1. Предмет, задачи и методы современной психологии
Современная психология — это широко разветвлённая область человеческих знаний о закономерности развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.
Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.
Предметом, изучаемым психологией, является психика человека и животных.
Психология изучает многие субъективные явления. С помощью одних человек познаёт мир, их называют познавательными процессами:
— ощущение;
— восприятие;
— память;
— мышление;
— воображение.
Этим процессам сопутствует состояние внимания.
Психические свойства и состояния личности:
— эмоции;
— чувства;
— воля;
— потребности;
— мотивы;
— интересы;
— цели и др.
Индивидуально-типологические особенности личности:
— темперамент;
— характер;
— способности.
Кроме этого психология изучает человеческое общение, деятельность, личность.
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).
Разделы психологии (структура):
1. Психология труда изучает особенности трудовой деятельности человека:
— педагогическая психология изучает психологические особенности обучения и воспитания человека;
— инженерная психология;
— медицинская психология:
a) психотерапия;
б) нейропсихология;
в) психофармакология и т. д.
— юридическая психология;
— военная психология;
— психология торговли;
— психология спорта;
— психология научного и художественного творчества.
2. Психология развития изучает, как происходит развитие человека:
— возрастная психология (изучает развитие психики в онтогенезе — «индивидуальное развитие от рождения до смерти»);
— сравнительная психология (развитие психики в филогенезе — «историческое развитие психики»);
— специальная психология (психология аномального развития);
Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация ...
... nbsp; Психология изучает общие закономерностипсихических процессов и своеобразие их протеканияв зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологическихособенностей человека. Методы психологии: ... - лы и значенияявлений, умственного действия. Психика присуща человеку и животным. Однакопсихика человека, как высшая формапсихики, обозначается еще и понятием ...
— социальная психология (изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимоотношения людей в общественных группах);
— общая психология (изучает наиболее общие вопросы развития и функционирования психики).
Общая психология определяет методологию психологии и методы, которыми пользуется психология.
2. Методы психологии:
— эмпирические методы, при помощи которых психолог добывает опытные данные.
Основные:
1. Наблюдение — это метод психологии заключается в восприятии, фиксации проявлений поведения, а так же получения суждений о субъективных психических суждения.
Этапы научного наблюдения:
1) Наличие гипотезы;
2) Чёткий план наблюдения («где?», «когда?» и «зачем?»);
3) Фиксация результатов в специальном дневнике;
4) Наличие выводов или рекомендаций.
Примеры наблюдений: учителя за учениками; родители за детьми.
Виды наблюдений:
1. Внешнее наблюдение (за другими людьми);
2. Внутреннее наблюдение (за самим собой, т. е. самонаблюдение — первый метод психологии; он появился в XVII веке и называется методом интроспекции);
3. Включённое (исследователь является непосредственным участником того процесса, за которым наблюдает, т. е. лучше знает людей, за которыми наблюдает, ему не надо тратить больше времени на наблюдения; участники наблюдения (объекты) не знают, что за ними ведётся наблюдение; это наблюдение бесстрастное, субъективное);
4. Не включённое/стороннее (наблюдатель не является участником процесса, за которым наблюдает; наблюдатель не знает все тонкости наблюдаемых людей, ему требуется дополнительное время; первое время объекты ведут себя неестественно; это наблюдение более объективно ).
Объективный — точный, истинный.
Необъективный — ложный.
Субъективный — может быть и объективным и необъективным (зависит от наблюдателя).
Если человек будет внимательно и бесстрастно наблюдать, то у него получатся объективные данные.
Вспомогательные методы:
1. Опрос — метод психологии, в процессе проведения которого, людям задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологии этих людей.
Виды опросов:
а) беседа;
б) письменный опрос — анкета:
2. Тесты — стандартизированные психологические испытания, в результате которых делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Тесты дают возможность количественно оценить качественные характеристики психики (тест на интеллект).
Тестовые задания могут быть самыми различными, как и ответы на них (свободные, с вариантами, рисунками).
Тесты обладают валидностью, меры соответствия результатов теста объективным внешним критериям. Тесты разрабатываются десятилетиями, испытываются на десятках тысяч людей и проверяются параллельными методами.
Личностные опросники.
Методы исследования личности основаны на использовании системы вопросов, адресованных человеку, чьи психологические характеристики изучаются, то есть стандартизированные ответы; отличаются валидностью.
Социометрия — это изучение межличностных отношений в группе, анализ продуктов деятельности.
Классификации методов психологии. Эксперимент как основной метод ...
... методы. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей ... упорядочения методов можно привести следующий: 1. основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных: ◦ эксперимент ▪ естественный ▪ лабораторный ◦ наблюдение ▪ внешнее (наблюдение ...
Биографический метод — анализируется биография человека.
3. Основные направления психологии
Психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, гуманистическая психология.
Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов, основная его идея? поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательностью. Пути проявления бессознательного ассоциации, сны, случайные действия в нашей жизни.
Бихевиоризм направление американской психологии отрицающее сознание, как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение это совокупность реакций организма на стимулы внешнего мира. Основатель направления Дж. Б. Уотсон. S-R (стимул — реакция) предложил Уотсон. Каждой ситуации стимулу соответствует определенное поведение и реакция. Они отрицали сознание.
Бихевиористы считали, что человек подобен животному и его реакции подобны животному. Торндайк показал, что научение во многих случаях может быть результатом проб и ошибок. Любое поведение определяется своими последствиями.
Гештальт-психология (гештальт, нем.) форма, конфигурация, организация).
Это направление возникло в Германии. Основные представители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованное целое. Основные два понятия гештальт-психологии: фигура и фон. Фигура замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть, а фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.
Гуманистическая психология (экзистенциальная психология) основные понятия: личность, как уникальная ценностная система, которая представляет собой ни ничто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Главный представитель: А. Маслоу. Пирамида потребностей человека самоактуализация (вершина треугольника), самоуважение, принятие и любовь, потребность в безопасности, физиологическая потребность в еде и сне (основание треугольника).
Основные положения гуманистической психологии:
1) человек должен изучаться в его целостности;
2) каждый человек уникален;
3) человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность;
4) жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
5) человек наделен потенциалами непрерывного развития и самореализации;
6) человек обладает определенной степенью свободы; 7) человек активное, творческое существо.
4. Психика и мозг
Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и их последователями принципы и законы высшей нервной деятельности являются естественнонаучной основой современной психологии.
Головной мозг является органом отражения объективной действительности и взаимоотношения организма с окружающей средой. Отражение осуществляется в процессе деятельности человека и лежит в основе ее. При изучении мозга, как и в изучении психики с этих позиций, одним из важнейших вопросов является вопрос о локализации функций в мозгу, т. е. о характере зависимости различных психических процессов, различных форм деятельности как от мозга (и организма) в целом, так и от отдельных его частей. Изучение проблемы локализации психических функций в мозгу человека имеет важнейшее теоретическое и практическое значение. Последнее особенно велико в нейрохирургической клинике.
