Режим дня детей раннего возраста. Режимные процессы .Основа нормального развития и правильного воспитания ребенка раннего возроста — режим. Режим — это распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне, пище), а также чередование различных видов деятельности во время его бодрствования.
Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов и кормления, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур. Режим способствует нормальному функционированию организма, является основным условием своевременного и правильного физического и нервно-психического развития, бодрого настроения, спокойного поведения ребёнка.
В результате точного соблюдения часов сна, бодрствования, кормления и определенной их последовательности у ребенка вырабатывается динамический стереотип поведения. Благодаря этому потребность в еде, сне возникает в установленное время, и предложение взрослого идти спать, есть, гулять не вызывает у ребенка возражений. Правильный ритм охраняет нервную систему от переутомления, благоприятно влияет на качество сна, характер и длительность бодрствования. Но формирование ритмичного чередования сна и бодрствования детей во многом зависит от условий их воспитания.
Исследованиями (Н. М. Щелованов) установлены качественные изменения и закономерности развития ребенка, бодрствования и сна у детей раннего возраста. Бодрствование — это деятельное состояние коры больших полушарий головного мозга и подкорковых отделов, находящихся в активном взаимодействии с окружающей средой. Длительность периода бодрствования определяется пределом работоспособности нервной системы. Наиболее существенную роль в поддержании активного бодрствования играют зрительные впечатления, полученные из наблюдения окружающего мира. После этого необходим отдых, сон. Чем меньше ребенок, тем короче периоды его бодрствования и чаще сон.
Сон — жизненная потребность человека. Он предохраняет нервные клетки от переутомления: во время сна восстанавливается их работоспособность. Сон характеризуется прекращением реакции на внешние раздражители, понижением, ослаблением восприимчивости органов чувств (слуха, (рения, осязания), снижением двигательной активности.
Бодрствование и сон — взаимосвязанные состояния нервной системы: после активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование.
Особенности физического воспитания детей раннего возраста
... зависимости от возраста, состояния здоровья, физического развития детей. 3. Физическое воспитание ребенка 1 года жизни Вся жизнь ребенка раннего возраста должна быть пронизана элементами физическое культуры, ... 10 человек, с детьми третьего года жизни по 10—14 человек). В физическом воспитании должен соблюдаться строгий дифференцированный подход: при назначении режима, питания, закаливающих ...
У новорожденного ребенка как сон, так и бодрствование аритмичны, эти периоды возникают хаотично и многократно в течение суток, и длительность их различна. Ребенок почти все время спит, по его сон беспокойный, прерывистый.
Наличие пищевой доминанты у новорожденного ребенка позволяет в первые дни жизни (на седьмой —- десятый день) выработать у него ритм кормления. Если ребенок сам не -просыпается к кормлению, первое время его надо будить, а к*концу второй недели жизни он будет просыпаться сам.
К концу первого месяца жизни устанавливается суточный ритм сна и бодрствования, который образуется под влиянием естественных различий в окружающей среде (чередование дня и ночи), условий жизни малыша и его суточной потребности в отдыхе. Устранение внешних раздражителей, вернее, сведение их до минимума, а также усталость к концу бодрствования служат основой для наступления сна. Количество внешних раздражителей (свет, предметы, звуки), воспринимаемых ребенком, днем увеличивается, а ночью резко сокращается, поэтому периоды бодрствования приходятся на день, а сон — на ночь.
Наиболее трудным этапом формирования режима является выработка дневного ритма: чередования бодрствования, сна и кормления. Дневной ритм устанавливается к 2—2,5 месяца. Так как к этому возрасту суточный ритм уже сформирован, бодрствование становится более спокойным, устойчивым, а активность малыша, возрастает. Но приучать ребенка к правильному чередованию сна и бодрствования в течение дня надо с первого месяца жизни. Прежде всего надо создать условия для быстрого засыпания и хорошего сна, а также для активного бодрствования в установленные часы.
Самым полезным и целесообразным методом приучения ребенка к многократному засыпанию днем в первые месяцы жизни является с о н на воздухе. Малыш привыкает спать на воздухе постепенно, начиная с 20—30 минут 2 раза в день в течение нескольких дней. Затем время сна на воздухе увеличивают.
