1. История развития психологии развития и возрастной психологии.
2. Метод психического исследования. Классификация методов исследования.
3. Общая характеристика методов психологии развития.
4. Показатели психического развития.
Литература:
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.,1994.
- Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000. – С. 42 – 47.
- Практическая психология образования / Под редакцией И.В. Дубровиной. – СПб., 2004. – С. 113-129.
- Психология развития // под ред. Т.Д. Марцинковской. — М. — 2005. С.193-197.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995. – С. 5-36.
Методические рекомендации:
— при подготовке 1 вопроса выделите этапы, основные представите, краткое содержание идей исследования в области психологии развития и возрастной психологии в России и за рубежом;
— при подготовке 2 вопроса дайте определение понятию «метод исследования», рассмотрите подход Б.Г. Ананьева; дайте характеристику организационным, эмпирическим, интерпретационным методам и методам обработки данных;
— при подготовке 3 вопроса заполните таблицу «Основные методы психологии развития»
Название метода |
Краткая характеристика |
Требования (условия проведения) |
Наблюдение |
|
|
Эксперимент |
|
|
Беседа |
|
|
Анализ продуктов деятельности |
|
|
— при подготовке 4 вопроса ответить на вопрос: что должно быть предметом психологического изучения. Приведите примерную схему характеристики ребенка.
Самостоятельная работа 1. Предмет, задачи и методы психологии развития. История становления психологии развития. Закономерности психического развития
1. Решите тест:
1. Сензитивный период – это …
а) максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей, их реализация в практических делах
б) процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития
в) естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста
г) период в жизни человека, создающий благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
2. Биогенетический закон, сформулированный Э.Геккелем (1834-1919), гласит, что онтогенез живого существа есть краткое и быстрое повторение:
- эпигенеза;
- филогенеза;
- эмбриогенеза;
- гетерогенеза.
3. Формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида – это
а) филогенез психики;
б) онтогенез психики;
в) нормативное психическое развитие;
г) индивидуальное развитие.
4. В задачи психологии развития не входит изучение…
а) закономерности перехода от одного периода психического развития к другому;
б) изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга;
в) движущих сил и источников психического развития человека;
г) закономерностей психического развития.
5. В начале ХХ века начинает активно использоваться в дифференциальной и возрастной психологии
а) метод анализа продуктов деятельности;
б) метод наблюдения;
в) метод интроспекции;
г) тестовый метод.
6. Психология развития основана на тех закономерностях, которые выделяет…
а) педагогическая психология;
б) психология животных;
в) общая психология;
г) социальная психология.
7. Методы, не имеющие ограничений в применении относительно возрастных особенностей испытуемых —
а) эксперимент и тест;
б) беседа и тест;
в) наблюдение и эксперимент;
г) тест и анкета.
8. К основной закономерности психологического развития относятся
а) интеллект;
б) возраст;
в) умение и навыки;
г) морфофизиологические особенности.
9. Движущими силами психического развития являются
а) интересы;
б) задатки и способности;
в) морфологические особенности;
г) противоречие мотивационно-потребностной сферы и уровня притязаний личности.
10. Динамика психического развития определяется
а) возрастными изменениями;
б) кризисными, стабильными и сензитивными периодами;
в) ходом созревания органических особенностей;
г) стадиями в развитии интеллекта.
11. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Это закон:
- метаморфозы;
- оптимального развития;
- развития высших психических функций;
г) неравномерности возрастного развития.
12. Сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:
- революционными;
- эволюционными;
- консервативными;
- кризисными.
13. … не относится к факторам психического развития
а) среда;
б) интеллект;
в) активность;
г) наследственность.
14. К … типу развития относится развитие Земли, развитие общества и процесс психического развития ребенка
а) генетическому;
б) непреформированному;
в) преформированному;
г) смешанному.
15. К закону неравномерности психического развития не относится
а) процесс иерархизации мотивационной сферы личности;
б) явление акселерации;
в) наличие сензитивных периодов развития;
г) наличие стадий подъема, стабилизации и спада в развитии психических функций.
16. К факторам, влияющим на психическое развитие относятся
а) социальная ситуация развития, интериоризация, темперамент;
б) самоактуализация и степень принятия со стороны взрослых;
в) мыслительные операции, интеллект;
г) наследственность, среда, обучение и воспитание, собственная активность субъекта, реализуемая в деятельности.
17. Кризисом развития в психологии называется
а) завершение предыдущего периода развития и начало следующего;
б) эпоха построения личности;
в) период, характеризующийся наиболее благоприятными условиями для развития у человека определенных психических свойств;
г) специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью.
18. Основными формами развития являются
а) самосознание и направленность;
б) филогенез и онтогенез;
в) сознание и деятельность;
г) наследственность и среда.
19. Процесс усвоения социального опыта ребенком от рождения до зрелости основан на
а) воспитательном воздействии;
б) примере другого человека;
в) совместной деятельности со взрослыми;
г) на общении со взрослым.
20. Быстрое и глубокое преобразование психики и поведения человека, происходящее при его переходе из одного возраста в другой называется … развитием
а) революционным
б) эволюционным
в) ситуативным
г) поступательным
21. Быстрое, недостаточно устойчивое и требующее подкрепления изменение в психике и поведении человека, происходящее под влиянием ситуационных социальных факторов называется … развитием
а) эволюционным
б) ситуативным
в) революционным
г) поступательным
22. Категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития называется
а) биологические часы
б) психическое развитие
в) возрастной кризис
г) возраст
23. Метод исследования, пришедший в возрастную психологию из дифференциальной психологии
а) эксперимент
б) контент-анализ
в) близнецовый метод
г) наблюдение
2. Решите задачи:
1. С позиций диалектико-материалистического понимания психики ребенка, отбираемые методы исследования должны соответствовать методическим принципам. Недостатки одного метода компенсируются включением в исследование других методов, объективно изучающих психику. Почему исследователь не может ограничиться применением какого-либо метода, например метода наблюдения? В чем недостатки метода наблюдения?
2.Представим себе ситуацию, предложенную французским психологом А. Пьероном. Вообразим, что нашу планету постигла катастрофа. Остались в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и культурные ценности сохранились. Что в этом случае стало бы с человечеством, с его историей? Как будет проходить психическое развитие детей?
3. Вставьте пропущенное слово:
1. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста … «Душа ребенка».
2. Чем выше темпы развития ребенка, тем … повредить его физическому и … здоровью.
3. Развитие — … и … изменения, происходящие в организме, психике и поведении человека.
4. К методу наблюдения предъявляется ряд требований: до начала наблюдения нужно четко сформулировать … , исходя из … , составить …. наблюдения; продумать его осуществления; наблюдение проводить таким образом, чтобы ребенок … об истинных целях наблюдения; наблюдение должно проводиться … .
