речевое развитие ребёнка

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Предречевое развитие 3

2. Этапы голосового развития ребенка 5

3. Общение – основа речевого развития 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

ВВЕДЕНИЕ

Появившись на свет, младенец испытывает то, что психологи называют кризисом новорожденности. И в самом деле, в одно мгновение изменяются все привычные условия его обитания: из влажной среды ребенок переходит в среду воздушную; изменению подвергаются система питания, кислородный обмен. Все это не может не вызвать сильного стресса, последствия которого преодолеваются первый месяц жизни. В это время интерес новорожденного к окружающему миру сильно ослаблен. Как же начинают проявляться первые признаки языковой личности? как начинается путь усвоения системы коммуникации?

Язык – это гораздо большее, чем произносимые слова. Несмотря на то, что дети начинают понимать смысл слов только к концу первого года, они занимаются подготовкой задолго до этого, вовлекая окружающих их людей в разговор. Маленькие дети особенно восприимчивы к речи. Уже через несколько часов после рождения они двигаются в такт речи и поворачиваются на звук голосов.

В нашей работе мы подробно рассмотрим доречевое развитие детей, проанализировав каждый его из периодов.

1. Предречевое развитие

Активное освоение речи происходит на 2 – 3-м году жизни, однако уже в период младенчества он делает первый шаг на длительном пути предречевого развития, который позволяет ему произнести первые слова.

На любом этапе психического развития способность малыша понимать речь опережает его способность говорить. Специальными экспериментами установлено, что ребёнок ещё в утробе матери «узнаёт» её голос. Младенец выделяет человеческую речь, как особый сигнал, уже в первые дни жизни, а в возрасте 4 недель он уже может различать звуки .

Человек рождается с несомненными предпосылками к овладению речью: он обладает слухом, он сразу же издает крик при рождении — это его первая неосознанная фонация; он обладает рядом инстинктов и безусловных рефлексов, позволяющих ему реагировать на мир зрительно, осязательно, обонятельно и вкусом. Врожденным, например, является хватательный рефлекс и развивающаяся способность фиксировать взгляд на том или ином предмете. Лицо и все тело ребенка приспособлено для выражения первых (пока еще примитивных) эмоций, сигнализирующих о его состоянии. Позднее появится жест «дотягивания и обладания», связанный с объектом, привлекшим его внимание. Этот момент станет фундаментальным в становлении жестикуляции в целом: жест «дотягивания» вместе с мимикой и движением глаз впоследствии будет сокращаться и превращаться в указательный жест, который сохранится на всю жизнь. Безусловный рефлекс ощупывания ближнего предмета со временем превратится в описательный жест, как бы повторяющий контуры представляемого объекта («круглый», «квадратный», «большой» и пр.).

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория Викторовна (Родилась 12 апреля 1996г. в полной семье) – вдумчивая, разносторонне развитая девочка с хорошей успеваемостью. Быстро схватывает. Очень любит музыку, ходит в музыкальную школу. Хорошая пластика – занимается восточными танцами. Проявляет инициативу и первая идет ...

Весь первый год своей жизни ребенок старательно преобразует полученные по наследству рефлекторно-двигательные реакции — крик, хватательный рефлекс, поворот головы, направление взгляда и т. п. — в знаковые (протознаковые) средства общения. Превращение рефлекса в знак можно проследить на примере младенческих криков.

Крик — инстинктивная оборонительная реакция ребенка на любой испытываемый им дискомфорт: голод, жажду, боль, мокрые пеленки и т. п. Поначалу крик ни к кому не обращен. Однако довольно скоро на рефлекторном уровне младенец устанавливает связь между собственным криком и последующим устранением возникших неудобств. Крик обретает адресата, он делается прерывистым. Ребенок подаст голос и ждет: услышали ли его призыв. И если в течение паузы ничего не меняется — никто не подходит к кроватке, — крик возобновляется, иногда — с усилением экспрессии. Так крик обретает знаковые функции.

Другая рефлекторная реакция новорожденного — улыбка. Биологический смысл улыбки не прояснен до сих пор. Опрос многих молодых мам показал, что улыбка появляется на лице младенца в первые дни его пребывания на свете. Однако, как и крик, она поначалу не имеет адресата. Первое время улыбка -лишь физиологическое проявление удовольствия. Но уже после трех недель жизни ребенка она приобретает черты психологически обусловленного поведения: она становится своего рода жестом, адресованным взрослому. Впоследствии она войдет в «комплекс оживления» — радостную реакцию на появления в поле зрения младенца любого взрослого — и где-то к трехмесячному возрасту приобретет инструментальную функцию: будет направлена на то, чтобы вызвать ответную реакцию.

