Раздел 1. Социально-психологический тренинг общения

Тема Тема 1.5. Эффективные формы взаимопонимания

Цель: проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками,

препятствующие эффективному взаимопониманию, определить, какие условия следует

соблюдать, чтобы преодолевать барьеры в общении.

Теоретическая подготовка студентов: составить тезисы к статье (по выбору).

Едакова И.Б., Кузьмина О.А. Роль педагогической оценки в воспитании ребенка // Справочник

старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2009. — № 2.

Клепцова Е. Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения педагога к детям

//Дошкольное воспитание. — 2007. — № 4. — С. 92.

Клепцова Е. Детская нетерпимость //Дошкольное воспитание. — 2008. -№ 7.-С. 78. \

Русина Е. Личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: есть ли оно в

наших детских садах? //Дошкольное воспитание. — 2007. -№ 2. — С. 10.

Слепцова И. Основы личностно ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми //

Дошкольное воспитание. — 2007. -№ 3. — С. 74.

Задание 1

• Опишите из своей практики наиболее типичные ситуации взаимодействия и общения детей

с другими людьми. Способны ли дети в зависимости от возрастной группы дошкольников

описать межличностные отношения, готовы ли обсуждать причины обид, непонимания,

конфликтов? Приведите примеры.

• Проанализируйте ситуации поощрения или наказания, используемые взрослыми в

ситуациях взаимодействия с детьми разного возраста, выявите ситуации, в которых они

наиболее часто представлены. Как они могут отразиться на взаимопонимании между детьми

и взрослыми? Как оценки взрослыми поступков детей отразятся на формировании их

самооценки?

Какие стереотипы взрослых в вопросах поощрения и наказания детей Вы можете выделить?

Задание 2. Опишите из своей практики ситуацию стимулирования или порицания действий,

поведения и деятельности детей и проанализируйте: 1) опишите реакцию ребенка (речь,

невербальные характеристики, эмоциональное состояние) на ваши действия. 2) Как Вы

24 стр., 11576 слов

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего возраста на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ

... , 2007. - 64 с. 26. Слепцова И. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми // Дошкольное воспитание. - 2007. - №2. 27. Смирнова, Е. О. Особенности общения с ... согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Все описанные движения развиваются и оттачиваются в ходе проведения описанных ниже игр и упражнений, которые помогают развить ...

считаете: какие высказывания и невербальные средства общения (мимика, интонации и сила

голоса, поза, жесты и др.) в адрес детей преобладают в вашей практике: позитивные или

негативные, нейтральные или оценочные? какие высказывания Вы считаете наиболее

эффективными? (прямые или косвенные, оценочные или нейтральные?) 3) Удается ли Вам

всегда верно определить мотивы поведения детей? Установите связь эмоциональных реакций

детей с поведением педагога (со своими высказываниями).

Что необходимо, чтобы

взаимодействие педагога с детьми имело конструктивный характер? Какие приемы общения

педагога с детьми должны преобладать по Вашему мнению?

Как Вы понимаете (какое содержание и смысл Вы вкладываете в понятие) личностно

ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми. Выразите эту мысль кратко в

качестве своего педагогического кредо

Раздел 2. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в доу

Тема 2.1. ≪Во что играют наши дети?≫ задачи сопровождения игровой деятельности

дошкольников с учетом современных тенденций в сфере дошкольного образования

Литература:

1. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? // Воспитание школьников. — 1998. — № 4.- С.

33−34.

2. Аннаева М., Гайдаржи С. ≪Матрешка и пирамидка против компьютера≫. Родительское

собрание в форме судебного заседания // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 11. — с. 62.

3. Короткова Н. Формы игры в образовательном процессе детского сада // Ребенок в детском

с, а д у. — 2 0 1 0. — 3 4. — С. 2−8.

4. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. — СПб.:

4 стр., 1520 слов

Влияние семейного воспитания на социализацию современного подростка

... ПРИЛОЖЕНИЯ___________________________________________________54 ВВЕДЕНИЕ Тема данной курсовой работы «Влияние семейного воспитания на социализацию современного подростка» представляет актуальность в связи с необходимостью коренного ... . Л.: « Лениздат», 1981. 28. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей, - М., Просвещение, 1967. с. 88 29. Маленкова Л.И. ...

Речь; М.: Сфера, 2010. — 176 с.

Задание:

1_

Защита предложений по решению проблемы развития игровой деятельности дошкольников в

современных социокультурных условиях (тезисы к публикациям Н.А. Коротковой и О.В.

Солнцевой).

Роли: педагоги, родители, дети (мальчики и девочки) дошкольного возраста.

Тема 2.2. ≪Что читают наши дети?≫ (Сказки для мальчиков и девочек) сопровождение

познавательно-речевого развития дошкольников с учетом современных тенденций в сфере

дошкольного образования

Литература:

1. Асланова Ю., Попова О., Гамбарян 3. Приобщаем к чтению книг // Дошкольное воспитание.

— 2 0 1 2. — № 4. — С. 55−58.

2. Гриценко 3. Своеобразие читательского становления // Дошкольное воспитание. — 2008. — №

2. — С. 15; Истоки и причины нечтения // № 4. — С. 33; № 7. — С. 33.

3. Гриценко 3. Читательское развитие ребенка дошкольного возраста. К постановке проблемы

// Дошкольное воспитание. — 2010. — № 8.

4. Курбатова С. Книга — для мальчика, книга — для девочки. Опыт тендерного воспитания //

Дошкольное воспитание. — 2012. — № 10. — с. 30.

5. Страшно ли читать страшное? // Современное дошкольное образование. Теория и практика.

— 2009. — № 4.

Задание 1. Как можно определить ценность и роль детской книги в контексте современных

социокультурных условий (на основании изученной литературы)?

Анализ произведений детской литературы: составление золотого списка из десяти

лучших произведений классической детской литературы (разные жанры, основные сюжеты,

герои) для современных дошкольников. Подготовить доклады в микрогруппах, дать психолого-

педагогическое обоснование этого списка с учетом возрастных и тендерных различий детей

младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (для каждой возрастной группы).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... ПРОБЛЕМУ : поиск психолого-педагогических условий музыкально-творческого развития детей среднего дошкольного возраста через воспитание у них музыкально-творческих способностей в процессе обучения пению ... процессе практических упражнений; самостоятельное использование музыкально-дидактических игр с сенсорными заданиями. Для развития ладо – мелодического слуха – методы упражнения и определения ...

Задание 2. Ролевая игра ≪Какие книги нужны мальчикам и девочкам? Мнение психологов,

педагогов и детей≫ (роли наблюдателей, взрослых и детей).

На основе подготовленных списков детской литературы защитить позиции педагогов, ≫

психологов, родителей, детей (мальчиков и девочек) относительно влияния конкретных

литературных произведений на становление читательских интересов детей.

По окончании игры выслушать мнение наблюдателей-экспертов, провести рефлексию.

Задание 3.

Подготовиться к обсуждению вопросов: ]

• Нужны ли ≪страшные≫ произведения для детей?

• Какие книги могут навредить ребенку?

• Почему дети зачастую любят монстров и уродов?

• Всегда ли страх — это плохо?

• В какой степени книги влияют на формирование личности ребенка?

Тема 2.3. ≪Мальчики — налево, девочки — направо≫ обсуждение проблемы становления

тендерной идентичности мальчиков и девочек в условиях семьи и детского сада.

Литература:

1. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют мальчики: тендерный подход в

образовании: Учебно-методическое пособие. — М.: ≪Цветной мир≫, 2013. — 96 с.

2. Лыкова И.А., Касаткина Е.И., Пеганова С.Н. Играют девочки: тендерный подход в

образовании: Учебно-методическое пособие. — М.: ≪Цветной мир≫, 2013. — 96 с.