5. Ускоренное физическое и психическое развитие называется … .
6. Все факторы психического развития (… и …, …, …, …) действуют в … .
7. Переход от одной ступени к другой совершается через … … .
4. Законспектируйте статью и ответьте на вопрос:
- Обухова Л.Ф. Общая характеристика американской психологии развития. Хрестоматия по возрастной психологии. Часть1. /Ред.-сост. О.А.Карабанова, А.И Подольский, Г.В.Бурменская. – М.,1999. – С.52-55.
Контрольный вопрос: Предмет и задачи психологии развития.
Семинар 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
- Понятие «возраста» в истории науки. Психологический возраст.
- Теории психического развития.
- Механизмы психического развития. Концепция психического развития Д.Б. Эльконина.
Литература:
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2001. – С.272 – 318.глава 9.
- Веракса Н.Е. История возрастной психологии. – М., 2008.
- Обухова Л.Ф. Детская психология. — М., 1995 или 2004. – С. 76 – 233. главы 3,4,5.
- Психология развития // под ред. Т.Д. Марцинковской. — М. — 2005. — С. 360 – 376.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Хрестоматия // под ред. А.В. Петровского.- М. — 1981.- С.27-31.
Методические рекомендации:
— при подготовке 1 вопроса дайте определение понятию «возраст». Расшифруйте, что значит «биологический возраст», «умственный возраст», «психосексуальный возраст», «психологический возраст», «культурный возраст». Критерии психологического возраста;
— при подготовке 2 вопроса рассмотрите биогенетический (теория рекапитуляции С. Холла, психоаналитический подход к развитию З. Фрейда) и социогенетический (концепция Э.Эриксона) подходы, персоногенетический подход (А. Маслоу, К Роджерс).
Когнитивные теории психического развития (Ж. Пиаже);
— при подготовке 3 вопроса, для понимания механизма психического развития ребенка, расшифруйте его основные составляющие: ведущая деятельность, социальная ситуация развития, психические новообразования, кризис развития. Нарисуйте схему (таблицу) этапов психического развития ребенка (по Д.Б. Эльконину).
Самостоятельная работа 2. Теории психического развития
1. Решите тест:
1. Одним из подходов к объяснению психического развития является:
а) теория конвергенции двух факторов;
б) биогенетическое направление;
в) социологизаторское направление;
г) все ответы верны.
2. Автором теории рекапитуляции является….
а) Дж. Локк;
б) Р. Заззо;
в) С. Холл;
г) В. Штерн.
3. Автором культурно-исторической теории является
а) Дж. Брунер;
б) Л.С. Выготский;
в) С.Л. Рубинштейн;
г) А.Валлон.
4. Основоположником бихевиоризма является
а) А. Маслоу;
б) К. Лоуренс;
в) Ж.Пиаже;
г) Дж. Уотсон.
5. В ХХ веке наиболее значимый вклад в развитие возрастной психологии внес
а) И.П. Павлов;
б) А.Н. Леонтьев;
в) К.Д. Ушинский;
г) Р. Заззо.
6. В ХХ веке … написал трактат «Теория культурно-исторического развития психики ребенка»
а) П.Я. Гальперин;
б) Л.С. Выготский;
в) Д.Б. Эльконин;
г) А.Н. Леонтьев.
7. … деятельность определяется основными изменениями в личности и новообразованиями в познавательной сфере ребенка на определенном возрастном этапе
а) игровая;
б) учебная;
в) социальная;
г) ведущая.
8. … определил, что в ведущей деятельности возникают элементы той деятельности, которая станет ведущей на следующем возрастном этапе
а) Б.Д. Эльконин;
б) Л.С. Выготский;
в) А.Н. Лентьев;
г) В.П. Слободчиков.
9. … теория утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало меняются под влиянием условий жизни
а) конвергенции двух факторов;
б) социогенетическая;
в) формирующая;
г) биогенетическая.
10. Автором теории конвергенции двух факторов является
а) Дж. Локк;
б) Р. Заззо;
в) С. Холл;
г) В. Штерн.
11. … теория утверждает, что все, что есть личностного в человеке, возникает при его жизни под влиянием социальных условий
а) биогенетическая;
б) гуманистическая;
в) конвергенции двух факторов;
г) социогенетическая.
12. В работе «Проблемы возраста в психологии» выделил различные характеристики возраста
а) Д.Б. Эльконин;
б) Ж. Пиаже;
в) Л.С. Выготский;
г) А.Н. Леонтьев.
13. В своей концепции психического развития ребенка Д.Б. Эльконин связывает между собой… основных вектора развития ребенка
а) три;
б) пять;
в) два;
г) четыре.
14. Воспроизводство процессов исторического развития общества в психическом развитии индивида определяется как
а) экстериоризация;
б) ресоциализация;
в) рекапитуляция;
г) интериоризация.
15. З. Фрейд считал источником психического развития
а) ид;
б) супер-эго;
в) либидо;
г) эго.
16. Латентная стадия психического развития по З.Фрейду
а) от 12 до 18 лет;
б) от 4 до 5 лет;
в) от 6 до 12 лет;
г) от 4 до 10 лет.
17. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенное влияние согласно к подходу развитию..
а) социогенетическому;
б) двухфакторному;
в) биогенетическому;
г) психогенетическому.
18. Общество по мнению Э.Эриксона
а) существенно не влияет на развитие личности;
б) не нуждается в развитие личности;
в) стремится к такому устройству, чтобы поощрять и стимулировать развитие личности;
г) затрудняет развитие личности.
19. Основные изменения школьного возраста (по Л.С. Выготскому) – осознание и овладение психическими процессами – обязаны своим происхождением
а) развитию;
б) обучению;
в) воспитанию;
г) научению.
20. Периодизация психического развития П.П. Блонского относится к … периодизациям
а) империческим;
б) психологическим;
в) педагогическим;
г) биологизаторским.
21. Понятие «зона ближайшего развития» ввел в психологию
а) Д.Б. Эльконин;
б) Л.С. Выготский;
в) В.В. Давыдов;
г) П.Я. Гальперин.
22. Процесс усвоения социального опыта ребенком от рождения до зрелости основан на
а) воспитательном воздействии;
б) примере другого человека;
в) совместной деятельности со взрослыми;
г) на общении со взрослым.
23. Психическое развитие, согласно концепции Э.Эриксона, предполагает прохождение … стадий
а) восьми;
б) шести;
в) четырех;
г) семи.
24. Психическая функция по Л.С. Выготскому называется … , если она стала достоянием ребенка и не связана с действиями взрослого
а) простой;
б) интерпсихической;
в) интрапсихической;
г) сложной.
