Семинар 2. Методики и типы данных.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. М. В. ЛОМОНОСОВА

_______________________________________________________________

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Кафедра общей психологии

 

 

План семинарских занятий по курсу

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

 

Для студентов дневного отделения

 

(18 часов)

 

Лектор проф. Т.В. Корнилова

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

№ п/п Названия тем Формы текущего контроля  
1. Метод как способ сбора данных для проверки психологических гипотез.  
2. Методики и типы данных. Качественные и количественные данные.  
3. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод и как вид практической деятельности.  
4. Основы планирования эксперимента. Компьютерное тестирование (контрольная 1: тесты из 25 задач с выбором из альтернатив)
5. Факторные эксперименты.  
6. Пассивно-наблюдающие исследования в психологии. Корреляционный подход.  
7. Квазиэксперименты. Моделирующий подход в психологии. Компьютерное тестирование (контрольная 2: тесты из 25 задач с выбором из альтернатив)
8. Лонгитюдный метод, кросскультурные исследования и другие типы исследований.  
9. Мета-аналитические исследования. Контроль за выводом.  

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Метод как способ сбора данных для проверки психологических гипотез.

 

1. Цели курса экспериментальной психологии.

Система методов психологических исследований. Планирование научного исследования. Критический анализ отчетов о проведенных исследованиях.

2. Теоретико-эмпирические исследования.

Старая и новая классификации методов. Активные и пвассивно-наблюдающие исследования.

3. Нормативы научного исследования.

Категориальные регулятивы. Парадигма. Гипотеза. Виды психологических гипотез в соответствии с разными методами исследования.

4. Понятия объекта и предмета научного исследования.

Выделение проблемы, познавательного противоречия. Объект исследования как область психологической реальности. Предмет исследования; связь предмета с методом.

5. Понятие метода и методики в психологических исследованиях.

Признаки активного метода. Эксперимент как реализация определенного познавательного отношения; классический идеал рациональности.

6. Экспериментальный метод в психологии.

Экспериментальный метод в широком и узком смысле. Эмпирические и экспериментальные факты. Каузальная гипотеза и переменные (независимая, зависимая, побочные).

Установление экспериментального факта как результат принятия решений.

Основная литература

1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2014, 2016. С. 19-30, 34-43, 51-60, 64-77, 98-100, 123-124.

2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М.: Юрайт, 2014. С. 31-33, 92-98.

Дополнительная литература

1. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб: Питер, 2004. С. 20-28, 31-43.

2. Корнилова Т.В. Экспериментальный метод как путь к причинному объяснению в психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т.3, №2. С.3-22.

3. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I-II, М.: Прогресс, 1966. С.163-169.

Семинар 2. Методики и типы данных.

 

1. Теории и гипотезы в психологическом исследовании.

Теории разной степени общности. Мир теорий в подходе К. Поппера. Схема «ограничения теоретизирования» К. Хольцкампа. Гипотезы, загруженные и не загруженные эмпирически.

2. Психологические методики и операционализация теоретических конструктов. Методики как средства операционализации понятий и как способы фиксации данных. Типы данных. Понятия переменной, экспериментального воздействия, валидности и экспериментального контроля.

3. Три условия причинного вывода.

Независимая переменная и психологические воздействия. Зависимая переменная и базисный процесс. Конкурирующие гипотезы; источники их появления.

4. Экспериментальные модели и типы экспериментов.

Лабораторный эксперимент, искусственный эксперимент, полевой эксперимент (в естественных условиях).

Понятия соответствия и внешней валидности. Обобщения как перенос установленной зависимости за пределы экспериментальной ситуации (обобщение теоретическое, на виды деятельности и ситуации, на группы и популяции).

4. Содержательное планирование исследования: конструктная и операциональная валидность.

Психологические понятия и гипотетические конструкты. Экспериментальная гипотеза и контргипотеза. Система гипотез в психологическом эксперименте.

5. Асимметрия вывода о теоретической гипотезе.

Принципы верификации и фальсификации гипотезы. Modus tollens. Открытость гипотезы для дальнейшей проверки. Психологические реконструкции и специфика психологического эксперимента в отличие от поведенческого и естественнонаучного.

6. Проблема объективности применительно к психологическому исследованию.

Историко-психологические этапы выдвижения критериев объективности. Павловские сессии. Критерий Б.М. Теплова. Понятия интерсубъективности, репрезентативности и валидности в психологическом исследовании.

