Развитие творческих способностей детей

Содержание

1. Соотношение темперамента, характера и способностей 3

2. Психологическая характеристика понятия творческих способностей 5

3. Проблема формирования способностей в школе В.Д. Небылицына 9

4. Наследственность и социальная среда в развитии творческих способностей во взглядах зарубежных психологов 11

5. Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов 15

6. Классификация и клинические проявления психосоматических расстройств и заболеваний 17

7. Психическое реагирование на заболевания и психология соматически больного (личностные, возрастные особенности, типы психического реагирования) 19

Цитируемые источники 21

1. Соотношение темперамента, характера и способностей

Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для человека способы поведения [3]. Целостная структура характера человека образована отдельными его чертами, проявляющимися в отношении человека к другим людям; в отношении человека к самому себе; в отношении человека к делу; в отношении человека к вещам [19]. Формирование характера во многом предопределяется образом жизни человека и природными свойствами индивида (типом его высшей нервной деятельности).

Природные свойства индивида определяют его темперамент. Темперамент – это совокупность типологических особенностей человека, проявляющаяся в динамике, тонусе, степени уравновешенности его психической деятельности. Он зависит от физиологических особенностей и типа высшей нервной деятельности индивида и находит проявление во всех его действиях [18].

Темперамент и характер тесно связаны между собой и зависят от психофизиологических особенностей организма и типа высшей нервной деятельности. Но если темперамент изначально закреплен генетически и в течение жизни его свойства в основном постоянны и плохо поддаются изменению, то характер формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека [19].

Темперамент оказывает влияние на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика – в сосредоточенном обдумывании и т.п. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

3 стр., 1058 слов

Темперамент как индивидуально-психологическая особенность личности

... особенностей его психической деятельности, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. По иному - темперамент качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека ... Темперамент. Характер. ... темперамент входит в ткань многих высших интегральных характеристик личности. Благодаря этому повышаются их «плотность» и прочность, способность ...

Наряду с темпераментом характер связан и с такими свойствами личности, как способности. Способности – это индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности [6]. Они обнаруживаются в процессе овладения деятельностью и тесно связаны с общей направленностью личности и склонностями человека к той или иной деятельности. Способности делятся на общие (обеспечивают продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности), специальные (помогают достичь высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности) и способности к общению (проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе) [6].

Способности неразрывно связаны с характером. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как вера в свои силы и возможности, соединенная с высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу, умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой – трудолюбие как черта характера.

Способности тесно связаны с темпераментом и проявляются в динамике формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной деятельности. Как для темперамента, так и для способностей характерна высокая стабильность, однако в формировании способностей большую роль играют не только врожденные особенности (задатки), но и средовые факторы (система воспитания).

В целом, темперамент, характер и способности относятся к тем же индивидуально-психологическим особенностям, по которым люди существенно отличаются друг от друга. При этом природные свойства индивида и темперамент в известной мере определяют способности. Способности влияют на возможности включения человека в определенные виды деятельности, т.е. формируют его направленность……………………………………….

Цитируемые источники

1. Александер, Ф. Психосоматическая медицина: Принципы и практическое применение: пер. с англ. С. Могилевского [текст] / Ф. Александер. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 352 с.

2. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении [текст] / А. Анастази. – М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс. – 752 с.

3. Годфруа, Ж. Психология [текст] / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1992. – 576 с.

4. Губачев, Ю.М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений [текст] / Ю.М. Губачев, Е.М. Стабровский. – Л.: Медицина, 1981. – 216 с.

17 стр., 8066 слов

Организация деятельности преподавателя психологии

... психического. По названным выше особенностям изучения истории психологии и трудностям ее усвоения студентами можно сделать однозначный вывод: управление учебной деятельностью студентов, начиная от слушания ими лекций ... лекции должны читаться не в манере поверхностного описания фактов, простого пересказа книжных текстов, а в стиле проблемного изложения, в рассуждающей манере. А что касается ...

5. Дорфман, Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве [текст] / Л.Я. Дорфман, Г.В. Ковалева // Вопросы психологии. – 1999. – №2. – С. 101-111.

6. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей [текст] / В.Н Дружинин. – СПб: Питер., 1999. – 356 с.

7. Дьяченко, О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского [текст]/ О.М. Дьяченко // Вопросы психологии, 1996, №5.– С. 98-104.

8. Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ [текст] / В.И. Ефремов. – Пенза: Уникон, 2009. – 120 с.

9. Кант, И. Критика чистого разума [текст] /И.Кант.– М.:Мысль, 1994. – 592 с.

10. Клиническая психология: Учебник для вузов. 3-е изд. [текст] / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2008. – 960 с.

11. Кулаков С.А. Основы психосоматики [текст] / С.А. Кулаков. – СПб.: Речь, 2003. – 288 с.

12. Кудрявцев, В.Н. Ребенок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [текст] / В.Н. Кудрявцев, В.С. Синельников // Дошкольное воспитание. – 1995, № 9, С. 52-59.

13. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [текст] / Н.С. Лейтес. – М.: МОДЭК, 1997. – 448 с.

14. Лук, А.Н. Психология творчества [текст] /А.Н.Лук.–М.: Наука, 1998.–125 с.

15. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: справочник практического психолога [текст] / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 992 с.

16. Менделевич, В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина [текст] / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. – М.: МЕДпресс-Информ, 2002. – 608 с.

17. Мэй Р. Мужество творить [текст] / Р. Мэй. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008. – 160 с.

18. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий: Тексты [текст] / В.Д. Небылицын. – М.: Медицина, 1982. – 240 с.

19. Петровский, А.В. Психология [текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2000. – 512 с.

20. Психосоматические заболевания: справочник [текст] / под ред. Ю.Ю. Елисеева. – М.: АСТ, 2008. – 608 с.

21. Репина, Н.В. Основы клинической психологии: Учебник [текст] / Н.В. Репина, И.И. Юматова, Д.В. Воронцов. – Ростов: Феникс, 2003. – 480 с.

22. Смулевич, А.Б. Психосоматическая медицина [текст] / А.Б. Смулевич // Психические расстройства в общей медицине. – 2007. – № 1. – С. 3-10.

23. Тополянский, В.Д. Психосоматические расстройства [текст] / В.Д. Тополянский, М.В. Струковская. – М.: Медицина, 1986. – 384 с.

24. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии [текст] // Вопросы психологии. 1998. №4. – С. 123-135.

25. Шнайдер, К. Клиническая психопатология [текст] / К. Шнайдер. – К.: Сфера, 1999. – 236 с.

26. Юнг, К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэзии [текст] / К.Г. Юнг / Избранное. – Минск: Попурри, 2008. – 480 с.

27. Ясперс, К. Общая психопатология [текст] / К. Ясперс. – М.: Практика, 1997. – 1065 с.