Для поддержания активного бодрствования детей с первого месяца их жизни важно воздействие разнообразных раздражите-лей (разумеется, соответствующих возрасту и уровню развития).
Условия для бодрствования ребенка отличаются от условий для сна. Находящемуся в кроватке малышу меняют положение тела: то кладут его на живот, то опять на спину. Над кроваткой надо по-иесить игрушку, привести ее в движение; поговорить с ребенком, :»атем взять его на руки и пр. Эмоциональное общение с ребенком— одно из важных условий его активного бодрствования. Если для ребенка создаются подобные условия во время бодрствования, то к 2 месяцам он своевременно и быстро засыпает, про-сыпается к началу кормления и бодрствует определенное время, не утомляясь.
Ритм кормления определяется суточной потребностью малыша в пище, ее объемом, усваиваемым в одно кормление, и длительностью процесса усвоения. Но, кроме того, ритм кормлений тесно связан также с ритмом бодрствования и сна и зависит от него. Например, если ребенок 2—2,5 месяца активно бодрствует в течение 1,5 часа, спит до 2—2,5 часа, не просыпаясь, и выдерживает длительные промежутки между кормлениями, то его можно переводить на следующий возрастной режим с более длительными периодами бодрствования (до 2 часов) и 6 кормлениями (через 3,5 часа).
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... и чем раньше ребенок начнет приобщаться к этому виду деятельности, тем ярче и насыщеннее станет его жизнь. Важность и ... в человеческой природе, в присущем ей чувстве гармонии и ритма. Помимо процесса создания нового, Платоном было замечено особое ... искусства Платон считал "мусическое искусство" (звучание песен), где ритм и гармония несут благообразие. Ученый выделил две стороны творчества: ...
Однако если дети старше 2,5 месяца спят мало и недостаточно глубоко, если у них повышенная пищевая возбудимость (не выдерживают интервалы между кормлениями в 3,5 часа), то они нуждаются в режиме с 7 кормлениями через 3 часа и длительностью бодрствования не более 1,5 часа.
При составлении и назначении режима питания, особенно детям первого года жизни, нельзя исходить только из потребности их в пище. Ритм кормления через равные промежутки времени устанавливается с первых дней жизни малыша и сохраняется только до 9 месяцев, так как в этом возрасте даже самые незначительные опоздания с кормлением неизбежно вызывают капризы, возбуждение, крик, а это приводит к нарушению бодрствования, отказу ребенка от приема пищи. После 9—10 месяцев соблюдать одинаковые промежутки (через 4 часа) между кормлениями невозможно, так как днем ребенок спит 2 раза, период бодрствования его удлиняется. Если между двумя кормлениями ребенок сначала бодрствует, а затем спит или только спит, то промежутки между кормлениями можно увеличить до 4,5 часа. Если же между двумя кормлениями он только бодрствует, то интервал должен быть не более 3,5—3 часов, так как во время бодрствования чувство го-лода появляется быстрее.
Изменение ритма определяется также неоднородностью кормлений по консистенции и составу пищи, ее калорийностью, объемом и, значит, временем, через которое возникает чувство голода. Так, завтрак ребенка этого возраста менее насыщен, чем обед, но более сытный, чем полдник — самый «легкий» из всех приемов пищи. Поэтому самым коротким (3—3,5 часа) может быть интервал между полдником и ужином, а самым длинным — между обедом и полдником. Эти интервалы после 9—10 месяцев и до 3 лет у детей колеблются от 3—3,5 до 4,5 часа.
Очень важно установить правильную последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей ребенка. Наиболее целесообразна очередность, при которой он сначала ест, затем активно бодрствует и спит.
Ребенок может активно бодрствовать, если он выспался и поел. Кормить его надо в период наивысшего возбуждения пищевого центра, лучше всего после сна. Когда ребенок сыт, возбудимость
пищевого центра снижается, он неутомлен, следовательно, создаются наиболее благоприятные условия для активного бодрствования. Это лучшее время для общения с малышом, его обучения. Полноценный сон, в свою очередь, возможен лишь после спокойного и достаточно активного бодрствования. Равномерно и более полно пища усваивается, когда малыш бодрствует, действует, двигается. И наоборот, если процесс усвоения происходит во время сна, он беспокойно спит, сон неглубокий и поэтому не обеспечивает полноценного отдыха.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...
