МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. М. В. ЛОМОНОСОВА
_______________________________________________________________
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра общей психологии
План семинарских занятий по курсу
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
Для студентов дневного отделения
(18 часов)
Лектор проф. Т.В. Корнилова
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Названия тем | Формы текущего контроля |
1. | Метод как способ сбора данных для проверки психологических гипотез. | |
2. | Методики и типы данных. Качественные и количественные данные. | |
3. | Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод и как вид практической деятельности. | |
4. | Основы планирования эксперимента. | Компьютерное тестирование (контрольная 1: тесты из 25 задач с выбором из альтернатив) |
5. | Факторные эксперименты. | |
6. | Пассивно-наблюдающие исследования в психологии. Корреляционный подход. | |
7. | Квазиэксперименты. Моделирующий подход в психологии. | Компьютерное тестирование (контрольная 2: тесты из 25 задач с выбором из альтернатив) |
8. | Лонгитюдный метод, кросскультурные исследования и другие типы исследований. | |
9. | Мета-аналитические исследования. Контроль за выводом. |
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Метод как способ сбора данных для проверки психологических гипотез.
1. Цели курса экспериментальной психологии.
Система методов психологических исследований. Планирование научного исследования. Критический анализ отчетов о проведенных исследованиях.
2. Теоретико-эмпирические исследования.
Старая и новая классификации методов. Активные и пвассивно-наблюдающие исследования.
3. Нормативы научного исследования.
Категориальные регулятивы. Парадигма. Гипотеза. Виды психологических гипотез в соответствии с разными методами исследования.
4. Понятия объекта и предмета научного исследования.
Выделение проблемы, познавательного противоречия. Объект исследования как область психологической реальности. Предмет исследования; связь предмета с методом.
5. Понятие метода и методики в психологических исследованиях.
Признаки активного метода. Эксперимент как реализация определенного познавательного отношения; классический идеал рациональности.
6. Экспериментальный метод в психологии.
Экспериментальный метод в широком и узком смысле. Эмпирические и экспериментальные факты. Каузальная гипотеза и переменные (независимая, зависимая, побочные).
Установление экспериментального факта как результат принятия решений.
Основная литература
1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2014, 2016. С. 19-30, 34-43, 51-60, 64-77, 98-100, 123-124.
2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М.: Юрайт, 2014. С. 31-33, 92-98.
Дополнительная литература
1. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб: Питер, 2004. С. 20-28, 31-43.
2. Корнилова Т.В. Экспериментальный метод как путь к причинному объяснению в психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т.3, №2. С.3-22.
3. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I-II, М.: Прогресс, 1966. С.163-169.
Семинар 2. Методики и типы данных.
1. Теории и гипотезы в психологическом исследовании.
Теории разной степени общности. Мир теорий в подходе К. Поппера. Схема «ограничения теоретизирования» К. Хольцкампа. Гипотезы, загруженные и не загруженные эмпирически.
2. Психологические методики и операционализация теоретических конструктов. Методики как средства операционализации понятий и как способы фиксации данных. Типы данных. Понятия переменной, экспериментального воздействия, валидности и экспериментального контроля.
3. Три условия причинного вывода.
Независимая переменная и психологические воздействия. Зависимая переменная и базисный процесс. Конкурирующие гипотезы; источники их появления.
4. Экспериментальные модели и типы экспериментов.
Лабораторный эксперимент, искусственный эксперимент, полевой эксперимент (в естественных условиях).
Понятия соответствия и внешней валидности. Обобщения как перенос установленной зависимости за пределы экспериментальной ситуации (обобщение теоретическое, на виды деятельности и ситуации, на группы и популяции).
4. Содержательное планирование исследования: конструктная и операциональная валидность.
Психологические понятия и гипотетические конструкты. Экспериментальная гипотеза и контргипотеза. Система гипотез в психологическом эксперименте.
5. Асимметрия вывода о теоретической гипотезе.
Принципы верификации и фальсификации гипотезы. Modus tollens. Открытость гипотезы для дальнейшей проверки. Психологические реконструкции и специфика психологического эксперимента в отличие от поведенческого и естественнонаучного.
6. Проблема объективности применительно к психологическому исследованию.
Историко-психологические этапы выдвижения критериев объективности. Павловские сессии. Критерий Б.М. Теплова. Понятия интерсубъективности, репрезентативности и валидности в психологическом исследовании.
