Проблема человека в современном гуманитарном знании

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Программа и планы семинарских занятий

для студентов специальности 020300 «Социология»

и 022100 «Социальная работа»

 

 

Курган 2002

Кафедра социологии и социальной работы

Дисциплина: «Социальная психология личности»

Составитель: кандидат филол. наук, доцент Храмцова Н.Г.

Утверждены на заседании кафедры 10 апреля 2002 г.

Рекомендованы редакционно-издательским советом

Университета

Г.

 

 

Тематический план по курсу «Социальная психология личности»

для студентов 2 курса специальности «Социальная работа»

 

№ п/п Название темы Лекции Семинары Всего
Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности
Социализация: понятие, содержание, механизмы
Основные направления исследований социализации
Культура как агент социального влияния
Институциональный уровень социального влияния
Групповой уровень социального влияния и влияние в межличностном взаимодействии
Ценностно-нормативная регуляция социального поведения
Социальная установка: понятие, структура, формирование
Изменение социальных установок
Влияние аттитюдов на поведение
Влияние поведения на аттитюды
Я-концепция как результат социального развития личности
Социальная идентичность личности
Личность и современная информационная среда
Изменения содержания социализации в условиях социального кризиса
  Итого

 

 

Итоговая форма — экзамен

 

Тематический план по курсу «Социальная психология личности»

для студентов 4 курса специальности «Социальная работа»

 

№ п/п Название темы Лекции Семинары Всего
Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности
Социализация: понятие, содержание, механизмы
Основные направления исследований социализации
Культура как агент социального влияния
Институциональный уровень социального влияния
Групповой уровень социального влияния и влияние в межличностном взаимодействии
Ценностно-нормативная регуляция социального поведения
Социальная установка: понятие, структура, формирование
Изменение социальных установок
Влияние аттитюдов на поведение
Влияние поведения на аттитюды
Я-концепция как результат социального развития личности
Социальная идентичность личности
Личность и современная информационная среда
Изменения содержания социализации в условиях социального кризиса
  Итого

 

 

Итоговая форма – зачет, экзамен

 

 

Тематический план по курсу «Социальная психология личности»

для студентов 4 курса специальности «Социология»

 

№ п/п Название темы Лекции Семинары Всего
Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности
Социализация: понятие, содержание, механизмы
Основные направления исследований социализации
Культура как агент социального влияния
Институциональный уровень социального влияния
Групповой уровень социального влияния и влияние в межличностном взаимодействии
Ценностно-нормативная регуляция социального поведения
Социальная установка: понятие, структура, формирование
Изменение социальных установок
Влияние аттитюдов на поведение
Влияние поведения на аттитюды
Я-концепция как результат социального развития личности
Социальная идентичность личности
Личность и современная информационная среда
Изменения содержания социализации в условиях социального кризиса
  Итого

 

 

Итоговая форма — экзамен

 

 

Уважаемый коллега!

Вы начинаете изучение нового учебного курса «Социальная психология личности».

Цель данного курса состоит в том, чтобы показать процессы усвоения человеком социального опыта и его активного воспроизводства через формирование систем установок и ценностей, особенности социального поведения, развитие Я-концепции и идентичности.

Исследование процессов построения человеком своей социальной и личностной идентичности, формирование персональной системы ценностей, индивидуальных стратегий поведения в изменяющихся социальных обстоятельствах, — все то, что можно определить как активность личности в ходе социализации, — составляет основную проблематику социальной психологии личности.

Мы надеемся, что изучение предлагаемого курса поможет Вам представить историю и современное состояние одной из наиболее динамично развивающихся областей социальной психологии – социальной психологии личности.

Уверены, что предложенный курс поможет Вам в дальнейшей профессиональной деятельности.

 

Желаем успехов!

 

ПРОГРАММА КУРСА

«Социальная психология личности»

Проблема человека в современном гуманитарном знании

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.

Личность в системе социальных связей. Социально-исторические и культурологические вариации образов человека и общества.

Структурно-функционалистская и феноменологическая парадигмы в анализе проблемы личности.

Свобода, развитие, способность к выбору и ответственность как основные личностные «атрибуты». Представления о возможных типах взаимоотношения личности и общества (антагонизм – взаимодействие).

Социально-философская и социально-психологическая мысль о проблеме деперсонализации. Э. Фромм о связи социального и индивидуального в становлении личности и «кризисе идентичности» в современном индустриальном обществе.

