Воспитание личности в коллективе. Педагогический опыт а.С.Макаренко
-
Понятие «коллектив» и его сущность, основные признаки и виды коллективов
В научной литературе даются следующие определения коллектива:
Энциклопедический словарь – коллектив (от лат. Collektivus – «собирательный») – это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретных общественных задач; основан на общественных целях, принципах сотрудничества, сочетает интересы индивида и общества (с. 60).
Н.К.Крупская — коллектив «есть группа, сплочённая общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой» (с. 198-199).
А.С.Макаренко – коллектив – «это социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимная зависимость, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» (с. 398-400).
В.А.Сухомлинский – коллектив — «это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей» (с. 210).
Т.А.Мальковская — «ученический коллектив является своеобразной формой общности подростков, юношей и девушек. От других объединений он отличается целым рядом признаков. Прежде всего, это объединение школьников, устремлённых к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе» (с. 347).
И.Ф.Харламов – воспитательный коллектив есть такое объединение воспитанников, жизнь и деятельность которого мотивируется целями и задачами общества, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных устремлений и интересов» (с. 347).
Таким образом, коллектив – это такое объединение людей, в основе которого лежат следующие признаки:
— общественно значимые цели, принимаемые каждым его членом;
— совместная деятельность по достижению данных целей;
— отношения взаимной ответственности между членами коллектива;
— наличие органов самоуправления;
Особенности и проблемы взаимодействия личности и общества, личности ...
... личности в современном обществе, понятий группы и коллектива и межличностные отношения в группах и коллективах. · Практический анализ межличностных отношений в коллективе: оценка и апробация полученных результатов. ... к вопросу о структуре личности, что позволяет выделить общие методологические проблемы. 1. Различие трактовок понятия «личность» в общей психологии. Если понятия «личность» и «человек» ...
— связь первичного коллектива с другими коллективами.
Эти признаки коллектива были выделены А.С.Макаренко (с. 354-356).
По его мнению, коллектив – «это есть целеустремлённый комплекс личностей, организованный, обладающий органами коллектива… Вопрос: отношения товарищей к товарищу – это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, А это вопрос ответственной зависимости его членов».
Л.И.Новикова выделила структуру детского коллектива, которая, по её мнению многослойна, её образуют: «сетка составляющих первичных коллективов; система органов самоуправления, координирующих их усилия и организующих общую работу; деятельность, в которой участвует коллектив; система реализуемых детьми в процессе этой деятельности социальных ролей; система деловых связей коллектива с окружающей его действительностью, между первичными коллективами, между отдельными школьниками».
А.С.Макаренко определил первичный коллектив как наименьшую по численности, далее неделимую часть коллектива. По его мнению, его оптимальный состав – 12-15 человек. Таким первичным коллективом может быть и школьный класс (а также микрогруппы, которые в нём образуются).
Виды коллективов — школьный, рабочий, студенческий… особо выделяется школьный коллектив, так как он является воспитательным коллективом.
Одна из особенностей детских и юношеских объединений состоит в том, что их членами (участниками) являются развивающиеся личности. Это доказывает необходимость содействующего поведения педагога по отношению к детской среде, диктует необходимость размышлять о путях создания благоприятных условий для развития личности в процессе общения.
Формирование коллектива – это прежде всего попытка привнести в детскую среду духовные и эстетические ценности, «насытить» отношения детей гуманистическими принципами. Задача педагога состоит в том, чтобы задавать направление тем естественным проявлениям детской психологии, которые проявляются в общении.
У детей проявляется потребность в общении, для них характерно стремление к объединениям, а потому становится важным – на каких нормах и принципах строится это общение. Общность интересов, совместная деятельность по её достижению, отношения долга и заботы, способность к самоорганизации — становятся ключевыми моментами в их жизнедеятельности и обладают возможностью развития со стороны педагога.
Использование коллектива в практике воспитательной работы позволяет:
во-первых, со стороны педагога возможно влияние на формирование отношений сотрудничества, осмысление нравственной цели (смыла) совместной деятельности, поддержание складывающихся в общении традиций, развитие активной позиции каждого члена коллектива – всё это обусловливает создание положительного опыта, носителем и творцом которого становится каждый член коллектива;
во—вторых, под влияние общественного мнения становится возможным со стороны педагога корректирование системы жизненных ценностей и идеалов, оценок и суждений каждой личности;
Пути предупреждения алкогольной зависимости в работе социального ...