 

Основная литература

1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2014. С. 30-34, 43-51, 77-96, 101-106, 114-133, 147-150, 165-170, 194-196, 199-200, 274-277.

2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М.: Юрайт, 2011. С. 102-122.

3. Слейтер Л. Открыть ящик Скиннера. М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. С. 121-137.

4. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии / Под ред. Т.В. Корниловой. СПб: Питер, 2004. С. 23-26, 52-55.

Дополнительная литература

1. Барг Д., Чен М., Берроуз Л. Автоматизмы в социальном поведении / Горизонты когнитивной психологии: Хрестоматия / Под ред. В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман. М.: Языки славянских культур, РГГУ, 2012. С. 73-77.

2. Теплов Б.М. Об объективном методе в психологии / Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1985. С. 281-317.

4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-ч т. М.: Педагогика, 1976. Т.1. С.40-55.

 

Семинар 3. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод и как вид практической деятельности

1. Понятие причинности.

Психологический закон и причинно-действующие условия. Специфика понимания закона в школе К. Левина. Демонстрационный опыт и контрольный эксперимент.

2. Измерение переменных как условие рассматривать показатель в качестве переменной.

Психологические шкалы: шкалы наименований, порядка, интервалов и отношений. Связь с процедурой; возможности последующих преобразований.

3. Три основных понимания планирования эксперимента.

Формальное планирование как установление минимального эффекта. Понятия ненадежности данных и смешений. Экспериментальный контроль: первичный контроль; функциональный контроль независимой переменной; контроль посредством схем. Контрольное и экспериментальное условия: интраиндивидуальные и межгрупповые схемы сравнения. Количественное оценивание экспериментального эффекта.

4. Понятие внутренней валидности.

Мысленные образцы: идеальный эксперимент и бесконечный. Побочные переменные, систематические и несистематические смешения. Ненадежность данных: источники и формы контроля. Законы Милля на этапе планирования эксперимента. Обобщение о виде установленной зависимости (при учете внутренней и операциональной валидности).

5. Типы переменных и типы экспериментов. Источники переменных. Отличия дополнительной переменной от побочной. Дополнительные переменные и контроль обобщений.

Гендерные особенности и пол как дополнительные переменные. Связь контроля дополнительных переменных с контролем за выводом.

6. Рандомизация. Репрезентативность.

Рандомизация как стратегия составления последовательности условий в интраиндивидуальном эксперименте, как стратегия подбора испытуемых в группы и отбора из популяции. Репрезентативность выборки и популяционная валидность.

Репрезентативность испытуемого. Репрезентативность и валидность эксперимента.

Основная литература

1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2012. С. 107-117, 134-147, 150-164, 171-175, 243-249, 263-273, 281-284.

2. Новикова М.А., Корнилова Т.В. Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом, личностными чертами, академической успеваемостью и гендером // Психологические исследования. 2012. Т. 5. №23. http:// psystudy.ru

Дополнительная литература

1. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.

2. Гусев А.Н., Михалевская М.Б., Измайлов Ч.А. Измерение в психологии: общий психологический практикум. – М.: УМК «Психология», 2005.

3. Зейгарник Б.В. Об эксперименте в школе К. Левина // Вестник Моск-го ун-та. Серия 14. Психология. 1987. №1. С. 47-56.

 

Семинар 4. Основы планирования эксперимента

 

1. Экспериментальные и доэкспериментальные планы (дизайны).

Представление о доэкспериментальных планах. План «до-после». Эффект регрессии к среднему, факторы фона и развития. Критерий истинного эксперимента по Д. Кемпбеллу. Слепой опыт.

2. Статистические гипотезы и статистические решения в логике экспериментального вывода.

Отличия психологических гипотез и статистических. Количественные показатели эффекта, величины выборки и мощности критерия. Две традиции проверки статистических гипотез. Проверка значимости (ПЗНГ) или тестирование нуль-гипотезы.

3. Основные виды экспериментальных схем: межгрупповые, интраиндивидуальные и кроссиндивидуальные.

План как форма контроля угроз валидности. Угрозы внутренней валидности: 5 основных видов. Первичный контроль и эффекты экспериментатора и испытуемого.

4. Контроль смешений при межгрупповых схемах.

Планирование выборок и эквивалентные группы. Стратегии отбора испытуемых из популяции (кроме рандомизации).

Случайная выборка, систематическая, селективная.

Виды межгрупповых схем. Стратегии контроля состава групп; подбор испытуемых в группы. Связь внешней и внутренней валидности при межгрупповых схемах. Планы с малым N.