25. Согласно концепции Ж.Пиаже фактором определяющим психическое развитие является
а) смена господствующих умственных структур;
б) овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности;
в) сексуальный инстинкт;
г) постоянная самоактуализация.
26. Согласно психоаналитической концепции З.Фрейда главным фактором, определяющим психическое развитие, является
а) овладение ребенком исторически сложившимися способами родовой человеческой деятельности;
б) смена господствующих умственных структур;
в) сексуальный инстинкт;
г) постоянная самоактуализация.
27. Социальная ситуация развития представляет собой значимое для ребенка данного возраста
а) все ответы верны;
б) отношение с окружающей действительностью;
в) ближайшее социальное окружение;
г) образовательное пространство.
28. … в ХV11 веке ввел понятие социальный опыт и считал, что ребенок – это чистая восковая доска, на которой можно написать что угодно
а) Э.Дюркгейм;
б) А. Валлон;
в) Дж. Локк;
г) М.Мид.
29. Установите соответствие между основными психологическими теориями развития личности и их представителями
1. Теория культурно-исторического развития |
а) Л.С. Выготский |
2. Теория рекапитуляции |
б) С. Холл |
3. Психоаналитическая теория |
в) З.Фрейд |
4. Когнитивная теория |
г) Ж.Пиаже |
30. Установите соответствие между стадиями детского развития и их характеристиками согласно психоаналитическому подходу З.Фрейда
1. Оральная стадия |
а) приходится на подростковый период и всю последующую жизнь. Формируются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения |
2. Анальная стадия |
б) приходится на раннее детство. Чувственные наслаждения связаны с процессами выделения |
3. Фаллическая стадия |
в) приходится на дошкольное детство. Источником удовольствия и наслаждения становятся гениталии ребенка |
4. Генитальная стадия |
г) приходится на младенчество. Центром чувственных стимуляций, наслаждения и интереса ребенка становится рот |
31. Установите соответствие между возрастными периодами и названиями стадий интеллектуального развития, согласно теории Ж.Пиаже
1. от 0 до 2 лет |
а) стадия конкретных операций |
2. от 2 до 7 лет |
б) стадия формальных операций |
3. от 7 до 12 лет |
в) дооперациональная стадия |
4. после 12 лет |
г) сенсомоторная стадия |
32. Утверждение, соответствующее концепции развития высших психических функций человека по Л.С. Выготскому
а) «онтогенез есть краткое и быстрое воспроизведение, повторение филогенеза»;
б) «у любого человека, независимо от его природных особенностей, можно сформировать любые психологические свойства»;
в) «в основе психического развития ребенка – овладение исторически сложившимися способами человеческой деятельности»;
г) «главный фактор, определяющий психическое развитие – сексуальный инстинкт».
33. По Эльконину, ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:
- мотивационно-потребностную;
- эмоциональную;
- мотивационную;
г) потребностную.
34. Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов
а) уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
б) индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста;
в) показателей умственного развития и состояния памяти.
35. В теории интеллектуального развития Ж. Пиаже называл аккомодацией
а) несоответствие между имеющимися умениями, навыками и условиями выполнения действий
б) мысленное действие, обладающее обратимостью
в) стремление изменить умения и навыки соответственно изменившимся условиям
г) действия с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками.
36. Доковенциональный уровень морали характеризует
а) ребенок дает оценку поведению по его следствию
б) поведение оценивается на основе осознания и принятия общественных нравственных ценностей
в) поведение оценивается исходя из абстрактных представлений о нравственности
г) ребенок дает оценку поведению на основе анализа мотивов и содержания поступков
2. Решите задачи:
1. Сравните основные взгляды на развитие психики ребенка представителей биологизаторского и социологизаторского направлений и проанализируйте их.
2. Развитие ребенка охватывает всю личность в целом. И тем не менее в этом процессе могут быть выделены следующие основные линии развития: интеллектуально-познавательная сфера, мотивационно — потребностная и личность в целом. В чем содержательный смысл этих линий развития?
3. Вставьте пропущенное слово:
1. Способность живых организмов передавать свои признаки и свойства потомству есть …
2. Жизненный путь – необратимое время и пространство в жизни человека от рождения до смерти, в котором осуществляется становление, изменение, развитие … , самореализация, организация жизни своим индивидуальным способом и осуществление соответствующей стратегии.
3. Чем младше ребенок, тем … темпы его физического и психического развития.
4. Законспектируйте статью и ответьте на вопрос:
- Выготский Л.С. О понятии возраста. Хрестоматия по возрастной психологии. Часть 1. /Ред.-сост. О.А.Карабанова, А.И Подольский, Г.В.Бурменская. – М.,1999. – С.10.
Контрольный вопрос:Обоснуйте необходимость различение паспортного (хронологического), физиологического, интеллектуального и культурного возрастов.
Раздел 2. Психическое развитие личности в разные возрастные периоды
Семинар 3. Психическое развитие и формирование личности ребенка в младенчестве и раннем детстве
- Развитие психики ребенка в пренатальном периоде. Кризис новорожденности.
- Особенности психического развития в младенческом возрасте.
- Кризис 1 года: основные симптомы, задачи развития.
- Социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка раннего детства.
- Личностное, когнитивное и эмоциональное развитие ребенка раннего детства.
Литература:
- Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Жизнь до рождения //Хрестоматия по детской психологии: от младенчества до подростка. Учебное пособие /Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М., 2005. – С. 253-260.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2004. – 512с.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2004. – 464с.
- Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М.,1995. – 360с.
Методические рекомендации:
— при подготовке 1 вопроса выделите критерии, позволяющие отнести новорожденность к критическим периодам развития, опишите характер жизнедеятельности новорожденного, новообразования периода новорожденности;
— при подготовке 2 вопроса отразите основные результаты развития: ведущая деятельность, речь, новообразования;
— при подготовке 3 вопроса опишите триаду симптомов кризиса первого года жизни;
— при подготовке 4 вопроса обозначьте роль предметной деятельности для обучения и развития ребенка;
— при подготовке 5 вопроса отразите особенности развития всех сфер личности ребенка в период раннего детства.
Самостоятельная работа 3. Младенчество и раннее детство
1. Решите тест:
1. Ведущим видом деятельности в раннем возрасте является
а) игра;
б) предметно – манипулятивная деятельность;
в) общение со сверстниками;
г) учебная деятельность.
2. Возраст, сензитивный к развитию речи –
а) раннее детство;
б) период новорожденности;
в) младший школьный;
г) младенчество.
3. Контакт ребенка с матерью непосредственно после родов важен для формирования…
а) восприятия;
б) темперамента;
в) привязанности;
г) самооценки.
4. Причиной кризиса 3-х лет является
а) «трудный» характер ребенка;
б) переживаемое ребенком противоречие между возросшей самостоятельностью и старыми формами общения со взрослыми;
в) психопатология;
г) избалованность ребенка.