Понятие «социального характера» у К. Хорни. Современный человек «в поисках смысла» в концепции В. Франкла.

Специфика социально-психологического изучения личности. Необходимость выделения социальной психологии личности как самостоятельной предметной области: феноменологический, методологический, гносеологический и социальный аспекты.

Общая характеристика основных предметных направлений социальной психологии личности.

 

Социальная идентичность как результат социализационного процесса

Формирование чувства принадлежности к общности как сторона социализации. Социально-исторические и гносеологические предпосылки становления проблематики идентичности.

Концепция Э.Эриксона о понятиях персональной и социальной идентичности. Модель социального развития личности и генезис идентичности в рамках данной концепции.

Современная западноевропейская социальная психология о понятиях персональной и социальной идентичности.

Теоретические и экспериментальные исследования идентичности в западноевропейской социальной психологии. Концепции Р. Томэ и Дж. Марсиа о возможных этапах в структурном развитии идентичности. Эмпирические исследования механизмов формирования идентичности в рамках концепции социальной категоризации (подходы Г. Тэджфела и У. Дуаза).

Исследования Ж. Тэрнера о взаимосвязи структурно-содержательных особенностей идентичности и социальных норм. Роль социальных стереотипов в регуляции социального поведения личности.

Методологические и методические проблемы экспериментального исследования идентичности.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие №1

Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности.

 

План

1. Проблема личности в классической социологии и в первых социально-психологических концепциях.

2. Развитие проблематики социальной психологии личности.

3. Социальная психология личности как самостоятельная предметная область.

 

Авторитеты науки

О.Конт, Г.Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Тард, Г. Лебон, З. Фрейд, Э. Гуссерль, Р. Линтон, М. Вебер, В.Вундт, Р. Зайонц, Ф. Олпорт, С.Аш, Н.Триплетт, А.У. Хараш, Л.Фестингер, Дж. Г. Мид, Г.М. Андреева, В. Франкл.

 

Категориальный анализ понятий

Феномен конформного поведения, социальная адаптация личности, «социальное поле» (в личности).

 

 

Литература

1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация (введение в интерпретативную социологию).

– СПб., 1999 – С. 10-98.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996. – С. 263-274.

3. Кон И.С. Социологическая психология (избранные психологические труды).

– М.; Воронеж, 1999. – С. 60-93.

4. Лебон Г. Психология народов и масс. – СПб., 1995. – С. 156-185.

5. Ручка А.А., Танчер В.В. Очерки истории социологической мысли. – Киев, 1992. – С.7-29, 40-83, 108-161.

6. Социальная психология личности (в вопросах и ответах).

– М., 1999. – С. 14-34.

7. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». – М.; СПб., 1998. – С. 150-162, 180-185.

8. Banaji M.R., Prentice D.A. The Self in Social Context //Annual Review of Psychology. 1994. V. 45. P. 297-332.

9. Berry J. W., Poortinga Y.H., Segall M.N., Dasen P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. Cambridge. 1992.

 

Занятие №2-3

Социализация: понятие, содержание, механизмы

 

План

1. Понятие социализации.

2. Социализация как инкультурация.

 

1.Социализация как интернализация.

2.Социализация как адаптация.

3.Социализация как конструирование социальности.

 

Авторитеты науки

Л.С. Выготский, А. Кеннеди, Д. Кербер, М. Херсковиц, Ф. Гиддингс, Дж. Г. Мид, Г. Блумер.

 

Категориальный анализ понятий

Социальное развитие, социализированность, социализация, социальное творчество, ресоциализация, инкультурация, интернализация, конструирование социальности, межпоколенная трансмиссия культуры, дезадаптация, социальная адаптация.

 

Литература

1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация (введение в интерпретативную социологию).

– СПб., 1999 – С. 101-137.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996. – С. 274 – 288.

3. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие).

– М., 1991. С109-133.

4. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988. – С. 110-166.

5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., 1999. – С. 102 –129.

6. Beauvois J.- L., Dubois Socialisation et internalization des utilites comportealesment //J.-L. Beauvois, N. Dubois, W. Doise. La construction sociale de la personne. Grenoble, 1999. P. 217-228.

7. Berry J.W. Psychology of acculturation //Nebraska Symposium on Motivation. 1989. P. 201-234.

8. Doise W., Mugny G. Psychologie sociale, developpement cognitive. P., 1997.

 

Занятие №4

Основные направления исследований социализации

 

План

1. Проблема социализации: актуальный контекст исследования.

