Коррекционно – развивающая программа состоит из 3 частей: 1) тренинг с подростками группы риска; 2) тренинг с их родителями; 3) совместное коррекционно – профилактическое мероприятие. В материалах тренинговых занятий для подростков (приложение 16) использованы практические рекомендации и техники, разработанные во время прохождения практики в школе № 190, а так же тренинговые упражнения следующих авторов: А.И Захаров. [17],С.А. Игумнов [18], А.Г.Герцов [14], Л.Ф. Анн [4], Н.И. Козлов [20]. Тренинговые занятия для родителей (приложение 17) составлены по материалам семинара «Переориентация детского поведения» Института психотерапии и клинической психологии (г. Москва) и по упражнениям авторов: Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса [48].
Общение в условиях психологического тренинга строится на следующих принципах [4;14]:
- «Здесь и сейчас» — разговор о том, что происходит в группе в каждый конкретный момент; исключение общих, абстрактных рассуждений;
- Персонификация высказываний – отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается», «некоторые здесь думают» и т.п., замена их адресными: «я полагаю», «я считаю»;
- Акцентирование языка чувств – избегание оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных состояний (не «ты меня обидел», а «а почувствовал обиду, когда ты…»);
- Активность – включенность в интенсивное межличностное взаимодействие каждого члена группы, исследовательская позиция участников;
- Доверительное общение – искренность, открытость в выражении эмоций и чувств;
- Конфиденциальность – рекомендация не выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы.
Цель: Знакомство с методами и правилами работы группы, объединение участников, создание общего эмоционального подъёма
- Установка на цель занятий, пояснение задач тренинга и установка правил работы в группе
- Взаимное знакомство
Все по очереди представляются, отвечая на вопросы:
«Два моих дела в жизни»
«Два моих любимых недостатка»
- Разминочные игры
«Пусть пересядут те, кто»
Группы самопомощи как технология социальной работы
... членов); - самостоятельно определяют направление своей деятельности, то есть тематика и методы работы группы разрабатываются самими членами группы; - требуют от своих членов активного и непрерывного сотрудничества; - как правило, ... к совладению с кризисными ситуациями, чем к изменению статуса своих членов. В работе групп III типа участвуют люди, испытывающие дискриминацию в связи с их полом, расовой ...
Все сидят в круге. Ведущий предлагает поменяться местами тем, кто обладает каким-либо признаком, имеет что-то или любит что-то
«Европейский городок»
Все в круге, встают. Ведущий: «Мы – группа туристов, которая приехала в маленький европейский городок и хочет поближе узнать местных жителей. Для этого мы постараемся соблюдать их обычаи. Ровно в полдень все приходят на центральную площадь и, услышав удары колокола, приветствуют друг друга разными способами: 1 удар колокола – все трогают правой рукой левое ухо другого человека, два удара колокола – партнёры слегка встряхивают друг друга за плечи, 3 удара колокола – партнёры прикасаются друг к другу спинами.
Давайте и мы тоже поприветствуем друг друга этими необычными способами. Каждый постарается поприветствовать каждого, никого не пропустить». Удары колокола – ведущий изображает хлопками в ладоши.
«Жмурки»
Водящему завязывают глаза, и он пытается поймать других участников. Поймав кого-либо необходимо угадать, кто это. Пойманный человек становится водящим.
«Лишний стул»
Стулья ставятся в круг спинками друг к другу, а участники под песенку ходят или бегают вокруг стульев. Когда мелодия не прекратиться, все должны сесть на стулья. Стульев постепенно становится меньше, но количество участников не меняется.
Игра способствует сплочению группы.
- Упражнение на вербальную коммуникацию
Участники делятся на пары и поочередно в паре проигрывают роли из предложенной ситуации.
Ситуация: «Машина обрызгала прохожего. Водитель вышел извиниться».
Упражнение способствует тренировке адекватных коммуникаций.
- Обсуждение последнего упражнения
- Впечатления от занятия
- Домашнее задание: написать самоотчет
Занятие 2
Цель. Стимуляция личной активности подростка в разных жизненный ситуациях. Знакомство с невербальными техниками общения. Раскрепощение положительных эмоций и обретение навыков спонтанного отображения фантазии.