... в работе социального педагога с детьми школьного возраста» нами рассмотрены следующие вопросы: антропология алкоголизма, особенности ... культурными факторами, изначально участвовали в формировании нейромедиаторной структуры головного мозга человека, ... воспитание; · антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы; · посредническая деятельность педагога – психолога. Проблема, цель, объект ...
в-третьих, использовать общественное мнение коллектива как своеобразную форму поощрения и наказания;
в-четвёртых, в общении детей складываются «механизмы» взаимовлияния, например, организуются отношения сотрудничества и соревновательности, появляются свои традиции, формируется общественное мнение и т.д., что обусловливает в ряде случаев преимущества коллективного влияния;
в-пятых, ученик как член коллектива является субъектом складывающихся отношений, а потому развивается его активность, способность к взаимодействию, сотрудничеству и т.д.;
в-шестых, общение в коллективе обусловливает проявление общественной направленности личности (а не эгоистической), что способствует развитию таких важных характеристик, как сопереживание при успехах и неудачах, эмоциональная теплота и сочувствие, гордость и радость за достижения каждого члена коллектива и т.д.
Пути формирования коллектива:
— осознание общности целей и интересов, смыла выполняемой деятельности;
— совместная деятельность;
— формирование традиций;
— развитие самоуправления;
— формирование общественного мнения;
— единство требований;
— соревнование;
— взаимное просвещение;
— творческая игра;
— наличие перспективы и т.д.
Этапы развития детского коллектива: стили педагогического руководства
Организованный коллектив школьников проходит в своём развитии ряд этапов. А.С.Макаренко выделил ТРИ этапа.
На первом этапе коллектива как такового ещё нет, можно говорить о формальном объединении детей относительно какой-либо цели и необходимости выполнения деятельности (например, поступление в 1-й класс, в вуз).
Общности между членами группы пока нет, для каждого существуют сугубо индивидуальные цели и интересы, нет связующего интереса или дела.
А.С.Макаренко считал, что при такой ситуации педагог должен предъявлять требования к каждому отдельно и контролировать его выполнение, разъяснять значимость правил и форм поведения. Образно он назвал педагога «диктатором».
На этом этапе педагог не только предъявляет требования и добивается их выполнения, но и пытается организовывать совместную деятельность (конкретное дело), которое может объединить детей, вызвать первоначальные переживания общности. Первоначально всё же педагог выступает организатором и вдохновителем, так как собственная самостоятельность невелика, а взаимосвязи и взаимоотношения не сложились. Это объясняет необходимость активной организаторской роли воспитателя.
Коллектив переходит на следующий этап, когда выделяется актив (т.е. в коллективе выделяются лидеры, способные решать проблемы), когда в коллективе устанавливается общая дисциплинированность, соблюдаются правила поведения, поддерживаются требования педагога.
Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)
... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.
Второй этап характеризуется тем, что в позиции организаторов деятельности (с большей или меньшей помощью взрослого) начинают выступать наиболее активные члены коллектива, начинает складываться АКТИВ. Обычно это дети, имеющие ярко выраженные интересы, имеющие опыт общения в других коллективах, обладающие организаторскими способностями.
На этом этапе создаются органы самоуправления. Задача воспитателя – помочь их регулярной работе. Ошибка воспитателя – недооценка роли неформальных лидеров. Деятельность педагога должна быть направлена на воспитание у актива нравственных качеств.
А.С.Макаренко считал, что на этом этапе педагог должен выстраивать своё общение с членами коллектива посредством актива (т.е. ставить задачи, предъявлять требования и т.д.).
Если же педагог остаётся в позиции «диктатора», то коллектив останавливается в своём развитии, тормозится развитие отношений взаимной ответственности и активной позиции каждого члена коллектива.
Третий этап – это, по А.С.Макаренко, «расцвет» коллектива. Он характеризуется тем, что благодаря накопленному опыту коллективной жизни и привычкам совместного выполнения общих дел между детьми складываются подлинно коллективистические отношения. Это позиция добровольного участия в жизни коллектива, радости от общения с его членами.
Для этого этапа характерны отношения взаимной ответственности – например, предъявление требований, проявление отношений заботы. Характерна сформированность общественного мнения, разделяемого большинством его членов, отсюда взаимовлияние друг на друга (взаимность требований, ожидание определённых форм поведения, самоизменение и т.д.).
