Сем 2 д А. Тойнби Иконникова

А. ТОЙНБИ О ПОСТИЖЕНИИ МИРОВОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

О жизни и творческой деятельности

Имя английского исследователя философии истории Арнольда Тойн­би (1889-1975) приобрело широкую известность в сфере гуманитар­ного знания XX в. Его труды переведены во многих странах мира. Они привлекают широтой эрудиции, оригинальностью концепции постижения глубинных источников генезиса, роста и распада циви­лизаций в истории человечества, анализом социально-культурных и психологических последствий контактов между различными культу­рами в пространстве и времени.

Идеи Тойнби представляют несомненный интерес для современ­ности, ибо удивительно точно воспроизводят тревоги о перспекти­вах развития общества, поиски выхода из кризиса. Главный труд Тойнби — 12-томное «Исследование истории» (A Study of History). Первые 6 томов вышли в 1934-1939 гг., остальные — за период до 1961 г. На русском языке публиковались лишь отдельные главы или статьи, а в 1991 г. был впервые издан сборник, включающий наибо­лее важные главы его трудов, позволяющие достаточно полно по­нять концепцию Тойнби. В отечественной историографии его про­изведение традиционно называлось «Исследование истории», хотя современный перевод — «Постижение истории» более точен и глуб­же раскрывает общий смысл его теоретической конструкции. Следу­ет с благодарностью отнестись к данному изданию, позволившему, пусть и с большим опозданием, ознакомиться непосредственно с ав­торской точкой зрения на процесс исторического развития культуры, а не с ее критическим изложением.

Теперь — о его жизненном и творческом пути. Арнольд Джозеф Тойнби родился в Лондоне 14 апреля 1889 г. в семье с глубокими гуманитарными традициями, что оказало влия­ние на его научные интересы.

Он изучал античную историю в Баллиальском колледже в Оксфорде, в Британской ар­хеологической школе в Афинах, участвовал в экспедициях по Греции и островам Эгейского моря. Греко-римская цивилизация казалась ему особенно привлекательной и послужила исходной моделью в его культурологической концепции. В годы Первой и Второй миро­вых войн он работал в Информационном де­партаменте Британского министерства ино­странных дел научным консультантом по про­блемам Ближнего Востока. Приобщение к внешней политике значи­тельно расширило его кругозор, в течение 32 лет (1924-1956) он был постоянным автором ежегодных «Обзоров международных отноше­ний» Королевского института международных проблем. Но главным занятием всей его жизни являлось изучение истории. Он был профессором византийской и греческой истории в Лондонском универ­ситете, а с 1925 по 1956 г. — профессором-исследователем по между­народной истории в Лондонской школе экономики. Свою работу он продолжал до конца дней. Умер А. Тойнби 22 октября 1975 г.

10 стр., 4639 слов

Основные направления исследований школы.

... интегрирующей в себя все антропологические науки. Основные направления исследований школы. Основными направлениями исследований школы были: общая социология, ее теоретические проблемы, особенно социальная морфология ... эволюционной школы заслуженно принято считать выдающегося английского ученогоЭдуарда Танюра (1832-1917). В 1865 г. он опубликовал книгу "Исследования в области древней истории ...

Арнольд Тойнби — автор более 30 книг (не считая 12-томного «Исследования истории»), сотен научных статей, публицистических выступлений. Его работы отличаются глубоким интересом ко мно­гим проблемам современности. В переписке с историком-востокове­дом Н. И. Конрадом он называл себя историческим оптимистом, пре­исполненным веры в победу разума над силами зла, в предотвращение угрозы атомной войны, в слияние народов во всеохватывающую цивилизацию, единое человеческое сообщество с универсальным госу­дарством. Особенно он предостерегал от утраты духовности, пренеб­режения к вере, идеалам и ценностям. Тойнби критиковал марксизм за чрезмерность материалистической интерпретации истории, игнорирование личности, ее духовных возможностей1.

В мировой науке и высшей школе его идеи обсуждаются на кон­ференциях, опубликованы десятки книг о его творчестве, читаются специальные курсы. В отечественной науке его труды анализиро­вали Е. Б. Рашковский, Ю. Н. Семенов, Э. А. Араб-Оглы, Э. С. Маркарян, И. С. Кон и другие ученые. Как бы ни уникальны были культуры разных народов, в них действует общий закон исторической преемственности, связывающий эпохи.

Обращение читателя к самостоятельному пониманию смысла ис­тории культуры откроет множество оттенков богатой культуроло­гической концепции Тойнби, и эта внутренняя работа мысли — не­обходимое условие постижения истории. Любое краткое описание может быть лишь подобием путеводителя по сложной и многомер­ной культурологической концепции. При этом следует иметь в ви­ду, что теоретические позиции Тойнби основывает на огромном ис­торическом материале. Один лишь научный комментарий, дающий пояснения к русскому изданию «Постижение истории», занимает 73 страницы. К сожалению, в данном изложении многое придется опустить.

Необходимо отметить, что книги Тойнби — памятник челове­ческому трудолюбию, верности теме, которую он определил еще в молодые годы. Научные идеи изложены им столь увлекательно и ин­тересно, хорошим литературным стилем, далеким от сухого акаде­мизма, что это делает труды Тойнби понятными широкому кругу чи­тателей. Кроме того, в его позиции всегда виден наш современник, поэтому в рассуждениях о прошлом его больше интересует возмож­ность использования исторического опыта в преодолении кризисов, «отката назад», потери ритма движения. И в этих намерениях пости­жения истории Тойнби весьма поучителен, а нередко выступает как пророк.

Постижение смысла истории.

6 стр., 2591 слов

Культурологические концепции конца XIX — начала XX веков ...

... смыслом и ценностями своей культуры, что не позволяет познать сущностный "культурный смысл" изучаемой культуры. Чтобы адекватно понять другую действительность, другую культуру, ... так называемых циклах истории (правда, следует ... зрения Фрейда, является лишь иллюзией. В действительности ... культуры. Цель работы - исследование культурологических концепций конца 19 - начала 20 века (О. Шпенглер, А. Тойнби, ...