После 9—10 месяцев жизни меняется последовательность фи-зиологических потребностей малыша, что связано (так же как и изменение ритма кормления) с увеличением длительности его бодрствования и сокращением количества дневного сна. Если до 9 месяцев каждое кормление детей совпадает с окончанием сна и началом бодрствования, то с переходом на 2 дневных сна, а затем на один необходимость в кормлении ребенка не всегда совпадает с окончанием сна. Так, к 9 месяцам угасает пищевая доминанта, усиливается интерес к окружающему, поэтому сразу после пробуждения потребность в еде не возникает и организовать кормление малыша бывает трудно. Учитывая это, утром ребенка кормят не сразу после пробуждения, а примерно через 45 минут или на 1 час. Завтрак детей от 9 месяцев до 1 года 6 месяцев организуют по мере прихода их в ясли, обед — после первого дневного сна; кормят малышей также по мере их пробуждения. Полдник проводится после второго дневного сна или перед ним. Время его определяется длительностью пребывания ребенка в учреждении. Для детей круглосуточных групп целесообразно, чтобы полдник был перед вторым дневным сном. Тогда примерно через 1,5—2 часа после сна дети получают ужин, а после второго сна им можно дать питье, фрукты, витамины и др. Если же они уходят из яслей в конце дня, полдником следует кормить после второго дневного сна. Ужин дети получают за 1 — 1 час 30 минут до ночного сна.
Ребенок после 1 года 6 месяцев спит днем один раз, поэтому кормление может быть в середине и даже в конце бодрствования (обед, ужин).
С возрастом существенно изменяется не только длительность, но и характер бодрствования ребенка, его деятельность становится более разнообразной. Это способствует поддержанию активности на протяжении все более длительного времени. Однако выносли-вость нервной системы все еще остается сравнительно невысокой. Поэтому длительные однообразные занятия, одно и тоже положе-ние тела ведут к быстрому снижению активности во время бодрствования и появлению утомления. Чем моложе дети, тем больше они нуждаются в частой смене деятельности, изменении характера активности. Этим определяется и длительность занятий в детском учреждении.
Установлено, что лучшее время для занятий — первая половина бодрствования, когда нервная система ребенка находится в состоя-нии оптимальной возбудимости (но не сразу после еды, а спустя
30 минут).
Не следует проводить занятия сразу после сил, когда ребенок еще несколько заторможен, или после прогулки, когда он утомлен, непосредственно перед едой и перед сном, особенно ночным (малыш перевозбуждается, долго не засыпает).
С изменениями длительности бодрствования, сна и перерывов между кормлениями в течение первых трех лет жизни режим меняется несколько раз. Каждый ребенок должен жить по режиму своего возраста. Но длительность бодрствования и потребность в сне у детей одного и того же возраста может быть различной в зависимости от их индивидуальных особенностей. Пристального внимания требуют дети после болезни, в период выздоровления, физически ослабленные. Вследствие меньшей выносливости и работоспособности нервной системы, ослабленные болезнью, они нуждаются в более частом отдыхе, длительном сне.
Воспитание и развитие детей первого года жизни
... достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи: 1. Охарактеризовать детей первого года жизни. 2. Рассмотреть организацию режима дня для ребенка первого года жизни. 3. Раскрыть ... источников. Глава I. Характеристика раннего возраста и организация режима дня детей первого года жизни 1.1 Характеристика детей первого года жизни Основными новообразованиями младенческого периода являются ...
Иногда взрослые, идя на поводу у ребенка (случайный отказ от сна, длительное засыпание), преждевременно меняют режим — переводят его с трехразового дневного сна на двухразовый или с 2 дневных снов на один — на режим детей более старшего возраста. Следует помнить, что каким бы длительным ни был сон, он не может компенсировать затрат энергии при чрезмерно длительном бодрствовании малыша, в результате он переутомляется.