Именно на этом этапе своего развития коллектив становится «инструментом воспитания», т.е. может использоваться как метод воспитательного влияния на каждую личность конкретно.
А.С.Макаренко считал, что на этом этапе «срабатывает» закон параллельного педагогического воздействия, что выражается формулой – «воздействуя на коллектив, я воздействую на каждую личность конкретно».
Для того чтобы коллектив достигал высокого уровня развития, следует:
— усложнять цели и характер выполняемой деятельности;
— приобщение к делам, имеющим общественное значение, только тогда у детей будет формироваться чувство своей принадлежности к коллективу, постоянное желание жить его интересами, стремление к совместной деятельности;
— не навязывать коллективу своих взглядов, развивать самоуправление и активность, инициативность на всех этапах выполнения деятельности.
Возможно проявление четвёртого этапа, когда каждый школьник благодаря усвоенному опыту сам предъявляет к себе требования общественного поведения, т.е. процесс общественного воспитания переходит в процесс самовоспитания.
Проблемы формирования личности в коллективе, условия эффективного влияния коллектива на личность
Анализ педагогической практики позволяет выделить ряд проблем, которые возникают в деятельности классного руководителя.
— непонимание современными педагогами необходимости коллектива для формирования современной личности. Так, среди педагогов бытует мнение, что современному человеку не нужно быть коллективистом (т.е. учиться жить интересами другого, умение соотносить личные интересы с интересами других людей).
В) формирование опыта нравственного поведения в учебных и жизненных ситуациях
... задач предмета самопознания. А) создание единой картины мира. В) формирование опыта нравственного поведения в учебных и жизненных ситуациях. С) обоснование, оправдание и анализ ... это.. А)изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Б)научно обоснованные нормы и требования профессии к видам деятельности. В)представляет собой моральный статус в коллективе обучаемых и ...
Они считают, что нужно развивать прежде всего индивидуальность личности, однако время показало, что если в человеке не развивать общественную направленность, то формируется эгоистическая личность;
— неумение отличать коллектив от других объединений людей. Так, любую группу людей называют коллективом и ожидают от неё воспитательных влияний. Теория коллектива утверждает, что коллектив – это особая группа, для которой характерны пять основных признаков;
— не каждая совместная деятельность является коллективной. Коллективная деятельность характеризуется всеми признаками коллектива, и организовать её – это значит привнести в жизнь группы ценности и черты, которые характеризуются отношениями взаимной ответственности и заботы. Для совместной деятельности достаточно факта присутствия всех членов группы;
— коллектив можно рассматривать как «инструмент воспитания» только на высокой ступени его развития, однако в практической деятельности часто можно наблюдать типичную ошибку, когда от коллектива ожидается воспитательный эффект уже на начальных этапах его развития;
— педагог игнорирует закон движения коллектива и не изменяет стиля педагогического руководства. Например, педагог так и остаётся на позиции «диктатора» не смотря на то, что коллектив находится на второй или третьей стадии своего развития;
— педагог игнорирует те изменения, которые происходят в детском коллективе, например, назначают «актив», который оказывается не достаточно авторитетным в глазах сверстников, так как в системе отношений данного коллектива выявился неформальный лидер; педагог оказывается неготовым строить отношения с ним, а потому коллектив останавливается в своём развитии;
— недооценивается роль личности по отношению к коллективу. В понимании многих педагогов сохраняется приоритет коллективного над индивидуальным (установки «коллектив всегда прав», «кто выделяется – тот отделяется» и т.д.)…..
-
Педагогический опыт а.С.Макаренко по воспитанию личности в коллективе
А.С.Макаренко является одним из основоположников теории коллектива. Его педагогический опыт реализовался в 20-30-е годов прошлого столетия в колонии (затем коммуне) для несовершеннолетних преступников (г. Полтава, г. Харьков – Украина).
Этот опыт заслуживает внимания, так как используемые методы и подходы привели его к положительным результатам перевоспитания. Коллектив в его педагогической деятельности занимал особое значение. Рассмотрим некоторые методы и подходы, реализация которых становится возможной и в опыте современной школы.
1. Рассматривал первичный коллектив как основу воспитательного процесса, где устанавливаются, проявляются и развиваются отношения воспитанников.
Личность как предмет воспитания 3
... появляются под влиянием внешних действий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Развитие и формирование личности является результатом взаимодействия этих двух факторов. Взаимодействие ... не происходит неизменного подкрепления хода деятельности провоцированием взаимоотношений, побуждающих к нравственным поступкам). Анализ факторов развития начат еще античными учеными. Всем было ...