- Разминка
«Геометрическая фигура»
Участники по команде создают круг, квадрат, треугольник, знак бесконечности
«Волна»
Ребята, встав в шеренгу, изображают волну, поочередно приседая и вставая
- Знакомство с невербальными техниками общения
Необходимо выразить без слов чувства к каждому участнику группы
3.Обсуждение
4. Тренировка поведения
Участники образуют пары и проигрывают заданную ситуацию. Необходимо уговорить партнера сделать нелепое действие (приходить в школу в валенках, подстричься наголо, устроить в квартире вечеринку для незнакомых людей и т.п.), а партнер должен аргументировать свой отказ.
Большая семейная фотография. Каждый участник делит лист бумаги ...
... приняли участие. Уличное знакомство Все участники игры разбиваются на пары. Задача одного из участников пары: познакомиться со вторым, абсолютно незнакомым ... что лежит на земле. Время на обсуждение — 20 минут. Во время обсуждения необходимо придумать идею сооружения и договориться, ... не «отправится в путешествие». Твоё имя Если участники совсем друг друга не знают, то можно дать несколько минут для ...
Упражнение способствует приобретению и отработке умения сказать «нет».
5.Обсуждение
6. Снятие напряжения от предыдущего упражнения
«Мультирисование»
Участникам раздается по 5 листов формата А4 и общий набор пастельных мелков.
Инструкция: «У вас будет очень мало времени, я буду останавливать вас, вы должны успеть заполнить минимум 80% листа. Как только вы начинаете думать, что нарисовать, время уходит, и вы не успеваете ничего. Насладитесь просто самим процессом рисования, а не тем, что вы рисуете».
На каждый рисунок дается 10-15 сек. времени
Упражнение способствует обретению навыков спонтанного отображения фантазии и раскрепощению положительных эмоций.
Впечатления от занятия
- Домашнее задание:
- самоотчет
- написать 10 ответов на вопрос: «Кто я?»
Занятие 3
Цель. Дальнейшее обучение навыкам общения. Развитие потребности в самонаблюдении. Стимуляция воображения.
- Разминка
Передача ритма по кругу
- Упражнения на невербальное общение
«Зеркало»
Участники образуют пары. Поочередно выполняют роль зеркала, копируя движения партнера.
Поздороваться и попрощаться без слов, глядя друг другу в глаза
3.Обсуждение
4. Обсуждение домашнего задания «Кто я?»
Участники образуют новые пары, зачитывают по очереди друг другу свои ответы на вопрос: «Кто я?». После в кругу партнеры представляют друг друга, основываясь на полученной информации.
5. Упражнения на воображение
«Подарок»
участники делятся на 2 шеренги, встают друг напротив друга. Поочередно ребята без слов с помощью жестов объясняют, какой подарок они дарят партнёру напротив. «Получатель» принимает подарок только в том случае, если уверен, что понял, какой подарок ему вручили.
«Вживание в образ»
Участники образуют пары и проигрывают заданные роли. Например: корабль – причал, веревка – выстиранное белье, червяк – рыбка, моль – зимняя шапка в шкафу и т.п. Необходимо самостоятельно придумать диалог в паре, исходя из роли.
6. Обсуждение
7. Упражнение на самоанализ
закончить предложение по кругу:
«Раньше я был (а)…»
«На самом деле я…»
«Скоро я…»
Домашнее задание:
- самоотчет
- рисунки:
«Каким я себя вижу»,
Тестовые задания для промежуточного контроля Тестовые задания ...
... сенсорного развития ребенка является: а) специальные тренировочные упражнения; б) показ взрослыми способов действий; в) активная деятельность ... признаки конструирования 1. 3-4 года а) предварительное обсуждение 2. 5-6 лет б) не учитывают условий ... награды; б) неразвитость абстрактного мыщления; в) соподчиненность мотивов. Задание 4. 16. Инструкция: Установите соответствие.Изменение видов деятельности с ...
«Каким меня видят другие»,
«Каким я хочу себя видеть»
Занятие 4
Цель. Приобретение знаний о своих эмоциональных реакциях и способах их отреагирования
- Разминка
По кругу, хлопая в ладоши, «сыграть» мелодию (например, «В траве сидел кузнечик»)
- Беседа об эмоциональных реакциях
Ведущий кратко говорит о том, что такое эмоции вообще и какова их роль в нашей жизни. Подростки по очереди говорят о том, насколько они эмоциональны и есть ли эмоции, которые они в себе не принимают.
