Специфика драмы этого периода:
1) Подчеркнутость быта — герои проходят проверку Бытом (описание бытовых мелочей, диалоги — решения бытовых проблем, предметы быта становятся образами-символами. “быт сконцентрирован, сгущен так, что, кажется, исключает существование всякой иной реальности».
2) Традиции А.П. Чехова, — расширяют сценическое пространство. Внесценические персонажи, присутствие Истории и ее влияние — сценическое пространство расширяется до пределов картины жизни. музыкальность, мотивность, подтекст, неоднозначные персонажи, бессобытийность, глубокий психологизм, универсальность драмы, которая решается в рамках бытовой ситуации, чеховская концовка — неисчерпанность, открытость). Подтекст – в паузах, противоречии движения, мысли и высказывания
3) Процесс эпизации драмы. Элементы эпоса – притчи, сны героев, в расширенных ремарках ярко заявлен образ автора.
Арбузов. Имел репутацию камерного драматурга чеховской школы, как и Чехов он «не монументален». Пьесы историчны, Арбузов пишет о реальных событиях. Но это лишь исторический фон для рассказа о людях и судьба. Нет отрицательных героев (как и у Чехова нет абсолютных злодеев – можно это показать на примере «Вишневого сада»).
В каждом герое А. ищет целостность, прощение через приятие и понимание. суть видимо в глубоком психологизме и универсальности драмы, которая решается в рамках бытовой ситуации. Через частную бытовую общие философские проблемы (отцы и дети, проблема жизненного выбора, становление человека, тема одиночества).
«жизнь в пьесах внешне течет тихо, замкнуто в стенах.. а в это время нечто тревожное и неожиданное проникает в этот быт и все меняет вокруг» (характеры, отношения).
Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...
... исследовании поведения действием. Современные отечественные и западные авторы предлагают улучшить ситуацию при помощи учета следующих факторов: создание надежного и чувствительного инструмента ... стратегии совладания — проблемно-фокусированный и эмоционально-фокусированный копинг в специфических ситуациях стресса (например, болезнь, боль, потеря работы и т.д.). Исследователей другого, ...
Еще чеховские черты:
-подтекст
-второй план
-эмоциональный психологизм
-неисчерпаемость проблемы финалом пьесы ( чех. концовка)
Разрешение Арбузовым чеховских концовок.
Предмет драмы у Арбузова (как и у Чехова) – текущие процессы общественной жизни, необходимость изменить жизнь и невозможность сделать это здесь и сейчас. У Арбузова – «финал надежды».
Розов. Истоки традиций советской семейно-психологической, бытовой драмы, кот. отражает типические стороны нравственной жизни общества – в классчисекой драматургии (Чехов — кто бы мог подумать!).
«Чехов потряс меня правдой о жизни» — Р. Чеховское начало в перенесении на сцену «потока жизни», в освобождении от диктата сюжета, сложности психологического рисунка, бессобытийность внешняя – персонажи приходят-уходят, говорят, пьют чай.
Источник драматизма в повседневности — в быту и в жизни. «Слагается счастье и разбивается жизнь», Чеховская эстетика в многослойности общефилософских тем, которые слиты с естественным течением диалога.
-Сочетание элементов драмы и комедии, сложный эмоциональный сплав.
Вампилов.
-психологизм в сочетании с водевильностью
-богатство интерпретаций
-система лейтмотивов (например, другой жизни), паралеллизм сюжетных линий – «Прощание в июне», полифония.
-велика роль случая
-концентрированность действия
-символы чеховские (палисадник)
Закадровые звуки (вой ветра, шаги) как у Чехова Мелодико-ассоциативный звуковой ряд (струна, ветер в Чайке).
«Прошлым летом в Чулимске». — 71г
символика генетически восходит к Чехову. Если у Чехова вишневый сад, то здесь — палисадник. Инна: «ключ от сердца потерян» => деревни Ключи и Потеряиха. Героиня как бы возделывает свой собственный вишневый сад. Валентина — воплощение красоты и надежды. Частная жизнь — отражение глобальных проблем. Важен подтекст. Чеховский мотив потерявшегося героя, «уставший интиллигент»,