Шпаргалка по психофизиологии

1. ф как наука, предмет ее исследования, история становления и развития, школы. ф наука изучающая физиологические основы фкой Д. и поведения.Предмет стр-ра и ф-ция нейронов и мех-мы движения, как заключительный этап нервной Д. и ки. 2 подхода к определнию фгии 1 ги считают, что фгия это раздел , изучающий физиологические основы ких процессов мотивы, поведение, внимание, память 2 Физиология, фгия раздел физиологии, изучающий физиологические механизмы ких процессов. Основные фкие школы 1 изучает физиологические основы ких пр. использую метод наблюдения и субъективных ощущений.

Не яв-ся прогрессивной и задерживает развитие гии, т.к. не может объяснить физиологическую сущность и мех-и ких пр. 2 прогрессивная. Экспериментальная. Академика Бехтерева. Использует в эксперим. исследованиях на животных метод лабиринта.Такие эксперименты являются достижением современной физиологии. Имеет преимущества перед работами Павлова, тк. позволяет изучить нейрофизиологические механизмы поведения.

Переломным этапом в развитии фгии яв-ся 30-е годы, когда в физиологии начали внедрять современные технологии электрофизилогические исследования, микроэлектродная техника, проводятся операции на открытом мозге.В развитие ф вклад вносят клиническая и экспериментальная нейрофизиология, нейрохирургия, они изучают роль отд-х стр-р мозга в реализации ких пр. 2. Психофизиологическая проблема, ее сущность, пути решения, задачи ф. ф проблема, заключается в решении вопроса о соотношении психических и нервных процессов.

В ее решении существуют следующие направления 1 фкий параллелизм, утверждающий, что ка и мозг существуют независимо и не связаны причинно-следственными связями, 2 фкая идентичность, те отождествляет психическое с физиологическим, утверждает, что мозг вырабатывает мысль также, как печень вырабатывает желчь, 3 фкое взаимодействие. Утверждает, что фкие и физиологические процессы разные по своей сущности, но они тесно взаимодействуют и влияют друг на друга.

Большой вклад внес Сеченов. Он дал определение о психическим пр. основанным на рефлексии, с помощью которых орг-м приспосабливается к окр. ср. Доказал, что псих-кое основано на рефлексах.По Сеченову мысль это кий рефлекс с задержанным его окончанием, а эмоция с усиленным окончанием. Взаимосвязь ки и Д. мозга подтверждает след. док-ва 1 Возд-вие на мозг можно измерить, уничтожить самосознание чела. Стереть Л. Также нарушение ки вызывают наркотики, под влиянием которых развиваются различные ощущения, изменяется сознание, эмоции.

7 стр., 3291 слов

Анатомо-физиологическое представительство в мозге психических ...

... связи. Много споров в науке было вокруг вопроса о физиологических-основах внимания. Органическая интерпретация процессов внимания привлекала исследователей на протяжении всего времени его изучения. ... восприятии с разными функциями одновременно принимают участие оба полушария головного мозга. Рассмотрим теперь физиологические механизмы внимания. Как общее состояние сосредоточенности оно связано с ...

Подобные изменения вызывают электр. стимуляция мозга с помощью вживления микроэлектродов. Известно, что горе, депрессия приводят к развитию соматических заболеваний. На фоне гипноза вызывают не только лечебный эффект, но может вызывать соматические расстройства.Эффект Плацебо, те введение нейтрального вещ-ва преподнесенного пациенут ультрасовременным лекарством, у 1 из больных оказывает оздаровительное воздействие. 3. Современные научные представления ф. Соврем. научные исследования утверждают 1. кие пр. основаны на ВНД, но не тождественны ей 2. кие явления особые нервные пр. связанные с отражением объек-ной реал- ти и сопровождением субъек-х переживаний. фгия накопила большой массив эксперим-х и клинических данных, но их пока нельзя объяснить известными функц-ми мех-ми. I. Изучение вегетативных реакций ор-ма при различных функц-ных состояниях. III. Исслед-е ких функций и их физиологических механизмов, методом многомерного шкалирования и методом регистрации вызванных потенциалов.