2. Основные теоретические подходы к анализу социализации.

 

Авторитеты науки

Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Л. Колберг, Дж. Ст. Холл, А. Гезелл, Р. Бенедикт, М. Мид, У. Бронфенбреннер, Б. Скиннер, А. Бандура, З. Фрейд, П. Блос.

 

Категориальный анализ понятий. Механизмы социализации, социальное научение, идентификация, социальное сравнение, социальная категоризация

Механизмы социализации, социальное научение, идентификация, социальное сравнение, социальная категоризация.

 

Литература

1. Кон И.С. Социологическая психология (избранные психологические труды).

– М.; Воронеж, 1999. – С. 60-124.

2. Крайг Г. Психология развития – СПб., 2000. – С. 23-31, 60-92.

3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995. – С.65 – 126.

4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000. – С.50-85, 390-404.

5. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст (проблемы становления личности).

– М., 1994. – С. 203 –234.

6. Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – С. 95-120, 124-129.

7. Социальная психология личности (в вопросах и ответах).

– М., 1999. – С. 34-58.

8. Camilleri C., Vinsonneau G. Psychology et Culture: concepts et methods. Paris, 1996.

9. Hovstede G. Culture s consequences: international differences in work-related values. Beverly Hills, 1980.

 

Занятие №5-6

Культура как агент социального влияния

 

План

1. Личность и культура.

2. Культура и когнитивные процессы.

3. Культура и социализация.

 

1.Культура и социальное поведение.

2.Культура и ценности.

3.Личность в историко-культурной перспективе.

 

Авторитеты науки

Р. Бенедикт, М. Мид, А. Кардинер, Г. Триандис, Д. Майерс, Л. Колберг, Э. Фромм, Л. Стоун

Категориальный анализ понятий

Индивидуалистическая культура, коллективистическая культура, независимое Я, взаимозависимое Я, социальная компетентность, кросскультурные исследования, типы социального характера.

 

Литература

1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., 1999. – С. 102-129, 149-200.

2. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М., 1984.

3. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

4. Майерс Д. Социальная психология .- СПб, 1997. – С.71-73, 112-115, 247-263.

5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996.

6. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1987. – С. 43-94.

7. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997.

8. Кле М. Психология подростка. – М., 1991.- С. 28-42.

9. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.- С. 110-165.

10. Кон И.С. Социологическая психология. – М.; Воронеж, 1999 . – С. 233-251.

11. Hill J.P. Research on adolescents and their families past and present //New Directions for Child Development. 1987. V. 37. P. 13-32.

12. Tajfel H. Human groups and social categories: Studies in social psychology. Cambridge, 1981.

13. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge, 1982.

 

 

Занятие №7

Институциональный уровень социального влияния

 

План

1. Семья как институт социализации.

2. Образовательные институты и личность.

3. Влияние средств массовой информации.

 

Авторитеты науки

П. Бергер, Т. Лукман, Х. Ремшмидт, Р. Бернс, Ф. Райс, Крайг Г., Д. Майерс, Собкин В.С.

 

Категориальный анализ понятий

Информационная интерактивность, референтность источника информации, сплоченность семьи, характер семейной коммуникации, модель социального мира, дидактическая доминанта образования.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000. – С. 227-256.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. – М., 1995. – С. 210-239.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986. – С. 119-168, 352-365.

4. Кле М. Психология подростка. – М., 1991. – С. 109-126.

5. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988. – С. 223-241.

6. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000. – С. 436-441, 479-487, 608-614.

7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000. – С.404-450, 484-512.

8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб, 2000. – С.31-100.

9. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М., 1994. – С. 135-147, 174-180.

10. Собкин В.С. Телевидение и образование: опыт социологических исследований 1980 – 1990 – х годов //Образование и информационная культура (социологические аспекты).

– М., 2000 – С. 11-78.

11. Marcus H.R., Nurius P. Possible selves //American Psychology. 1986. V. 41. P. 954-969.

 

Занятие №8

Групповой уровень социального влияния и влияние в межличностном взаимодействии

 

План

1. Основные феномены группового влияния.

2. Влияние «своей» и «чужой» групп.

3. Влияние в межличностном взаимодействии.

