Семинар 1. По теме: «Общее представление о методологии науки. Специфика методологии психологии».

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: об основных методологических принципах построения психологического исследования в контексте общенаучной методологии.

Уметь: строить собственные исследования с учетом избранной методологический основы.

.Владеть: способностью к анализу и организации психологического исследования с учетом всех требований к качеству на основе научной психологической методологии.

Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
РАЗДЕЛ 1 Методология науки
Общее представление о методологии науки. Понятие методологии.Функции методологии в научном познании.Уровни методологических знаний. Базовые понятия методологии науки: предмет исследования, объект исследования и познавательная ситуация. Классификация методов научного познания. Общенаучные логические методы.  
РАЗДЕЛ 2 Методология психологии
Специфика психологического знания, научность и объективность психологического знания. Особое место психологии среди других наук и специфика методологического знания в психологии. Проблема редукционизма в психологии. Научное и ненаучное психологическое знание. Характерные особенности псевдотеорий. Научное и житейское знание в психологии. Объективность с позиций классического, неклассического типов рациональности. Проблема объективности в психологических исследованиях.  
Методология психологии, теория, метод и методика Философские позиции в отношении роли и места психических явлений в мире как методологическая основа современных психологических теорий.

Научная теория: понятие, состав. Требования к научно-психологическим теориям. Структура психологических учений. Связь предмета и метода в психологии. Виды и способы получения психологических знаний. Общие требования к применению методов в психологи. Метод и методика.  

Парадигмы психологии Понятие парадигмы. Функция парадигмы. Этапы развития науки. Парадигма и требования к организации научного исследования. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии (номотетический и идеографический подходы).
Основные категории психологии. Отражение: понятие отражения, специфика психического отражения, формы отражения, деятельностная природа психического отражения. Деятельность: понятие деятельности, отличие психологического анализа деятельности от социологического и биологического, формы деятельности, структура деятельности, содержание целостной деятельности (потребность, мотив, деятельность как целое), характеристики деятельности. Личность: становление понятия » личность » в психологии, личность и индивид, единицы анализа личности. Сознание и общение. Становление сознания как предмета изучения.

Проблема метода изучения сознания. Природа сознания. Онтогенез и филогенез сознания. Структурализм и функционализм в понимании сознания. Особенности сознания. Подходы к изучению общения: философский, социологический, психологический. Механизмы осуществления общения. Структурные компоненты общения.

Основные методологические принципы психологии   Принцип детерминизма. виды детерминизма. От детерминизма к самодетерминации. Принцип активности. Направления в развитии активности как функции. Активность как способность к саморазвитию и самодвижению. Принцип системности. Системный анализ. Пути реализации системного принципа в психологии. Принцип единства сознания и деятельности. Формирование и развитие психики в деятельности. Принцип развития. Связь принципов «активности», «развития» и «системности».  
  Методология современной зарубежной психологии и специфика отечественной методологии   Анализ, объяснение и методы изучения в различных психологических подходах. Психоанализ З. Фрейда. Принцип детерминизма в методах изучения бессознательного. Методы изучения и формирования поведения. Целостный подход к изучению психики в гештальтпсихологии. Метод феноменологического самонаблюдения. Культурно-исторический принцип как основание построения общепсихологической теории. Деятельностный подход А.Н.Леонтьева. Методологические принципы деятельностного подхода. Новое понимание предмета психологии. Основные методы исследования в отечественной психологии.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

Методология как учение о методах и принципах познания, уровни методологии, задачи каждого уровня

Функции методологии в научном познании. Значение методологии для психологии.

Классическая и неклассическая наука. Проблема объективности психологического исследования.

Структура научного познания: теоретический и эмпирический уровни. Абстракция, идеализация и моделирование в психологическом исследовании.

Специфика психологической методологии: соотношение субъекта и объекта в психологии; недоступность объекта изучения внешнему наблюдению, особое место психологии в системе наук и т.д.

Соотношение теории и метода и методики в психологии.

Парадигмы и дихотомии психологии.

Понятие парадигмы и научной революции по Т.Куну.

Принцип верифицируемости гипотез. Принцип фальсифицируемости гипотез по К. Попперу.

Подходы к выделению структуры психологических учений. Структура психологических теорий по А. Юревичу

Категория отражения в психологии. Уровни и формы отражения.

Категория личности в психологии

Категория деятельности в психологии.

Категория общения, структурные компоненты общения.

Категория сознания, проблема метода изучения сознания.

Принцип детерминизма, механистический, биологический, психологический детерминизм. Самодетерминация.

Принцип активности в психологии.

Принцип системности.