III. Раскрытие нейронных механизмов. 4. Методы фких исследований. 1. Метод раздражения и повреждения структур мозга термопалками. принятие э-того метода сопровождается формированием рубцов мозговой ткани, которые приводили к развитию эпилепсии.

После частых вмешательств снижался интеллект, это свидетельствует о матер. природе ких пр. 2. Метод регистрации биоэлектрической активности г.м. Используют 2 подхода ам-д электроэнцефалографии, б м-д регистрации вызванных потенциалов. А метод объективной оценки функциональных сотояний н.с. в рез-те суммации ПД, возникает в синапсе.

М-д используется для оценки функц. сост. чел. в покое и в результате деятельности для выявления очагов нарушения в г.м для диагностики органических и функцион. нарушений в ЦНС, для оценки эффективности лечения, для изучения механизмов эпилепсии, позволяет оценить устойчивость чел. к эксперим воздейст-м, для оценки обратимых и необратимых изменений в мозге. 3. Метод электростимуляции. Используют постоянный или переменный ток. В височных долях отвечают за долговременную память, а вызванные потенциалы свидетельствуют о воспроизведении следов памяти. 4. Метод химической стимуляции. С помощью вживленных в мозг трубчек всосуды мозга вводятхим. в-ва и наблюд. за измен. функц. сотояния ор-ма чел. и за его поведением. 5. Электросубкортиграфия. Микроэлектроды вживляются в подкорковые структуры и при раздражении наблюдают за измен. ких состояний ф-ций и выявляют роль подкорковых структур в регуляции ких ф-ций. 6. Метод хим. анализа.

Получение пробы жидкости из участка мозга путем пропуск. через этот участок хим. раствора.

Раствор вместе с экссудатом собирают и охлаждают, затем анализируют хим. состав жид-ти. 7. Топографические методы. Получ. срезы мозга. а м-д структурная рентгеновская томография — комплексный метод построения рентгенологичного исследования мозга, с помощью которого фотограф. отдельные слои различных отделов мозга б функциональная позитронная томография выявл. распределения в мозге хим. вещ-в, принимает участие в метаболизме мозга 3 м-д функцю магниторезонансная томография.

6 стр., 2764 слов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2

... выраженная грусть (печаль), тоска. При обработке полученных данных степень соответствия оценки аудитора оценке экспертов определялась по шестибалльной системе, после чего для каждого аудитора ... на регистрации кожно-гальванической реактивности. Наибольшее распространение полу­чил психофизиологический метод в виде модификации ассоциативно­го эксперимента, заключающийся в применении словесных ...

Введение в организм гемоглобина или др. вещ-в, облад. парамагнитными св-ми. 5. фгия восприятия. понятие, этапы обработки информации.

Это процесс анализа информации, фор-мир. наглядно-образным отраж. предметов и явлений окр. воспр. осущест. сенсорными системами. Вкл. подкорковые нервные центры, в которых протек. пр. кодирования, передачи, приема инф-ции. Гност. и ассоц. зонами коры где формир. образы и процессы.Дж. Сальен в рец. инф. кодир. и находится, передается в ЦНС, с помощью след приемов 1. Определенные частоты разряды импульсов, 2. плотность ПД в потоке, с помощью интерв. между импульсами, 3. с помощью особен. организ й имп-в в потоке.

В ЦНС информационное кодирование с помощью определенных частей в ПД. В ЦНС информация принимается неронами-детектрами, которые избираются реагир. на признак восприятию. Сложный сигнал разлаг. на отдельные призанки, которые анализ. др. детекторами. Затем опон. образ.Нейроны-детек. классиф. а ориентационные способности, по способ. генерализовать максимальную частоту ПД, б реагирующие на стимулы, которые встречалсиь в жизни вдетерминанты, реагируют на приближение и удаление объекта г реагируют на человеч. лицо д полимодальные детекторы, реагир. на стимулы разных моделей.

