Занятие №1 История становления психологической службы образования в отечественной и зарубежной практике (Семинарское занятие – 4 часа)
Цель: акцентирования внимания студентов на проблеме становления психологической службы на разных ее этапах и на наиболее важных и существенных ее аспектах.
Задачи:
- Становление и этапы формирования детской практической психологии и педологии.
- Психологическая служба в США: структура и организация деятельности.
- Организация психологической службы в странах Европы.
- Психологическая служба в системе образования Израиля.
- Становление практической психологии образования в России.
- Развитие практической психологии и педологии в 20-30-е гг.
- Деятельность школьной психологической службы в Москве.
- Принципы организации и направления развития отечественной психологической системы поддержки образования.
Литература:
- Детская практическая психология / Под ред. Т.И. Марцинковской. М., 2001, с. 4-20.
- Практическая психология образования. Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2009, с. 16-30
- Венгер А.Л. Организация психологической службы в израильской системе образования // Журнал практической психологии и психоанализа, 2003, №4.
- Психологические центры. Организация, содержание деятельности, документация. / Под ред С.Б. Малых. М., 2007
- Рубцов В.В. Селявина Л.К. Малых С.Б. Система психологической поддержки образования// Психологическая наука и образование. 1999, № 2 (5-32).
Вопросы для самопроверки:
1. Расскажите, как взаимосвязаны детская практическая психология и педология.
3. Расскажите, в чем Э. Клапаред видел главные отличия практической детской психологии от теоретической.
4. Опишите достоинства и недостатки тестов, ведущие направления развития тестологической работы.
5. Перечислите проблемы, которые стояли перед отечественной практической психологией в начале XX в.
6. Назовите причины активного развития детской практической психологии в России в 20-30-е гг.
_Л.С. Выготский — К психологии и педагогике детской дефективности
... одних путей — для образования условных связей — другими. Еще раз повторяем: принцип и психологический механизм воспитания здесь те ... общественных связей, смещение всех систем поведения. Проблему детской дефективности в психологии и педагогике надо поставить и осмыслить ... органический дефект человека, или порок, в биологической организации личности никогда не может сказаться непосредственно как ...
7. Перечислите задачи, стоявшие перед практической психологией в этот период.
Доклады:
-
Система оказания кризисной психологической помощи субъектам образовательной среды в сша
Литература:Павлова Т.С. Система оказания кризисной психологической помощи субъектам образовательной среды в США (обзор исследований за последнюю декаду) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2012. №1. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n1/50140.shtml (дата обращения: 26.01.2014)
- Национальная ассоциация школьных психологов за рубежом.
Литература: http://www.narcom.ru/parents/parents/15.html; http://org.nauki-online.ru/psikhologi-za-rubezhom.
Формы участия студентов в практической деятельности.
Студенты выступают с небольшими 8-10 минутными докладами. Докладчики назначаются руководителем семинара из числа желающих. Доклады делаются устно, разрешается обращаться к записям. При этом следует стремиться к выражению мыслей своими словами, путем свободной устной речи. Не допускается зачитывание конспекта лекций. Докладчику задаются вопросы. После ответов на них желающие вносят коррективы и дополнения (до 5 минут).
Руководитель семинара может вызывать студентов для ответов на отдельные вопросы при обсуждении доклада. Обсуждение докладов производится в свободной форме, в плане развития дискуссии, творческого обсуждения вопросов темы.
№ |
Форма текущего контроля |
Критерий оценки |
Максимальный балл |
|
1 |
Выступление с докладом |
См. критерии оценки публичного выступления в методических рекомендациях |
20 |
|
2 |
Активное участие в дискуссии семинара |
10 |
||
Итого |
30 |
Занятие №2. Психологическая служба в образовании: предмет и задачи, структура и содержание (Семинарское занятие – 2 часа).
Цели:
Усвоение студентами теоретических знаний; развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.
Задачи:
- Современные подходы к содержанию деятельности психологической службы образования (Рубцов В.В.)
- Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования (Дубровина И.В.)
- Структура психологической службы.
- Направления деятельности психологической службы.
Литература:
- Практическая психология образования. Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2009, с. 30-61
- Психологические центры. Организация, содержание деятельности, документация. / Под ред С.Б. Малых. М., 2007, с. 15-23
- Дубровина И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования // Портал психологических изданий PsyJoumais.ru, 2011, №3(28).
Вопросы для самопроверки:
- Каково главное назначение психологической службы образования?
- Каков путь клиента (ребенка) в континууме психологической помощи в системе образования?
- Каковы профессиональные ограничения у рассматриваемой профессии?
Доклады:
- О профессиональной подготовке практического психолога образования.
