Абилитация (лат. а – отрицание + habillis – удобный, приспособленный) — лечебные и социальные мероприятия, направленные на улучшение физических и психических возможностей инвалида с рождения или с раннего детства, содействующие его адаптации к жизни.
Адаптация социально-психологическая(от лат. adoptation — приспособление) результат (и процесс)взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному согласованию(установлению оптимального соотношения) целей и ценностей личности и группы.
Акселерация психических функций– ускоренное развитие отдельных психических функций.
Асинхрония– выраженное опережение в развитии одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительная ретардация других. Это приводит в дисгармоничному развитию личности в целом.
Аутизм– погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности, отсутствием стремления к общению с окружающими людьми, бедностью эмоциональных проявлений.
Высшие психические функции (англ. higher mental functions) — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотические опосредствованные по психологическому строению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления. Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л.С. Выготским и далее развитое А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным и др.
Гетерохронность — разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций
Гиперкомпенсация дефекта – подчеркнутая защитная компенсация имеющейся или мнимой физической или психологической неполноценности Ч, при которой Ч пытается преодолеть ее прикладываю для этого значительно большие усилия, чем требуется
Деменция (лат. de — прекращение, отрицание чего-либо, mens, mentis — ум, разум) — формы приобретенного слабоумия. Стойкое, мало обратимое снижение уровня психической, в первую очередь интеллектуальной, деятельности. Снижение интеллектуальной деятельности является непременным компонентом Д., однако изменения психики им не ограничиваются, они захватывают всю психическую деятельность; в структуру Д. входят и необратимые изменения личности
Психическая депривация — это психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени.
Функции и роли вожатого
Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста 2. Фасилитатор- Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение ...
Виды депривации обычно выделяют в зависимости от того, какая потребность не удовлетворяется.
Й. Лангмейер и 3. Матейчек анализируют четыре вида психической депривации.
1. Стимульная (сенсорная) депривация: пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.
2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.
3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.
4. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли.
Дизонтогенез — нарушение индивидуального развития организма (онтогенеза) в перинатальный и ранний постнатальный периоды.
Дизонтогения — отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.
Дидактогения (от греч. didaktikos — поучительный, genos — происхождение) — вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т.д.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация и др.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Дидактогения может являться причиной неврозов.
Защитные механизмы личности- это бессознательные действия или противодействия или адаптивные способы переживания человека, направленные на защиту от тех опасностей и угроз, которым он подвергается со стороны окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира; также они позволяют осуществлять позитивную оценку собственного Я.
Интеграция инвалидов в общество направлена на налаживание и восстановление утраченных инвалидами связей в обществе, на включенность его в труд, быт и досуг, на преодоление изоляции. Таким образом, интеграция – это не только и не столько терапевтические меры, сколько комплекс социальных мероприятий, призванный максимально приблизить инвалида к во всех смыслах полноценному существованию в обществе.
Компенсация дефекта – это своеобразный процесс развития, в условиях которого формируется новая динамическая система условных связей, возникают различного рода замещения, происходит исправление и восстановление нарушенных или недоразвитых функций, формируются способы действия и усвоения социального опыта; развиваются физические и умственные способности и личность ребёнка в целом.
Копинг-стратегииот англ. to cope with — справляться с чем-либо, совладать) — осознанно используемые человеком приемы совладения с трудными ситуациями (в т. ч. и в сфере коммуникации, О.), состояниями и порождающими их условиями.
13 стр., 6342 слов
Динамика психического развития в условиях недостаточности функций
... Подведение итогов, домашнее задание. ДЗ: Литература 1.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2003, с. 26- ... ность, у детей значительно отстает формирование и предметной деятельности, и речи, и понятий, и элементарных мыслительных операций. ... 26-28 [1], с.26-36 Динамика психического развития в условиях недостаточности функций Уже в раннем детстве, с самых первых ...
Коррекционная психология — это специальный раздел психологии, который «занимается» психическим развитием детей с приобретенными или врожденными нарушениями физического и психического развития.
Нарушение развития — (developmental disorder) — любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, которое характеризуется задержкой биологически необходимых психических функций, например, развития речи. Чаще такое нарушение развития встречается у мальчиков, чем у девочек, однако со временем оно постепенно проходит. Нарушения развития делятся на всеобъемлющие (pervasive), при которых ребенок отстает в развитии по многим показателям (например, при аутизме), и специфические (specific), при которых отставание наблюдается по какому-либо одному показателю (как, например, при дислексии).;
Невропатия (греч. neuron – нерв, pathos – страдание, болезнь)
1. полное прекращение функций периферического нерва вследствие его местного повреждения;
2. преимущественно генетически и конституционально обусловленная нервная дисфункция, берущая начало с раннего детства и вызванная преимущественно психическим дизонтогенезом
Олигофрения— врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) слабоумие, выражается в недоразвитии всей психики, но преимущественно интеллекта. Врожденное слабоумие с признаками недоразвития (олигофрению) принято отличать от деменции — приобретенного слабоумия с распадом психической деятельности.
Псевдокомпенсация – шантаж окружающих своими болезнями, чтобы вызвать сочувствие и получить поблажки.
Психологическая профилактикадеятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.
Психопатия — патология характера — неадекватное развитие его эмоционально-волевых черт, при коей у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в среде социальной. Группа болезней психических, проявляемых в дисгармоничном складе характера, темперамента и поведения, отчего страдает и сама личность, и окружающие. Психопатов отличает прежде всего неадекватность эмоциональных переживаний, склонность к состояниям депрессивным и навязчивым.
Психический распадглубокое нарушение психической деятельности с полнымпрекращением всех умственных процессов, потерей контакта с окружающим миром и полнойбеспомощностью; обычно сочетается с другими проявлениями маразма.
Реабилитация – сложное многоуровневое образование, система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящей к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество.
Ретардациялат. retardatio – замедление, задержка) – 1. в биологии – более поздняя закладка органа и замедление его развития по сравнению с предками; 2. в психиатрии – а) замедленное, частичное или неполное созревание личности и психической сферы, что проявляется такими явлениями, как инфантилизм, недоразвитие речи и школьных навыков, умственная отсталость (в противоположность акселерации), б) замедление времени реакции, наступления некоего патологического события (например, ретардированная амнезия).
7 стр., 3093 слов
Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи
... – приглашение детей в сказку. 2. Выполнение заданий на развитие вербальной и невербальной стороны речи. · Задания на развитие интонационной выразительности речи: · Мимическая гимнастика лица · Сюрпризный момент — появление ... клеёнка), костюмы Лешего, Весны. Конспект 2 занятия по развитию интонационной стороны речи у детей: Цель:Формирование у детей умения осмысленно работать над собственным ...
Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности.
Специальная психология — это раздел общей психологии, занимающийся изучением закономерностей развития людей с физическими и психическими недостатками (аномальным развитием).
Понятие «структура дефекта» ввёл Л.С. Выготский. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефект. Первичный дефект — повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами. Вторичный дефект — недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у умственно отсталых).
Холдинг-терапия была разработана американским детским психиатром Мартой Велч и впервые внедрена в Материнском центре в Гринвиче, США, в 1878 году. В «классическом» варианте процедура холдинг-терапии заключалась в следующем: в специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки и крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к ребенку и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему.
Хроногенность — принцип, согласно которому, чем раньше в возрастном отношении возникает патогенное воздействие тем тяжелее и разнообразнее его последствия для процесса психического развития.
Умственная отсталость — нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер.
Ятрогения (от греч. iatros врач + gennao рождение) – ухудшение физического или эмоционального состояния человека, невольно спровоцированное медицинским работником.