 

Авторитеты науки

С. Аш, С. Московиси, Ф. Зимбардо, С. Милграм, А. Тэшвел, Д. Картрайт, А. Зандер, Р. Чалдини, Дж. Брем, Агеев В.С.

 

Категориальный анализ понятий

Поведенческие интенции, агент социального воздействия, ингрупповой фаворитизм, аутгрупповая враждебность.

 

Литература

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М., 1990. – С. 57-102.

2. Аронсон Э. Общественное животное. – М., 1998. – С.160-162.

3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб., 2000. – С. 44-56, 60-100.

4. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 1991. – С. 83-105.

5. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 354-398.

6. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб., 2000. – С. 34-64, 67-109, 112-153, 192-214.

7. Kutner B., Wilkins C., Yarrow P.R. Verbal attitudes and overt behavior involving social prejudice //Jornal of Abnormal and Social Psychology. 1952. V. 47. P. 649-652.

 

 

Занятие №9

Ценностно-нормативная регуляция социального поведения

 

План

1. Понятие социального поведения и его регуляторов.

2. Нормативная регуляция поведения. Девиантное поведение.

3. Ценности и ценностные ориентации личности.

 

Авторитеты науки

Дж. Мид, Дж. Морено, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Г. Олпорт, М. Рокич, В.Г. Алексеева, Ю.А. Шерковин, В. Франкл, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Ядов, Ш. Шварц, У. Билски.

 

Категориальный анализ понятий. Социотипическое поведение, регулятор социального поведения, ролевое поведение, девиантное поведение

Социотипическое поведение, регулятор социального поведения, ролевое поведение, девиантное поведение, инновация, ценностная ориентация, ценность, терминальные ценности, инструментальные ценности, саморегуляция, гедонизм.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000. – С. 172-180.

2. Бобнева М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования //Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975. – С. 221-241.

3. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений. Социально-психологический подход к проблеме //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976. – С. 344-363.

4. Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – С. 197-227.

5. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов – на – Дону, 1998. – С. 39-53, 484-489.

6. Шорохова Е.В., Бобнева М.И. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения. – М., 1979. – С. 3-27

7. Greenwald A.G. Cognitive learning, cognitive response to persuasion, and attitude change //Psychological foundation of attitudes /Ed. By A.G. Greenwald. T.C. Brock, T.M. Ostrom. N.Y., 1968. P. 147-170.

8. McGuire W. Attitudes and attitude change //The Handbook of social psychology/ Ed. By G. Lindzey, A. Aronson. N.Y., 1985. V. 2. P. 233-346.

 

 

Занятие №10

Социальная установка: понятие, структура, формирование

 

План

1. Понятие аттитюда. История его изучения.

2. Структура и функции аттитюда.

3. Формирование социальных установок.

 

 

Авторитеты науки

Г. Олпорт, Дж. Мид, Л. Терстоун, Р. Лайкерт, М. Смит, Д. Креч, Р. Крачфилд, К. Ховланд, Р. Петти, Дж. Кочоппо, Ш. Чейкен, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищев, Л.И. Божович, Д. Брунер, Р. Уайт, Д.Кац, М. Розенберг, И. Лодж.

 

Категориальный анализ понятий

Аттитюд, установка, социальное приспособление, экстернализация.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996. – С. 288-303.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления).

– М., 1978. – С. 92-155.

3. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии /Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. – М., 1977. – С. 143-163.

4. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. – М., 1979. – С. 86-103.

5. Potter J., Wetherell M. Discourse and social psychology: beyond attitudes and behavior. Bristol, 1987.

6. Aizen I., Fishbein M. Understanding attitudes and predicting social behavior. N.Y., 1980.

 

Занятие №11

Изменение социальных установок

 

План

1. Исследования убеждающей коммуникации.

2. Когнитивные модели убеждающей коммуникации.

3. Теории когнитивного соответствия.

 

Авторитеты науки

К. Ховланд, И. Джанис, Г. Келли. М. Шериф, Р. Петти, Дж. Качоппо, Ш. Чейкен, Р. Голдмен, Ф. Хайдер, Г. Ньюком, Ч. Осгуд.

 

Категориальный анализ понятий

Латтитюд, когнитивные способности, коммуникативная ситуация, сенсорная модальность.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996. – С. 288-303.

2. Богомолова Н.Н. Современные когнитивные модели убеждающей коммуникации //Мир психологии. – 1999. — №3. – С.46-52.