Принцип единства сознания и деятельности Л.С.Рубинштейна.

Принцип развития в психологии. Связь принципов «активности», «развития» и «системности».

Методы объяснения и изучения психических явлений в психоанализе З.Фрейда.

Методологический подход к исследованию психических явлений в классическом бихевиоризме и необихевиоризме.

Методология исследования психики в когнитивной психологии.

Методология целостного подхода к изучению психики в гештальтпсихологии.

Методологические и объяснительные принципы культурно-исторической теории развития высших психических функций человека Л.С. Выготского. Деятельностное опосредствование.

Методологические принципы деятельностного подхода А.Н.Леонтьева и новое понимание предмета психологии.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (СЕМИНАРЫ)

Вопросы к зачету 1-6

Семинар 1. По теме: «Общее представление о методологии науки. Специфика методологии психологии».

План:

1.Методология как учение о методах и принципах познания, уровни методологии, задачи каждого уровня (Корнилова, Смирнов http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=95788 )

2.Функции методологии в научном познании. Значение методологии для психологии.

3.Специфика психологической методологии: соотношение субъекта и объекта в психологии; недоступность объекта изучения внешнему наблюдению, особое место психологии в системе наук и т.д. (Корнилова, Смирнов http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=95788

4.Классическая и неклассическая наука. Проблема объективности психологического исследования.

5.Подходы к выделению структуры психологических учений. Структура психологических теорий по А. Юревичу (Занковский, Манухина http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=90382# )

6.Соотношение теории и метода и методики в психологии.

7.Структура научного познания: теоретический и эмпирический уровни. Абстракция, идеализация и моделирование в психологическом исследовании.

Терминологический тезаурус: наука, методология, принципы познания, способы и приемы исследования, методологический анализ., теория, метод, методика, предмет психологии, панпсихизм, материализм, дуализм

Методические указания:

Особе внимание уделить проблеме методологии науки как средства преодоления отставания теоретических построений в науке от экспериментальной науки и практики и средства объективации принципов соблюдения научности для разработок любого уровня.

Изучать структуру методолгического знания следует системно: при рассмотрении структурных компонентов необходимо одновременно понимать их значение для обеспечения функций каждого уровня в развитии науки, в формировании позиции исследователя, в построении качественного исследования.

Необходимо рассматривать данные понятия и в их связи. Способы реализации исследовательских задач в методах исследования и конкретных методиках рассматривайте отталкиваясь от теории как адекватного описания реальности.

Особенности психологической науки таковы, что проблема теории и выбираемых методов ее подтверждения для психологических исследований стоит особенно остро. При подготовке особенно важно конкретизировать критерии научности, начиная с научности гипотезы исследования, выбираемых методов и методик.

 

Задание для самостоятельной работы: Подготовьте реферативные индивидуальные сообщения по плану семинарского занятия. Подготовьте развернутые ответы на вопросы. Сформулируйте методологическую основу своей дипломной работы.

Вопросы для обсуждения:

1.Каково значение методологии для психологической науки?

2.В чем проявляется теоретическая позиция ученого при построении психологического исследования?

3.В чем практический смысл разделения методологии на уровни?

4.Зачем психологу-практику философский уровень методологии?

5.Что означает понятие «рефлексивность» в науке?

6.Что значит «владеть методом»?

7.Что значит «методологическое значение»?

8.Дайте развернутое объяснение принципам верифицируемости и фальсифцируемости гипотез.

9.Объясните особенности объяснительного и понимающего метода в психологии.

10.Какова связь критерия объективности в психологической науке и предмета психологии?

11.На чем основаны и в чем состоят особенности методологии психологии?

12.К чему обязывает психолога особое положение психологии в системе наук (схема Кедрова)?

13.Как происходило изменение предмета психологии и с чем это связано?

 

Литература:

Основная:

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебник.- СПб.: Питер, 2008 http:// ibooks.ru

2. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. СПб., 2006.

Дополнительная:

1.Никандров В.В. Методологические основы психологии. Учебное пособие.- СПб.: Речь, 2008. – 235 с.

2.Общая психология : В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений . – М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 352 с.

3.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2008.-713с.

 

 

Семинар 3. По теме «Категориальный строй психологической науки и основные методологические принципы».

План:

Категория отражения в психологии. Уровни и формы отражения.