2. Этапы голосового развития ребенка

Говоря, о речевом развитии, мы говорим о становление голоса, как инструменте, помогающем воспроизводить и окрашивать нашу речь. Ниже приведены основные этапы голосового развития ребёнка.

Таблица 1

Этапы голосового развития ребёнка

Возраст ребёнка Звуки, речь

1 месяц Крик громкий, чистый с коротким вздохом

Издаёт отдельные звуки в ответ на разговор с ним

2 месяца Крик интонационно-выразительный

Начинает гулить

3 месяца Крик с отчетливыми интонациями

Певучее гуление

4 месяца Длительно гулит

Смеётся

5 месяцев Певучее гуление с цепочками звуков, смех, хныканье

17 стр., 8342 слов

Концепции одарённости и её развития

... концептуальные положения белорусских учёных относительно одарённости и её развития. Особенности развития одарённых детей Факторы развития и проявления одарённости. Одарённость как проблема генотипической и ... ребёнка. Общее и специфическое в эмоционально-волевой сфере и личностном развитии одарённых детей. Развитие потребностей у одарённого ребёнка. Высокая избирательность познавательной мотивации и ...

6месяцев Произносит отдельные слоги (начало лепета)

7 месяцев Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (2 – 3)

8 месяцев Громко, чётко и повторно произносит различные слоги

9 месяцев Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете

10 месяцев Подражает взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете

3.Общение – основа речевого развития

Хотя свои первые слова большинство малышей говорит уже после года, подготовка к овладению речью начинается с момента появления на свет. Звуки, которые издает новорожденный, — своеобразная попытка общения с окружающим миром. Каждый крик или плач является важным сигналом для родителей о том, что малышу требуется помощь. Принято выделять 4 основные причины детского крика: ребенок кричит, если чувствует холод, проголодался, заболел или нуждается в смене белья. Когда у малыша все хорошо, то он издает своеобразные звуки, так называемое „гуление”, и если родители начинают в этот момент разговаривать с ребенком, то это не только улучшает его настроение, но и способствует дальнейшему развитию речи. Педиатры советуют как можно чаще говорить с маленьким ребенком во время бодрствования — ведь общение является обязательным условием нормального развития малыша.

Примерно к концу первых 6 месяцев карапузы начинают пытаться подражать речи взрослых, произнося отдельные элементы услышанных слов. В детском лепете появляются новые, ритмично повторяющиеся звуки, которые постепенно складываются в отдельные слоги. Из них, как из кубиков, малыш пробует выстраивать слова. В этот период родители должны постараться при разговоре с ребенком не использовать искаженные слова. Это может замедлить дальнейшее развитие правильной речи.

Общение с маленьким человеком должно стать более активным. Нужно как можно чаще комментировать происходящее вокруг, наполняя смыслом каждое слово. Может быть, ребенок и не всегда сумеет понять то, что ему говорят, но воспринимая речь взрослых, он и сам попытается повторить услышанное .

Любой родитель в курсе, что маленький ребенок, не зная слов, мимикой, жестами, взглядами и звуками может сообщать о своих желаниях и потребностях. Малыш в общении использует так называемый протоязык — первичный язык.

Например, появление такого распространенного жеста, как покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия, многими специалистами объясняется насыщением новорожденного и отказом от пищи. Когда ребенок насосался молока, он, отказываясь от материнской груди, делает движение головой из стороны в сторону. Подобным образом детишки постарше вертят головой, чтобы увильнуть от ложки, с которой их кормят родители. У всех малышей наблюдается одинаковая последовательность появления жестов, а вот сроки появления могут разнится в пределах1—3 месяцев.Сначала родители умиляются жестам самовыражения, которые демонстрирует кроха. Каждая мамочка без слов поймет «ищущее» движение открытого ротика голодного крохи. Недели через три после рождения малютка всем на радость показывает первую улыбку .

23 стр., 11136 слов

Психокоррекция негативных отношений родителей к детям с проблемами в развитии

... поиску оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием ... при контактах с семьей, воспитывающей ребенка - инвалида. Вследствие того, что воспитание, обучение и в целом общение с больным ребенком является длительным патогенно воздействующим психологическим ...

В возрасте 2—4 месяцев кроха в ответ на голос мамы демонстрирует так называемый комплекс оживления: улыбается, гулит, машет ручками и ножками. Проявление комплекса оживления настолько важный показатель формирования детской психики, что его отсутствие в младенчестве должно насторожить родителей.

К 5—7 месяцам у малышей появляются жесты, которым никто их не обучал. Когда кроха недоволен и раздражен, он покачивает кистями обеих рук слева-направо или вверх-вниз. А легкие, частые постукивания кулачками по бедрам в сочетании с сияющей улыбкой выражают радость и возбуждение. В этом же возрасте ребенок овладевает первыми жестами воздействия: протягивает руки ладонью вверх в значении «дай», тянет обе ручки вверх — «хочу на руки», машет рукой, чтобы обратили на него внимание.

В возрасте 6—9 месяцев для выражения просьбы малыш может использовать указательный жест кистью руки вперед. Он научился отмахиваться или отталкивать рукой то, что ему не нравится. Разнообразнее становятся способы, которыми ребенок привлекает к себе внимание (например, малыш выкидывает из кроватки игрушки и ждет, когда подойдет взрослый, чтобы поднять их и заговорить с ним).

Разговаривая с человечком, можно заметить, что он буквально заглядывает в рот. Но в этом возрасте на малыша оказывает влияние не что вы говорите, а как вы это говорите. Для ребенка первостепенное значение пока имеют не слова, а интонация. Психологи провели любопытный эксперимент с участием девятимесячных малышей и их мам. Сначала мамы говорили своим детям ласковые слова, сопровождая их улыбкой и объятиями. И маленький человечек, словно зеркало, как мог, отвечал мамочке такими же благожелательными жестами и мимикой. На следующем этапе мамы говорили те же ласковые слова, но без улыбки. Отсутствовали и жесты-прикосновения. После 3 минут такого «безликого» общения малыши начинали проявлять беспокойство, переходящее в плач. На последнем этапе мамочки говорили все те же ласковые слова, но строгим резким голосом, мимикой выражая недовольство. Результат был предсказуем: все дети реагировали на мимику и интонации мам, игнорируя то, что они говорят .

Мимика — это важная составляющая процесса общения с ребенком с первых дней его рождения. Необходимо следить, чтобы выражение вашего лица соответствовало посланию, которое вы передаете крохе. Родители также должны совершенствоваться в понимании и считывании мимической информации с лица малыша, поощрять и стимулировать такое общение. Выражение лица, глаз может многое рассказать о ребенке, его состоянии и самочувствии. Невозможно переоценить значение первого взгляда, которым при знакомстве обмениваются взрослый и малыш. Этот ритуальный зрительный контакт может повлиять на дальнейшее отношение ребенка к вам. Глаза искреннего, доброжелательного человека при встрече излучают теплоту и радость. Но если ритуальный взгляд не соблюден, ваш новый знакомый (как маленький, так и взрослый) обычно чувствует себя проигнорированным или оскорбленным. Смотреть в глаза собеседнику — одна их составляющих успеха. Нужно иметь в виду, что смоделировать нужный взгляд очень сложно и для этого требуются определенные навыки. Многие родители справедливо считают, что силой внушения обладает твердый взгляд. Но помните, что взгляд твердый и взгляд неподвижный — не одно и то же. Пристальный взор, устремленный в одну точку, не может дать настоящего, теплого контакта и скорее произведет отталкивающее впечатление на взрослого, а ребенка просто напугает. Живой же взгляд постоянно блуждает от зрачка к зрачку, поэтому именно его можно считать элементом благожелательного контакта.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Но всегда ли, общаясь с крохой, нужно устанавливать зрительный контакт? Порой взрослые считают, что прямой взгляд может смутить человека, имеющего какойлибо изъян во внешности или заболевание (например, заикание).

Повинуясь «чувству приличия», родители и сами отводят глаза, и детишек учат дипломатично отворачиваться. Однако исследователь языка жестов Вера Биркенбилсчитает, что склонность смотреть мимо человека, непохожего на нас, говорит не о проявлении такта, а о желании скрыть собственную неловкость . Ребенок с какимлибо недостатком страдает от того, что его близкие никогда не забывают, что он «другой». Прямой обмен благожелательными взглядами только улучшит ваш контакт с таким человечком.

Общаясь с окружающими, мы, сами того не замечая, устанавливаем определенную дистанцию между собой и собеседником. Психологи называют ее зоной общения. Чем ближе расстояние между собеседниками, тем более близкие у них взаимоотношения. Зона интимного общения (не более полуметра) — это расстояние между самыми близкими людьми («близкими» они становятся и в самом прямом смысле слова).