Исслед.Маундхаси 1981 сформировал теорию о колончатой организации коры, согласно которой основной единицей, воспр. инф явл. вертик. колонка, предствал. группой клеток с множ. они вертик. связями и небольшим количеством горизонтальных связей. в колонке нейроны объединяются по общему признаку, сост. из нейронов-детекторов, в верхней части колонки нах. детекторы, реагир. на сложные признаки. 13. Механизм возникновения и угасания ор. Механизм объясняет теория Е. И. Соколова.

Ключевая роль в формировании ор. играют 2 звена а блок нервной модели и б компоратор устройство выполняющее операцию составления сформировавшейся модели с поступающими в сенсорную сис-му сигналами за счет действия стимула.Ор. развивается, когда обнаруживается рассогласование. 9. Функциональная ассиметрия полушарий ФАП. Роль в восприятии. В процессе восприятия информации каждое полушарие получает ее от противоположной стороны тела. При этом правое полушарие отвечает за пространственненное восприятие, интегрирует детали образов, процессов, схватывает общююю конфигурацию.

Левое полушарие вспр. детали образов, проц. в опред. послед-ти. 8. Топографические аспекты восприятия.По концепции Лурии в головном мозге человека существуют 3 блока воспр. инф. 1 ствол головного мозга, которые обеспечивают регуляцию тонуса и бодрствования, основ. роль вып-ет ретикул. формация. 2 задний отдел коры г.м. вкл. сенсорн. и соматосенсорн. зоны коры, отдельно отвечает за получение, переработку , хранение информации , блок представлен первичными, вторичными, третичными зонами.

В перв. проекц. зонах выражена соматотопическая организация, те. каждому участку зоны коры соотв. опред. уч-к рецепт. поверх. тела. Вторичные проекционные зоны. Объединяют возбужденныепоступления от разл. перв. проекц. зон и формир. образы.Третичные проекционные зоны. Обобщают информацию разных модальностей и формирований картины мира. 3 образ. передн. отд. коры мозга, которые выступ. ф-ции програмирования, регулирования и контроля кой Д. Обработка информации в процессе воспр. осущест. на след. уровне рецепторы, таламус, кора мозга.

7 стр., 3204 слов

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ У ЖИВОТНЫХ.

... совокупности его свойств и есть главный признак стадии перцептивной (воспринимающей) психики. Это отражение называется восприятием. Данная стадия психического отражения присуща земноводным, пресмыкающимся, птицам, ... осуществляется в подкреплении спонтанно возникающей у особи реакции (а не стимула, как в образовании классического условного рефлекса). Сначала голодное животное, находящееся ...

Физиологические механизмы восприятия. В соответствии с детекторной теорией механизмы воспрятия функционируют по след. принципу подражатель создает распред. возб. на выходе рецепторов.В процессе первичного анализа рец-ра потока ПД возбуждений выделяется отд ПД. отражающий признак сигнала.

На 2 этапе ЦНС по отд. фрагментам создается гипотеза, о том, что может это быть. Затем на 3 этапе принимается решении о соответствии или несоответствии гипотезы объекту уточн. гипотезу, проверяется.На уровне коры головного мозга физиологический мех-м восприятия основан на формирование временных связей между возбужденными участками коры. у чел. в формировании этих связей ведущую роль играет 2 сигн. система, т.к. механизм формирования связи между центрами речи и центрами сенсор. зон коры протек. быстро, позволяет гностическим нейтронам быстро узнавать предметы.

Для успешного восприятия необ-мо активное состояние моделир. сис-мы мозга РФ, которое поддерживает бодрствование, активное состояние нервного центра след-но они центры принимают и прерабтывают информацию. аппарат восприятия функционирует по след. схеме стимул рецепторы импульсация по афер. нерву неспециф. путь чз ретикул. форм специф. сенсор. путь минуя РФ прием информации 10. Электроэнцефалографическая коррекция восприятия.

