Раздел 1. Социально-психологический тренинг общения

Тема Тема 1.5. Эффективные формы взаимопонимания

Цель: проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками,

препятствующие эффективному взаимопониманию, определить, какие условия следует

соблюдать, чтобы преодолевать барьеры в общении.

Теоретическая подготовка студентов: составить тезисы к статье (по выбору).

Едакова И.Б., Кузьмина О.А. Роль педагогической оценки в воспитании ребенка // Справочник

старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2009. — № 2.

Клепцова Е. Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения педагога к детям

//Дошкольное воспитание. — 2007. — № 4. — С. 92.

Клепцова Е. Детская нетерпимость //Дошкольное воспитание. — 2008. -№7.-С. 78. \

Русина Е. Личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: есть ли оно в

наших детских садах? //Дошкольное воспитание. — 2007. -№ 2. — С. 10.

Слепцова И. Основы личностно ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми //

Дошкольное воспитание. — 2007. -№3. — С. 74.

Задание 1

• Опишите из своей практики наиболее типичные ситуации взаимодействия и общения детей

с другими людьми. Способны ли дети в зависимости от возрастной группы дошкольников

описать межличностные отношения, готовы ли обсуждать причины обид, непонимания,

конфликтов? Приведите примеры.

• Проанализируйте ситуации поощрения или наказания, используемые взрослыми в

ситуациях взаимодействия с детьми разного возраста, выявите ситуации, в которых они

наиболее часто представлены. Как они могут отразиться на взаимопонимании между детьми

и взрослыми? Как оценки взрослыми поступков детей отразятся на формировании их

самооценки?

Какие стереотипы взрослых в вопросах поощрения и наказания детей Вы можете выделить?

Задание 2. Опишите из своей практики ситуацию стимулирования или порицания действий,

поведения и деятельности детей и проанализируйте: 1) опишите реакцию ребенка (речь,

невербальные характеристики, эмоциональное состояние) на ваши действия. 2) Как Вы

считаете: какие высказывания и невербальные средства общения (мимика, интонации и сила

голоса, поза, жесты и др.) в адрес детей преобладают в вашей практике: позитивные или

негативные, нейтральные или оценочные? какие высказывания Вы считаете наиболее

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

Развитие игры дошкольника во мно­гом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста. Дети 1,5—3 лет овладевают азами сюжетной игры — условным иг­ровым действием, замещающим реаль­ное действие с «настоящими» вещами. Условное действие всегда включает в себя два плана — это то, что де­лает ребенок фактически, и то, что это действие означает, какой смысл оно имеет. ...

эффективными? (прямые или косвенные, оценочные или нейтральные?) 3)Удается ли Вам

всегда верно определить мотивы поведения детей? Установите связь эмоциональных реакций

детей с поведением педагога ( со своими высказываниями).

Что необходимо, чтобы

взаимодействие педагога с детьми имело конструктивный характер? Какие приемы общения

педагога с детьми должны преобладать по Вашему мнению?

Как Вы понимаете (какое содержание и смысл Вы вкладываете в понятие) личностно

ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми. Выразите эту мысль кратко в

качестве своего педагогического кредо

Раздел 2. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в доу

Тема 2.1. ≪Во что играют наши дети?≫ задачи сопровождения игровой деятельности

дошкольников с учетом современных тенденций в сфере дошкольного образования

Литература:

1. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? // Воспитание школьников. — 1998. — № 4.- С.

33-34.

2. Аннаева М., Гайдаржи С. ≪Матрешка и пирамидка против компьютера≫. Родительское

собрание в форме судебного заседания // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 11. — с. 62.

3. Короткова Н. Формы игры в образовательном процессе детского сада // Ребенок в детском

с а д у . — 2 0 1 0 . — 3 4 . — С . 2-8.

4. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. — СПб.:

Речь; М.: Сфера, 2010. — 176 с.

Задание:

1_

Защита предложений по решению проблемы развития игровой деятельности дошкольников в

современных социокультурных условиях (тезисы к публикациям Н.А. Коротковой и О.В.

Солнцевой).

Роли: педагоги, родители, дети (мальчики и девочки) дошкольного возраста.

Тема 2.2. ≪Что читают наши дети?≫ (Сказки для мальчиков и девочек) сопровождение

познавательно-речевого развития дошкольников с учетом современных тенденций в сфере

дошкольного образования

Литература:

1. Асланова Ю., Попова О., Гамбарян 3. Приобщаем к чтению книг // Дошкольное воспитание.

4 стр., 1520 слов

Влияние семейного воспитания на социализацию современного подростка

Содержание ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________________3 Глава I. Проблема семейного воспитания в психолого-педагогической литературе____________________________________________________6 1.1. Обзор отечественной и зарубежной психолого- педагогической литературы по проблеме___________________________6 1.2. Воспитательная функция родителей в процессе социализации подростка ...

— 2 0 1 2 . — № 4 . — С . 55-58.

2. Гриценко 3. Своеобразие читательского становления // Дошкольное воспитание. — 2008. — №

2. — С. 15; Истоки и причины нечтения // № 4. — С. 33; № 7. — С. 33.