2. «Сводный» отряд – это временное объединение воспитанников, созданное для решения определённых задач и выполнения конкретных видов деятельности. Как правило, эти отряды создавались по принципу разновозрастных объединений, где старшие учили младших, а младшие имели возможность учиться на опыте. Важно – воспитанник являлся одновременно членом нескольких сводных отрядов, причём, в одном случае он занимал позицию «командира» (т.е. учился предъявлять требования), в другом случае «подчинённого» (т.е. учился выполнять требования).
3. «Мажор» — настроение, которое должно сопровождать общение и выполнение всех видов деятельности.
4. Наличие «перспективы» в коллективе, т.е. цели, которая направляет и связывает членов коллектива. Выделял три типа перспектив – близкая, средняя и дальняя.
5. Система постоянной смены выборных должностей. Как писал А.С.Макаренко, «… чтобы у воспитанников не вырабатывался командный дух». Считал, что сменность поручений должна происходить каждые 3-4 месяца. За это время каждый воспитанник успевал быть и командиром и подчинённым.
6. Рабочее собрание – высший орган самоуправления коллектива, где решались все проблемы, ставились задачи, обсуждались вопросы бюджета, досуга и т.д. На рабочем собрании одинаковым правом голоса обладали и воспитанники, и педагоги.
7. Вырабатывались законы жизни коллектива, которые должны были соблюдать все члены коллектива (и педагоги, и воспитанники).
Например, существовало правило лишать право голоса каждого, кто допускал грубость по отношению к членам коллектива. А.С.Макаренко в «Педагогической поэме» описывает ситуации, когда колонисты лишали право голоса и его, невзирая на должность заведующего данным воспитательным учреждением.
Тема 3. Система нравственного развития и воспитания школьников
Значение нравственного воспитания для развития личности хорошо выразил В.Г.Белинский, он писал: «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но выше всех их должно стоять образование нравственное… Одно образование делает человека военным, другое – юристом…, нравственное воспитание делает нас ЧЕЛОВЕКОМ».
Нравственная деятельность не существует сама по себе, в чистом виде, а выступает как сторона или аспект любого другого вида деятельности – в игре, труде, учении, досуге, общественной и художественно-эстетической деятельности. Нравственное начало входит в любой компонент проявления личности. В любом поступке проявляется нравственный аспект (например, какова цель, какими мотивами обусловлен, в выборе средств, в организации деятельности, в её результатах и последствиях) – везде, где человек проявляет своё отношение. В каждом обществе сформулированы требования к личности, к её моральному облику.
4. Эстетическое, духовно-нравственное и половое воспитание подростков ...
... нравственное и половое воспитание подростков в современных условиях. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста. Подростковый период в развитии личности ... образования. Формирование подростка – непростой процесс, невозможный без адекватного родительского влияния. Воспитание ... состояний (вплоть до суицидального поведения). Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников ...
Нравственное воспитание представляет собой воспитательную деятельность, направленную на формирование качеств личности, определяющих отношение человека к обществу, к другим людям, к труду, к самому себе; Нр.В. – направлено на формирование нравственного облика человека (К.Д.Радина, Г.И.Щукина).
Понятие «нравственность» рассматривается в системе сознания, чувств и поведения личности. Что значит нравственная воспитанность личности (как идеал в развитии)?
— определяет общественную (социальную) ценность человека (живёт в обществе и взаимодействует с другими людьми);
— проявляется в системе убеждений и мотивов человека, а также в поведении.
Уровни нравственной воспитанности –
1-й – знание требований, предъявляемых социумом к личности, понимание…
2-й – сформированность убеждений, т.е. личного понимания и принятие конкретных норм и правил поведения……….
3-й – сформированность поведения ……………………
Формирование нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения (опыта) выступают как психолого-педагогические основы в организации нравственного воспитания.
Задачи нравственного воспитания (Г.И.Щукина):
— последовательно приобщать школьников к нравственным нормам общества:
— формировать положительный нравственный опыт самих детей;
— направлять их сознание, чувства и поведение на реализацию норм морали;
— формировать нравственный облик личности.
Нравственное воспитание – это систематическое, целенаправленное формирование нравственной личности, её моральных черт и облика. Это систематический и многосторонний процесс, который начинается буквально с рождения ребёнка.