При восприятии набл-ся подавление -ритма, чем сложнее стимул, тем выраженнее десинхромизация.На ранних этапах вопр. подавление набл. в перв. проекц. зонах, а набл. завершающих этапах воспр. в передних отделах коры. Иваницкий А.Н. разработал теорию информационного синтеза, согласно которой вызванные потенциалы отраж. физич. параметры стимула, сред. латен. 100 200 м.сек отражают процесс синтеза сенс. инф и процесс сопостовления ее с содержанием инф-ции извлеч. из памяти.

Поздневызванный поенциал 200 м.сек характеризуют когнитивн. оценку стимула. 11. Понятие, характеристики и виды внимания. Внимание пр. сосредоточенности Д. субъекта в данный момент времени на к-л. реальном или идеальном объекте.Характеристики В. селиктивность избирательность направленность В. на любой аспект стимула объем В. избирается количество одновременно осознанных объектов и характеризует резервы В. распределение В. распределение его ресурсов для одновремен. выполнения 2 или заданий устойчивость В. опред. по длительности выполнения задания переключаемость возможность или легко переходить от одного вида деятельности к другому.

Виды В. 1. предвнимание процесс автомат. обработки информации на бессознательном уровне, протекающему в состоянии бодрствования или сна. Основные критерии предвнимания непроизвольность информация не достигает уровня сознания обработанная информация не взаимодействует м текущей кой Д. след-но не нарушает ее. 2. пассивное непроизвольное В. пр. переключ.

В. на неожиданные изменения физич временных, пространственных характеристик стимула или на проявление значимых стимула, сигнала. Оперирует только в настоящем времени и относит. только к феномену переключ. В. на стимул, который ранее не привлекал В протекает автоматически, не требует специальных усилий.Основу этого внимания составляет ориентировочный рефлекс. 12. Ориентировочный рефлекс ор стадии его развития. Первоначально новый стимул вызывает генерализованный ор который развивается под воздействием импульсов от ретикул. формации в кору. Такая генерализованная активация коры сокр. в течение длит. времени и на этом фоне часть параллельна генерализованно-му рефлексу формируется тоническая форма ор. Генерализ. и тонический рефлекс быстро угасают после 10-15 применений стимула.

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

... людей это время разное и зависит от индивидуальных особенностей организма. Стадия истощения – это призывы организма о помощи, которые могут придти только извне. Истощение ... первом примере мы видели яркое проявление кратковременного сильного эмоционального стресса; во втором – длительного стресса. Кратковременный стресс – это бурное расходование поверхностных адаптационных резервов, то длительный ...

Развивается локальные ор. рефлекс, след-но от неспециф. ядер таламуса, устойчивы к угасанию и не угасает после 30 предъявлений стимула.

ЭЭГ активация наблюдается только в определенной зоне коры. Рефлекс становится фазическим. Появляется при включении и выключении стимула.Однако деятельное повторение однозначного стимула приводит к угасанию ор. Отличительные особенности ор. угосание развивается при много-кратности повторения стимула, рефлекс восстанавливается при содерж. повторении стимула. 24. Архитектура функции-ональной системы аф. и поведенческого акта па Включает последовательно сменяющие др. др. стадии афферентный синтез, принятие решения, акцептор результата действия, эфферентный синтез, формирование действия, оценка достигнутого результата.

Поведен. акт начинается со стадии аф. синтеза, во время которой протекает анализ и синтез всех сигналов и создаются условия для реализации поведения. Рез-т аф. синтеза определяется влиянием след. факторов мотивационное возбуждение, память, обстановочная и пусковая афферентация.Пусковая афферен. запускает поведение в опред. привыч. обстановке.

На основе взаимодействия мотивационного обстановочного возбуждения и информации заложенной в памяти, формируется готовность к определенному поведению а пуск. афферен. трансформирует эту готовность в целесообразное поведение, обеспечивает реализацию эффекта.Стадии принятия решения опр-т тип и направленность поведения. Реализуется через стадию АРД. В АРД актуализирована память суб-та относительно свойств объекта и способов д-вия необх-х для достижения полученного приспособительного результата для достижения цели. На стадии программы действия или эфферентного синтеза осуществляется интеграция соматических и вегетативных воздействий.