Центральная тема культурологии Арнольда Тойнби основана на по­стижении смысла истории. Эта проблема волновала Б. Кроче, А. Берг­сона, П. Тейяр де Шардена, Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, X. Ор-тега-и-Гассета, Р. Коллингвуда, К. Ясперса, П. Тиллиха, Н. Бердяева, П. Сорокина и многих других ученых.

Тойнби настаивает на рассмотрении истории отдельных цивили­заций как части универсума, в котором оригинальное и самобытное существует наряду со всеобщим, а история предстает в единстве про­странства и времени, длительности и непрерывности.

Главным деятелем истории выступает человек, его способность отве­чать на вызов, делать свой выбор среди возможных альтернатив приня­тия решений, откликаться на возникающие обстоятельства повседнев­ной жизни.

Подлинный предмет изучения истории — исследование челове­ческих отношений, ибо процесс исторического развития всегда пер­сонифицирован, в нем действуют люди, наделенные различными стремлениями, мотивами, склонностями, симпатиями и антипатия­ми, отношениями родства, вражды, господства и повиновения.

Такое «сгущение» социальных эмоций нередко игнорировалось историками из-за боязни быть обвиненными в субъективизме. Тойн­би возражает против «индустриализации» исторического мышления, ибо обращение с людьми как с предметами может иметь катастрофи­ческие последствия. Он сравнивает деятельность историка с диало­гом, в котором «живые учатся говорить живое слово о живых».

История культуры разворачивается как драма идей, столкнове­ние мнений, влекущих за собой триумф или поражение, фарс или трагедию. Непрерывность истории нельзя представить в виде скуч­ной, монотонной и однообразной схемы линейного движения, даже если оно идет по относительно восходящему направлению. Напро­тив, понятие непрерывности истории имеет значение лишь как сим­волический образ, на котором мы вычерчиваем контуры реального многообразия жизни. В вечно бегущем потоке надо увидеть изгибы живых струй, пороги и тихие заводи, вздыбленные гребни волн и мирную гладь отлива, сверкающие кристаллами торосы и причудли­вые наплывы льда, когда мириадами форм вода застывает в расще­линах ледников.

Это поэтическое сравнение подчеркивает сложность труда исто­рика, призванного воспроизвести необычайно разноликую картину реального мира культуры человечества.

И еще одно предупреждение высказывает Тойнби. Он опроверга­ет европоцентризм, обвиняет в ложности концепцию «единства ис­тории» на базе лишь западного общества, предписывающую всем ци­вилизациям повторение пути развития, пройденного Европой.

Тойнби сравнивает представление о прямолинейности движения народов с простейшим образом волшебного бобового стебелька из сказки, который пробил землю и растет вверх, не давая отростков и не ломаясь под тяжестью собственного веса, пока не ударится голо­вой о небосвод. В действительности происходит иное. Даже предста­вители одного и того же вида общества, оказавшись в одинаковых условиях, совершенно по-разному реагируют на испытания — Вызов истории.

Одни сразу же погибают; другие выживают, но такой ценой, что после этого уже ни на что не способны; третьи столь удачно противо­стоят Вызову, что выходят не только не ослабленными, но даже созда­ют более благоприятные условия для преодоления грядущих испыта­ний. Есть и такие, кто следуют за первопроходцами, как овцы за своим вожаком. Так непросто складывалась судьба цивилизаций в истории, но многое может быть применено к описанию и современной ситуации.

11 стр., 5465 слов

2. Понятие цивилизации 3

... человеческого общества в целом. А.Дж.Тойнби рассматривал цивилизацию в качестве «умопостигаемого поля исторического исследования», как систему, обособленность которой определяется значимостью связей между ее элементами. Цивилизации зарождаются, по мнению Тойнби, ...

Истоки европоцентризма, который Тойнби называет заблужде­нием историков, он видит в экономической и политической экспан­сии западной цивилизации, в результате которой около 60-70 госу­дарств оказались членами единой мировой системы. Но если это в некоторой степени допустимо по отношению к экономике и полити­ческим аспектам социальной жизни, то никак не может быть распро­странено на культуру, которая не только глубже первых двух слоев, но и фундаментальнее. «Вестернизация» затронула, несомненно, пер­вые две сферы, но «культурная карта» по-прежнему остается уни­кальной и самобытной, считает Тойнби.

Динамика развития локальных цивилизаций.

Всемирная история может быть представлена в виде древа, основа­ние которого, корневую систему, составляют так называемые «при­митивные» общества. Ссылаясь на западных антропологов, Тойнби называет приблизительно 650 таких обществ. Они были ограничены территориально, малочисленны и зачастую погибали в результате насилия. При этом Тойнби выражает несогласие с теми, кто утверж­дает, что это «народы, у которых нет истории»:

Разве нет вероятности, что все существующие ныне примитивные обще­ства — это сухие ветви когда-то живого древа и что их застывшее состоя­ние — эпилог бурной когда-то истории?

В свое время они были динамичными и внесли вклад в историю культуры.

Однако основное внимание Тойнби сосредоточено на последу­ющих обществах. Он называет их «локальными цивилизациями». Это устойчивые общности людей, объединенных духовными тради­циями и территорией проживания. Цивилизации равноценны, их не­возможно располагать по шкале «выше-ниже», каждая из них уни­кальна. Он допускает аналогию в их развитии с движением по улице, где можно обнаружить, что они сосредоточились в одном, весьма уз­ком, месте; позади них довольно большое пространство, которое они удачно преодолели, но и впереди достаточно длинный путь, по кото­рому еще никто не ступал.

Цивилизации можно разделить по происхождению на «первич­ные», возникающие непосредственно из примитивных обществ; «вто­ричные» — порождаемые на их основе, и «третичные» — из вторичных. К примеру, из «минойской» цивилизации возникает «эллинская» и затем уже «западнохристианская» и «восточнохристианская». Тем самым обнаруживается родство цивилизаций, которое Тойнби назы­вает сыновне-отеческими отношениями:

Главы истории любого отдельно взятого общества напоминают последо­вательные ступени опыта человека

Они похожи на отношения между родителями и ребенком: насле­дуются определенные свойства; находятся под опекой долгое время, затем обретают самостоятельность и собственный взгляд на мир; по­рождают новое потомство.