- Упражнение «Альтернатива гнева»
Цели упражнения:
- Заполнить бланк о собственных состояниях гнева,
- Обсудить действия, сопровождающие состояние гнева
- Выработать идеи о «здоровых» способах преодоления гнева
- Изучить роль гнева у себя и других
- Дифференцировать здоровую и нездоровую роль гнева
- Ознакомиться с ложными убеждениями относительно гнева
Ход упражнения:
Участники группы заполняют самостоятельно бланк «Альтернатива гневу». Затем – «мозговой штурм», в ходе которого участники отвечают не вопрос: «Что вы делаете обычно, когда гневаетесь?». Все способы ведущий записывает на доске. Результаты обрабатываются путем направленного обсуждения в группе. После группа знакомиться с ложными убеждениями относительно гнева. Ведущий делает вывод о том, что гнев – это просто реальное, нормальное явление, качественной оценке должно подвергаться не это эмоциональное состояния, а способы, которыми они выражаются.
- Разбор рисунков (дом. задание)
Участники образуют подгруппы по 3 человека, и по очереди рассказывают сначала о своих рисунках, потом говорят, что видят на рисунках других.
- Упражнение на самоанализ
В тех же подгруппах участники по очереди заканчивают фразы:
«Я никогда не…», «Я хочу, но, наверное, не смогу…», «Если я действительно захочу…»
- Упражнение на доверие
«Восковая свеча»
Все встают в круг, один участник в центре круга. Он закрывает глаза и начинает падать, участники круга не дают упасть, осторожно поддерживают его руками и «передают» другим участникам круга. В центре должен оказаться каждый участник.
- Домашнее задание — самоотчет;
- написать письмо инопланетянину, чтобы из миллионов жителей Земли он нашел именно Вас. – Организовать к занятию 5 чаепитие
Занятие 5
Цель. Углубление знаний о своих и чужих эмоциональных реакциях
Практическое задание №9 по теме: «Психологическая подготовка спортсменов»
... использовать тренировочные занятия с предельными нагрузками и минимальным отдыхом между упражнениями. применять задания, превышающие фи ... – ВСК (Л.Г. Зверков, Е.В. Эйдман) Задачи: Задача 1 «Средства специальной психологической подготовки». Цель: научить студентов правильно использовать средства психологической подготовки спортсменов. Методические указания. Студентам предлагается ...
- Разминка
- Прочитать четверостишие с разной эмоцией (по очереди, каждому ведущий задает 1 эмоцию).
Например, «В лесу родилась елочка…»
- Диалог в парах: «Расскажи, снегурочка, где была?..»
Необходимо проиграть разные эмоции: радость – печаль, удивление – страх, осуждение – злорадство, любопытство – безразличие.
Краткое обсуждение – что было легко, а что сложно изображать.
- Этюд «Сиамские близнецы»
Участники делятся на пары. Ведущий: «Два человека срослись боками (можно связать) только головы, ноги и по одной руке у каждого». Разыгрывается этюд «Город сиамских близнецов». Нужно пригласить друзей в гости, угостить их. Действия должны быть реальными, а не воображаемыми.
Обсуждение
- Анализ писем к инопланетянину
- Упражнение на создание позитивного эмоционального состояния у каждого участника
«Комплименты»
Каждый участник говорит другим (включая ведущего) минимум 1 комплимент.
- Домашнее задание
- самоотчет
- Написать заявление для приема на работу. Задание ориентировано на рефлексию и формирование образа достижения
Занятие 6
Цель. Тренировка навыков общения и навыков уверенного поведения, представление своих лучших качеств.
1.Разминка
Пантомима «Моя группа»
2. Упражнение на внимание: «Фотограф»
Группа формирует «фотографию», занимая определенные положения. Один участник запоминает и выходит из класса, а группа в это время меняет что-то в «фотографии». Вернувшийся участник должен восстановить по памяти изначальную «фотографию».
- Упражнение на улучшение навыков общения
Участники образуют пары, где проигрывают ситуации (в каждой ситуации образуются новые пары).
- Купить билет у администратора, когда невозможно в кассе
- «Запоздавший покупатель». Купить что-то, когда продавец уже собрался закрывать магазин.
- «Продавец и покупатель». «Продавцам» сообщается цена товара, в тайне от «покупателей», по которой «продавцам» этот товар достался. Они должны продать вещь так, чтобы им было выгодно. «Покупатели» стараются договориться о выгодной для себя цене.
Обсуждение.
- Разбор «Заявлений для приема на работу»
Ролевая игра «Трудоустройство»
- Релаксация
Необходимо представить себя в образе океана, гор, неба. В конце дается общая суггестия: «Вы изменились, вы стали свободнее».