На этой стадии действие сформировано, но влияние не проявляется. Согласно теории Ф. С хотя поведение и строится на рефлекторном принципе, но оно не рпедставляет собой последовательность. В развитии целенаправленного поведения важную роль играют 2 гр. эмоций 1. ведущие эмоции.Возникают при усилении потребности м.б. или Они участвуют в формировании цели 2. ситуативные.

Возникают в пр. д-вий, в рез-тесравнения рез-в д-вия с ожидаемыми реакциями. 25. Нейронный механизмы поведения. 1. Врожденное имеет более простую структуру, основано на деятельности сенсорных и командных нейронов. 2. Приобретенное имеет более сложную структуру. сенсорные нейроны детекторы реагирующий на простые св-ва предметов гностические сенсорные нейроны реагируемые на сложные признаки ней-ронный цепи возбуждаются при приближении к цели перед выполнением заученного движения командные нейроны запускают сложно координированные движения путем вовлечения в различных мотонейронах. 38. Стресс и стрессоры. виды стресса.

Стадии развития стресса по Силье. Стресс способ достижения устойчивости организма при действии на него повреждающего фактора.Стрессор повреждающий фактор, оказвающий напосредственное действие на ткани холод, температура, боль, нагрузки, кие факторы стимулы сигнализирующие о биол. и соц. значимости события угроза, обида, опасность.

3 стр., 1083 слов

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

... чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Стресс – эмоциональные состояния, которые ... к организованности и адекватной оценке действительности. Это состояние может контролироваться только личностями с развитой волей. Стресс. Они возникают, когда человек попадает в ...

Виды стресса 1. Физиологический процесс адаптивной мобилизации ф-ции организма при действии на него физиолог. стрессоров.В организме накапл. большое количество энергии. 2. Психологический процесс адаптивной мобилизации ф-ций организма при действии психолог. стрессоров, выброс энергии а информационный возникает в ситуации, когда человек не справился с поставленной задачей, не успевает принять верное решение, при переработке большого объема инф-ции. 2 эмоции в ситуации угрозы, обиды, конфликтов.

Словесные раздражители вызывают сильное и длительное стрессогенное действие. В процессе эволюции человека, первым возик физиологический стресс. в настоящее время преобл. инф, информационные стрессы В организме вырабатывается количество энергии, но в связи с гиподинамией она не расход. полностью и оказ. поврежд. действие на структуру и функции организма.Автором концепции стресса явл. канадский ученый Селье, который обратил внимание на то, что сущ. 2 вида реакции на стресс. 1. специфическая ответная реакция дрожь, потоотделение одновремен. развив. 2. неспециф. ответ. реакция пр действии любого раздражителя, которая выражена в слабости, повышения температуры, снижения аппетита, уменьшение размеров таламуса.

Такую ответную реакцию он назвал общим адаптационным синдромом или стрессом. По Селье стресс протек в 3 стадии.1. тревоги.В течении 2 сопротивлениий организма уменьш в ЖКТ кровоизлияниеЕсли стрессор сильный, то на этой стадии может наступить смерть.

Если стрессор умеренной силы и продолжает действовать, то наступает 2 стадия, сопотивление, или резестентность, во время которой дополнительно мобилизуются защитные силы организма и по этому растет его сопротивление и устойчивость к действию вредного фактора. 3. истощения когда запасы энергии и защитные силы организма истощаются, вновь развивается стадия тревоги в организме, наступает смерть. 39. Эустресс и дистресс. профилактика дистресса.Стресс является механизмом закаливания, в этом выражается двуликость стресса 1. эустресс развивается при действии на организм слабых стрессоров и действующих с опред. интервалом времени.