3. Трубайчук Л., Евтушенко Н. Учет тендерной специфики в образовании детей дошкольного

возраста // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 7. — С. 35.

4. Т.Н. Доронова ≪Мальчики — налево, девочки — направо!≫ // Обруч. 2009. — № 3.

Задание:

Студенты распределяются в три микрогруппы и подготавливают выполнение заданий по

направлениям:

2

1. Анализ подготовленных тезисов статьи Т.Н. Дороновой ≪Мальчики — налево, девочки —

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание № 5, 1989

... Н. Я. Фор­мирование предметно-игрового взаимо­действия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных действий ... По мере работы с детьми педагог должен переходить к более гибкой организации предметно-игровой среды, предоставляя самим малышам ... воспитатель может уделить время для игры с одним ребенком или парой детей, преследуя цель формирования у них и/ умений ...

направо!≫ // Обруч. 2009. — № 3.

2. Анализ и защита коллективной рецензии на статью Трубайчук Л., Евтушенко Н. Учет 4

тендерной специфики в образовании детей дошкольного возраста // Дошкольное

воспитание. — 2011. — № 7. — С. 35.

3. Презентация в виде рецензии — рекомендации методического пособия для педагогов и

родителей по данной тематике.

Тема 2.4. ≪Детский сад моей мечты≫ создание развивающей предметно-пространственной

среды с учетом тендерной социализации мальчиков и девочек в условиях детского сада;

Литература:

1. Глушкова Г., Мусиенко С. Предметная среда действительно развивающая? // Дошкольное

воспитание. — 2008. — № 2. — С. 107.

2. Короткова Н.А. Домашний игровой уголок дошкольника // Ребенок в детском саду. — 2006. -

№ 3. — С. 83−87.

3. Короткова Н. А. К проблеме организации предметной развивающей среды для детей

старшего дошкольного возраста / Ребенок в детском саду. — 2007. — № 4. — С. 6−9.

4. Короткова Н.А. Предметная развивающая среда: подход к взаимодействию детского сада с .

семьей // Ребенок в детском саду. — 2004. — № 2. — с. 28−30.

5. Поштарева Т., Мажаренко С. Развивающая предметно-пространственная среда как условие

формирования представлений об этнической культуре // Дошкольное воспитание. — 2008. -

№ 1. — С. 43.

6. Ушакова О.А., Емельяненко Е.М., Конина И.И. Среда как средство социализации личности

дошкольника// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2010. — № 1.

17 стр., 8391 слов

Учебно-методическое пособие может быть использовано учителями-дефектологами, работаю-щими в дошкольных учреждениях компен-сирующего вида, студентами дефект

... , в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002 ... дошкольных учреждениях комбинированного вида, где воспитываются как дети с нормальным темпом психического развития, так и с ЗПР. Старший ... Создание условий: - необходимо создать специальную среду и подобрать соответствующее оборудование, пособия и игрушки ...

7. Шмарина О.И., Тимошкина Н.И. Роль образовательной среды в развитии эстетической

культуры ребенка // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2009. -

№ 11.

Задание: Групповое обсуждение статей из рекомендованной литературы и обмен опытом

по следующим вопросам:

1. Анализ различных подходов и формулировка проблемы создания развивающей предметно-

пространственной среды в целях позитивной социализации детей дошкольного возраста.

2. Современные требования к организации развивающей предметно-пространственной среды

ДОУ

3. Перспективы развития развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

Разработка и защита проекта развивающей предметно-пространственной среды ДОУ через

10 лет

Тема 2.5. ≪Педагог и мода≫

Задание: Групповое обсуждение и обмен опытом по следующим вопросам:

1. Обсуждение проблемы ≪дресс-кода≫ современного педагога дошкольного образования с

учетом различных видов его профессиональной деятельности. Выработка оснований

(требований) для проектирования комплектов одежды с учетом возраста детей, сезона и

видов совместной деятельности.

