Схема педагогического обследования ребёнка

Схема обследования ребёнка учителем-дефектологом

Общие сведения о ребёнке и его семье: фамилия, имя, отчество, возраст, состояние здоровья, образовательное учреждение, класс (группа), история обучения, состав семьи, культурно-бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семейном коллективе.

Особенности развития общей и мелкой моторики: сформированность основных движений; общая напряжённость или вялость; неточность движений; параличи, парезы или их остаточные явления; особенности походки и жестикуляции; способность удерживать равновесие; регуляция темпа движений; наличие гиперкинезов, лишних и навязчивых движений; подражание движениям; захват предметов (щепотью, пинцетообразным движением); ведущая рука.

Особенности пространственной ориентировки: ориентировка в схеме собственного тела; сформированность представлений о предметах, наполняющих пространство; перенос, перемещение, манипулирование объектами; определение местоположения объектов относительно различных точек отсчёта; ориентировка на листе бумаги; ориентировка на рабочем месте; планирование и осуществление маршрута в замкнутом и открытом пространстве; пользование транспортом; передвижение с сопровождающим; передвижение с использованием технических средств.

Особенности социально-бытовой ориентировки: сведения о себе, о своей семье, ближайшем социальном окружении; сведения о предметах бытового назначения; сведения об учреждениях бытового и социально-культурного назначения; уход за телом; одевание; забота о своём здоровье; ведение домашнего хозяйства; забота об имуществе и помощь другим; приобретение товаров и услуг.

Особенности социально-эмоционального взаимодействия: круг и преобладающая тематика общения; отношение к мнению других и к критическим замечаниям в свой адрес; характерное поведение; понимание эмоций; адекватное ситуации проявление эмоций.

Особенности развития речи: фонематический слух; оральный праксис (губ, щёк, языка); звукопроизношение (самостоятельное и отражённое проговаривание слов, слогов, изолированных звуков); понимание обращённой речи (инструкции, падежных конструкций, местоимений, предлогов, наречий, числительных, прилагательных, фраз); объём словарного запаса (наличие глаголов, наречий, прилагательных, существительных, синонимов, антонимов, умение соотносить слово с обозначаемым предметом); грамматический строй (словоизменение, словообразование, употребление предлогов, согласование слов в роде и падеже, среднее количество слов в предложении); связная речь (составление рассказа по картине, серии картин, пересказ); просодическая сторона речи (интонация, выразительность, ясность, сила и высота голоса).

20 стр., 9927 слов

Психологические особенности младших школьников из неблагополучных семей

... которыми понимается своеобразие воспитания ребенка в семье, обусловленное общностью каких-либо внешних и внутренних черт, характерными особенностями личностей родителей, направленности воспитания [8, ... и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение; обстоятельства биографии; культурная традиция, профессиональный и социальный статус; особенности страны и ...

Особенности развития познавательной деятельности: восприятие (величины, формы, цвета, пространственного расположения объектов, времени, источника и направления звука, предметный и буквенный гнозис, стереогноз, т.е. узнавание на ощупь); мышление (конструктивный праксис, выделение деталей и признаков, определение существенных и второстепенных признаков, соединение частей объектов в одно целое, сравнение объектов с помощью анализа деталей и признаков, объединение в пары и группы, классификация по категориям, установление связей и отношений: причинно-следственных, временных, пространственных, количественных, часть-целое); память (выполнение по памяти серии движений и инструкций, использование приёмов запоминания); внимание (доведение начатого до конца, исправление ошибок).

Сформированность учебных навыков: математика (сформированность понятий числа, числовой последовательности, вычислительные навыки, навыки решения задач и геометрических построений, характерные ошибки); русский язык (навык каллиграфического письма, навык орфографического письма, списывание текста, выполнение грамматических заданий, характерные ошибки); чтение (темп чтения, способ чтения, понимание прочитанного, навыки работы с текстом, возможности пересказа, характерные ошибки).

Особенности обучаемости: насколько быстро усваивает новые понятия и способы действия; вид помощи, в которой нуждается; реакция на похвалу и критику; умение планировать учебную работу; умение выделять главное в учебном материале; умение делать обобщения и выводы; умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

Выводы и рекомендации

Дата обследования

Подпись