Он формирует защитные силы организма и поэтому оказывает благоприятное действие. 2. Дистресс развивается пр действии на организм сильных стрессоров или слабых, но постоянно действующих. Он истощает защитные сила организма и поэтому приводит к развитию заболевания.В том случае, если садомазохистский action проведн по взаимному согласию и ко всеобщему удовольствию, нет никаких причин для того, чтобы напряжение сохранялось. Наоборот сильный, острый первичный стресс сменяется в норме таким же сильным расслаблением.

Парасимпатическая система вступает в действие уменьшает частоту и силу сердечных сокращений, снижает кровяное давление, уровень сахара в крови, стимулирует пищеварительную систему. Реакции парасимпатической нервной системы усиливаются гормоном ацетилхолином, который является антагонистом адреналина.Таким образом, разумно практикуемый садомазохизм стимулирует как выделение адреналина, так и последующее выделение ацетилхолина, что может служить профилактикой дистресса.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

... организма (непроизвольное); б) социально обусловленное, связанное с воспитанием и обучением (произвольное). Рациональные формы освоения действительности Память - способ существования психики во времени, удержание прошлого. Типы памяти Память ... психические состояния: профессиональная заинтересованность ... волевые качества, эмоции, мотивация. Направленность ... ретикулярная формация=> кора головного ...

Очень важное значение для профилактики дистресса дистресс крайне негативная форма затянувшегося стресса, когда тот идет не на пользу, а во вред имеет образ жизни, специфика и интенсивность работы или учебы, материальное положение, взаимоотношения в семейном кругу, на работе, с друзьями и соседями.Огромную роль играет физическое состояние человека, и психологическое его отношение к жизни, к своему здоровью.

И, конечно же, большую роль играет желание избавиться от проблем, связанных со стрессом. Существует несколько основных методов профилактики дистресса саморегуляция и релаксация, противострессовая перестройка дня и оказание первой помощи при остром стрессе. Система аутогенной тренировки предложена и разработана немецким врачом И.Г. Шульцем.Она направлена на выработку у человека навыков произвольной регуляции тонуса мышц и работы физиологических систем, обычно не подчиняющихся контролю сознания.

В состоянии полной релаксации возможна нормализация их функционирования. В основе аутотренинга установлены связи между словами, выражениями, образными понятиями и регуляцией состояния различных органов. Это достигается тем, что пациент систематически приучает погружать себя в особое состояние, напоминающее дремоту.И.Г. Шульц рекомендовал шесть циклов упражнений, которые в сочетании с определенными факторами самовнушения приводят к положительному результату Она предназначена прежде всего для снятия нервного напряжения, успокоения, нормализации функций организма. 40. Механизм развития стресса.

При д-вии стрессоров реагирут 1 система гипотетическое стрессор рецептор РФ лимб. сис-ма кора г.м. содерж-я, смысловая, интерпр-я, стрессора Кора дает объективную оценку.Лимб. сис-ма субъект. Если Л. сис-мв дает эмоц. окраску страх, гнев. Автомат. запущ. физиол. вегетативные, соматические р-ции в организме.

В 1 очередь ативиз-ся сипат. НС. по которой ипульсы поступают к различным органам, учащается сердечный ритм, повышается а.д дых. частота, пищеварение замедляется и организм готов к борьбе. Гипоталамус, возб стрессором вырабатывает либерины, которые поступают в гипофиз и стимулируют синтез, а АКТГ, которая стимулирует синтез гормонов надпочечников, в кровь поступает большое количество адреналина сопротивление ор-ма растет.Меры профилактики стресса. наличие работы контакт с людьми, расширение кругозора, вырабатываются новые точки зрения умение управлять стрессом умение контролировать состояние стресса, реально оценить ситуацию не употреблять в значительном количестве алкоголь, кофе сон. 18. Бодрствование как функциональное состояние.

Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования.Бодрствования внешнее проявление активных нервных центров, поддерживаемого деятельностью. Моделирование систем мозга и обеспечивает максимальную эффективность Д. Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования основаны на изменении таламуса соотв. нервных центров.