5. Социальная ситуация развития в раннем возрасте имеет вид
а) «ребенок – сверстники»;
б) «ребенок – учитель»;
в) «ребенок – взрослый»;
г) «ребенок – предмет – взрослый».
6. В чем проявляется эгоцентризм детей (указать 2 условия):
а) неумение встать на чужую точку зрения;
б) нерасчлененность детского мышления;
в) искусственность, созданость мира;
г) одушевленность.
7. Лепет представляет собой:
- стилистическую особенность языка;
- краткий ответ, возражения, замечания на слова собеседника;
- фонетически организованная речь, являющаяся средством выражения ее эмоциональной окраски.
- сочетание звуков неопределенно артикулируемых.
8. Любое действие, которое ребенок в младенчестве самостоятельно выполнять еще не может, но которому он может обучаться во взаимодействии со взрослым сопровождается:
- подражанием;
- идентификацией;
- импринтингом;
- компиляцией.
9. Два признака, важные для узнавания предмета ребенку на начальном этапе раннего детства
а) величина
б) звук
в) форма
г) цвет
10. Определение эгоцентрической речи наиболее полно соответствующее представлению об этом явлении в отечественной возрастной психологии
а) обращенная к взрослому и служащая для саморегуляции
б) обращенная к самому себе
в) обращенная к другим людям
г) возникающая во время деятельности и обращенная к самому себе.
11. Основу умственного развития ребенка в раннем детстве составляет
а) формирующееся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий
б) формирующееся логическое мышление и произвольное воображение
в) формирующееся наглядно-образное мышление и произвольная память
г) формирующееся произвольная память и внимание
12. Отрезок жизни, охватывающий период новорожденности с точки зрения психического развития ребенка
а) от рождения до 3 лет
б) от рождения до 1 года
в) от рождения до 4 месяцев
г) данный период нельзя выделить.
13. Сенсомоторная координация возникает у ребенка после … месяцев
а) 12
б) 10
в) 3
г) 6.
14. Соответствие между этапами психического развития младенца и возрастными периодами
1. Ребенок садиться без посторонней помощи |
а) к 7-9 месяцам |
2. Ребенок начинает ходить самостоятельно |
б) в 13 месяцев |
3. Ребенок способен захватывать двумя пальцами мелкие предметы |
в) к 8 месяцам |
15. Соответствие между этапами психического развития младенца и возрастными периодами
1. Ребенок начинает выделять свою мать из окружения |
а) к 3 месяцам |
2. Ребенок начинает отделять своих от чужих |
б) в 11-12 месяцам |
3. Ребенок начинает не только наблюдать за взрослым, но и обращаться к нему за помощью |
в) к 6 месяцам |
16. Соответствие между этапами психического развития младенца и возрастными периодами
1. Зрительно-двигательная координация формируется |
а) к 4 месяцам |
2. уравновешивается преобладание возбуждения над торможением |
б) к 6 месяцу |
3. Подражание появляется |
в) к 5 месяцам |
2. Решите задачи:
1.Мише (9 мес.) очень нравиться выбрасывать игрушки из манежа или кровати. Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын снова бросает их на пол. Как должна вести себя мама в данной ситуации. Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками?
2.Петя (2 года 7 мес) много болел, подолгу находился в больнице, почти не разговаривал. В дальнейшем маме пришлось потратить много сил для того, чтобы Петя нормально говорил. Назовите основную причину трудного усвоения речи Петей.
3. Определите, кризисы каких возрастов описаны в данных характеристиках:
а) «Можно сказать, что аффект открывает процесс психического развития ребёнка… и замыкает собой этот процесс». К концу (этого) года жизни мы сталкиваемся впервые с появляющимся у ребёнка «аффектом собственной личности — первой ступенью в развитии детской воли». Т.о., описывая (этот кризис), Л.С.Выготский выделяет в качестве центрального новообразования речь и указывает на динамику в области аффективной сферы. …При описании поведенческих симптомов (этого кризиса) всегда указывают и на гипобулические реакции — яркие эмоциональные взрывы.
б) Описав все семь основных симптомов поведения детей, Л.С.Выготский определяет их в целом как трудновоспитуемость. … Все симптомы, по Л.С. Выготскому, вращаются вокруг оси «Я» и окружающих людей. Всё это заставляет говорить об «эмансипации», о психологическом отделении от ближайших взрослых
3. Вставьте пропущенное слово:
1. Комплекс оживления – это этап эмоционального развития ребенка в …. возрасте.
2. … … — речь, обращенная к самому себе, регулирующая практическую деятельность ребенка.
3. Госпитализм – явление, возникающее в закрытых детских учреждениях из-за … общения со взрослыми.
4. Законспектируйте статью и ответьте на вопрос:
- Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве //Хрестоматия по детской психологии: от младенчества до подростка. Учебное пособие / Ред.-сост. Г.В. Бурменская. – М., 2005. – С. 275-282.
Контрольный вопрос: Особенности формирования предметных действий в раннем возрасте.
Семинар 4. Психическое развитие и формирование личности ребенка в дошкольном возрасте
1. Структура сюжетно – ролевой игры дошкольника. Роль и воображаемая ситуация.
2. Развитие личности в дошкольном детстве
3. Закономерности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте.
4. Кризис 3 лет: основные симптомы, психологическое содержание кризиса.
5. Продуктивные виды деятельности дошкольника
Литература:
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 2001. – С. 475 – 499.
- Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 1996. — №6 – С. 64-76.
- Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2002. – С.163 – 248.
- Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 2004. – С.281 – 312. глава 8.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб.- 2000. – С. 23-29.
- Психология развития // под ред. Т.Д. Марцинковской. — М. — 2005. с. 270-285.
- Урунтаева Г.А. Детская психология. – М. – 2006. – С.120 – 134.
- Эльконин Д.Б. Проблемы психологии игры. Избранные психологические труды. М., 1989. Раздел 4, с. 307-315, 315-325, 326-332.
Методические рекомендации:
— при подготовке 1 вопроса ответьте на вопрос: роль сюжетно-ролевой игры для психического развития ребенка;
— при подготовке 2, 3 вопроса – новообразования дошкольного возраста, особенности мышления и воображения, развитие речи;
— при подготовке 4 вопроса опишите основные поведенческие проявления кризиса трех лет, позитивный смысл негативных поведенческих проявлений;
— при подготовке 5 вопроса охарактеризуйте особенности трудовой, учебной, изобразительной деятельности в дошкольном возрасте, виды конструирования.
Самостоятельная работа 4. Дошкольный возраст
- Решите тест:
1. Ведущая деятельность дошкольника – это …
а) общение;
б) труд;
в) обучение;
г) игра.