B классификации цивилизаций Тойнби использует два критерия: общность религии и степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло? Он приводит в тексте весьма под­робную таблицу расположения цивилизаций на карте всемирной ис­тории. Обобщая результаты своего исследования истории, Тойнби называет 21 цивилизацию в истории существования человечества? Он дает подробное описание каждой из них. Перечислим выделен­ные общества в последовательности, предложенной автором:

12 стр., 5715 слов

Философское учение об обществе

... не успев расцвести. Вначале Тойнби выделял 21, а затем 13 цивилизаций. Таким образом, всемирная история предстает у него как сумма историй отдельных цивилизаций, проходящих одинаковые фазы -- ... (представлен, например, в философии Г. Гегеля). Основная идея здесь следующая: история общества есть история саморазвития Абсолютной идеи, подчиняющейся определенным диалектическим закономерностям. Отсюда и ...

• египетское + андское;

  • китайское + минойское + шумерское + майянское;
  • сирийское;
  • индское + хеттское + эллинское;
  • западное;
  • православное христианское (в России) + дальневосточное (в Ко­рее и Японии);
  • православное христианское (основное) + дальневосточное (основ­ное);
  • иранское;
  • арабское + индуистское;
  • мексиканское;
  • юкатанское;
  • вавилонское

Жизнь цивилизаций весьма продолжительна, они занимают об­ширные территории, их население многочисленно. Имеют тенден­цию к распространению и поглощению других обществ. Судьбы на­званных цивилизаций различны: некоторые остались в виде архео­логических реликтов, другие мертвы и только немногие существуют в XX в.

В настоящее время, утверждает Тойнби, мы можем различить:

  • западнохристианское общество в католической, протестантской, лютеранской формах в странах Западной Европы, США, Австра­лии;
  • православно-христианское, или византийское, общество, располо­женное в Юго-Восточной Европе и России;
  • исламское общество, сосредоточенное в аридной (сухой) зоне, про­ходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Вос­ток от Атлантического океана до Великой китайской стены;
  • индуистское общество в тропической субконтинентальной Ин­дии к юго-востоку от аридной зоны;
  • дальневосточное общество в субтропическом и умеренном райо­нах между аридной зоной и Тихим океаном.

Более детальное изучение обнаруживает реликтовые общества, которые можно сгруппировать следующим образом:

  1. группа, включающая в себя монофизитских христиан Армении, Месопотамии, Абиссинии и Египта, несторианских христиан Кур­дистана и Малабара, а также персов (в Иране и Средней Азии до арабского завоевания и принятия ислама господствующей рели­гией был зороастризм);
  2. группа ламаистских буддистов махаямы в Тибете и Монголии, буддистов хинаяны на Цейлоне, в Бирме и Таиланде, а также джайнов в Индии.

Возможно, что представленный перечень ныне существующих цивилизаций не является исчерпывающим, ибо Тойнби не ставил такой задачи. К 21 цивилизации он добавляет еще четыре:дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская ипервая сирийская из кочевых и оседлых племен. По его мнению, хотя они и создали специфическую конфигурацию элементов куль­туры, но не развили ее, будучи поглощенными иной, более развитой цивилизацией.

Полинезийцы, эскимосы, кочевники относятся к числу «задер­жанных» цивилизаций, когда Вызов был настолько чрезмерным, что требовал наивысшего напряжения и не получил ответа должной ин­тенсивности. Религия и природное расположение имеют особое зна­чение в жизни цивилизаций, определяют самобытность культуры.

Каждая цивилизация проходит путь генезиса, роста, надлома и распада. Эти этапы можно проследить на историческом материале, что делает судьбы цивилизации сравнимыми между собойх сПроцесс зарождения цивилизаций имеет определенный ритм чере­дования статики и динамики, пассивности и активности. Чем мощ­нее сдерживающая сила инерции, тем большим импульсом должна обладать та энергия, которая способна ее преодолеть и «запустить маховик» дальнейшего роста.

17 стр., 8155 слов

Проблема конфликта цивилизаций в ХХII веке

... цивилизаций 1.1 Социальная философия Философия как мировоззренческая форма общественного сознания состоит из четырех частей: истории философии, философии природы (натурфилософии), философии общества ... межцивилизационные противостояния в мировоззренческую, идейную плоскость. В данном конфликте цивилизация выступает как кристаллизованная культура, как совокупность прошедших историческую селекцию ...

Тойнби отвергает значение таких факторов, как раса и среда для объяснения генезиса цивилизаций. Расовое объяснение человеческих поступков либо некорректно, либо ложно. Теория влияния природ­ной среды также уязвима, хотя в истории ей можно найти подтверждение. Географические условия были одной из причин зарождения таких цивилизаций:

  • «речная» — египетская, шумерская и, возможно, индуистская;
  • «нагорная» — андская, хеттская, мексиканская;
  • «архипелагская» — минойская, эллинская и дальневосточная в Япо­нии;
  • «континентальная» — китайская, индская и православно-христи­анская в России;
  • «лесная» — цивилизация майя

Территориальный фактор можно назвать сопутствующим, но не решающим.

Роль духовной элиты.

Цивилизация зарождается благодаря энергетическому импульсу, прорыву инерции покоя, когда она находит внутренние силы для Ответа на Вызов истории, что приводит к успехам в ремесленно-промышленной, торговой, художественной деятельности.

В местах зарождения цивилизаций человек сталкивался с Вызо­вом истории, тяжелейшими испытаниями. Суровые естественные условия создавали «стимул бесплодной земли», требовавший от лю­дей неимоверных трудовых усилий. Важно было не только дать От­вет, но и постоянно поддерживать созданные ирригационные систе­мы, источники энергии, способы земледелия.