Мозг и память человека
... структуры. Глава 1: «Головной мозг человека » Центральная нервная система (ЦНС) состоит из головного и спинного мозга. Она связана с различными частями тела периферическими нервами – двигательными и чувствительными. Головной мозг – симметричная структура, ... к мышцам и железам. От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов. Внутри мозга различают серое вещество, состоящее преимущественно ...
Головной мозг — передний отдел центральной нервной системы человека и других позвоночных:
— управляющий поведенческими реакциями и функциями организма;
— регулирующий и контролирующий взаимоотношения организма с окружающей средой;
— расположенный в полости черепа;
— состоящий из большого мозга и мозгового ствола.
Активность головного мозга — совокупность центральных ускоренных корковых процессов, обеспечивающих:
— опознание раздражителей; и
— организацию в мозге исполнительных команд.
Базальная поверхность мозга — поверхность мозга, прилегающая к основанию черепа.
Высшие психические функции — функции, отражающие интегративную деятельность мозга: ощущения, восприятия, представления, воображение, внимание, память, сознание, мышление и др.
Высшие психические функции:
— обусловливаются деятельностью головного мозга;
— развиваются под воздействием социальных условий; и
— претерпевают возрастные трансформации.
Питуитарная железа; Мозговой придаток; Придаток мозга
Гипофиз — эндокринная железа красновато-бурого цвета, расположенная в основании головного мозга. Гипофиз подразделяется на две доли:
— железистую долю (аденогипофиз); и
— нервную долю (нейрогипофиз).
Гормоны гипоталамуса оказывают преимущественное влияние на рост, обмен веществ и репродуктивную функцию.
Гормонами гипофиза являются: тропные гормоны, гормон роста и вазопрессин.
Гиппокамп — часть старой коры головного мозга, являющаяся центральной структурой лимбической системы.
Гиппокампальный круг — часть лимбической системы:
— входящая в состав гиппокампа;
— связанная с неспецифическими ядрами тамамуса и гипоталамической областью, а также с образованиями стволовой ретикулярной формации.
Глубокие структуры мозга — анатомо-физиологическая подсистема нервной системы, которая включает мозговые структуры, находящиеся в подкорковых отделах больших полушарий и в стволе мозга. Различают специфические и неспецифические глубокие структуры мозга.
Карта мозга Бродмана — графическое отображение на основании цитоархитектонического исследования карты мозга человека, обезьян, полуобезьян, хищников, грызунов, рукокрылых и насекомоядных. На карте Бродмана выделены 52 поля, сведенные в 11 областей.
Конвекситальная поверхность мозга — поверхность головного мозга, прилегающая к лобным, теменным, височным и затылочным костям черепа.
Лимбическая система — совокупность отделов головного мозга, объединенных по анатомическому и функциональному признакам. Основную часть лимбической системы составляют структуры гиппокампова круга.
Лимбическая система:
1.Понятие личности в психологии. Структура в личности. Самосознание ...
... и активности свойствами. Характер можно рассматривать как психологический склад личности человека, выраженный направленностью и волей. В структуре характера выделяют несколько групп черт, выражающих различное отношение ... темперамента является не только деятельность коры головного мозга, а взаимодействие ее с подкоркой, а т.ж. взаимодействие общих сигнальных систем. Идеи Павлова о типах ВНД Теплов ...
— связана с процессами саморегуляции поведения и психической активности;
— играет важную роль в осуществлении инстинктивного поведения;
— принимает участие в организации приобретенных форм поведения.
Миндалевидное тело — группа базальных ядер головного мозга, локализованных в глубине переднего полюса височной доли.
Миндалевидное тело:
— относится к подкорковым обонятельным центрам;
— является частью лимбической системы;
— вовлечено в формирование эмоций и памяти;
— оказывает корригирующее влияние на деятельность стволовых образований мозга, где локализуются центры жизненно важных интегративных реакций организма.
Мозговое кровообращение — движение крови по сосудам головного мозга.
Мозговое кровообращение происходит в замкнутом пространстве черепа и связано с кровообращением спинного мозга и перемещением спинномозговой жидкостью.
Мозговое кровообращение характеризуется:
— чередованием областей с высоким и низким кровообращением;
— высокой авторегуляцией, сохраняющей скорость кровотока при изменении давления от 60 до 160 мм рт.столба.
Мозговые желудочки — четыре сообщающиеся между собой полости, заполненные спинномозговой жидкостью. Первый и второй желудочки расположены в больших полушариях, третий желудочек — в промежуточном мозге, а четвертый желудочек — в продолговатом мозге.
Мозговые оболочки — защитные соединительнотканные структуры, окружающие головной и спинной мозг. Мозговые оболочки:
— защищают мозг от механических повреждений;
— предохраняют мозг от попадания болезнетворных микроорганизмов;
— содержат кровеносные сосуды, участвующие в секреции спинномозговой жидкости.
Различают твердую, паутинную и мягкую мозговые оболочки.
Неспецифические глубокие структуры мозга — глубокие структуры мозга, обеспечивающие:
— активацию;
— регуляцию цикла «Сон — Бодрствование»;
— процессы памяти и внимания;
— эмоциональные процессы;
— состояния сознания.
Неспецифические глубокие структуры мозга включают неспецифические ядра зрительного бугра, лимбическую кору и др.
При стереотаксических воздействиях на неспецифические глубокие структуры мозга возникают динамические нарушения высших психических функций, которые отличаются от соответствующих нарушений, обусловленных поражением коры больших полушарий.
Передний мозг — отдел головного мозга, состоящий из подкорки и коры больших полушарий.
Полушария головного мозга — правое и левое полушария большого мозга, соединенные посредством мозолистого тела, свода и передней спайки. В каждом полушарии различают:
— верхнелатеральную, медиальную и нижнюю поверхности; а также
— лобную, теменную, затылочную и височную доли.
Все поверхности полушарий большого мозга покрыты плащом, изрезанным большим количеством борозд и извилин.
Специфические глубокие структуры мозга — глубокие структуры мозга:
— связанные с работой анализаторов; и
Мотивационная деятельность человека и формирование человеческих потребностей
... общей психологии и философии. 1. Мотивационная сфера личности Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной ... не выступает в качестве сильного побуждения к действию. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. При невозможности удовлетворить ...
— обеспечивающие переработку сенсорной информации и организацию моторных актов.
Спинномозговая жидкость — жидкость, заполняющая полости спинного и головного мозга. По составу спинномозговая жидкость близка к лимфе. Исследование спинномозговой жидкости имеет диагностическое значение при некоторых заболеваниях.
Ствол мозга — эволюционно самая древняя часть головного мозга, расположенная между спинным мозгом и полушариями переднего мозга. Ствол мозга состоит:
— из промежуточного мозга;
— из среднего мозга, включающего ножки мозга и пластинку крышки;
— из заднего мозга, включающего мост и мозжечок; и
— из продолговатого мозга.
Черепно-мозговые нервы: Головные нервы; Черепные нервы
Черепно-мозговые нервы — нервы, отходящие от головного мозга в количестве 12 пар.