Основная литература
1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2014. С. 30-34, 43-51, 77-96, 101-106, 114-133, 147-150, 165-170, 194-196, 199-200, 274-277.
2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М.: Юрайт, 2011. С. 102-122.
3. Слейтер Л. Открыть ящик Скиннера. М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. С. 121-137.
4. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии / Под ред. Т.В. Корниловой. СПб: Питер, 2004. С. 23-26, 52-55.
Дополнительная литература
1. Барг Д., Чен М., Берроуз Л. Автоматизмы в социальном поведении / Горизонты когнитивной психологии: Хрестоматия / Под ред. В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман. М.: Языки славянских культур, РГГУ, 2012. С. 73-77.
2. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии / Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1985. С. 281-317.
4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-ч т. М.: Педагогика, 1976. Т.1. С.40-55.
Семинар 3. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод и как вид практической деятельности
1. Понятие причинности.
Психологический закон и причинно-действующие условия. Специфика понимания закона в школе К. Левина. Демонстрационный опыт и контрольный эксперимент.
2. Измерение переменных как условие рассматривать показатель в качестве переменной.
Психологические шкалы: шкалы наименований, порядка, интервалов и отношений. Связь с процедурой; возможности последующих преобразований.
3. Три основных понимания планирования эксперимента.
Формальное планирование как установление минимального эффекта. Понятия ненадежности данных и смешений. Экспериментальный контроль: первичный контроль; функциональный контроль независимой переменной; контроль посредством схем. Контрольное и экспериментальное условия: интраиндивидуальные и межгрупповые схемы сравнения. Количественное оценивание экспериментального эффекта.
4. Понятие внутренней валидности.
Мысленные образцы: идеальный эксперимент и бесконечный. Побочные переменные, систематические и несистематические смешения. Ненадежность данных: источники и формы контроля. Законы Милля на этапе планирования эксперимента. Обобщение о виде установленной зависимости (при учете внутренней и операциональной валидности).
5. Типы переменных и типы экспериментов. Источники переменных. Отличия дополнительной переменной от побочной. Дополнительные переменные и контроль обобщений.
Гендерные особенности и пол как дополнительные переменные. Связь контроля дополнительных переменных с контролем за выводом.
6. Рандомизация. Репрезентативность.
Рандомизация как стратегия составления последовательности условий в интраиндивидуальном эксперименте, как стратегия подбора испытуемых в группы и отбора из популяции. Репрезентативность выборки и популяционная валидность.
Репрезентативность испытуемого. Репрезентативность и валидность эксперимента.
Основная литература
1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2012. С. 107-117, 134-147, 150-164, 171-175, 243-249, 263-273, 281-284.
2. Новикова М.А., Корнилова Т.В. Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом, личностными чертами, академической успеваемостью и гендером // Психологические исследования. 2012. Т. 5. №23. http:// psystudy.ru
Дополнительная литература
1. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.
2. Гусев А.Н., Михалевская М.Б., Измайлов Ч.А. Измерение в психологии: общий психологический практикум. – М.: УМК «Психология», 2005.
3. Зейгарник Б.В. Об эксперименте в школе К. Левина // Вестник Моск-го ун-та. Серия 14. Психология. 1987. №1. С. 47-56.
Семинар 4. Основы планирования эксперимента
1. Экспериментальные и доэкспериментальные планы (дизайны).
Представление о доэкспериментальных планах. План «до-после». Эффект регрессии к среднему, факторы фона и развития. Критерий истинного эксперимента по Д. Кемпбеллу. Слепой опыт.
2. Статистические гипотезы и статистические решения в логике экспериментального вывода.
Отличия психологических гипотез и статистических. Количественные показатели эффекта, величины выборки и мощности критерия. Две традиции проверки статистических гипотез. Проверка значимости (ПЗНГ) или тестирование нуль-гипотезы.
3. Основные виды экспериментальных схем: межгрупповые, интраиндивидуальные и кроссиндивидуальные.
План как форма контроля угроз валидности. Угрозы внутренней валидности: 5 основных видов. Первичный контроль и эффекты экспериментатора и испытуемого.
4. Контроль смешений при межгрупповых схемах.
Планирование выборок и эквивалентные группы. Стратегии отбора испытуемых из популяции (кроме рандомизации).
Случайная выборка, систематическая, селективная.
Виды межгрупповых схем. Стратегии контроля состава групп; подбор испытуемых в группы. Связь внешней и внутренней валидности при межгрупповых схемах. Планы с малым N.
5. Систематические и несистематические смешения при интраиндивидуальных схемах.