2. Воссоздание ребенком деятельности, при которой из неё выделяется собственно её социальная, человеческая суть, её задачи и нормы отношений между людьми – это
а) все ответы верны;
б) рисование;
в) игра;
г) занятие танцами.
3. По Д.Б. Эльконину дошкольное детство является периодом с преимущественно
а) развитой мотивационно-потребностной сферой;
б) развитой познавательной сферой;
в) развитыми личностными особенностями ребенка;
г) развитыми операционально-техническими возможностями.
4. Что является основными новообразованиями дошкольного возраста:
а) произвольность;
б) стремление к «взрослости»;
в) речь и наглядно-действенное мышление;
г) потребность в общении, эмоциональные отношения;
д) потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
е) комплекс оживления.
5. Графическая форма, в которой дети изображают предметы при рисовании, обусловлена
а) зрительными впечатлениями от предмета;
б) двигательно-осязательным опытом, полученным при взаимодействии с предметом;
в) все ответы верны;
г) имеющимися графическими образами.
6. Выполнение ребенком- дошкольником заданий взрослого может превратиться в трудовое действие – когда ребенок…
а) осознает значимость и обязательность получения конечного результата выполняемой деятельности и стремиться включить данное задание в свою игру
б) осознает значимость и обязательность получения конечного результата выполняемой деятельности и стремится к его получению
в) выполняет предлагаемое взрослым задание и получает от этого эмоциональное удовлетворение
г) стремиться к получению некоего результата, который ему интересен.
7. Отечественный психолог, который развивая концепцию Ж. Пиаже, доказал, что при соответствующей организации непосредственного детского опыта и его обобщения ребенком дошкольного возраста может быть достигнуто понимание действительных причин некоторых явлений
а) А.Н. Леонтьев
б) Л.С. Выготский
в) А.А. Венгер
г) Д.Б. Эльконин
8. Самооценка в дошкольном возрасте развивается на основе
а) формирования мотива к достижению успеха
б) умения оценивать других
в) формирования мотива избегания неудач
г) умения оценивать себя.
9. Соподчинение мотивов возникает в возрасте
а) 10-12 лет
б) 8-9 лет
в) 5-6 лет
г) 3-4 года.
10. Три вида действий восприятии, складывающиеся в дошкольном возрасте
а) перестановки, отнесения к эталону и идентификации
б) идентификации, перестановки и моделирующие
в) идентификации, отнесения к эталону и моделирующие
г) отнесения к эталону, дублирования и идентификации.
2. Решите задачи:
1.Определите возраст детей, назовите основные признаки, по которым вы определили его.
1. Игра в «магазин». Наташа отправляется за покупками в магазин. Берет сумку и говорит: «Пойду куплю хлеб, молоко, колбасу».
2. Игра в «магазин». Играют Саша, Маша, Сережа, Катя, Алеша. У каждого своя роль: продавец, кассир, приемщик товара, покупатель.
2.Ребенку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 3 конфеты, а сын – 2. сколько они съели конфет?». Мальчик отказался решать задачу, мотивируя тем, что так не бывает. Объясните причину подобного явления.
3.Проанализируйте ответы детей, объясните, чем они вызваны.
1. Воспитатель спросил у детей старшего дошкольного возраста, кем работают их родители. Саша сказал, что его мама не работает и ничего не делает. Она сидит с маленьким братиком, ходит в магазин, стирает, варит обед и убирает в комнате.
2. Папа спросил Сережу (4 года):
— Что делает воспитательница в саду, как она работает?
— Она не работает, она с нами играет и занимается, — ответил Сережа.
4.Мама предложила дочке Нине (4 года 5 мес.) решить задачу: «Летели 4 птички, сели на деревья». На каждое дерево села 1 птичка. Сколько было деревьев?»
Нина задачу не решила. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила дочке решить задачу. Девочка решила задачу правильно. Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример? Как развивать мышление детей этого возраста?
5.В старшей группе детского сада детям часто задают такие вопросы: какой мяч катиться дальше, который катится по траве или по асфальту? Как узнать, в какую сторону дует ветер? Как узнать, какой из стульев – выше – детский или взрослый?
Какой вид мышления такие вопросы формируют? Как развивать у детей этот вид мышления?
6.Мама Коли (6 лет) просила посоветовать, что ей делать, чтобы сформировать положительное отношение сына к школе. Сформулируйте основные рекомендации для родителей по данной проблеме.
3. Вставьте пропущенное слово:
1.Ролевая игра – основной вид игры детей дошкольного возраста, когда ребенок берет на себя какую-либо роль в соответствии с …………. игры.
2. … — сопротивление, противодействие, стремление сделать наоборот, иногда как следствие неправильного воспитания.
4. Законспектируйте статью и ответьте на вопрос:
- Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии.– 1996. — №6. – С.64-76.
Контрольный вопрос: Основные новообразования дошкольника.
Семинар 5, 6. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника
- Кризис 7 лет: основные симптомы, психологическое содержание.
- Показатели психологической готовности к школе в современных условиях.
- Психологическая адаптация (дезадаптация) ребенка к школе: уровни, критерии, проявления.
- Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте (мышление, память, внимание).
- Особенности развития самосознания и самооценки младшего школьника. Влияние школьной успеваемости на развитие самооценки ребенка.
- Основные психические новообразования детей младшего школьного возраста.
- Особенности общения младшего школьника со взрослыми: родитель, учитель.
- Взаимоотношения младших школьников между собой.
- Психологические особенности младших школьников группы риска.
Литература:
- Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 2001. – С. 500 – 538. глава 15.
- Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка 7 лет. – М., 2003. – 96с.
- Выготский Л.С. Кризис 7 лет // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. 3-е изд-е. Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 2005. с. 62-67.
- Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. — М. — 2003. — 256 с.
- Дубровина И.В. Практическая психология в образовании. М., 2000. – С.50-282.
- Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников. – М., 2008. – С.39-58, 80-106, 108-129.
- Лутошкин А.Н.. Психологический климат детского коллектива // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 2005. с. 57-59.
- Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2002. – С. 249 – 344. раздел 2, глава 7.
- Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной – СПб., 2004. – С. 220 – 326.
- Психология развития // под ред. Т.Д. Марцинковской. — 2005. — С. 285-291.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).
– М., 2007. – С.224-228.
Методические рекомендации:
— при подготовке 1 вопроса – новообразования кризиса семи лет, психологический смысл кризиса;
— при подготовке 2 вопроса охарактеризуйте компоненты психологической готовности к школе;
— при подготовке 3 вопроса — уровни, критерии, проявления психологической адаптации;
— при подготовке 4 вопроса — особенности развития теоретического мышления, произвольность психических процессов;
— при подготовке 8 вопроса – работа со статьей А.Н. Лутошкина. Ответьте на вопросы: что такое «психологический климат», особенности детских группировок и объединений;
— при подготовке 9 вопроса – проблема ранней школьной неуспеваемости, поведенческие нарушения.