Регуляция протекает на 3 кровнях 1. клеточный, осуществляется с помощью нейронов модуляторов 2 видов активизирующих и ниактивизирующих. активизирующие увеличивают активность синапсов. Ниактивизирующие снижают эффективность синапсов и прерывают путь передачи информации от афферентных к эфферентным нейронам. 2. Отделы центров.Нейроны-модуля-торы поддержиавают тонус всех нейронов коры и выключающие их обуславливают переход к бессознательному состоянию. нероны-модуляторы объединяются в сети и ансамбли на Ур РФ и таламус и образуют активизирующее и ниактивизирующее модернизирующее системы в совокупности образующие моделирующий блок, который регулирует тонус коры, подкорковой структуры.

16 стр., 7584 слов

Состояние речеслуховой памяти у детей дошкольного возраста с ...

... связная речь и речеслуховая память и их взаимодействие. Предмет исследования - состояние речеслуховой памяти у детей дошкольного возраста ... Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Н.А.Никашина, Т.А.Ткаченко и др.) ·теория речевой деятельности (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.В. Ахутина). ... в очаге оптимального возбуждения коры головного мозга [8]. В основе кратковременной памяти лежит импульсная активность ...

Наиболее важной структурой этого блока является РФ и таламус. РФ вызывает генерализованное возбуждение нерв. центров коры и обеспечивает переход от сна к бодрствованию.Таламус как коллектор чувствительности содержит водитель ритма, который отвечает за ритмичную активность обширных областей коры. Его неспецифические ядра оказывают возбуждающее и тормозное влияние на опред. участки коры и т.о отвечает за избирательное , сосредоточение внимания. 3. Мозга как целого. регуляция бодрствования на уровне целого мозга осущ. фронтальными зонами коры, которые по нисходящим кортико ретикулярным путям 19. Методы диагностики функциональных состояний. 1. ЭЭН является динамиком уровня активации. -ритм спокойное бодрствование при закрытых глазах и -ритмы активное бодрствование -ритм эмоц. напряжение и умств. активность. 2. Измерение вегетативных показателей ЧСС, сила сердечных сокращений.

Неоднозначность изменений этих показателей зависит от сост. симпат. и парасимпатических отделов НС, которые находятся под контролем гипоталамуса и подкорковых структур. косвенно отражающих функциональное состояние этих структур. 35. Понятие и классификация памяти.

Взаимодействие со средой определяется не только условиями этой сферы, не только нашими потребностями, а также прошлым опытом.

Память это формирование и сохранение следа эпиграммы, возникающего под действием какого-либо раздражителя. Никакое приспособление невозможно без использования прошлого опыта, без памяти. Память свойство живой материи, благодаря которой организмы, воспринимая воздействия, способ закреплять, сохранять и воспроизводить полученную информацию.Память классифицируют по длительности сохранения информации а кратковременная краткосрочная, б долговременная долгосрочная относительно к цели а произвольная при запоминании нужна воля, б непроизвольная механическая.

Основные характеристики памяти 1. объем запоминаемой информации б объем запоминания зависит от значимости, от установки, от количества повторов, от эмоционального фона в длительность сохранения информации г полнота и точность воспроизведения зависит от значимости повторения д объем извлечения информации. 36. Временная организация памяти и физиолог. механизмы.

Временная организация памяти переход информации из краткосрочной в долгосрочную назввается процессом консолидацией. Д.О. Хебб предложил гипотезы о физиологических механизмах кратковременной и долговременной памяти.Таким механизмом для кратковременной памяти, по его мнению, является реверберация вращение электрической активности в замкнутых цепях нейронов, а долговременная память связана с морфофункциональными изменениями устойчивого характера, происходящими в синапсах, увеличивающими или уменьшающими их проводимость.

Из кратковременной в долговременную память информация переходит в результате процесса консолидации, который развивается при многократном прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы. Этот процесс длителен и требует не менее нескольких десятков секунд реверберации. Консолидация представляет собой облегчение и упрочение синаптической проводимости.В итоге описанных процессов образуются нервные модели стимулов или клеточные ансамбли, причем любое возбуждение, затрагивающее соответствующие нейронные структуры, может привести в состояние активности весь ансамбль.

