 2. Модель психической структуры личности в ... 42 2.2 Выбор темы реферата 42 2.3 Изучение источников и литературы 42 2.4 Составление плана реферата 43 ... б) внутренняя атрибуция; в) стимульная атрибуция. 13. Приписывание причины поведения другому человеку в условиях дефицита информации – это: ...

 

Источники:

1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., 2002.

2. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

 

 

Каковы факторы, способствующие формирования психической зависимости – конспект (2 часа)

 

Существует целый ряд причин, способствующих возникновению и развитию психической зависимости.

Выделяют пять факторов формирования психической зависимости.

1. Недостаточностью положительной социальной мотивации, быстрым наступлением пресыщения в ходе деятельности, неспособностью принимать обдуманные, рациональные решения, несоответствием уровня притязаний действительным возможностям, повышенной внушаемостью и др.; фактически речь идет о невротической личности со свойственными ей внутренней противоречивостью, стагнацией, защитами, эгоцентризмом, ориентацией на субъективные личные ценности.

2. Это наличие либо органически обусловленного психопатического склада и акцентуации личности с астеническими, эксплозивными, истерическими, неустойчивыми чертами характера, препятствующими адекватной социальной адаптации, что, в свою очередь, порождает конфликтные ситуации, создает предпосылки к неконтролируемым аффективным реакциям, является причиной длительных состояний психоэмоционального напряжения.

3. Формировании психической зависимости существенное значение имеют нервные перегрузки, служебные и творческие неудачи, неудовлетворенность в личной жизни, одиночество и лишения, утраты, отсутствие условий для реализации жизненно важных целей и др.

4. Немаловажная роль отводится достаточно широко распространенным в обществе формам отношения к употреблению наркотиков: упрочившиеся традиции неумеренности, атмосфера снисходительности и терпимости, явное и скрытое поощрение, прямое психологическое давление, распространение сведений о необыкновенной привлекательности опьянения и элитарности лиц, понимающих это; доступность опьяняющих веществ, реклама и др

5. Нельзя не упомянуть и о роли неглубоких сдвигов настроения, замаскированных токсикоманическими проявлениями, что встречается, вероятно, не столь уж редко.

 

Источники:

1. Психическая предрасположенность к развитию зависимости от ПАВ (личностные, социальные, семейные факторы риска)

В.Д. Москаленко

 

Опишите феномен «Жажда острых ощущений» — конспект (2 часа)

13 стр., 6306 слов

Семья как источник психической травмы у ребенка

... воспитанием ребенка в семье. Объектом изучения выступает семья и ее роль в психическом развитии ребенка. Предметом же данной работы, исходя из цели, становится семья как источник психической травмы у ребенка. ... Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит ...

«Жажда острых ощущений»это Психопаталогический тип девиантного поведения – основывается на психопатических симптомах и синдромах является проявлением тех/иных психических расстройств и заболеваний.

Формы зависимого поведения

— химическая

— нарушение пищевого поведения

— гемблинг – игровая зависимость

— сексуальные аддикции

— религиозное деструктивное поведение

— спортивные виды игр с большой вероятностью летального исхода

Подростки идут на криминальные поступки для того что бы получить новые ощущуния. Но еще этот феномен связан с проявлением как пристрастие к азартным играм или злоупотребление алкоголем. Погоня за напряженностью, приключениями, физическим риском, включая необычный или экстремальный спорт … Это особенно ярко проявляется у мальчиков-подростков.

Эта черта может проявляться по-разному: и как погоня за приключениями и физическим риском, и как жажда нового эмоционального опыта, потребность в … РОКОВОЙ ВЫБОР. Больше всего любителей риска и острых ощущений встречается среди мальчиков-подростков и юношей.

Эти подростки отклоняются от своей семьи, ради этого проявления.

 

Источники:

1. Ю.М.Антонян, С.В.Бородин. Преступность и психические аномалии. М, 1987, 208 с.

2. Ю.М. Антонян, В.В.Гульдан. Криминальная патопсихология. М., 1991, 248 с.

3. Л.М.Балабанова. Судебная патопсихология. М., 1998, 432 с.

4. Б. С.Братусь. Аномалии личности. М., 1988, 301 с.

5. Б.С.Братусь, П.И.Сидоров. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М., 1984, 144 с.

