Семинар 5. Психология социальной напряженности.

Семинары по социальной психологии 3 курс СП

Семинар 1. Гендерная психология.

Вопросы и задания:

1 .Определите понятия «гендер» в психологии.

2.Эволюционистский и культуральный подходы к вопросу сходства и различий человека. З.Влияние дифференцированной социализации на развитие личности мужчин и женщин. 4.0граничения, накладываемые традиционной мужской и женской ролью. 5.3ависимость тендерных ролей от культуры.

Литература:

1. Шон Берн. Гендерная психология. СПб., 2001.

2. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 2002.

3. Э.Пайнс, К.Маслач. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.

Задание. ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Многое из того, что мы узнаем о мужчинах и женщинах, зависит от того, какими мы видим их по телевизору и в кино, на страницах газет и журналов. Как средства массовой информации изображают мужчин и женщин? На этот вопрос вы и попытаетесь ответить, выполняя данное задание. Выберите какое-нибудь средство массовой информации — свою любимую газету, журнал, телепрограмму (новости, сериал, мультфильмы, музыкальные видеоклипы), радиопрограмму (новости, народная музыка, рок-музыка и т. п.).

Решите, какую выборку вы возьмете для своего исследования (неделя, семь номеров, десять часов и т. п.) и какой именно материал вы собираетесь наблюдать. Записывайте данные:

1. Каким источником вы воспользовались (тип носителя информации)?

2. Что вы смотрели (рекламу, мультфильмы и т. п.)?

3. Как вы собирали данные? (В какое время? Как часто? и т. п.) Что именно вы наблюдали?
(Какую телевизионную программу? В течение скольких часов? Какой журнал вы читали?
Сколько номеров?)

4. Какие темы, имеющие отношение к тендерным вопросам, вы обнаружили?

Семинар 2. Социальная психология проблемных отношений.

Вопросы и задания:

1. Проблема насилия в обществе.

2. Психологические теории агрессии.

3. Социально-психологическая характеристика преступных общностей.

4. Признаки организованных преступных групп.

5. Методы борьбы с организованной преступностью.

6. Социально-психологический анализ обще-уголовной преступности.

Литература:

1.Социальная психология. /Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М.,2003. 2.Криминальная ситуация в России и ее изменения /Под ред. А.И. Долговой, -М.,1966. 3.Юридическая конфликтология /Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.,1995.

9 стр., 4332 слов

Тема 2. Психология социальных сообществ

Планы семинарских (практических) занятий   Тема 1. Общение как социально-психологический феномен Закономерности процесса общения. Социально-психологическое воздействие в общении). Вопросы для обсуждения 1 Межличностная коммуникация и ее компоненты: обратная связь, коммуникативные барьеры, коммуникативное влияние, уровни обмена информацией (вербальный, невербальный). Понятие эффективной ...

Семинар 3. Культураи образование как социальный институт.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте основные виды и социальные функции образования.

2. Определите проблемы образования.

3. Общее понятие о культуре и ее структура.

4. Социальные функции культуры.

5. Анализ современной массовой культуры.

Литература:

4

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997.

2. Богомолова Н.Н. Социальная психология радио, печати, телевидения. — М., 1991.

3. Каменская Е.Н. Социальная психология /Конспект лекций. — Ростов н/Д, 2005.

4. Комаров М.С. Введение в социологию. — М.,1994.

5. Руденский Е.В. Социальная психология. — М., Новосибирск, 1997.

6. Социальная психология. /Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М.,2003.

Семинар 4. Социально-психологическая ситуация как феномен социальной психологии.

Вопросы и задания:

1. Определите содержание понятия «ситуация».

2. Относится ли к элементам ситуации состояние самого субъекта? Если да, то при каких
условиях?

3. Что значит описать ситуацию на социально-психологическом языке?

4. Какова классификация ситуаций социального поведения по М.Аргайлу, по Э.Берну?

Литература:

1. Бурлачук Л.Ф. Психология жизненных ситуаций. — М., 1998.

2. Жданов И.А. Адаптация и прогнозирование деятельности. — Казань, 1991.

3. Лебедев В.И. Личность в экстремальной ситуации. -М., 1989.

Семинар 5. Психология социальной напряженности.

Вопросы и задания:

1. Определите содержание понятия «социальная напряженность».

2. Перечислите основные виды социальной напряженности.

3. Раскройте содержание механизмов психологической защиты, основанных на осознанных
попытках самостоятельно справиться с трудной ситуацией.

8 стр., 3726 слов

Муз.психология 1 семинар

Теория и практика гармоничного воспитания человека  в древней Греции Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества. ...

4. В чем суть основных техник повышения адаптационных способностей индивида при
невозможности смены обстановки.

Литература:

1. Каменская Е.Н. Социальная психология /Конспект лекций. — Ростов н/Д, 2005.

2. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 2002.

3. Руденский Е.В. Социальная психология. — М., Новосибирск, 1997.

4. Социальная психология /Под ред. А.Л. Журавлева. — 2002.

5. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. — М., 1999.