Диагностика личности и диагностика группы, взаимодействие детей друг с другом
... отношение с социальной средой, и группа воспитанников ДОУ средней группы. Предмет изучения – диагностика личности и диагностика группы, взаимодействие детей друг с другом. Индивидуальный ... социализации. С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник М.А. Панфиловой«Кактус». Цель методики - определение состояния эмоциональной сферы ребенка, наличие и направление ...
6.Домашнее задание: Самоотчет
Занятие 7
Цель. Анализ личностных проблем участников группы.
1.Разминка
Любое упражнение, по желанию группы
- Пантомима
«Я люблю, я не люблю». Одни участники показывают, другие угадывают.
«Моя семья». Несколько участников изображают определенные взаимоотношения в семье, другие угадывают.
- Упражнение «Свет мой, зеркальце, скажи…»
Тайным голосованием выбираются один или два лидера группы, они становятся зеркалами. К ним по очереди подходят участники группы и говорят: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи». Зеркало отвечает: «Ты прекрасен, спору нет, но тебе не хватает…, и я желаю тебе…».
- Упражнение на преодоление школьных фобий
Участник как можно серьезнее рассказывает стихотворение, группа удивляется после каждой строчки: «Вот это да!» — «Не может быть!» — «Ничего себе!»
Обсуждение.
- Домашнее задание: Самоотчет
Занятие 8
Цель. Анализ личностных проблем участников группы
- Разминка по выбору группы
2. Вводное слово
Ведущий: «У каждого из вас есть проблемы, трудности, сложности. Многие из них вы решили в группе, некоторые ещё не решены. Сегодня хотелось бы услышать трудные случаи из вашей жизни. И мы все подумаем, как найти выход из этих ситуаций».
- Дискуссия по проблемам участников
- Ролевая игра
«Неприятный разговор с родителями»
- Совместное рисование без слов
- Обсуждение
- Домашнее задание
- самоотчет
- написать письмо о себе через пять лет другу (указать, можно ли зачитать вслух)
- к занятию 9 пригласить родителей
Занятие 9
Цель. Показать родителям структуру патологического взаимодействия с детьми, достижение более высокой степени эмоционального контакта и самосознания.
- Зачитываются анонимно отдельные самоотчеты детей. Родителям предлагается обменяться мнениями, комментарии ведущего тренинга.
- Построение «психоскульптур»
Узнавание, анализ спонтанного поведения взрослых и комментарии.
- Ролевая игра (проигрывание ролей друг друга)
«Опять двойка!»
«Приготовление уроков»
«Позднее возвращение ребенка домой»
Дискуссия о взаимоотношениях с детьми. Ответы на вопросы родителей.
- Домашнее задание
- самоотчет
- принести чашки, печенье и т.п., свечи
Занятие 10
Цель. Подведение итогов. Ориентация группы на ситуацию «там и тогда».
Данные выполнения диагностических заданий ребенком 3х-4-х лет (младшая группа)
... выполнения диагностических заданий ребенком 4х-5-х лет (средняя группа) Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________ Дата проведения обследования _________________ Группа № _________ Зрительное восприятие Диагностические задания и вопросы Особенности выполнения ребенком заданий Уровень выполнения ...
- Накрывает стол, зачитываются самоотчеты и письма к друзьям. Свободная беседа о прошедших занятиях.
- Релаксация с суггестией: «Сейчас, взглянув на мир другими глазами, вы изменились и будете дальше познавать себя. Вы стали смелее – это было видно на занятии со взрослыми. Вы стали умнее – это видно по вашим самоотчетам. Вы добрее, так как работали в группе не только на себя, но и помогали своим товарищам. У вас сильная воля, это видно по вашей активности. А сейчас мысленно проследите с первой встречи все наши занятия, затем представьте себя в ближайшем будущем. Что изменилось? А затем снова медленно возвращайтесь сюда и открывайте глаза».
- Прощание
Приложение 17 Тренинг для родителей Занятие 1
Цель. Знакомство с методами и правилами работы группы, объединение участников, изменение старых убеждений о подростках, развитие эмпатийности.
- Вступительное слово. Предоставление в устной форме результатов диагностики подростков, нескольких занятий с ними, анонимное прочтение отрывков из самоотчетов детей. Цель тренинга. Правила группы.
- Знакомство.
- Раздача ксерокопий «Памятка родителю от ребенка» и обсуждение.
- Упражнение на эмпатийность.
Участники разбиваются на пары. 2 минуты просто смотрят друг на друга, затем один начинает просто описывать то, что видит, после предполагает: «Когда тебе было 5 лет, ты…» (слушающему очень важно не перебивать!).