3. Гулевич О.А. Убеждающая коммуникация / Под ред. Н.Н. Богомоловой, О.В. Соловьевой. – М., 1999.

4. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб., 2000. – С. 44-50, 145-186.

5. Пайс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб., 2000. – С. 62-78.

6. Fishbein M., Aizen I. Belief, attitude, intention and behavior: an introduction to theory and research. N.Y., 1975.

7. Goethals G.R., Cooper J., Naficy A. Role of foreseen, foreseeable and inforeseable behavior anconsequences in the arousal of cognitive dissinance //J. Of Personality and social psychology. 1979. V 37. P. 1179-1189.

 

Занятие №12-13

Влияние аттитюдов на поведение

 

План

1. Соотношение понятий «аттитюд» и «поведение».

2. Установки, предсказывающие поведение.

3. Личностные факторы, влияющие на взаимосвязь аттитюдов и поведения.

 

4. Влияние ситуационных переменных на взаимосвязь аттитюда и поведения.

5. Роль намерений во взаимосвязи аттитюдов и поведения человека.

6. Иерархическая структура диспозиций личности.

 

Авторитеты науки

Р. Лапьер, М. Фишбайн, А. Айзен, Л. Райтсмен, Р. Фазио, М. Занна, Л.Сивацек, У. Крано, М. Снайдер, У.Сванн, Г. Триандис, Э. Джонс, Г. Сигалл, Р. Пейдж, С. Милграм, К. Левин, Г. Левенталь, В.А. Ядов.

 

Категориальный анализ понятий. Альтернативный аттитюд, самомониторинг, намерение, субъективная норма, поведенческий акт, диспозиция личности

Альтернативный аттитюд, самомониторинг, намерение, субъективная норма, поведенческий акт, диспозиция личности.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996. – С. 288-303.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000. – С. 146-156.

3. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию. – М., 1998. – С. 190-195.

4. Гулевич О.А., Безменова И.К. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением. – М., 1999. – С. 54-86.

5. Майерс Дж. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 155-163.

6. Росс Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии. – М., 1999. – С. 100-119.

7. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности //Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975. – С. 89-105.

8. Gergen K.J. The concept of self. N.Y., 1971.

9. Schlenker B.R., Weigold M.F. Self-consciousness and self-presentation: being autonomous versus appearing autonomous //J. Of Personality and Social Psychology. 1990. V. 59. P. 820-828.

10. Sinnirella M. E[ploring temporal aspects of social identity: the concept of possible social identities // European J. of Social Psychology. 1998 V. 28 (2).

P. 227-248.

 

Занятие №14

Влияние поведения на аттитюды

 

План

1. Самопрезентация и ролевое поведение. Психология самоубеждения.

2. Когнитивный диссонанс. Психология самоправдания.

3. Самовосприятие и самоатрибуция.

 

Авторитеты науки

Э. Гоффман, Ф. Зимбардо, Л. Фестингер, Д.М. Карлсмит, А. Коэн, Б. Коллинз, Р. Хелмрич, Э. Аронсон, Д. Бем, С. Шехтер, Дж. Сингер.

 

Категориальный анализ понятий

Социальная роль, ролевая игра, самоубеждение, эффект недостаточного оправдания, самопрезентация, когнитивный диссонанс, самоатрибуция, самовосприятие, атрибутивная теория эмоций.

 

Литература

1. Аронсон Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы //Современная зарубежная социальная психология. Тексты /Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. – М., 1984. – С. 111-127.

2. Гулевич О.А., Безменова И.К. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением. Реферативный обзор. – М., 1999. – С. 86-123.

3. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб., 2000. – С. 103-141.

4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 163-194.

5. Frindte W., Kohler T., Schubert T. The public construction of the self in computermediated communication //Annual meeting of the International Communication Association. Jerusalem, 1998.

6. Young K.S. Internet Addiction: the emergence of a new clinical disorder //Annual meeting of the American Psychological Association. Toronto, 1996.

 

 

Занятие №15

Я- концепция как результат социального развития личности

 

План

1. Формирование Я – концепции: факторы и механизмы.

2. Структурные компоненты Я – концепции.

3. Изменчивость и стабильность Я — концепции.

4. Временные аспекты Я – концепции.

 

Авторитеты науки

К. Герген, Дж. Бин, С. Эпштейн, Р. Бернс, У. Джемс, И.С. Кон, М. Розенберг, Х. Маркус, П. Нуриус, Т.Хиггинс, М. Синнефелл.