Семинар 8. Психология семьи.

Вопросы и задания:

1. Психологические типы семьи.

2. Охарактеризуйте психологические особенности типов родительского отношения к
детям.

3. Каково содержание понятия «супружеские взаимоотношения в семье»?

4. Охарактеризуйте психологические особенности типов супружеских взаимоотношений.

Литература:

1.Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987. 2.Голод СИ. Стабильность семьи. — Л., 1989.

3.Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Факторы устойчивости брака // Семья и личность. — М., 1981. 4. Социальная психология. /Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М.,2003.

Семинары по психодиагностике 3 курс

Семинар 1. Предмет, цели и задачи психодиагностики

1. Предмет психологической диагностики, цели психодиагностики. Области применения
психодиагностики в прикладной психологии.

2. Связь психологической методики с психологической теорией.

3. Необходимость теоретического исследования при разработке психологических методик.
Понятие теоретической модели в психодиагностике (на примере модели интеллекта).

Литература:

1. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики /Уч. пос. для студ. М., Ростов на\Д. «Феникс»
1996г.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика.’Учебник для вузов. СПб. Питер, 2003г.

3. Я. Тер Лаау Психодиагностика: проблема содержания и методов.
Вопрос 1 (1- стр. 9-37); (2 — стр. 99-108).

Вопрос 2(1- стр. 66-90); (2 — 107 — 113).

Вопрос 3 (1 -стр. 66-103); (2-105-112); (3-27-50).

Семинар 2. Статистические меры-изменчивости переменных в психодиагностике.

1. Статистические меры изменчивости переменных в психодиагностике (среднее значение,
размах, медиана, среднеквадратичное отклонение).

6 стр., 2570 слов

Тема 1. Психология соматически больного Вопросы к семинарам:

Факторы, влияющие на отношение к болезни. Структура (уровни) внутренней картины болезни. Типы отношения к болезни. Психологические мотивы отказа от приёма лекарств. Госпитализм и психическая депривация, причины и проявления. Ятрогении и ятропатии, определение понятий, причины и проявления. Врачебная тайна, содержание понятия, этические и правовые аспекты. Эйтаназия, этические и правовые аспекты. ...

2. Понятие о мерах связи рядов переменных (коэффициент корреляции).

3. Формулы вычисления статистических характеристик.

4. Типы измерительных шкал.

Литература:

\. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., Прогресс, 1976г.

2. Анастази А., С. Урбин Психологическое тестирование. СПб; Питер, 2002г. с, 65-71.
Вопрос 1 -2, с. 65-71.

Вопрос 3, 1 ,с. 103-114. Вопрос 3 — 2, с. 63-71, 1, 103-114. Вопрос 4. 1,с. 12-20.

Семинар 3. Тесты как стандартизованный метод психодиагностики

!. Основные характеристики теста.

2. Этапы стандартизации теста.

3. Понятие нормы и критерия. Виды норм

Литература:

1. Бурлачук Л.Ф. Психодагностика . Учебник для вузов- Питер, 2003

2. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики — Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.

Семи-ар 4. Валидность и надёжность теста.

1. Понятие валидности. Типы Валидности. Методы валидизации тестов.

2. Надежность тестов. Способы определения надежности. Ретестовый метод.

3. Надежность взаимозаменяемых форм.
Литература:

 

1. Бурлачук Л.Ф. Психодагностика . Учебник для вузов- Питер, 2003

2. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики -Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.

Семинар 5. Тесты интеллекта

1. Модели интеллекта как теоретическая основа тестов интеллекта.

2. Иерархические теории интеллекта. Модель Стэнфорда-Бине, Терстоуна, Стернберга.

3. Модель Гилфорда.

Литер,тура:

1. Бурлачук Л.Ф. Психодагностика . Учебник для вузов- Питер, 2003

3. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики -Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.

Семинар 6. Тесты способностей и достижений

1. Понятие способностей. Виды способностей. Методика их диагностики

2. Тесты достижений.

Литература:

1. Бурлачук Л.Ф. Психодагностика . Учебник для вузов- Питер, 2003

2. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики -Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.

3. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология М.: Народное образование, 2001

Семинар 7. Социальные и этические аспекты в деятельности психодиагноста

11 стр., 5118 слов

Ростов-на-Дону 2

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «Методы социально-психологических исследований» 2006 Печатается по решению методической комиссии кафедры социальной психологии РГУ, протокол № 3 от 2 марта 2006. Автор ...

1. Контроль и отвественность при проведении психодиагностики.

2. Деонтологический аспект деятельности психодиагноста. Профессиональных кодекс
психолога как основа деятельности психодиагноста.

3. Дифференциальная психометрика. Нормативные предписания разработчикам и
пользователям.

Литература:

1. Бурлачук Л.Ф. Психодагностика . Учебник для вузов- Питер, 2003

2. Шмелев А.Г. и др. Основы психодиагностики -Ростов-на-Дону, Феникс. 1996.

Семинары по курсу : «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» для студентов 3 курса отделения «Социальная педагогика», 6 семестр.