Затем другой участник в паре делает то же самое. После того, как оба всё сказали, каждый делает комментарии, рассказывая, что есть и было на самом деле. Обсуждение в кругу.
- Изменение наших убеждений.
«В основе нашего поведения и взаимоотношений лежит значение слова, которое, в свою очередь, основывается на том, как мы «видим» мир. Мы объясняем все, что мы переживаем нашими представлениями того, что должно быть (наши ценности), а не что есть (наша реальность).
Предыдущее упражнение – яркая демонстрация того, как обстоятельства влияют на наше восприятие. Сформировать наши убеждения помогают семья, школа, друзья, коллеги, церковь. Мы видим мир таким, каким сами хотим его видеть, а не таким, какой он есть.
Изменяя наши представления и убеждения, мы переходим от одного способа видения мира к другому. В течение этого занятия мы просим вас изменить своё представление о поведении ребенка как о плохом. Просто представьте себе, что непослушный ребенок – это подавленный ребенок. Своим поведением он пытается сказать нам что-то.
Старые убеждения: ребенок плохо себя ведет= плохой ребенок = плохой родитель! Действия: я должен контролировать и манипулировать поведением ребенка или я плохой родитель.
Новые убеждения: непослушный ребенок = разочарованный и подавленный ребенок. Действия: я могу найти соответствующие пути, чтобы мой ребенок чувствовал себя сильным, любимым, и на своем месте. Я – ищущий родитель».
Задание Поддержка
... ее, прямая безотлагательная помощь школьнику, подстановка себя вместо ребенка. 5. РЕФЛЕКСИВНЫЙ - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта ... суждений. Стимулирование такого рода активности ребенка является необходимым условием деятельности педагога. Обсуждение преимуществ того или иного способа имеет целью выбор самим школьником адекватного ...
Краткое обсуждение
- Порядок рождения ребенка, и его личностные особенности.
Обсуждение
- Раздача ксерокопий «Почему мы против физических наказаний» и обсуждение.
- Раздача ксерокопии: «110 способов позаботиться о себе»
- Домашнее задание: — Изучить ещё раз выданные ксерокопии;
- заботиться о себе хотя бы 1 раз в день;
- сочинение «Мой ребенок!», «Ай, да я!»
- понаблюдать за взаимоотношениями с ребенком через призму новых убеждений
- (для тех, кто не прошел диагностику) рисунок семьи и заполнение бланка ответов на опросник АВС
Занятие 2
Цель. Обучение навыкам развития самоуважения и поддержки у детей (и у родителей).
- Краткий рассказ каждого родителя в кругу о том, что изменилось в формировании убеждений, что изменилось во взаимоотношениях с детьми, легко ли было выполнить домашнее задание.
- Прочтение «Пять способов того, как мы подавляем наших детей» и обсуждение.
- Игра «Праздник поддержки»
Один человек становиться водящим. Он может сидеть или стоять в центре группы, в то время как каждый по очереди говорит: «Что я действительно люблю в тебе (что мне действительно нравиться в тебе), это…». После того, как каждый поделиться водящий говорит: «Что я люблю в себе, это…». После того, как первый закончит работу другой человек встает в середину круга. Далее родителям говорить пожелание, чтобы они проводили «праздник поддержки» дома, пусть даже сначала они просто будут лишь говорить, что им нравиться в ребенке. Потом ребенок привыкнет и станет участвовать сам.
Очень полезно таким образом начинать групповое или семейное собрание. Это способ решения серьезных проблем для каждого, потому что тяжело злиться на того, кто наговорил вам столько приятного. Эта игра помогает и когда кто-либо нуждается в особой поддержке и ободрении (перед трудной задачей).
Это может быть неплохой способ празднования какого-то события (день рождения), достижения или способ выразить кому-то свое одобрение.
- Раздача ксерокопии «Поддержка/похвала» и обсуждение
- Прочтение и обсуждение «Пути повышения собственного достоинства у детей»
- Раздача и обсуждение ксерокопий «Способы сказать: «Ты молодец, отлично!»»
- Упражнение на поддержку и доверие
«Свободное падание»
- Домашнее задание: — вспомните, что ваш ребенок делает лучше Вас, опросите его научить Вас это делать;
— подбадривайте ребенка минимум 3 раза в день;
— практикуйтесь просить то, что Вам хочется;
— практикуйтесь в заботе о себе.