Содержание процесса нравственного воспитания
Нравственное воспитание осуществляет организацию нравственного опыта школьников.
Организация Нр.в. предполагает единство двух сторон:
- Объективная, в которой отражены нравственные требования, предъявляемые обществом к личности;
- Субъективная, в которой отражены личные отношения человека к обществу, труду, людям, овладении общественными нормами, их реализации в своем поведении (например, нравится — не нравится, принимаю – не принимаю, понимаю – не понимаю и т.д.).
Задача состоит в том, чтобы помочь личности осознать СМЫСЛ общественно значимых норм и морали,.. чтобы требование социума стало субъективной нормой поведения личности (понять, принять, реализовывать в поведении).
Духовно-нравственное воспитание военнослужащих
... формированию духовной культуры личности военнослужащих. Одним из важных компонентов возрождения России, культурного богатства страны является процесс его духовного возрождения, формирования патриотического сознания. Патриотизм выступает мерилом нравственного воспитания ... нравственной информации. Но знание нравственных норм далеко не тождественно самим этим нормам, реализуемым в реальном поведении. ...
Субъективный уровень восприятия морали реализуется как «ценностные ориентации» личности, или как «внутренняя позиция» личности. Составляют основу мотивации поведения.
Что же включается в содержание нравственного воспитания? Система воспитательных воздействий должна выступать в комплексе:
— нравственное просвещение, которое направлено на формирование нравственного сознания и нравственных чувств, а также формирование моральных качеств, определяющих отношение к обществу, труду, другим людям, самому себе);
— организация опыта общения школьников с окружающим миром, другими людьми, сверстниками; воспитание нравственных привычек;
— формирование негативного отношения к явлениям аморального поведения (т.е. формировать моральную стойкость, что позволяет противостоять отрицательным влияниям среды и примерам).
… Исходит из психолого-педагогических основ нравственного развития личности (по Г.И.Щукиной, К.Д.Радиной):
1 задача (направление) – воспитание нравственных убеждений – основа нравственного самосознания, включают: знание и осознание нравственных требований, личное отношение (оценка, идеал), а также качеств, определяющих отношение к обществу (патриотизм, гражданственность), труду (ответственность, чувство долга, сознательность, уважение труда взрослых, трудолюбие), другим людям (коллективизм, принципиальность, инициатива, гуманизм, толерантность, товарищество и др.), к самому себе (сознательная дисциплинированность, честность, правдивость, настойчивость и др.).
нравственное сознание – предполагает способность человека к познанию нравственной стороны жизнедеятельности людей социуме. В его структуру входят: знания (……..), суждения (……….), оценки (…….), идеалы (………), позиция (………….), отношения (реализуются в различных способах поведения), убеждения (как компонент мировоззрения личности) – сознательно усвоенные знания, суждения, понятия моральных норм и требований; это знания, личностно осмысленные и принятые человеком, проявляются как нравственная позиция личности; выступают в качестве мотива поведения.
Роль знаний в нравственном воспитании – ошибочность в понимании моральных понятий приводит к аморальным поступкам.
Задача школы — организация нравственного просвещения (познакомить, помочь осмыслить, разъяснить, дать возможность выражать свои оценки, суждения и т.д.).
Воспитание и самовоспитание личности вопросы
... на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю.К. Бабанский); • воспитание — планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных ...
2 задача (направление) – воспитание нравственных чувств, которые рассматриваются как переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям.
В школе и в семье важно организовать эмоциональную жизнь. Проявляется в жизни – восприятие явлений и ситуаций не остаётся равнодушным (задевает, трогает, волнует, сопереживает, сочувствует…).
Так накапливается эмоциональный опыт – опыт пережитых чувств.
Нравственные чувства – моральное удовлетворение, радость (по поводу успеха товарища), негодование, гнев, сочувствие, стыд, радость, жалость, уважение, заботливость, отзывчивость, справедливость и т.д. Аморальные чувства – зависть, злорадство, трусость, предательство, неблагодарность и т.д. Эти чувства находят своё воплощение в нравственных (или безнравственных) поступках.
Нравственные чувства связаны с волевыми качествами – решительность, настойчивость, упорство.
Воспитание чувств начинается с самого раннего детства.
Задача школы — бережно относиться к эмоциональной сфере личности; способствовать созданию эмоциональных ситуаций в жизни школьника, особенно в коллективной деятельности; способствовать осознанию личных переживаний школьником.