Самостоятельная работа 5. Младший школьник
1. Решите тест:
1. Одним из компонентов психологической готовности ребенка к школе является … готовность
а) позиционная;
б) мотивационная;
в) школьная;
г) ситуационная.
2. Основным новообразованием кризиса 7 лет является …
а) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности;
б) наглядно-действенное мышление;
в) рефлексия;
г) критичность.
3. Под влиянием учебной деятельности в познавательной сфере
а) память носит произвольный характер;
б) все ответы верны;
в) повышается словарный запас;
г) идет формирование теоретического мышления.
4. В младшем школьном возрасте доминирующим становиться внимание…
а) продуктивное
б) репродуктивное
в) непроизвольное
г) произвольное
5. В младшем школьном возрасте доминирует … мышление
а) наглядно-действенное
б) предметно-манипулятивное
в) словесно-логическое
г) наглядно-образное
6. В младшем школьном возрасте в интеллектуальном процессе выделяются и обособляются две относительно независимые фазы
а) переходная и основная
б) первичная и вторичная
в) подготовительная и исполнительная
г) ассимиляция и аккомадация.
7. В периодизации психосексуального развития З.Фрейда младший школьный возраст соответствует стадии
а) анальной
б) фаллической
в) латентной
г) генитальной
8. Особенность общения, которую можно отнести к младшему школьному возрасту
а) общение со сверстниками становиться ведущим видом общения
б) общение развивается в ситуации игры
в) выделяется деловое общение со взрослым
г) появляется интимно-личностное общение.
2. Решите задачи:
1 . Мама расстроена тем, что её сын Сережа (8 лет) часто произносит грубые выражения и даже самые неприличные словечки. Пока он был мал маленьким, в семье не заостряли на этом внимание, надеясь, что с возрастом все пройдет. Но вот сын пошел в школу, а отказываться от сквернословия не собирается.
Как реагировать на сквернословие?
2. Мама Мити (6 лет) познакомила сына с соседским мальчиком Петей (8 лет) в надежде помочь развить общительность сына.
Почему для развития общительности ребенка лучше контактировать ему с детьми немного старше себя по возрасту?
3.Дети младшего школьного возраста (мальчики и девочки) в физическом отношении примерно одинаковы. В чем проявляются в этот период половые различия?
3. Вставьте пропущенное слово:
1. Готовность к школьному обучению – желание и … необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка.
2. Л.С.Выготский в работе «Кризис …лет» выделяет симптомы кризиса — … и кривляние. Он указывает, что это возраст «потери …». Поведение ребёнка перестаёт быть непосредственным, естественным. Причиной этого он называет обобщение переживаний — особый момент в развитии, приводящий к удерживанию некоторого переживания, «вклиниванию» обобщенного переживания в поведение ребёнка. Поведение перестаёт быть сиюминутным, оно опосредуется обобщённым переживанием, в частности, представлением о собственных возможностях.
4. Законспектируйте статью и ответьте на вопрос:
- Выготский Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин — М.,1998. – С.4-10.
Контрольный вопрос: Существенные черты кризиса семи лет и содержание социальной ситуации развития младшего школьника.
Семинар 7,8. Развитие личности в подростковом и ранне – юношеском возрасте
1. Кризис подросткового возраста.
2. Анализ ведущей деятельности подростков.
3. Развитие психических познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте.
4. Особенности межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте.
5. Психология развития пола. Особенности полоролевого поведения.
Литература:
- Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 2001. – С. 539 – 571. глава 16.
- Выготский Л.С. О подростковом кризисе // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. 3-е изд-е. Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 2005. с. 210-214.
- Кон И. Психология старшеклассника. Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.-с.237-244.
- Мудрик А.В. Современный старшеклассник //Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994.
- Мухина В.С. Возрастная психология. М., 2002. – С. 345 – 419. раздел 3, глава 8.
- Практическая психология образования. / Под ред. И.В. Дубровиной – СПб., 2004. – С. 371 – 380, 448 — 477.
- Психология развития // под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2005. с. 291-302
- Психология современного подростка./ Под ред. Д.И. Фельдштейна, М., 1987, гл. 3.
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994, с. 191-201, 165 – 168, 108-111, 168-172, 132-135, 146-149.
- Хухлаева О.В. Психология подростка. – М., 2005. – 160с.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000. – С. 516-544.
Методические рекомендации:
— при подготовке 1 вопроса – новообразования подросткового кризиса, изменение социальной ситуации развития;
— при подготовке 2 вопроса – особенности ведущей деятельности, роль среды в формировании ведущей деятельности подросткового возраста;
— при подготовке 3 вопроса отразите основные особенности в развитии мышления, памяти, воображения, внимания, речи в подростковом и юношеском возрасте;
— при подготовке 4 вопроса охарактеризуйте особенности межличностных отношений: референтная группа сверстников и субкультура; взаимоотношения в школьном коллективе; проблемы общения с учителем; особенности отношений с родителями. Дружба, любовь юношей и девушек;
— при подготовке 5 вопроса опишите особенности физической активности подростков, мотивация подростковой и юношеской сексуальности.
Самостоятельная работа 6. Подростковый и ранне – юношеский возраст
1. Решите тест:
1. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте выступает
а) учебная деятельность;
б) отдых;
в) интимно-личностное общение со сверстниками;
г) деловое общение с учителем.
2. О наличие чувства взрослости подростка можно судить по
а) все ответы верны;
б) тому, как он хочет, чтобы к нему относились;
в) частным случаем игнорирования им требований взрослых;
г) ярко выраженному стремлению к самостоятельности.
3. Чаще всего первой ступенью чувства взрослости в подростковом возрасте является..
а) интеллектуальная взрослость;
б) принятие ответственности;
в) становление идеала взрослого человека;
г) внешняя взрослость.
4. Склонность к теоретизированию становится насущной психологической потребностью в
а) дошкольном возрасте;
б) младшем школьном возрасте;
в) подростковом возрасте;
г) юношеском возрасте.
5.Чувство взрослости у подростков (по Драгуновой Т.В.) выражается в
а) подражании внешним проявлениям взрослости;
б) все ответы верны;
в) направленности на качества взрослого и ориентация на него при выполнении различных видов деятельности;
г) интеллектуальной взрослости.
6. В подростковом возрасте актуальны: 1) развивающая работа умственного содержания; 2) формирование навыков эффективного общения; 3) развитие навыков совместной деятельности; 4) формирование уверенности в себе; 5) развитие потребности в самовоспитании:
- только 1 и 5;
- 2,3,4,5;
- 1,3,5;
- только 2.