3. Гриценко 3. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста. К постановке проблемы

// Дошкольное воспитание. — 2010. — № 8.

4. Курбатова С. Книга — для мальчика, книга — для девочки. Опыт тендерного воспитания //

Дошкольное воспитание. — 2012. — № 10. — с. 30.

5. Страшно ли читать страшное? // Современное дошкольное образование. Теория и практика.

— 2009. — № 4.

Задание 1. Как можно определить ценность и роль детской книги в контексте современных

социокультурных условий (на основании изученной литературы)?

Анализ произведений детской литературы: составление золотого списка из десяти

лучших произведений классической детской литературы (разные жанры, основные сюжеты,

герои) для современных дошкольников. Подготовить доклады в микрогруппах, дать психолого-

педагогическое обоснование этого списка с учетом возрастных и тендерных различий детей

младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (для каждой возрастной группы).

Задание 2. Ролевая игра ≪Какие книги нужны мальчикам и девочкам? Мнение психологов,

педагогов и детей≫ (роли наблюдателей, взрослых и детей).

На основе подготовленных списков детской литературы защитить позиции педагогов, ≫

психологов, родителей, детей (мальчиков и девочек) относительно влияния конкретных

литературных произведений на становление читательских интересов детей.

По окончании игры выслушать мнение наблюдателей-экспертов, провести рефлексию.

Задание 3.

Подготовиться к обсуждению вопросов: ]

• Нужны ли ≪страшные≫ произведения для детей?

• Какие книги могут навредить ребенку?

• Почему дети зачастую любят монстров и уродов?

• Всегда ли страх — это плохо?

• В какой степени книги влияют на формирование личности ребенка?

3 стр., 1337 слов

Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по воспитанию межличностных отношении

... - процесс формирования межличностных отношении у детей дошкольного возраста. Предмет исследования - особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста Гипотеза: Воспитание межличностных отношении детей дошкольного возраста будет успешным, если: -воспитательная ... ребенка и влияние среды//Вопросы психологии., 2007 №2 26.Иванкова Р.А., Гербова В.В., Казакова В.Г. и др. Воспитание детей ...

Тема 2.3. ≪Мальчики — налево, девочки — направо≫ обсуждение проблемы становления

тендерной идентичности мальчиков и девочек в условиях семьи и детского сада.

Литература:

1. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют мальчики: тендерный подход в

образовании: Учебно-методическое пособие. — М.: ≪Цветной мир≫, 2013. — 96 с.

2. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют девочки: тендерный подход в

образовании: Учебно-методическое пособие. — М.: ≪Цветной мир≫, 2013. — 96 с.

3. Трубайчук Л., Евтушенко Н. Учет тендерной специфики в образовании детей дошкольного

возраста // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 7. — С. 35.

4. Т.Н. Доронова ≪Мальчики — налево, девочки — направо!≫ // Обруч. 2009. — № 3.

Задание:

Студенты распределяются в три микрогруппы и подготавливают выполнение заданий по

направлениям:

2

1. Анализ подготовленных тезисов статьи Т.Н. Дороновой ≪Мальчики — налево, девочки —

направо!≫ // Обруч. 2009. — № 3.

2. Анализ и защита коллективной рецензии на статью Трубайчук Л., Евтушенко Н. Учет 4

тендерной специфики в образовании детей дошкольного возраста // Дошкольное

воспитание. — 2011. — № 7. — С. 35.

3. Презентация в виде рецензии — рекомендации методического пособия для педагогов и

родителей по данной тематике.

Тема 2.4. ≪Детский сад моей мечты≫ создание развивающей предметно-пространственной

среды с учетом тендерной социализации мальчиков и девочек в условиях детского сада;

Литература:

1. Глушкова Г., Мусиенко С. Предметная среда действительно развивающая? // Дошкольное

воспитание. — 2008. — № 2. — С. 107.

2. Короткова Н.А. Домашний игровой уголок дошкольника // Ребенок в детском саду. — 2006. —

№ 3. — С. 83-87.

3. Короткова Н. А. К проблеме организации предметной развивающей среды для детей

старшего дошкольного возраста / Ребенок в детском саду. — 2007. — № 4. — С. 6-9.

15 стр., 7231 слов

Современное дошкольное образование детей и его психологические особенности

... . Начальная школа должна обеспечить максимально комфортный переход детей от модели воспитания, образования и развития, предлагавшейся в дошкольном учреждении, к учебной, школьной модели. Главной целью ... правила жизненного распорядка здесь строже, нормативы поведения более стандартны. Образовательная среда школы представляет собой совокупность менталитета педагогов, истории и традиций школы ...

4. Короткова Н.А. Предметная развивающая среда: подход к взаимодействию детского сада с .

семьей // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 2. — с. 28-30.

5. Поштарева Т., Мажаренко С. Развивающая предметно-пространственная среда как условие

формирования представлений об этнической культуре // Дошкольное воспитание. — 2008. —

№ 1 . — С . 43.

6. Ушакова О.А., Емельяненко Е.М., Конина И.И. Среда как средство социализации личности

дошкольника// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2010. — № 1.