3 задача (направление) — формирование нравственных поступков (поведения) и привычек. Нравственные черты личности проявляются в поведении. Поступок обусловлен мотивом (побудительная причина, основание выбора), однако есть необходимость создавать ситуации, в которых личность вынуждена проявлять себя…. Способы поведения… конфликтные ситуации…
нравственная деятельность – в ней раскрывается нравственное отношение, т.е. соответствие или несоответствие поступков и всего поведения личности нормам морали, принятым в данном обществе.
нравственный поступок – ……………………..
нравственная привычка – устойчивая форма поведения; отражается на его культуре поведения (внешнем облике, манерах, жестах, на его обращении с предметами, в отношениях с людьми)… Например, привычка к вежливости, привычка заботиться об окружающих, привычка к сдержанности, привычка ориентировки, привычка к точности (пунктуальности), привычка к аккуратности, привычка к порядку и др.
Задача школы – создавать условия для свободного выбора школьником линии поведения; развивать способность анализировать и оценивать собственное поведение с точки зрения моральных норм.
Методы воспитания – поручение, приучение, упражнение, требование…
Система нравственного воспитания может рассматриваться и как проявление нравственного аспекта в организации других направлений воспитательной работы (Т.А.Ильина):
гражданско-патриотическое воспитание – формирование патриотизма и гражданственности, т.е. любви к Родине, выступает выражение отношения к обществу, в котором живёт школьник;
эстетическое воспитание — формирование чувства прекрасного в отношениях людей (любовь, дружба);
экологическое воспитание — формирование бережного отношения к природе как проявления отношения к окружающему миру;
физическое воспитание — формирование таких нравственных качеств, как чувство команды, воля к победе, упорство, преодоление трудностей, умение побеждать и проигрывать и т.д.;
трудовое воспитание — формирование ответственного отношения к труду, развитие трудолюбие, понимание значимости труда для жизни человека;
половое (гендерное) воспитание — формирование стиля поведения мужчины и женщины, межличностных отношений и т.д.
Методы нравственного воспитания:
— методы нравственного просвещения – лекция, рассказ, беседа (программные и эпизодические, беседа-экспромт, отсроченные беседы), диспут на темы морали;
— влияние примера (родители, учителя, окружающие люди, выдающиеся люди);
— коллектив (А.С.Макаренко: «коллектив – это “гимнастический зал”, где личность упражняется в нравственности»);
— создание специальных ситуаций нравственного поведения учащихся;
— общественное осуждение;
— наказание /поощрение……………………………………….
Методы формирования нравственных привычек — режим дня (точность, организованность), упражнение (повторность действий, или тренировка), напоминание, требование, показ положительного действия, игра, контроль и самоконтроль.
Возрастные особенности нравственного воспитания
При организации нравственного воспитания исходим из социальной ситуации развития личности в том или ином возрасте, учитываем возможности личности, уровень её развития.
Младший школьный возраст.
Поступление ребёнка в школу, его новые обязанности ставят его в позицию, где отражаются требования школы, учителя. Нравственные качества – ответственность перед классом и самим собой, радости или недовольства собой, а также поступками одноклассников и т.д.
Уже сложились представления о том, что «хорошо» и что «плохо». Формирование произвольных форм поведения, т.е. развитие сознания…
Убеждения ещё не могут сформироваться, характерно эмоционально-чувственное отношение…. Следует учить осмысливать и осознавать свои поступки и поступки других людей.
Возможны специальные методы нравственного просвещения – беседы, рассказы на этические темы, использование произведений художественной литературы и искусства, мультфильмы и т.д.
Важны методы – иллюстрации, показа, пояснения, разъяснения…
Подростки.
Возраст обобщения опыта нравственных отношений, познание нравственных понятий, формирование личных суждений.
Особо – общение со сверстниками выступает на первый план, а потому в основе отношений должны лежать нравственные принципы.
Самовоспитание как предъявление к себе требований в соответствии с идеалом (представление об «эталонном» взрослом).
Подражание….
Специальная работа по нравственному просвещению – осмысление понятий, возможность «увидеть» их в реальных ситуациях… Обязательна связь сознания и поведения личности…. Роль коллектива…
Старший школьник.
Моральное сознание характеризуется большей осознанностью моральных понятий, возможно формирование моральных убеждений, проявление собственной позиции. Стремление к автономии от взрослого, отстаивание своей позиции.