7. Границы периода ранней юности — … лет
а) 15-20;
б) 14-15;
в) 14,15 – 17;
г) 11,12 – 14,15.
8. К новообразованиям ранней юности относят
а) профессиональное самоопределение;
б) психологическую готовность к самоопределению;
в) усвоение социальных ролей;
г) все ответы верны.
9. Основная роль юношеской дружбы в психическом развитии заключается в
а) обсуждении проблем;
б) принятии в группу сверстников;
в) эмоциональной поддержке;
г) развитии самосознания.
10.Становление личности в ранней юности в решающей мере обуславливается
а) психическим развитием;
б) социальными условиями;
в) физическим развитием;
г) эмоциональной сферой.
11. Конфликты между родителями и детьми в ранней юности чаще всего возникают из-за того, что
а) отсутствует взаимопонимание;
б) родители считают, что их дети не выросли;
в) никто не хочет встать на позицию противоположной стороны;
г) все ответы верны.
12. В подростковом возрасте в среднем развиваются быстрее в психосексуальном отношении
а) девочки и мальчики развиваются одинаково
б) девочки опережают мальчиков на 2-3 года
в) девочки опережают мальчиков на 3-5 лет
г) мальчики опережают девочек на 2-3 года
13. З. Фрейд в совей теории психосексуального развития охарактеризовал подростковый возраст
а) чувственной зоной наслаждения для ребенка является рот
б) ребенок дружит с детьми одного с ними пола и сосредоточен на приобретении знаний и умений
в) на этой стадии формируется зрелая взрослая сексуальность и зрелый баланс между любовью и работой
г) на этой стадии дети ощущают сильное, хотя и бессознательное влечение, к родителю противоположного пола.
14. Наиболее характерной самооценкой для подростков является … самооценка
а) заниженная и неустойчивая
б) адекватная
в) заниженная и устойчивая
г) завышенная.
15. Потребность в признании сверстников начинает развиваться в возрасте
а) раннем детстве
б) дошкольном
в) младшем школьном
г) подростковом
16. Развитие в ранней юности характеризуется
а) стабильность, пассивностью
б) скачкообразностью
в) легкостью протекания процесса формирования всех психических процессов
г) повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью.
17. Самоконтроль в подростковом возрасте развивается по схеме
а) процессуальный контроль, контроль по результату, предварительное планирование деятельности
б) во всех вариантах пропущено одно звено самоконтроля
в) контроль по результату, процессуальный контроль, предварительное планирование деятельности
г) предварительное планирование деятельности, процессуальный контроль, контроль по результату.
2. Решите задачи:
1.Выполняя рисуночный тест «Нарисуй себя», ребенок 12-15 лет рисует черный ящик, серое облако, карикатуру. Как можно проинтерпретировать рисунок подростка?
2.« Моему сыну 14 лет. Неожиданно в нем проснулся дух бунтарства, какого я никогда не встречала у детей, — говорит мама. Он не признает никаких правил, кажется, ненавидит всю нашу семью. В конфликтных ситуациях он неуправляем». С чем связаны такие изменения? Как относится к данной ситуации?
3.В подростковый период имеет место стремление в подражании взрослым, их одежде, прическе, манере поведения (свидания, вечера отдыха), подростки подражают поведению мужчин и женщин, по их мнению, «настоящих». Почему подросток копирует образцы поведения и внешний вид взрослого человека (иногда копируя и не лучшие образцы).
4.Мой сын в 17 лет все время пытается поменять внешность? С чем это связано?
3. Вставьте пропущенное слово:
1. «Я»-концепция – согласованные и зафиксированные в словесных определениях представления человека о …… ……, итог познания и оценки …….. …… через образы себя в условиях различных ситуаций, а также через мнение …….. …….. и себя с ними.
2. «Этот кризис – ломка, резкая смена всей системы переживаний ребенка, ее структуры и содержания. Характерны … настроения, физического состояния и самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания. Новообразование критической фазы — чувство … ».
4. … — стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и реализации своих личностных возможностей.
5. Ценностные ориентации – система духовных, морально-нравственных, культурных, социальных … и ориентиров отдельной личности на данном историческом этапе.
4. Законспектируйте статью и ответьте на вопрос:
- Либерман А.А. К вопросу о ведущей деятельности современных подростков // Вопросы психологии. – 2005. — №4. – С.117-124.
Контрольный вопрос: Понимание и содержание ведущей деятельности подростка.
Семинар 9. Развитие личности в зрелом возрасте
1. Периодизация психического развития в зрелом возрасте
2. Характеристика психологических особенностей (интеллектуальных, эмоциональных) лиц зрелого возраста.
3. Характеристика психологических свойств и особенностей старения и старости.
4. Психологические особенности кризисов личностного и профессионального становления в зрелом возрасте.
Литература:
- Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М., 2001. – С. 586 – 670. глава 18-22.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Екатеринбург, 1997. – С.125-149.
- Левинхуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни: Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2004. – С. 131-141.
- Психология развития // под ред. Т.Д. Марцинковской. 2-е изд-е, доп. и перераб. М.: «Academia». 2005.
- Психология старости и старения: Хрестоматия /Сост. О.В.Краснова, А.Г.Лидерс. – М.,2003.
- Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. – М., 2005.
Методические рекомендации:
— при подготовке 1 вопроса приведите подходы к периодизации зрелости (взрослости) в отечественной и зарубежной психологии развития;
— при подготовке 2 вопроса – возрастной портрет взрослого человека, «пик» профессиональных и интеллектуальных достижений, второе рождение индивидуальности, основные результаты развития;
— при подготовке 3 вопроса – закономерности развития человеческой субъективности в старости, два психологических типа старости
— при подготовке 4 вопроса охарактеризуйте содержание кризисов молодости, взрослости и зрелости.
Самостоятельная работа 7. Зрелость и старость
1. Решите тест:
1. Геронтология – это наука о:
- старении, старости и долголетии человека;
- самосовершенствовании человека
- взрослении человека;
- развитии человека.
2. Наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности называется:
- психологией развития;
- акмеологией;
- геронтологией;
- возрастной психологией.
3. З.Фрейд большое значение в жизни взрослой личности придавал:
- профессиональному развитию
- бессознательным переживаниям детства;
- сознательным переживаниям детства
- интеллектуальному развитию.
4.По мнению Э.Эриксона, главная проблема, требующая своего разрешения, в период ранней взрослости – это
а) эгоидентичность – спутанность ролей
б) близость – изоляция
в) эгоинтеграция – спутанность ролей
г) продуктивность – застой.
5. Границы поздней зрелости (по Э.Эриксону)
а) 26-64 года;
б) 20-25 лет;
в) 65 лет – смерть;
г) 55 – 60 лет.