5. Рефлекторный характер деятельности мозга
Деятельность нервной системы носит рефлекторный (отражательный) характер.
Рефлекс — это цепь событий, включающая передачу сигнала с помощью нервной системы от какого-либо органа чувств, с развитием ответной автоматической реакции. Путь, по которому проходит нервное возбуждение при внешнем раздражении называется рефлекторной дугой и состоит из следующих этапов.
1. Передача вызванного раздражителем возбуждения в центр — спинной и головной мозг. Эта часть рефлекса называется чувствительной, афферентной.
2. Центральная (мозговая) часть, где происходит передача возбуждения от клетки чувствительного нерва к клетке двигательного нерва.
3. Передача нервного возбуждения в мышцы или в желёзы. Эта часть рефлекса называется двигательной, эфферентной.
Все рефлексы распадаются на две большие группы: безусловные и условные. Безусловными рефлексами называются врожденные и более или менее неизменные рефлексы, осуществляющиеся отделами нервной системы, лежащими ниже коры головного мозга. Благодаря безусловным рефлексам приспособление организма к внешнему миру достигается лишь в узких пределах, так как эти рефлексы возникают в ответ на сравнительно немногие раздражители и носят обычно стандартный характер. Поэтому с помощью безусловных рефлексов осуществляется лишь сравнительно несовершенное приспособление организма к меняющимся условиям среды.
Врожденные бессознательные акты поведения в ответ на поступающие извне раздражения обозначаются как инстинкты. В их основе лежит биологическая мотивация. Все инстинкты по своим механизмам представляют совокупность безусловных рефлексов. Инстинкты представляют собой видовую врожденную бессознательную форму поведения животных и человека. Инстинкты стереотипно запускаются при наличии внешнего стимула.
К основным относят инстинкт самосохранения, пищевой и половой. Воспитание человека в значительной степени строится в направлении выработки способности подавления инстинктивной деятельности. В деятельности высшей нервной системы у человека ведущее значение приобретает активность коры головного мозга, которая все в большей степени подавляет подкорковые инстинктивные механизмы. Когда деятельность коры ослаблена и нарушается контроль над нижележащими подкорковыми образованиями (например, в состоянии сна, при употреблении наркотических веществ или алкоголя, у психически больных), инстинкты растормаживаются.
Личность человека в компьютеризированном мире
... ”[6] - отрасль психологической науки, изучающая порождение, функционирование и структуру психики в процессе деятельности индивидов и групп, связанных с созданием и использованием компьютеров. Часто в статьях ... статьи пишут люди которые сами не сталкивались с данной проблемой только по наслышке (по фильмам, книгам и таким же статьям), как бы описывают “личность компьютерщика” основываясь ...
Развитие психики в животном мире было связано с появлением сложных психических процессов, дающих более совершенные формы отражения окружающей действительности и приспособления к ее изменениям. За развитием ощущений у животных появились восприятия (отражения предметов с целым рядом их признаков).
У высших позвоночных возникают представления (образы вещей, в данный момент не воспринимаемых; так, обезьяна ищет спрятанный банан, который только что видела).
Совершенствуется память животных (ее начальные формы имеются и у простейших представителей животного мира).
У позвоночных есть зачатки мышления, которое, однако, много примитивнее мыслительной деятельности человека.
Для развития психики большое значение имеет образ жизни животного, который зависит от окружающей среды. Так, птицы, летающие в воздухе, и рыбы, живущие в воде, имеют менее развитую психику (что объясняется однообразием среды их обитания), чем многие наземные животные. Но зато птицы отличаются сильно развитым зрением, помогающим им издали разглядеть то, что может служить пищей.
У обезьян, живущих на деревьях, развилась ловкость; питание сердцевиной плодов обусловило появление тонких и точных движений рук, способствовало развитию умения всматриваться в предмет, манипулировать им и т. д. Такой сложный образ жизни обеспечил развитие у обезьян начатков мыслительной деятельности.
Уровень психического развития определяет формы поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальные действия.
Сознание человека в психологии — это врождённая высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
Сознание — способность адекватно воспринимать окружающую реальность.
К неотъемлемым признакам сознания относятся: представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
Состоит из сознательного и бессознательного.
Структура сознания
Фактически, сознание едино и его невозможно разобрать на части. Но учёные относят к сознанию то, что не является его частью. По их мнению, в структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память).
На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»).
Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
6. Личность
личность — человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности
Понятие о личности человека в психологии
... личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные свойства темперамента), личность, субъект деятельности и индивидуальность (неповторимость). Личности – конкретный субъект деятельности, ... информацией, с «мировым разумом». Интерактивная психология рассматривает человека как ... -знаковых действия в субъективные структуры психики человека. А.Р. Лурия ...
структуры личности (К.К. Платонов).
«Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).
1 и 2 — социально обусловлены, 3 и 4 — генетически обусловлены.
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.
7. Проблема соотношения биологического и социального в личности
Проблема соотношения биологического и социального начал в структуре личности человека является одной из наиболее сложных и дискуссионных в современной психологии.
Заметное место занимают теории, которые выделяют в личности две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов — биологического и социального. Была выдвинута мысль о том, что вся личность человека распадается на “эндопсихическую” и “экзопсихическую” организацию. “Эндопсихика” как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. “Экзопсихика” определяется отношением человека к внешней среде, т.е. ко всей сфере того, что противостоит личности, к чему личность может так или иначе относиться. “Эндопсихика” включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления и воображения, способность к волевому усилию, импульсивность и т.д., а “экзопсихика” — систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, склонности, идеалы, преобладающие чувства, сформировавшиеся знания и т.д. “Эндопсихика”, имеющая природную основу, обусловлена биологически, в противоположность “экзопсихике”, которая определяется социальным фактором.
Социологический подход выделяет в личности социальнотипическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.
Направленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий.
Основная роль Направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется благодаря воспитанию. Направленность проявляется в иерархически связанных между собой формах:
Жизненное самоопределение личности человека в юношеском возрасте
... самоопределения в юношеском возрасте. Цель - рассмотреть особенности жизненного самоопределения личности человека в юношеском возрасте. Задачи исследования: 1.Проанализировать подходы к понятию самоопределения в ... обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия». Таким образом, на уровне конкретной психологической теории проблема самоопределения ...
Влечение — первичное эмоциональное, еще неосознанное проявление потребности человека в чем-либо.
Желание — это психическое состояние, выражающее осознание потребности, ее объектов и возможных путей удовлетворения или вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.
Стремление — связано с волевым компонентом, проявляющееся в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути объекта потребности. Стремление неотделимо от чувств.
Интерес — это психическое состояние, обеспечивающее направленность Личности. Интерес как и мотив возникает в условиях дефицита информации, когда человек недополучает того знания, которое хотел бы иметь.
Склонность — это психическое состояние, выражающее избирательную направленность Личности на определенную форму деятельности.
Идеал — это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется Личность в настоящее время и которая играет решающую роль в течение всей ее деятельности и поступков. Идеал-доминирующий мотив деятельности и отношение Личности.