, Переводить детей на следующий возрастной режим надо с учетом не одного, а нескольких показателей, свидетельствующих о том, что физиологически ребенок уже подготовлен к этому. Надо учитывать: возраст ребенка; характер (систематическое очень медленное) засыпания или отказ от дневного сна; раннее пробуждение после дневного сна; сохранение активности до конца бодрствования; беспокойство после кормления и признаки голодного возбуждения, воз-никающего задолго до кормления (на первом году жизни).
Особенно труден для детей переход на режим с 2, затем с 1 дневным сном, так как при этом меняется не только ритм, но и последовательность проведения всех режимных процессов. Поэтому переводить на новый режим надо постепенно. Сначала сокращать длительность каждого дневного сна и увеличивать бодрствование, затем общее количество дневного сна за счет,, увеличения длительности каждого периода. До полного привыкания ребенка к новому ритму необходимо максимально сократить длительность его бодрствования, раньше накормить, сразу уложить спать и т. д. Воспитатель внимательно следит за поведением детей и своевременно сигнализирует старшему воспитателю и врачу о необходимости перевода того или иного ребенка на новый возрастной режим в соответствии с теми изменениями, которые произошли в его поведении (см. табл. 1).
Если в одной и той же группе находятся разные по возрасту дети, нуждающиеся в различном режиме сна и бодрствования, то необходимо установить 2 или 3 разных режима, четко подразделив детей на возрастные подгруппы. При разных режимах одни бодрствуют, в то время как другие спят. Это позволяет улучшить обслуживание малышей. Благодаря меньшему количеству одновременно бодрствующих детей воспитатель может уделить каждому из них максимум внимания, кроме того, они меньше устают.
Режим детей устанавливается на сутки, т. е. на время их пре-бывания в детском учреждении и дома. Хорошо зная условия работы и жизни семьи, необходимо посоветовать родителям, какой режим лучше установить для ребенка дома вечером и в выходной день, подчеркнув полезность проведения с детьми кратковременных прогулок в вечернее время перед сном. При этом снимается возбудимость и ребенок крепко спит.
В летний период (по сравнению с зимним) увеличивается время пребывания детей на воздухе. Учитывая это, при составлении режимов следует предусматривать проведение некоторых занятий с детьми на воздухе (гимнастика, подвижные игры, игры с водой, песком и др.).
Закаливающие процедуры проводить после прогулок, перед обедом.
Точное соблюдение режима имеет большое значение, однако возможны и отступления. Например, если заметно, что ребенок утомлен, его надо уложить спать раньше установленного времени; в случаях, когда он крепко спит днем, некоторое время его не следует будить, хотя по режиму ему пора вставать. Утром во время приема ребенка воспитатель выясняет, как малыш спал дома. Установив, что сон его был недостаточно крепким, следит, чтобы в этот день он дольше спал в яслях — укладывает его первым и по возможности поднимает последним. В группах даже с одинаковым возрастным составом детей иногда надо делить на 2 подгруппы с разными режимами.
Режим дня детей и подростков
... по режиму дня ребенка Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни малыша. От этого зависит его здоровье и правильное развитие. Всегда одни и те же часы кормления, сна, бодрствования ... налаживают деятельность организма малыша, ...
Показателем правильности режима является поведение малыша: он спокоен и активен, не плачет, не возбужден, не отказывается от еды, быстро засыпает, крепко спит и просыпается бодрым.
Во время бодрствования важна смена видов деятельности: са-мостоятельная игра должна сменяться занятием с воспитателем, игра в комнате — прогулкой. Необходимо создавать условия для двигательной активности и самостоятельной игры детей, эмоционального общения со сверстниками.
Во время бодрствования своевременно и в определенной пос-ледовательности должны выполняться все оздоровительные ме-роприятия (закаливание воздухом, водой, массаж, гимнастика и т. д.) и гигиенические процедуры (туалет, купание, мытье рук).
В режиме дня указывается также время приема, и ухода детей домой.
Для того чтобы в детском учреждении режим выполнялся четко, необходимо распределять обязанности персонала так, чтобы дети>в группе никогда не оставались одни. Например, воспитатель начинает кормление, а продолжает его няня, так как педагогу надо организовать бодрствование тех, кто уже поел. Распределение обязанностей составляется с учетом существующих реальных режимов дня группы и графика работы персонала. Смена воспитателей проходит в часы сна детей, а не во время их кормления или укладывания спать.