2. Проектирование моделей одежды для педагогов дошкольного учреждения для проведения

подвижных и театрализованных игр, организации прогулок и труда в природе.

Тема 2.6. ≪Современный дошкольник и детский сад≫ особенности современных

дошкольников и своеобразие современной социальной ситуации развития, механизмов

социализации в современных социокультурных условиях дошкольного учреждения '≫

7 стр., 3139 слов

Эпоха постмодерна — среда современного воспитания

... СРЕДА СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Одним из важнейших аспектов общекультурного кризиса, начавшегося в прошлом веке, является кризис системы образования. Постмодернистская ситуация в современной ... значимостью. Над ней работают многие известные научные учреждения и организации (ЮНЕСКО, Европейский Институт по изучению ... 9). И говоря о том, что же стало препятствием для движения по пути верному, давая социально ...

(игровая, познавательно-исследовательская деятельность и общение).

Литература:

3__

1. Внимание: современный ребенок // Современное дошкольное образование. Теория и

практика. — 2009. — № 2.

2. Карабанова О.А. Не надо ребенка воспитывать, с ним надо просто жить, уважая его

личность // Современное дошкольное образование: теория и практика. — 2013. — № 5 (37).

-

С. 20−25.

3. Комарова О.А., Аделева Р.Н., Вятская Н.В. Группа ДОУ глазами современных

дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2010. — № 8.

4. Кохан О.Н. Портфолио группы ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного

учреждения. — 2010. — № 12. ≫

5. Юдина Е.Г. Позиция педагога: авторитаризм и партнерство // Вопросы психологии. — 2005. -

№ 4.

6. Юдина Е.Г. Позиция взрослого во взаимодействии с ребенком дошкольного возраста //

Теоретическая и экспериментальная психология. — 2009. — Т. 2. — № 2.

Задание: Групповое обсуждение статей из рекомендованной литературы и обмен опытом

по следующим вопросам:

1. Учебная конференция: образ современного дошкольника по материалам статей и

обобщению и анализу материалов педагогического опыта.

2. Профессиональные позиции педагога дошкольного образования в современном

образовательном процессе ДОУ (по материалам статей).

Тема 2.7. ≪Семья и детский сад≫

Цель: содействовать формированию представлений студентов о современных подходах к

сотрудничеству педагогов ДОУ с родителями детей с учетом нормативно-правовых документов 4

(ФЗ ≪Об образовании в Российской Федерации≫ от 29.12. 2012 г.)

Литература:

1. Алиева Т. Детский сад и семья: возможности социального партнерства // Дошкольное

воспитание. — 2011. — № 12. — с. 38.

2. Гладкова Ю.А., Баринова Н.М. Технологии педагогического общения с родителями //

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2010. — № 2.

3. Григорьева О., Александрова И. ≪Знаете ли вы своего ребенка?≫ Родительское собрание в

форме семейной гостиной // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 3. — с. 77.

4. Кротова Т. Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников // Дошкольное

воспитание. — 2007. — № 9. — С. 108.

5. Шеладаева С, Пономарева О., Слободскова Н. Родители и воспитатели — партнеры //

Дошкольное воспитание. — 2012. — № 12. — с. 56.

Задание: Подготовиться к групповому обсуждению статей из рекомендованной литературы

и обмену опытом по следующим вопросам:

1. Учебная конференция: Особенности современной семьи. Составить портрет

современной семьи дошкольника.

2 Ролевая игра ≪Детский сад глазами современных родителей≫. Обоснование реализации

потребностей субъектов образовательного процесса — детей и родителей — в новых

формах взаимодействия с ДОУ.

3 Дискуссия ≪Готовы ли педагоги и родители стать субъектами образовательного процесса

в ДОУ?≫

4 Современные формы взаимодействия педагога и ДОУ с родителями и семьей?

Перспективы развития форм взаимодействия?

4__

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector