Эстетическое: его сущность и структура

Федеральное агентство по образованию

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.М.ГОРЬКОГО

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

_________________________

профессор В.П.Прокопьев

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курса

«Эстетика»

Общее количество часов – 48 часов

В том числе:

Лекций –36

Самостоятельная работа — 12

Отчетность – зачет, 5 семестр

Екатеринбург — 2006

Эстетика Программа учебной дисциплины психологического факультета / Автор: Юрлова Светлана Валерьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры.

Екатеринбург, 2006 – 13 страниц.

Утверждено:

На заседании кафедры Эстетики, этики, теории и истории культуры

Уральского государственного университета,

Протокол № 7

От 01.02.2006 года

Юрлова С.В. Уральский государственный университет им. А.М.Горького, 2006

Введение

Эстетика – важная мировоззренческая, историко-теоретическая и методологическая составляющая современного социально-гуманитарного знания. Являясь важным разделом философского знания, эстетика обращена и к актуальным проблемам современного культурного бытия, в первую очередь к проблемам современного искусства.

Цель курса

Приобщение студентов к основным проблемам и методологическим подходам эстетики как философско-гуманитарной науки, формирование у них осмысленного, понимающего восприятия и объяснения мира эстетических отношений искусства как необходимых компонентов культуры общества и человека.

12 стр., 5619 слов

Нравственные проблемы в современном кинематографе

СОДЕРЖАНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ .. 3 2. ФИЛОСОФИЯ КИНЕМАТОГРАФА .. 7 3. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ .. 9 4. ФИЛОСОФИЯ КИНЕМАТОГРАФА С ПОЗИЦИЙ ЖИЛЯ ДЕЛЁЗА .. 12 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ .. 15 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ... 17 1. ВВЕДЕНИЕ На протяжении всей истории философская мысль обсуждала проблему фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека — миром, природой, натурой и ...

Задачи курса

1. Раскрытьсущностные основания , фундаментальную роль и специфику эстетической и художественной сфер жизни общества и личности

  1. Освоение основных методологических подходов к эстетическому и художественному, выработанных в эстетике прошлого и современности
  2. Раскрытие механизмов развития и функционирования искусства как феномена культуры
  3. формирование у студентов потребности понимания разнообразия художественных явлений как классического, так и современного искусства.

Требования к уровню освоения содержания курса

Студенты должны:

владеть понятиями: эстетическое отношения , эстетический вкус, эстетический идеал, прекрасное , возвышенного, трагическое , комическое, художественное сознание, художественный образ, художественное восприятие, художественное творчество,

знать основные закономерности

механизмов и структур эстетического и художественного сознания возникновения, развития и функционирования искусства, современных художественных процессов

иметь представление об основных исторических этапах развития эстетики,, разнообразии языков искусства и художественных феноменов, специфике и психологии художественного творчества.

  • уметь анализировать эстетическую и художественную сферы культуры, объяснять и интерпретировать произведения искусства

Место курса в профессиональной подготовке

Курс читается на психологическом факультете в 5 семестре. Содержание курса органически связано с блоком дисциплин гуманитарного цикла: философией, культ урологией, этикой, историей Отечества. Кроме того, курс эстетики взаимодействует с рядом специальных дисциплин – этнопсихология, психология личности, психология творчества.

Содержание курса

Раздел I.Эстетическое и его модификации.

Эстетика как наука.

Эстетика как философская наука. Обоснование эстетики как самостоятельной сферы философии и как учебной дисциплины А.Баумгартеном («Эстетика, предназначаемая для лекций», 1750) и И.Кантом («Критика способности суждений».1790).

8 стр., 3817 слов

Планы семинарских занятий семинар 1 Эстетика как наука. Эстетическое отношение человека к действительности и его границы

Предмет эстетики, ее методы и задачи. Роль эстетики в современности. Соотношение этики и эстетики в философской традиции и в современной культуре. Эстетика и герменевтика: концептуализация чувственных эффектов и толкование художественных смыслов. Эстетика и искусствознание: границы между философией и историей искусств. Литература Адорно Т. В. Эстетическая теория. М., 2001. Александрова Р. И. ...

«Эстетическое» и «художественное» как макрообъекты эстетики. Всеобщие основания и закономерности эстетического и художественного отношения человека к миру как предмет эстетики.

Основные этапы развития эстетической мысли. Зарождение эстетики, ее существование в недрах философии, теологии, искусствознании. Классическая, неклассическая, постнеклассическая эстетика.

Единство философско-мировоззренческих, ценностно-нормативных и аналитически-герменевтических аспектов в эстетическом знании. Единство личностного, историко-культурного и всеобщего в эстетических теориях и оценках. Связи эстетики с гуманитарными и естественными науками. Прикладное значение эстетики.