Таким образом, при составлении и назначении режимов дня детей раннего возраста необходимо учитывать следующее:
1. Возможная длительность бодрствования каждого ребенка определяется пределом работоспособности нервной системы.
2. Количество часов сна в сутки, количество и длительность каждого дневного периода сна обеспечивают своевременное и полное восстановление затраченной энергии, правильный ритм работы и отдыха нервной системы.
3. Ритм кормления должен быть согласован с ритмом бодрствования и сна.
Но недостаточно только установить правильный режим, очень важно методически правильно осуществлять все режимные процессы. От того, как организовано кормление, укладывание спать, какие приемы взрослые при этом применяют, в большой степени зависит физическое развитие ребенка.
Примечание. Здесь мы не предлагаем примерные режимы жизни детей раннего возраста, они даны в действующей «Программе воспитания и обучения в детском саду» (М., 1985).
Важно помнить, что, осуществляя режимные процессы, следует уделять должное внимание и индиви-дуальной работе с детьми. Проводить индивидуальные занятия надо во все периоды бодрствования, в свободное от »кормления и гигиенических процедур время.
При оргайизации и проведении режимных процессов важно соблюдать определенные правила:
1. Предложения ребенку идти спать, есть и др. должны совпадать с его потребностью. Это возможно, если точно выполняется режим, осуществляются наблюдения за поведением малыша с целью определения его состояния.
2. Необходимо создавать условия, исключающие неприятные ощущения ребенка. Условные связи у маленьких детей образуются легко и быстро. И если однажды малыш был чем-то огорчен, то он в дальнейшем будет к этому относиться негативно (например, плотно сжимать губы при виде ложки, хотя и «хочет есть, кричать во время умывания или купания).
Изучение особенностей общения матери и ребенка с церебральным ...
... проблеме ранней диагностики нарушений развития познавательной и речевой и двигательной деятельности детей с церебральным параличом. Детский церебральный паралич (ДЦП) - тяжелое заболевание ... психологической коррекционной работы, особенно в первые 3 года жизни этих детей способствует максимальному использованию компенсаторных возможностей детского организма: пластичности мозга, чувствительности ...
3. При введении новой пищи, новой процедуры (например, обливания) приучать ребенка к ним следует постепенно, создавая установку на действие.
4. Организуя проведение процедуры после игры или какой-либо деятельности детей, готовить малышей к этому надо постепенно, используя слово, соответствующую обстановку.
5. Начинать проведение режимного процесса следует тогда, когда нервная система ребенка находится в спокойном состоянии. Ничего нельзя делать в момент плача, возбуждения малыша.
6. Осуществлять индивидуальные подходы к детям, учитывая особенности поведения и уровень развития каждого ребенка. Нельзя обращаться ко всем детям сразу с предложением есть, показывать им, как надо держать ложку и пр.
7. С первых месяцев жизни малыша все свои действия, а затем
и ребенка взрослый сопровождает соответствующими словами.
Это настраивает малыша на предстоящее действие, вызывает к нему
интерес.
8. Во время каждого режимного процесса необходимо привлекать детей к активному участию в посильном для них деле. Это создает у них положительное эмоциональное отношение к процессу, способствует формированию навыков самообслуживания.
9. Не следует допускать, чтобы ребенок долго ждал каких-либо действий. Все процессы в дошкольном учреждении проводятся так, чтобы малышу не надо было ждать (например, когда другие дети будут готовы идти гулять и т. д.).
10. Необходимо соблюдать постоянство требований к ребенку, методики проведения режимных процессов и единство методических приемов со стороны всех взрослых, причастных к воспитанию малыша.
11. Осуществлять принцип постепенности при проведении режимных процессов в дошкольном учреждении.
Так, воспитательные воздействия взрослых при проведении режимных процессов направляются на поддержание положительного эмоционального состояния детей, создание установки на предстоящее действие, привлечение к нему внимания, оказание помощи малышу при выполнении им поручений, овладении необходимыми навыками.