Мировоззрение — система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем, которым человек руководствуется в своей деятельности и поведении. Наличие мировоззрения-показатель зрелости Личности.
Убеждения — это осознанные мотивы Личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, идеалами, взглядами, принципами.
Потребностно-мотивационная сфера составляет лишь часть личности и служит ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека.
8. Понятие деятельности и ее структура
Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек поступает именно так, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в общепринятом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.
Структура деятельности: действия, операция, психофизиологические функции.
Действия — это процесс, направленный на реализацию цели. Предметные действия — это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Умственные действия — разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Умственная деятельность делится на:
— перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;
— мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;
— мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач; имажитивную, т.е. деятельность воображения в процессе творчества.
Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.
По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной).
Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).
Следующий уровень структуры деятельности — операции, каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.
Выделяют различные структурные элементы деятельности — умения, навыки, привычки. Умения — это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания. Навык — это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.
Привычки — это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки).
9. Виды деятельности
Виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности — это общение, игра, учение и труд.
игра. В игре реализуется у ребенка потребность в активности и в познании окружающего мира. Игровые действия ребенка осуществляются на основе усвоения человеческих способов употребления вещей и человеческих форм поведения.
Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений. Учение может иметь пассивный и активный характер.
Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития. Существует два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический, или первый часто называют физическим, а второй — умственным. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный, так и продуктивный, творческий характер.
Уровни освоения деятельности
Отличительная особенность человека (его сознания и мышления) состоит в том, что он может выполнять как репродуктивную, так и продуктивную деятельность при недостатке информации, приобретая ее по ходу действия из других источников.
Репродуктивная деятельность с подсказкой называется узнаванием. Это первый (начальный) уровень усвоения, его еще называют знакомством. Подсказкой является не только помощь другого человека, но и любая помощь извне, которую получает учащийся при использовании любого внешнего источника информации о правилах деятельности (справочник, инструкция, учебник, наставник, инструктор и др.).
Следующий уровень усвоения деятельности это репродуктивная деятельность по памяти, когда все необходимые правила действия воспроизводятся учащимся самостоятельно, поскольку они надежно закреплены в его долговременной памяти. Это второй уровень усвоения и второй уровень возможного мастерства выполнения последовательности действий. На этом уровне учащийся без помощи извне (подсказки) воспроизводит ранее усвоенную информацию и решает типовые задачи, выполняя самостоятельно необходимые действия.
Третьим уровнем усвоения является такое усвоение информации учащимся, при котором он достигает умения применять ее в нестандартных ситуациях и при решении нетиповых задач. При этом учащийся изменяет (преобразовывает) исходные условия задачи, чтобы свести их к ранее изученным типовым методам решения. Эта деятельность названа эвристической, как и уровень усвоения. В процессе деятельности на этом уровне учащийся усваивает новую для себя информацию и обогащает свой опыт по отношению к тому опыту, которым он уже овладел на первом и втором уровнях. Это, однако, субъективно новая информация, т.е. новая только для учащегося, но хорошо известная в науке. Эвристическая деятельность требует от учащегося не только хорошего запоминания информации, но и развитых умений рассуждать и мыслить.
Высшим (четвертым) возможным уровнем усвоения является творческое усвоение информации о некоторой деятельности. На этом уровне учащийся демонстрирует умения осуществлять исследовательскую и изобретательскую деятельности, которые приносят человечеству так называемую объективно новую информацию, т.е. информацию, обогащающую существующую науку. Люди, способные заниматься творческой деятельностью, обладают ярко выраженной одаренностью к какой-либо ее разновидности: физике или литературе, шахматам или баскетболу, рисованию, пению или танцам. Такие ярко одаренные личности проявляются в виде творцов уже в раннем детстве, импровизируя в данном виде деятельности и успешно подражая мастерам. Творческая деятельность — это высший уровень развития человеческой способности к применению ранее усвоенной информации путем ее преобразования, совершенствования и создания ее логически развивающихся продолжений. Объективно наблюдаемые уровни усвоения как некоторые ступени развития мастерства человека в ходе его обучения и приобретения опыта работы показывают, что творческая деятельность — это логический результат подъема по ступенькам с первого по четвертый уровень. Этот подъем, возможный для любого человека, совершается только при условии специальной одаренности человека к овладению данным видом деятельности и образования, успешно развивающего его задатки.
10. Общение. Функции общения. Коммуникативный компонент общения
Общемние — процесс установления и развития контактов между живыми организмами, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Функции:
1. Коммуникативная функция — связь человека с миром во всех формах деятельности.
2. Информационная функция проявляется в отражении средств окружающего мира. Она осуществляется благодаря основным познавательным процессам. В процессе общения обеспечивается получение, хранение и передача информации.
3. Когнитивная функция заключается в осознании воспринятых значений благодаря мышлению, отображению, фантазии. Эта функция связана с субъективными характеристиками партнеров, с особенностями их стремление к взаимопознанию, к необходимости раскрыть психологические качества личности.
4. Эмотивная функция заключается в переживании человеком своих отношений с окружающим миром. В процессе общения эти переживания вторично отображаются в виде взаимоотношений: симпатий — антипатий, любви — ненависти, конфликта — согласия и т.д. Данные взаимоотношения определяют социально-психологический фон взаимодействия.
5. Конативная функция связана с индивидуальными стремлениями человека к тем или иных объектов, которые выступают в форме побуждающих сил. Благодаря этой функции отношения реализуются в конкретном поведении.
6. Креативная функция связана с творческим преобразованием действительности.
Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Значение речи для человека очень велико: оно делает достоянием индивидуального сознания опыт всего человечества, выводит наше сознание за пределы чувственного опыта. Если психика является отражением окружающего мира, то речь — обозначением данного отражения.
Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:
1) оптико-кинетическую (жестикуляция, мимика, пантомимика — движение и позы, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики;
2) пара- и экстралингвистическую,
3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика),
4) предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары);
5) ольфакторные (связанные с запахом).
Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи и замещение речи;
11. Виды общения
Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
Светское общение — его суть в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Т.е. это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
Духовное межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
Перцептивный компонент общения. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Во многом это восприятие происходит под влиянием социальной личностной установки, которая формируется на основе прошлого опыта, национальных и профессиональных стереотипов.
Интерактивный компонент общения — это, прежде всего особенности взаимодействия партнеров, которые определяются их личностными состояниями. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
психика человек личность
12. Виды и свойства внимания. Основные подходы к проблеме внимания
Внимание — это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Виды внимания
Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д.
Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.
Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит.
Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать
Послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций).
Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.
Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д.
Свойства внимания
Устойчивость — длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.
Концентрация внимания — повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.
Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.
Распределение внимания — субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Переключаемость — это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность — плохая переключаемость).
Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.
Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 — 6)
Основные подходы к проблеме внимания
С тех пор как психология стала отдельной областью знания, психологи самых разных направлений единодушно отрицают внимание как самостоятельную форму психической деятельности. Правда, по разным основаниям. Одни потому, что вообще отрицают деятельность субъекта и все формы психической деятельности сводят к разным проявлениям того или иного общего механизма — ассоциаций, образования структур. Другие потому, что отождествляют внимание с разными психическими функциями или с какой-нибудь их стороной; и не было такой функции, сочетания функций или такого психического явления — от „направленности“ до „изменения организации“ психической деятельности, от „темного“ кинестезического ощущения и двигательных установок до сознания в целом, — с которым не отождествляли бы внимание.
Когда внимание отрицают вместе с другими психическими функциями, это не затрагивает его в частности. Когда же внимание отождествляют с другими психическими явлениями, то в этом уже проступают реальные трудности проблемы внимания, невозможность его выделения. Анализ этих трудностей приводит к заключению, что в основе самых разных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта:
1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И про себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности.
2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем, именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции (даже там, где процесс ее совсем или почти совсем неизвестен).
У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности.
13. Психически-познавательные процессы
Ощущение — это простейшая форма психического отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств, предметов и явлений (свойственно и человеку и животному, находится на сенсорной стадии развития организма).
Функция ощущения — это своевременно и быстро доводить до ЦНС сведения о состоянии внешней и внутренней среды.
Физиологической основой ощущений являются процессы нервного возбуждения, совершающиеся в специальных нервных механизмах, называемых анализаторами.
Функция анализаторов заключается в разложении на отдельные элементы сложных воздействий, исходящих от внешней или внутренней среды. С их помощью осуществляется «высший тончайший анализ» (Павлов), который необходим для дифференцированного приспособления организма к условиям среды. Анализаторы имеют сложное строение, в котором различают рецепторы, проводящие пути и центральные отделы анализаторов.
Рецепторы представляют собой очень различные по своему строению нервные приборы (смотрите рисунок ниже), приспособленные к восприятию определенных раздражений, которые трансформируются ими в специальные нервные возбуждения. В рецепторах осуществляется первоначальный, или низший, анализ воздействий среды.
Проводящие отделы анализаторов служат только передатчиками нервных возбуждений.
Мозговые концы, или центральные (корковые) отделы, анализаторов состоят из обладающих специфическим строением клеток коры больших полушарий головного мозга. В них осуществляется высший анализ, обеспечивающий наиболее точные приспособительные реакции организма. Приходящие сюда центростремительные нервные импульсы вызывают в соответствующих отделах коры нервные процессы, составляющие физиологическую основу ощущений.
Виды ощущений:
а) контактные:
— органические (например, внутренние боли), рецепторы находятся на внутренних органах, они создают чувство комфорта (сытость, отсутствие боли) или чувство дискомфорта (болевые ощущения, голод, жажда); эти ощущения не доходят до сознания, они диффузные и аффективные (эмоциональные), Сеченов назвал эти ощущения «тёмным чувством»;
— кинестетические (ощущение движения), рецепторы находятся в мышцах и связках, формируются автоматически и регулируются на подсознательном уровне; также рецептор — внутреннее ухо (вестибулярный аппарат);
— кожные (прикосновение какого-либо предмета к коже), кожными ощущениями являются сложные рецепторы:
* давление;
* боль;
* тепло и холод,
эти рецепторы неравномерно расположены по всей коже;
— вкусовые рецепторы, рецепторы находятся на языке, нужны для приёма пищи.
б) дистанктивные:
— зрительный рецептор — сетчатка;
— слуховые рецепторы (находятся в жидкости улитки);
— обонятельные рецепторы (находятся в носовой полости, необходимы при приёме пищи).
14. Классификация ощущений. Закономерность
Ощущения (сенсорные процессы) обеспечивают человеку первичный контакт с окружающим миром и собственным организмом.
Ощущение — это психическое отражение свойств и состояний внешней и внутренней среды, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Согласно этой классификации ощущения делятся на:
1) зрительные
2) слуховые
3) кожные (тактильные, температурные, болевые)
4) кинестетические (ощущения движения отдельных частей тела) — помогают человеку без помощи зрения определять положение тела в пространстве.
5) Вестибулярные (ощущения равновесия)
6) Обоняние — обеспечивает человека информацией о наличие и концентрации в воздухе химических веществ
7) Вкусовые
8) Органические — тесно связаны с органическими потребностями и возникают. Как правило, при нарушениях автоматического протекания функций внутренних органов. Принято считать, что при нормальной работе внутренних органов данный вид ощущений у человека отсутствует, (голод, жажда, ощущения, идущие из сердечно-сосудистой, дыхательной и половой систем организма)
Свойства ощущений:
Основными свойствами ощущений являются :
1) качество (модальность или субмодальность)
2) интенсивность
3) пространственная и временная структура
Качество ощущения отличает его от других и варьирует в пределах данного вида ощущения. Так, слуховые ощущения — это ощущение высоты звука, его громкости, тембра, а зрительные ощущения разделяются по цветовому фону, его насыщенности и т.п.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит не только от силы действующего раздражителя, но и от функционального состояния рецепторов.
В психологических исследованиях ощущений существуют отдельные направления, изучающие субъективное отражение различных признаков объекта в рамках четырех свойств ощущения:
1) для зрения — цвета, яркости, размера, глубины, формы, движения, скорости и т. д.
2) для слуха — громкости, высоты, тембра звука
3) для кожной чувствительности — прикосновения, давления, температуры, боли
4) для всех модальностей и для разных интенсивностей ощущений — их пространственные и временные характеристики
Законы ощущений.
1. Все ощущения обладают порогом ощущения. Выделяют три порога ощущения:
— нижний абсолютный нижний порог ощущения, минимальная величина раздражителя, вызывает едва заметное ощущение; у человека очень низкие пороги ощущений; например адаптированный к темноте глаз воспринимает семь квантов света, если бы глаз был более чувствителен, мы могли бы видеть химические процессы, происходящие в наших глазах;
— верхний абсолютный порог — максимальная величина раздражителя, ещё вызывающего ощущения данной модальности (далее человек чувствует боль и происходит повреждение органов чувств); необходимо воздерживаться от сильных раздражителей;
— дифференциальный порог — минимальные различия между двумя раздражителями, вызывает едва заметное различие ощущений; ощущение меняется не пропорционально силе раздражителя; сила ощущения растёт гораздо медленнее, чем величина физического раздражителя (например, одновременный укол двумя иголками на определённом расстоянии, воспринимается, как один).
2. Адаптация — это приспособленность органов чувств к внешним условиям; в зависимости от жизненной важности ощущений, адаптация разных видов ощущений будет протекать по-разному; наиболее сильная адаптация наблюдается обонятельных и тактильных ощущений (палочки отвечают за ночное зрение, колбочки за дневное), значительно меньшая — слуховых и кодовых, минимальная — к органическим ощущениям.
15. Понятие восприятия. Свойства
Итог восприятия — интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.
Восприятие — процесс порождения чувственных образов, возникающих при условии воздействия внешнего мира на органы чувств.