Эстетическое: его сущность и структура

Природа и сущность эстетического как фундаментальная проблема эстетики. Основные типы решений этой проблемы в истории эстетики. Парадокс эстетического.

Эстетическое как субъект объектное ценностное отношение, направленное на универсальную гармонизацию мира человека, создание положительной чувственно-эмоциональной предметно-вещной среды и атмосферы самоутверждения человека.

Становление объекта и субъекта эстетического отношения в процессе формирования «мира человека». Генетическая связь утилитарного и эстетического. Эстетическая ценность, ее самодовлеющий «бесцельно-целесообразный» характер. Эстетическая ценность как выражение богатства предметных свойств объекта. Чувственная форма объекта как носитель эстетического значения и самостоятельный источник эстетического.

Эстетическое сознание и его структура

Эстетическое сознание как субъективное основание эстетического отношения, система информационных и психологических структур субъекта, осуществляющих это отношение. Социокультурная природа эстетического сознания. Индивидуальное эстетическое сознание как единство бессознательного и сознательного.

4 стр., 1887 слов

Эстетика 11

Тема: Декоративные и отделочные материалы План: Современная классификация декоративных и отделочных материалов Пространство архитектурной оболочки. Психология восприятия интерьера. Аранжировки в интерьере. Важность отделочных материалов в строительстве не вызывает сомнений — они не только делают  здания красивыми, но и позволяют защитить их конструкции от атмосферных и других ...

Эстетический вкус как особый психический субстрат и механизм эстетического сознания, личностная способность к актуализации эстетической реальности.

Эстетическая ценность и эстетический идеал как образная модель должного (необходимого и желанного) как прекрасного. Эстетическое самосознание личности и общества.

Основные модификации эстетического.

Прекрасное. Сущность прекрасного — эстетическое выражение оптимального соответствия мира человеку , гармонии мирочеловеческих отношений, идеального совершенства явлений, свободы человека.

Предметно-ценностные основания красоты объектов. Соответствие объекта практическим и духовно-психологическим возможностям человека. Формальное совершенство объекта: красивое, изящное, грациозное, прелестное. Содержательная человечность объекта.

Особенности переживания прекрасного: легкость, комфортность, радостность, гармония, свободная игра духовных сил человека.

Красота в природе и в мире вещей. Телесно-душевно-духовная красота человека. Единство эстетического и этического в прекрасном.

Безобразное как модус эстетического.

Возвышенное.Сущность возвышенного – эстетическое выражение выхода человека за пределы его собственных возможностей и мер. Содержание возвышенного – абсолютное, вершинное в природе, обществе и человеке. Божественное и нравственное как возвышенное.

Особенности переживания возвышенного. Внутренний драматизм его познания-переживания: от переживания собственной ничтожности и малости перед лицом Абсолюта к переживанию свободы и безграничности возможностей, приобщения бессмертию.

Низменное как модус эстетического.

Трагическое. Сущность трагического – эстетическое выражение утраты фундаментальных человеческих ценностей, невосполнимость и катастрофичность такой утраты. Неизбежность утрат как существенное содержание трагического. Антагонизм природного, социального и духовного бытия человека как причина и движущая сила трагического.

Трагический герой и типы трагического: трагическое — героическое и трагическое — жертвенное.

Особенности переживания трагического: постижение, ведущее к потрясению и очищению души (катарсис) и новому осознанию себя и мира.

14 стр., 6953 слов

Механизмы психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни

5 1 Курсовая работа Механизмы психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава I. Теоретико-методологические подходы к механизмам формирования психологической защиты у людей, ведущих здоровый образ жизни 1.1Современные подходы к понятию психологическая защита и механизмам ее формирования 1.2Психологические особенности людей, ориентированных на здоровый образ ...

Комическое. Сущность комического – утверждение ценностей через отрицание, через испытание смехом как ценностным «снижением». Комическое как жизнерадостная творческая игра свободного человека с реальностью.

Комическое несоответствие – предметная форма его бытия. Остроумие – способность выявления комических несоответствий.

Формы бытия комического: юмор, сатира, гротеск, их смысловые и смеховые особенности.

Раздел II. Философия искусства

Феномен искусства, проблема его сущности и социокультурных функций.

Сложность определения сущности искусства. Многообразие подходов к ее определению в истории эстетики и в современной эстетической науке. Анализ происхождения искусства как методологическая предпосылка для выявления его сущности.

Искусство как информационно-коммуникативная деятельностная система «Творчество – произведение – восприятие» \ «Автор – произведение – Воспринимающий». Органическая связь искусства с жизнью, культурой, внутренним миром человека.