6. Новообразования, характерные для ранней взрослости
а) создание собственной семьи и родительство
б) трудовая деятельность и родительство
в) интимно-личностное общение
г) формирование «Я-концепции».
7. Первый биологический и психологический кризис в средней взрослости (по мнению большинства психологов) выпадает на возраст
а) 40-42 года
б) 59-60 лет
в) 48-51 год
г) 55 – 57 лет
8. Регресс наблюдается в развитии когнитивных операций в период старости
а) наглядно-действенных
б) аналитических
в) интуиции
г) в операциях требующих высокой скорости их выполнения
9. Стадию отрицания в процессе умирания характеризует
а) человек смиряется со своей судьбой и спокойно ожидает развязки
б) умирающий испытывает состояние фрустрации, вызванное крушением его планов и надежд
в) умирающий горюет о том, что уже потерял, о предстоящей смерти, о разлуке с родными и близкими
г) человек отказывается признать возможность своей смерти.
2. Решите задачи:
1.«Великий гений образуется с помощью другого гения не столько ассимиляцией, сколько посредством трения» (Генрих Гейне, немецкий поэт (1797-1856 г.г.)).
Укажите главные условия формирования современной творческой личности отраженные в данном афоризме. Выделите и объясните ключевые слова в данном афоризме.
2. Известная пословица «Седина в голову – бес в ребро» и стихотворение Ф.И. Тютчева «Последняя любовь» (cм. ниже) описывают одно и тоже психологическое состояние. Что это за состояние? Какие основные жизненные задачи решает взрослый человек на данном этапе своего развития?
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, —
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.
3. Вставьте пропущенное слово:
1. … – деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности, влияют на ее продуктивность.
2. Самоактуализация – осознание и оценка собственных … особенностей.
3. Гетеростаз – положение о том, что люди мотивированны стремлением к … поиску стимулов к развитию и самореализации.
4. … — система услуг, включая госпитализацию, для смертельно больных, позволяющая им прожить свои последние дни как можно более независимо и безболезненно.
4. Законспектируйте статью и ответьте на вопрос:
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии, 1994. — №1. – С. 61-69.
Контрольный вопрос: Психологический смысл нормативных кризисов зрелости.
Самостоятельная работа 8. Диагностика особенностей психического развития на разных возрастных этапах
Провести мини-исследования, соблюдая основные требования и этические принципы экспериментального исследования. Основные направления исследования: особенности развития познавательной сферы ребенка (восприятие, память, внимание, воображение, мышление); особенности мотивационно-потребностной сферы (установки, мотивы, потребности, интересы); особенности эмоционально-волевой сферы (тревожность, агрессивность, устойчивость, адаптированность); особенности личностного развития (самосознание, самооценка, нравственные черты личности) и т.д.
Цель исследования:формирование навыков и умений в процедуре проведения психодиагностических методик, а также обработки и интерпретации полученных результатов исследования. Количество респондентов не менее 10-15 человек, оптимальный вариант — 20 — 25 человек. Результаты исследование обработать количественно. Представить графически в виде сводных таблиц, графиков и диаграмм. Проанализировать, сопоставив полученные результаты с возрастными и индивидуальными особенностями. Сделать выводы и разработать (в случае необходимости) психолого-педагогические рекомендации.
Литература:
- Бостанджиева Т.М. Психологическое содержание в период педагогической практики для студентов специалитета и бакалавриата – Тобольск, 2009.
- Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. –СПб., 2008.
- Шапарь В.Б., ТимченкоА.В., Швыдченко В.Н.Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д., 2002.
Вопросы к зачету
- Предмет и методы психологии развития. Связь психологии развития с другими науками.
- Формирование психологии развития в к.XIX- н.XXвв. в недрах детской и возрастной психологии.
- Психологические подходы к проблеме развития (психоаналитический, бихевиористический, гештальтпсихологический, когнитивный, гуманистический).
- Исследования отечественных психологов в области психологии развития в 1/3 XXвека (А.Ф.Лазурский, П.П. Блонский, М.Я.Басов.)
- Культурно – исторический подход к теории психического развития. Определение возраста в культурно – исторической теории (Л.С.Выготсткий).
- Факторы, определяющие психическое развитие (наследственность, среда, активность).
- Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.
- Закономерности психического развития (условия, источники, движущие силы).
- Проблема прерывности – непрерывности развития.
- Созревание мозга как условие психического развития
- Проблема психологического здоровья. Условия психологического здоровья школьника.
- Роль общения в психическом развитии ребёнка.
- Кризис 1 года: основные симптомы, задачи развития.
- Орудийно-предметная деятельность – ведущий вид деятельности в раннем возрасте (1 – 3 года).
- Раннее детство (1 – 3 года).
Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Познавательные процессы.
- Кризис 3 лет: симптомы, психологическое содержание кризиса.
- Дошкольное детство (3 – 7 лет).
Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Познавательные процессы.
- Сюжетно-ролевая игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Структура игры. Роль игрушки в развитии ребенка.
- Кризис 7 лет: основные симптомы, задачи развития.
- Компоненты психологической готовности ребенка к школе.
- Младший школьный возраст (7 – 10 лет).
Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Познавательные процессы.
- Учебная деятельность – ведущий вид деятельности младшего школьника. Структура учебной деятельности.
- Подростковый возраст. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Психологические особенности возраста.
- Развитие самосознания и самооценки в подростковом возрасте. Особенности Я – концепции подростков.
- Проблемы подросткового кризиса.
- Юношеский возраст. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Новообразования возраста. Психологические особенности возраста.
- Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
- Развитие личности в зрелом возрасте
Рекомендуемая литература
основная:
- Абрамова Г.С. Возрастная психология- М., 2005.
- Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников: Уч. пос. – М. — 2002
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия./Сост. И. В. Дубровина и др.-М., 2005.
- Возрастная психология: Хрестоматия /Ред. В. С. Мухина.- М., 2001.
- Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология.- М., 2003.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособ. для студ.вузов /Под ред. В.Е. Клочко.- М., 2004.
- Ермолаева М.В. Психология развития: Метод. пособие./ М.В. Ермолаева. — М.- 2003.
- Крайг Г. Психология развития: пер. с англ. – СПб., 2000
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособ.- М., 2004.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.- М., 2004.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., 2004.
- Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной.- СПб., 2004.
- Психология подростка: Учебник /под ред. А.А. Реана.- СПб., 2003.
- Психология развития: Учебник / Т.М. Марютина, Л.Ф. Обухова, Т.Г. Стефаненко и др.; Под ред. Т.Д. Марциновской. – М. — 2005.
- Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие для вузов – М. — 2001.
- Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. /Ред.-сост. Г.В. Бурменская.- М., 2005.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).- М., 2004.
- Эльконин Б.Д. Психология развития: Уч. пособ.- М. – 2001.
26