Факторы времени последовательности и задачи. Симметричные и асимметричные, однородные и неоднородные эффекты; эффекты центрации и контраста. Три основные интраиндивидуальные схемы; их преимущества и недостатки.
6. Кроссиндивидуальные схемы.
Позиционное уравнивание и латинский квадрат. Репрезентативность кривых.
Основная литература
1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2012. С. 253-260, 284-321, 351-357.
Дополнительная литература
1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М.: Изд-во Московского университета, 1982. С. 49-86.
2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб: Питер, 2004 С. 383-415.
Семинар 7. Квазиэксперименты в психологии. Моделирующий подход в психологии.
1. Квазиэксперименты как эксперименты с ограничениями в формах контроля.
Цели и направления квазиэкспериментирования. Основные схемы квазиэкспериментов.
Лоскутные планы.
2. Психологические законы и модели. Соотношение теории и метода.
Модель в теории познания. Научная модель. Экспериментальная модель.
3. Формальные модели.
Модели, представляющие взаимосвязи переменных. Моделирующий подход и группировки переменных. Иерархическое моделирование.
4. Структурное моделирование в психологии.
Корреляционный подход, экспериментальный и структурное моделирование. Структурное моделирование, конфирматорный факторный анализ, регрессионный анализ; модель измерения и структурная модель. Различие между измеряемыми и латентными переменными. Приближение к причинному выводу.
5. Психологические исследования, опосредствованные применением Интернет.
Компьютеризованные экспериментальные модели. Компьютеризованные опросы и психодиагностика.
Основная литература
1.Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2012. С. 358-360, 371-380, 459-503, 510-519.
2. Корнилова Т.В., Новикова М.А. Самооценка в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека // Психологический журнал. 2011. Т. 32. №2. С. 25-35.
3. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии / Под ред. Т.В. Корниловой. СПб.: Питер, 2004. С. 205-231.
Дополнительная литература
1.Корнилова Т.В., Чигринова И.А. Стадии индивидуальной морали и принятие неопределенности в регуляции личностных выборов // Психологический журнал. 2012. Т. 33. №. С. 69-87.
2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М.: Юрайт, 2011. С. 118-122, 182-190.
3. Левин К. Закон и эксперимент в психологии // Психологический журнал. 2001. Т. 22. №2. С. 102-108. №3. С. 116-127.
Семинар 8. Лонгитюдный метод, кросскультурные исследования и другие типы исследований.
1. Лонгитюдные и кросскультурные исследования как квазиэкспериментальные.
Время и принадлежность к выборке как аналоги независимых переменных. Выборки и когорты. Проблема контроля смешений с фактором социальных условий развития.
2. Отличия лонгитюдного исследования (ЛИ).
Специфика гипотез в ЛИ. Кривые развития; контроль межиндивидуальных различий. ЛИ и квазиэксперимент с нарушением временного тренда. ЛИ и метод срезов. Ключевые понятия для лонгитюдного метода.
3. Планирование лонгитюдных исследований.
Метод временного запаздывания. Проспективные и ретроспективные панельные дизайны. Полный популяционный дизайн; обновляемый популяционный дизайн; кросссекционный дизайн.
4. Контроль угроз валидности в лонгитюдных исследованиях.
Основные три вида нарушений валидности в ЛИ. Термин «лонгитюдная валидность». Статистические методы анализа применительно к ЛИ.
5. Кросскультурные исследования (ККИ) как междисциплинарные и психологические.
Типы кросскультурных исследований и типы контроля ПП. Эксплораторные, обобщающие и базирующиеся на теории ККИ. Контекстные переменные.
6. Основные направления оценки валидности при кросскультурном исследовании.
Погрешности применительно к конструктной и операциональной валидности; погрешности измерений и специфика фактора задач. Особенности культурно-исторического подхода в сравнении с ККИ.
Основная литература
1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2012. С. 520-558.
2. Корнилов С.А., Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Лонгитюдное исследование динамики успешности решения студентами аналитических, творческих и практических заданий // Психологическая наука и образование. 2010. №1. С. 55-68.
3. Марцинковская Т.Д. История и культура как парадигмы психологического знания / Парадигмы в психологии: науковедческий анализ /Отв. ред. А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилова, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 240-257.
Дополнительная литература
1. Корнилов С.А. Лонгитюдные исследования: теория и методы // Экспериментальная психология, 2011. V.4, №4. С. 101-116. ИСТИНА