Шантаж как экстремальная ситуация – аналитическое описание (2 часа)

Шантаж (фр. chantage — вымогательство) — угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды. В уголовном праве РФ шантаж не является самостоятельным преступлением, а лишь средством совершения других преступлений. Так, в ст. 133 УК РФ («Понуждение к действиям сексуального характера») шантаж является одним из способов понуждения, в ст. 240 УК шантаж является одним из способов вовлечения в занятие проституцией, в ст. 302 шантаж — один из способов принуждения к даче показаний. Подготовление и осуществление шантажа требуют реализации таких мероприятий, как:

— поиск сфер реальной уязвимости объекта;

— выбор конкретного предмета шантажа;

— установление тех людей, которым по суждению объекта предельно нежелательно знать очерняющие его данные;

— подбор и оформление компромата, наличествующего либо специально создаваемого;

— определение тактики и стиля шантажа, включая форму и порядок предъявления компромата;

— планирование и проведение эпизодов по подрыву воли объекта;

— выбор удобного момента и места осуществления центральной акции;

— продумывание поведения при разных (в том числе маловероятных) реакциях объекта и прочих затруднениях, возможных в ходе основной попытки.

 

Источники:

 

Беременность несовершеннолетних как актуальная проблема современной России – эссе (2 часа)

У нас в России на данный момент очень много беременных несовершеннолетних, это очень проблемная тема для всех окружающих.

6 стр., 2822 слов

Консультативная помощь семьям, находящимся в состоянии развода

... новому социальному статусу клиента. Объектом курсового проекта являются семьи находящиеся на грани развода. Предметом - является консультативная помощь семьям, находящимся в состоянии развода. Цель курсового проекта - ... к семейной жизни, в брачном поведении закладывается своеобразная готовность к разводу уже на начальной стадии зарождения семьи. И, как отмечают исследователи, наиболее ярко ...

Вот даже идешь по улице, и видишь идет девочка лет 15 на мой взгляд, и думаешь куда? Зачем? ты же еще совсем маленькая, у тебя еще организм не сформирован для этого. С одной стороны хочется ей этот вопрос задать, но , что она мне скажет, тебе какая разница, и вообще закроется в себе. С другой стороны хочется родителям вопрос задать, куда они смотрят, что их несовершеннолетние девочки уже беременны?

Сейчас вроде в школах про это часто говорят, медосмотры проходят, а нет, этого мало, надо что бы мамы с ними говорили на эту тему, и если уж на то пошло что она с мальчиками спит, предлагать различные виды контрацепции.

Но я категорически против настроена! Ну какая она мама будет, это же еще учиться надо, денежки зарабатывать и как то воспитывать своего ребенка, а в таком возрасте всем только развлечения нужны, а не как ни дети. А отцы детей несовершеннолетних матерей, вообще как узнают стараются быстрее бросить и уйти от нее и проблем, и от уголовной ответственности. Ну если они будут рожать, они все равно детей оставят на своих родителей.

 

Семейное консультирование как метод поддержки детей и молодежи в ТЖС- конспект(2 часа)

Семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье. В отличие от социально-психологического консультирования, в данном случае супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений не являются предметом анализа.

 

В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании социальный педагог работает либо с семьей в целом (членами семьи), либо выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи [1, 181-182].

 

В научной литературе приводятся факторы семейной связи и этапность дезорганизации семьи. Так, Т.В. Шеляг к факторам семейной связи относит эмоциональную близость, физическую близость, совместное проживание и его последствия (совместное ведение хозяйства и воспитание детей) и юридическую фиксацию брака. По его мнению, разрушение одного из приведенных факторов семейной связи является началом дезорганизации семьи. Он выделяет 4 стадии дезорганизации семьи: на первой из них происходит разрыв эмоциональных связей («эмоциональный развод»), вторая стадия характеризуется разрывом физического (или интимного) фактора, и наступает «физический» развод. Но семья еще часто существует, поскольку два последних фактора еще не разорваны. На третьей стадии наблюдается так называемый пробный развод, или разъезд родителей (фактически семья распалась, но юридического закрепления нет).

И на четвертой стадии происходит юридический развод [4, 72-86].

 

Общеизвестно, что воспитательный потенциал семьи складывается из биологического, психологического, экономического и социального компонентов.

 

При организации работы с семьей важен следующий принцип: любая система стремится к неизменному самосохранению. Это осложняет оказание влияния на семью извне, заставляет каждого, кто стремится искренне помочь ей в разрешении проблем, делать это не «огнем и мечом», а очень осторожно. В противном случае семья или не идет на контакт со специалистом, или «выбрасывает интервента» из своего поля существования (системы).

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... жидья. 3. Неполная семья – возникшая в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов, чаще мать, воспитывает ребенка. 4. Материнская (внебрачная) семья – мать не ... -педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения ...

Источники:

1. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» — М.: Академия, 2007 г. — 272 с.

 

2. Гуров В.Н., Социальная работа школы с семьей: Учеб. пoсoбие для студ. ВУЗов – М.: Педагогическое общество России, 2002 г. – 191 с.

 

3. Назарова С. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями // Социальная педагогика – 2007 г. — №1

 

4. http://xreferat.ru/71/6912-1-social-no-pedagogicheskaya-rabota-s-sem-eiy.html