Характеристики восприятия:
1) это процесс
2) восприятие порождает конкретный продукт — чувственный образ.
3) основное условие возникновения восприятия — воздействие внешнего мира на органы чувств.
Свойства восприятия:
Основные:
1) предметность
2) целостность
3) константность
1) реальность — мы верим в существование того образа, который воспринимаем
2) означенность — мы всегда опознаем предметы
3) полимодальность — информация для формирования образов поступает от рецепторов разных модальностей.
4) Неоднородность — есть фокус внимания и периферия. Фокус мы воспринимаем хорошо, а периферию не очень.
5) Историчность — в разных ситуациях и в разное время образ получается разный, неповторимый.
6) Биполярность — в образе восприятия всегда представлен не только окружающий человека внешний мир, но и сам воспринимающий.
Физиологической основой восприятия
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами.
16. Виды восприятия. Особенности
Осязание. Осязание играет основную роль в психической регуляции, контроле и коррекции рабочих движений рук. Осязание является одним из важнейших источников наших знаний о пространстве и механических свойствах предметов.
В основе этого вида восприятия лежат тактильные, температурные и кинестетические ощущения. Но органом данного специфического вида восприятия является рука, причем активная, ведущая роль принадлежит большому пальцу. Рука движется по предмету, позволяя человеку создавать целостный образ при последовательно поступающей информации об отдельных признаках предмета. Ощупывая, она воспроизводит форму предмета, как бы создает его слепок.
Зрительное восприятие обычно определяется как процесс построения видимого образа окружающей действительности. Рабочим органом зрительного восприятия является глаз.
Движение глаз при рассматривании предмета скачкообразно. Во время остановки происходит процесс зрительного восприятия, во время движения — обработка полученной информации. Очень часто глаз действует под влияние ранее выработанного стереотипа.
Слуховое восприятие. Слуховое восприятие коренным образом отличается от предыдущих видов. Если осязательное и зрительное восприятие отражают мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени.
В отличие от животных, у человека в слуховом восприятии решающую роль играют две объективные системы, которые имеют не биологическое, а социальное происхождение:
· фонематическая (или система звуковых кодов языка);
· ритмико-мелодическая (или система музыкальных кодов).
Решающая роль этих факторов приводит к тому, что, если ухо животного иногда обладает более тонкой звуковой чувствительностью, чем ухо человека, слух человека характеризуется гораздо большей сложностью, большим богатством и большей подвижностью звуковых кодов.
Особенности восприятия
Контактность — устойчивость, постоянство образов восприятия. Это во многом проявление влияния нашего прошлого опыта. Парашютист знает, что лес зелёный, поэтому даже с большой высоты воспринимает его именно таким. Закон контактности: человек рассматривает окружающие его знакомые предметы, как неизменные.
Целостность — всякий объект и ситуация воспринимаются, как устойчивое системное целое, даже когда части этого целого не могут быть наблюдаемы (например, противоположная часть здания).
Это становится возможным потому, что образ, формирующийся в процессе отражения действительности, обладает высокой избыточностью, т. е. некоторая совокупность образа содержит информацию не только о самой себе, но и о других компонентах, а также об образе в целом. Если мы видим лишь голову и плечи собеседника, то можем достроить положение его рук и туловища.
Осмысленность — как правило, человек воспринимает лишь то, что понимает. Экспериментально доказано, что осмысленные слова запоминаются существенно быстрее и точнее, чем бессмысленный набор букв или слогов.
Избирательность проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Апперцепция — это зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего психического состояния человека, от его индивидуальных способностей. Когда наблюдается зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (убеждений, мировоззрения и т. п.), такую апперцепцию называют устойчивой. Различают также временную апперцепцию, в которой оказываются ситуативно возникающие психические состояния личности (сильные эмоции, действие установки и т.п.).
17. Память. Ее виды. Теории
Память — это единый психический процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации.
Память — это запечатление, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний и сведений.
По происхождению различают 3 вида памяти :
1) генетическую — хранится в молекулах ДНК, устойчива к повреждениям.
2) Прижизненную — хранилище информации, кот. Человек получает от рождения до смерти.
3) Промежуточную — между наследственной и прижизненной (импринтинг-запечатление)
По характеру психической активности:
1) Образная — память на представления картин природы и жизни, звуки, запахи, вкусы
2) Вербальная — специфический человеческий вид памяти в отличие от двиг, эмоц, и обр..
3) моторная — запоминание, сохранение, воспроизв. различных движений и их систем.
4) эмоциональная — память на чувства
По характеру целей деятельности и степени волевой регуляции:
1) непроизвольная — предполагает ненамеренное запоминание, хранение и воспроизв. информ., при отсутствии специально поставленной цели что-либо запомнить.
2) Произвольная — целенаправленный процесс запоминая.
По длительности сохранения информации:
1) мгновенная — связана с энерционностью органов чувств.
2) Кратковременная — кратковременно сохраняется информация, к которой привлечено внимание
Промежуточная память — промежуточная стадия между №2 и №3
3) долговременная память — не ограничена по объему и времени сохран. информации.
4) Оперативная — процессы, обсуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и операции.
Теории памяти.
В психологии нет единого подхода к пониманию механизмов памяти. Можно выделить собственно психологические теории памяти, физиологические теории памяти и биохимические теории памяти.
Психологические теории памяти. Ассоциативное направление
Представители этого направления считают, что в основе механизмов памяти лежат ассоциации — связи, возникающие между двумя (или несколькими) одновременными или непосредственно друг за другом следующими впечатлениями, при которых актуализация одного из них влечет появление другого (или других).
Т.е. запоминая событие, мы записываем в структурах памяти зрительный образ, звучание, запахи, свои эмоциональные реакции на воспринимаемое, двигательную реакцию, понятия, сопровождающие восприятие. Позже, при актуализации хотя бы одной из частей этой структуры мы по ассоциации вспоминаем многие другие детали события.
Сторонники этих теорий выделяют три группы ассоциаций:
по пространственно-временной смежности (пошли в театр и встретили там приятеля);
по сходству (стол-стул);
по контрасту (мальчик — девочка).
Гештальт-психология
Гештальтисты в центр своей теории памяти ставят понятие гештальта (с немецкого — образ) — целостной структуры, не сводимой к сумме частей, которая по присущим ей законам (законам гештальта) упорядочивает многообразие запоминаемых деталей явления. Припоминание в таком случае вызывает с необходимостью весь гештальт целиком во всем многообразии его деталей.
Психология деятельности
Представители этого направления (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) считают деятельность личности фактором, детерминирующим всю ее психическую жизнь. Согласно этой концепции эффективность запоминания зависит от того, какое место запоминаемое событие занимает в деятельности субъекта, т.е. зависит не от самого события, а от того, что с ним делает субъект.
Рефлексология
Представители этой теории (И.П. Павлов, П.К. Анохин и др.) считают основой памяти условный рефлекс как акт образования связи между новым и ранее закрепленным материалом. Стойкость условно рефлекторных связей зависит от целей деятельности и связанных с ними стимулов.