Другим не менее важным мотивом в Ответе на Вызов можно на­звать «стимул новых земель». Таковыми были освоение новых терри­торий, миграции, войны, торговые пути. Они способствовали куль­турным контактам. Существует немало иных ситуаций, требующих мобилизации жизненной энергии народов: например, когда народы за­нимают положение «форпоста», отражая внешнее давление; или же си­туация, связанная со «стимулом ущемления», возникающим в резуль­тате бедности; расовой, классовой или религиозной дискриминации.

Чтобы возместить нанесенный ущерб, усиливаются компенсатор­ные механизмы, преодолевается инерция жизни, стимулируется раз­витие цивилизации. Таким образом, Вызов-и-Ответ рассматривают­ся как всеобщий закон генезиса цивилизаций. Однако возрастание силы Вызова сверх некоторого предела влечет за собой явление «сни­жающих возвратов», когда успех становится недостижимым и вызы­вает вместо вдохновения апатию. То же может произойти при сла­бом стимуле, который хотя и вызывает Ответ, но тот практически незаметен и не влечет за собой существенных перемен.

Чрезмерность давления, безграничность требований могут лишь замедлить, затормозить процесс развития. Исходя из этого Тойнби полагает, что

существует определенная мера суровости испытания, когда стимул Вызо­ва достигает наивысшей интенсивности. Назовем эту степень суровости оптимизмом.

Именно на отрезке «золотой середины» Вызов может стимулиро­вать максимальный Ответ.

13 стр., 6437 слов

Цивилизация и исторический процесс. Понятия сознания, познания, ...

... ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ИСТОР. ПРОЦЕССА Три подхода к истории общества: ... общества, религиозное благочестие). Цивилизация – религия (Тойнби) – Западная, Восточно-православная, Исламская, Индуистская, Дальневосточная. Африка Цивилизация – программа развития общества ... быть переданы последующим поколениям. Язык есть лишь одна из форм материализации сознания, ...

Зарождение, или генезис, цивилизации — лишь начальный период ее развития. Было бы неверным считать, что ее дальнейшая судьба предрешена и процесс роста будет происходить сам собой. На этом пути цивилизацию ожидают немалые испытания.

Рост цивилизации является поступательным движением. Циви­лизации развиваются благодаря порыву, который влечет их от Вызо­ва через Ответ к дальнейшему Вызову, от дифференциации к интеграции и снова к дифференциации. Этот процесс носит «кумулятив­ный» характер, что означает: изменения постоянно накапливаются и передаются от поколения к поколению. В макрокосме он ведет к овладению внешним миром, в микрокосме происходит внутренняя самоорганизация.

Рост цивилизации и ее могущество нередко связывают с террито­риальной экспансией, расширением границ, стремлением к распро­странению влияния, желанием проникнуть в самые замкнутые кре­пости. Тойнби негативно оценивает такую тенденцию, считая, что единственным социальным последствием подобных действий можно считать ретардацию, или замедление, роста, а иногда полную оста­новку и даже распад цивилизации. Он убедительно демонстрирует это на фактах истории.

Поскольку экспансия часто сопровождается милитаризацией, то она «подламывает» цивилизацию, втягивая локальные государства в междоусобные братоубийственные войны. В этом самоубийственном процессе вся социальная ткань становится горючим для всепожира­ющего пламени Молоха. В подобном случае географическая экспан­сия является социальной болезнью. Общество, переживающее упа­док, стремится отодвинуть день и час своей кончины, направляя всю свою жизненную энергию на материальные объекты гигантского раз­маха. В действительности это есть не что иное, как стремление обма­нуть агонизирующее сознание, обреченное своей собственной неком­петентностью и судьбой на гибель.

Рост цивилизации предполагает единение экономической, полити­ческой и духовной энергий. Растущая цивилизация объединяет разные виды энергии на основе внутренней гармонии. Экспансия разлагает их, противопоставляя друг другу, выдвигая экономические и полити­ческие интересы на первый план и порождая болезненный диссонанс.

Тойнби отвергает и технологический детерминизм как критерий оценки роста цивилизации. Весьма распространено суждение, что техническая вооруженность общества и успехи в деле покорения Природы являются показателем прогресса. Но он считает такой под­ход малоубедительным и ограниченным. Несомненно, технический прогресс — наиболее очевидное явление в истории культуры. Одна­ко на этом пути обнаруживается немало противоречий. Известны пе­риоды, когда техника развивалась, а рост цивилизации прекращался и начиналась стагнация, застой. Много примеров тому, когда техни­ка оставалась неизменной, а цивилизация делала значительный шаг вперед. Возражая против периодизации истории общества в зависимости от технических изобретений, Тойнби считает, что такой под­ход малопродуктивен. Многие технические изобретения «приходи­ли» в различные части мира в разные периоды истории, а иногда и вовсе их не достигали. Например, египетское общество не вышло за рамки бронзового века, а общество майя — каменного. И ни одно из известных обществ, кроме западного, не прошло путь из железного века в машинный. Однако это не дает права ставить западную циви­лизацию на высокий уровень, а майя — на низкий.

10 стр., 4818 слов

Коротич Г.В. Лекция по теме Философия общества

... авторитета научного знания и просвещения. Философы единодушно подчеркивали большое значение для жизни общества того, сколь просвещен и образован его правитель. Жан-Жак Руссо утверждал, ... человеческой жизни, грехами людей их временная организация. Государство одобряется лишь такое, которое живет в соответствии с Божественными заповедями. В эпохи Возрождения, Новое время. Просвещение общество ...

Еще более опасным является преувеличение роли технического прогресса в современном мире, когда освоение новых источников энергии не прибавило человеку мудрости или добродетели, не убе­дило его в том, что «в царстве людей милосердие более ценно, чем часовой механизм»1. Научно-технический прогресс сделал жизнь бо­лее обеспеченной, комфортной.

Верно и то, что дары индустрии являются также источником серь­езных бед. В некоторых случаях они несут в себе будущую трагедию, а современниками воспринимаются как тяжкое бремя. Человек ока­зался неподготовленным этически для столь щедрого подарка. Мед­ленное развитие нравственных начал привело к тому, что власть над Природой оказалась в его руках до того, как он овладел искусством владеть собой. Вызов, который в настоящее время брошен историей, имеет моральное значение, призывает силы добра сделать свой вы­бор, преодолеть нравственное убожество, интеллектуальную и ду­ховную деградацию в обществе.