Литература: Дубровина И.В. О профессиональной подготовке практического психолога образования // Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012, №1
№ |
Форма текущего контроля |
Критерий оценки |
Максимальный балл |
|
1 |
Выступление с докладом |
См. критерии оценки публичного выступления в методических рекомендациях |
20 |
|
2 |
Активное участие в дискуссии семинара |
10 |
||
Итого |
30 |
Занятие №3 Культурно-нравственной потенциал психологической службы в системе образования (Семинарское занятие – 2 часа)
Цель:
Сформировать у студентов представления о современном состоянии научно-теоретической и научно-практической психологии в системе образования, об основных направлениях ее дальнейшего развития. Сформировать представления о нравственной составляющей психологических знаний и психологической культуре специалиста педагога-психолога.
Задачи:
- Психологическая культура личности как феномен.
- Ресурсный потенциал психологической службы образования на современном этапе ее развития (Дубровина И.В.).
- Особенности психического развития ребенка и психологических условий этого развития (Идеи Л.С. Выготского).
- Психическое и психологическое здоровье личности ребенка в условиях образовательной среды. Психологическое образование.
Литература:
- Дубровина И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования // Психологическая наука и образование. 2011. №3 (28)
- Дубровина И.В. Психологическая культура личности как феномен // Психологическая наука и образование. 2013. №1
- Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. №3(20)
- Дубровина И.В. О профессиональной подготовке практического психолога образования // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2012. №1.
- Практическая психология образования. Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной. СПб.: Питер, 2009. 592 с.
- Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 448 с.
Вопросы для самопроверки:
- Каково главное назначение психологической службы образования?
- Каков путь клиента (ребенка) в континууме психологической помощи в системе образования?
- Каковы профессиональные ограничения у рассматриваемой профессии?
- Соотношение возрастного и индивидуального развития у детей и школьников.
- Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах.
Формы участия студентов в практической деятельности (см. предыдущие семинары).
№ |
Форма текущего контроля |
Критерий оценки |
Максимальный балл |
|
1 |
Выступление с докладом |
См. критерии оценки публичного выступления в методических рекомендациях |
20 |
|
2 |
Активное участие в дискуссии семинара |
10 |
||
Итого |
30 |
Занятие №4 Психологический инструментарий педагога-психолога.
Цель: Сформировать у студентов представления об основных психологических методах, используемых педагогом-психологом в процессе диагностики, в процессе психологического консультирования, а также дополнительные методы психокоррекционного и психотерапевтического направления.
Задачи:
- Психодиагностические методы в деятельности практического психолога на разых этапах детства.
- Методы, необходимые в психологическом консультировании: эмпатическое слушание, нерефлексивное слушание, фасилитация, выдвижение гипотез и т.д.
- Психокоррекционные методы и методы психотерапии в работе практического психолога.
- Клинический метод в психологическом консультировании детей.
Литература:
- Практическая психология в образовании: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов. Часть 1./ Составление и общая редакция: Погорелова Е.И. – Ростов-на-Дону, 2011
- Абрамова Г.С. Практическая психология Учебник для студентов вузов — Изд. 6-е., перераб. и доп. — М : Академический Проект, 2001. — 480 с.
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
- Иствуд Атватер. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. М., Экономика, 1988.
- Гуткина Н.И. Клинический метод в психологическом консультировании детей // Журнал практической психологии и психоанализа, 2001. № 1-2, май.
Вопросы для самопроверки:
- Основные виды работы практического психолога и их взаимодействие.
- Задачи психопрофилактической работы и способы ее осуществления.
- Специфика консультативной работы психолога, работающего в учебно-воспитательном учреждении.
- Требования к методам, используемым в практической психодиагностике.
- Психологические особенности педагогики сотрудничества.
- Психологическая помощь семье в воспитании ребенка.
Формы участия студентов в практической деятельности (см. предыдущие семинары).
№ |
Форма текущего контроля |
Критерий оценки |
Максимальный балл |
|
1 |
Выступление с докладом |
См. критерии оценки публичного выступления в методических рекомендациях |
20 |
|
2 |
Активное участие в дискуссии семинара |
10 |
||
Итого |
30 |
Занятие №6. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками (семинарское занятие — 2 часа)
- Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками.
- Психокоррекционная работа в образовательных учреждениях.
- Составление психокоррекционных программ для детей разного возраста.
- Игротерапия
- Арттерапия.
- Поведенческая терапия.
Литература:
- Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. С. 98-111.
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – СПб., 1993.
- Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование // Проблемы психического развития детей. — М., 1990.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997
Контрольные вопросы:
- Как определяется объект и предмет психологической коррекции?
- В чем состоит отличие психокоррекции от психотерапии?
- Каковы сущность и принципы психокоррекции?
- Какие теоретические подходы определяют методику психокоррекционной работы с детьми и подростками?
- Какова специфика психокоррекционного процесса?
Формы участия студентов в практической деятельности (см. предыдущие семинары).
№ |
Форма текущего контроля |
Критерий оценки |
Максимальный балл |
|
1 |
Выступление с докладом |
См. критерии оценки публичного выступления в методических рекомендациях |
20 |
|
2 |
Активное участие в дискуссии семинара |
10 |
||
Итого |
30 |