Занятие 3
Цель. Обучение коммуникативным навыкам
Социометрическая структура группы и ее влияние на этику взаимоотношения ...
... в малых группах (социометрический опрос, социометрический тест, аутосоциометрия и др.); специальных способов фиксации этих методов (социограмма, социоматрица); математических методов обработки социометрических данных ... В. Петровского, социометрическая техника -- на сегодняшний день один из немногих способов, посредством которого можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему ...
- Краткое обсуждение домашнего задания
- «Скетчи»
Вербализованные театральные этюды на выбранную тематику в разных ролевых позициях. (Около 60 мин)
4 добровольца, каждый выбирает для себя коммуникативный стиль (4 стиля по В. Сатир).
Для расширения поведенческого репертуара добровольцы выбирают для себя противоположный стиль коммуникации. Обсуждение темы добровольцы ведут, строго придерживаясь своих ролей. Остальные члены группы наблюдают 7 мин. и рассказывают о своем восприятии (добровольцы — о своем).
Через полчаса выбираются новые добровольцы.
Стили коммуникации:
«Соглашатель» всегда готов согласиться, непрерывно извиняется, создает впечатление беспомощности. Способ самовыражения – нытьё.
«Обвинитель» ищет кого бы в чем упрекнуть, провоцирует на конфликты, держится с высока, собственные недостатки переносит на других. Говорит громко, властно, часто тычет пальцем. Мышцы напряжены.
«Вычислитель». Сверхрассудительность, спокойствие, собранность. Говорит монотонно, оперирует абстракциями, выглядит напряженно и чопорно.
«Путаник». Заявления, не имеющие отношения к делу, сбивает с толку. Дерганные не скоординированные движения, несоответствие между смыслом и интонацией.
- Краткое обсуждение
- Заполнение «Сценария конфликта», обсуждение
- Сообщения со словом «Я»
В парах участники по объясненной схеме проговаривают свою реакцию на заданную ситуацию (просьба выключить магнитофон, когда болит голова; высказать обиду или раздражение на то, что ребенок не убрал в комнате и т.п.)
- Домашнее задание —
- написать дома 10 характеристик «Каким я хочу увидеть своего ребенка»
- 5 пунктов «Что я делаю для того, чтобы он таким не был»
Занятие 4
Цель. Обучение невербальным и вербальным навыкам общения
1.Краткое обсуждение домашнего задания, ответы на вопросы
2.Знакомство с невербальными техниками общения
Необходимо выразить без слов чувства к каждому участнику группы
3.Управление чувствами
В парах по очереди участники рассказывают какой-либо случай очень эмоционально. Слушающий должен попробовать присоединиться к чувствам другого, просто принимая их. Не перебивать, можно только поддерживать эмоции («Ничего себе!», улыбка, смех, сочувствующие поглаживание руки, «Расскажи мне больше!», «Да?!», «Правда?! И что ещё?», «Я понимаю тебя» и т.п.).
Обсуждение и мозговой штурм на тему: «Как мы подавляем и поощряем чувства других?»
- Раздача и заполнение ксерокопии «Шаги разрешения конфликта», обсуждение
- Раздача анкеты «Логические последовательности» и объяснение разницы между ними и наказанием
- Домашнее задание:
- практикуйтесь в поощрении чувств у детей
- в отстранении от ситуации
- в решении конфликтов
- продолжайте подбадривать ребенка несколько раз в день
- заботьтесь о себе несколько раз в день
Занятие 5
Цель. Обучение сотрудничеству в семье; завершение работы в группе
Обсуждение домашнего задания, ответы на вопросы
Объяснение важности проведения семейных собраний раз в неделю или 2 недели, т.к. семейные собрания – это отличный способ сплотить семью и наладить отношения в ней.
Обсуждение: «Какой вклад Вы готовы внести в развитие Вашей семьи?»
Обсуждение: «Что необходимо сделать, чтобы Ваш супруг помогал Вам в решении конфликтов с ребенком?»
Ответы на вопросы родителей
Упражнение на доверие и поддержку
«Колокол»
Участники встают в круг, один – в центр, он закрывает глаза и падает, а участники в круги осторожно передают его друг другу.
В центр по очереди выходят все участники. Ведущий тоже может участвовать.
Завершение
Домашнее задание
- Проводите семейные собрания
- в течение недели подбадривайте своих близких перед тем, как ложитесь спать;
- поддерживайте телефонный контакт со своими новыми друзьями– участниками прошедших занятий;
- Давайте себе как родителю задание на неделю
- И продолжайте заботиться о себе
9