По мере роста цивилизации поле действия Вызова-и-Ответа сме­щается из внешней среды во внутреннюю для разрешения проблем, трудностей и противоречий, возникающих в обществе.

Анализируя различные факторы роста цивилизации, Тойнби ут­верждает, что решающую роль в поисках Ответа играет творческая личность, но ее жизнь и судьба глубоко трагичны. Она неизбежно ломает привычные стереотипы действия, вступает в мир парадоксов, вызывая у окружения недоумение, восторг или зависть. Нередко об­щество приговаривает такого человека к смерти — физической или духовной, отторгает его или «выбраковывает», подобно тому как это делается в стаде, улье, косяке. Поэтому творческий порыв может оказаться для личности роковым.

Появление выдающейся личности вызывает социальный конф­ликт, масштаб которого зависит от того, насколько возвышается творческая личность в своих намерениях, проектах над инертным большинством. Ее усилия сталкиваются с сопротивлением тех, кто стре­мится все оставить без перемен. Такова плата за реформы, новатор­ство. Социальное равновесие, нарушаемое самим фактом появления выдающейся личности, может быть восстановлено либо ее победой и привлечением большинства на свою сторону, либо поражением.

Тойнби предлагает два варианта восстановления стабильности в обществе.

  1. Простейшее решение заключается в том, что все члены общества внутренне готовы принять преобразования и поэтому с радостью воспринимают новый порядок, новые формы жизни. Эта ситуа­ция возникает тогда, когда «идеи носятся в воздухе». Но и в этом случае новая творческая идея не способна покорить все общество. В нем всегда останутся силы, настроенные если не враждебно, то критически, и они составляют оппозицию. Акты социального твор­чества — удел либо творцов-одиночек, либо творческого мень­шинства. Г. Уэллс, известный английский писатель, назвал их «солью Земли», ибо эти люди способны посвящать свою жизнь отдаленным и величественным целям.
  2. Гораздо чаще встречается второй вариант: когда меньшинство совершает гигантский нравственный и интеллектуальный шаг вперед, большинство не разделяет новых идей и пребывает в косности. Такой «отрыв» может привести к катастрофическим по­ следствиям. «Стагнация масс является фундаментальной причи­ной кризиса»1, — делает вывод Тойнби. Поэтому так важно, чтобы первооткрыватели подтянули арьергард до своего уровня, ибо они лишь «дрожжи в общем котле человечества». Чтобы при­влечь на свою сторону большинство, разбить «кристалл обычая», избежать социального поражения, недостаточно лишь силы духа творческой личности. Необходимо развить в людях способность к восприятию «культурной радиации», стимулировать подражание духовно-нравственному порыву избранных перемен.

Но даже и в этой ситуации, когда возникает гармония между творческим меньшинством и большинством, жизнь не сразу входит в новые берега. Происходит болезненный процесс приспособления к новому окружению и его ценностям.

10 стр., 4587 слов

1 Часть. Тема №1. Философия, ее роль в жизни общества, круг ее проблем

... технического разума и его противники. Особенности информационного общества. Д. Белл, А. Тоффлер. Истоки и становление экзистенциализма. ... философии. Концепция «идеального государства» Платона. Сократ. «Трагедия жизни и смерти». Социально – этические взгляды Аристотеля. Первые ... существа – создание нашей религиозной фантазии. Это лишь фантастическое отражение нашей собственной сущности». Выделите в ...

Тойнби выдвигает двухтактную модель Ухода-и-Возврата, под­тверждаемую множеством примеров из биографий творческих личностей. Если идеи не воспринимаются современниками, то такой человек оказывается в «положении непризнанного гения», подверга­ется насмешкам и даже преследованиям. Это создает ситуацию вы­нужденного Ухода.

Таким путем временно преодолевается социальный конфликт. В за­точении, изгнании подобные люди были лишены возможности реа­лизации своих идей, но они не утратили энергии творчества. Уход дает возможность временного отступления для накопления сил и по­этому рассматривается как прелюдия Возврата.

апостол Павел, Будда, Конфуций пережили трагедию непризна­ния. Иногда творец завоевывает сердца людей посмертно, принося на жертвенный алтарь свою жизнь. В других случаях его возврату содействуют новые поколения.

Только время работает на то, чтобы были приняты заветы пророка.

Обращение к находящимся в изгнании за помощью в разрешении конфликтов, порожденных неспособностью найти выход из кризи­са, может стимулировать возврат творческой личности. Момент при­мирения обычно бывает краткосрочным, а чувство благополучия и стабильности порождает лишь иллюзию постоянства. Духовная пропасть между большинством и меньшинством остается. И тогда происходит снижение чувства и уровня творческих возможностей. «Соль теряет свой вкус». Дистанция между элитой и массой всегда должна сохраняться, ибо развитие общества происходит непрерывно, и достигнутая гармония сменяется новым Вызовом. Ритм чередо­вания Вызова-и-Ответа в истории подобен Воскрешению и Смерти, пассивности (Инь) и активности (Янь) — таков общий закон разви­тия и роста цивилизаций.

Сем 2 д А. Тойнби Иконникова — Стр 2

Смена ритмов Вызова-и-Ответа, Ухода-и-Возврата составляет основу движения от стабильности к утрате равновесия, кризису и конфликту и затем вновь к обретению устойчивости.

Пересечение полей активности и пассивности, творческого про­рыва и сопротивления определяет жизненную силу цивилизаций и со­ответствует периоду их роста.

Однако рост цивилизаций — не бесконечный процессу. Жизненные силы невечны, они ослабевают, истощаются жизненные ресурсы. Тойнби не согласен с утверждением Освальда Шпенглера, что обще­ства подобны организмам и каждому из них определен свой срок жиз­ни. Он называет данный подход проявлением слабости человеческо­го разума, склонного искать причину собственных неудач вне себя.