Связано с ведущей потребностью в данном возрасте – потребность в жизненном и профессиональном самоопределении – а потому типична ситуация поиска ответа на многие вопросы, стремление найти себя…
Характерно стремление понять себя, отстаивать собственные убеждения… Юношеский максимализм…
Специальная работа по нравственному просвещению – диспуты, дискуссии, роль гуманитарных предметов…
Условия эффективности нравственного воспитания
1).
Высокий уровень обучения (нравственное просвещение)….
2).
Оптимальный уровень развития детского и педагогического коллектива.
3).
Планомерность и согласованность воспитательной работы.
4).
Единство требований школы, семьи и общественности.
5).
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности.
Проблемы нравственного воспитания в современном обществе:
— перестроечные процессы в стране обусловили процесс переосмысления жизненных ценностей, что проявляется в недопонимании и даже отрицании многих моральных качеств (например, коллективизм, патриотизм и др);
— материальные ценности оказываются более значимыми для большинства современных людей;
— переоценка исторического прошлого, которая проявилась и как переоценка идеалов (например, герои-революционеры, П.Морозов и др. становятся символами авторитарной эпохи);
— плюрализм мнений и оценок, характерный для современного социума, находит отражение в расхождении взглядов семьи и школы относительно некоторых нравственных категорий, а также их значимости для современного человека; школьник находится в ситуации выбора, ему не всегда хватает жизненного опыта для того, чтобы оценить происходящее;
— СМИ достаточно часто «романтизируют» образы взрослого, которые ранее имели однозначно негативную оценку (например, к/ф «Бригада», «Интердевочка» и др.);
— пропаганда в обществе толерантного (терпимого) поведения по отношению непохожести, инаковости;
— в современном социуме (для нашей страны) отсутствует «детское» искусство (кино, музыка), где ставились проблемы школьного возраста и предлагалось их решение (проблема социализации);
— снижается потребность детей в чтении художественной литературы, что не развивает способность к анализу внутреннего мира героя (человека);
— в школе отсутствует система нравственного просвещения;
Тема 5. Трудовое воспитание школьников и подготовка к выбору профессии
Труд выступает как важнейший фактор развития и воспитания личности. Роль труда (трудовой деятельности) состоит в том, что в процессе его выполнения формируются, развиваются и совершенствуются физические и интеллектуальные характеристики человека. Однако не всякий труд и не при любых условиях является фактором развития. Необходимы специально организованные условия, при которых становится возможным его влияние на процесс развития личности. Организация таких условий является проблемой педагогики.
Теоретическая разработка проблемы воспитания учащихся в труде связана с именами таких выдающихся педагогов, как А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шатский и др. В современных условиях проблема организации трудового воспитания неоднозначно рассматривается и педагогами-теоретиками, и учителями-практиками.
Организация процесса воспитания в труде направлена на преодоление некоторых противоречий, которые проявляются в ситуациях трудовой деятельности:
— между желанием школьников добиться определённого успешного результата труда и необходимостью преодолевать неприятные переживания в связи с мускульным и нервным напряжением;
— между желанием приобрести определённую профессию и нежеланием овладевать необходимыми умениями и навыками, развитие которых требует многократного повторения одних и тех же действий:
— между ………………………..
Трудовое воспитание в школе – важнейшая составляющая часть общей системы воспитания учащихся….
Трудовое воспитание выступает как важнейшее условие нравственного, умственного, физического и эстетического развития и воспитания школьников. Развиваются такие качества, как трудолюбие, уважение к людям труда, умение взаимодействовать при решении коллективных задач и др. Всё это способствует подготовке учащихся к выбору профессии.
В общем понимании трудовое воспитание включает в себя и трудовое обучение, назначение которого – формировать положительное отношение к труду, развивать трудовые умения и навыки обращения с элементарными орудиями труда, инструментами, несложными механизмами. В процессе трудового обучения осуществляется подготовка учащихся к трудовой деятельности, происходит своеобразная «проба сил» в том или ином виде труда.
Цель трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка к труду, формирование положительного отношения к трудовой деятельности, осознание труда как источника жизнедеятельности человека.