5. Систематические и несистематические смешения при интраиндивидуальных схемах.

Факторы времени последовательности и задачи. Симметричные и асимметричные, однородные и неоднородные эффекты; эффекты центрации и контраста. Три основные интраиндивидуальные схемы; их преимущества и недостатки.

6. Кроссиндивидуальные схемы.

Позиционное уравнивание и латинский квадрат. Репрезентативность кривых.

Основная литература

1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2012. С. 253-260, 284-321, 351-357.

Дополнительная литература

1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М.: Изд-во Московского университета, 1982. С. 49-86.

2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб: Питер, 2004 С. 383-415.

 

 

Семинар 7. Квазиэксперименты в психологии. Моделирующий подход в психологии.

 

1. Квазиэксперименты как эксперименты с ограничениями в формах контроля.

Цели и направления квазиэкспериментирования. Основные схемы квазиэкспериментов.

Лоскутные планы.

2. Психологические законы и модели. Соотношение теории и метода.

Модель в теории познания. Научная модель. Экспериментальная модель.

3. Формальные модели.

Модели, представляющие взаимосвязи переменных. Моделирующий подход и группировки переменных. Иерархическое моделирование.

4. Структурное моделирование в психологии.

Корреляционный подход, экспериментальный и структурное моделирование. Структурное моделирование, конфирматорный факторный анализ, регрессионный анализ; модель измерения и структурная модель. Различие между измеряемыми и латентными переменными. Приближение к причинному выводу.

5. Психологические исследования, опосредствованные применением Интернет.

Компьютеризованные экспериментальные модели. Компьютеризованные опросы и психодиагностика.

Основная литература

1.Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2012. С. 358-360, 371-380, 459-503, 510-519.

2. Корнилова Т.В., Новикова М.А. Самооценка в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека // Психологический журнал. 2011. Т. 32. №2. С. 25-35.

3. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии / Под ред. Т.В. Корниловой. СПб.: Питер, 2004. С. 205-231.

Дополнительная литература

1.Корнилова Т.В., Чигринова И.А. Стадии индивидуальной морали и принятие неопределенности в регуляции личностных выборов // Психологический журнал. 2012. Т. 33. №. С. 69-87.

2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. М.: Юрайт, 2011. С. 118-122, 182-190.

3. Левин К. Закон и эксперимент в психологии // Психологический журнал. 2001. Т. 22. №2. С. 102-108. №3. С. 116-127.

 

Семинар 8. Лонгитюдный метод, кросскультурные исследования и другие типы исследований.

 

1. Лонгитюдные и кросскультурные исследования как квазиэкспериментальные.

Время и принадлежность к выборке как аналоги независимых переменных. Выборки и когорты. Проблема контроля смешений с фактором социальных условий развития.

2. Отличия лонгитюдного исследования (ЛИ).

Специфика гипотез в ЛИ. Кривые развития; контроль межиндивидуальных различий. ЛИ и квазиэксперимент с нарушением временного тренда. ЛИ и метод срезов. Ключевые понятия для лонгитюдного метода.

3. Планирование лонгитюдных исследований.

Метод временного запаздывания. Проспективные и ретроспективные панельные дизайны. Полный популяционный дизайн; обновляемый популяционный дизайн; кросссекционный дизайн.

4. Контроль угроз валидности в лонгитюдных исследованиях.

Основные три вида нарушений валидности в ЛИ. Термин «лонгитюдная валидность». Статистические методы анализа применительно к ЛИ.

5. Кросскультурные исследования (ККИ) как междисциплинарные и психологические.

Типы кросскультурных исследований и типы контроля ПП. Эксплораторные, обобщающие и базирующиеся на теории ККИ. Контекстные переменные.

6. Основные направления оценки валидности при кросскультурном исследовании.

Погрешности применительно к конструктной и операциональной валидности; погрешности измерений и специфика фактора задач. Особенности культурно-исторического подхода в сравнении с ККИ.

Основная литература

1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2012. С. 520-558.

2. Корнилов С.А., Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Лонгитюдное исследование динамики успешности решения студентами аналитических, творческих и практических заданий // Психологическая наука и образование. 2010. №1. С. 55-68.

3. Марцинковская Т.Д. История и культура как парадигмы психологического знания / Парадигмы в психологии: науковедческий анализ /Отв. ред. А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилова, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 240-257.

Дополнительная литература

1. Корнилов С.А. Лонгитюдные исследования: теория и методы // Экспериментальная психология, 2011. V.4, №4. С. 101-116. ИСТИНА