Физическая теория памяти
Эта теория строится на утверждении, что прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя определенный след, который становится еще более значительным при повторном следовании импульса по этому же пути
Биохимические теории памяти
С точки зрения этой теории процесс запоминания делится на две фазы На первой фазе в нервных клетках происходит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая в них обратимые изменения. Считается, что эта ступень лежит в основе кратковременной памяти.
Вторая фаза возникает непосредственно после первой. Во время второй фазы в клетках происходят необратимые изменения, служащие основой долговременной памяти.
Химическая теория
По мнению сторонников этой теории любой стимул вызывает перегруппировку белковых молекул нейронов — ДНК и РНК, увеличивая в них содержание РНК, которая, как известно, служит основой онтогенетической памяти. При повторном стимуле РНК резонирует на знакомый сигнал и это служит основой памяти.
Видимо, наиболее правильным при таком многообразии объяснений механизмов памяти будет эклектический подход, объединяющий наиболее подтвержденные в экспериментах данные о работе мозга и психических процессах, составляющих основу памяти.
18. Процессы памяти. Типы индивидуальные особенности
Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом:
1) Запечатление — начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время предачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти.
2) Запоминание (произвольное и непроизв.) — отличается от запечатления наличием установки на запоминание.Заключается в закреплении новой инф. В памяти путем связывания ее со старой.
3) Сохранение — накопление материала в памяти. Процесс памяти, выполняющий функцию удерживания и организации инф. в сознании.
4) Воспроизведение — процесс памяти, кот. заключается в актуализации опыта путем извлечения его из долговременной памяти и переводе в оперативную.
Типы памяти различаются в связи с ее индивидуальными особенностями у тех или других людей. В зависимости от преобладающего участия в работе памяти того или другого анализатора различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанный типы памяти. Человек, отличающийся зрительным типом памяти, запоминает и воспроизводит заученный материал преимущественно в зрительных образах, в противоположность человеку с двигательным типом памяти, у которого процессы заучивания и воспроизведения опираются главным образом на двигательные представления. Например, при заучивании физических упражнений человек с зрительным типом памяти будет лучше запоминать движения в их зрительной форме и легко разбираться в ошибках, допускаемых другими физкультурниками, плохо отдавая себе отчет в собственных ошибках. Человек с двигательной памятью будет легче запоминать в мышечно-двигательных образах выполняемые им самим физические упражнения, иногда плохо соединяя их с зрительными образами движений.
Индивидуальные качественные различия в памяти оказываются усталость, что одни люди эффективнее закрепляют образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и т.д.), другие — словесный логический (понятия, мысли, числа и т.п.), еще другие — все равно запоминают различный материал . Поэтому в психологии различают наглядно-образный, словесно-абстрактный и промежуточный, или смешанный, типы памяти. Эти типы частично обусловлены соотношением первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека, главные факторы — условия жизни и требования профессиональной деятельности. Наглядно-образный тип памяти характерен для живописцев, писателей, музыкантов, словесно-абстрактный — для ученых. Каждый из типов памяти основывается на определенных природных задатки, но формируется и в процессе деятельности.
19. Понятие мышления. Виды. Мышление как результат
Мышление — это социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий существенно нового, процесс отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Или отражение связи между предметами и явлениями. При помощи мышления, человек способен познать то, что не дано непосредственно в восприятии.
Как и всякая деятельность, мышление имеет свои специфические приемы и методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, научное объяснение и т.д. С помощью этих методов формируются понятия, высказывания (суждения), умозаключения, теории.
Операции мышления:
1. Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составные его части;
2. Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому;
3. Сравнение — это мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами;
4. Абстрагирование — это мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных;
5. Обобщение — это мыслительная операция, объединяющая предметы и явления по их общим существенным признакам (яблоко, груша, вишня — фрукты).
Неумение обобщать — большой недостаток ума.
Пример неправильного обобщения: шли два студента в дождь: один в пальто, другой вечером. Здесь слово «шёл» не является обобщающим признаком.
Виды мышления
1. Наглядно-действительное — это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действия с ними (поменять лампочку), формируется оно от года до трёх лет, в дальнейшем развивается, опираясь на более высшие формы мышления;
2. Наглядно-образное — это вид мышления, характеризующийся опорой на образы представлений. Человек манипулирует образами представления (по памяти).
Образное мышление появляется к пяти-семи годам. Образы возникают внутри, они прозрачные и постоянно меняются, так же в них отсутствуют детали. Образами легко манипулировать. В обыденной жизни большинство людей остаются на уровне наглядно-образного мышления. Это мышление является более богатым, ярким, чем словесно-логическое мышление. Наглядно-образным мышлением пользуется искусство и литература;
3. Словесно-логическое мышление — это вид мышления, осуществляющийся при помощи логических операций с понятиями.
20. Мышление как процесс, его характеристики. Мыслительные операции
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:
1) формирование и усвоение понятий и
2) решение проблем.
Формирование понятий — это просто отличение «того, что похоже», от «того, что непохоже». Усвоение понятий — это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.
Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.
В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных этапа:
1. «Понимание непонятности» — видение и формулирование вопроса, проблемы, задачи. Ситуация «изначальной понятности», выраженная отсутствием вопросов — индикатор отсутствия работы мысли.
2. Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет оценку вероятности вариантов.
3. Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор какой-то одной (если первоначально их несколько).
«Проверка гипотез» иногда выделяется в отдельный этап.
4. Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по данному вопросу).
Основные мыслительные операции:
Анализ — процесс расчленения предмета или явления на составные части. В основе анализа лежит наше стремление познать предмет глубже посредством изучения каждой его части в отдельности. Если конкретный анализ обычно преследует цель фактического разделения частей, то отвлеченный анализ — это уже стремление выявить сущность предмета и явления. Как конкретный, так и отвлеченный анализ совершается в тесном взаимодействии.
Синтез — получение единого целого из отдельных составных частей.
Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа
Сравнение — установление сходства или различия между объектами мышления. В процессе сравнения обнаруживаются те или иные существенные свойства предметов и явлений.
Обобщение — имеет место вслед за тем, как человек, проанализировав материал, и, путем сравнения, изолировав отдельные детали, свойства из числа этих последних, начинает выделять то общее и главное, что может быть характерным для определенного круга предметов и явлений, составляющих материал мышления. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.
Абстракция — возможность ее появляется после того, как человек найдет и исключит все случайное, частное и несущественное в предмете, явлении. Отвлечение от отдельных конкретно-чувственных свойств объекта и называется абстракцией.
Конкретизация — необходимость ее появляется иногда в том случае, если нужно какое-либо положение показать, раскрыть на примере действительно существующего в объективном мире предмета, явления.
Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
21. Логические формы мышления. Индивидуальные особенности
Понятие — это форма мышления, отражающая существенные связи, отношения предметов, явлений и выражается словами. Понятиями занимается наука (понятие квадрата: это прямоугольник, у которого все стороны равны).
Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными, эмпирическими и теоретическими
Суждение — это форма мышления, отражающая связь между предметами и явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждение бывает истинным или ложным.