Функции искусства по отношению к природе, обществу, человеку, культуре и самому себе. Универсальность ценностно-осваивающей функции искусства, его способности осваивать, сохранять и передавать все богатство и разнообразие культурных ценностей.

Произведение искусства, специфика художественного образа.

Произведение искусства как особый материально-идеальный предмет. «Художественность» произведения как целостное ценностное выражение его специфики, ее исторический характер. Радикальные изменения искусства и художественности в ХХ веке.

Художественный образ как специфический идеальный субстрат художественной деятельности, способ и пространство художественного освоения мира, бытия и общения в искусстве.

Специфика художественного образа. Единство объективного и субъективного, предметного и ценностного в образе. Интонационность и выразительность идеальной предметности образа. Ассоциативность, сигнальность и суггестивность художественного образа.

Основные типы художественного обобщения (идеализация, типизация, типологизация).

Жизнеподобное и условное в образе, функции художественной условности.

Образ как художественная реальность. Пространство и время, внутренняя логика и самодостаточность, самодвижение образа. Иллюзия действительности. Власть образа. Образ как форма иллюзорного и безусловного бытия человека. Единство внутри- и вне-находимости субъекта по отношению к художественному миру.

Специфика художественного восприятия. Искусство как «открытая модель».

Морфология искусства

Синкретические и нон-синкретические концепции возникновения видового многообразия искусства. Пространственные, временные и пространственно-временные искусства.

Графика. Точка. Линия и ее выразительные возможности. Линия и пространство. Линия и ритм. Рисунок и знак. Графика цветная и черно- белая. Гравюра и ее разновидности: линогравюра, литография, офорт, эстамп.

Живопись.Цвет и его выразительные возможности. Понятие колорита. Цветовая палитра и ее основа: темпера, масло, гуашь, акварель. Пространство и время в живописи. Понятие перспективы. Виды перспективы: линейная, воздушная, прямая и обратная. Значение композиции в раскрытии художественного смысла. Фактура и светотень как средства художественной выразительности.

Живопись станковая и монументальная. Фреска, витраж, мозаика, панно как виды монументальной живописи. Портрет, пейзаж, натюрморт, ню, исторический и бытовой жанры станковой живописи.

Основные направления живописи ХХ века: экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт.

Скульптура. Пространство и объем, контр-объем. Выразительные возможности материала: дерева, камня, глины, металла, пластмассы, стекла и т.д. Резьба, лепка, литье – основные формы создания скульптурных объектов. Монологическая и полифоническая скульптура.

Рельеф как тип скульптурного объекта. Виды рельефов: барельеф, горельеф. Композиция, перспектива, светотень – их роль в создании образа.

Круглая скульптура. Монументальная скульптура. Мелкая пластика. Бюст, статуя, конный монумент, скульптурная группа – основные жанры. Связь скульптуры и архитектуры.

Архитектуракак вид искусства. Язык архитектуры, архитектурное пространство, архитектурная среда и архитектурное произведение. Система изобразительно-выразительных средств архитектуры. Динамика архитектурного образа: проект, сооружение, образ. Взаимосвязь функциональных и эстетических элементов архитектуры. Денотация и коннотация в архитектуре. Системы архитектурных кодов. Интерьер как единица архитектурного целого. Картина мира в архитектуре. Архитектура и стиль. Направления и стили в архитектуре конца Х1Х – ХХ века: Ар Нуово, модернизм, постмодернизм, деконструктивизм.

Литература. Слово как материал литературы. Выразительные возможности слова. Особенности интонационной выразительности слова в различных художественных системах.

Роды литературного творчества: эпическое, лирическое, драматическое. Особенности эпического способа освоения мира. Историческое пространство и время. Понятие полифонизма и хронотопа. Со-бытие как содержание эпического произведения. Объективированность повествования, пластичность изображения, саморазвитие художественного мира – специфические черты поэтики. Основные эпические жанры: новелла. повесть, роман.

Особенности лирического освоения мира. Внутренний мир человека как объект лирики, переживания – ее содержание. Лирический герой – как субъект переживания. Стихотворная форма, особенности поэтического языка: ритм, метр, рифма. Основные лирические жанры.

Драма как род литературы. Действие – основа драматического повествования. Драматический герой. Специфика поэтики: диалогичность, динамизм, концентрированность действия, его завершенность. Пьеса как форма воплощения драматического содержания. Драматические жанры: трагедия, драма, комедия, мелодрама, трагикомедия.