Задачи трудового воспитания –
— рациональная организация разнообразной трудовой деятельности, приобщение к участию в трудовой деятельности;
— формирование у учащихся убеждения в том, что труд является обязанностью каждого человека, что он является основой благополучия человека (нравственный аспект);
— развитие потребности трудиться;
— развитие у учащихся трудолюбия;
— способствовать овладению общетрудовыми знаниями, умениями и навыками (то, что называют «азбукой труда);
— осуществлять помощь в выборе профессии в соответствии со склонностями и способностями учащихся;
— развивать способность оценивать результаты труда с эстетических позиций (эстетический аспект).
Виды трудовой деятельности в школе — учение, труд по самообслуживанию, работа в школьных мастерских, УПК, летняя трудовая четверть, общественно-полезный труд…
Общественно-полезный труд предполагает: 1) труд на пользу школы (самообслуживание, изготовление и ремонт наглядных пособий и мебели, работа на пришкольном участке, в теплице и в учебном хозяйстве, изготовление игрушек для детского сада; 2) на пользу отдельным людям (шефство, тимуровское движение, волонтёрство); 3) производительный труд на благо общества (участие в благоустройстве микрорайона школы, труд на промышленных предприятиях и в сельской местности).
Особенности организации разных видов труда:
Учебный труд ………………………………………………………………….
Самообслуживание в семье и школе (или бытовой труд) – наиболее простой и доступный вид труда детей самого разного возраста. Оказывает влияние на развитие трудолюбия, приобщает к более сложным видам труда. Если такой вид труда выступает в качестве образа жизни семьи, ТО способствует выработке ПРИВЫЧЕК, становится ПОТРЕБНОСТЬЮ, развивает трудовые навыки.
Методы воспитания – приучение, поручение, личный пример родителей, совместная деятельность.
Трудовая деятельность в школьных кружках. Это кружки – технические, химические, биологические, домоводства и художественного рукоделия. Такая деятельность способствует также развитию склонностей и способностей учащихся, развитию познавательных интересов, совершенствуются навыки.
Принцип добровольности, личного интереса…
Тимуровское движение. Было популярно в послевоенное время, однако во многих школах действует и сегодня. Как вид общественно-полезного труда. Не имеет экономического эффекта, но имеет характер благотворительности, помощи (нравственный аспект).
Формируется благородство, забота о человеке, сочувствие.
Производственный труд. В настоящее время почти не используется в воспитательной деятельности школы, но в доперестроечный период применялся достаточно часто. Как помощь шефам (город и село).
Создавались ученические бригады, что способствовало развитию трудовых навыков. Фактор самоутверждения школьников. Работали рядом со взрослыми
Известен опыт А.С.Макаренко в колонии им. Ф.Э.Дзержинского. В Харькове при колонии работал филиал завода по производству фотоаппаратов «ФЭД». Это было собственное производство – хозрасчёт, зарплата… Ребята работали на уровне мировых стандартов.
В Москве (60-е годы) — часовой завод «Чайка». Был организован школьный цех.
Профессиональная ориентация как одно из направлений трудового воспитания. Помощь в выборе профессии. В 60-70-е годы прошлого века этому направлению придавалось государственное значение. В масштабе города работал городской совет по профориентации. Сложилась структура этой работы, включала следующие направления:
— профессиональное просвещение – лекции и доклады о профессиях и их значении, встречи с передовиками производства и представителями разных профессий, экскурсии на промышленные предприятия и учебные заведения;
— профессиональная консультация — работа педагога и психолога по изучению особенностей личности школьника относительно требований избираемой им профессии;
— ознакомление школьников с возможностями получить профессию – ПТУ, вузы, деятельность научных кружков;
— работа с родителями о выборе профессии;
— профориентационная работа по предмету — в процессе преподавания учебных предметов показать использование знаний для профессий определённой направленности.
Педагогические требования к организации трудовой деятельности.
Только педагогически правильно организованный труд оказывает воспитывающее влияние на школьников. В числе таких требований:
- Осознание учащимися значимости выполняемого ими труда.
- Сочетание общественной полезности с личными интересами школьников.
- Взаимосвязь общественно-полезного труда с трудовым обучением.
- Развитие активности и самостоятельности учащихся при выполнении трудовой деятельности.
- Добровольность и обязательность трудовой деятельности.
- Посильность трудовой деятельности.
- Реализация в трудовой деятельности нравственного, эстетического и физического аспектов в развитии и воспитании личности.
- Организация коллективного труда как возможности для проявления отношений взаимной ответственности.
- Раннее включение детей в трудовую деятельность и её усложнение с возрастом.
- Творческий характер трудовой деятельности.
15