На таком расстоянии обычно держатся влюбленные, родители и малыши. Психологические эксперименты выявили, что счастливые в браке супруги комфортно общаются друг с другом именно на этой дистанции. Но вы наверняка испытаете неловкость, если малознакомый человек попытается подойти к вам слишком близко. Когда от навязанного «тесного» общения становится действительно тесно, в крови вырабатываются гормоны стресса, и внутренне мы сразу переключаемся на самозащиту.

Ребенок чаще, чем взрослый, оказывается в ситуации, когдакто-тонавязывает ему свое общество. Но малыш не может заявить о своих правах на «неприкасаемость». В то же время многие родители уверены, что имеют право в любое время проникать в интимную зону своих детей. Малыши могут страдать и от «террора» поцелуев или объятий родственников и друзей дома, не подозревающих о том, что крохам это не нравится. Не забывайте, что дети, как и взрослые, при навязанном им тесном общении испытывают не только психологический, но и физический дискомфорт!

Почти все младенцы до полугода спокойно воспринимают чужие руки,но к 7—8 месяцаммалыши начинают избирательно относиться к общению. Если даже от любящей бабушки ребенок отворачивается, не стоит пытаться силой навязать нежность. Относитесь с уважением к нежеланию крохи идти на руки к вашим друзьям. Позвольте малышу в первые минуты знакомства общаться с ними на расстоянии. Конечно, нежность без прикосновений невозможна. Но прежде чем дарить ребенку объятия и поцелуи, убедитесь, что малыш положительно воспримет ваши дружественные жесты. Особенно это касается стеснительных детишек, родители которых стараются всячески перебороть «дикость» малышей, бестактно навязывая им «тесное» общение со взрослыми: «Маша, подойди к тете Кате, она тебя поцелует!»

14 стр., 6736 слов

Раздел 1. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной ...

... – уровень развития ситуативно-делового общения. Основными параметрами развития общения во втором полугодии жизни являются: инициативность ребенка в общении, чувствительность к воздействиям взрослого, средства общения, эмоциональная вовлеченность в общение, предпочитаемая форма общения. Описание содержания ...

Важно: чтобы маленький ребенок ощущал себя полноправным членом общения, он не должен смотреть на взрослого снизу вверх. Проявите уважение к человечку и опуститесь на корточки, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне .

Часто родители весьма скептически относятся к языку жестов, боясь, что это может затормозить речевое развитие крохи. Научные исследования доказали обратное. На этапе, когда речевое общение невозможно, жест поможет проложить путь от движения рук к первым словам.С 9—10 месяцев,когда у детишек появляются первые жесты передачи информации (приветствия, прощания), родители должны уделять достаточно внимания своим жестам. Сказать: «Иди ко мне» — одно, а широко раскрыть объятия — этот эмоциональный призыв никого не оставит равнодушным. Окружающим важно понимать жесты малыша и эмоционально реагировать на них. Движения телом, головой, руками оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Ведь первые слова кроха скажет именно во время движения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почти каждый ребенок практически с первых дней и даже часов своей жизни способен к эмоциональному и голосовому общению с матерью или другим лицом, осуществляющим повседневный уход за ним.

По мере того как ребенок взрослеет, его поведение меняется, расширяются его моторные и психические возможности.

Развитие речи — одна из важнейших, специфически человеческих форм коммуникации. В процессе овладения речью общее развитие ребенка получает колоссальный толчок. С помощью речи ребенок может сказать о своих желаниях, запросить и получить поддержку и одобрение, рассказать о том, что его пугает или тревожит. Родителям необходимо знать, как оценить развитие речи ребенка, потому что чем раньше замечено отставание в развитии, тем легче с ним справиться.

Овладение языком — это не процесс имитации готового, «впитывания» образцов, а процесс творческого познания, активного поиска закономерностей взаимоотношений элементов языка, поиск правил, по которым строится собственная речь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая родительская энциклопедия. Ребёнок и уход за ним. – М.:Изд-воЭксмо, 2005. – 400 с., ил.

2. Вера Биркенбил. Язык интонации, мимики, жестов.США, 2006г.

3. Ежедневник молодой матери– М.: Изд –во Эксмо, 2006. – 448 с., ил.

4. Журнал «Мой ребёнок». Февраль, 2013г

5. Журнал «Мой ребёнок». Сентябрь, 2011г

6. Журнал «Мой ребёнок». Апрель. 2010г.

7. Комаровский О.Е. Справочник здравомыслящих родителей. Часть первая. Рост и развитие. Анализы и обследования. Питание. Прививки. – Харьков :Клиником, М.:Эксмо, 2012. – 400 с.,ил.

8. Медицинская энциклопедия, Москва, 2000г.