Театр, его происхождение. Мистерии и становление профессионального театра. Эволюция сценического пространства. Особенности времени в театре. Театр как синтез пространственных и временных искусств

Актер и персонаж. Актерская игра. Игра-представление и игра-проживание. Маска, ее значение, типы театральных масок. Понятие «внутренней маски». Амплуа. Режиссер и режиссерский театр. Режиссерский театр Станиславского, Мейерхольда, Брехта. Современная отечественная режиссура: Ю.Любимов, М.Захаров, Р.Виктюк, Н.Коляда, А.Праудин.

Кинокак синтез выразительных художественных средств и технических приемов. Кадр как ген кинообраза. Художественные возможности кинокамеры. «Субъективная камера». Крупный, средний и передний план и их выразительные возможности. Монтаж как специфический художественный прием. «Медленный» и «быстрый» монтаж. Ритм. Понятие экранного времени. Жанры современного кинематографа.

Музыка. Звук физический и звук музыкальный., его специфика. Основные выразительные средства музыки: гармония, мелодия, лад, ритм, темп, тембр.

Модернизм и постмодернизм в искусстве XX века.

Глобальные метаморфозы культуры и их влияние на развитие искусства. Главные тенденции художественно-эстетического сознания: отказ от понятия «изящные искусства», конструирование как основа художественного о творчества, принцип коллажа, эстетизация повседневной среды, появление новых видов искусства.

Авангард как предтеча модернизма, его основные направления (экспрессионизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм).

Модернизм как символ XXвека Современные художественные практики и скульптура ХХ века: «мобили», «ассамбляжи», «инвайроименты», «инсталляции». Феномен массовой литературы, ее отличительные особенности и социо-культурная миссия.

Постмодернизм и его персонажи. Виртуальная культура и цифровое кино. Понятие спецэффекта. Компьютерная графика в современном кино. Проблема перспектив развития современного кинематографа.

Контрольные вопросы

  1. Эстетика как философская наука ее предмет и объект.
  2. Проблема природы эстетического.
  3. Особенности эстетического отношения.
  4. Эстетическое сознание , его сущность и структура
  5. Прекрасное и безобразное как категории эстетики. Красота человека.
  6. Возвышенное: сущность, содержание и специфика.
  7. Трагическое как категория эстетики. Трагическое в жизни и в искусстве.
  8. Природа комического. Основные формы комического в искусстве.
  9. Искусство как феномен культуры. Проблема происхождения искусства.
  10. Сущность искусства как философско-эстетическая проблема.
  11. Художественное сознание. Специфика художественно-образного моделирования мира.
  12. Художественный образ: специфика и роль в системе искусства.
  13. Структура произведения искусства. Диалектика содержания и формы.
  14. Структура художественного содержания. Проблема активности художественной формы.
  15. Особенности художественного восприятия.
  16. Искусство как открытая модель.
  17. Язык искусства его структура и специфика.
  18. Пространственные виды искусства.
  19. Временные виды искусства.
  20. Авангард как предтеча модернизма.
  21. Модернизм и его основные направления
  22. Постмодернизм в искусстве XXвека.

.

III. Распеделение по видам и темам работ

п\п

Наименование тем

Всего

Лекции

Практ.

Самост. раб.

1.

Эстетика как наука

4

4

2.

Эстетическое: его сущность и структура

6

4

2

3.

Основные модификации эстетического.

10

6

2

4.

Феномен искусства, проблема его сущности и социо — культурных функций.

4

2

5.

Произведение искусства, специфика художественного образа.

4

6.

Специфика художественного восприятия . Искусство как открытая модель

2

7.

Морфология искусства

6

2

8.

Модернизм и постмодернизм в искусстве XX века.

4

6

4

всего

48

36

12

Основная литература

  1. Адорно Т.В. Эстетическая теория М.,2001
  2. Бычков В.В. Эстетика М.,2004
  3. Кривцун О.А. Эстетика М.,2001

Дополнительная литература

  1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979
  2. Выготский Л.С. Психология искусства. М,1986
  3. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.,1991
  4. Грэм Г. Философия искусства. Введение в эстетикуМ.,2004
  5. Еремеев А.Ф. Границы искусства. М,,1987
  6. Закс Л.А. Художественное сознание Свердловск, 1990
  7. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.,1997
  8. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М,,2000
  9. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетичекая культура XXвека. М.,2003
  10. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.,2002
  11. Лукач Д. Своеобразие эстетического. М.,1985. Т.1,2.
  12. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.,2000
  13. Онтология искусства . Екатеринбург,2005
  14. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.,1991
  15. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.,1978
  16. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.,1972
  17. Фрейд З Художник и фантазирование
  18. Шестаков В.П. Эстетические категории М.,1983
  19. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М,,1992