18. реализация принципа наглядности в обучении психологии

18 Реализация принципа наглядности в обучении психологии

Наглядность в обуч. процессе:

— иллюстрация текста, конкретизация

— обобщение

Если мы знакомимся с методикой мы должны пропустить это все через себя

Наглядность это моделирование ситуаций в учебном процессе, т.е. не просто рассказать а показать как это

58 Две модели псих, службы в системе образования

Две модели:

  1. психолог внутри школы (удобно в том, что он знает все что происходит в нутру школы и коллектива, но плохо тем что информация может разойтись)

2) в не школа (сохраняется полная конфиденциальность информации)

2 Бессознательное в психике человека. Виды неосознаваемых процессов

Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний, действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного.

Выделяется особый слой или уровень бессознательного, называемый подсознательным. Бессознательное делится на: предсознние (что можно легко осознать), подсознание (вытеснение эмоционального напряжения) и надсознание (схемы действий, ритуал, традиции).

З. Фрейд пришел к выводу о важной, порой решающей роли бессознательного в жизни человека, З. Фрейд выделял три сферы психики человека: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» «Я» — сфера сознательного, «Сверх-Я» — социальное внутри человека, «Оно» — бессознательные влечения на основе принципа наслаждения. Фрейд редуцирует сознание к бессознательному, что ошибочно с точки зрения соотношения психического и физиологического. Но З. Фрейд впервые обосновал важное место бессознательного в психике человека.

3 . Основные методы психологического исследования

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

... коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание. Сознание — это одна из форм, ... в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому ...

Методы: 1) Организационные: сравнительное, лонгэтюдное, комплексное исследования; 2) Эмпирические методы: наблюдение (изучает явление в развитии; контролир.-неконтрол., включ.-невключ., полевое, лаборат., случайное), эксперимент (лаборат., естествен., констатирующ., формирующ.), психодиагностика (тесты, опросы (очный-заочный), анкета, интервью, беседа, социометрия) – материальные и временные затраты, анализ продуктов деятельности (количество и качество изделий, интенсивность труда, период утомления); 3) методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный анализ, описательная статистика. Методы моделирования, прогнозирования (универс. и спец.), анализ ошибочных действий; 4) методы коррекции: групповой тренинг, аутотренинг, психотерапия. Основные методы: наблюдение (внешнее (со стороны) внутреннее (самонаблюдение) свободное, стандартизированое, включенное, стороннее), опрос (устный, письменный, свободный. стандартизированный), тесты (тест-опросник, тест-задание, проективный тест), эксперимент (естественный, лабораторный), моделирование (математическое, логическое, техническое, кибернетическое).

4 Восприятие и его виды

Восприятие (одна из психических функций, называемая также «перцепция», от лат. perceptio — представление, восприятие) — сложный процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Восприятие объекта различно для разных субъектов; в то же время для конкретного субъекта восприятие данного конкретного объекта является ситуативным. Любое восприятие является контекстнозависимым, — в зависимости от контекста в совокупности ощущений, составляющих восприятие, выделяется тот или иной приоритет, влияющий на расстановку акцентов в восприятии. Поэтому, по приорирующему ощущению, выделяют следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое. обонятельное.

Восприятие присуще главным образом высшим живым существам; в слабых формах, позволяющих говорить лишь о начатках восприятия, нечто подобное можно обнаружить у существ средних стадий эволюции.

5 . Память и ее виды

Память — психофизиологический процесс:

— осуществляющий отражение и накопление непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта;

— выполняющий функции запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

типы памяти: генетическую (информация хранится в генотипе, передается по наследству. Г.П. у ч-ка – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание), иммунную, неврологическую и социальную.

структурные особенности памяти, связанные: с характером запоминаемого материала; с механизмами запоминания; и с длительностью хранения. В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения материала различают: долговременную (информация хранится очень долго), оперативную (информ. Хранится на определенный зарание заданный срок, для достижении цели, а потом информ. может пропасть),кратковременную (сохраняет обобщенный образ восприятия), мгновенную (удержание точной толькочто воспринетой картинки, отражение информации органами чусвт)

16 стр., 7615 слов

Психические процессы: восприятие и воображение

... индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека. Восприятие возникает на основе ощущений. Это более сложный психический процесс ... его качествами. В результате восприятия возникают образы предметов – представления. Процесс восприятия происходит во взаимосвязи с другими психическими процессами человека: мышлением, языком, чувствами, волей. Важную ...

По Рубинштейну. Выделяют такие виды памяти: моторная (движения, навыки, привычки), образная (зрительная, слуховая, осязательная и т.д.), логическую (память на мысли) и аффективную (память на чувства).

6 Процессы памяти

Память — психофизиологический процесс:

— осуществляющий отражение и накопление непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта;

— выполняющий функции запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Память служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Сохранение в памяти какой-то информации включает три процесса.

Первый из них — это запоминание и кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться.

Второй — это собственно хранение информации и ее связывание с той, которая уже есть в памяти.

Третий этап-это узнавание и воспроизведение хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили.

И есть еще один процесс: Забывание.

7 Мышление как психический процесс

Мышле́ние — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путем анализа и синтеза понятий.

Мышление (одна из психических функций) — процесс обработки информации головным мозгом.

Мышление – есть опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, которая является задачей и включает в себя цель соотнесенную с условиями. Мышление начинается с потребности что-то понять. М. совершается в виде операции, направленных на разрешение определенных задач, мыслительный процесс является активным, целеустремленным волевым актом. Совершающиеся в ходе мышления проверка, критика, контроль характеризуют мышление как сознательный процесс. Задача м. заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных

зависимостях. Раскрывая существенные связи м. обобщает. М. как познавательная теоретическая деятельность связано с действием – первичная форма мышления. Реальное м. – это движение мысли

3 стр., 1202 слов

Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, ...

... профессиональной специфики на функционирование психической познавательной деятельности (восприятие, память, мышление). Пример, конечно, гротескный. Что же такое психические процессы? Это такие психические явления, которые протекают в виде реакции, ...

Инструмент мышления – движение ротового аппарата. Физическое (проговаривание), тоническое (повышение речедвигательной активности), внешняя, внутренняя, эгоцентрическая речь.

Активизация мышления: 1) мотивация; 2) осознание способов мышления; 3) развитие мыслительных качеств; 4) развитие дивергентного (открытого) мышлени; 5) развитие умения саморегуляции. Процессы: понятия, суждения, умозаключения