Надлом цивилизации.

Цивилизации, полагает Тойнби, принимают смерть не от внешних неконтролируемых сил или предопределенности судьбы, а от собст­венных рук.

Начало распада он называет Надломом. С чего начинается Над­лом цветущей цивилизации, как она утрачивает свои достижения?

Тойнби вновь обращается к идее взаимодействия между творче­ским меньшинством и инертным большинством.

Увлечь реформами очень важно, но не меньшее значение имеет закрепление их в повседневности, распространение в различных сфе­рах жизни, обретение устойчивости. Без защитного пояса традиций цивилизация идет к опасной черте. Неустойчивое положение, хаоти­ческое движение, неопределенность перемен сопровождаются бес­численными злодеяниями и деморализацией.

Другой причиной Надлома Тойнби называет потерю инициативы. Энергия общества уходит лишь на поддержание ранее достигнутого положения, а для движения вперед нет ни стимула, ни внутренних ре­сурсов.

Движение замирает, цели утрачены, а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

Творческое меньшинство, некогда инициатор изменений, лиша­ется прометеева огня и для поддержания своего авторитета опирается лишь на грубую силу. Лидеры вырождаются в правящее меньшинст­во. Добившись успеха, они успокаиваются, «почивают на лаврах» и озабочены лишь собственным благополучием. Наступает психологи­ческая катастрофа опьянения успехом. Правящая элита оказывается неспособной к творческим решениям, но продолжает удерживать в своих руках власть. Она теряет свои творческие потенции, впадает в пресыщение и необузданность, которые неминуемо ведут к гибели. Симптомом Надлома цивилизации является идолопоклонство. Тойнби определяет его как «интеллектуальное, морально-ущербное и слепое обожествление вместо целого части, твари вместо Творца и времени вместо вечности. Это одно из заблуждений человеческо­го духа, имеющее следствием превращение «высоких божественных трудов» в «мерзость запустения».

В реальной жизни это может проявиться во всеобщем поклонении отдельной личности, социальному институту, техническому средству.

Идолопоклонство приводит к бессмысленной растрате человеческой энергии, подталкивает к неравной борьбе, напрасному самопожерт­вованию, жесткому контролю, пресечению разнообразия, преследо­ванию инакомыслия.

Основной критерий и причина Надломов цивилизации заключа­ются во внутреннем взрыве, который приводит к утрате свойств са­моорганизации. Социальные трещины — следы этого взрыва — бо­роздят тело надломленного общества.

Taк Надлом приводит к Распаду цивилизации.

При «вертикальном» типе раскола общество распадается на ряд локальных государств, что служит основанием для кровопролитной братоубийственной войны. Междоусобные конфликты изматывают всех, порождают враждебность и военный психоз, стимулируя изо­бретение средств массового уничтожения. Эта война поглощает ре­сурсы, истощает жизненные силы. Общество начинает пожирать само себя». Не менее чем в четырнадцати из шестнадцати случаев Надло­мов цивилизаций главной их причиной была эскалация междоусоб­ных войн. Остановить их может сокрушительный удар по противнику и установление твердой власти и порядка.

Другой тип раскола — в «горизонтальном» делении общества, по­явлении новых слоев, сословий, общин, классов. Между ними могут складываться отношения вражды или сотрудничества. Но раскол есть порождение злых страстей, в нем сильны тенденции дезинтегра­ции. Распад цивилизации идет в общественных структурах и затра­гивает души людей, вызывая эмоции недоверия, зависти, зла, пере­оценку ценностей.

Правящее меньшинство занимает оборонительную позицию, вся­чески пресекая попытки обновления курса. Однажды удачно ответив на Вызов истории, оно воздерживается от повторения своих подви­гов, сопротивляясь переменам, сохраняя полученные привилегии. Если в прошлом творческое меньшинство было открытым и попол­нялось мыслящими людьми из различных слоев, то теперь оно пре­вратилось в замкнутую систему, группу, строго оберегающую себя от инициативных лидеров. Для него характерна социальная, духовная и душевная косность. Вызовы истории продолжают поступать, но они не получают Ответа.

Правящее меньшинство не в состоянии преодолеть кризис, ибо не желает ничем рисковать в страхе потерять «свое кресло». Оно упрямее «соляного столпа», в который превратилась жена Лота в нака­зание за то, что оглянулась на обреченные города. В силу своей косности правящее меньшинство приговаривает себя к неучастию в твор­честве и тем самым совершает «Великий Отказ». Оно утрачивает авторитет и привлекательность в глазах многих, ореол власти туск­неет и не вызывает желания подражать ему или поклоняться.

Правящее меньшинство еще продолжает удерживать свою власть, опираясь на насилие либо привлекая к себе «вундеркиндов», соблаз­няя их привилегиями и обещаниями. Правящее меньшинство неод­нородно, в нем Тойнби выделяет типы расточителя, палача и за­воевателя. Главной опорой становится универсальное государство, которое охраняет завоеванные привилегии.

Социальный раскол приводит к увеличению слоев, потерявших свое прежнее положение. Тойнби называет их «новые бедные». Сре­ди них беженцы, мигранты, разорившиеся аристократы, утратившие власть чиновники, разоренные крестьяне, бывшие воины. Мера страданий этих людей различна, но их объединяет общее состояние от­торжения от общества, неудовлетворенность, отчуждение. Их облик соткан из жестокости и ненависти, они беспощадны к своим пала­чам, обвиняя их в беззакониях и произволе. Это «горючий» матери­ал для бунтов и мятежей, ибо в жестокости они превосходят своих притеснителей.

Правящее меньшинство, опираясь на диктаторский режим и воен­ную технологию, подавляет всяческие восстания. На окраинах госу­дарства народы, находившиеся прежде под влиянием и протектора­том, тоже проявляют агрессивность, вступая в вооруженную борьбу с правящей элитой. В растущей цивилизации три мощных потока — экономика, политика и культура — объединены в одно целое, подоб­но белому цвету, «вбирающему» в себя все цвета.