7. Шмарина О.И., Тимошкина Н.И. Роль образовательной среды в развитии эстетической

культуры ребенка // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2009. —

№11.

Задание: Групповое обсуждение статей из рекомендованной литературы и обмен опытом

по следующим вопросам:

1. Анализ различных подходов и формулировка проблемы создания развивающей предметно-

пространственной среды в целях позитивной социализации детей дошкольного возраста.

2. Современные требования к организации развивающей предметно-пространственной среды

ДОУ

3. Перспективы развития развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

Разработка и защита проекта развивающей предметно-пространственной среды ДОУ через

10 лет

Тема 2.5. ≪Педагог и мода≫

Задание: Групповое обсуждение и обмен опытом по следующим вопросам:

1. Обсуждение проблемы ≪дресс-кода≫ современного педагога дошкольного образования с

18 стр., 8741 слов

Психофизическое развитие детей в дошкольном учреждении

... 2 Работа с кадрами дошкольного учреждения Современная практика работы дошкольных учреждений показывает, что далеко ... .: Логос, 2004. – 186 с. 12. Справочник по детской лечебной физкультуре /Под ред. Л. Фонарева ... социальной ситуации. Отношение ребенка к среде и среды к ребенку передается через его ... =Ребенок Предметно-манипулятивная Потребность в ориентировке, речь, система «Я» Дошкольное детство ...

учетом различных видов его профессиональной деятельности. Выработка оснований

(требований) для проектирования комплектов одежды с учетом возраста детей, сезона и

видов совместной деятельности.

2. Проектирование моделей одежды для педагогов дошкольного учреждения для проведения

подвижных и театрализованных игр, организации прогулок и труда в природе.

Тема 2.6. ≪Современный дошкольник и детский сад≫ особенности современных

дошкольников и своеобразие современной социальной ситуации развития, механизмов

социализации в современных социокультурных условиях дошкольного учреждения ‘≫

(игровая, познавательно-исследовательская деятельность и общение).

Литература:

3__

1. Внимание: современный ребенок // Современное дошкольное образование. Теория и

практика. — 2009. — № 2.

2. Карабанова О.А. Не надо ребенка воспитывать, с ним надо просто жить, уважая его

личность // Современное дошкольное образование: теория и практика. — 2013. — № 5 (37).

С. 20-25.

3. Комарова О.А., Аделева Р.Н., Вятская Н.В. Группа ДОУ глазами современных

дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2010. — № 8.

4. Кохан О.Н. Портфолио группы ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного

учреждения. — 2010. — № 12. ≫

5. Юдина Е.Г. Позиция педагога: авторитаризм и партнерство // Вопросы психологии. — 2005. —

№4.

6. Юдина Е.Г. Позиция взрослого во взаимодействии с ребенком дошкольного возраста //

Теоретическая и экспериментальная психология. — 2009. — Т. 2. — № 2.

Задание: Групповое обсуждение статей из рекомендованной литературы и обмен опытом

по следующим вопросам:

1. Учебная конференция: образ современного дошкольника по материалам статей и

обобщению и анализу материалов педагогического опыта.

2. Профессиональные позиции педагога дошкольного образования в современном

образовательном процессе ДОУ (по материалам статей).

Тема 2.7. ≪Семья и детский сад≫

Цель: содействовать формированию представлений студентов о современных подходах к

10 стр., 4997 слов

Организация режима пребывания детей в дошкольном учреждении

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД   Воспитатели: Фаткуллова Э.Х. Казакова Р.Т. Ахмалудллина Г.Х. Багитова А.З.   2013 год   Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - в ...

сотрудничеству педагогов ДОУ с родителями детей с учетом нормативно-правовых документов 4

(ФЗ ≪Об образовании в Российской Федерации≫ от 29.12. 2012 г.)

Литература:

1. Алиева Т. Детский сад и семья: возможности социального партнерства // Дошкольное

воспитание. — 2011. — № 12. — с. 38.

2. Гладкова Ю.А., Баринова Н.М. Технологии педагогического общения с родителями //

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2010. — № 2.

3. Григорьева О., Александрова И. ≪Знаете ли вы своего ребенка?≫ Родительское собрание в

форме семейной гостиной // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 3. — с. 77.

4. Кротова Т. Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников // Дошкольное

воспитание. — 2007. — № 9. — С. 108.

5. Шеладаева С, Пономарева О., Слободскова Н. Родители и воспитатели — партнеры //

Дошкольное воспитание. — 2012. — № 12. — с. 56.

Задание: Подготовиться к групповому обсуждению статей из рекомендованной литературы

и обмену опытом по следующим вопросам:

1. Учебная конференция: Особенности современной семьи. Составить портрет

современной семьи дошкольника.

2 Ролевая игра ≪Детский сад глазами современных родителей≫. Обоснование реализации

потребностей субъектов образовательного процесса — детей и родителей — в новых

формах взаимодействия с ДОУ.

3 Дискуссия ≪Готовы ли педагоги и родители стать субъектами образовательного процесса

в ДОУ?≫

4 Современные формы взаимодействия педагога и ДОУ с родителями и семьей?

Перспективы развития форм взаимодействия?

4__