Умозаключение — это форма мышления, при которой на основании нескольких суждений делается определённый вывод.
Виды умозаключений:
а) индуктивное — это логический вывод от частного к общему;
б) дедуктивное — это логический вывод от общего к частному;
в) по аналогии — на основе неполных данных делается вывод (обычно ложный).
индивидуальные особенности мышления
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности, которые у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).
Быстрота мышления — это скорость протекания мыслительных процессов.
Самостоятельность мышления — умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления — способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.
Инертность мышления — качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.
Темп развития мыслительных процессов — минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.
Экономичность мышления — число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.
Широта ума — умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.
Глубина мышления — умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.
Последовательность мышления — умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.
Критичность мышления — качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.
Устойчивость мышления — качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.
Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.
22. Речь, характеристика, виды
Речь — совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Речь — один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Виды речи
В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает в себя речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную.
Внешняя речь — общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств.
Устная речь — внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь.
Диалогическая — речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Она возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки. Диалогическая речь обычно бывает не полностью развернутой, так как она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим.
Монологическая речь — длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь значительно более завернута и грамматически оформлена, чем диалогическая, и требует обычно предварительной подготовки.
Речь письменная осуществляется посредством письменных знаков. Она более развернута, чем устная монологическая речь.
Исторически сформировалось множество способов графической фиксации различных единиц речи, которые можно свести к четырем основным тинам.
1. Пиктографическое письмо. Передача содержания целого сообщения в знаке-рисунке.
2. Идеографическое письмо. Знаки (идеограммы) обозначают целые слова, понятия. Наиболее известные его системы: древнейшее египетское письмо, месопотамские системы клинописи, современная китайская иероглифика.
3. Слоговое письмо. Знаки его обозначают отдельные слоги (японский язык).
4. Буквенно-звуковое. Знаки алфавита (графемы) обозначают отдельные звуки или фонемы.
Внутренняя речь — особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Является основным инструментом мышления.
23. Воображение
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений или осмысленных образов в человеческом сознании, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Оно позволяет представить результат деятельности до её начала, предвосхитить то, чего не существует. Именно с этим связана способность человека находить новые пути, делать открытия, искать способы решения возникающих задач.
Особенности воображения
Оно тесно соединено с другими свойствами личности и психическими процессами и обычно скрашивается переживаниями. В результате повышенной чувствительности воображение рисует яркие картины.
Представления воображаемых опасностей возникают из-за чувства страха. И, наоборот, чувство страха усиливает воображение таких опасностей. То же самое происходит и с эмоциями радости или печали. Тоже есть, воображение усиливает эмоции, а сами переживания заставляют сильнее работать воображение.
Между человеческим умом и воображением существует огромная зависимость. Чем богаче развито воображение, тем выше умственный уровень.
С волевыми качествами воображение так же имеет тесную связь. Хорошо, когда сознание человека контролирует процессы воображения.
Виды воображения
Воссоздающее воображение, заключающееся в создании образов, объектов, ранее не воспринимавшихся в соответствии с их словесным описание или изображением.
Творческое воображение, предполагающее самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальных продуктах научно-технической и художественной деятельности.
Мечта представляет собой особый вид творческого воображения. Создание образов желаемого будущего, не воплощённых непосредственно в те или иные продукты деятельности. Мечта является разновидностью преднамеренного пассивного воображения.
Грёзами называют непреднамеренное пассивное воображение, продуцирующее образы, которые не могут воплотиться в жизнь.
Воля
Любая деятельность человека всегда сопровождается действиями, которые могут быть разделены на произвольные и непроизвольные.
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затруднённых условиях жизнедеятельности.
Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться.
Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени сложности, но и по степени осознанности.
Воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.
Структура волевого действия
Не всякое стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно.
Влечение часто рассматривают как переходное состояние. представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.
Желание само по себе не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается, «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску.
Исполнительны и этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего, исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т. е. с определенным сроком. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии.
Волевые качества
Воля человека характеризуется определенными качествами. Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели.
Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.
Другой характеристикой воли является целеустремленность. Под целеустремленностью принято понимать сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности.
Важной характеристикой воли является инициативность, заключающаяся в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный человек.
Самостоятельность — это характеристика волн, которая непосредственно связана с инициативностью. Она проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели.
Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий к самому выполнению действия.
Важным волевым качеством человека является последовательность действий человека, которая характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий связана с самоконтролем и самооценкой.
24. Восприятие
Восприятие пространства
Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их объёма, удалённости и направления, в котором они находятся.
Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов: зрительного, двигательного, осязательного и вестибулярного.
К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бинауральное осязание и т. п. Благодаря такому устройству информация от рецепторов дублируется. Каждое из полушарий получает свою несколько отличающуюся картинку. Это явление называется диспаратностью.
Восприятие формы предполагает отчётливое различение очертаний предмета, его границ — контура. Благодаря микродвижениям глаз может выделять контур объектов, который связан с контрастом светлот. Если указанных перепадов яркости нет, то в однородном поле зрения восприятие оказывается невозможным.
Аккомодация — изменение преломляющей способности хрусталика путём изменения его кривизны.
Конвергенция — сведение зрительных осей на фиксируемом предмете.
Комбинация двух раздражителей — величины изображения предмета на сетчатке и напряжение глазных мышц в результате аккомодации и конвергенции — является условно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Основную роль в восприятии объёмности и удалённости предметов играет бинокулярное зрение.
Удалённые предметы будут казаться меньше в соответствии с линейной перспективой и менее чёткими (воздушная перспектива).
При повороте головы близкие предметы движутся в поле зрения быстрее, чем удалённые, и притом в противоположном направлении (эффект параллакса).
Восприятие времени
Время, как и пространство, — одна из основных форм существования материи.
Восприятие времени — это отражение длительности и последовательности явлений и событий.
Благодаря восприятию времени отражаются изменения, происходящие в окружающем мире. Чувство времени не врождённое, оно развивается в процессе накопления опыта.
В восприятии времени учувствуют различные анализаторы, однако наиболее точной оценке временных интервалов способствуют слуховые и кинестезические ощущения.
Восприятие движения
Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Восприятие движения обуславливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, кинестезического, вестибулярного, слухового.
Движение предмета мы воспринимаем благодаря тому, что он, перемещаясь на каком-то фоне, вызывает последовательное возбуждение разных клеток сетчатки. Ели фон однороден, наше восприятие ограничено скоростью движения предмета. Так, мы не видим движение минутной стрелки на часах.
Сообщение о наших собственных движениях дают также мышечные ощущения и статолитовый аппарат во внутреннем ухе.
Наблюдая движение, человек, прежде всего, воспринимает:
1) характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т. п.);
2) форму движения (прямолинейное, круговое, дугообразное и т. п.);
3) направление движения (направо, налево, вверх, вниз);
4) амплитуду движения (размах движения);
5) продолжительность движения;
6) скорость движения;
7) ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, прерывистое).
Размещено на