Кризисные семьи
Если говорить о состоянии российской семьи в современных условиях, то все исследователи говорят, что основной признак — это ослабление основных функций семьи (репродуктивной, экономической, воспитательной и т.д.).
В основе ослабления экономической функции остается уровень бедности семей, особенно с детьми; репродуктивной функции — обострение брачно-семейных отношений, проблем рождаемости и репродуктивного здоровья, что негативно влияет на демографическую ситуацию в целом; воспитательной функции — снижение уровня ответственности родителей за воспитание детей и ослабление системы семейного и общественного воспитания, что в свою очередь привело к росту социального сиротства, беспризорности и т.д.
Это свидетельствует о необходимости принятия мер комплексного характера, которые влияли бы не на отдельные составляющие определенной функции, а на все составляющие каждой функции, и учитывали взаимосвязь всех функций между собой. Особое значение приобретает качественное осуществление социального сопровождения семей, оказавшихся в ТЖС.
Типы семей:
Согласно социально-педагогическому подходу, семьи классифицируют:
— по структуре (полная, неполная);
— по материальной обеспеченности (с очень высоким материальным достатком; с высоким материальным достатком; со средним материальным достатком; с низким материальным достатком или малообеспеченная, семья, находится за чертой бедности);
— по месту жительства (городская, сельская);
— по семейному положению;
— по количеству и наличием неродных детей (бездетная, малодетная, многодетная);
— по качеству семейных отношений (опека, приемная, благополучная, неблагополучная — конфликтная, аморальная) и т.д.
Здоровая семья — это нормально функционирующая семья — такая, которая ответственно и дифференцированно выполняет все функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.
Функции и роли вожатого
Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста 2. Фасилитатор- Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение ...
Семьи группы риска — это такие семьи, которые выполняют свои основные функции, однако они имеют один или несколько факторов риска, которые при неблагоприятных условиях могут создать в семье проблемную ситуацию.
С этой семьей проводится превентивная работа.
Цель работы с данной семьей — предупреждения проблемы.
Проблемная семья — это семья, которая не может самостоятельно справиться со своими ежедневными обязанностями, решать свои проблемы и удовлетворять потребности детей вследствие нарушения одной или нескольких функций.
Семья не в состоянии определиться в необходимых услугах — необходимо вмешательство извне.
Данной семье оказывают защитные услуги.
Цель работы с данной семьей — решение проблем.
Кризисная семья — это семья, где проблемы накапливаются вроде снежного кома и развиваются очень быстро, порождая друг друга.
Кризис является результатом внезапных событий, которые семья не могла предвидеть и с последствиями, с которыми семья не в состоянии справиться самостоятельно.
Необходимо вмешательство извне.
Данной семье оказывают защитные услуги.
Цель работы с данной семьей — решение проблем.
ГБУ РК «Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи Красноперекопского района» осуществляет работу с семьями, которые оказались в ТЖС.
ТЖС — обстоятельства, которые объективно нарушают нормальную жизнедеятельность человека, последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, частичная потеря двигательной активности в связи со старостью или состоянием здоровья, одиночество, сиротство, беспризорность, отсутствие жилья или работы, насилие, пренебрежительное отношение и негативное отношение в семье, малообеспеченность, психологическое или психическое расстройство, стихийное бедствие, катастрофа и т.п.).
Итак, ТЖС можно назвать такие неблагоприятные для человека события, жизненные затруднения, когда ему особенно трудно, и когда он объективно нуждается в посторонней помощи, в том числе и от государства, общества, общины, от ближайшего окружения, чтобы справиться с этими обстоятельствами и восстановить свою нормальную жизнедеятельность.
Перечень ТЖС
Социально-медицинские обстоятельства:
— инвалидность;
— психические заболевания;
— инфекционные (туберкулез, ВИЧ / СПИД, ИППП) и другие тяжелые заболевания;
— алкогольная зависимость;
— наркотическая зависимость.
Социально-бытовые обстоятельства и проблемы трудоустройства:
— бедность, малообеспеченность (неполноценное питание, недостаток необходимой одежды)
— безработица одного из родителей / обоих родителей
— отсутствие / потеря документов;
— неоформленные документы на получение государственной социальной помощи;
— долги (в т.ч. за коммунальные услуги)
— нехватка минимальных бытовых условий (отопление, водо-, газоснабжения и т.п.);
Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений
... родителями только под давлением чрезвычайных обстоятельств (например, в случае болезни ребенка). Проведенное Л.С.Печниковой в детской психиатрической клинике исследование детей, воспитывающихся в приемных семьях, ... подхода к профессиональным семьям считают важным психологическое сопровождение этих семей и особое внимание предлагают уделять подготовке родителей-опекунов и детей к осуществлению ...
— отсутствие / потеря собственного жилья (в том числе, когда двое и более семей проживают на одной жилой площади, если это не соответствует нормам);
— вынужденная миграция (в т.ч. трудовая) одного или нескольких членов семьи;
— грубое нарушение санитарно-гигиенических норм проживания семьи.
Социально-педагогические обстоятельства:
— проблемы адаптации (отсутствие навыков самообслуживания, ведения хозяйства, планирования семейного бюджета; отсутствие профессионального образования; проблема адаптации детей в приемных семьях, опекунских семьях, ДДСТ; отсутствие навыков адаптации к самостоятельной жизни детей с функциональными ограничением);
— недостаточный уход за ребенком раннего возраста;
— девиантное поведение ребенка;
— низкий уровень воспитательного потенциала семьи (недостаточное внимание к ребенку, его развитию и жизни; чрезмерно высокие требования к ребенку; попустительство прихотям ребенка; непоследовательное поведение в отношении ребенка: от унижения к идеализации и т.п.), высокий уровень занятости родителей, нехватка времени для воспитания ребенка;
— безнадзорность;
— беспризорность семьи / ребенка;
— социальная изолированность семьи;
— уклонение от выполнения родительских обязанностей;
— самовольный уход детей из места жительства.
Психологические обстоятельства:
— конфликты (поколений; ребенка / детей со сверстниками; ребенка / детей с воспитателями, учителями и другими; конфликт приемного ребенка (ребенка-воспитанника) / детей с родными детьми и т.д.);
— зависимости (от азартных игр, компьютера, религиозных сект);
— насилие (физическое, психологическое, экономическое);
— другие психологические дисбалансы (стрессы, постабортальный, постродовой синдром; агрессия, депрессия, истерические проявления).
Другие обстоятельства:
— нежелательная беременность / ребенок;
— внебрачный ребенок;
— супружеская измена;
— межэтнические конфликты;
— межрелигиозные конфликты;
— родители разведены, но проживают вместе;
— несовершеннолетние отец / мать;
— пребывание одного из родителей / обоих родителей в местах лишения свободы;
— возвращение одного из родителей / обоих родителей из мест лишения свободы;
— родители не разведены, но проживают отдельно;
— местонахождение одного из родителей неизвестно.