Категория личности в психологии (Немов http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=96209# )

4.Категория деятельности/действия в психологии. (Казанская http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56322 )

 

Категория общения. Деятельность и общение. (Корнилова, Смирнов http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=95788 )

5.Категория сознания, проблема метода изучения сознания. (Казанская http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56322 )

 

Принцип детерминизма, механистический, биологический, психологический детерминизм. Самодетерминация. (Корнилова, Смирнов http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=95788 )

Принцип активности в психологии. (Корнилова, Смирнов http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=95788 )

Принцип системности. (Корнилова, Смирнов http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=95788 )

6.Принцип единства сознания и деятельности Л.С.Рубинштейна. (Казанская http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=56322 )

 

Принцип развития в психологии. Связь принципов «активности», «развития» и «системности». (Корнилова, Смирнов http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=95788 )

 

Терминологический тезаурус: научная категория, психологическая функция, активность, отражение, деятельность, единица анализа, причинность, детерминизм, вероятность, самодетерминации, системность, деятельность, развитие.

Методические указания:

Изучая психологические категории, обратите особое внимание на их взаимосвязь. Обратите внимание на то, что в отражении происходит усложнение отражающего. Психика в психологии рассматривается как особый тип отражения. Отсюда важна опосредующая функция деятельности, и далее связываются все категории.

При рассмотрении принципов психологии обратите внимание не только на их глубокую теоретичность, но и явную технологичность, прямой выход на психологическую практику в самом широком спектре психологических задач. Изучая конкретный принцип, мысленно примеряйте их на вашу будущую деятельность.

 

Задание для самостоятельной работы: Подготовьте реферативные сообщения по любому пункту плана семинарского занятия. Подготовьте ответы на вопросы. На основе текста № 5 из списка литературы дайте анализ методологической связи основных психологических категорий при рассмотрении одной из категорий — «личности».

Вопросы для обсуждения:

1. По каким критериям выделяются типы, виды и формы человеческой деятельности?

2. Почему несовпадение мотива и цели не позволяет отнести производимую последовательность действий к понятию деятельности?

3. Каков механизм развития деятельности, что он означает для психологической практики?

4. Дайте развернутую характеристику понятию «предметность» деятельности?

5. Какова связь психического отражения и деятельности?

6. Почему поступок принят в деятельностной психологии как единица анализа личности?

7. Какова роль природных, биологических черт в структуре личности?

8. В чем методологический смысл отказа от понимания личности как набора черт?

9.Каковы причины исчезновения классической эмпирической психологии сознания?

10. Каковы, на ваш взгляд, самые существенные черты сознания?

11. В чем заключается методологическое значение категории общения.

12. Дайте развернутую характеристику соотношению общения и деятельности.

13. В чем состоит методологическое значение принципа детерминизма?

14. В чем отличие психологического детерминизма от биологического?

15. Какой парадигме в психологии соответствует понимание причинной обусловленности психических явлений – гуманитарной или естественно-научной?

16. Объясните в чем методологический смысл разведения понятии «активности» и «реактивности».

17. Дайте развернутое описание связи отражения и активности.

18. В чем состоит методологический смысл принципа системности?

19. Как проявляется связь принципа системности и принципа детерминизма в организации психологического исследования?

20. В чем состоит методологический смысл принципа единства сознания и деятельности?

21. В чем эвристичность принципа единства сознания и деятельности для психологической практики?

22. Что происходит раньше – формирование сознания и всех психических свойств индивида в деятельности или их проявление?

23.Внешне наблюдаемое поведение может рассматриваться как характеристика психики и по Л.С.Рубинштейну и в бихевиористической психологии. В чем различие?

24. В чем заключается методологический смысл принципа развития?

25. В чем заключается методологическая связь принципа развития и понятия о ведущей деятельности?

26.В чем выражается связь понятия «развитие» и «принципа развития» в психологическом исследовании?

27. В чем заключается методологический смысл принципа историзма?

Литература:

Основная:

1. Смирнов С. Д. , Корнилова Т. В. Методологические основы психологии. ЮРАЙТ -2012 -484 с. http://www.biblioclub.ru/

Дополнительная:

Асмолов А.Г. Психология личности: культурно – историческое понимание развития человека. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007.- 528 с.

«Лекции по общей психологии» /А.Р. Лурия. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.

Леонтьев А. А. Единицы и уровни деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1978. № 2. С. 3-13.

Маланов С.В. Методологические и теоретические основы психологии: Учебное пособие. Москва- Воронеж. 2005.

Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1969.

Никандров В.В. Методологические основы психологии. Учебное пособие.- СПб.: Речь, 2008. – 235 с.

 

Семинар 4. По теме: «Методология современной зарубежной психологии и специфика отечественной методологии».