В период упадка это единство распадается, при этом могут полу­чить преобладание либо экономический фактор, либо политические силы. Но почти всегда их усиление сопровождается снижением куль­турного влияния, происходит потеря нравственных ценностей. Среди выделенных трех элементов в жизни общества преобладающее зна­чение имеет культура. Она представляет собой «душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с этим экономический, и тем более политический планы кажутся искусственными, несуществен­ными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивили­зации. Как только цивилизация утрачивает внутреннюю силу куль­турного развития, она немедленно начинает впитывать элементы чуждой культуры. Культурное влияние оказывается куда более бла­годатным и полезным, чем заимствования в экономическом или же политическом плане». Соседи отворачиваются от общества, потеряв­шего свою душу и изменившего внешность, с пренебрежением отно­сятся к его культуре, хотя могут продолжать заимствовать техниче­ские достижения или социальные институты.

Тяжелейшим бедствием распада цивилизации Тойнби считает раскол в человеческой душе. Он проявляется в различных формах, затрагивает поведение, чувства, жизнь в целом. Духовный опыт рас­кола приобретает различные формы — от апатии, пассивности до бунта, мятежа. По мере нарастания социального распада альтерна­тивные решения становятся все более полярными. Они приходят на смену бездумному подражанию и конформизму в прошлом и пред­ставляют собой попытку выйти «из общей шеренги».

Пассивная форма поведения — отшельничество, общение с при­родой, разочарование в общественной деятельности. Активная аль­тернатива этому — самоконтроль, когда душа «берет себя в руки». В сфере чувств человек испытывает болезненную зависимость от сил зла, которые постоянно демонстрируют свою неуязвимость и непобедимость. Душа ощущает неизбежность своего поражения, тщетность усилий, неспособность к сопротивлению. Она попадает в «смесительный котел», где сочетаются несовместимые ценности и традиции. Активность ищет выхода в соединении человечества с Космосом и Богом.

Но в любых формах, пассивной и активной, проявляется стремле­ние человека обрести убежище, не втягиваться в конфликты. Это вы­ражено в новой формуле жизни, когда предпочтение отдается мик­рокосму вместо макромира. На фоне этих настроений появляются различные поиски смысла жизни, возврата к природе, возрождение прошлых традиций, обращение к будущему взамен настоящего. Тойн­би называет две наиболее типичные тенденции: архаизм и футуризм. Но обе формы представляют собой лишь попытки замазать трещины распада цивилизаций и приводят, в конечном счете, к разрушительно­му Насилию.

Утрата жизненного порыва выражается в чувстве непредсказу­емости будущего потока жизни, которое испытывает большинство людей в условиях распада. Эта боль есть наказание за грех идолопо­клонства, за воздвижение культа твари вместо Творца. Когда свергают кумиров, люди чувствуют себя обманутыми, и это сопровождается ожиданием неотвратимости наказания за догматическую веру. Спа­сение видится в покаянии, очищении от скверны, искуплении вины, в отречении.

Правящее меньшинство неудержимо движется к финалу. Оно при­носится в жертву, размывается новыми пришельцами, оттесняется на периферию истории, будучи не в состоянии ни ответить на новый Вызов, ни совершить самоубийство. Происходит «вульгаризация» правящего меньшинства, принимающая форму вынужденного парт­нерства с деловым миром, и это оказывается наиболее действенным средством в прорыве социальных барьеров. Философия правящего меньшинства быстро увядает, попадая под влияние религии. Рели­гия процветает, философия утрачивает прежнее влияние и привле­кательность. Первенство выскальзывает из рук правящего класса: он болише не способен обратить людей в свою веру.

Анализируя периоды Генезиса, Роста, Надлома и Распада циви­лизаций, Тойнби ставит вполне правомерный вопрос: что же ожида­ет общество и его культуру в будущем. Исторический процесс бес­конечен, хотя его локальные формы смертны. Одни разрушаются, оставляя лишь воспоминания о своем былом могуществе; другие продолжают существование, но в виде реликтов, не внося ничего но­вого; третьи дают начало новым формам. Болезненное разрушение привычных форм жизни слабому духом человеку представляется ка­тастрофическим, однако более проницательный взгляд может уви­деть иную тенденцию. Тойнби называет ее стремлением к высшему духовному единству и возникновению универсального государства. Но это очень отдаленная перспектива.

Выход из кризиса.

Пытаясь найти выход из кризиса, Тойнби подробно рассматривает три возможных пути: архаизм, футуризм и преображение.

1. Архаизм представляет собой попытку возвратить некоторые былые формы жизни, заставляет идти вспять, сквозь пороги и водо­пады, в надежде отыскать ту тихую заводь, что поглотила отцов в смутное время, о чем с горечью повествуют сохранившиеся предания. Архаизм — это тщательная и хорошо продуманная политика, цель которой — плыть против течения жизни, хотя при этом она требует от пловца определенного усилия и умений. В известном смысле ар­хаизм означает «замораживание» жизни. Порой архаизм стремятся выдать за возрождение, возврат к прежним символам, социальным институтам, религиозным праздникам, обычаям, обрядам, традици­ям, художественным стилям, культивируя интерес к родному, но за­бытому языку. Движение за возврат к прошлому, предпринимаемое в целях излечения душевной болезни, может быть принято лишь частично, ибо воспринятое некритически оно «открывает дверь для самых бесцеремонных и безудержных новаций»1. Архаист занят при­мирением Прошлого и Настоящего. Он либо уходит в Прошлое, ос­тавляя Настоящее, но тогда броня его убежища не выдерживает на­тиска Жизни; либо, пытаясь возродить Прошлое через Настоящее, скатывается на грань вандализма, ибо в Настоящем черты Прошлого искажены до неузнаваемости.

2. Футуризм представляет обратную сторону архаизма. Их на­правления различны, но способ один. Футуризм отвергает настоящее во имя незнакомого Будущего. Он основан на заимствовании якрбы передовых форм и вначале охватывает повседневную жизнь — моду, манеры, формы отдыха, виды искусства./Футуризм характеризуется нигилистическим отношением к наследию, отвергает устоявшиеся стили в политике, науке, искусстве и устремляется в будущее, под­держивая и утверждая различные формы новаторства. Но прогрес­сивность футуризма иллюзорна, и вскоре он исчерпывает творче­ский импульс.