 

Категориальнай анализ понятий

Социальная категоризация, самокатегоризация, самонаблюдение, самоверификация.

 

Литература

1. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности //Мир психологии. – 1999. — №3 – С. 140-147.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986. – С. 30-66, 225-245.

3. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М., 1984. – С. 158-170, 232-268.

4. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997. – С. 64-98.

5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000. – С. 219-240.

6. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.

7. Hovland C.I., Janis I. J., Kelley H. H. Communication and persuasion. New Haven, 1953.

 

Занятие №16

Социальная идентичность личности

 

План

1. Социально-исторические и гносеологические предпосылки становления проблематики идентичности.

2. Развитие представлений о понятиях персональной и социальной идентичности в социально-психологических концепциях.

3. Социально-психологические исследования формирования и развития социальной идентичности.

 

 

Авторитеты науки

Э. Фромм, А. Кардинер, Э. Эриксон, М. Шериф, А. Тэшфел, Дж. Тернер, К. Левин, М. Де Левит, Дж. Марсиа, Г. Родригес – Томэ.

 

Категориальный анализ понятий

Персональная идентичность, социальная идентичность, социальная категоризация, реализованная идентичность.

 

Литература

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. – М., 1990. – С. 201-211.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000. – С. 181-205.

3. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. – М.; Воронеж, 2000. – С. 30-51.

4. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. – М., 1991. – С. 133-158.

5. Социальная идентификация личности /Под ред. В.А. Ядова.- М., 1993.

6. Rodriguez – Tome H. Le moi et l autre dans la conscience de l adolescent. Neuchatel. 1972.

Занятие №17

Личность и современная информационная среда

 

План

1. Социализационное влияние новых информационных технологий.

2. Социокультурный подход к исследованиям Интернет — коммуникации.

3. Проблема социальной идентичности и Интернет.

 

Авторитеты науки

Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е., Смыслова О.В., Шапкин С.А., У. Фриндте, Т. Келлер, Т. Шуберт.

 

Категориальный анализ понятий

Социальные нормы коммуникации, социальная виртуальная реальность, виртуальная личность, информационное бытие.

 

Литература

1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1996. — №4. – С. 14-20.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность //Гуманитарные исследования в Интернете. – М., 2000. – С. 11-39.

3. Войскунский А.Е. Гуманитарный Интернет //Гуманитарные исследования в Интернете. – М., 2000. – С. 8.

4. Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты //Образование и информационная культура. – М., 2000. – С. 395-431.

5. Иванов Д.В. Критическая теория и виртуализация общества // Социологические исследования. – 2000. — №1. – С. 16-23.

6. Собкин В.С., Хлебникова М.В. Старшеклассник и компьютер: проблемы социального неравенства //Образование и информационная культура. – М., 2000. – С. 284-329.

7. Фриндте В., Келлер Т. Публичное конструирование «Я» в опосредованном компьютерном общении //Гуманитарные исследования в Интернете. – М., 2000. – С. 40-55.

8. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований //Психологический журнал. – 1999. – Т.20. — №1. – С. 86-102.

9. Keller M., Edelstein W. The development of socionormal meaning making: domains., categories and perspectives /Handbook of Moral Behavior and Development. V.2. N.Y., 1991.

 

Занятие №18

Изменения содержания социализации в условиях социального кризиса

 

План

 

1. Возможные уровни анализа социализации в условиях социального кризиса.

2. Исследования идентичности подростка в ситуации социального кризиса.

3. Проспективная идентичность современного подростка.

 

Авторитеты науки

Г.М. Андреева, Баклушинский С.А.. Белинская Е.П., Куликова И.В., Дубовская Е.М., Хелкама К., Слуцкий В.Н.

 

Категориальный анализ понятий

Социальная вариативность, социальный невроз, «социальное завтра», социальный стереотип, социальная сеть личности.

 

Литература

1. Абельс Х. Интеракция. Идентификация. Презентация. – СПб., 1999. – С. 201-244.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000. – С. 256-277.

3. Кон И.С. Социологическая психология. – М.; Воронеж, 1999. – С. 399-416.

4. Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету. – М., 2000. – С. 5-17, 105-120.

5. Социальная идентификация личности /Под ред. В.А. Ядова. – М., 1993.