План:

1.Методы объяснения и изучения психических явлений в психоанализе З.Фрейда. (Маланов онлайн http://log-in.ru/books/metodologicheskie-i-teoreticheskie-osnovy-psikhologii-malanov-s-v-obshaya-psikhologiya/ )

2.Методологический подход к исследованию психических явлений в классическом бихевиоризме и необихевиоризме. (Маланов онлайн http://log-in.ru/books/metodologicheskie-i-teoreticheskie-osnovy-psikhologii-malanov-s-v-obshaya-psikhologiya/ )

3.Методология исследования психики в когнитивной психологии. (Маланов онлайн http://log-in.ru/books/metodologicheskie-i-teoreticheskie-osnovy-psikhologii-malanov-s-v-obshaya-psikhologiya/ )

4.Методология целостного подхода к изучению психики в гештальтпсихологии. (Маланов онлайн http://log-in.ru/books/metodologicheskie-i-teoreticheskie-osnovy-psikhologii-malanov-s-v-obshaya-psikhologiya/ )

5.Методологические и объяснительные принципы культурно-исторической теории развития высших психических функций человека Л.С. Выготского. Принцип опосредствования. (Корнилова, Смирнов http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=95788 )

6.Методологические принципы деятельностного подхода А.Н.Леонтьева и новое понимание предмета психологии. (Маланов )

Терминологический тезаурус: сознание, бессознательное, поведение, обусловливание, метод свободных ассоциаций, гештальт, целостный подход, блоки переработки информации, деятельность, действие, знак, орудие, опосредствование, постулат непосредственности, предметность, операциональность, интериоризация, условия формирования.

Методические указания.

Различные психологические подходы отражают в своих теоретических основаниях принимаемые ими парадигмальные установки. Изучать теорию и практику этих подходов необходимо не как таковую саму по себе, а обязательно с позиций уже изученных вами психологических категорий и принципов. Начинайте с того, как в той или иной теории понимается психика, ее причины и источники. Понимание причин обусловливает и метод исследование и способы построения практики.

Методологию отечественной психологии следует рассматривать в сравнении с зарубежной методологии психологии. Системное сравнение и сопоставление позволит вам понять сущностные различия в методах исследования и методах построения практики. Например, наблюдение внешнего поведение, положение о прижизненном формировании психики приняты и в бихевиоризме и в деятельностном подходе. Различие определяется самим пониманием психики. Отсюда, при формальном сходстве, совершенно различные методы исследования и практики.

Задание для самостоятельной работы: подготовьте реферативные индивидуальные сообщения плану семинарского занятия. Подготовьте развернутые ответы на вопросы.

Выберите наиболее близкую вам теоретическую позицию для вашей профессиональной деятельности, обоснуйте свой выбор с позиции предполагаемой вами эффективности психологической практики.

Вопросы для обсуждения:

Каковы конкретные методы изучения бессознательного в психоанализе?

Почему в бихевиоризме отказались от сознания как предмета психологии?

Почему появилось понятие «промежуточные переменные»?

В чем конкретно проявляется номотетический подход в исследованиях когнитивных психологов?

Что такое «когнитивная гипотеза», «компьютерная метафора»? Каков методологический смысл введения этих понятий?

В чем заключается методологический смысл «закона прегнантности»?

В чем заключается «культурность» и «историчность» теории происхождения и развития психики Л.С.Выготского?

В чем состоит методологическое значение принципа предметности деятельности А.Н.Леонтьева для исследования сознания?

Что дает понимание психики как функционального органа для решения теоретических и практических задач в психологии?

Как практически должна выстраиваться качественная схема воспитания ребенка, для максимального развития его личности исходя из положения о том, что развитие человека определяется внешними условиями взаимодействий с людьми и предметным миром?

Какова роль знаков – символических средств в формировании ВПФ по Л.С.Выготскому и поддержке процесса интериоризации по П.Я.Гальперину.

Непосредственное эмоциональное общение ребенка и матери является типом ведущей деятельности на стадии младенчества (Д.Б.Эльконин).

На каком основании мы говорим об общении младенца, разве он рождается с умением общаться? Ответьте на этот вопрос с позиции принципа интериоризации.

Когда мы можем говорить об адекватности деятельности формируемым психическим новообразованиям?

В чем состоит исследовательская функция формирующего эксперимента П.Я.Гальперина?

Почему добросовестное прослушивание курса лекций и активное участие в семинарах все-таки не гарантируют полного усвоения необходимых знаний на уровне компетенций? Ответьте на этот вопрос с учетом системы условий формирования полноценных умственных действий и понятий П.Я.Гальперина.