6 стр., 2860 слов

31. Общая характеристика эмоций человека. Теории эмоций

... находили отражение в соответствующих теориях. Эволюционная теория эмоций ч. Дарвина В основу книги «Выражение эмоций у человека и ... избытка каких-то факторов. Эмоции являются главной характеристикой личности человека. Подобно мышлению, памяти эмоции являются психическим явлением. ... информации и поэтому как бы «направляет» её в определённое русло. Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций ...

Предполагается, что психологически такая активизация может происходить под влиянием различных стимулов, ощущений, образов, эмоций и т.п. По предположению Хебба, нейронные цепи и структуры, о которых идет речь, могут образовываться с включением во взаимодействие коры, таламуса и гипоталамуса.Нейроны, которые в процессе научение обнаруживают пластические изменения, кроме названных мозговых структур, имеются в гиппокампе, миндалине, хвостатом ядре, ретикулярной формации и двигательной коре. 20, 21. Сон. сон периодически наступающее физиологическое состояние, жизненно необходимое, особенно выражен у высших животных и у человека.

Чередование 2-х состояний сон-бодрствование относится к цикадным, околосуточным, циркодиадным биоритмами.Структура сна медленная фаза ортодоксальная сон, быстрого сна парадоксальная, во время фазы медленного сна уменьшается двигательная активность, прекращается специфическая Д. происходит относительная блокада сенсорных связей с внешним миром. во время фазы медленного сна уменьшается тонус скелетных мышц, происходит перераспределение тонуса между симпатическими парасимпатическими нервными отделами.

Снижение обмена веществ, понижение температуры тела, происходит понижение сердечных сокращений. Дыхание редкое, нерегулируемой, но глубокое.Фазы быстрого сна возникает от 4-5 раз. за 8 часов сна у взрослого. продолжительность сна занимает 20-25 от общей продолжительности сна. парадоксальный сон жизненно необходим. если будить человека в фазы быстрого сна, то через 1,5 часа продолжительность и периодичность возрастет. 22. Теории формирования сна. 1. Гемодинамическая теория. 2. Химическая гуморальная теория сна. предположительно, что в организме могут образоваться гипногенные вещества снотворные. 3. Нервные теории сна. представление о гипногенных центрах сна изменения обнаруживались в гипоталамусе промежуточного мозга. 4. Корковая теория Павлова.

Сон размытое торможение в коре больших полушарий. Павлов обнаружил переходное состояние от бодрствования ко сну. 5. корково подкорковая теория сна П. К. Анохина в состоянии бодрствования и в состояниях сна участвует минимум 3 образования КБП, ретикулярная формация и гипоталамус.

Рф возбуждается от любых рецепторов и оказывает активирующее влияние на КБП. Активирующая кора оказывает влияние на гипоталамус. 30. Определение и классификация эмоций и эмоциональных состояний.

Эмоции субъективное отношение, переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Одна из форм отражения объективной действительности в этой форме преобладает субъективный компонент. Наши чувства это дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека.Возникли в процессе эволюции как средство быстрого и наиболее экономного реагирования на внешние воздействия и удовлетворение потребностей.

Основной биологический смысл эмоций 1. Исключительность по отношению к другим реакциям первостепенная реакция. 2. Интегрированность объединяется все системы организма для единого обекта. 3. Наличие субъективных переживаний.Классификация эмоций 1. Стенические, внутренний подъем, повышенная активность. 2. Астенические эмоции. по деятельности и степени выраженности 1. Настроение, страсть, аффект. 34. Теории эмоций. 1. Ч. Дарвин Элементарная теория эмоций. 2. П. К. Анохин Биологическая теория эмоций.

Эмоции вкл. в себя 2 звена приспособительного акта 1. Стадия афферентного синтеза, 2. Стадия обратной афферентации. У эмоций выраженная тенденция генерализации поиска . Маклопонятные сигналы становятся значимыми.