Общая характеристика семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Кризисные семьи

 

Если говорить о состоянии российской семьи в современных условиях, то все исследователи говорят, что основной признак — это ослабление основных функций семьи (репродуктивной, экономической, воспитательной и т.д.).

 

В основе ослабления экономической функции остается уровень бедности семей, особенно с детьми; репродуктивной функции — обострение брачно-семейных отношений, проблем рождаемости и репродуктивного здоровья, что негативно влияет на демографическую ситуацию в целом; воспитательной функции — снижение уровня ответственности родителей за воспитание детей и ослабление системы семейного и общественного воспитания, что в свою очередь привело к росту социального сиротства, беспризорности и т.д.

 

Это свидетельствует о необходимости принятия мер комплексного характера, которые влияли бы не на отдельные составляющие определенной функции, а на все составляющие каждой функции, и учитывали взаимосвязь всех функций между собой. Особое значение приобретает качественное осуществление социального сопровождения семей, оказавшихся в ТЖС.

 

Типы семей:

Согласно социально-педагогическому подходу, семьи классифицируют:

— по структуре (полная, неполная);

— по материальной обеспеченности (с очень высоким материальным достатком; с высоким материальным достатком; со средним материальным достатком; с низким материальным достатком или малообеспеченная, семья, находится за чертой бедности);

— по месту жительства (городская, сельская);

— по семейному положению;

— по количеству и наличием неродных детей (бездетная, малодетная, многодетная);

— по качеству семейных отношений (опека, приемная, благополучная, неблагополучная — конфликтная, аморальная) и т.д.

 

Здоровая семья — это нормально функционирующая семья — такая, которая ответственно и дифференцированно выполняет все функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

2 стр., 608 слов

Функции и роли вожатого

Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста 2. Фасилитатор- Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение ...

 

Семьи группы риска — это такие семьи, которые выполняют свои основные функции, однако они имеют один или несколько факторов риска, которые при неблагоприятных условиях могут создать в семье проблемную ситуацию.

С этой семьей проводится превентивная работа.

Цель работы с данной семьей — предупреждения проблемы.

 

Проблемная семья — это семья, которая не может самостоятельно справиться со своими ежедневными обязанностями, решать свои проблемы и удовлетворять потребности детей вследствие нарушения одной или нескольких функций.

Семья не в состоянии определиться в необходимых услугах — необходимо вмешательство извне.

Данной семье оказывают защитные услуги.

Цель работы с данной семьей — решение проблем.

 

Кризисная семья — это семья, где проблемы накапливаются вроде снежного кома и развиваются очень быстро, порождая друг друга.

Кризис является результатом внезапных событий, которые семья не могла предвидеть и с последствиями, с которыми семья не в состоянии справиться самостоятельно.

Необходимо вмешательство извне.

Данной семье оказывают защитные услуги.

Цель работы с данной семьей — решение проблем.

 

ГБУ РК «Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи Красноперекопского района» осуществляет работу с семьями, которые оказались в ТЖС.

ТЖС — обстоятельства, которые объективно нарушают нормальную жизнедеятельность человека, последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, частичная потеря двигательной активности в связи со старостью или состоянием здоровья, одиночество, сиротство, беспризорность, отсутствие жилья или работы, насилие, пренебрежительное отношение и негативное отношение в семье, малообеспеченность, психологическое или психическое расстройство, стихийное бедствие, катастрофа и т.п.).

 

Итак, ТЖС можно назвать такие неблагоприятные для человека события, жизненные затруднения, когда ему особенно трудно, и когда он объективно нуждается в посторонней помощи, в том числе и от государства, общества, общины, от ближайшего окружения, чтобы справиться с этими обстоятельствами и восстановить свою нормальную жизнедеятельность.

 

Перечень ТЖС

 

Социально-медицинские обстоятельства:

— инвалидность;

— психические заболевания;

— инфекционные (туберкулез, ВИЧ / СПИД, ИППП) и другие тяжелые заболевания;

— алкогольная зависимость;

— наркотическая зависимость.

 

Социально-бытовые обстоятельства и проблемы трудоустройства:

— бедность, малообеспеченность (неполноценное питание, недостаток необходимой одежды)

— безработица одного из родителей / обоих родителей

— отсутствие / потеря документов;

— неоформленные документы на получение государственной социальной помощи;

— долги (в т.ч. за коммунальные услуги)

8 стр., 3588 слов

Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной ...

... ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, ... жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы ...

— нехватка минимальных бытовых условий (отопление, водо-, газоснабжения и т.п.);

— отсутствие / потеря собственного жилья (в том числе, когда двое и более семей проживают на одной жилой площади, если это не соответствует нормам);

— вынужденная миграция (в т.ч. трудовая) одного или нескольких членов семьи;

— грубое нарушение санитарно-гигиенических норм проживания семьи.

 

Социально-педагогические обстоятельства:

— проблемы адаптации (отсутствие навыков самообслуживания, ведения хозяйства, планирования семейного бюджета; отсутствие профессионального образования; проблема адаптации детей в приемных семьях, опекунских семьях, ДДСТ; отсутствие навыков адаптации к самостоятельной жизни детей с функциональными ограничением);

— недостаточный уход за ребенком раннего возраста;

— девиантное поведение ребенка;

— низкий уровень воспитательного потенциала семьи (недостаточное внимание к ребенку, его развитию и жизни; чрезмерно высокие требования к ребенку; попустительство прихотям ребенка; непоследовательное поведение в отношении ребенка: от унижения к идеализации и т.п.), высокий уровень занятости родителей, нехватка времени для воспитания ребенка;

— безнадзорность;

— беспризорность семьи / ребенка;

— социальная изолированность семьи;

— уклонение от выполнения родительских обязанностей;

— самовольный уход детей из места жительства.

 

Психологические обстоятельства:

— конфликты (поколений; ребенка / детей со сверстниками; ребенка / детей с воспитателями, учителями и другими; конфликт приемного ребенка (ребенка-воспитанника) / детей с родными детьми и т.д.);

— зависимости (от азартных игр, компьютера, религиозных сект);

— насилие (физическое, психологическое, экономическое);

— другие психологические дисбалансы (стрессы, постабортальный, постродовой синдром; агрессия, депрессия, истерические проявления).

 

Другие обстоятельства:

— нежелательная беременность / ребенок;

— внебрачный ребенок;

— супружеская измена;

— межэтнические конфликты;

— межрелигиозные конфликты;

— родители разведены, но проживают вместе;

— несовершеннолетние отец / мать;

— пребывание одного из родителей / обоих родителей в местах лишения свободы;

— возвращение одного из родителей / обоих родителей из мест лишения свободы;

— родители не разведены, но проживают отдельно;

— местонахождение одного из родителей неизвестно.