 

 

Маланов С. В. — Методологические и теоретические основы психологии.

http://www.zipsites.ru/psy/psylib/info.php?p=2666 скачать

Оглавление:
Часть 1. Методологические основы психологии:
определение предмета психологии и достижение объективности психологического знания .
Глава 1. Методология в науке
1.1. Методология в составе научного знания
1.2. Общефилософский уровень методологии
1.3. Общенаучный уровень методологии
1.3.1. Особенности ненаучного и научного познания
1.3.2. Структура современного научного знания
1.3.3. Способы построения и подтверждения научных теорий
1.3.4. Законы в составе научного знания
1.4. Язык современной науки: знаково-символические средства в науке
1.4.1. Проблема интерпретации обмена сообщениями между людьми в психологии и в теории информационных процессов
1.4.2. Структурно-функциональные характеристики знаково-символических средств и способов их использования в науке
1.5. Проблемы, связанные с овладением научными знаниями
7.5.7. Отношение научного исследования и научных знаний к объективной реальности. Валидность в организации научного исследования и его результатов
7.5.2. Проблемы, возникающие при овладении научными знаниями
Глава 2. Что такое психика? Предмет изучения психологии. Различные подходы к пониманию и определению предмета психологии
2.1. Конкретно-научный уровень методологии в психологии. Развитие научных взглядов на сущность психических явлений
в исторической перспективе
2.2. Психофизиологическая (психофизическая) проблема
Глава 3. Проблемы научного исследования психических явлений. Как добиться верности, правдоподобности, объективности знаний, получаемых в ходе исследования?
3.1. Научное познание психических явлений и его результаты
3.2. Эмпирические и теоретические трудности в исследовании психических явлений
3.3. Основные методологические принципы отечественной психологии
Часть 2. Теоретические основы научной психологии: многообразие психологических теорий
Глава 4. Теории эволюции живых организмов. Эволюция и психика
4.1. Альтернативные теории эволюционирования живых организмов
4.2. Теории эволюционного формирования и развития психики
Глава 5. Психофизиологические подходы и теории, оказавшие значительное влияние на развитие отечественной теоретической психологии
Глава 6. Альтернативные общепсихологические теории и теоретические подходы к объяснению психических явлений
6.1. Строгий естественно-научный подход к анализу и объяснению психических явлений в психологии поведения. Классический
бихевиоризм
6.2. Информационно-кибернетический подход к анализу и объяснению психических явлений в когнитивной психологии
6.3. Культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к анализу и объяснению психических явлений
Глава 7. Альтернативные теории личности
7.1. Альтернативные теории личности
7.2. Теория личности в деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений
Глава 8. Теории психических свойств и образований
8.1. Теории темперамента
8.2. Теории характера
8.3. Теории способностей
Глава 9. Теории эмоциональных явлений. Теории мотивационной и волевой регуляции
9.1. Мотивы человека и их формирование
9.1.1. Поведенческие и когнитивные теории мотивации
9.1.2. Деятелъностный подход к объяснению процессов мотивации
9.2. Психологические теории эмоциональных явлений
9.2.1. Предположения о значении эмоций и их связях с физиологическими и психическими функциями
9.2.2. Биологическое и эволюционное значение эмоций
9.2.3. Различные содержательно-психологические подходы к теоретическому анализу и объяснению эмоциональных явлений
9.2.4. Теоретический анализ и объяснение функционального значения эмоциональных явлений в контексте деятелъностного подхода
9.3. Произвольная и волевая регуляции деятельности и поведения
Глава 10. Психологические теории ощущений и восприятий
10.1. Что такое ощущения? Как организованы сенсорные процессы?
10.2. Что такое восприятия? Как организованы перцептивные процессы?
10.3. Деятельностный подход к анализу и объяснению сенсорных и перцептивных процессов
Глава 11. Структурные, функциональные и генетические теории мышления (интеллекта) человека
11.1. Некоторые подходы к теоретическому анализу и объяснению процессов мышления в исторической перспективе
11.2. Теории мышления в современной зарубежной психологии
11.3. Теории мышления в отечественной психологии
Глава 12. Структурные, функциональные и генетические теории памяти человека
12.1. Теории и модели памяти в когнитивной психологии
12.1.1. Модели организации процессов памяти в когнитивной психологии
12.1.2. Теории (модели) структурной организации знаний (информации) в долговременной памяти и репрезентации знаний
12.2. Теории организации человеческой памяти в культурно-историческом и деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений
Глава 13. Структурные, функциональные и генетические теории внимания человека
13.1. Теории и модели внимания в когнитивной психологии
13.2. Культурно-исторический и деятельностный подход к объяснению процессов внимания .
Глава 14. Теории сознания человека
Литература