Как архаизм, так и футуризм обнаруживает свою несостоятель­ность при выходе из кризиса. Но жизнь общества в период распада не может остановиться. Вызовы истории требуют Ответа. В этой си­туации все надежды обращены к лидерам, способным предложить новый путь. Тойнби пишет, что спаситель распадающегося общества может явиться с мечом, опираясь на Насилие. Меч может быть обна­жен или спрятан в ножны. Но в любом случае ужасный демон Наси­лия обнаруживает самоубийственную неуемность и время работает против тех, кто возлагает свои надежды на агрессию.

Иногда в роли спасителя может выступить политический пророк, находящийся в изгнании. Он окружен ореолом славы и благородства и часто бывает возведен в ранг мученика. Он использует «машину времени» для перехода из Прошлого в Настоящее. Но, как правило, его успех бывает временным и иллюзорным.

Еще одно средство спасения состоит в выдвижении лидером муд­реца, или «философа в маске короля». Первоначально его порывы благородны, но власть заставляет его отойти от гуманных устремле­ний, отбросить в сторону свод нравственных норм и воспользоваться мечом, который он предусмотрительно сохранил под мантией фило­софа. Тем самым он утрачивает мудрость, приобретая черты лицеме­ра, и это обрекает его на поражение, ибо «взявший меч от меча и по­гибнет».

Распад цивилизации нуждается в спасителе, который может вне­сти успокоение в человеческие души, а это возможно только силой Веры в Бога. Она указывает выход из того проклятого Града, в кото­ром оказалось общество.

3. Преображение заключается в создании универсального государ­ства и вселенской Церкви. Эта цель ведет к временной остановке со­циального распада, оживлению творческих сил и надежд. Рано или поздно универсальное государство тоже погибнет, и оживление пред­ставляет собой лишь достаточно краткую фазу, за которой следует неизбежное падение.

Универсальное государство — симптом социального распада, по­пытка взять процесс надлома под контроль, предотвратить падение в пропасть. Это «бабье лето» общества, последний всплеск тепла пе­ред сыростью осени и холодом зимы. Универсальное государство, несмотря на свой неизбежный крах в будущем, воспринимается его жителями как земля обетованная, как цель исторического прогресса. Именно в этом состоит третий путь — Преображение.

Но эти надежды иллюзорны, ибо в недалеком будущем универ­сальное государство неизбежно разрушится, будет опрокинуто втор­жением чужой цивилизации и на его руинах возникнет новое об­щество.

Источник иллюзии заключен в силе личного обаяния основате­лей универсального государства, в устойчивости веры в бессмертие, укрепляемой грандиозностью всех сооружений и учреждений. Не­малое влияние оказывает всеобъемлющий характер универсального государства, его тоталитарность, стимулирующая психологическое чувство социального единства.

Универсальное государство представляет собой последнюю фазу общества, а мираж бессмертия возникает вследствие ошибочного восприятия его как цели человеческого существования. В период смут и междоусобных войн, когда всюду льется кровь, а жестокость и нетерпимость становятся всеобщими, универсальные государства возникают, чтобы остановить кровопролитие, заменив борьбу со­трудничеством и кооперацией.

Беженцы, изгнанники, переселенцы, рабы и другие жертвы жестокого ве­ка при более человечном режиме универсального государства становятся купцами, профессиональными военными, странствующими философа­ми, миссионерами, то есть всеми теми, кто распространяет культуру, не прибегая, как правило, к насилию.

Для культурной композиции универсального государства харак­терна высокая степень разнообразия. Его изначальное предназначе­ние — установление мира и согласия, избавление от бед смутного времени. Одно из средств достижения согласия — в возрастании ро­ли религии в обществе, которая становится жизнетворным центром и ядром универсального государства.

Вселенская Церковь впитывает в себя энергию распадающейся цивилизации. Она выражает психологическую потребность людей в преодолении дискомфорта, вызванного смутным временем, откры­вая каналы для духовности, берет на себя нравственную и интеллек­туальную ответственность за состояние дел.

«Во времена успехов и процветания, — пишет Тойнби, — души людские глухи к зову духа, и, напротив, они улавливают даже слабый шепот его, когда суетные мирские дела заканчиваются катастрофой».

Сердца их смягчаются страданиями и горестями, и они вновь об­ращаются к Богу. Междуцарствия, нарушающие мирный ход исто­рии, влияют и на религиозную жизнь, вызывая вспышки духовного озарения и взрывы бурной активности. Религия выступает как сила, способная преодолеть политические и культурные барьеры, разде­ляющие разные цивилизации. Она переходит из категории социаль­ного наследия в предмет свободного выбора и предохраняет челове­ка от новой вспышки идолопоклонства.

Вселенская Церковь не означает слияния религий, а лишь под­черкивает их значение в духовном совершенствовании мира и чело­века. Вместе с тем Тойнби предупреждает, что церковь как социаль­ный институт не должна вмешиваться в политику, ибо если она по­падает в центр мирских событий, то может утратить свою духовную роль, претендуя на утверждение истины любыми средствами, вплоть до насилия.

Озарение души светом высших религий определяет духовный про­гресс человечества, ибо утверждает ценность Жизни, Любви, Мило­сердия и Мудрости.

Завершая изложение культурологической концепции Тойнби, следует отметить, что, исследуя судьбы цивилизаций, он утверждает идею общечеловеческого единства в многообразии:

Человечество нуждается в единстве, но внутри обретенного единства оно должно позволить себе наличие многообразия. От этого культура его бу­дет только богаче.

Изучая историю культуры, человек должен быть открыт прошло­му опыту, испытывая любознательность и извлекая уроки из процесса Зарождения, Роста, Надлома и Распада цивилизаций, для того чтобы находить блуждающий огонек истины в поисках выхода из периоди­чески возникающих кризисов и веру в бесконечность развития об­щества и его культуры.