6. Waterman A. (ed.) Identity in Adolescence: Processes and Contents. San-Francisco, 1985.

 

Вопросы к зачету по дисциплине «Социальная психология личности»

1. Социальная психология личности как самостоятельная предметная область.

2. Понятие социализации.

3. Социализация как инкультурация.

4. Социализация как интернализация.

5. Социализация как адаптация.

6. Социализация как конструирование социальности.

7. Основные теоретические подходы к анализу социализации.

8. Личность в историко-культурной перспективе.

9. Культура и социализация.

10. Институциональный уровень социального влияния (семья, образовательные институты, средства массовой информации).

11. Групповой уровень социального влияния и влияние в межличностном взаимодействии.

12. Понятие социального поведения и его регуляторов.

13. Нормативная регуляция поведения. Девиантное поведение.

14. Ценности и ценностные ориентации личности.

15. Понятие аттитюда. История его изучения.

16. Структура и функции аттитюда.

17. Личностные факторы, влияющие на взаимосвязь аттитюдов и поведения.

18. Влияние ситуационных переменных на взаимосвязь аттитюдов и поведения.

19. Роль намерений во взаимосвязи аттитюдов и поведения человека.

20. Иерархическая структура диспозиций личности.

21. Самопрезентация и ролевое поведение. Психология самоубеждения.

22. Когнитивный диссонанс. Психология самооправдания.

23. Самовосприятие и самоатрибуция.

24. Факторы и механизмы формирования Я-концепции.

25. Структурные компоненты Я-концепции.

26. Социально-психологические исследования формирования и развития социальной идентичности.

27. Социокультурный подход к исследованиям Интернет – коммуникации.

28. Проблема социальной идентичности и Интернет.

29. Исследования идентичности подростка в ситуации социального кризиса.

30. Проспективная идентичность современного подростка.

 

 

Вопросы к экзамену по дисциплине «Социальная психология личности»

1. Проблема личности в классической социологии и в первых социально-психологических концепциях.

2. Развитие проблематики социальной психологии личности.

3. Социальная психология личности как самостоятельная предметная область.

4. Понятие социализации.

5. Социализация как интернализация.

6. Социализация как адаптация.

7. Социализация как конструирование социальности.

8. Основные теоретические подходы к анализу социализации.

9. Личность и культура.

10. Культура и когнитивные процессы.

11. Культура и социализация.

12. Культура и социальное поведение.

13. Культура и ценности.

14. Семья как институт социализации.

15. Образовательные институты и личность.

16. Влияние средств массовой информации на личность.

17. Основные феномены группового влияния.

18. Влияние «своей» и «чужой» групп.

19. Влияние в межличностном взаимодействии.

20. Понятие социального поведения и его регуляторов.

21. Нормативная регуляция поведения. Девиантное поведение.

22. Ценности и ценностные ориентации личности.

23. Понятие аттитюда. История его изучения.

24. Структура и функции аттитюда.

25. Формирование социальных установок.

26. Исследования убеждающей коммуникации.

27. Когнитивные модели убеждающей коммуникации.

28. Теории когнитивного соответствия.

29. Соотношение понятий «аттитюд» и «поведение».

30. Установки, предсказывающие поведение.

31. Личностные факторы, влияющие на взаимосвязь аттитюдов и поведения.

32. Влияние ситуационных переменных на взаимосвязь аттитюда и поведения.

33. Роль намерений во взаимосвязи аттитюдов и поведения человека.

34. Иерархическая структура диспозиций личности.

35. Самопрезентация и ролевое поведение. Психология самоубеждения.

36. Когнитивный диссонанс. Психология самоправдания.

37. Самовосприятие и самоатрибуция.

38. Формирование Я – концепции: факторы и механизмы.

39. Структурные компоненты Я – концепции.

40. Изменчивость и стабильность Я — концепции.

41. Временные аспекты Я – концепции.

42. Социально-исторические и гносеологические предпосылки становления проблематики идентичности.

43. Развитие представлений о понятиях персональной и социальной идентичности в социально-психологических концепциях.

44. Социально-психологические исследования формирования и развития социальной идентичности.

45. Социализационное влияние новых информационных технологий.

46. Социокультурный подход к исследованиям Интернет — коммуникации.

47. Проблема социальной идентичности и Интернет.

48. Возможные уровни анализа социализации в условиях социального кризиса.

49. Исследования идентичности подростка в ситуации социального кризиса.

50. Проспективная идентичность современного подростка.